Что там, за Царскими вратами

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что там, за Царскими вратами

Тимощук М.Д. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Кемерово
Симоненко Л.С. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучение отдельных предметов" г.Кемерово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.

В.Н. Лазарев.

Из программы «Духовная музыка», рекомендованной Министерством образования РФ (М., 1994)

В 4 классе у нас появился новый предмет, основы религиозной культуры и светской этики. Он оказался необычайно интересным – именно здесь мы узнаём, насколько история русского народа обогащена православной верой, без которой не мыслилось само существование Святой Руси. Особенная роль отводится храму, который являлся в буквальном смысле вратами в мир небесный. С храмом связана вся жизнь каждого православного человека от его рождения, второго рождения в крещении, и до упокоения.

Строился город или село – первым делом продумывалось место для церкви. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая церковь.

Храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека. Храм обычно строился на «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом), на возвышенности, и служил основой будущего поселения.

В настоящее время в моем родном городе Кемерово более 50 православных храмов, соборов, церквей и часовен.

Моя исследовательская работа актуальна, так как в работе рассматривается тема изучения наших духовных корней, при том, что интерес к религии и церкви растет.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана пока малоизвестная многим школьникам тема.

Объект исследования: некоторые храмы Центрального и Ленинского районов города Кемерово.

Предмет исследования: обустройство алтарной части храмов.

Цель работы: выяснить, какую роль играет церковное пространство, находящееся за иконостасом.

Задачи:

Изучить историю появления в церкви иконостаса, Царских врат.

Побывать в разных храмах нашего города.

Сравнить убранство алтаря и обустройство его.

Провести анкетирование среди учащихся моей школы.

Наметить дальнейший план исследования по изучению православных храмов.

Методы, с помощью которых мы планировали достичь поставленной цели:

наблюдение,

анкетирование,

изучение источников литературы, Интернета,

посещение храмов,

беседы с родителями, дедушкой, священнослужителями.

Беззаботная пора детства уже заканчивается, а неоткрытых тайн осталось ещё так много. Так что же там, за Царскими вратами?

Глава I. Из истории храмостроительства

Ветхозаветный храм – скиния

Храм –это дом Бога на земле. Христиане приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Как здание священное, храм отличается от обыкновенных зданий и внешним видом. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение.Основные части храма сложились еще в ветхозаветный период, т.е задолго до явления Иисуса Христа.

По преданию, строение храма было продиктовано Богом пророку Моисею на горе Синай. Прообразом христианских храмов стала иудейская скиния – переносной храм-палатка во время скитания иудеев по пустыне. (Слайд 2). Основное назначение скинии – хранение Ковчега Завета со скрижалями Закона Моисея и свершение жертвоприношений. (Слайд 3)

Скиния имела три части: Святое Святых, святилище и притвор. Святое Святых было образом Царства Небесного, в которое вход был строго запрещен постольку, поскольку после грехопадения Адама и Евы никто уже не мог туда войти. Вторая часть храма, известная как святилище, была предназначена для принесения жертвы Богу, которую совершали священники. Доступ в святилище простым иудеям был запрещен. Они имели право стоять только в притворе.

Первые христианские храмы

Традиционно христианские зодчие строили храмы с основанием, похожим на базилику (корабль), крест или ротонду (круг). Вместо обычной крыши храм венчают золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты. (Слайд 4) Купола было принято строить в виде «луковицы» или «шлема», покрытые золотом, они горят как гигантские свечи, устремленные в небеса, а свеча – символизирует христианскую молитву. Позолоченные своды существуют только в православной конфессии. Золото для русских православных людей это знак нетленности, бессмертности, величия, идея пламенности и горения.

Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и молитвы верующих. Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест. Современный вид православного храма - это сочетание долгого развития и устойчивой традиции. Так внутреннее устройство храма соотносится с устройством ветхозаветной скинии.

