ВВЕДЕНИЕ
Недалеко от города Чехова находится небольшое селение под названием Мелихово. На осенних каникулах наш класс был на экскурсии в Музее-заповеднике А.П.Чехова, где он прожил семь лет. Всем известно, что А.П.Чехов был не только писателем, но и врачом, общественным деятелем и строителем школ. Мы узнали, что для жителей ближайших деревень он открыл три школы: в Талеже (к сожалению она не сохранилась), в Новоселках и в Мелихове.Нам удалось почувствовать себя учениками этой школы, посидеть за партами на уроке, поиграть на переменке. Эта экскурсия произвела на нас огромное впечатление, и мы отправились с родителями туда снова, чтобы узнать подробнее о школах того времени. И сейчас предлагаем вам совершить путешествие в историю.
Тема проекта: «Путешествие во времени».
Гипотеза: Школы конца XIX века отличались от современных школ.
Предмет исследования: земские школы конца ХIХ века.
Цель проекта: узнать и показать, как изменилась система образования за сто лет.
Задачи проекта:
Изучить материал о том, какой была школа и какие предметы изучались.
Сравнить школу конца ХIХ и начала ХХI века.
Представить, а если бы образование осталось на том же уровне как во времена А.П. Чехова.
КРЕСТЬЯНСКИЕ ШКОЛЫ КОНЦА XIX
О распространении грамотности русского народа имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства, начиная с ХI (11) века. Сначала детей обучали грамоте дома, а позже стали открываться школы, в основном, при монастырях. Обучение велось с шести лет. Но большая часть населения были безграмотными. Впервые же образование стало государственной политикой при Петре I. В XVII (18) веке, в период школьных реформ того времени, в стране расширилась сеть начальных школ для простого народа. Во второй половине XIX века наблюдается активный рост земских и церковноприходских школ.
Земская школа – это одноклассное народное училище, самый распространенный тип начального учебного заведения того времени.
Пообщавшись с экскурсоводами музея, изучив специальную литературу, мы узнали, что Мелиховская школа, построенная по инициативе и на средства Антона Павловича Чехова, была земской школой. В то время он был уже сильно болен и большую часть года проводил в Ялте. За ходом строительства школы в основном смотрела его сестра Мария Павловна.Построенная из добротного материала, сработанная на совесть местными плотниками, это деревянное здание сохранилось до наших дней в хорошем состоянии. Она напоминает барский дом, просторная и уютная, с высокими потолками и большими окнами. В школе был один просторный класс. «Ещё раз позвольте, многоуважаемый Антон Павлович, сказать великое спасибо за школу. Так хороша она у нас вышла, что прелесть. Тепла, суха, светла, а воздуху – хоть отбавляй. Снаружи она барский дом» - слова благодарности от учителя школы.Это были учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения, класса) одновременно занимались в одной комнате с единственным учителем. Давайте попробуем заглянуть в эту школу. Предлагаем вам совершить небольшую экскурсия по Мелиховской школе, где мы выступили в роли учеников того времени. (видео)
«Педагогическая техника занятий с детьми трёх лет обучения в одном классе была весьма тонкой. Учитель в сложном порядке давал одному отделению письменную задачу, затем объяснял следующему новый материал, после чего повторял материал с третьим, и так многократно переходил от одного отделения к другому по ходу урока. Применялись и более сложные приёмы: старшему и среднему отделению читали текст, после чего среднее отделение должно было письменно ответить на вопросы, а старшее отделение — написать полное изложение; одну и ту же задачу по арифметике среднее отделение решало письменно, а старшее — в уме, и т. д. Довольно большие классы редко позволяли опросить всех детей по очереди, поэтому индивидуальные ответы у доски занимали незначительное место в обучении; вместо этого применялись другие педагогические техники — например, повторение хором за учителем.
Дети, как правило, не имели возможности заниматься у себя дома — тесные и тёмные крестьянские избы мало подходили для учебных занятий. Поэтому в сельской школе не было домашних заданий.
В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности.
