Возрождение России тогда началось,
Когда звон колокольный поплыл над страною,
И в душе все, что было разбито, срослось,
И повеяло вдруг стариною.
Н. Петруничева «Колокольный звон»
Введение
Наше время – это время духовного возрождения России. Ее возрождение напрямую связано с православной верой людей – их духовными помыслами и делами.
Сегодня в различных уголках России происходит воскрешение старых храмов, часовен, монастырей. Разрушенные здания реставрируют, либо на пепелище старых возводят новые строения.
Отрадно наблюдать, что в Одоевском крае с 2002 года восстанавливается Богородицерождественский Анастасов мужской монастырь (с. Анастасово), восстановлена церковь Святого Илии Пророка (с. Жемчужниково), восстанавливается церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Сомово), построена деревянная церковь Михаила Архангела и часовня в д. Зиброво. [32; 24, с.7; 10, с.1,2; 6, с.6]
В последние два десятилетия оживилась и духовная жизнь поселка. В нынешнем Одоеве действует Свято-Троицкий храм, настоятель и прихожане которого живо участвуют в событиях общественной жизни.
В 2014 г. было положено начало реконструкции Богоявленской церкви на центральной площади Одоева (пл. им. Ленина). Жители поселка с радостью и надеждой встретили новость о начале восстановления церкви. Данная тема не утратила своей актуальности и по сей день, привлекает внимание жителей и краеведов. Как показал проведенный опрос (посредством анкетирования) - жители поселка ждут восстановления храма, однако, не все знакомы с его историей. Я считаю, что данная работа может раскрыть и объединить в единое целое малоизвестные и неизвестные большинству земляков факты истории храма.
Поэтому темой данной научно - исследовательской работы я выбрала историю и современное состояние храма Богоявления Господня.
Целью работы является проследить историю храма, дать обоснование важности его восстановления для наших современников и будущих поколений одоевцев.
Задачи:
Выявление, изучение и систематизация краеведческих источников по теме работы;
Показать культурно-историческое значение Богоявленского храма;
Привлечение внимания общественности к проблеме восстановления храма.
Методы исследования:
- работа с материалами и документами Одоевского краеведческого музея;
- работа с краеведческой литературой;
- беседа с краеведами и жителями поселка;
- анкетирование.
Первоисточниками, использованными для работы, явились: очерки, воспоминания, автобиографические записки одоевских краеведов, публикации газеты «Новая жизнь», документы и материалы Одоевского краеведческого музея, фотоматериалы разных лет.
Материалы данной работы могут быть использованы в просветительской (внеклассная работа школ Одоева и района, мероприятия библиотек и детской воскресной школы) и экскурсионной работе музея.
Глава 1. История храма Богоявления Господня
от основания до Октябрьской революции 1917 года
Церкви – жемчужины в ожерелье православия. К началу XX века в Одоеве было семь каменных церквей-жемчужин: Воскресенский собор, Преображенская церковь, Казанская, Благовещенская, Троицкая, Острожная и Богоявленская. Время и события истории либо совсем стерли с лица земли некоторые из них, либо почти разрушили.
До недавнего времени таковой была судьба храма Богоявления Господня (Сергиевская церковь), надежда на восстановление которого появилась у жителей Одоева в последние годы.
Первое упоминание храма в краеведческих источниках и
его история до Октябрьской революции 1917 года
История для нас сохранила несколько источников, где упоминается храм Богоявления Господня и его история, например, в работах краеведов XIX-XXI веков.
Однако, наиболее ранним источником, упоминающим о местонахождении Сергиевской церкви, является «Список с дозорной книги поместных и вотчинных земель в станах Деревском, Богоявленском и Площадском…» за 1616 год. Из этого документа нам известны названия городских и сторожевых башен Соборной горы (Примечание - Соборная гора - это крепость на Одоевском городище). Среди городских башен перечисляются Воскресенская, Спасская и Сергиевская. Первые две получили свои названия по храмам, расположенным поблизости. Поэтому можно с большей долей уверенности предположить, что и Сергиевская башня названа была так по находящемуся рядом храму. Вероятно, позднее он был вынесен из города в Малый острог. Во всяком случае, в начале XVII века церковь размещалась именно там. Но название башни отражает более раннее его расположение. Время возникновения прихода не известно.
Сергиевская церковь вместе с соборными Воскресенским, Спасским и Благовещенским храмами одновременно размещалась изначально на относительно небольшой территории Соборной горы, обнесенной крепостной стеной. (Приложение № 1) Изначально она была деревянной и такой оставалась до второй половины XVIII века. [26, с.6]
Памятником того места, где церковь существовала в древние времена, служил в конце XIX века каменный столб с водруженным на верху чугунным крестом, находящийся неподалеку от Преображенской церкви, напротив уездного казначейства (Примечание - до настоящего времени не сохранился). [11,с.2]
В краеведческом издании И. Краснопевцева «Очерки города Одоева» (1896 г.) подробно излагается история Богоявленского храма. (Приложение № 2) Так, автор пишет, что в 1784 году прежняя церковь пришла в ветхость и, как не положенная на плане, предназначена была к упразднению, а взамен ее в приходскую церковь, по резолюции Преосвященного Амвросия, епископа Крутицкого, велено было обратить Воскресенский собор. Прихожане Богоявленской церкви обратились к Преосвященному с просьбой о дозволении продолжать службу в своей церкви. Эта просьба была уважена Преосвященным.
