Подвиг воинов-интернационалистов в афганской войне как средство нравственно-патриотического воспитания школьников

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подвиг воинов-интернационалистов в афганской войне как средство нравственно-патриотического воспитания школьников

Неретин Д.В. 1
1МАОУ «Деминская СОШ»
Краснова М.И. 1
1МАОУ «Деминская СОШ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мир отметил тридцатилетие вывода советских войск из Афганистана и чествует тех, кто с достоинством и мужеством выполнял приказ Родины за ее пределами. Мы гордимся, что на страже Родины стоят настоящие патриоты, готовые представлять интересы страны в боевом строю или на гражданском поприще.

Актуальность исследовательской работы обусловлена возросшей потребностью общества в выявлении героизма советских солдат в афганской войне, использования примера в нравственно-патриотическом воспитании школьников. Процесс воспитания базируется на закономерностях развития личности: играет их активную роль и оказывает стимулирующее воздействие. Учёными отмечается, что воспитание успешно, «когда оно системно связано с обучением и самовоспитанием» (В.В. Князева). Воспитание патриотическое есть воспитание любви к родине, синтез духовно-нравственных, гражданских, мировоззренческих качеств личности, лучших традиций своего народа. В педагогике основы патриотизма формируются как «результат отражения в сознании и восприятии героических традиций прошлого через призму интересов и потребностей школьника» (Г.В. Зверева). Необходимо сделать всё для того, чтобы воспитанник чувствовал себя активной силой, способной влиять на общественное развитие. Такие благородные движения души, по мнению В.А. Сухомлинского, «возвеличивают человека, утверждают в нём честь, гордость, являющиеся главным источником нравственности» [3. С.13].

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в себя эти требования: на воспитание у школьников активной гражданской позиции, образа мира, своего образа в мире; способность решать реальные проблемы социальной жизни, с которыми сталкивается общество и отдельная личность [11. С.5,8]. В основе нравственно-патриотического воспитания лежат мировоззренческие ценности: любовь к родине, справедливость, жертвенность, гуманизм,которые и сегодня остаются актуальной проблемой.

Однако беседы, интервью среди школьников и учителей Деминской школы Оренбургской области Пономарёвского района показали, что респонденты недостаточно ориентируются в этой проблеме. В анкетировании [53 чел.] большинство их затруднились определить содержание понятия «нравственно-патриотическое воспитание»; не могли назвать героев, своих земляков (например, А.П. Солуянова, А.М. Расщепкина, А.П. Давыдова и др.). Больше половины школьников не читали книг об афганской войне. Но почти в каждой анкете отмечалось: «смотрели фильм об афганской войне «9 рота» (интервьюеры с сожалением отмечали факт некоторой недостаточности культуры: никто не назвал режиссёра этого фильма (Ф. Бондарчук). Общение с семьями афганцев не принято, волонтёрское движение в этом направлении пока отсутствует. То есть уровень нравственно-патриотической воспитанности школьников на сегодня остается довольно низкий. Между прочим, многие из учителей не имеют возможности (времени) обсуждать события афганской войны на своих уроках.

Мы выявили противоречие между: необходимостью поднимать уровень нравственно-патриотического воспитания современных школьников и недостаточной готовностью педагогов в решении данной проблемы.

Объект исследования: нравственно-патриотическое воспитание школьников на примере героев афганской войны.

Предмет исследования: подвиги героев афганской войны как способ в нравственно-патриотическом воспитании школьников.

Цель: определить способы использования патриотизма, преданности воинскому долгу героев афганской войны в нравственно-патриотическом воспитании школьников.

Гипотеза: нравственно-патриотическое воспитание школьников будет успешным, если:

- в содержание обучения школьников внести знания о событиях афганской войны, подвигах, патриотизме, героизме советских солдат, их помощи Афганистану;

- использовать активные методы обучения (беседы, интервью, дискуссии) и инновационные технологии (тренинги, проблемные ситуации, Интернет технологии).

Задачи:

1) Выявить содержание понятий «исследовательский проект», «нравственно-патриотическое воспитание», «личностный» и «деятельностный» подходы, «педагогическая инновация».

2) Охарактеризовать военные подвиги воинов-интернационалистов в афганской войне.

3) Разработать учебно-методическое обеспечение исследуемого процесса.

