Страницы истории моей семьи

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Страницы истории моей семьи

Купч А.С. 1
1МБОУ СОШ №1
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Изучая дедов, узнаем внуков,

то есть, изучая предков, узнаем самих себя.

Без знания родовой истории мы

должны признать себя случайностями,

не знающими, как и зачем мы пришли в мир,

как и для чего в нем жили,

как и к чему должны стремиться».

В.О. Ключевский [1]

Введение.

Историю cемьи надо знать. Это элементарное уважение к предкам. Из истории отдельных семей складывается история страны. Человеку необходимо знать и чтить своих предков. Это дань памяти и благодарность  старшему поколению. Ведь семья - это главное в жизни человека. Семья выполняет важные функции: продолжение рода, воспитание детей. Семья, дом - это крепость, где в отношениях людей царят бескорыстие, преданность, самопожертвование. Актуальность - Мы живем в большом многонациональном мире. Наша семья является частью этого мира со своими национальными традициями и обычаями. Каждая семья имеет свою неповторимую историю и особенности. Нашим предкам было очень сложно передавать информацию о своей родословной следующим поколениям, но они старались, насколько это было возможно, отразить в письменности. В наш век научно-технической революции это стало намного проще, было бы желание. Знать историю своей семьи и передавать её по наследству просто необходимо, иначе мы потеряем свои корни и подвергнемся духовной деградации.

Цель – рассмотреть две истории, судьбы моих предков в довоенный и военный периоды, выявить, какое влияние на их жизнь оказали процессы, происходившие в нашей стране. Предмет исследования – две истории, судьбы моих предков в довоенный и военный периоды. Задачи: 1 .Собрать теоретический и документальный материал по данной теме.2.Провести анализ материалов и обобщить полученные данные. Методы: теоретические и эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности, метод анализа в обработке данных. Опиралась в своей работе на конкретно-исторический подход. План работы: изучение теоретического материала, работа с живыми носителями информации. В работе использовались документы и материалы семейного, районного архивов, воспоминания.

Зачем нам знать историю своей семьи.

Многие люди, в силу разных причин, часто спрашивают: «зачем нам знать свои корни?». Вопрос конечно, с одной стороны глупый, но с другой стороны, вопрос остро стоящий в наше непростое время, где история забывается и стирается. Давайте, собственно, об этом и поговорим.

Без прошлого нет будущего. Это то, что нужно знать каждому, ведь прошлое часто влияет на то, что будет в будущем. Наши отцы, деды и прадеды жили и строили свою жизнь так, чтобы не только им, но и потомкам, т.е. нам жилось хорошо. Когда-нибудь, и мы с Вами станем прошлым и наши потомки, так же будут спрашивать, «зачем знание своих корней», а знание нужно для того, чтобы знать тех, благодаря которым, мы живём на этом свете.

На ошибках люди учатся. Ещё одна причина, по которой нам полезно знать прошлое, не только конкретно своё, но и всего народа, это то, что прошлое может многому научить. Ошибки прошлого, можно не допустить в будущем, и такие страшные явления, как рабство, война, истребление рода человеческого, наше поколение и будущее сможет предотвратить, но для этого необходимо знать свои корни.

Люди хотят знать свою историю. Очень часто люди просто хотят знать, что было до них, что было в истории их матерей, отцов, дальних предков, и запретить людям знать свои корни нельзя. Своего рода, знание своих корней, это заполнение пустот, которые часто бывают в знании о себе самом. Согласитесь, кто не знает историю встречи родителей? Да почти каждый знает, ведь благодаря этому появились на свет и каждый из нас.

Психологическая проблема замалчивания истории семьи. Очень часто, многие дети страдают от того, что родители чего-то им недоговаривают, что то скрывают, не говорят всё как есть. Это касается собственно и  истории семьи и родословной. Это часто приводит к непониманию детьми родителей: что ими движет, что руководит, и почему они поступают именно так. Часто недоговорённость в семье приводит к скандалам, ссорам и психологическому отдалению детей от родителей, что не может не сказаться на целостности семьи.

Знание своей истории придаёт силу и поддержку своего рода.

Очень важен и тот факт, что человек нуждается в определении себя в родовой системе общества. Это нужно, прежде всего, для того, что бы человек чувствовал себя намного уютней  и уверенней. Сам по себе, одинокий, без корней, человек очень слаб, но знание истории своего рода делает его более уверенным и сильным, ведь он в этом мире не одинок, и у него есть семья, есть предки,  будут потомки.

