Сатира на линии огня

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сатира на линии огня

Красных Е.А. 1Кущ В.Р. 1Черныш Н.Д. 1Сафронов П.В. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПРИВОЛЖСКОЕ
Стройкина Д.Ф. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПРИВОЛЖСКОЕ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы:

- Изучить и систематизировать материал о сатире и юморе времён Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Задачи работы:

1. Собрать информацию о сатире и юморе из разных видов исторических источников: книг, учебников, документов, материалов СМИ, интернета.

2.Провести интервью с ветеранами великой отечественной войны, со старшими школьниками;

3. Представить собранный материал моим одноклассникам и другим школьникам.

Объектом данной исследовательской работы стал военный юмор, его виды

Гипотеза исследования:

Война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. Одной из таких отдушин всегда был юмор. Вместе с гранатой, штыком и пулей смех разит фашистов

Актуальность исследования.

В 2019 году наша страна отметит 74 –ю годовщину Великой Победы. 1418 дней и ночей гремела и катилась по земле пламенеющим валом война. То была война прежде всего за Отечество, поэтому ее назвали Отечественной. В истории рода человеческого та война была величайшей, поэтому ее назвали Великой. Поэтому стала Великой и Победа.

Война от нас всё дальше, а её живых свидетелей всё меньше. Скоро все они уйдут, как уходили когда-то в смертельный бой. И мы – подрастающее поколение – не будем знать всей правды о Великой Отечественной войне. Единственным источником знаний для нас останутся книги, документальные и художественные фильмы, плакаты и бесконечный фронтовой юмор. Нельзя допустить повторения трагедии, которую пережили наши прадеды и прапрадеды.

Наша работа представляет собой попытку познакомиться и рассмотреть различные виды классификации сатиры Великой Отечественной войны, его темы, характеристики героев. Анализ сатиры военных лет позволяет нам, ныне живущим, больше узнать как о жизни советской армии, так и вообще о взаимоотношениях людей, объединенных одной всенародной бедой.Именно в сатире и юморе, неразрывно соединились и скорбь по погибшим, и радость победы, и ненависть к врагу, и любовь к Родине, дому, и дружеское отношение к бойцам-однополчанам.

Военные плакаты как средство пропаганды.

«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой...» Эти слова прозвучали, как набат, с первых дней Великой Отечественной. От мала до велика, поднялся наш народ на битву с врагом.

Великая Отечественная заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди надевали военную форму и брали в руки оружие, мирные заводы начинали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили во фронтовые бригады, поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни. Не остались в стороне и те, кому жизнь наградила величайшим даром – говорить с людьми языком живописи. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух. Ту войну не представишь себе без крови и скорби, без страданий и гибелей. Но едва приутихали громовые раскаты канонад, скрежеты танковых гусениц и пулеметная дробь, как пробивались с передовой совсем другие звуки. Лихая частушка под азартный перебор походной гармоники, летучая шутка-прибаутка и забористый анекдот, меткая самодельная поговорка и хлесткий каламбур во всех истинно народных жанрах выражал советский солдат свою праведную ненависть к захватчикам.

Великая Отечественная война была огромной трагедией для общества. Люди как никогда нуждались в поддержке, в надежде, вере в победу, И кто как ни газеты, радио, плакаты, могли помочь обществу, поддержать, направить. Советская пресса призывала не впадать в отчаяние, не проявлять малодушия, но и не допускать легкомыслия в оценке гитлеровской армии. Журналисты старались подробно освещать все военные события. Героический подъем советского народа, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросло советское искусство времени отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Художники  встали рядом с бойцами фронта и тыла. С них спрашивали так же, как с любого бойца.

Им говорили: «Товарищи, на вас возложено фронтовое задание, и вы должны его выполнить. Вы творите большое патриотическое дело, делаете агитационные бомбы». И они смотрели нам свой труд как на оружие, которым можно эффективно драться с врагом. Они понимали, что плакатом надо насытить  страну. Работали много изо дня в день, сюжеты не приходилось придумывать - жизнь постоянно давала их на каждом шагу.

