Здесь навсегда поселилась сказка

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здесь навсегда поселилась сказка

Флоря А.Д. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1
Ященко Ю.Н. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Театр! Как много значит слово

Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!

Введение.

Актуальность.

"Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей…» - писал Белинский. Действительно, возможно ли описать всё очарование театра, всю его магическую силу! Это университет добрых чувств и положительных эмоций, средство погружения в другую эпоху и открытие чего-то неизвестного! Я очень люблю бывать на представлениях в нашем кукольном театре «Сказка». Всегда с любопытством наблюдаю за происходящим на сцене. Мы видим на ширме знакомые любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее, и сердце наполняется добротой. Именно поэтому я решила узнать много интересного и познавательного о нашем староминском кукольном театре. Меня заинтересовал вопрос: когда же произошло такое явление, что взрослые стали «играть куклами»? Также мне было интересно, когда появились театральные куклы? Какие куклы принимают участие в кукольных представлениях?

В моей работе я попыталась найти ответы на заинтересовавшие меня вопросы и выдвинула гипотезу: сегодняшние дети мало интересуются театром. Имея высокую технологическую базу, родители чаще всего забывают о саморазвитии ребёнка, о приобщении его к культурным ценностям. Мне кажется, что сейчас это очень актуально.

Затем я поставила перед собой цель: узнать как можно больше о театре «Сказка». Для достижения этой цели, мне нужно было выполнить ряд определённых задач: найти информацию о разных видах кукольного театра; изучить историю нашего кукольного театра; побывать в кукольном театре; провести исследование о посещении одноклассниками театров; проанализировать полученные данные.

Предмет исследования: Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры Сельский Дом Культуры «Театр кукол» Староминского сельского поселения Староминского района. Методы исследования: сбор и систематизация материалов;анализ полученных данных;наблюдение;анкетирование. Практическая значимость моей работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы на занятиях музыки, МХК, классных часах и родительских собраниях, так как в данной работе представлен достаточно полный, разносторонний материал специфики работы староминского театра.

Театр кукол. Когда и где он родился?

1.1. Виды кукольного театра.

В итоге нашего исследования я узнала, что кукольный театр создавался в течение тысячелетий. Мне не удалось найти точной даты появления кукольного театра на Земле. Остается только предположить, что идолы, изображавшие различных богов, были первыми театральными куклами, а жрецы и шаманы – первыми актерами и режиссерами кукольного театра. Кукольный театр рождался из обрядов [6]. До сих пор в Европе распространены обрядовые кукольные представления. Кукольные представления и актеры – кукольники приравнивались к нищим, поэтому стражи порядка должны были их прогонять с центральных площадей и парков. Простые люди (рабочие, крестьяне) очень любили кукольный театр. Он был интересен и знатным образованным людям, только их статус не позволял признаться в том, что их интересы совпадают с простолюдинами [12] .

Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Был придуман и реализован тип театрального здания, кулисного оборудования, портал сцены, занавес. В старой России не было кукольных государственных театров. На ярмарках, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Сейчас кукольные театры существуют почти во всех странах [3]!

Существуют разные виды кукольного театра. В настольном театре игрушек используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре [13]. Большой популярностью у самых маленьких пользуется картонный театр (см. приложение I рис.1) . В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. Театр теней – очень таинственный, волшебный и загадочный (см. приложение I рис.2). Нужна ширма с экраном. На экран натягивается светлая ткань. И изнутри экран-сцена освещается ярким светом. На освещенном экране появляются темные силуэты и сказка начинается [14]. В пальчиковом театре самые маленькие артисты кукольных театров (см. приложение II рис.1). Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Очень необычно смотрится представление на фланелеграфе — доске, обтянутой фланелью, на которую по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки (см. приложение II рис.2). Он предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев [11]. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд– книжку(см. приложение III рис.1). Так можно иллюстрировать эпизоды из жизни детей, если на каждой странице изображён новый режимный процесс [5]. Конечно, все виды театра можно смешивать, как хочется вашей фантазии!

1.2. Куклы – главные артисты.