Практическое значение результатов исследования состоит в том, что разработанные проекты проведенных воспитательных мероприятий в течение 2018-2019гг. (классные часы: «Причины и события начала афганской войны», «Павшим и живым героям афганской войны посвящается…»; видеоконференция: «Маршрутом страдания и памяти») могут быть использованы в нравственно-патриотическом воспитании школьников.

Научная новизна:

- конкретизированы понятия «воспитание», «патриотическое воспитание», «нравственное воспитание», что уточняет понятийный аппарат исследовательской работы в плане личностного и деятельностного подходов;

- впервые в исследовательском проекте события воинов-интернационалистов использованы в качестве активных методов и инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании школьников Пономаревского района Оренбургской области. Они могут применяться в учебном процессе кадетских корпусов, гимназий, колледжей, вузов.

Методы исследования: анкетирование, интервью, беседа, написание и анализ эссе, сочинений школьников.

1. Причины участия советских солдат в афганской войне

Афганская война – это особый конфликт, столкновение сторон. Конфликт - далеко уходящий своими корнями в далекое прошлое. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел Закир Мухаммед Дауд, который установил президентскую диктатуру. Но в ходе апрельского переворота 1978 года Дауд был убит. Новой властью стала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая Демократическую Республику Афганистан. Лидер партии – Тараки, принявший власть, проводил коммунистическую идеологию и пытался построить социализм в отсталой, племенной, многонациональной мусульманской стране [1. С.2]. Ситуация вызывала во многом отрицательное отношение.

Вооруженное сопротивление новой власти стали оказывать радикальные сторонники ислама - моджахеды. Администрация Тараки теряла контроль над страной. Президент с премьер-министром Хафизуллой Амином – представителем второй противоборствующей фракции неоднократно обращались к СССР с просьбой направить в Афганистан войска для ведения операций против повстанцев-моджахедов. Напряженная ситуация была не только с моджахедами, но и внутри правительства не было единства. Положительный ответ советского правительства последовал не сразу. Л.И. Брежнев и члены Политбюро выступили против вооруженного вмешательства. Но со временем ситуация у границ СССР ухудшалась, и мнение кардинально изменилось. 12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. В результате наши солдаты стали участниками в начавшейся гражданской войне [1. С.3].

2. Примеры патриотизма как нравственной ценности, проявленные в афганской войне воинами-интернационалистами

Воспитание есть «воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли» (Ж.-Ж. Руссо); целенаправленное и систематическое воздействие на осознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали (В.П. Зинченко); «взращивание системы нравственных представлений и развитие нравственных чувств» (Т.А. Ильина). В основе нравственно-патриотического воспитания лежат мировоззренческие ценности: любовь к Родине, справедливость, жертвенность, гуманизм.

Афганистан стал для многих советских людей рубежом, разделившим их жизнь на две половины: до и после войны. Для всех, находившихся там – от солдата до генерала – она стала трудной и опасной службой, где проявлялись лучшие человеческие качества, где дружба и войсковое товарищество проверялись каждую минуту. Много пришлось пережить, вынести нашим ребятам на истерзанных пулями и осколками снарядов афганских высотах, в боях с вооруженными моджахедами. Воины-интернационалисты достойно выдержали это испытание на прочность, мужество, выносливость. В Афганистане воевали жители самых разных уголков всего бывшего Советского Союза, но больше всего – из России. Были среди них и наши земляки. Проект не позволяет осветить биографии всех воинов-интернационалистов Оренбургской области Пономаревского района. Представим лишь неполную картину о некоторых из них.

Байсланов Рафис Раисович служил в составе десантно-штурмовой бригады на территории Республики Афганистан. Награжден медалями: «От благодарного афганского народа воину-интернационалисту», «Ветеран боевых действий», юбилейной медалью «70 лет Вооруженных сил СССР».

Музафаров Рим Миннизакиевич служил старшим механиком ПТС-М инженерно-саперной роты. Награжден медалями: «За отличие в охране государственной границы СССР», «Ветеран боевых действий», «За ратную доблесть», знаком «Отличник погранвойск 2 степени».

Мазаев Алексей Михайлович был призван в пограничные войска. После учебки по распределению попал в Афганистан на точку Калайкуф. За службу награждён Почётной грамотой и медалью «За службу в Афганистане», имеет знаки «Отличник погранвойск 1,2 степени».