Вот несколько причин,  зачем нужно знание своих корней. Согласитесь, причины очень важные, и упускать их из виду нельзя, ведь наши корни это то, что формирует и каждого из нас. Старайтесь рассказывать своим детям почаще историю своей семьи, не бойтесь узнавать о ней, ведь история Вашего рода — это Ваше прошлое. Не чьё либо ещё, а именно Ваше,  и знать его Вы обязаны, ведь без прошлого, как мы поняли, нет и будущего [2].

Кулаки.

С чувством глубокого огорчения, досады и обиды за родных приходится вспоминать тяжелые 30-е годы.

Еще в те далекие годы пытались уничтожить всех умных и одаренных людей, для устрашения других, чтобы потом легче было управлять безмолвной толпой.

Украинцев вывозили в товарных вагонах в январские морозы. Вывозили с детьми, без денег и вещей. Высадили в степи, рассчитывая на то, что люди не вынесут нечеловеческих условий и погибнут. Многие по дороге, действительно умирали. Но трудолюбивые украинцы и в Казахстане смогли обустроить свою жизнь, строили свое счастье, создавали семью, рожали детей. Они в лютые морозы из мерзлой земли, разогревая ее теплой водой, лепили себе жилье. Потом и вырос поселок.

Со слов бабушки хочу рассказать про жизнь моего прапрадедушки. Мой прапрадедушка, Иосиф Матвеевич, родился на Украине в 1868 году, в селе Жищенцы, Городецкого района, Хмельницкой области. Моя прапрабабушка, Эмилия Станиславовна, родилась там же в 1898 году. Имели пятеро детей: 2 сына и 3 дочери. (см. приложение I рис.1-2) Хорошее хозяйство: 3 гектара земли, корова, 2 лошади, и полный двор птицы. Работали все: от мала до велика. Прадедушка был очень одаренным человеком-костоправом. Люди со своими болячками приезжали со всех уголков. Принимал всех. Кто имел деньги - платил, но большинство за «спасибо». Кажется, что еще для счастья надо?[3]

Жили в достатке, бедным помогали, дети здоровы. Но в 1936 году пришла беда, о которой никто и не мог подумать. У прапрадедушки было еще три брата. Два брата были офицерами в польской армии, один – ветеринаром. У всех были семьи.

Село у них было большое, на 1200 дворов. В списки попадали самые умные и трудолюбивые. В эти же списки попали и наши родные. Сестре моего прадедушки Ганне в то время было 17 лет, она была замужем и ждала ребенка, но на это никто не посмотрел. Забрали все. Прапрабабушка собрала все иконы, которые передавались по наследству, но и их отобрали. Всех людей собрали и погрузили в товарные вагоны, где не только полежать, но и присесть негде. Холодные, голодные держались друг за друга. Самые слабые, дети и старики не выносили холода и голода и умирали. Но люди молились, надеялись на что-то, верили в себя, поэтому большинство выжило. Одна из девочек Валя, которой в то время было 9 лет, по дороге заболела дифтерией. Ее и еще троих детей сняли с поезда, и никто о ней ничего не знал. Жива ли она, где ее искать, увидят ли ее когда-нибудь, но судьба была благосклонна. Через десять месяцев пришло письмо, приехать за ней, прапрадедушка привез бедную девочку, бледную, лысую, истощенную. Валентина спустя много лет жила на Кубани. Вышла замуж родила дочь и двоих сыновей. Умерла в 2004 году и похоронена в с. Красносельское Тимашевского района.

Везли их до места нахождения 18 суток на станцию Шортанды в Казахстане. Там еще голодных, больных, истощенных продержали 5 суток, а потом развозили кого куда, но где они им могли предоставить жилье, кроме степи? Народ не сломался, собрался последними своими силами и начал рыть землянки. Дождались лета и начали появляться домики. Кто из чего мог и как умел, так и лепил. Мой прапрадедушка был мастер на все руки, он и плотник, и каменщик, и столяр, и также приучал своих сыновей к труду.

Летом жара не выносимая, дышать не чем, питались кое-как, поэтому цинга, замучила почти всех, но время и года шли, люди укоренялись, менялись опытом, помогали и выручали друг друга, создавали семьи, рожали детей и становились счастливыми каждый по-своему. Сестра моего прадедушки Ганна в 1936 году родила сына, он выжил и в последствие вернулись на Украину, где и прожили до конца жизни.[4]

Мой прадедушка, Станислав Иосифович, в 1941 году он был призван в трудовую армию и прослужил там до 1951 года (см. приложение I рис.3) . После этого он проработал в поселке Шортанды в качестве учителя трудового обучения, мастером на мебельной фабрике до самой пенсии. В 1986 году был реабилитирован и награжден медалью «Ветеран труда» и другими наградами. В 1986 году с семьёй переехал в Краснодарский край. Имел двух сыновей. Умер 11 мая 2011 года в ст. Староминской.