Н.В.Гоголь говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Мне кажется, именно кукла является предметом передачи доброты, успокоения, забавы. Она вызывает большой интерес у каждого человека с момента рождения. В каждой стране существовали куклы под определенным именем. Первую куклу по имени Маккус подарил человечеству античный мир. Эта кукла была найдена при раскопках. Это был занятный человечек с горбом на спине, крючковатым носом, толстым животом и необыкновенно живым, пронзительным взглядом (см. приложение III рис.2).По образцу древнеримского Маккуса итальянцы создали своего Пульчинеллу. Так во Франции появился Полишинель, в Англии – Панч, в Германии – Касперле, в Чехословакии – Кашпарек, в России – Петрушка [9]. Из Англии пришли и получили широкое распространение марионетки – куклы на нитках. Есть еще большие ручные куклы, статические куклы, перчаточные куклы, тростевые куклы появились [1]. Первым официальным государственным кукольным театром в России считается академический центральный театр кукол Ордена Трудового Красного знамени. Основателем является Сергей Владимирович Образцов (1901-1922) – русский режиссер и актёр. Театр был занесён в книгу рекордов Гиннеса, на спектаклях которого всегда аншлаг [4].

1.3. Разработка анкеты и анализ полученных данных социологического исследования среди учащихся и родителей.

Что знают современные школьники и родители о театре? Часто ли они посещают этот храм искусства? Чтобы получить ответы на эти вопросы, я решила опросить учащихся МБОУ СОШ №1 6 «А» класса и их родителей. В анкетировании приняли участие: родители - 56 человек; учащиеся  - 30 человек. Ответы родителей были следующие:

1.Актуальны ли походы в театр?

«да» - 37 % «нет» - 63%

2.Как часто вы бываете в театре?

«раз в месяц» - 19% «раз в год» - 33% «никогда» - 48%

3. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался в театральном кружке?

«да» - 39% «нет» - 26% «не знаю» - 35%

4. Любите ли вы кукольный театр?

«да» - 56% «нет» - 32% «затрудняюсь ответить» - 12%

По результатам анкетирования мы выявили причины, по которым родители не посещают театр: искусство театра не интересно; нет времени и денег. Результаты и анализ анкетирования учащихся таковы:

1. Актуальны ли походы в театр?

«Да» - 28 % «Нет» - 72%

2. Как часто вы бываете в театре?

«раз в месяц» - 20% «раз в год» - 41% «никогда» - 39%

3.Хотели бы вы играть в театре?

«да» - 34% «нет» - 31% «не знаю» - 35%

4. Любите ли вы кукольный театр?

«да» - 67% «нет» - 27% «затрудняюсь ответить» - 7%

Результаты анкетирования учащихся позволили сделать следующие выводы: походы в театр не актуальны, так как дети предпочитают играть в компьютер или общаться в социальных сетях. Опрос показал, что есть свои причины, по которым они не посещают постановки: большая учебная нагрузка; нехватка свободного времени; далеко добираться от дома.

2. Театр – это сказочный мир.

2.1. Из истории театра кукол «Сказка» станицы Староминской.

«Театр начинается с вешалки», - сказал великий режиссер Станиславский [10]. А Староминский кукольный театр берет свое начало уже от остановки на улице Трудовой с символическим названием «Театральная» (см. приложение IV рис.1-2). Театр покоряет уже с фасада. Вот волшебный дуб «на Лукоморье», а вот Папа Карло ведет Буратино в зрительный зал. Хитрая лиса и храбрый заяц приветствуют гостей. Одно дело, когда ты приезжаешь сюда на представление, ты видишь уже подготовленную сказку, но совсем другое, когда ты приезжаешь сюда для того, чтобы собрать материал для научной работы. Этот волшебный мир открывается для тебя с той стороны, о которой ты даже не подозревала! Гримёрная, костюмерная, комната с куклами и декорациями, закулисье, все закоулки фойе – это уникальный шанс увидеть театр изнутри! Все люди, с которыми мне довелось общаться, излучают доброту и приветливость. Невольно мелькает мысль, что ты и правда попадаешь в сказку! Такой теплотой и искренностью веет от обитателей этой страны детства! Без лишних вопросов, с улыбкой на лице нас провели по всем цехам, не только подробно повествуя, но и предоставив возможность прикоснуться к удивительным атрибутам (см. приложение V рис.1-2)! Время будто останавливается в этом волшебном месте.

