Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева в мемуарах А.Т. Болотова.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева в мемуарах А.Т. Болотова.

Кондрахина Ю.Е. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №56»
Кошкина Г.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №56»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы крестьянская война под предводительством Е. Пугачева в мемуарах А.Т. Болотова обусловлена тем, что на уроках истории и литературы мы касались изучения крестьянской войны. Но на уроках истории мы изучали восстание в теории, на уроках литературы - рассматривали через повествование А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». А теперь хочется рассмотреть этот эпизод истории глазами очевидца.

Новизна работы в том, что на сегодняшний день недостаточно внимания уделяется изучению мемуаров как исторических источников. В отличие от официальных документов, мемуары способны восстановить множество фактов. Мемуарные частности могут иметь решающее значение для реконструкции того или иного события.

Мемуары являются важным источником краеведческих исследований, привносят ценный материал.

Объектом исследования являются мемуары А.Т. Болотова
«Жизнь и приключения Андрея Болотова. Описанные самим им для своих потомков».

Предмет исследования: период крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева, описанный А.Т. Болотовым в своих мемуарах.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему крестьянской войны, основываясь на описания очевидца.

Общая цель обусловила постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть личность и биографию А.Т. Болотова;

- проанализировать творчество А.Т. Болотова;

- выяснить личное отношение автора к крестьянской войне и к его предводителю.

Настоящая исследовательская работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключении и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ А.Т. БОЛОТОВА

Личность А.Т. Болотова

Андрей Тимофеевич Болотов – достаточно известный писатель-мемуарист, ботаник и ученый. При этом очень разносторонний и талантливый человек, которому вполне подходит фраза «талантливый человек – талантлив во всем». Также яро стремился к развитию своей страны. «Родился он 7 октября 1738 года, в принадлежавшем издавна его семье сельце Дворянинове Алексинского уезда Тульской губернии (ныне Заокский район Тульской области), где он «окончив делать карьеру», и писал свои «Записки». Но при этом первые годы своей жизни Андрей, по причине службы отца Тимофея Петровича, провел в Лифляндии и Финляндии.

Тимофей Петрович, как и любой отец, хотел воспитать в сыне порядочного и воспитанного человека, поэтому он устроил его в пансион в Петербурге, который содержал учитель кадетского корпуса Ферре. Отец хотел, чтобы мальчик свободно овладел французским и немецким языками, знал математику и физику, получил необходимое эстетическое воспитание. Но при этом, пансион привил ему любовь к чтению и рисованию. Но, к сожалению, по причине смерти отца, Андрей прекратил обучение.

В шестнадцать лет, по семейной традиции, Андрей Тимофеевич был зачислен в армейский полк, которым командовал его отец. Из-за возраста, юноша фактически не мог исполнять военные обязанности, поэтому прервал службу, чтобы получить образование. Тем не менее, в девятнадцатилетнем возрасте, А.Т. Болотов поступает на службу офицером, занимая при этом чин подпоручика. Во время Семилетней войны отправляется в поход с полком и участвует в битве при Гросс-Егерсдорфе. После этого Андрей Тимофеевич временами носит звание адъютанта, позже становится поручиком, а в итоге генерал-полицеймейстером. На этой должности он находится почти до 1762 года. По повелению Петра III, у всех не командующих генералов были отобраны штаты, и Болотову следовало бы, оставаясь на службе, отправиться в свой полк в Силизерию. Но Болотов начинает интересоваться наукой и военная должность уже не кажется ему хорошим местом, поэтому он выходит в отставку в чине капитана и поселяется в своем родовом имении. Это и является началом изучения сельского хозяйства, которое и принесло Андрею Тимофеевичу широкую известность» [4]. 

Опираясь на первоисточник, а именно на мемуары, выпущенные под названием «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для потомков», мы можем подобно изучить его мировоззрение и большую часть жизни. Они являются наглядным примером бытовой и политической жизни того времени, потому что Андрей Тимофеевич, ведя свой «дневник», описывал не только значимые события своей жизни, но и всех окружающих. Особенно это касалось его большой семьи, а в дальнейшем и крестьян, которых он получил, когда Екатерина II поручила ему свои владения в Киясовке. Рассмотрим, как сложились отношения между Андреем Тимофеевичем и новыми крестьянами.