В 1790 году Преосвященный Афанасий распорядился ветхую Богоявленскую церковь упразднить, а приход, утварь и материал разобранной церкви перевезти в в Спасскую церковь. Туда же был переведен весь причт.[12, с.2 ] Все это было в точности исполнено.
Однако, в том же году, прихожане Богоявленской церкви, обратились к Преосвященному Афанасию с просьбой разрешить им вместо упраздненного в Спасской церкви придела во имя святых: Александра, Иоанна и Павла Нового устроить при ней придел во имя святого Сергия Радонежского Чудотворца, бывший при Богоявленской церкви. Прихожане обязались обустроить его на собственные средства, что было им позволено.
Не смотря на полученное прихожанами разрешение в 1792 году: «…Одоевский Городской Магистрат Голова от Тульского Наместнического Правления, по ходатайству одоевского купца и церковного старосты Кириллы Скоробогатого, просили гражданское начальство ходатайствовать пред Преосвященным о дозволении, вместо бывшей ветхой деревянной церкви Богоявления Господня, устроить на хлебной площади новую церковь – каменную, под тем же наименованием с прежними приделами во имя святого Сергия Радонежского Чудотворца и святых бессребренников Казьмы и Дамиана; в этом смысле бывший в то время Тульский Губернатор Андрей Иванович Лопухин писал письмо к Преосвященному Афанасию и просил его благословления на устройство испрашиваемой церкви». [12, с.2]
В прошении было отказано. Однако отказ не смутил, а наоборот, воодушевил прихожан Богоявленской церкви, и они снова обратились (в том же году) с просьбой к Преосвященному. Насколько большое значение для них имела упраздненная церковь, мы видим из их объяснения просьбу следующим: «Богоявленская церковь издревле была приходскою, при которой находились и умершие родители просителей, что вместо деревянной они единогласно решились выстроить ее, для прочности, каменным зданием, если только дозволено от Его Преосвященства и Тульского Наместничества…» [12, с.2]
Получив от Преосвященного давно желанное разрешение на построение Богоявленской церкви, прихожане отвели под церковь и дома священнослужителей землю и, получив храмозданную грамоту, тут же приступили к построению церкви на Хлебной площади города Одоева (Приложение №3).
В 1804 году стараниями храмостроителя одоевского купца Алексея Ивановича Серебренникова постройка была закончена, но к освящению были устроены окончательно и освящены (в том же году) только два придела во имя Святого Сергия Радонежского Чудотворца и Казьмы и Дамиана. Освящение приделов происходило священником Преображенской церкви Михаилом Ивановичем Щепетовым по благословению Преосвященного Афанасия.
В 1819 году храм был окончательно достроен. В 1847 году к храму была пристроена каменная колокольня «…отличающаяся своим колоссальным и величественным фасадом. На колокольне имеются семь колоколов, из коих самый большой в 230 пудов, пожертвованный одоевским купцом Михаилом Алексеевичем Толстиковым.
По ценности окладов в Богоявленской церкви замечательны следующие иконы:
Местный образ Богоявления Господня, на нем серебряная риза 84 пробы, в 16 фунтов 8 золотников.
Образ Смоленской Божией Матери, на нем риза такая же – в 16 фунтов 60 золотников.
Образ Святого Сергия Радонежского Чудотворца, в серебряной ризе, весом в 12 фунтов 87 золотников.
Всего серебра на иконах и утвари при этой церкви насчитывается около двух пудов». [13, с.2]
Ученый П.И. Кеппен в своей работе «Города и селения Тульской губернии в 1857 г.» приводит данные о приходе Богоявленской церкви, указывая, что к нему относился г. Одоев (Примечание – видимо часть города) и Подгородная Стрелецкая слобода. Он указывает общее число прихожан церкви – 529, в Подгородной Стрелецкой Слободе их числилось 181, в г. Одоеве 348 . Также, приводится «число крестьян обоего пола по состояниям». Из них указаны казенные крестьяне – 180 (Подгородная Стрелецкая Слобода), помещичьи крестьяне - 7 (г. Одоев). [25, с. 124]
Заботами и старанием церковного старосты одоевского купеческого сына Сергея Ивановича Серебренникова церковь была приведена в прекрасное состояние и считалась одой из лучших церквей города Одоева. Им же в 1884 году произведено переустройство (расширение) трапезной церкви и устройство новых в приделах иконостасов. [13, с.2]
В том же 1884 году вблизи храма на месте общественного колодца была возведена часовня во имя Святого князя Александра Невского. [16, с.3]
К 1896 году церковь Богоявления также и внешне была приведена в прекрасное состояние. [17, с.115]
Таким образом, благодаря краеведческим документам, мы смогли проследить историю Богоявленского храма вплоть до конца XIX века и можем сделать вывод о значимости данной церкви для одоевских граждан.
Три улицы были в основе,
Церквей и садов благодать…
Н. Кабанов «Родному Одоеву»
1.2. Роль церкви в архитектурном облике главной площади Одоева
В 1779 году императрицей Екатериной II был утвержден регулярный план (Приложение № 4) застройки Одоева, который подготовила Петербургская комиссия строений. Три главные улицы под острыми углами расходились от центральной площади города. Главная улица Одоева – Калужская – шла на юг и заканчивалась торговой площадью, известной одоевцам как Хлебная.
Торговая площадь находилась на самом выезде из города, а сразу за околицей начинался лес. [16, с.3]
Д.С. Лихачев отмечал: «Самое трудное для архитекторов создать площадь. В мире не так уж много хороших площадей». [15, с.189]
Одним из интересных образцов архитектурного искусства явилась Хлебная площадь Одоева.