Создан театр кукол - 10 сентября 1970 года талантливым режиссером, энтузиастом своего дела, заслуженным работником культуры России Робертом Евгеньевичем Кухтой, отслужившим театру более 35 лет. Как большая полноводная река начинается с ручейка, так и театр начинался с кружка при Доме культуры «Кавказ». Потом в 1967 году с помощью и поддержкой другого энтузиаста, председателя колхоза им. Чапаева Григория Яковлевича Поддубного под театр отдали старое здание. Очень уж хотелось ему, чтоб дети колхозников все свободное время проводили с пользой, а не бегали по улице в отсутствие вечно занятых родителей. Да и верил он в мощную воспитательную силу искусства. Поверил он и Роберту Кухте, что ему под силу создать профессиональный кукольный театр. Роберт Евгеньевич вспоминал, как они сначала хотели заказать проект, но когда узнали, в какую сумму это выльется, ушли не солоно хлебавши. И тогда директор со своими помощниками спроектировал сам здание от входной двери до зрительного зала. Фойе, зрительный зал и гардероб оформляли художники-постановщики Вера Радчевская и Татьяна Бирюкова. [8]. Примой театра была талантливая актриса Татьяна Алексеевна Мироненко. Роберт Евгеньевич Кухта вместе с супругой Екатериной бок о бок проработали в театре много лет, потому что его детище стало и ее делом жизни. И даже то обстоятельство, что получали копейки, еще крепче соединяло их. «Здесь царит любовь» - написано на стенах их дома.

Конечно, кукольный театр состоялся не сразу. Роберту Евгеньевичу пришлось многому учиться. Сначала в культпросветучилище, потом - в институте культуры. Директор неоднократно ездил в Москву к Сергею Образцову, где совершенствовал свое мастерство, а потом как эстафету передавал своим коллегам. В 1976 году театру решением министерства культуры РСФСР присуждено звание «народный». Имя Роберта Евгеньевича Кухта – занесено в районную книгу почёта (см. приложение VI рис.1-3). Ушёл из жизни этот замечательный человек 21 декабря 2011 года. Роберт Евгеньевич в 1987 году был награждён грамотой Министерства культуры «За развитие театрального искусства в России», в 1989 году – медалью Министерства культуры СССР «За достижения в самодеятельном художественном творчестве». В 2012 году на здании театра открыта именная мемориальная доска. Староминский кукольный театр до сих пор остается единственным профессиональным театром в сельской местности (см. приложение VII рис.1).

С 2004 года в должность директора вступил Бакулин Эдуард Витальевич. Начав работать в театре простым электриком, будучи одарённым человеком, он освоил все театральные профессии – от актёра до костюмера, сумел получить диплом с отличием по специальности режиссёр. Тонко чувствующий природу мироощущений, он смог как добрую эстафету принять в свои руки руководство театром. Одухотворённость натуры и талант сценариста позволили ему оставить в наследие более тридцати прекрасных спектаклей и двадцать пьес, по которым до сих пор ставят спектакли. Создавая спектакль, сам писал сценарии, некоторые даже в стихах, кроил и шил костюмы, декорации. В наследие он оставил театру более полусотни прекрасных спектаклей и пьес. Театр – это не только праздники, софиты, музыка, костюмы, но и прежде всего учреждение, которому нужен и ремонт, и средства. Крышу здания пришлось менять. Денег не хватало. За строительные работы принялся сам коллектив. Вскоре театр вновь распахнул свои двери для зрителя.   Эдуард Витальевич ушел из жизни очень рано – в 47 лет, как говорится, на творческом взлете. Большой души человек он всегда был готов прийти на помощь любому и подставить своё твёрдое плечо. К сожалению, такие светлые души, судьба балует не часто. Внезапно заболев, он не покинул свой театр до последних дней. Его природная скромность и порядочность помогли ему в должности директора работать пять лет, оставив после себя добрую память [2].

