Архитектура православных часовен на примере городского округа Павловский Посад

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Архитектура православных часовен на примере городского округа Павловский Посад

Замятина Ю.В. 1
1МОУ СОШ № 11
Орлова А.В. 1
1МОУ СОШ № 11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«На необъятном пространстве святой Руси рассеяно множество часовен: вы их встретите в селениях, городах, при монастырях и церквах, на больших и проселочных дорогах, на поклонных горах. В жизни народной они имеют немаловажное значение; это места молитв и обетов, памятники веры и благочестия, нередко ознаменованные церковными преданиями и воспоминаниями историческими, так что нельзя не обратить внимания на их происхождение, название и назначение»1.

В литературной традиции XIX-начала XX века церковь или часовня нередко появлялась как характерная деталь сельского или городского пейзажа, приближалась к значению описательного элемента. К описанию часовни обращался И.А. Бунин в рассказе «Часовня», упоминал М.Ю. Лермонтов в своих поэтических произведениях.

В словаре Брокгауза и Ефрона часовнями называют малые церкви без алтарей.

Актуальность данного исследования заключается в следующем: в последние десятилетия в России растет количество верующих. И хотя за последние 15 лет количество действующих храмов в Подмосковье увеличилось больше чем в 10 раз, они не всегда могут вместить всех желающих. Большинство действующих храмов нашего города - это восстановленные старые храмы в пределах городского округа Павловский Посад.

Патриархия России не может обеспечить финансирование строительства множества приходских храмов. Она сконцентрировала средства для строительства и реставрации крупных храмов и комплексов. Абсолютное большинство же новых приходских храмов строится на средства прихожан и спонсоров, иногда методом народной стройки. Все это - малые храмы, в основном деревянные или каменные - часовни. Ставятся также часовни, часто на местах разрушенных храмов.

Цели и задачи исследования:

Исходя из вышесказанного, я определила следующую цель своей работы: изучение архитектурных особенностей часовен на территории городского округа Павловский Посад

Задачами работы являются:

- определить место расположения часовен городского округа Павловский Посад.

- провести классификацию часовен по предварительно выработанной методике.

- определить своеобразие Павлово-Посадских часовен в церковной архитектуре.

Объектами исследования моей работы стали: 52 часовни городского округа Павловский Посад

Основные методы исследования:

Аналитический, библиографический метод, работа с краеведческой литературой; поиск информации в Интернете, метод сравнительного анализа.проведение натурных обследований и фотофиксации часовен.

В работе использованы работы В.И.Лучковой, А.И. Камкина, Кеслера М.Ю, К.О.Никольского, специализирующихся на изучении часовенного градостроительства.

История возникновения часовен.

В древней истории христианства часовни «ставились над входом в подземные кладбища, а также над подземными церквами, устроившихся в гробах мучеников… Кроме того, часовни издавна принято было устанавливать на местах, ознаменованных какой-нибудь милостью Божией, или в воспоминание о важных событиях церковно-государственной жизни»2. Предназначались часовни главным образом для общественных молений христиан. На Руси они появились с принятием христианской веры. «Ревностные ее проповедники нередко на местах языческих требищ и мольбищ водружали крест, как знамение спасения, и сооружали молитвенны храмины»3. Святые подвижники, удалившиеся в пустынные места, в дебри лесов, устраивали себе для молитвенных подвигов особые помещения. «Убогая часовенка, срубленная Преподобным Сергием в чаще Радонежских лесов, положила твердое начало знаменитой в Отечественной истории Лавре»4.

Другого вида сооружения для молитвы появлялись на оживленных дорогах. Служили они для напоминания путнику, что Господь «самый благой и истинный путеводитель»5 и чтобы расположить идущего к молитве, устанавливали на дорогах кресты с иконами. Затем для удобства молящихся, чтобы защитить их от жары и непогоды во время молитвы, над крестом стали делать навес и окружать крест стенами и таким образом получалось небольшое здание.

Особенности устроения часовен в России зависели иногда и от географического положения. «Яркой особенностью русского сельского прихода в течение ряда веков было существование в его рамках так называемых «часовенных приходов». Центром такого прихода становилась часовня. Поскольку священника при часовнях иметь не полагалось, то позволительные для мирянина службы - чтение «часов»- проводили сами крестьяне. Как писал в своем труде исследователь А.В.Камкин, управлял часовней и ее имуществом часовенный приказчик или староста.6

В XVIII веке церковная власть проводила жесткую ограничительную политику в отношении часовен. Связано данное направление политики было с последствием церковной реформы патриарха Никона и как следствие появления раскольников, перенявших традицию возводить часовни. В 1722 году, в царствование Петра Первого, на основе негативного восприятия часовен был издан закон: «Построенным близ церквей и на торжищах, и на перекрестках, и в селах, и в других местах часовням там отнюдь не следует быть…часовни служат в пользу раскольников и их учения…Посему определено часовен по вышеизложенным причинам не строить, а построенные до того времени разобрать».7 Все усилия властей были направлены на максимальное сокращение количества часовен. Однако этот указ не везде исполнялся.