Площадь обрамляли (и до сих пор обрамляют) старинные дома купцов Курдюмова, Каширина, здание городской Управы и здание церкви. [1, с.5; 16, с.3]
Конечно же, главным украшением площади стала построенная в начале XIX века Богоявленская церковь. Название одного из ее приделов послужило причиной того, что ее в народе стали называть Сергиевской.
Сергиевская церковь, замыкавшая перспективу центральных улиц, придавала необходимый вертикальный акцент, делала их вид законченным. Такое расположение храмов по отношению к улицам – традиционный русский способ градостроительства. (Приложение №5) [4, с.3]
Главный акцент на здание храма делали (примечание – дома сохранились до сих пор) одинаково оформленные углы домов купца Курдюмова – были они закруглены и украшены двумя колоннами. (Приложение № 6) Такой скромный «ансамбль» в Одоеве является единственной попыткой этого рода, осуществленной в малых городах Тульской области. [28, с.82-83]
Данная церковь всегда играла особо важную роль в панораме Одоева и привлекала внимание к его административному центру.
Формы этого монументального трехсветного храма с грузной вспученной кровлей были характерны для перехода от барокко к классицизму. У Сергиевской церкви низкая трапезная с двумя маковичными главками придельных алтарей соединяла храм и великолепную пятиярусную колокольню. [27, с.270] Колокольня храма была самой высокой в Одоеве.
Сергиевская церковь, по мнению архитектора В.И. Плужникова, связана единым архитектурным замыслом с расположенным трехэтажным зданием Городской Управы. (Приложение № 7). На первом этаже располагалась церковно-приходская школа для девочек. Их готовили для поступления в Одоевскую женскую гимназию, старейшую в Тульской губернии. Рядом со зданием бывшей Управы располагалась и сохранилась до сих пор пожарная часть. [16, с.3]
Недалеко от церкви располагалась упомянутая выше часовня во имя Святого князя Александра Невского.
По левой стороне, прямо от церкви начинались маленькие торговые лавочки, а с правой, где находится ныне банк и Центр социального обслуживания, были купеческие лабазы и постоялый двор купца Сухопарова. (Приложение № 8) [3, с.6; 16, с. 3]
Зажатый между рекой и оврагами город мог расширяться только на юг, и некогда находившаяся на окраине торговая площадь стала центральной площадью Одоева.
В течение нескольких веков эта площадь была местом шумных базаров и ярмарок. Сюда стекалось немало людей, ведь Одоев был известен как город купеческий. [16, с.3]
Вот что писал об этом одоевский краевед Е.В. Успенский в историческом очерке «Одоев»: «В середине XIX века торговая центральная площадь стала местом базаров и ярмарок. По сторонам площади были расположены лавочки, лавки, строения складов богатых одоевских купцов. В лавках торговали всякой мелочью, в лавках – тканью, хлебом, мясом, рыбой. На базары и ярмарки приезжали в Одоев из окрестных деревень и даже из соседних губерний. Одоев был удобным местом обмена… » (Приложение № 9)[31, с. 19]
Очень красочно описана одоевская ярмарка известным писателем-земляком В.Д. Успенским в книге «Евдокия свет Федоровна»: «На лодке переплыли они Упу, поднялись на гору, вступили на главную одоевскую улицу, полную нарядного люда.
Весело гомонила возле церкви ярмарка. Рядами стояли телеги, ржали лошади. На разные лады заливались филимоновские свистульки – любимое развлечение детворы. Пахло сеном и антоновскими яблоками. И денек был светлый, с яркими осенними красками». [29, с. 18]
При самой церкви на площади также имелись торговые лавки, сдаваемые в аренду. [16, с.3]
Архитектура площади с храмом Богоявления Господня в качестве главного здания сохраняла свою господствующую роль вплоть до 30-х годов прошлого века и оказывала значительное влияние на духовное и культурное развитие города.
1.3. Вклад священнослужителей
церкви Богоявления Господня и членов их семей
в общественную и культурную жизнь г. Одоева
Священники внесли большую лепту в общественную, просветительскую и культурную жизнь города и уезда. Они составляли часть местной интеллигенции наравне с учителями, медицинскими работниками и чиновниками. Они, как правило, входили в состав различных выборных государственных и общественных организаций.
Часто священники брали на себя заботы по организации обучения крестьянских детей, оказывали посильную медицинскую помощь, давали советы в трудных жизненных ситуациях, поддерживали основы нравственности.
Священники преподавали в учебных заведениях разного уровня не только Закон Божий, но и светские предметы, являлись членами и председателями учебных Советов школ. Они участвовали в медицинских мероприятиях (борьба с оспой), организовывали общества трезвости, активно работали по переписи населения, собирали этнографический материал для Русского географического общества, вели воспитательную работу в воинских частях, готовили народное ополчение в Отечественную войну 1812 года и Крымскую войну 1853-1856 годов. Многие из них за общественную деятельность были награждены орденами и медалями.
Немало детей одоевских священников составили значительную часть сельской интеллигенции и работали учителями в школах (как мужчины, так и женщины). В период Первой мировой войны дочери священников были сестрами милосердия в госпиталях. Немало ученых и общественных деятелей России вышли из среды священников.