В феврале 2009 года в должность директора вступил Гринько Борис Алексеевич. Агроном, комсомольский вожак, он был далек от жизни театра. Но поддержка его жены Марины Алексеевны,   художественного руководителя театра, и ее убежденность, что с его организаторскими способностями лидера у него все получится, поставили точку в принятии решения. В театре в этот  период были тяжелые времена. Спектакли на базе практически не шли, на гастроли выезжали только летом, а значит, и заработок был мизерным. В штате числилось всего три человека, которым приходилось быть и костюмерами, и декораторами, и артистами. В представлении участвовали все, включая техслужащих и самого директора. Костюмы и декорации были старенькими, а новые шились и изготовлялись из того,  что приносилось из дома. Встал вопрос о закрытии театра. Но Борису    Алексеевичу вместе с коллективом все же удалось переломить ситуацию. Было решено не сдаваться: театру – быть! Театру – жить! С тех пор каждое воскресенье в 11:00 часов в театре идут спектакли. Приглашение юным зрителям и их родителям анонсирует районная газета в своем субботнем выпуске на первой полосе. У театра появился постоянный зритель. Учреждению  выделен транспорт, взамен старенького «Пазика» - новая «Газель». Театр стал много гастролировать (см. приложение VII рис.2).

Новый руководитель Ирина Сергеевна Лелитко, работала в районном методическом центре культуры, когда ее пригласили на главную роль в спектакле «Дикая кошка». После удачного опыта на сцене решила остаться в театре. А позже в 2014 году стала директором, а это новые хозяйственные проблемы и поиск средств. На тот момент вся внутренняя отделка здания была из дерева. Пожарные требовали  учреждение закрыть.  Ирина Сергеевна тогда принимает смелое решение о реконструкции и демонтаже деревянной отделки стен. И снова коллектив вместе с   руководителем, засучив рукава,  принялся за работу. Энтузиазм, запал, с которым работали все без исключения, а также большое желание сохранить театр помогли получить необходимые средства на ремонт. Колоссальную поддержку театру оказал глава  Староминского сельского поселения Юрий  Владимирович Миськов. Здание преобразилось кардинальным образом: в зрительном зале обновились стены, пол и потолок, установлены удобные мягкие кресла, отремонтировано крыльцо, сделан пандус, заменена система отопления. В современном фойе стало светло и уютно. Чтобы на период ремонта          не потерять зрителя, спектакли проводили в свободных помещениях. Несмотря на все неудобства, театр продолжал жить полной жизнью. Сейчас, когда Ирина Сергеевна в декретном отпуске, театр вновь взял под свою опеку Борис Алексеевич, его с неподдельной любовью называют «волшебником изумрудного города».

2.2. Коллектив и репертуар театра.

Театр кукол – волшебный мир, где сказочные герои, оживая в умелых руках артиста, творят просто чудеса. Хороший спектакль всегда помнишь долгие годы. Может, сюжет забудется, но теплота в душе останется. «Медвежонок», «Золотой цыпленок», «Таинственный гиппопотам», «Кот в сапогах», "Заколдованный лес", «Ищи и найдёшь», «Свистать всех наверх!», «Приключения неуловимого Фунтика» - золотые страницы истории театра кукол «Сказка». Репертуар спектаклей, безусловно, рассчитан на детскую аудиторию, но со временем появились постановки и для взрослой аудитории: спектакли «Сказка в Эдемовом лесу» и «Веселая история». В нынешней театральной афише – 11 спектаклей для разной возрастной аудитории (см. приложение VIII рис.1-6). Традиционно перед спектаклем артисты проводят веселые игровые программы, подготавливая зрителей к основному действию. С особой теплотой в коллективе театра относятся к детям-сиротам, детям-инвалидам, детям из многодетных семей. У театра есть подшефный садик № 6. Как правило, премьеры проходят именно здесь. Как говорят кукольники, их детки - лучшие зрители. Количество спектаклей всего 497, в том числе платных – 465, отчётных – 3, выступлений в сборных концертных программах с отдельными номерами – 28. Ежегодно показывается 200 спектаклей, которые посещают около 800 человек. Работает в театре кукол 21 человек: 13 – руководящий состав и творческий коллектив, 8 – обслуживающий персонал. Марина Алексеевна Гринько - художественный руководитель театра и молодежной театральной студии «Пилигрим». Молодой артист Сергей Соловьев за два года стал ведущим актером [7]. А как не восхититься мастерством художника-постановщика и художника по костюмам Татьяны Григорьевны Бирюковой и Марины Викторовны Костенко, которые создали целую галерею неповторимых и одухотворенных кукол-персонажей! Александр Константинович Гурьянов и Игорь Алексеевич Децина тоже давно служат театру и просто незаменимы при  разработке декораций, одним словом - «золотые руки» коллектива. Их поставленные голоса волка, медведя, Кощея ни с какими не спутаешь. Главный режиссер Елена Ивановна Пшеничная, руководитель клубного формирования Наталья Григорьевна Петренко - мастерицы на все руки, знающие нюансы театрального ремесла. Они – творческий двигатель коллектива и в любой момент готовы облачиться в костюмы сказочных персонажей, чтобы, как прежде, блистать в фокусе театральных софитов.