Глотов Николай Петрович награжден медалями: «Воину- интернационалисту от благодарного афганского народа», «За боевые заслуги», юбилейной медалью «70 лет вооруженных сил СССР», почетной грамотой «За мужество и воинскую доблесть».

Забродыкин Сергей Викторович был удостоен медалью «Воину- интернационалисту от благодарного афганского народа», является ветераном боевых действий.

Малышев Александр Васильевич проходил службу в Афганистане в ракетном дивизионе роты связи под Кабулом. Награждён медалью «Воину- интернационалисту от благодарного афганского народа».

Давыдов Александр Петрович в 1980 году призван в армию, после «учебки» попал в Афганистан. Награждён медалями: «Воину- интернационалисту от благодарного афганского народа», «За отвагу». По состоянию здоровья был комиссован из рядов Вооруженных сил.

Расщепкин Александр Михайлович 26 октября 1979 года был призван на военную службу Пономаревским райвоенкоматом. Сначала служил в одной из частей воздушно-десантных войск в Фергане. Погиб 5 июля 1980 года. В письме родителям Саши лейтенант гвардии Загидуллин сообщил: «6 июля мы совершали марш в районе боевых действий. Боевая машина десанта была назначена в разведывательный дозор и ушла вперед, на 3 км опередив основную колонну. При подъезде к поселку Дехи-Нау машина была обстреляна, экипаж принял бой. Когда передовой заслон противника был уничтожен, Александр повел машину вперед. Дорога оказалась заминированной. БМД подорвалась… Александр до конца выполнил свой долг». Награжден посмертно орденом «Красная Звезда».

Афганистан навсегда останется незаживающей раной для тех, кто потерял родных, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким солнцем Афганистана, для всего нашего народа. Мы в большом долгу перед теми, кто с достоинством, мужеством выполнял приказ Родины и гордимся настоящими патриотами нашего Отечества, готовыми представлять интересы страны там, где потребуют обстоятельства. В честь погибших в Афганистане на территории России воздвигнуты более 300 памятников и мемориалов. Выпущены альбомы и книги памяти о погибших земляках, устанавливаются мемориальные доски на местах учебы и жительства. Память павших – в названиях улиц, лицеев и гимназий, в экспозициях музеев, а главное – в наших сердцах.

В наши цели входило более подробно изучить биографию А.П. Солуянова, показать его высокие личностные качества и героизм как ориентиры нравственно-патриотического воспитания современных школьников.

3. Девиз генерала А.П. Солуянова «Благо Отечества – дело чести»

Солуянов Александр Петрович родился 19 декабря 1953 г. в селе Пономаревка Оренбургской области в семье колхозника. В Казанское Суворовское военное училище, несмотря на большой конкурс, сельский парнишка поступил успешно. Из родной Оренбургской области на экзамены в Казань 15-летнего Сашу Солуянова привёз дед-фронтовик. Мама, узнав, что сын-подросток будет жить вдали от дома, приехала, с целью вернуть сына домой. Но Саша ответил: «Я свой выбор сделал» [10. С.1].Окончив суворовское училище, Александр поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, закончив его с золотой медалью. На экзамене присутствовал легендарный командующий ВДВ генерал Василий Маргелов. Он остался доволен ответами и подарил часы, прибавив: «Этого усатого больше не спрашивать, он все экзамены сдал».

В составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане А.П. Солуянов командовал парашютно-десантным батальоном. С 17 мая по 10 июня 1982 г. батальон принимал участие в боевой операции по уничтожению крупных банд мятежников в районе населенного пункта Дидак, провинция Парван. В ходе боя капитан А.П. Солуянов принял оптимальное решение, умело организовал взаимодействие с авиацией и артиллерией. Поставленная задача была выполнена без потерь личного состава и боевой техники. В дальнейшем был командиром отдельного парашютно-десантного полка, начальником штаба - заместителем командира воздушно-десантной дивизии; был в эпицентре во время страшных разбоев в Фергане. Будучи командиром воздушно-десантной дивизии, спасал не только русских, но и месхетинцев, при этом сурово предупреждал фанатиков: если хоть один волос упадет с головы русского жителя, он огнем пройдет по долине [8. С.208].