Плакат в годы Великой Отечественной войны добился больших успехов. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой:

“...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и “Окон ТАСС”. Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы.

Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты – это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...” – так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны.

 Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Во времена войны велась очень мощная пропаганда против немцев. И она не могла пройти бесследно. Плакаты были призваны донести до солдат, уходящих на фронт, правду о страданиях советских людей, оказавшихся под вражеской оккупацией, правду о гибели тысяч невинных женщин, детей, стариков.  Люди отходили от листа, стиснув  зубы и сжав кулаки.  

Образ матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто использовали художники плакатисты, но только этот стал символом первых дней Великой Отечественной войны. Плакат с известным произведением Ираклия Тоидзе “Родина-мать зовет!” был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали классикой советского искусства.

Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы   - это творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович. Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда (Куприянов – 1973, Крылов – 1972, Соколов – 1973) создали эскиз плаката “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.

Оккупация немецкими войсками огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи. Героями художников стали женщины и дети. Одни плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, другие показывали беду и страдание так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь.

Плакат В.Корецкого “Воин Красной Армии, спаси!”, впервые напечатанный в газете “Правда” 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Больно было смотреть на молодую мать, прижавшую к груди своего ребёнка, которым угрожал озверелый гитлеровец.

Плакат решен в два цвета: серый и красный, тональная разработка серого на фотографии, и красным изображены кровавое пятно на штыке и надпись. Лица матери и ребенка напряжены, молчаливы, но плакат словно кричит, призывая к спасению, защите и мщению.

С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда

Карикатура в борьбе с фашистским врагом.

24 июня 1941 года в Союзе Художников было созвано первое организационное собрание, на котором был избран коллектив, ставший в дальнейшем коллективом “Окон ТАСС”. 27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнечном мосту были вывешены первые “Окна ТАСС”.

Плакаты “Окон ТАСС” вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске “Окон ТАСС”. Приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: “Как только будет взята Москва, все, кто работал в “Окнах ТАСС”, будут висеть на фонарных столбах”.

Газета “Красная Звезда” в марте 1942 г. Опубликовала корреспонденцию партизана Саши “Плакаты – в тылу врага”: “Багаж” партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и... Плакаты, листовки “Окон ТАСС”. Последний груз – один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага “Окон ТАСС” чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции.

В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие “Окна ТАСС” доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой.

“Окно ТАСС” представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж “Окон” иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты.

Художники “Окон ТАСС” добивались лаконичного, меткого рисунка и контрастного цвета, литераторы сочиняли остроумный текст и легко запоминающуюся рифму. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах:“Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут”, “Каждый удар молота – удар по врагу!”, “Смерть фашистской гадине!”, “Мы знали: защитник Москвы не сплошает!”, “Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь – на Волге бить врага поможешь!” и другие.

Работа редакции “Окон” была напряженной. Два раза в день, а в экстренных случаях чаще, из ТАСС поступали сводки Информбюро. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в “Окнах”. Затем избранная тема передавалась художнику и писателю. Обычным сроком изготовления окон были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата – тиражи достигали 20 тысяч экземпляров.

Много ярких интересных “Окон ТАСС” были выполнены Кукрыниксами. В Окнах ТАСС художники обычно работали в содружестве с Самуилом Маршаком. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, художники сознательно преувеличивают существенные черты своих персонажей, заостряют их в них характерное.

К укрыниксы создали серию “Окон”, направленных против Гитлера, Геббельса, Муссолини.

Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов. Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения.

О первом плакате «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (1941), мы уже говорили. Тогда это была только непоколебимая, святая вера в нашу победу, но вот наступил 1943 год. Год сокрушительного отпора врагу. И вот Кукрыниксы напоминают во втором рисунке, состоящем из четырех частей, о полнейшем крахе самой идеи гитлеровского блицкрига.