В этом коллективе царит удивительный дух сплоченности, сыгранности, спетости. В унисон общей сверхзадаче работают и представители производственного «цеха»: водитель Алексей Александрович Шамаев, инженер-энергетик Сергей Викторович Ищенко, инспектор по кадрам Татьяна Александровна Никульшина, оператор Галина Владимировна Петренко, техслужащие Галина Егоровна Дубровская и Любовь Федоровна Войтюк, сторожа Владимир Васильевич Москалёв и Татьяна Ивановна Каткова. Благодаря им в театре все работает: сверкает огнями сцена и экран, заводится и везёт автобус, ремонтируется и сохраняется здание и его интерьеры. Сейчас в коллективе есть школьники 8-10-х классов и молодежь 18-20 лет. Звёздочки студии - С. Соловьев, А. Донсков, Д. Терентьев, Е. Ильинов, А. Казаку, Е. Седая, Е. Шавлач - уже закончили школу и попрощались с коллективом, но всегда при любой возможности возвращаются в любимую страну детства. Руководитель Марина Алексеевна приглашает талантливых девочек и мальчиков в студию. Может, для кого-то работа в творческом коллективе станет стартовой площадкой служения искусству (см. приложение IX рис.1-3).

2.3. Участие в фестивалях, конкурсах, выставках.

Гастрольная деятельность в театре работает как часы – два-три раза в неделю коллектив выезжает за пределы района. На сегодняшний день география гастролей широка: Ейский, Ленинградский и Старощербиновский районы. За свою историю театр много гастролировал. 1978-1982 годы – летние гастроли по Украине. 1990 год – коллектив показывает своё мастерство на Всероссийском фестивале театров в г.Саратове, где ему присвоено звание дипломанта. Режиссер краевого театра кукол Р.С. Гилязетдинов отметил высокопрофессиональную работу актеров, художника-декоратора и режиссера. В этом же году на базе театра проводился краевой семинар-учеба для руководителей театральных и кукольных коллективов. 1991год – гастроли по Татарии и в г.Казань. 1992 год – коллектив участник международного фестиваля театров кукол «У волшебной лампы» г.Москва. В 11 раз в 2004 году коллектив театра кукол «Сказка» успешно подтвердил звание «народный самодеятельный коллектив» молодёжной студии театра «Пилигрим». Детская театральная студия «Браво» лауреат краевых конкурсов. В репертуаре более 20 спектаклей и каждый год выпускается новый премьерный кукольный спектакль.

Более 400000 рублей зарабатывается театром на гастролях.

Очень высокую оценку зрителей Атамани получил спектакль «Тайна забытых веков» в постановке студии «Пилигрим» на краевом фестивале «Легенды Тамани». Вождь скифов Веселг и предводительница амазонок Сосыка встретились на своей исторической родине (Кубани) и полюбили друг друга. Главную женскую роль играла Лилия Шагабудинова, а мужскую – Сергей Зацаринный. Молодежный коллектив стал победителем районного фестиваля детского и юношеского творчества «Стар-Сити» в номинации театральных искусств. За период 2014 – 2018 года коллектив театра стал участником четырёх фестивалей. На конкурсную программу краевого фестиваля кукольных любительских театров «Кукольная фантазия» был представлен спектакль «Таинственный гиппопотам» по пьесе В.Лившица.

