«Родом из детства» (о жизни и творчестве дальневосточного писателя, уроженца Быстринска, Владимира Иванова).

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Родом из детства» (о жизни и творчестве дальневосточного писателя, уроженца Быстринска, Владимира Иванова).

Илларионов В.А. 1
1МБОУ СОШ п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края
Егорова И.К. 1
1МБОУ СОШ п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моей исследовательской работы: «Родом из детства» (о жизни и творчестве дальневосточного писателя, уроженца Быстринска, Владимира Иванова).

Актуальность.

В музее нашей школы мы можем увидеть все произведения уроженца п. Быстринск, выпускника Быстринской школы, члена писателей России Иванова Владимира Васильевича. С некоторыми произведениями из книги «Сказки Батюшки-Амура» мы, семиклассники, знакомы, прочитали их на занятиях факультатива «Литература Дальнего Востока». Но с биографией этого интересного человека я знаком мало, с большинством книг не знаком вообще. И я подумал, что пришла пора побольше узнать об этом писателе, нашем земляке и обобщить материал о нём для нашего музея, чтобы быстринские школьники узнавали не только из предисловий к книгам, но и из моей презентации, из моего буклета.

Проблема, которую я попытался разрешить, заключалась в том, что я очень мало знаю о Владимире Васильевиче Иванове, несмотря на то, что даже в нашем музее достаточно сведений о нём, собраны все его книги. Владимир Васильевич приезжает в Быстринск, здесь живут его родственники, похоронены родители. Чтобы разрешить эту проблему, я изучил биографию писателя, ближе познакомился с его произведениями самостоятельно.

Гипотеза. Существует устоявшееся представление о том, что знакомить учеников с творчеством писателей, поэтов – удел учителей. Я хочу опровергнуть это мнение. От нас, учеников, тоже многое зависит. И мы можем, приложив усилия, собрать, обобщить материал об интересном человеке, писателе и познакомить с результатами своих трудов всех детей школы, чтобы книги не просто лежали, а читались, учили прекрасному.

Цель моей работы: изучить и обобщить, оформить в презентацию материал о писателе Владимире Васильевиче Иванове.

Задачи:

Выяснить актуальность работы по выбранной мною теме.

Изучить материалы по указанной мною теме.

Обобщить и систематизировать изученный материал.

Качественно оформить работу и приложения к ней.

Познакомить учеников нашей школы с личной и творческой биографией дальневосточного писателя, нашего земляка, Владимира Иванова. Подарить в музей результаты моего исследования для использования на уроках литературы Дальнего Востока и во время экскурсий в музее.

Для реализации своего проекта я избрал следующие методы: изучение материалов, имеющихся в музее нашей школы.

Материалы своего исследования я рекомендую для использования на факультативе «Литература Дальнего Востока» и во время экскурсий в наш школьный музей.

Жизненный и творческий путь

Иванова Владимира Васильевича

Общие данные

Владимир Васильевич Иванов родился в 1946 году в Чулымском районе Новосибирской области. В 1953 году семья Ивановых переехала на Дальний Восток на Нижний Амур, в п. Быстринск. На амурских просторах прошли детство и юность Владимира. В 1962 году он окончил восьмилетнюю школу в п. Быстринск, а в 1965 – среднюю школу в

п. Циммермановка. После школы недолго работал на катере. В 1965-1968 годах служил в ракетных войсках стратегического направления. В 1973 году окончил Дальневосточный Политехнический институт. Работал на Билибинской атомной станции в Магаданской области – управлял энергоблоком «реактор – турбина – генератор».

С 1980 года Владимир Иванов живёт и трудится во Владивостоке. Стихи и рассказы начал писать ещё на Севере. В 1988 году на конкурс, объявленный краевой газетой «Красное знамя», выслал два рассказа, один из которых («Кентавры») был опубликован в том же году в сборнике «Литературный Владивосток»

Владимир Иванов – автор поэтических сборников «Отрада» (1999 год), «Радуга жизни» (1999 год), «Аура сердца» (2001 год), «Эрос Амура (2006 год), «Радость утренних рос» (2009 год), книг прозы «Когда плачет трава» (2003 год), «Сердце на рассвете» (2005 год), «Земная спираль поэта» (2008 год), «Рассказы батюшки-Амура» (2012 год). Член союза писателей России.