Сатиру и юмор считали эффективнейшим оружием борьбы с неприятелем. Когда противник смешон, он не страшен. Сатирические плакаты, листовки, открытки внушали народу надежду и уверенность в победе, а бойцов лишали страха перед противником, вдохновляли на подвиги. Солдаты, уставшие от долгих изматывающих боев, нуждались в отдыхе. Карикатуры на врага и хорошие шутки поднимали настроение, снимали усталость, заряжали бодростью и решимостью бороться дальше до победного конца. В годы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн сатира и юмор были мобилизованы «на службу интересам государственной обороны».

В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, что шутит даже на смертном одре.

Наши шутки, пословицы, поговорки, частушки почти не переводятся на иностранные языки, так они изящны, тонки по своему содержанию, хотя зачастую вышли из - под топора. Во всем этом нашла отражение мудрость народа, его социально-исторический опыт, классовая борьба, трудолюбие, патриотизм. Смех всегда сопутствовал и помогал выживать, строить, и побеждать.

Ленин относился к карикатуре весьма одобрительно, усматривая в ней, прежде всего политическую сущность. Что касается Сталина, то, хотя карикатуры он любил и внимательно их рассматривал, но по отношению к себе никаких шуточек не допускал. Гитлер, когда стал могущественным диктатором, карикатуры на себя, особенно советские, ему перестали нравиться. Поэтому с началом войны против СССР художники Кукрыниксы и художник Борис Ефимов были внесены в известный "черный список" гестапо - "Найти и повесить!".

Деятели литературы и искусства помогали фронту и материально. Привожу только один пример, а их – тысячи. В мае 1942 года художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) совместно с поэтами С. Маршаком, Н. Тихоновым, С. Михалковым и В. Гусевым передали Советской Армии тяжелый танк, построенный на средства полученных ими Государственных премий. Танк был назван «Беспощадным»,на броне его башни была нарисована карикатура на Гитлера, разлетающегося в куски от выстрела из танка, и воспроизведены стихи С. Маршака и С. Михалкова. Этот танк воевал всю войну на фронте.

Ты – кольцо, да я – кольцо,

Вот  и будет ружьецо.

Ты в госбанк, да я в госбанк —

Нанесем рублей на танк.

Фронтовой юмор – смех победителей

В разных информационных источниках я нашла разные типы классификации жанров сатиры времён Великой Отечественной войны.

Сатиру можно классифицировать по двум основным признакам:

1) Объект (герой) фольклорного произведения. Здесь можно выделить два основных объекта. Это образ своего – советского солдата, нашей Родины, народа. И другой объект – Враг: немец (фриц), Гитлер, Геббельс и т.д.

2) Жанр сатиры и юмористического произведения: стихи, частушки, анекдоты, шуточные песни, фельетоны – что можно рассматривать как критерий для классификации.

Анализируя тематику сатиры, следует обратить внимание и на образ врага. «Фриц», «немец» – так называли советские солдаты немецких захватчиков. Кроме того, именовали еще его врагом и фашистом или же просто говорили: «он». Опираясь на солдатский юмор, можно составить некий обобщенный «вражеский» образ. Жадность, пьянство, злость и трусость – вот его отличительные черты.

В периоды грозных исторических событий, глубочайших переживаний народа мужественно крепнет голос сатиры. Из прорванного «Договора о ненападении между СССР и Германией» высовывалась зверская личина фюрера с хищно протянутой рукой, но советский воин штыком бесстрашно преградил ему путь. Плакаты, рисовавшие неминуемый крах фашистской махины, вселяли уверенность в грядущую победу в ряды бойцов и тружеников тыла. Ведь искусство сатиры обладает ценнейшим даром предвидения и великого умения убеждать народ в своей правоте. Художники-карикатуристы в своем высоко-эмоциональном творческом порыве глядели далеко вперед. Такое могучее оружие, как смех, прочно заняло свое место сначала в обороне, а потом и в великом наступлении. Художники-сатирики законно гордятся тем, что их плакаты, листовки, рисунки в газетах доставлялись на передовые позиции вместе с боеприпасами.