Пожалуй, самым ярким примером их взаимоотношений, отраженных в «Записках», являются события тревожных дней Пугачевского восстания. Являясь помещиком, Андрей Тимофеевич должен был отослать своих крестьян на бой, но кого? По его мнению, самым разумным был жребий, но крестьяне возмутились – в деревнях есть хитрецы, которые смогли уклониться от рекрутчины. Болотов согласился, что это несправедливо и решил, что такое предложение весьма разумно. Андрей Тимофеевич долго думал над этим, и вскоре решил освободить одного мужика от войны, за что тот заплатил двести рублей.

Были моменты, когда Болотов хотел бросить все и уехать, но он понимал, что так делать нельзя, он отвечает за своих крестьян. Но Андрей Тимофеевич боялся предательства с их стороны – вдруг они перейдут на сторону Пугачева и начнут войну с притеснителями-помещиками? Но, поддержка со стороны родных и трезвый взгляд на ситуацию, помогли Андрею Тимофеевичу сделать все правильно и решить проблемы.

Эта ситуация наглядно показывает, что Андрей Тимофеевич прислушивался к мнению своих крестьян, всегда старался решить проблемы с выгодой для всех и делал все по справедливости.

Говоря про Болотова, как личность, нельзя не сказать про его взгляд на мир. Для этого достаточно ознакомиться с коллекцией стихотворений А.Т.Болотова «Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских, изображенных в ямбических белых четверострочных стихах: - в разныя времена и при разных поводах и случаях. А... Б... в 1817 году в Дворенинове»[5]. Уже из названия данной книги можно понять, что Болотов исповедовал христианство.

В большинстве своих стихотворений он указывает – «защита от всех зол», «столько дней уж прожил я» или «меня здоровым сохранил», но в этом и нескольких других – нет. Некоторые историки говорят, что Болотов благодарит в этих стихах судьбу и Бога за свою жену Александру Михайловку Каверину. И вот почему.

Как известно, в старые времена были свахи, занимавшиеся устройством семейных дел. Сваха, которую подыскали Андрею Тимофеевичу, после нескольких неудачных попыток, нашла ему будущую жену. «У девушки было неплохое приданое, которое могло помочь Андрею Тимофеевичу стать представителем низшей группы среднепоместного дворянства (101-150 душ); в тот же момент он, получив в наследство от отца 343 чети в поле и 95 душ крестьян, принадлежал к высшей группе мелкопоместного дворянства (210100 душ). Были назначены сроки знакомства с семьей невесты. И сам Андрей Тимофеевич часто вспоминал занятную историю, связанную с этим, и она, как говорил он сам, характеризует его облик. Все события в своей жизни он делил на две категории: одни совершаются по его воле, другие – привносятся извне, направляются богом в качестве награды за праведную жизнь или как наказание за вольные и невольные погрешения. Это событие он отнес ко второму типу».[13]

«Однажды, за некоторое время до смотрин, Андрей Тимофеевич видит необычный сон, словно он едет на встречу с предполагаемой невестой. Мужчина не зацикливается на этом сне, ровно до тех пор, пока не знакомится с будущей женой. При представлении ему невесты он был приятно удивлен, ведь узнал в ней ту, что пришла Андрею Тимофеевичу во сне. «Воля божья, - решил Болотов, - видно, сам господь выбрал мне жену». Этот сон, как говорил сам Андрей Тимофеевич, полностью развеял его сомнения на счет свадьбы. И если раньше его смущала разница в возрасте (невесте не было даже 14 лет), то после этого все сомнения отпали. И если бы не тот сон, Андрей, вероятно, не прожил бы почти 70 лет в счастливом браке»[12].