Владимир Васильевич Иванов старается как можно чаще приезжать на свою малую родину. Встречается с местными жителями, посещает школу, дарит школьному музею новые экспонаты, свои книги. Он не кичится своим званием «писатель», он живёт интересами людей, среди которых прошло его амурское детство.

Родом из детства

Мой самый любимый рассказ Владимира Иванова – «Заячья душа». Прочитав его, я понял, что многое, о чём говорит писатель, о чём переживает - родом из его детства.

Сейчас уже с трудом можно представить картину, описанную в рассказе «Заячья душа»: Василий Петрович Иванников после смерти жены остаётся с четырьмя сыновьями, мал мала меньше. Он один воспитывает мальчишек, развивая в них трудолюбие, ответственность, выносливость. И в то же время он обращает внимание на то, чтобы его дети росли великодушными, отзывчивыми, обращающими внимание на красоту окружающего мира. Но он переживает, смогут ли его дети воспринимать жестокости мира природы и человека. Однажды, отправившись с сыновьями на проверку петель, поставленных на заснеженных островах на зайцев, он становится свидетелем того, как младший, Саша, не смог без слёз наблюдать за мучениями зайца, попавшего в петлю, и потребовал отпустить бедное животное на волю, а не забивать его палкой.

- Саша, ну что ты так переживаешь за зверька?.. – не знал он, как успокоить сына.

Подошёл к нему и старший брат:

- Чего расхныкался? Не тебя же, в самом деле, собирались бить палкой…

Но ребёнок по-прежнему сидел в снегу с закрытыми глазами, его плечи изредка вздрагивали. Заяц, пытаясь освободиться от смертельной хватки петли, по-прежнему прыгал, метался в разные стороны и кричал на разные лады. Ему так хотелось жить! Создалась гнетущая ситуация, и отец первым предложил выход:

- Хочешь, я отпущу зайца на волю?

- Да-а, папа, отпусти его, пожалуйста… согласился сын и открыл лицо: оно было всё мокрое от слёз и грязным от рукавиц.

«Поздним вечером, когда дети уснули после напряжённого дня, Василий подошёл к рамке с фотографиями, которая висела в прихожей на стенке. В ней среди прочих была приклеена одна, быть может, самая ценная сейчас для него: молодая сибирячка Настя с первенцем на руках счастливо улыбалась. Фотография была довоенной и чудом сохранилась. Глядя на это фото, он всё время вспоминал совместные годы жизни: они были наполнены счастьем и любовью. Вот и сейчас он подошёл к любимой фотографии и мысленно заговорил с бывшей супругой: «Наш с тобой первенец до сих пор работает капитаном на катере – смог он пробиться в жизни. Да и другие сыновья тоже пойдут по жизни самостоятельно. Настенька, но кого ты родила последним? Уходя в мир иной, знала ли ты, кого оставила мне на воспитание? Мои отцовские требования к земной жизни, как к будущему мужику, к нему не подходят. До сего дня я думал, что наш Сашка будет таким же, как и пятеро наших предыдущих – смелым и бойким. Но он оказался другим – не таким, как все наши сыновья. Оказывается, нашему с тобой последышу жалко весь белый свет: птиц, зверей и весь живой мир он хорошо понимает и чувствует сердцем. Всех их он воспринимает как родных братьев и сестёр».[7]

Этот рассказ автобиографичен. Мы видим, что для писателя Владимира Иванова детство – это один из самых главных этапов жизни. Любовь к природе, уважение к людям – это всё из детства писателя.