В середине XIX века произошел ощутимый переворот в отношении Синода к строительству часовен. В 1853 году последовал указ о том, чтобы «располагать прихожан к постройке церквей, где они нужны, допуская строение их в простейшем виде и не препятствуя постройке часовен…»8.

Строительный Устав 1857 года предписывал «возобновлять» часовни «по планам и фасадам, утвержденным, где следует»9.

Условная классификация часовен.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так объясняет название «часовня»: «Часовня, часовенка - молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно служит часы (не литургию); отдельное маленькое строение или пристрой, с иконами, лампадой; часовни этого рода ставятся в виде памятника, или на распутьях, на родниках, или над престолом бывшей церкви».10

Часовня представляла собой небольшое церковное строение, предназначенное для богослужений суточного круга, в частности часов, откуда и происходит название. Главным образом, часовня от церкви отличается отсутствием алтаря. А поскольку в часовне отсутствует данная священная часть православного храма, то местную икону устанавливали внутри по возможности просто на восточной стороне по аналогии с храмом, где на восток обращен иконостас, отделяющий алтарь от основного церковного пространства.

Следует отметить, что официальной классификации часовен не существует, авторы трудов на эту тему в разные годы предлагали разные версии. Обобщив известные варианты, получилась сводная таблица, в которой выделены четыре основных критерия: материал, тип постройки, место возведения и посвящение.

По типу постройки

По материалу

По месту возведения

По посвящению

Часовня

Деревянная

Населенный пункт

В память знаменательного события в истории

Часовня-купальня

Каменная

(кирпичная)

Место бывшего храма

В память явления икон и чудес Божьих

Часовня-сень

Металлическая

Святой источник

В память утраченного храма

Часовня- столб (крест, голобец)

 

Кладбище

В честь выбранного праздника или святого

 

Памятное место

Над святым источником

Дорога, перекресток дорог

Для отпевания усопших

Больница

Сравнительный анализ православных часовен городского округа Павловский Посад.

В нашей исследовательской работе, посвященной изучению часовен как архитектурного и религиозного направления, мы решили подробно рассмотреть все храмовые сооружения, выполненные в данным архитектурным приемом на территории городского округа Павловский Посад. Поэтому нам показалось интересным провести классификацию часовен по вышеуказанной таблице, проанализировать причину популярности данного архитектурного направления на территории нашего округа.

Согласно проведенному исследованию мы получили следующие результаты по изучению часовенного стиля в церковном строительстве на территории городского округа Павловский Посад.

Из 52 часовен, находящихся на территории городского округа Павловский Посад, по типу постройки, мы обнаружили:

Часовни - 4 (7,7 %) (Рис. 1)

Часовня-столб (крест)- 48 (92,3 %) (Рис.2)

Часовня-сень- (0 %)

Часовня- купальня- 0 (0%)

Все часовни возведены в населенных пунктах: каменная часовня в селе Васютино, кирпичная оштукатуренная в селе Грибаново, часовня в деревне Бывалино, часовня 1812 года. По посвящению – 3 часовни освящены в честь святого, например часовня Илии Пророка в деревне Бывалино. 1 часовня - посвящена памятному событию - Отечественной войне 1812 года, в которой наши предки, проживавшие на территории тогдашней Вохонской волости, приняли участие. Сражение именуется - боем у реки Вохна или Вохонское сражение.

Однако наибольшее распространение на территории городского округа Павловский Посад получили часовни-столбы (часовни-кресты), присутствующие в каждом населенном пункте, входящим в состав городского округа Павловский Посад. Часовни – столбы (часовни - кресты) чаще всего устанавливались у дорог или окраинах деревень. Часовня-голбец, более характерная для северных регионов России, на территории нашего округа отсутствует. Часовня-сень также не была нами замечена на территории Павловского Посада.