Эта история еще раз доказывает нам, что Болотов верил в знаки судьбы и прислушивался к ним. И теория, что в своих стихах Болотов благодарит Бога за свою жену, вполне имеет место быть. Мог выражать свою благодарность А.Т. Болотов и за свою тещу – Марию Абрамовну. Когда новоиспеченная жена была совсем юной, и не могла вникать в научные исследования мужа, его надежным другом и помощником стала именно она. «Я мог адресоваться к ней всегда и во всем, что ни относилось как до литературы и до наук, так и до художеств, а наконец до самых садов и других частей сельского домоводства, и ожидать от нее желаемого одобрения, или, когда в чем надобно было, искреннего совета»[2] - так тепло отзывался о Марии Абрамовне сам Андрей Тимофеевич. В своих «письмах другу» он говорил, что целью его женитьбы было нажить себе такого товарища, с которым мог бы он разделить все свои душевные чувствования, все радости и утехи в жизни, и которому мог бы он сообщить все свои мысли, заботы и попечения и мог пользоваться его советами и утешениями. И этим человеком стала его любимая теща, которая поддерживала его во всех начинаниях и даже являлась апробатором его исследований.

А.Т. Болотов, как было сказано выше, хотел развивать страну. И делал он это не только яркими открытиями в сельском хозяйстве, но и в культуре. «7 октября 1779 года, во время празднования 41 дня рождения, Болотову в голову приходит идея создания Детского театра»[10]. Вот как описывает этот момент он сам: «Вступление в сей Новый год моей жизни ознаменовалось особенным мероприятием и таким делом, которого у меня до того никогда на уме не было, а именно нечаянным восхотением смастерить у себя небольшой домашний театр, на котором бы все наши дети могли представлять кое-какие театральные пьесы»[7].Андрей начинает писать пьесу «Честохвал», и уже через пару дней заканчивает ее. Тем не менее, первой постановкой в этом театре является пьеса М.М. Хераскова «Безбожник». Актёрами стали жившие в усадьбе дети, в том числе сын А.Т. Болотова Павел, который потом продолжает играть в этом театре.

«И даже несмотря на то, что театр долго не был популярным, было множество критиков, Андрей Тимофеевич продолжал это дело и добился своего. В своих пьесах он старался показать страдания жертв порока, вызвав тем самым сострадание к несчастным и отвращение к пороку. Тем самым, стараясь воспитать в детях лишь доброту, честность и патриотизм, который необходимо для развития нашей страны. Если народ не будет любить место, в котором он живет – он не встанет на его защиту и быстро перейдет на чужую сторону»[11].

Из вышеперечисленного можно сформировать характер Андрея Болотова в целом. Можно точно сказать, что Андрей Тимофеевич не отличался ленью и нежеланием познавать себя, вел активный образ жизни и всегда был на стороне слабых. Его любознательность и рвение к новым знаниям перевернули представления людей того времени о мире. Например, всем известно, что Петр I ввез в Россию картофель, но когда его начали использовать по назначению? Только после стараний Андрея Тимофеевича. «Он даже написал трактат о разведении и применении картофеля в попытке развеять мифы о его демоничности. Это мало помогло делу, и тогда мужчина решил пойти на хитрость. Он ставил у грядок с картофелем караульных, а на ночь охрана снималась. Местные мужички не упускали случая выкопать несколько клубней. Так и начали крестьяне выращивать картошку, научились ее варить и запекать. И хотя споры о его пользе продолжались еще много лет, можно сказать, что именно благодаря стараниям Болотова в России пошло активное распространение картофеля»[8].

Таким образом, можно сказать, что Андрей Тимофеевич является основоположником многих наук, и в свое время полностью отдавал себя их изучению. В его плотный график легко вписывалась забота о семье, решение проблем крестьян и помощь другим купцам, которые долгое время не принимали его точку зрения. Можно даже предположить, что Андрей обладал хорошими ораторскими способностями, так как к его мнению часто прислушивались соседи и даже высшие органы власти.

Творческое наследие А.Т. Болотова

Творческое наследие А.Т. Болотова – огромно. Ученые-историки насчитывают около 350 рукописных томов. Но основополагающими и более интересными для историков являются его мемуары, изданные под названием «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» в 29 томах. Именно к ним, в связи с их глубоким проникновением в быт, экономику и политику Тульского края и всей страны в целом, чаще всего обращаются ученые. «Записки» показывают нам, как жили крестьяне и дворяне его времени, а также отображают многие важные исторические события, хотя во многих из них он даже не является участником, а лишь наблюдателем и свидетелем. Но, тем не менее, он подробно рассказывает нам о жизни при дворе Петра III, о «чумном бунте» 1771 года в Москве, Пугачевском восстании и казни его предводителя, о начале царствования Павла I и о многом другом, учитывая, что при нем сменилось 6 представителей власти!