Все это отмечает краевед Ю.Н. Никольский в работе «Вклад священнослужителей в культуру г. Одоева и Одоевского уезда Тульской губернии за период с 1790 по 1924 год». Автор указывает на источники, которые содержат информацию об общественной деятельности священнослужителей г. Одоева и уезда: «Клировые ведомости церквей Тульской губернии» за 1828 -1924 годы, «Адрес-календари», «Памятные книжки» и др. документы и издания.[27, с. 208, 209]
Благодаря данной работе Ю. Н. Никольского, а также его изданиям «На земле Одоевской», «Пунктир воспоминаний» и статьям, опубликованным им на страницах газеты «Новая жизнь» в нашем распоряжении имеются сведения о биографиях некоторых священников Одоева и Одоевского уезда, в том числе и Богоявленской церкви.
В частности имеются сведения об уроженце Одоева, протоиерее и благочинном Богоявленской церкви Прохоре Федоровиче Щеглове (1796- 1878 гг.). (Приложение №10)
Будущий священник родился в с. Ильинское (Жемчужниково) Одоевского уезда в семье священника Ф. Никитина. Окончил Тульскую духовную семинарию по 1-му разряду. Награжден орденом св. Анны 3-ей степени, а за войну 1853- 1858 гг. темно-бронзовым крестом на Владимирской ленте.
Дом (построен в 1819 г.) когда-то принадлежавший протоиерею до сих пор сохранился (хотя и в видоизмененном состоянии) и находится на улице Ленина (Примечание – до Октябрьской революции улица носила название Крапивенская). (Приложение № 11)[19, с.6, 17, с. 29]
В 1866 году место отца в Богоявленской церкви занял его сын Николай Прохорович Щеглов (1840-1909 гг.). (Приложение №12)
Приведем некоторые биографические данные, которые осветят его просветительскую и общественную деятельность:
1862 г.- окончил Тульскую духовную семинарию по 1-му разряду.
1866 г. – определен на должность наставника Стрелецкого приходского училища в г. Одоеве и посвящен в священники Богоявленской церкви.
1875 г. – назначен учителем в мужское отделение Одоевского городского приходского училища. Назначен уездным уполномоченным по духовным училищным делам.
1876 г. – избран депутатом от духовенства по гражданским делам.
1879 г. – три года получал благодарности от Одоевского училищного Совета за «успешное и разумное преподавание в городском училище».
1881 г. – определен законоучителем в Одоевское образцовое училище, где работал до 1888 года.
1895 г. – определен заведующим и законоучителем в Стрелецкую церковно-приходскую школу.
1898 г. – определен членом Одоевского отделения учебного Совета и назначен казначеем училищного Совета.
Все восемь детей Н.П. Щеглова получили образование. Сыновья, вопреки традиции, получили светское образование в Московском университете. Сергей служил в Государственном банке, Николай был врачом. Дочери Анна, Мария и Елизавета были учительницами.
В Первую мировую войну Анна и Лидия Щегловы были сестрами милосердия. [27, с. 211-212]
Анна Николаевна преподавала в Московском дворянском институте и всю войну работала сестрой милосердия в госпиталях Москвы. Ее сестра Лидия Николаевна Богоявленская (Щеглова) работала сестрой милосердия в небольшом одоевском госпитале, организованном графиней Ю.М. Грушка. (Приложение №13) [20, с.6]
Брат Анны и Лидии Щеглов Николай Николаевич был военным врачом. С 1914 по 1917 год служил врачом в действующей армии, полковник. После войны работал врачом в Москве. (Приложение №14) [18, с.3]
Последним священником Богоявленской церкви был Василий Семенович Тихоновский (1880-1938 гг.). (Приложение №15) Родился в с. Зайцево Белевского уезда в семье псаломщика.
1904 г. – окончил Тульскую духовную семинарию по 2-му разряду.
1905 г.- назначен законоучителем в церковно-приходскую школу с. Окорокова Одоевского уезда.
1909 г. – определен в священники Богоявленской церкви г. Одоева. Назначен законоучителем и заведующим в Одоевскую стрелецкую школу. Член-казначей Одоевского отделения Тульского епархиального училищного совета (до 1910 года).
1910 г. – член-делопроизводитель Одоевского отделения Тульского епархиального училищного совета.
16 декабря 1937 г. – по сфабрикованному обвинению в антисоветской пропаганде был арестован и «тройкой» приговорен к расстрелу.
8 января 1938 г. – расстрелян в г. Туле. [27, с. 218-219; 5, с.204]
Все дети В.С. Тихоновского окончили Одоевскую школу 2-й ступени или среднюю.
Лариса (1909 г.р.) работала главным бухгалтером совхоза.
Валентина (1910 г.р.) в период обороны г. Тулы в 1941 году работала дежурной Тульского водоканала.
Николай (1911 г.р.) работал художником-оформителем в Одоевском доме культуры и играл в духовом оркестре.
Анна (1913 г.р.) всю жизнь работала почтальоном в г. Одоеве.
Антонина (1915 г.р.) была рабочей Одоевского консервного завода. Много раз избиралась депутатом поселкового и районного Советов.
Сергей (1923 г.р.) погиб в бою при снятии блокады г. Ленинграда. [27, с. 218-219]
Из приведенных выше данных мы видим как на протяжении более ста лет священнослужители Богоявленской церкви, и члены их семей приносили пользу не только городу Одоеву, но и в разных областях деятельности сослужили службу всему Отечеству.
Глава 2. Храм в годы Советской власти и последующий период
Долгие годы после постройки церковь продолжала быть неотъемлемой частью жизни одоевцев – местом богослужения и молитв, предметом их заботы.