Общепринятый уровень сложности учебной программы земской школы был следующим:
По Закону Божию программа состояла из изучения главнейших событий Священной истории, элементарных сведений из богословия и заучивания нескольких десятков молитв на церковнославянском языке с умением объяснить их по-русски;
По чтению программа заканчивалась получением устойчивых навыков чтения, преподаваемого по специальным сборникам коротких (не более 5—10 страниц) рассказов и сказок, специально адаптированных для начальной школы;
По письму программа заканчивалась написанием изложений коротких текстов и простых сочинений на свободные («Радостные события в моей жизни») и заданные («Князья — защитники русского народа от татар», «Какая польза людям от рек») темы;
По математике программа заканчивалась четырьмя действиями с многозначными числами; с 1897 года в программу были введены простые дроби и простейшие операции с ними, неметрические единицы длины и веса и простейшие операции с ними, понятия и простые вычисления для определения площади и объёма.
Обязательного учебного плана, как и обязательных стандартных учебников, для одноклассной школы не существовало. Только в 1897 году Министерство народного просвещения утвердило примерную программу народной школы, которая несколько расширила курс по правописанию и по математике. Министерская программа рекомендовала давать детям начальные сведения по истории, географии, естествознанию, не выделяя их при этом в отдельный предмет. Предполагалось, что учителя будут выбирать для занятий чтением такие книги, которые одновременно расширят кругозор детей.
Писали на грифельных досках мелом, недостаток их в том, что написанные задания не сохранялась.
Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Мальчиков обучалось больше чем девочек. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным.
Особенностью школ того времени было, то что часто учителя жили при школе. Они выполняли роль учителя, сторожа и дворника.
Учебный год в земской школе был очень коротким и продолжался, как правило, семь месяцев (с 1 октября по 1 мая), из которых около месяца приходилось на Святки, Страстную и Святую недели.
По окончании школы проводились выпускные экзамены, по результатам которых выдавались свидетельства об окончании школы».
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА
Прошло более ста лет, современная школа с развитием человечества и появлением новых технологий сильно изменилась. Мы учимся в МБОУ СОШ №3 г. Чехова. Наша школа основана в 1965 году, а новое красивое здание построено 2006году. На сегодняшний день в нашей школе обучается 1415учеников в 48 классах, из них 20 классов начальной школы с 612 учениками.
В вестибюле нашей школы установлен турникет для прохода. Чтобы пройти, необходимо поднести свою карточку-пропуск к считывателю, расположенному на турникете.
Столовая, раздевалки, просторные светлые коридоры, и вот мы уже в своем кабинете, где обучаемся с первого по четвертый класс. Это первый этап общего образования детей. Получая начальное образование, мы приобретаем первые знания об окружающем мире, навыки я и культуры поведения в обществе. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
В Российской Федерации начальное общее образование считается обязательным и общедоступным. Обучение детей в школах обычно начинается с семи лет. В начальной школе изучаются следующие предметы:
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Английский язык
ИЗО
Музыка
Физическая культура
Технология
Все предметы, за исключением английского языка, музыки, физкультуры, как правило, преподаёт один учитель — классный руководитель. Остальные – учителя-предметники. Благодаря новым технологиям урок может быть увлекательными интересным, с помощью компьютера и проектора мы наглядно видим изучаемый материал в презентациях и обучающих фильмах. Использование современных технологий позволяет сделать предмет интересным.
С 2012 года появились «Электронный дневник и журнал». Они представляют собой систему для взаимодействия школьников, родителей, учителей и администрации школы и города, посредством интернета и SMS. С помощью электронных дневников родители смогут следить за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, узнать вовремя о предстоящем родительском собрании, а также общаться онлайн с учителями и администрацией школы. Школьникам система напомнит расписание и домашнее задание. А также даст возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам или годам. Учителя получат удобный и быстрый способ общения с родителями, кроме того, электронный журнал поможет в подготовке отчетов по успеваемости, рейтингов учащихся по успеваемости, а также позволит проводить электронные тесты для учеников, даже в их отсутствие в школе.