«Записки» Болотова написаны в виде писем неизвестному читателю, в них Андрей Тимофеевич очень открыто рассказывает обо всем, что происходит с ним в определенный отрезок времени. Но при этом, сам Андрей Тимофеевич говорил, что он считает свои мемуары историческим повествованием. Свои «Записки» он начинает с предуведомления: «Не тщеславие и не иные какие намерения побудили меня написать сию историю моей жизни…». Чуть дальше он продолжает эту мысль: «Мне не достанется другого делать, как пересказывать вам то, что действительно со мной случилось и вы сами того верно не похотели б, чтоб я для украшения моего сочинения, или для придания ему более приятности, стал выдумывать небылицы, или затевать и прибавлять что-нибудь лишнее, к бывшим действительно приключениям»[3]. Эти строки свидетельствуют о том, что Андрей ручается о достоверности своих трудов и искренности в их изложении, а также отсутствия фикции в этом повествовании.

Бытует мнение, что Андрей не хотел выставлять эти мемуары на всеобщее обозрение, он хотел сохранить их в семейном архиве, но спустя 6 лет после его смерти были опубликованы некоторые биографические заметки Андрея Тимофеевича и 2 его «письма» - «О новоселье в Зимнем дворце» и « «Гросс-Эгерсдорфском сражении». Но, к сожалению, эти события в издании журнала «Сын отечества» были сильно сокращены и многие интересные факты, например, описание известных исторических лиц с не очень приятной для них стороны, были убраны. Такое издание было использовано как историческая заметка, совершенно не отображающая и не раскрывающая личности самого Андрея Тимофеевича, можно даже назвать это «репортажем с места событий». Возможно, в то время люди просто не сочли нужным публиковать то, что и так их окружает, к тому же никто не хотел конфликтов со стороны политических деятелей, о которых Андрей Тимофеевич не всегда положительно высказывался; но, тем не менее, «в 1850 году журнал «Отечественные записки» начинает публикацию мемуаров Болотова, пусть и вырезая некоторые фрагменты, но при этом сохраняя хронологию и многие биографические факты, которые «Сын отечества» счел ненужными. Считается, что именно с этого издания начинается отсчет публикации мемуаров Болотова (1850 год)»[1]. Это как раз и связано с тем, что издательство публикует не отдельные отрывки, а более или менее связный рассказ. Перед этой публикацией располагается статья, которая начинается так: «С благодарностью помещаем Записки Андрея Тимофеевича Болотова в этом отделении нашего журнала, как исторический материал, живо изображающий любопытную эпоху русской жизни, и полагаем, что эти добродушные, искренние сказания достойно будут оценены всеми образованными читателями»[1]. И именно это вступление дает начало недоумению читателей, которые посчитали, что издатели противоречат сами себе: в этом издании «Записки» печатались с пропусками исторической составляющей письма, которая, по идее, должна быть основной. Следовательно, можно сделать вывод, что «Отечественные записки» противоречат всему, что только можно: и первоисточнику, и самим себе.

Издание мемуаров «Отечественными записками» дает большой плюс для изучения в лингвистике, так как уже там присутствует замена некоторых старых слов на более современные. А так же многие слова, которые не несут особого смысла, были убраны для упрощения текста. И все эти редакторские правки полностью изменили стиль повествования. Если брать в сравнение первоисточник (рукопись) и печатное издание, то вполне можно изучить некоторые диалекты того времени, которые сегодня утратили свою силу.

Как говорилось ранее, «Записки» - это не единственное творческое произведение Андрея Тимофеевича. Некоторые литературоведы и театралы наверняка знают о великолепных пьесах Болотова. Началом драматургического опыта Андрея является произведение «Честохвал».

«Из записок самого Андрея Тимофеевича стало известно о постановке пьесы «Необитаемый остров», для которой под руководством Болотова изготовили декорацию леса. Задний занавес представлял море. По ходу действия на глазах удивленных зрителей по морю приплывал корабль, из которого на остров сходили матросы»[11].