В 2015 году коллектив был отмечен двумя дипломами: диплом за участие в краевом заочном фестивале кукольных любительских театров «Кукольная фантазия» и диплом лауреата 2 степени, за участие в краевом заочном фестивале кукольных любительских театров «Кукольная фантазия» город Краснодар. В том же году театр отмечен дипломом за театрализованную программу «Колесо вечности» на краевом фестивале «Эх, четыре колеса» Темрюкский район, станица Тамань. В 2016 театру вручён диплом за участие в краевой выставке – ярмарке «Кубанские народные промыслы и ремёсла» за показ театрализованной картинки «Казачьи прибаутки» в городе Краснодар.

Коллектив не раз отмечен благодарностью за организацию и проведение мероприятий, посвящённых Дню Староминского района. Диплом лауреата 1 степени вручён за участие в краевом фестивале «Во славу Кубани, на благо России» в 2018 году. Отмечен грамотой за активное участие в проведении международной акции «Ночь музеев». Диплом 1 степени коллектив получил за участие в районном смотре конкурсе чтецов «Великий подвиг ваш страна хранит» за литературную композицию Е. Пшеничной «Солдаты Отечества», который проходил в станице Староминской в 2019 году. Театр получил благодарность за организацию благотворительного показа театрализованного представления «Приключения неуловимого Фунтика» для детей воскресной школы «Вифлием» храма Покрова Пресвятой Богородицы.

2.4. Задачи коллектива на следующие годы.

В 2014 году, как я уже упоминала, произведён капитальный ремонт фойе и зрительного зала, частичный ремонт отопительной системы, частично заменены окна и двери. На проделанную работу израсходовано 1570000 рублей. Здание «вздохнуло» с новыми силами, и теперь главной задачей театра остаётся поддержка зрительского интереса различных слоёв населения, поэтому необходимо не потерять динамику роста в расширении зрительской аудитории. А это значит – ставить в год не менее четырёх качественных спектаклей. Планируются к постановке инновационные спектакли, где будут взаимодействовать куклы и актёры. Для детей «Царевна-лягушка» по мотивам русских народных сказок, автор В.Ткачук, для подростков и молодёжи пьеса Л.Кожевникова по произведению Т.А.Гофмана «Щелкунчик». Для взрослой аудитории выпуск кукольных эстрадных миниатюр. Ещё одна из основных задач театра, продолжение гастрольной и фестивальной деятельности, работающая как на повышение профессионального уровня артистов театра, так и на создание положительного имиджа станицы Староминской в других районах края и за его пределами. Планируется расширение спектра гастрольной деятельности по краю и ростовской области. Коллектив планирует осваивать побережье. Пока что только Азовское: Ейск, Приморско-Ахтарск и Азов. Но конечной целью, конечно же, является Чёрное море. Как это будет выглядеть, Елена Пшеничная пока сама не знает, мечты лишь обретают свои силуэты, но режиссёр точно уверена, что у них есть главное – творчество, талант, духовность, которой зачастую лишены коммерческие театры-конкуренты.

3. Театр в моей жизни.

Недаром говорят: «Вся жизнь игра, и люди в ней актёры». Сами, не подозревая этого, мы уже с детских лет пробуем себя на сцене: исполняем какие-то роли в детском садике на утренниках, приходим на новогодние праздники в костюмах сказочных героев. Уже здесь мы понимаем, какой это огромный труд: нужно подобрать костюм, выучить текст, войти в роль. Не всегда наши первые выступления бывают удачными, но какая радость нас ожидает от этого праздника. 
Первое мое знакомство с театром произошло, когда мне было шесть лет, мы с родителями поехали в наш театр. На сцене шла постановка «Свистать всех наверх!» Как только мы вошли внутрь, эмоциям не было предела, я замерла от восторга. В голову сразу пришли мысли о сказочном мире, который мы так часто видим на картинках в детских сказках. Больше всего меня поразила игра кукол. Порой я не дышала, когда смотрела на сцену - так все было живо и ярко. Уже прошло много лет, я бывала и на других постановках, но эти воспоминания остались у меня в памяти на долгие годы. Нам повезло, что наша учительница практикует различные постановки по тем произведениям, которые мы проходим в школе. Распределяем между собой роли, готовим костюмы, заучиваем роли. Получается очень смешно, забавно и, главное, интересно. Мы понимаем, что благодаря этому мы развиваемся и узнаём много нового. Я выступаю на конкурсах чтецов. Хочется заворожить зрителей, заставить их вдуматься в строчки (см. приложение X рис.1). Но не только выразительное чтение, голос помогут мне стать победителем, я продумываю каждую деталь: внешний вид, движения, жесты. Что можно сказать о театре именно в моей жизни? Я люблю театр и одно могу сказать точно - этот вид искусства никогда не умрёт. Сцена воспитывает людей. Вспоминаются слова П.И. Чайковского: «Сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей» (см. приложение X рис.2).