В каждой современной школе есть специально оборудованные классы, в которых проводятся определенные предметы: спортивный за - для занятия физкультурой, кабинеты химии, физики, биологии. Они оборудованы, специальными демонстрационными столами, лаборантскими, в классе информатики у каждого ученика персональный компьютер. Они распахнут для нас свои двери после окончания 4 класса, но это ещё всё у нас впереди.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнивая Мелиховскую школу с нашей современной школой, нам удалось установить, что: в нашей школе обучается 1415 учеников в 48 классах, 612 из которых учится в начальной школе.
Во всех современных школах установлена пропускная система, без пропуска не войти в школу.
Во втором классе мы изучаем 9 предметов. Наш класс оснащен компьютером и проектором, благодаря этому мы наглядно видим изучаемый материал в презентациях и обучающих фильмах.
Для некоторых уроков предусмотрены специально оборудованные кабинеты, в которых проводятся определенные предметы: спортивный зал, кабинеты химии, физики, биологии, музыки.
Знания оценивает учитель и ставит оценки в электронный дневник. Мы еще в школе, а родители уже знают наши оценки.
Гипотеза подтвердилась частично, цель и задача школ разных времен общая - обучение детей. Но есть и отличия:
Мелиховская школа построена на средства А.П.Чехова - в настоящее время школы строятся на государственные средства.
В здании школы только один кабинет– в нашей школе насчитывается 48 кабинетов.
Зачастую учителя жили при школах - сейчас проживание учителей при школах не предусмотрено.
Одновременно занимались три класса в одном помещении – сейчас каждый класс занимается отдельно.
Звонок подавался колокольчиком сторожем - сейчас электрический звонок.
Изучались только чистописание, чтение, арифметика и Закон Божий - в настоящее время мы изучаем 9 предметов, а в старших классах намного больше.
Дети учились с октября по май (т.к. помогали взрослым в поле), каникулы зависили от природных условий - сейчас учебный год с сентября по конец мая с фиксированными каникулами.
В XIX веке большая часть населения была безграмотными - сейчас каждый ребенок обязан получить образование.
В результате нашего увлекательного и интересного путешествия в прошлое, мы сделали главный вывод, что человечество идет вперед и развивается. Мы бы не смогли получить в школе конца XIX века столько знаний и навыков, как в современной школе.
Работая над этим проектом, нам удалось побывать в роли учеников XIX века: одев одежду того времени, мы посидели за партами, попробовали пописать на грифельных досках, посчитать на счетах, поиграть в игры того времени.
За последние 120 лет школы очень изменились: дети стали изучать больше предметов, образование стало не просто доступным, но и обязательным для каждого ребенка. А с появлением новых технологий учиться стало гораздо интересней. Но это - наша история, которую мы должны знать и помнить, быть благодарными нашему великому русскому писателю, врачу и общественному деятелю - А.П. Чехову за то, что он не был равнодушен к развитию образования в России. И может быть, именно благодаря ему, в нашем городе появилась возможность обучаться многим детишкам. «А как это было?» - мы теперь знаем.
Интересно, а какой будет школа через 120 лет?
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
«Я живу в Мелихове. Путеводитель» К.А.Чайковская
«Русская усадьба» Е.Куценко, Н.Бондырева
«В Чеховском Мелихове» Ю.Авдеев
http://school1gorodec.ucoz.ru/publ/ehlektronnyj_dnevnik/chto_takoe_ehlektronnyj_dnevnik/29-1-0-158 [электронный ресурс]
https://studopedia.su/9_69028_stanovlenie-i-razvitie-narodnoy-zemskoy-shkoli.html [электронный ресурс]
Викепедия https://ru.wikipedia.org/wiki/ [электронный ресурс]
Информация полученная от сотрудников музея
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дом – усадьба А.П.Чехова в Мелихове
с. Мелихово с. Новоселки
На уроке
На переменке
В школе
(фрагменты из презентации и видеофильма с участием авторов работы)
10
10
10