Но в 1917 звук набатного колокола Богоявленской церкви известил одоевцев о начале другой эпохи в истории города и России.
Этот случай спустя десятилетия был описан на страницах центральной районной газеты «Новая жизнь» и был связан с революционными событиями 1917 года в Одоеве. Вот, что пишет автор: «…В другой базарный день на улицах Одоева появились солдаты в шинелях и с винтовками (в это время фронт разваливался). Их было человек десять под командованием Михаила Максимовича Майорова из деревни Нестерово. Он сказал солдатам: «Идемте, арестуем членов городской управы». Это услыхал сын купца Сечкина. Он влез на колокольню церкви (на площади, где сейчас консервный завод) и стал бить в набат. Солдаты дали залп из винтовок, но Сечкин продолжал звонить. Тогда один солдат влез на колокольню, отобрал у купчика два нагана и арестовал его.
Майоров повел солдат в управу. К ним примкнули некоторые жители Одоева».[2, с.2.]
Колокола церквей окончательно замолчали в 30-е годы. Это печальное событие отмечено краткой заметкой в тетради «Краеведческие материалы» очевидца тех событий, учителя и краеведа Г.П. Троицкого: «1. Весна 1930 г. – снятие колоколов с Сергиевской, Благовещенской и Преображенской церквей…» (Приложение №16) [27, с. 135]
Историю храмов Одоева в советское время можно назвать печальной: здания либо разрушались, либо использовались для других нужд, колокола сбрасывали с колоколен, разбивали чугунные доски и памятники на кладбище, ломали ограды «на индустриализацию». Уцелела и действовала только Троицкая церковь.
Не избежал общей участи и Богоявленский храм. Как указывалось выше, в 1930 году были сняты колокола, уничтожены два верхних яруса колокольни, глава храма, полукруглый алтарь уничтожены по соображениям воинствующего атеизма. [27, с.271]
Церковное здание, изуродованное переделками и пристройками, превратилось в производственное помещение сушильного (позднее консервного) завода начавшего свою работу в 1930 году.
Об этом писал В.Д. Успенский в романе «Неизвестные солдаты»: «Внешне почти не изменился Одуев и после революции. Разобрали на кирпич одну церковь, в другой устроили склад картофеля. Там, где были лабазы, выстроили сушильный завод, выпускавший пастилу». [30, с.15]
Перемены коснулись всего. Площадь и пересекавшиеся на ней улицы со временем были переименованы. Хлебная площадь стала площадью Ленина.
В июне 194 1 года рядом с церковью (в северо-западной части площади) был установлен памятник Ленину и разбит сквер. В 1969 году сквер был уничтожен, а вся площадь заасфальтирована. Памятник Ленину был перенесен ближе к центру и стоял на площади на месте часовни Александра Невского. К сожалению, не существует отдельных фото церкви тех лет, она попадала в объектив фотоаппарата только как фон для памятника Ленину или торжественных мероприятий проходивших на площади. (Приложение №17) [16, с.3]
Спустя десятилетия (в семидесятые годы) испорченный фасад храма был заслонен от площади огромным сборным щитом и в подобном виде дошел до наших дней. За высокой заводской стеной оказалась вся западная часть площади. (Приложение № 18)
Нельзя не согласиться с мнением краеведа Д.И. Корочкина, который описывает современное состояние храма в статье «Выход из тупика»: «Сейчас церковь представляет печальное зрелище. По сути это развалины, «мерзость запустения на святом месте». Убедитесь в этом, заглянув за высокие щиты, стыдливо старающиеся прикрыть то, что сотворили с наследием предков нерадивые потомки, или поднимите голову, стоя на площади, - насколько жалко смотрится древний одоевский герб между облупившимися и рассыпающимися колоннами». [8, с.1]
Итак, из приведенных выше фактов мы смогли проследить, как исторические события меняли и разрушали внешний и внутренний вид Сергиевской церкви. Сложившееся на нынешний день положение с церковью неизбежно подводило к вопросу ее восстановления.
«Забота о прошлом есть одновременно
и забота о будущем…»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Глава 3. Восстановление церкви Богоявления Господня
После Октябрьской революции и последующие за ней десятилетия «…была безжалостно уничтожена оригинальность и самоидентичность нашего поселка». [23, с.1]
Поэтому, в последние годы в Одоеве все чаще обсуждался вопрос путей сохранения собственной истории. Земляки задавались вопросами о возвращении исконных названий улиц Одоева [23, с.1,3], о восстановлении Богоявленской церкви, как объекта культурного наследия и возвращении исторического вида Хлебной площади (площадь им. Ленина). Много раз поднимался наболевший вопрос и на страницах районной газеты «Новая жизнь» не только сотрудниками краеведческого музея, но и всеми неравнодушными одоевцами. «Больно видеть руины в историческом центре родного города. И зрительно площадь в своем нынешнем виде является тупиком: взгляд, брошенный вдоль центральной улицы, упирается в глухую стену», - писал наш земляк Д.И. Корочкин. [8, с.1]
Первым шагом к восстановлению церкви можно считать письмо Н.А. Веселовой (МУП «Одоевский край») с которым она обратилась к митрополиту Тульскому и Белевскому, и владыка благословил восстановление.
В 2010 году в результате обращения главы администрации района В.А. Косарева к митрополиту Алексию, владыка благословил наместника Анастасова монастыря игумена Парфения на восстановление Богоявленского храма. За восстановление взялась братия Анастасова монастыря.