«Была у Болотова и третья пьеса «Награждённая добродетель» (1781 год), которую автор считал лучшим своим творением. Главную роль Приезжего в которой собирался исполнять сам Болотов, но сведений о её постановке и о том, где может находиться её рукопись, нет»[9].

Эти пьесы до сих пор помнят режиссеры-постановщики, их до сих пор ставят в театрах, люди с удовольствием смотрят их и восхищаются актуальностью, прошедшей сквозь года.

Андрей Тимофеевич славится не только прозаическими произведениями, но и лирикой. Но при этом, можно сказать, что "Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских" как-то затерялась среди огромного литературного наследия А. Т. Болотова и осталась не замеченной исследователями его творчества.

Таким образом, видно, что творчество Андрея Тимофеевича достаточно разнообразно – он был и драматургом, и лириком, и мемуаристом. Но работая в таких разных жанрах, он все равно придерживался одной точки зрения – миру необходимо просвещение и развитие. В первую очередь это касалось нашей страны. Можно сказать, что в какой-то мере он дал начало культурному развитию России, при этом охватывая не только высшие сословия, но и крестьян. Как известно, для них была создана школа, он, создав театр, разрешил играть в нем своим «подопечным» и приходить на постановки.

Также Андрей Тимофеевич оставил огромное «поле» для историков, в частности это относится к его мемуарам. Возможно, если бы А.Т. Болотов не решил вести такой подробный дневник, мы бы никогда не узнали подробного описания Крестьянской войны и казни его предводителя с точки зрения прямого свидетеля. Во многих других официальных источниках все эти заметки искажены, и поэтому по ним изучать и анализировать ситуацию будет неправильно, так как мир рискует получить фальшивые сведения.

ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ А.Т. БОЛОТОВА В СОБСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

2.1. Личное отношение А.Т. Болотова к войне

Когда началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, Андрей Болотов не задумывался над тем, что она может коснуться его и его семью. В период с 1773 года Андрея Тимофеевича нанимали на высокие должности, которые требовали полного погружения в ту ситуацию, в которой он находится. Война Пугачева тогда особо еще не поднималась, поэтому Болотов не обращал на нее внимания. Получив земли в Кисясовке, Андрей Тимофеевич понял, что теперь он тоже стал непрямым участником той войны, т.к. если вдруг станут собирать ополчение, его это тоже затронет. При этом он никогда не поднимал эту тему и старался отдавать себя только тому, что происходило в тот момент у него в семье и у его крестьян. Но когда Болотову пришел указ о том, что нужно с каждый ста душ послать двух уланов на битву с Пугачевым, он явно испугался, хотя виду не подал: «… Это очень хорошо, что они вздумали благовременно людей для отпора собрать»[4]. Но, казалось, что этими словами он успокаивает не других, а в первую очередь себя, ведь такой груз ответственности явно был не на руку писателю.

Не показывал он своей трусости и семье, которая открыто заявляла об опасности и советовала скрыться где-нибудь. Андрей Тимофеевич признается, что его тоже посещали такие мысли: «уж не поискать ли где-нибудь в здешних больших лесах и не заметить ли самого глухого места, куда б можно было, в случае крайней нужды, для спасения своего скрыться», но он тут же отбрасывал их, понимая, что это не выход. Он стал обдумывать, как сообщить это крестьянам и кого же послать на бой. Ситуацию накаляло еще и то, что Болотов был новичком в принятии решений, сказывавшихся на большом количестве людей. Одна задача решилась сама собой – крестьяне сами узнали о том, что их намерены отправить к Пугачеву, и пришли к Андрею Тимофеевичу за объяснениями. Также они вывели на чистую воду мужчин, которые в свое время по каким-то причинам освободились от рекрутских наборов, они предложили отправить этих «лентяев»[2]. Андрей Тимофеевич с радостью согласился.

В целом эта война произвела на Болотова огромное впечатление. Он надолго запомнил те страшные минуты, когда ему пришло осознание всей напасти, всего того груза, который упал на него. И он благодарил судьбу за то, что его «воины» не оказались на поле боя, и вся та суматоха была напрасной. Но, я думаю, эти события в какой-то мере закалили дух Болотова, что в будущем помогло ему принимать решения, которые были связаны не только с крестьянами, но и со всем остальным.