В феврале 1984 г. во время проведения операции в Ниджбарском ущелье батальон под командованием Александра Петровича штурмовал господствующие высоты, занятые противником. В ходе боя майор умело руководил подразделениями. Лично сам находился на самых опасных участках. Несмотря на сильное сопротивление бандитов, плотный оружейно-пулемётный огонь, большое количество минных полей, противник был выбит с высот [8.С.210]. Операции батальона А.П.Солуянова вошли в отечественные военные учебники.

Достоинства наших офицеров признают даже противники. В 2003 г. на конференции по противодействию терроризму в Лондоне, будучи уже генералом А.П. Солуянов встретился с английским генералом Шпунером, командующим воздушно-десантной бригадой Великобритании, находившейся в Афганистане: «Я могу констатировать: 80% жителей Афганистана считают пребывание советских войск в этой стране золотым временем. К русским у них нет претензий. Ну, а то, как воевали русские десантники в горах, - это фантастика.

Мы так воевать не умеем». За те два с половиной года, что наш герой командовал в Афганистане парашютно-десантным батальоном, он потерял меньше десяти бойцов. Это счастливый рекорд той войны. Он всегда берег солдат как собственных детей и помнил, что с него берут пример его воспитанники. У их комбата было золотое правило – оставлять в населённых пунктах все медикаменты и продукты питания. Слухи о порядочности русского комбата вмиг облетали округу. Боевые машины его батальона жители узнавали по номерам, и встречали их сами старейшины. Поэтому десантники А.П. Солуянова никогда не сталкивались с подлостью и не гибли от рук местных партизан. Но сколько раз казалось, что вот-вот накроет осколками гранаты, поразит вражеская пуля.

У песни «Комбат» группы «Любэ» есть реальный прототип - Александр Солуянов. В 90-х гг., когда знаменитая песня появилась на свет, у режиссёра Никиты Михалкова, музыканта Николая Расторгуева и композитора Игоря Матвиенко возникла мысль снять клип, в котором роль комбата исполнял бы реальный боевой офицер. Обратившись за советом к десантникам, получили ответ, что им может быть генерал-майор А.П. Солуянов.

За успешное выполнение заданий, мужество и героизм, проявленные в боях в Афганистане, генерал-майор А.П. Солуянов награжден: орденом Красной Звезды, орденом Красного Знамени, Звездой Героя Советского Союза, медалью «За службу Родине» [8. С.208].

Интервью учеников Деминской школы с Александром Петровичем Солуяновым:

Даша: Александр Петрович, как вы готовились к боевым операциям?

А.П.: Мы - десантники особый род войск, который готовится воевать, когда другие этот бой заканчивают. Каждый бой – это своё. Это совершенно новая модель. Нет шаблона. Если действовать по шаблону, то твой шаблон узнают шахиды.

Данил: Мы знаем, что Вы относились к своим бойцам, как к родным сыновьям, но на войне нельзя обойтись без потерь. Каково было потерять солдата?

А.П.: Да, это было самое неприятное для меня. Мы проводили очень серьёзную операцию. Было тяжело проходить колоннами по дорогам. Спланирована была операция хорошо. Прошли… Но когда возвращались ночью, без вести пропал солдат. Это было серьёзное ЧП. Командир меня наказал и оставил на двое суток воевать и искать своего солдата…

Настя: Как с позиции комбата нужно подходить к военной операции?

А.П.: Если ты сам не готов умереть, то бой начинать нельзя. Тогда любая задача у подчиненных будет ставиться под сомнение. Но если ты сам готов умереть, задача будет выполнена. В Афганистане мы старались быть лучшими в бою, подтверждая своё профессиональное мастерство, подготовку. Коли на войне, значит, воевать так, как нужно. Приходилось принимать очень непростые решения, оставаться с ситуацией один на один.

Маша: Александр Петрович, мы знаем, что Вы продолжаете защищать наших ребят на гражданке. Что для них можно сделать?

А.П.: Я хочу принести им пользу, думаю, что на этом поприще не до конца себя реализовал. Мы стараемся, чтобы русская армия стала православной. Русская национальная идея - это православие, потому что эта духовная наука включает в себя всё. Я хотел бы чаще встречаться с ними, рассказывать об армейских традициях, об изменениях в новой армии, как проявляется патриотизм: не на словах, а в делах.