Шуточная народная песня. Но не только о войне пели и думали бойцы. В солдатской землянке можно было услышать даже шуточную сатирическую песню.

Едкая шуточная песня (на мотив известной советской песни «Скромненький синий платочек»

Маленький синий платочек

Немец в деревне украл

Долгие ночи, зимние ночи

Шею он им прикрывал

Припев:

Порой, ночной

Сквозь ветра свирепого вой

Темные ночи, зимние ночи

Мерзнет фашист под Москвой

Крепче и крепче морозы

дует и дует пурга

Темные ночи, зимние ночи

скоро погубят врага.

Частушки. В страшные годы войны частушки продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

В частушках военной поры слышится то плач, то смех,

Я подбил три вражьих танка

И фашистский бомбовоз.

И обещали родным:

Эх, ма! Наша мать –

Горькая Расея.

Научились воевать,

Долбанем злодея.

Это было в сорок третьем. А потом и до Берлина докатились наши частушки:

Немец шел в Россию прямо,

Из России — косяком.

Шел в Россию он обутый,

Из России — босиком.

Существовали и партизанские частушки:

Ты, фашист, голодный волк!

Ты куда торопишься?

К партизану попадешь,

Больше не воротишься!

Заключение.

Мы верили в конечное торжество нашего правого дела, в неизбежность Победы. Мы твердо знали, что победим. Гитлеровские стратеги жестоко ошибались, исключив из своих расчетов этот оптимизм. Они не понимали, почему советский воин не унывал даже в горькие для него дни отступления. Они бесновались, когда слышали смех, доносившийся из наших окопов. Они слишком поздно догадались, что наш, как тогда говорили, фронтовой юмор был смехом победителей. Ветераны войны, свидетельствуют о той большой роли, которую играли сатира и юмор во фронтовой обстановке.

Все значительные события Великой Отечественной войны в той или иной степени нашли в них свое отражение: битва под Москвой, разгром фашистской группировки под Сталинградом, сражение на Курской дуге, форсирование Днепра, переход государственной границы, штурм и взятие Берлина и другие этапы большого пути.

Как показала минувшая война, наш народ прославился не только своим мужеством и стойкостью, но и неистощимым оптимизмом — в любой, даже самой опасной, ситуации советский боец не терялся и, как говорят, за словом в карман не лез.

Юмор, рожденный на фронте, — не только ценный исторический материал, но и острое идейное оружие нашей Великой Победы.

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны…

Библиографический список.

Литература:

1. А.М. Абрамов. Присягаем Победой. Москва «Донская литература», 1982.

2.И.И. Доронин. О Родине, о мужестве, о славе. Издательство «Советская Россия», Москва.- 1975.

3. В. А. Ковалев. Русская советская литература, Москва, «Просвещение», 1989.

4. Репродукции картин советских художников.

5.Сборник песен «Адресованная другу». – М., 1973.

6. Н. Старшинов. Лицом к Победе. «Современник», Москва, 1985.

7. Г.М. Шурмак. Салют Победы, г. Электросталь, 2001.

8. Библиотека журнала: «Крокодил».

9. Архив журнала: «Крокодил».

10. В.Н. Вирен. Фронтовой юмор. – М., 1970.

Интернет-ресурсы:

1.russlav.ru›Великая Отечественная война

2.1941-1945.at.ua›Фотоальбомы

3.ru.wikipedia.org›wiki/Великая_Отечественная_война

4.slovari.yandex.ru

5.ru.wikipedia.org›wiki/карикатура

Просмотров работы: 677