Отец для него – это основа основ. Именно он создаёт для своих детей мир детства, о котором будет помниться всю жизнь. [Приложение 1]

Отец

Иванов Василий Петрович родился в 1908 году в Орловской губернии в дружной семье крестьянина-труженика. Получил начальное образование. В 1941 году был призван на фронт. Служил в артиллерийских войсках в звании рядового. Наград не имел. В 1945 году, будучи тяжело раненым, попал в плен к фашистам. В плену работал в немецкой шахте молотобойцем в кузнице. После победы над фашистской Германией был освобождён из плена и в декабре 1945 года вернулся в семью, в родную Сибирь. В июне 1953 года в составе семьи из девяти человек Василий Петрович приезжает на Амур, в п. Быстринск Ульчского района Хабаровского края, куда ранее переехали родственники по матери Брезгуновы.

До самой пенсии Василий Петрович работал в Быстринском леспромхозе кузнецом. Все его дети (шесть сыновей и дочь) окончили Быстринскую школу. Умер Иванов В.П. 27 февраля 1970 года.

Представление книг Владимира Иванова

Книга Владимира Иванова «Я приходил на рассвете» издана в 2017 году. В ней описывается история и необходимость символизма, его влияние на творчество Сергея Есенина. [Приложение 2]

Книга «Земная спираль поэта», написанная Владимиром Ивановым в соавторстве с Сергеем Клименко, сочетает в себе редкостный сплав документальности, историчности с раскрытием есенинского потаённого. В ней синонимами являются Есенин-Русь-Космос. Автор, каждый по-своему и по-новому, приоткрывают многие тайны жизни и творчества поэта. В этой книге читатели узнают истинную картину смерти Есенина в номере гостиницы «Англетер» 27 декабря 1925 года, кому и почему он написал кровью за несколько минут до своей гибели последнее и самое таинственное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

В книге также кратко описаны последние дни жизни А. Блока и причины смерти В. Маяковского. [Приложение 3]

Книга «Сердце на рассвете». Рассвет – это не только начало утра, но и ранний период или начало чего-нибудь. Детство и юность человека - тоже рассвет, начало его жизни. К юноше и девушке пришла первая любовь… Затрепетали в первом поцелуе влюблённых молодые пылкие сердца! В душе и в сердце каждого наступил рассвет. Молодая женщина впервые родила ребёнка и с улыбкой кормит его на руках. Она отдаёт, дарит ему вместе с молоком и свою любовь. Это тоже рассвет – материнский. А вот мужчина на сельской улице впервые строит из брёвен дом для своей семьи… Мальчик впервые поймал на удочку рыбёшку… Никто из нас, людей, не возьмётся назвать число таких прекрасных мгновений – рассветов. [Приложение 4]

Книга «Радость утренних рос». Рассвет – это не только начало утра, но и ранний период или начало чего-нибудь. Детство и юность человека - тоже рассвет, начало его жизни. К юноше и девушке пришла первая любовь… Затрепетали в первом поцелуе влюблённых молодые пылкие сердца! В душе и в сердце каждого наступил рассвет. Молодая женщина впервые родила ребёнка и с улыбкой кормит его на руках. Она отдаёт, дарит ему вместе с молоком и свою любовь. Это тоже рассвет – материнский. А вот мужчина на сельской улице впервые строит из брёвен дом для своей семьи… Мальчик впервые поймал на удочку рыбёшку… Никто из нас, людей, не возьмётся назвать число таких прекрасных мгновений – рассветов. [Приложение 5]

Книга «Как прекрасен этот мир». Мать-Природа в творчестве автора будит сознание человека через сердце. Так он, человек, устремляется ввысь: просыпаются тело, душа и само сердце. Автор описывает жизнь не как движение тела, но как движение души. И каждый солнечный лучик у него – это тропинка для её возвышения. [Приложение 6]

Книга «Рассказы батюшка-Амура».Амур – одна из величайших рек мира. Она – достояние России. На её берегах проживают мужественные, сильные духом люди разных национальностей, влюблённые в свой необычный и необъятный край. У каждого из них – своя судьба. Но книга не только об этом.