Деятельность учителя и школьника в нравственно-патриотическом воспитании отражена в следующем разделе.

4. Деятельность учителя и школьника в процессе нравственно-патриотического воспитания на примере подвигов воинов-интернационалистов

Исследовательская работа проводилась в течение 2018-2019гг. в Деминской школе Пономаревского района с моими одноклассниками под руководством учителя русского языка и литературы, Красновой Марии Ивановны, и включала в себя:

1.Понятийный аппарат (Приложение 1);

2.Классный час «Причины и события начала афганской войны» (Приложение 4);

3.Классный час «Павшим и живым героям афганской войны посвящается…» (Приложение 5);

4.Видеоконференция: «Маршрутом страдания и памяти» (Приложение 6);

5.Архив фотографий с героями-земляками афганской войны

(Приложение 2).

Мы предлагаем одну из анкет, полученных по результатам проведенных мероприятий. В ней отражена динамика в нравственно-патриотическом воспитании школьников (Приложение 3). Повторное анкетирование показало, что школьники усвоили содержание понятия «нравственно-патриотическое воспитание», адекватное значение афганской войны, имена героев-земляков, назвали книги, песни, фильмы об афганской войне, отмечались изменения в овладении школьниками такими качествами, как: «честность», «вежливость», «отзывчивость», «ответственность», «чувство долга», «активная гражданская позиция» и др.

Использование активных методов, применение инновационных технологий, основанных на содержании подвигов героев-интернационалистов в афганской войне, дает положительные результаты в нравственно-патриотическом воспитании современных школьников. Стали постоянными встречи с семьями воинов-интернационалистов, участие в акциях и волонтёрском движении.

Заключение

1. В современном образовательном процессе актуальной проблемой является нравственно-патриотическое воспитание школьников, способных любить свою родину, обладающих такими качествами, как «честность», «вежливость», «отзывчивость», «ответственность», «чувство долга», «активная гражданская позиция», «самопожертвование», уважающих историю родной страны, её культуру.

2.Выявлено, что жизнь и подвиги героев афганских событий являются примером и основанием для нравственно-патриотического воспитания современных школьников; позволяют «наполнять» содержанием инновационные технологии, в которых школьники овладевают способами деятельности (мыслительной, игровой, исследовательской, познавательной, творческой, коммуникативной), в том числе одновременно повышается профессиональная компетентность учителя.

3. Доказано, что проведенные в течение 2018-2019 гг. воспитательные мероприятия (классные часы, беседы, интервью, видеоконференция) имели своим результатом углубление ценностных идеалов и ориентиров в становлении личности школьника, любящего свою страну. Повторное анкетирование показало, что школьники овладели содержанием понятия «нравственно-патриотическое воспитание»; повысилась их поисковая, познавательная, творческая активность участия в проведенных делах.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на примере героев афганской войны, и подразумевает дальнейшее развитие в следующих направлениях: включение в волонтёрское движение, участие в акциях, помощь семьям воинов-интернационалистов.

Список литературы

Афганская война [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://histrf.ru/biblioteka/b/afghanskaia-voina, свободный

2. Бобков А.И. Чёрный тюльпан/ А.И.Бобков, В.И.Бирюкова // - Оренбург, 2002. – С.230.

3. Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов / В.В.Князева // Вузовская книга. - М., 2009. – С. 13, 76, 134, 254, 301.

4. Пальцев Н.И. Альбом «Мы интернационалисты. Продолжение подвига» /Н.И.Пальцев // - М., 1990. – С.24.

5. Пиков Н.И. Война в Афганистане / Н.И.Пиков, Е.Г.Никитенки // - М., 1991. – С.234-365.

6. Рунов В. Афганская война / В.Рунов // - М., 2010. – С. 7-85.

7. Рябченко Н. «Афган» начинался так…// Советский воин. – 1989. - № 23. – С. 6-8.

8. Смирнов С.М. Заметки о воспитателях/ С.М.Смирнов // - М., 2015. – С. 208-210.

9. Сокольников В.Н. Афганистан. Исламская оппозиция: истоки и цели // Наука и жизнь. – 1990. - № 9. – С. 87-91.

10. Солуянов А.П. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1986, свободный

11. Стандарты второго поколения /А.Г.Асмолов // - М., 2008. – С.5-8.