Внутреннее устройство храма. История появления иконостаса

Для того, чтобы познакомиться с внутренним устройством храма, мы совершили путешествие в Знаменский Кафедральный Собор г.Кемерово, храм Святой Троицы, храм Казанской иконы Божией Матери, храм целителя Пантелеймона. (Слайд 5) Поднявшись по ступеням храма, мы попадаем в притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Здесь в древние времена стояли некрещеные люди (не христиане), которые готовились еще к принятию Крещения. Часто над притвором расположена колокольня. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Проходим дальше и попадаем в среднюю часть храма. Это основное помещение, предназначенное для молящихся, символизирующее обновленный, безгрешный мир, нижняя часть которой означает земную, а верхняя часть - небесную область бытия. (Слайд 5) Посмотрите какая необычайная красота, всюду нас окружают иконы с образами и изображения ангелов и святых.

Средняя часть храма находится между алтарем и притвором. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперед, в среднюю часть храма. Оно называется солеёй. В середине солеи находится амвон – место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям солеи расположены клиросы – места для чтецов и хора. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, называемых приделами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определенных святых.

В средней части храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. В алтаре помещается божественное начало. Эта наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма и отделяется иконостасом. (Слайд 5).

С греческого языка «иконостас» дословно переводится как «подставка для икон». С первых дней появления и распространения христианства перед священнослужителями стояла задача отделить алтарь, ведь вход в эту часть доступен лишь только служителям церкви (так как обряд является священным). Для начала для того, чтоб оградить людей от алтаря, использовали невысокие колонны. Затем вместо колонн стали использовать решетки. Но люди все равно продолжали смотреть на алтарь, что было нежелательным. Затем стали вывешивать иконы потому, что люди всегда смотрят на таинственный алтарь, и видят иконы, не забывая помолиться и поклониться святым. Сегодня традиционный иконостас состоит из пяти рядов с иконами, расположенными в строгом соответствии с правилами. В самом вверху, иконостас обычно венчает распятие, пятый и четвертый ряд - изображения праотцев и пророков, третий ряд – эпизоды жизни Иисуса, ниже находятся иконы с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и местные иконы.

В центре местного чина располагаются Царские врата. В стороне или по сторонам от Царских врат располагаются дьяконские врата, для входа в алтарь церковнослужителей в любое время.

Царские врата

Если рассматривать иконостас как образ Царства Небесного, то Царские врата — это двери рая, символ входа в Царство Божие Царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

И иконостас, и Царские врата в разных храмах различаются по богатству украшения, материалу, из которого выполнены, ажурностью, количеством рядов икон.

Мы составили таблицу иконостасов исследуемых храмов (Слайд 6,7,8)

Таблица 1

иконостасы храмов

Знаменский

Троицкий

Казанский

Пантелеймона

материал иконостаса

дерево

дерево

мрамор

дерево

рядов икон

4

4

2

3

ажурность

Царских врат

+

+

+

+

Мы побывали в разных храмах и увидели, что во всех посещённых храмах есть алтарь, в нем есть престол, на нем в свою очередь священные предметы. Алтарь – главная часть храма (Слайд 9), являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

1.5 Священные предметы, используемые на православном богослужении

В алтарной части находится Святой Престол и Жертвенник.

Самое важное место в алтаре – престол – особо освящённый четырёхугольный стол, украшенный двумя материями: нижней – белою из полотна и верхней – из парчи. Престол в храме символизирует Небесный Престол Господний, поскольку на нем находятся Святые Дары – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, которыми причащаются из Чаши (потира) христиане, которую священник выносит на амвон. Запасные Святые Дары для причащения больных сохраняются на престоле в дарохранительнице, которая традиционно имеет вид церкви. На престоле также находятся антиминс (с греческого - «вместопрестолие») – плат, который изображает положение во гроб с частичкой святых мощей и напрестольное Евангелие, которое является символом меча Господнего, которым Он побеждает дьявола и смерть.

Во время посещения храмов мы увидели, что в КАЖДОМ храме в алтаре обязательно есть одни и те же священные предметы.

На ПРЕСТОЛЕ находятся

Таблица 2

священные предметы

Знаменский

Троицкий

Казанский

Пантелеймона

престол

+

+

+

+

антиминс

+

+

+

+

напрестольное Евангелие

+

+

+

+

семисвечник

+

+

+

+

дарохранительница

+

+

+

+

чаша, малая ложечка

+

+

+

+

напрестольный крест

+

+

+

+

За престолом – запрестольный крест и семисвечник.