Жизнь, природа, радость и любовь… Их созвучие автор отражает единым колоколом. В его произведениях сердце не стучит – оно вдыхает и выдыхает жизнь. Своим сердцем он обнимает униженное сердце. А на травах путей судьбы выпадает роса покаяния. [Приложение 7]

Книга «Когда плачет трава». Книга «Когда плачет трава» состоит из повести и рассказов, животворные корни которых исходят из самой жизни. Любовь, человечность, необыкновенно стойкий дух жизни, нравственность и духовность, природа и человек в ней – главные мотивы книги. Её герои живут рядом с нами, и в этом жизненность прозы Владимира Иванова. [Приложение 8]

Поэтическое творчество

Поэтическое творчество Владимира Иванова представлено в нескольких книгах. В данном исследовании я хочу представить несколько самых понравившихся мне стихотворений. Хотя все его стихи интересны, самобытны. Многие из них адресованы взрослым людям. Поэтому я привёл те, которые мне понятны.

***

Душа твоя… Её послушай –

И запоёт в тебе она.

Соединяет лира души

Во все века и времена.

Храни друзей ты пуще ока:

Они то Бога нам даны.

А всё, что нам дано от Бога,

Нас греет радостью весны.

(из книги «Отрада»)

[Приложение 9]

Север

Суров бескрайний север…

Лежат в безмолвии снега.

Метёт жестокий ветер

Их тут играючи, слегка.

И жизнь, затихшая до лета,

Вновь ждёт весеннего тепла.

И долго будет не согрета –

Здесь солнце светит лишь едва.

(из книги «Радуга жизни»)

[Приложение 10]

Прощание

Осенний лист, любви земной частица,

В порывах ветра с дрожью умирал,

Кружил в полёте долго он – как птица.

Морзянку лесу дятел отстучал:

«Прощай, прощай, родная мать-берёза!

Прощай, прощай, отец, небесный свет!

Не буду ждать я снега и мороза.

Мне тёплых дней давно уж боле нет!»

(Из книги «Эрос Амура)

[Приложение 11]

Грачи

До грачей была зима…

Дули ветры и метели.

Принесли грачи всем март,

И сосульки, и капели.

Вьёт семья грачей гнездо

Каждый день одно по кругу.

Слышно гомон далеко.

Так галдят – на всю округу.

(Из книги «Земные братья)

[Приложения 12-13]

Вывод

Познакомившись с биографией и творчеством Владимира Иванова, я пришёл к выводу, что в формировании человека, писателя огромную роль играет семья, отношения в ней. Именно в детские годы закладывается отношение к людям, к миру природы. Писатель воспевает мир, в котором живёт, не идеализируя его. Я рад, что познакомился с творчеством своего земляка.

Заключение

Работая над данным исследованием, я постарался выполнить все поставленные задачи и реализовать поставленную цель. В музее оформлена выставка книг Владимира Иванова. [Приложение 14]

Я провёл её презентацию и познакомил учащихся нашей школы с его творчеством. Материалы своего исследования я предлагаю использовать во время экскурсий в наш школьный музей и на факультативе «Литература Дальнего Востока».

Использованные ресурсы:

Владимир Иванов «Отрада». Издательство «Дюма». Владивосток. 1999

Владимир Иванов «Аура сердца». Издательство «Утро России». Владивосток. 2001 г.

Владимир Иванов «Сердце на рассвете». Издательство «Дюма». Владивосток. 2005 г.

Владимир Иванов. «Эрос Амура». Издательство «Дюма». Владивосток. 2006 г.

Владимир Иванов. Сергей Клименко. «Земная спираль поэта». Издательство «Дюма». Владивосток. 2007 год.

Владимир Иванов. «Радость утренних рос». Издательство «ЛАИНС». Владивосток. 2009 г.

Владимир Иванов. «Рассказы батюшки-Амура». Издательство «Дюма». Владивосток. 2012 г. с. 186 – 188.

Владимир Иванов «Как прекрасен этот мир». Издательство «Дальиздат». Владивосток. 2012 г.

Владимир Иванов. «Как прекрасен этот мир». Издательство «Дальиздат». Владивосток 2012 год

Владимир Иванов. «Я приходил на рассвете». Типография «Альфа-Принт». Владивосток. 2017 год

Приложения

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7

Приложение № 8

Приложение № 9

Приложение № 10

Приложение № 11

Приложение № 12

Приложение № 13

Приложение № 14

Просмотров работы: 120