Начало делу возрождения было положено. Решались необходимые юридические вопросы, так как здание церкви и земля под ней и вокруг нее принадлежали частной компании, владеющей одоевским консервным заводом. Проходили переговоры о передаче храма и выделении прилегающей территории. (Приложение № 19) [8, с.1]
2014 год стал значимым в истории Сергиевской церкви. Вопрос ее реставрации был разработан и согласован с министерством культуры и туризма Тульской области ГУКТО «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры ». Также, собранием депутатов муниципального образования рабочий поселок Одоев было принято решение «О вынесении на публичные слушания проекта схемы благоустройства площади им. Ленина с реставрацией Богоявленской церкви». [22, с.7 ]
В июле того же года было принято решение Собрания депутатов «Об утверждении схемы благоустройства площади им. Ленина с реставрацией Богоявленской церкви» (Приложение № 20) [21, с.10]
В данном документе указана концепция реконструкции площади им. Ленина, которая включает следующие мероприятия:
Реставрация объекта культурного наследия «Богоявленская церковь».
Реконструкция церковной постройки.
Восстановление торговых рядов на бывшей Хлебной площади.
Перенос памятника В.И. Ленина к скверу, расположенному напротив Одоевского краеведческого музея.
Перенос сцены на территорию, прилегающую к Россельхозбанку.
Обустройство остановки общественного транспорта на территории, прилегающей к Россельхозбанку.
Благоустройство площади им. Ленина с устройством уличного освещения, скамеек.
Реставрация, реконструкция фасадов зданий советского периода, расположенных вокруг площади им. Ленина.
В том же 2014 году было заказано концептуальное решение панорамы площади, получены планы земельных участков на церковь и торговые ряды. На очереди было – межевание участка земли для утраченной абсиды храма. Заказан проект его реставрации. [9, с.7]
Часть из намеченного была выполнена и в облике площади произошли большие изменения. Согласно плану благоустройства старая сцена перед церковью была разобрана, а новая (летом 2014 г.) установлена напротив здания Россельхозбанка. [7, с.3] 24 сентября памятник Ленину был демонтирован и перенесен к скверу. (Приложение №21) [14, с.8] В 2016 году было зачищено место слева от церкви - разобран старый склад консервного завода.
С весны 2014 г. началось восстановление самого храма: были демонтированы щиты закрывающие церковь, огорожена территория вокруг церкви для проведения восстановительных работ. Также, разобрана часть стены, и взору стали доступны старинные торговые ряды, находившиеся на территории консервного завода. (Приложение № 22)[9, с.7]
Церковь Богоявления Господня будет восстановлена в прежнем историческом виде.
На нынешний день работа по реконструкции пока не осуществляется, так как оформляется документация и проект, не хватает средств для ее проведения. Но, не смотря на это одоевцы надеются, что церковь будет восстановлена и они еще услышат звон ее колоколов.
Чтобы выявить степень осведомленности об истории церкви и заинтересованности в восстановлении храма Богоявления Господня, нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 человек в возрасте от 13 до 76 лет. (Приложение № 23)
Анкетирование указало на крайне слабую осведомленность в вопросе истории православия Одоева, в частности, об истории церкви Богоявления Господня. Население (в большинстве своем подростки и юношество) не достаточно информировано в этой области. Значительная часть респондентов (большая часть – это молодежь) находит восстановление храма необходимым и отмечает необходимость пополнения собственных знаний о храме. Однако, половина респондентов не задумывались о собственном вкладе в дело возрождения церкви.
Все изложенное выше указывает на острую необходимость возрождения Богоявленского храма, как священного места православия, духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Благодаря этому современники и будущие поколения одоевцев будут помнить о вере предков, учиться уважать свою историю, будут любить свой край и свою страну.
Я верю: исполнятся наши мечты,
Духовно наполнятся души людские
И жить будем в мире добра, красоты
И будут на церквях купола золотые.
В. Яшин «Гимн Одоеву»
Заключение
До нынешнего времени у храма Богоявления Господня была очень непростая судьба.
С целью осветить и проследить историю храма на протяжении веков нами были изучены печатные краеведческие издания XIX-XXI веков, фотоматериалы по теме исследования, проведены беседы с краеведами, осуществлено анкетирование.
На основании анализа всех выше приведенных сведений и источников можно сделать заключение о значимости Сергиевской церкви для Одоева, необходимости ее дальнейшей реконструкции.
Надежды старшего поколения одоевцев, которые еще помнят не порушенный храм, оправдаются с его возрождением в наши дни. Храм поможет приблизить молодое поколение к духовности, нравственности и культуре. Данная церковь не просто объект культурного наследия края и прекрасное архитектурное сооружение, она станет символом духовного возрождения края наравне с другими церквями, что очень важно для юных земляков и будущих поколений.
Список использованной литературы и информационных источников:
1. 10 достопримечательностей Одоевского района, которые стоит увидеть// Новая жизнь.- 2014.- 11сентября.- С.5.
2. Зверев, И. Победил номер пятый/ И. Зверев // Новая жизнь.- 1968.-6 января.- С.2.
3. Иванов, Д. Хлебная площадь/ Д. // Новая жизнь.- 2005.- 15 июля.- С.6.
4. Калужская, Чернская, Стрелецкая слобода// Новая жизнь.- 2005.- 22 июля.- С.3.
5. Книга памяти жертв политических репрессий в Тульской области 1917-1987. Т.1/ Сост. С.Л. Щеглов.- Тула: ИПП «Гриф и К», 1999.- 244 с.