Приложение 1

Понятийный аппарат

Воспитание нравственное есть «воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли» (Ж.-Ж. Руссо); целенаправленное и систематическое воздействие на осознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали (В.П. Зинченко); взращивание системы нравственных представлений и развитие нравственных чувств (Т.А. Ильина). В основе нравственно-патриотического воспитания лежат мировоззренческие ценности: любовь к Родине, справедливость, жертвенность, гуманизм.

Инновация педагогическая – новшество, нововведение, изменение как основной путь развития образования, результат исследовательского поиска деятелей науки, передового опыта учителей, основной путь повышения эффективности педагогической деятельности, средство и процесс модернизации образования [3. С.76].

.«…Инновационная педагогическая идея изначально ориентирована на педагогическую практику. С этой позиции идею правомерно рассматривать как первооснову связи педагогической науки и практики» (Н.Л. Коршунова)

Личность – отдельный человек как индивидуальность, субъект отношений и сознательной деятельности, цель и результат воспитания; « высшее единство человека» (А.Н. Леонтьев). Личность определяет свою позицию среди других людей свободно и ответственно, в пространстве культуры и времени как способ бытия человека в мире.

Подход личностный - исследовательский гуманитарный подход, в основе которого лежит отношение к ученику как личности, выявление и формирование которой осуществляется через обращенность к ней как к субъекту воспитательного воздействия и самосознательному субъекту своего развития [3. С.76]..

«Идея личностного подхода в обучении реализуется через такое построение, которое обеспечивает всестороннее развитие личности и учитывает, что внешние педагогические влияния всегда действуют лишь опосредованно, через внутренние условия личности, опираясь на ее собственную активность» (Ю.К. Бабанский).

Деятельность – это целенаправленный процесс, предполагающий переход от цели, замысла к образу желаемого результата. В ходе деятельности человек старается преобразовать имеющийся материал или ситуацию ради достижения своей цели, реализации своего замысла.

Структура деятельности: цель – мотив – способ – результат. Аспекты человеческой деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно - ориентировочная, коммуникативная [3.С.13].

«Основополагающим понятием деятельностного подхода, его «клеточкой» является понятие деятельности. Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду прежде всего предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним» (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова).

Проектный метод предполагает такую форму организации занятий, при которой учащиеся включаются в процесс проектирования. Фактически проект - это способ мысленного представления желаемого результата и действия по его достижению. Поэтому всякий проект предусматривает определение замысла или постановку целей, которые задают видение будущего результата, позволяют определить конкретные действия необходимые для достижения поставленных целей и задач, обеспечения ресурсов для их реализации, а также выполнения сроков достижения промежуточных и конечных результат (этапы проекта) [3.С.254].

Проектирование педагогическое – создание проекта какого-либо педагогического объекта с целью прогностики результата деятельности и его максимального достижения. «Педагогическое проектирование – не только деятельность, но и процесс последовательной смены состояний, характеризующихся новыми задачами, видами деятельности, степенью упорядоченности информации и т.д.» (Н.О. Яковлева).

Исследование – изучение чего- либо кем- либо способом (способами) во всех отраслях научно-технической деятельности. Различают исследование индивидуальное, групповое (коллективное), научное, прикладное, критическое, воспроизводящее и т.д. [3.С.76].

«Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направление» (В.Н. Дружинин).

Приложение 2

Архив фотографий с героями-земляками афганской войны

На видеоконференции «Маршрутом страдания и памяти» с семьёй А.П.Давыдова

На встрече с А.П.Давыдовым в МАОУ «Деминская СОШ»

На встрече с А.П.Солуяновым в РДК с.Пономарёвка

Интервью школьников МАОУ «Деминская СОШ»

с А.П.Солуяновым

Приложение 3

АНКЕТА

Дорогой друг!

Просим тебя принять участие в социологическом опросе и высказать своё мнение по вопросам, касающимся афганской войны! Внимательно прочти вопросы и выбери тот вариант ответа, который отражает твоё мнение, поставив знак (v) рядом с ним. Если вопрос предусматривает полный ответ, напиши его.

1.Продолжите: «нравственно-патриотическое воспитание» - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Знаете ли вы о том, что советские войска принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана?