Прапрадедушка и в Казахстане лечил людей, собирал все их косточки, подрастали дети и опять вроде бы все хорошо, но тут самое страшное – война. Сын моего прапрадедушки, Вячеслав Иосифович, погиб на войне. В феврале 1945 года, он дошел до Германии, был тяжело ранен и попал в госпиталь. Больше ни какой информации не было, и Вячеслав был признан пропавшим без вести. После этого известия прапрадедушка сильно заболел, но он не терял надежду на жизнь, поднялся и работал, работал до последних своих дней. Прапрадедушка умер в Казахстане в 1957 году, а вся семья и родственники в 1966 году переехали на постоянное место жительство в Краснодарский край. Прапрабабушка Эмилия еще много лет прожила в ст. Ленинградской, со своей дочерью Каролиной, где и была похоронена. Каролина воспитала дочь и дожила до глубокой старости, все невзгоды, пережитые в детстве, наложили отпечаток на ее здоровье, последние несколько лет она была совершенно слепа, умерла в 2010 году и похоронена рядом с матерью в ст. Ленинградской [5] (см. приложение II рис.1) .

3.Фронтовые рассказы.

Мой прадедушка, Гилевич Франц Николаевич (см. приложение II рис.2) , родился в 1920 году.


В 1940 году его призвали на военную службу. Служил он в городе Речица Гомельской области. Утро 22 июня 1941 года выдалось ясное, солнечное. В этот день началась война. Враг с каждым днём всё ближе приближался к Могилёву, вражеские части подошли к реке и пытались с ходу пользоваться ею. Но наши войска остановили противника.

В это время тысячи жителей продолжали строить оборону. С города вывозились ценности, промышленное оборудование, эвакуировали население. Потом рота покинула военный городок и пешком направилась на фронт. Уж на фронте навидался всего. Вот однажды проходим по низине к возвышению, где находились позиции. Идут крадучись, гуськом, хотя необходимости как будто нет. Но вот из гущи деревьев затрещал автомат. Пули прошли выше нас. Все упали. Автомат перестал стрелять. Бойцы тронулись дальше, пригнувшись. Снова автоматная очередь, и мы опять все у земли. Вдруг просвистели два снаряда и недалеко разорвались. Кажется, летели так низко, что чуть-чуть не задевали макушки, поэтому все прижали головы ближе к земле. Но вот началась неглубокая траншея, и по ней воины скоро вошли в глубокую траншею, по высоте чуть выше моего роста.

И вдруг совсем близко раздаётся свист, а потом – взрыв. Это взорвалась мина! Через несколько минут немцы послали ещё три мины в тоже место и замолчали. Потом раздали ручные гранаты. На рассвете взвод пошёл в наступление. Меня начало знобить, я стал обдумывать, как буду поступать, если начнётся рукопашный бой. Физически, я крепок, вот только что-то не здоров. Тут сосед меня толкает, знаешь, брат, я и стрелять-то не умею. Нам приказали ползти в сторону немца, но немцы нас накрыли. Пошли в ход винтовки, пулемёты и миномёты. Впереди густая сеть разрывов мин, треск пулемётов и автоматов. Меня тут ранило в ногу осколком мины. Как я кричал, как мне было больно, одному Богу известно. Осталось тогда в живых нас 9 бойцов. Всех остальных враги перестреляли.

А вот ещё один эпизод.

Был сильный бой, мёртвые лежали один на другом, а раненые кричали, все звали сестричку. Бедная сестричка ползла под пулями от одного к другому. Помню одну, такая хорошенькая, шустренькая, миленькая Машенька. Так её всё любили. Перевязывала раненого и пуля попала ей в голову, а жить бы ей и жить. В этом же бою я лежал без сознания, очнулся, вижу, едет прямо на меня немецкий танк. Боже мой, вот думаю, где моя смерть. Схватился за голову руками, прижался к земле и ждал. Как видать, внучка, не смерть была мне. Проехал через меня танк, а я ещё долго лежал, не мог подняться. Потом, когда отдыхали после боя, посмотрел в маленькое зеркальце на себя, я побелел, весь седой стал.

Вот ещё один случай расскажу.