В древнерусском языке соединение букв «С» и «Т» можно было перевести как связь с твердью, поэтому множество слов, возникших в древнерусском языке означали предметы, неподвижно расположенные, как бы связанные с поверхностью земли: стол, стул, стена, столб. А из истории Древней Италии к нам пришло выражение «геркулесовы столпы». На противоположных берегах Европы и Африки у Гибралтарского пролива, по мифам, посвященным Геркулесу, он построил столпы (столбы). Столпы эти считались краем мира, дальше которых нет пути. Поэтому выражение «дойти до Геркулесовых столпов» стало употребляться в значении: дойти до крайней точки. Поэтому и часовенные столбы ставили на окраинах деревень, в знак того, деревня закончилась и путнику нужно помолиться перед дорогой.

По месту возведения все рассмотренные нами часовни можно классифицировать следующим образом:

В населенном пункте построено- 48 (92,3 %) часовен-столбов

На месте бывшего храма возведено – 2 (3,85%) часовен столбов: это часовня Дмитрия Солунского (Рис. 3) , часовня в селе Рахманово на месте утраченной старообрядческой церкви

Кладбищенские часовни-столбы- 2(3,85%) (Рис. 4)- на погосте в деревне Заозерье и часовня Николая Чудотворца в деревне Новозагарье.

Исследуемые нами часовни и часовни-столбы выполнены при помощи следующих материалов:

Металлическая- 1(1,9%)- часовня детской беспризорности на территории прихода Никитского храма в деревне Бывалино. (Рис.5)

Деревянные – 4 (7,7 %)- часовни в поселке Большие Дворы, поселке им. Калинина, деревне Алферове, деревне Лесхоз. (Рис.6)

Кирпичные - 47 (90,4%)- часовни в деревнях и селениях- Дергаево, Демидово, Часовня (2 часовни), Козлово, Криулино, Крупино, Курово, Логиново, Михалево, Назарьево, Шебаново, Носырево, Саурово, Сонино, Рахманово, Тарасово, Теренино, Улитино, Фатеево, Фомино, часовня Георгия Победоносца на территории Покрово-Васильевского монастыря, Стремянниково, Логиново, Бывалино (2 часовни), Мишутино, Новозагарье (2 часовни), Ковригино, ул. Матросова г.о. Павловский Посад, Перхурово, Алексеево (2 часовни), Степурино, Борисово, Бразуново, Быково, Дальняя, Игнатьево, Гаврино, часовня Дмитрия Солунского на территории Воскресенскогог собора (колокольня), Заозерье, Щекутово. (Рис.7)

Большинство часовен-столбов выполнено в красно-кирпичном архитектурном стиле, некоторые оштукатурены. Кирпичный стиль-своеобразное архитектурное направление, выразившееся в полной замене лепных украшений более рациональным кирпичным декором. Украшение наружных поверхностей фасадов выполнялось из того же материала, что и стены (Рис. 8).

Популярность данного архитектурно-стилевое решения определяется несколькими причинами:

Ритмичность членений, простой и практичный способ отделки фасадов без использования штукатурки и дополнительных средств - визитная карточка большинства построек нашего города конца XIX- начала XX века. Большинство фабрик нашего города выполнено в данном архитектурном стиле. Часовни и часовни-столбы, появившиеся в основном после распада Советского Союза и падения эпохи атеизма, для завершенности архитектурного ансамбля Павловского Посада, выполнены в том же стиле, что и фабрики.

«Кирпичный стиль»исследованных архитектурных построек (часовен) Павловского Посада – воплощение простоты в строительстве и экономичности при эксплуатации.

Помимо красно-кирпичного стиля а строительстве Павлово-посадских часовен и часовенных столбов можно отметить, что часовни, в которых предполагается возможность ведения «часов» (служб) возведены по образу крестово-купольных храмов: - 3 часовни (5,8 %)- в деревнях Васютино, Грибаново, часовня в память 1812 года. (Рис. 9)

7 часовен (13,5 %) в селах и деревнях- Дергаево, Логиново, Назарьево, Сонино, Теренино, Перхурово, Бразуново- выполнены в стиле классицизм (Рис. 10). На этих постройках нами обнаружены характерные для данного архитектурного стиля элементы: фронтоны, пилястры (плоские колонны).