2.2. Отношение А.Т. Болотова к казни Е. Пугачева

«(Вся Москва) съезжалась тогда смотреть сего злодея, как некоего чудовища, и говорила об нем.

Мы нашли уже всю площадь на Болоте и всю дорогу на неё, от Каменного моста, установленные бесчисленным множеством народа. И мы вскоре за сим увидели молодца, везомого на превысокой колеснице в сопровождении многочисленного конвоя из конных войск. Сидел он с кем-то рядом, а против него сидел поп. Повозка была совсем открытая, дабы весь народ мог злодея видеть. Все смотрели на него с пожирающими глазами, и тихий шепот и гул раздавался в народе. Весь (эшафот) в некотором и нарочито великом отдалении окружен был сомкнутым фронтом войск, поставленных тут с заряженными ружьями, и внутрь сего обширного круга не пускаемо было никого из подлого народа, а дворян пропускали всех без остановки; и как их набралось тут превеликое множество, то судя по тому, что Пугачев наиболее против них восставал, то и можно было зрелище тогдашнее назвать торжеством дворян над общим их врагом.

Эшафот воздвигнут был четырёхсторонний, вышиною аршин четырёх и обитый снаружи со всех сторон тесом и с довольно просторным наверху помостом, окружённым балюстрадой. Посреди моста воздвигнут был столб с воздетым на нем колесом, а на конце утвержденною на него железною острою спицею. Вокруг эшафота сего в расстоянии сажен на двадцать поставлено было кругом несколько виселиц, не выше также аршин четырех, с висящими на них петлями и приставленными лесенками. Мы увидели подле каждой из них палачей и самых узников, назначенных для казни, держимых тут стражами

Не успела колесница подъехать с злодеем к эшафоту, как схватили его и, взведя по лестнице наверх, поставили на краю восточного его бока. В один миг наполнился тогда весь помост множеством палачей, узников и к ним приставов, ибо все наилучшие его наперсники и друзья долженствовали жизнь свою кончить вместе с ним на эшафоте, почему и приготовлены были на всех углах оного плахи с топорами. Подле самого ж Емельки Пугачева явился тотчас секретарь, с сенатским определением в руках, а пред ним, на лошади верхом, бывший тогда обер-полицеймейстером г-н Архаров.

Как скоро все установилось, то и началось чтение сентенции (приговора). Но нас занимало не столько слышание читаемого, как самое зрелище на осужденного злодея. Он стоял в длинном нагольном овчинном тулупе почти в онемении и сам вне себя и только что крестился и молился. Вид и образ его показался мне совсем не соответствующим таким деянием, какие производил сей изверг. Он походил не столько на зверообразного какого-нибудь лютого разбойника, как на какого-либо маркитантишка или харчевника плюгавого. Бородка небольшая, волосы всклокоченные, и весь вид ничего не значащий и столь мало похожий на покойного императора Петра Третьего.

Как скоро окончили чтение, то точас сдернули с осужденного на смерть злодея его тулуп и все с него платье и стали класть на плаху для обрубания, в силу сентенции, наперед у него рук и ног, а потом и головы. Были многие в народе, которые думали, что не воспоследствует ли милостивого указа и ему прощения, и бездельники того желали, а все добрые того опасались. Но опасение сие было напрасно: преступление его было не так мало, чтоб достоин он был помилования. Со всем тем произошло при казни его нечто странное и неожиданное, и вместо того, чтоб, в силу сентенции, наперед его четвертовать и отрубить ему руки и ноги, палач вдруг отрубил ему прежде всего голову, и Богу уже известно, каким образом это сделалось: не то палач был к тому от злодеев подкуплен, чтоб он не дал ему долго мучиться, не то произошло от действительной ошибки и смятения палача.

В тот момент пошла сукотня и на прочих плахах, и вмиг после того очутилась голова Пугачева взоткнутая на железную спицу на верху столба, а отрубленные его члены и кровавый труп лежащими на колесе. А в самую ту ж минуту столкнуты были с лестниц и все висельники, так что мы, оглянувшись, увидели их всех висящими и лестницы отнятые прочь. Превеликий гул от аханья и восклицания раздался тогда по всему множеству народа.