Один раз меня вызвали в командный пункт. Темень кругом, глубокий снег, и метель метёт. Даже немцы успокоились – нет выстрелов, нет ракет. Для немцев страшна была русская зима. Поэтому здесь, на передовой, немецкие солдаты не мечтали о военной славе. Шёл и всё глубже погружался в снег. Тихо – будто и нет войны. Только вьюга гуляла, по безлюдному полю. А я вдруг стал быстро уставать, трудно идти почти по пояс в снегу. Пора бы уже выйти на дорогу, но не вижу торчащих труб, разрушенных домов. Сел в мягкий сугроб, провалившись по пояс в снег. Удобно, хочется отдохнуть. Будто приятно, но что-то и страшновато. Не знаю, куда идти, устал и чувствую, легко уснуть. «Прежде всего, надо идти, идти во, чтобы то ни стало»,- думал я. И стал двигаться, медленно, с трудом вытягивая ноги из глубокого снега, держа на шее автомат. Долго, как мне показалось, я шел неведомо куда. Но вот уже меньше уходят ноги в снег. И я понял, здесь должна быть дорога. Притащился, наконец, на командный пункт. Тут объяснили мне, что завтра утром наступление. В атаку пойдут наши танки. Они пройдут на немецкую передовую. Снегопад почти прекратился, но стоял большой мороз. У меня были тесноватые кирзовые сапоги, и ноги стыли. К утру мы были готовы к бою. Пушки стояли на выбранных огневых позициях, замаскированные снегом. В назначенное время бой не начался. Стоял большой мороз и, и мы начали замерзать. Я зажег спирт и поставил банку между ног – стало немного легче. Но вот пехота открыла огонь. Вступили в бой и мы. И вдруг, в разгаре боя, меня толкнул боец, показав на танк, идущий сзади на нас. Мы мгновенно рывком повернули пушку, чтобы дать огонь по танку. Я замер. Нервная дрожь пробежала у меня по телу. Танкисты увидели, что мы собираемся их расстрелять и выстрелом в сторону немцев дали им сигнал, что свои. Еще мгновение и произошло бы ужасное: был бы разбит свой танк. Мы снова развернули орудие и стали посылать снаряды в немцев. Ходили наши танки в глубоком снегу, а немецкая артиллерия обрабатывала наши танки. Против немецкой пушки большого калибра мы были бессильны. Танк стал удаляться и потянул за собой разрывы немецких снарядов. На этот раз наша пехота немного продвинулась вперед и заняла новые позиции.

Много можно было бы еще рассказывать, но у меня так на душе тяжело. Пока рассказал, будто заново все пережил.[6]

Мой дедушка прожил с бабушкой на Украине до глубокой старости. Я очень ему благодарна и горжусь им. Ведь, благодаря, таким как мой дедушка мы живем в свободной стране и знаем про войну только из их рассказов и уроков истории.

Заключение.

Историю своей семьи нужно знать для того, что - бы знать, какой ты крови, кто твои прапрабабушки и прапрадедушки. Именно в семье мы получаем первые и часто самые важные уроки истории. В семье нам передают историю нашего народа. Носители истории семьи - наши предки. Им мы обязаны всем своим духовным богатством. Поэтому каждый человек должен знать историю своей семьи, ведь это основы жизни. Нужно знать её от начала и до конца и гордиться близкими людьми, которые сделали все для того, что бы у нас было будущее.Хочется отметить, что все наиболее трагические моменты в истории моей страны непосредственно связаны с судьбой всей моей семьи. Моя работа помогла мне лучше узнать историю своей семьи, и это способствовало формированию понимания сложности исторического пути, пройденного нашим народом на примере некоторых представителей моих предков.Мудрые люди говорят: «Не зная прошлого, не построишь жизнь в будущем». Поэтому, я считаю, необходимо знать историю своей семьи!

Список источников и использованной литературы:

Родовая культура семьи или зачем надо знать историю своего Рода.https://politikus.ru

Зачем нам знание своих корней? https://your-happy-life.com

Воспоминания Врона З.А.

Воспоминания Врона В.С.

Семейный архив семьи Врона.

Воспоминания Гилевича Ф.Н.

Приложение

Приложение I

Рис.1-2. Семья Иосифа и Эмилии Врона. Дочери Каролина и Ганна.

Рис.3 Анкета на Врона В.И.

Приложение II

Рис.1Похороны прапрадедушки Иосифа.

Рис.2Гилевич Франц Николаевич.

Просмотров работы: 92