6. Корочкин, Д.И. Церковь в Гремячем ключе/ Д.И. Корочкин// Новая жизнь.- 2011.- 2 сентября.- С.6.
7. Корочкин, Д.И. Он переехал не один/ Д.И. Корочкин // Новая жизнь.- 2014.- 23 октября.- С.3.
8. Корочкин, Д.И. Выход из тупика/ Д.И. Корочкин// Новая жизнь.- 2010.- 5 ноября.- С.1.
9. Корочкин, Д.И. «Камень краеугольный»/ Д.И. Корочкин // Новая жизнь.- 2014.- 6 июня.- С.7.
10. Косоусова, И. Впервые за многие десятилетия!/ И. Косоусова// Новая жизнь.- 2016.- 20 октября.- С.1,2.
11. Краснопевцев, И. Очерки города Одоева/ И. Краснопевцев// Новая жизнь.-2003.- 15 января.- С.2.
12. Краснопевцев, И. Очерки города Одоева/ И. Краснопевцев// Новая жизнь.-2003.- 18 января.- С.2.
13. Краснопевцев, И. Очерки города Одоева / И. Краснопевцев// Новая жизнь.- 2003.- 22 января.- С.2.
14. Ленин переезжает// Новая жизнь.- 2014.- 25 сентября.- С.8.
15. Лихачев, Д.С. Русская культура/ Д.С. Лихачев.- М.: Искусство, 2000.- 440 с.
16. Минакова Г. История Хлебной площади/ Г. Минакова // Новая жизнь.- 2010.- 15 января.- С.3.
17. Никольский, Ю.Н. На земле Одоевской/ Ю. Н. Никольский.- Тула: Изд-во ТулГУ, 2015.- 245 с.
18. Никольский, Ю.Н. Одоевцы, герои Первой мировой войны/ Ю. Никольский// Новая жизнь.- 2014.- 31 июля.- С.3.
19. Никольский, Ю.Н. Пунктир воспоминаний/ Ю. Н. Никольский.- Одоев: ИП Юдочкина Ю.Ф., 2013.- 286 с.
20. Никольский, Ю.Н. Сестры милосердия/ Ю.Н. Никольский //Новая жизнь.- 2010.- 18 июня.- С.6.
21. Об утверждении схемы благоустройства площади им. Ленина с реставрацией Богоявленской церкви: Решение Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Одоев Одоевского района 3-го созыва № 21-145 от 24 июля 2014 г.// Новая жизнь.- 2014.- 31 июля.- С.10.
22. О вынесении на публичные слушания проекта схемы благоустройства площади им. Ленина с реставрацией Богоявленской церкви: Решение Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Одоев Одоевского района 3-го созыва № 20-143 от 25 июня 2014 г.// Новая жизнь.- 2014.- 27 июня.- С.7.
23.Павлов, В. Что мы оставим потомкам?/ В. Павлов// Новая жизнь.- 2012.- 9 ноября.- С.1,3.
24. Ромашкина, Ю. И зазвонят колокола / Ю. Ромашкина // Новая жизнь.- 2013.- 23 августа.- С.7.
25. Северов, В.И. Города и селения Тульской области в XIX веке/ В.И. Северов.- Тула: ФГУП «ИПО «Лев Толстой», 2004.- 176 с.
26. Сычев, Н. Храмы старого Одоева/ Н. Сычев// Новая жизнь.- 2012.- 2 ноября.- С.6.
27.Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего/ Ред.-сост. Е.Д. Андреева.- М.: Институт Наследия, 2007.- 386.
28. Уклеин, В.Н. Змеится лентою дорога/ В.Н. Уклеин.- Тула: Приокское книжное издательство, 1972.- 175 с.
29. Успенский, В.Д. Евдокия свет Федоровна/ В.Д. Успенский.- М.: Советская Россия, 1978.- 86 с.
30. Успенский, В.Д. Неизвестные солдаты: Роман. Т.1/ В.Д. Успенский.- М., СПб: КРЫМСКИЙ МОСТ – УД – ДИАМАНТ – ПРАВДА – ФОРУМ, 2005.- 793 с.
31. Успенский, Е.В. Одоеву посвящаю/ Е.В. Успенский.- Одоев: Одоевская типография, 2013.- 851 с.
32. http://belev-eparhia.ru
Приложение № 1*
Вид на Соборную гору (Одоевское городище)
Вид на Соборную гору (Одоевское городище)
29 ноября 2016 г.
_______________________________________
* В приложениях использованы: фотоматериалы из фондов Одоевского краеведческого музея, семейного архива Ю.Н. Никольского, фотоматериалы жителей п. Одоев: Козиной К.А., Козиной М.Н., Косаревой Т.В., Котовой О. и сайтов сети Интернет.
Соборная гора
29 ноября 2016 г.
Соборная гора (внутренний вид), 29 ноября 2016 г.
Приложение № 2
Титульный лист издания И. Краснопевцева «Очерки города Одоева» 1896 г.
Приложение №3
Хлебная площадь. Начало XX века
(на фото справа запечатлен храм Богоявления Господня)
Вход на центральную площадь (Хлебная площадь)
Приложение №4
План г. Одоева по проекту конца XVIII века
Приложение № 5
Улица Чернская
(вид на храм Богоявления Господня и Хлебную площадь)
Улица Чернская с выходом на Хлебную площадь, фото начала XX века
Приложение № 6
Дома, принадлежавшие ранее купцу Курдюмову, 7 декабря 2016 г.