2 часовни (3,85%) выполнены в шатрово-купольном стиле, распространившемся на Руси в XVI веке. Это часовня в деревне Фатеево, в г.о.Павловский Посад. (Рис. 11)

Цвет куполов православных храмов и часовен имеет символизирующее значение и духовную ценность. Среди исследуемых нами объектов были выделены следующие цвета куполов:

Золотой - обозначает цвет Божественной жизни. Символически связан с идеей очищения страданием. Это часовни Георгия Победоносца на территории Покрово-Васильевского монастыря, Часовня 1812 г., Серафима Саровского на улице Матросова, часовни в деревнях и селах: Степурино, Алферово, Бразуново, Бывалино, Быково, Дальняя, Данилово, Демидово, Ковригино, Козлово, Криулино, Крупино, Курово, Логиново, Меслесхоз, Рахманово, Саурово, Теренино, Улитино, Фатеево, Фомино, Шебаново, Щекутово (52%) (Рис. 12)

Синий- напоминает о бесконечности. Его связывали с небом и Христом. Синий цвет обозначает вечную молодость, указывает на созерцательную жизнь отшельников и монахов. Это часовни в деревнях Грибаново, Игнатьево, Стремянниково (6 %) (Рис. 13).

Зеленый- символ жизни, возрождения юности, знак надежды- деревня Перхурово ( 2 %) (Рис. 14)

Коричневый- связан с землей, символизирует отказ от мирской жизни. Часовня Петра и Павла в г.о. Павловский Посад, в деревнях Алексеево, Борисово ( 6 %) (Рис. 15)

Черный- знак противоположного Богу светоносного. Символ страданий, страха, греховной совести человека. Деревни Васютино, Гаврино, Сонино, Часовня, урочище Чижи-(9 %) (Рис. 16)

Серебряный- знак существования небесной силы, символ жизни, побеждающей смерть и зло- деревни Бывалино, Мишутино, Тарасово (6%) (Рис. 17).

Не имеет купола 9 из 52 часовен городского округа Павловский Посад, что составляет 19 %. Это деревни Назарьево, Большие Дворы, Бывалино, Власово, Дергаево, Заозерье, Михалево, Новозагарье, Носырево (Рис. 18)

Выводы:

Проведя данное исследование, мы к следующим выводам:

Строительство часовен в городском округе Павловский Посад- это необходимость в одухотворении повседневной жизни горожан и в настоящее время приобрело массовый характер.

Архитектура православных павлово-посадских часовен включает в себя разнообразные стилевые направления: красно-кирпичный, классицизм, шатровый, крестово-купольный.

Часовни городского округа Павловский Посад стали градостроительными ориентирами среди зачастую однообразной, типовой застройки.

Заключение

И в заключении хотелось бы отметить, что православные павлово-посадские часовни оживляют городскую и сельскую среду, украшая парки, улицы, внутриуличные пространства. Часовни и храмы городского округа Павловский Посад безусловно являются одними из главных достопримечательностей нашего города, прочно войдя в историю нашей малой родины своими архитектурными особенностями и функциональным назначением.

Список источников и использованной литературы.

Н.Г. Благовидова. Часовни в архитектурно-планировочной среде города М.: Архитектура –С-Петербург, 2006.

М.Ю. Кеслер. Благолепие и экономика в современном храмоиздательстве. Православный экономический вестник, 2007 № 5.

Н.П. Крадин Н.П..Православный храм, -Хабаровск, 2002.

В.И. Лучкова В.И. Введение в архитектурную семиотику, -Хабаровск, 1997.

В.И. Лучкова. Вечность глазами молодых.- Хабаровск, 2007.

А.В. Камкин. Православная церковь в России - Вологда, 1992.

К.О.Никольский. О часовнях. Москва, 2001.

В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4,-СПБ, 1999.

Приложение

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3 Рис.4

Рис. 5 Рис.6

Рис.7 Рис. 8

Рис. 9 Рис. 10

Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

Рис. 14 Рис. 15 Рис. 17

Рис. 18 Рис. 19

1 Благовидова Н.Г.Часовни в архитектурно-планировочной среде города М.: Архитектура-С, 2006, стр. 10

2 Кеслер М.Ю. Благолепие и экономика в современном храмоиздательстве. Православный экономический вестник, 2007 № 5 стр. 14

3 Крадин Н.П..Православный храм,-Хабаровск, 1992, стр. 84

4 В.И.Лучкова. Введение в архитектурную семиотику,-Хабаровск, 1997, стр. 14

5 В.И. Лучкова. Вечность глазами молодых.- Хабаровск, 1997, стр. 42

6 А.В. Камкин. Православная церковь в России - Вологда, 1992, стр. 33

7 К.О.Никольский. О часовнях. Москва, 1889 г, стр. 156

8 К.О.Никольский. О часовнях. Москва, 1889 г, стр. 162

9 К.О.Никольский. О часовнях. Москва, 1889 г, стр. 163

10 В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4,-СПБ, 1999, стр. 644

Просмотров работы: 131