Надлежало потом все части трупа сего изверга развозить по разным частям города и там сжигать их на местах назначенных, а потом прах рассеивать по воздуху»[4].

Таким образом, описанные события самого Болотова, дают нам сегодня полную картину происходящего в день казни Е.Пугачева. Отношение мелкопоместного дворянина к данному событию было объективным. Он называл Пугачева злодеем, однако при этом описывает его как неприметного, невзрачного человека, образ которого далек от образа страшного разбойника и злодея. Для современной исторической науки данные описания современника, являются большим вкладом в изучении вопроса крестьянского восстания, личности Е.Пугачева и его казни.

Заключение

Исторические источники, зачастую, являются сухими фактами событий, носящие энциклопедические знания, которые вместе с тем подвержены субъективизму и волюнтаризму. Между тем Болотов — человек огромной вдумчивости, необычайной для своей эпохи интеллектуальной и литературной культуры. Его «простодушие» и подчеркнутый «провинциализм» — во многом осознанная игра. Болотов - типичный представитель дворянства середины XVIII в. «Человек даровитый, поэт и художник, философ и писатель, он всеми фибрами своей души связан с своим классом»[6].

Творческое наследие А.Т. Болотова представлено пьесами «Честохвал», «Необитаемый остров», «Награждённая добродетель», лирическим произведением «Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских». Таким образом, видно, что творчество Андрея Тимофеевича достаточно разнообразно – он был и драматургом, и лириком, и мемуаристом.

Крестьянская война произвела на А.Т. Болотова огромное впечатление. Он надолго запомнил данное событие, не смотря на то что напрямую поучаствовать в ходе крестьянской войны ни ему, ни его крестьянам так и не удалось.

Воспоминания Болотова являются одним из важнейших исторических источников, связанных с темой крестьянского восстания 1773-1775 гг.. Отношение мелкопоместного дворянина к данному событию можно считать объективным. Крестьянское восстание стало трагедией для всего русского народа и Российской империи, показало несовершенство местного самоуправления, взаимоотношения помещиков с крестьянами и не смотря на то, что данная война не коснулась напрямую Болотова, его описания являются крайне важны для осмысления этих событий. А предводителя данного восстания он называл злодеем, коим он и являлся для всего прогрессивного российского общества. Для современной исторической науки данные описания современника, являются большим вкладом в изучении вопроса крестьянского восстания, личности Е.Пугачева и его казни.

Список литературы

Бахтин А.А. Записки А.Т. Болотова: историческое свидетельство или художественное произведение? [URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/19931778_2013_-_4-2_unicode/3.pdf] (дата обращения 01.03.2019)

Бердышев А.П. Андрей Тимофеевич Болотов. М., 1988.

Болотов А.Т. А.Т. Болотов в Кенигсберге (Из записок А. Т. Болотова, написанных самим им для своих потомков). Калининград, 1990

Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова: Описанные самим им для своих потомков: В 3 т. Т. 1: 1738-1759. М.,1993

Болотов А.Т. Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских. М.,2012.

Губерти Н.В. Записки для потомства. М.1890. №2.

Демиховской А.К. Болотов Андрей Тимофеевич. Псков, 1993.

Куликова М. 10 вещей, за которые мы помним Андрея Болотова [URL: http://www.bloha.info/view/articles/1038554/] дата обращения 27.02.2019

Мусаев Р. Болотов, Фонвизин и другие [URL: https://www.proza.ru/2009/12/05/42] дата обращения 03.03.2019

Первый детский театр России [URL: http://www.btula.ru/bf_394.html] дата обращения 04.03.2019

Театр у Гаши [URL: http://www.bogoro ditsk.ru/view.php?r=76] дата обращение 27.2.2019

Фонд имени А.Т. Болотова. Жизнь в Дворянинове (1762-1774) – [URL: http://средоулучшающие-технологии.рф/index.php/bolotov/81-bolotov-275] (дата обращения:10.03.2018)

Щеблыгина И.В. А.Т. Болотов и его система ценностей, М., 1996.

Просмотров работы: 271