Жертвенник располагается в северной части алтаря. На нем находятся предметы, необходимые для совершения церковной службы: копие, кадило, жертвенник, лжица, малые покровцы, большой покров воздух, звездица, дискос, святая чаша или потир, ковш с блюдцем, губка.

Звездица состоит из двух небольших металлических дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.

Копие – нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копье, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

Лжица – ложечка, употребляемая для причащения верующих.

Большой покров, покрывающий вместе чашу и дискос, называется воздухом. Он знаменует собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, и Его погребальные пелены (плащаницу).

По благословению священнослужителя храма Казанской иконы Божией Матери нам посчастливилось побывать в алтаре этого храма. В алтарь могут входить не все, но только лица мужского пола. Меня поразила торжественность и таинственность этой части храма. Убранство показалось мне не очень богатым, но стены в алтаре расписаны иконами святых, а свод венчает огромная мозаичная икона Богородицы. Выражаем свою благодарность о.Александру.

Попасть в алтари других храмов нам не удалось. Но судя по фото, росписи стен алтаря Знаменского Кафедрального собора значительно богаче, чувствуется законченность композиции. В Троицком храме алтарь ещё не расписан, его украшают только иконы святых.

Анкетирование

Мы провели анкетирование среди учащихся 4-х классов моей школы. Было опрошено 95 человек. Результаты показали, что в храме были 30% школьников; что такое иконостас и Царские врата имеют представление 15%. 42 человека хотели бы узнать побольше об устройстве храма и его главных частей.

Заключение

Работая над исследованием, мы узнали для себя много нового и полезного о храмах нашего города, о внутреннем и внешнем убранстве храмов. Мы узнали о прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце.

Первые шаги в православную церковь я сделал с крестным отцом – со своим родным дедушкой. Церковь – это дом Бога, а также это сооружение, где проводятся религиозные обряды и богослужения. Чаще всего, мы с дедом ходили в Знаменский кафедральный собор. Для меня понятие веры очень сложно, я еще многого не понимаю. Но для моей семьи вера имеет значение.

Для себя мы поняли, что храм — это место особенное, специально предназначенное:

1) для встречи с Богом каждого человека;

2) для соборных молитв;

3) для совершения богослужений;

4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).

Алтарь – главная часть храма, он скрыт за Царскими вратами , являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

Проведя опрос среди учеников нашей школы, мы выяснили, что тема исследования пока что малознакома моим одноклассникам, но к ней имеется интерес. Будем продолжать работать над изучением православных храмов.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог!

(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).

Я думаю, что моя исследовательская работа была для меня полезной, т.к. осведомленность о культуре родного города, своего народа очень важна в жизни человека.

Список использованной литературы

https://youtu.be/Ur3YEbOMfQ0 Устройство алтаря

https://yandex.ru/video/search?text=как%20устроен%20алтарь%20в%20православном%20храме Алтарь православного храма

https://youtu.be/xRz30Z3X9us Устройство алтаря, часть 2

http://iamruss.ru/sacred-objects-used-in-orthodox-worship/ Священные предметы в алтаре

https://www.youtube.com/watch?v=oSaqtaBk718 правила оформления исследовательских работ

https://azbyka.ru/tsarskie_vrata Царские врата

http://obuchonok.ru/soderjanie сайт Обучёнок, правила оформления работ

https://www.sofija.ru/blog/kak-ustroen-pravoslavnyy-khram-vnutri/ Как устроен православный храм внутри

http://iamruss.ru/sacred-objects-used-in-orthodox-worship/ Священные предметы в алтаре

Приложение 1

Анкета

Бываете ли вы в храмах? Часто/ 1 раз в жизни / не был

Знаете ли вы, что такое иконостас? Да/нет

Знаете ли вы, что такое Царские врата? Да/нет

Хотели бы вы это узнать? Да/нет

Приложение 2

1. Посещение храмов города Кемерово

Храм Целителя Пантелеимона Знаменский Кафедральный собор

В храме Целителя Пантелеимона

Храм Святой Троицы

В храме Казанской иконы Божией Матери

Просмотров работы: 198