Приложение № 7
Городская Управа
Современный вид на церковь Богоявления и Городскую Управу
(ныне Дом детского творчества),18 ноября 2016 г.
Приложение № 8
Фото 1956 года (слева находятся купеческие лабазы)
Ныне на месте лабазов и постоялого двора купца Сухопарова находятся
Центр социального обслуживания и Россельхозбанк, 23 ноября 2016 г.
Приложение № 9
Ярмарка возле церкви Богоявления Господня (Хлебная площадь)
Приложение № 10
Приложение № 11
Улица Ленина (Крапивенская)
дом, когда-то принадлежавший протоиерею Щеглову П.Ф.
фото 29 ноября 2016 г.
Приложение №12
Приложение № 13
Оргкомитет («Дамский комитет») госпиталя
г. Одоев, 1914 г.
(во втором ряду крайняя справа вдова священника Богоявленская (Щеглова) Лидия Николаевна)
В палате госпиталя, г. Одоев
(во втором ряду вторая слева сидит Богоявленская (Щеглова) Лидия Николаевна)
Приложение №14
Врачи и сёстры милосердия у санитарного поезда
(на фото крайний справа Щеглов Н.Н.)
Фото периода Первой мировой войны
(на фото четвертый слева Щеглов Н.Н.)
Приложение № 15
Приложение № 16
Троицкий Георгий Петрович
Приложение № 17
Сквер возле Сергиевской церкви
фото 60-х годов
Торжественное мероприятие
фото 60-х годов
Фото 1970 года
Приложение № 18
Богоявленская церковь (закрыта щитами)
Фото 22 марта 2007 года
Приложение № 19
Фото Церкви Богоявления с прилегающей к ней территорией консервного завода
фото 25 ноября 2016 г.
Приложение № 20
Схема благоустройства площади им. Ленина
с реставрацией Богоявленской церкви
Приложение № 21
Памятник Ленину перенесен к скверу около музея
18 ноября 2016 г.
Общий вид площади после переноса памятника Ленина
23 ноября 2016 г.
Приложение № 22
Фото 15 апреля 2014 г.
Площадь им. Ленина
14 июня 2014 г.
Храм Богоявления Господня
18 ноября 2016 г.
Храм Богоявления Господня
18 ноября 2016 г.
Фото 18 ноября 2016 г.
Храм Богоявления Господня
18 ноября 2016 г.
Храм Богоявления Господня
23 ноября 2016 г.
Приложение № 23
Анкета
Я занимаюсь научно-исследовательской работой
по истории и современному состоянию храма Богоявления Господня.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Какие храмы Одоева (действующие и недействующие) вы знаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из каких источников вы узнали о существовании храма Богоявления
Господня?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- До сих пор я не знал (а) о его существовании.
3. Вы знакомы с историей храма Богоявления Господня?
- Да, знаком (а).
- Я не знаком (а) с его историей.
4. Если вы не знакомы с историей храма, то хотели узнать ее?
- Да.
- Нет.
5. Заинтересованы ли вы в его восстановлении?
- Да.
- Нет.
- Не задумывался (не задумывалась) об этом.
6. Для чего нужно восстановление Богоявленского храма?
- Для дальнейшего возрождения духовно-православной жизни Одоева;
- Для создания туристической привлекательности Одоева (достопримечательность поселка);
- Для духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения;
- Другое (ваше мнение)_____________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Хотели бы Вы поучаствовать в деле восстановления храма, внеся
свою лепту?
- Да.
- Нет.
- Не задумывался (не задумывалась) об этом.
Ваши данные: возраст__________________
Спасибо за сотрудничество!
Результаты анкетирования:
94 % респондентов указали только действующий Троицкий храм и недействующую Богоявленскую церковь, либо ошибочно Анастасов монастырь (с. Анастасово)
6 % респондентов не знают храмы Одоева
44% узнали о существовании храма Богоявления Господня от родственников и знакомых
14% узнали с началом работ по восстановлению храма
26% узнали из средств массовой информации, книг и экскурсий музея
16% не знали о существовании церкви (большинство из них – это подростки и юношество в возрасте 13-17 лет)
20% респондентов знакомы с историей храма Богоявления Господня
80% не знакомы (большую часть респондентов выбравших данный вариант ответа составили подростки и юношество)
88 % выразили желание узнать историю храма (большая часть из них – это подростки и юношество)
12 % не заинтересованы в пополнении знаний
5. 68% земляков заинтересованы в восстановлении храма (большую часть из них составляют подростки и юношество)
8% не заинтересованы
24% не задумывались об этом (большая часть респондентов выбравших данный ответ – это подростки и юношество)
6. 18% считают нужным восстановление храма для возрождения духовно-православной жизни Одоева
32% считают восстановление необходимым для создания туристической привлекательности поселка (большая часть респондентов выбравших данный вариант ответа – это подростки и юношество)
12% считают необходимым возрождение храма для духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения
4% указали первый и второй варианты ответов
8% указали первый и третий варианты ответов
24% выделили все три варианта ответов на данный вопрос
2% не задумывались об этом
7. 38% выразили готовность внести свою лепту в дело восстановления храма (большую часть респондентов выбравших данный вариант ответа составило взрослое население)
12% не готовы участвовать (все респонденты выбравшие данный вариант ответа – это подростки и юношество)
50% не задумывались об этом (большая часть респондентов выбравших данный вариант ответа – это подростки и юношество).