Заключение

Театр! Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем несравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй. В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других - тех, кто на сцене, он может понять себя, окружающих, весь мир. В итоге нашего исследования мы узнали, что кукольный театр создавался в течение тысячелетий. Узнали о различных видах кукольного театра. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, действительно: театр создает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала личности ребёнка. Материалы нашего проекта могут использовать учителя начальных классов, преподаватели литературы и русского языка, руководители театральных кружков и, конечно же, родители.

Список использованной литературы:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987

2. Воспоминания Гринько Б.А.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

4. Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности М.: просвещение 1998.

5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1998 .

6. «Записки актера Щепкина. М.: Искусство, 1988

7. ООО «Редакция газеты» «Степная новь», статья «Здесь царят добро и любовь» от 29 марта 2012.

8. ООО «Редакция газеты» «Степная новь», статья «Здесь навсегда поселилась сказка»» от 22 марта 2019.

9. Савкова З. В. Техника звучащего слова: Методическое пособие М.: «Владос» 1998

10. К. С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» 1978

11. 15.http://dramateshka.ru/

12. http://www.theater111.ru/

13. http://nauka-pedagogika.com

14. http://www.teatr-benefis.ru

Приложение

Приложение I

Рис.1- Большой популярностью у самых маленьких пользуется картонный театр на столе.

Рис. 2- Театр теней – очень таинственный, волшебный и загадочный.

Приложение II

Рис.1- В пальчиковом театре самые маленькие артисты кукольных театров.

Рис. 2- Очень необычно смотрится представление на фланелеграфе — доске, обтянутой фланелью, на которую по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки.

Приложение III

Рис.1- Для игр типа путешествий удобно использовать стенд– книжку.

Рис. 2- Это был занятный человечек с горбом на спине, крючковатым носом, толстым животом и необыкновенно живым, пронзительным взглядом.

Приложение IV

Рис.1-2- Староминский кукольный театр берет свое начало уже от остановки на улице Трудовой с символическим названием «Театральная».

Приложение V

Рис.1-2- Невольно мелькает мысль, что ты и правда попадаешь в сказку! Такой теплотой и искренностью веет от обитателей этой страны детства! Без лишних вопросов, с улыбкой на лице нас провели по всем цехам, не только подробно повествуя, но и предоставив возможность прикоснуться к удивительным атрибутам!

Приложение VI

Рис.1-3 - Создан театр кукол - 10 сентября 1970 года талантливым режиссером, энтузиастом своего дела, заслуженным работником культуры России Робертом Евгеньевичем Кухтой, отслужившим театру более 35 лет. Имя Роберта Евгеньевича Кухта – занесено в районную книгу почёта.

Приложение VII

Рис.1- В 2012 году на здании театра открыта именная мемориальная доска.

Рис.2- В феврале 2009 года в должность директора вступил Гринько Борис Алексеевич.

Приложение VIII

 

Рис.1-6 - В нынешней театральной афише – 11 спектаклей для разной возрастной аудитории.

Приложение IX

 

Рис.1-3 - В этом коллективе царит удивительный дух сплоченности, сыгранности, спетости.

Приложение X

Рис.1 - Я выступаю на конкурсах чтецов. Хочется заворожить зрителей, заставить их вдуматься в строчки.

Рис.2- Что можно сказать о театре именно в моей жизни? Я люблю театр!

Просмотров работы: 86