- знаю

- не знаю

3. Нужно ли было советским войскам участвовать в афганской войне?

- нужно

Объясните, почему Вы так считаете

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- не нужно

- не знаю

4. Есть ли среди наших земляков участники войны в Афганистане?

- да

- нет

- не знаю

Если «да», расскажите о них ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кого из героев афганской войны вы знаете?

- А.П.Солуянов

- А.М.Расщепкин

- А.П.Давыдов

6. О каком из героев Вы хотели ли бы рассказать на уроке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Назовите фильмы, книги, в которых рассказывается о героях афганской войны ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. О ком бы из героев художественных произведений Вы можете поделиться мнением на классном часе, с друзьями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Какие нравственные качества вам присущи?

- честность

-вежливость

-отзывчивость

- ответственность

- чувство долга

- активная гражданская позиция

- самопожертвование

Какие из качеств хотели бы вы развить в себе _______________________

____________________________________________________________________

12. Общаетесь ли вы и Ваши друзья с родителями героев афганцев?

- да

- нет

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 4

Классный час 1

«Память истории священна…»

(Д.С. Лихачев)

Тема: Причины и события начала афганской войны

Цель: углубить кругозор учащихся о причинах афганской войны, закрепить чувства уважения, любви и гордости за советских воинов-интернационалистов.

Задачи:

1. На этапе подготовки к классному часу выявить, насколько глубок интерес и знания учащихся по проблеме афганских событий; организовать выставку в библиотеке и школьном музее имеющихся материалов по проблеме (прозы, поэзии, музыки, видеофильмов и др.). Пробудить интерес и стремление учащихся изучить информацию. Выбрать интересные факты, события, попытаться проанализировать их.

2. Организовать обмен школьников примерами проявления верности долгу, воинской присяге воинов-интернационалистов.

3. Проанализировать у школьников чувства любви к Отечеству, патриотизма, уважения к памяти героев афганской войны.

Оборудование: карты России и Афганистана, мультимедиа-проектор, экран.

Оформление: выставка художественных работ школьников по проблеме; презентация «30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана посвящается…».

На классный час приглашены: учитель истории, Гребенщикова Анастасия Сергеевна; учитель литературы, Данилова Елена Васильевна; учитель музыки и изобразительного искусства, Студеникина Вера Сергеевна; учитель обществознания, Данилова Татьяна Евгеньевна; учащиеся 9-10 классов; участник Афганской войны, Давыдов Александр Петрович.

Ход классного часа

Вводное слово учителя: 30 лет прошло с окончания афганской войны.

Вас, ребята, еще не было, вы только наслышаны об этой войне, но ваши мамы и папы пережили очень тяжело это время, и сейчас разные оценки дают этой войне.

Данилова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы: Афганистан очень суровый край, по – своему прекрасный, хотя и не похож на нашу природу.

На экране появляется географическая карта Афганистана. Демонстрируются кадры суровой местности Афганистана: горы, скалы, пески, жаркое солнце. Учитель русского языка и литературы, Данилова Елена Васильевна, предлагает ученикам вспомнить материалы афганской войны.

Прасковья В.: Сама война, длившаяся с 1979 по 1989 год, в историографии определяется присутствием на территории Афганистана ограниченного контингента Вооруженных сил СССР.Но началом всего конфликта надо считать 1973 год, когда в Афганистане шла борьба за власть: был свергнут король Захир-шах, установился на недолго режим Мухаммеда Дауда. Через пять лет, в 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция. В результате ее Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) провозгласила Демократическую Республику Афганистан. Страна начала строить социализм. Но все строительство шло в крайне нестабильной внутренней обстановке. Традиционно большинство составляли сельские жители.Глава правительства Нур Мохаммад Тараки и его реформы были непонятыми и непопулярными в стране. Всякое инакомыслие жестоко подавлялось. За время своего правления он арестовал и казнил тысячи людей. Главным оппонентом социалистического правительства стали радикальные исламисты, объявившие Тараку священную войну (джихад). Для исламистских агитаторов было несложно настраивать население против новой власти. Организованные отряды моджахедов стали главной противоборствующей силой.С ней и сражалась Советская армия.

Александра П.: Сразу после прихода к власти, правительство столкнулось с начавшимися вооруженными мятежами, организуемыми исламистами. Справиться с создавшейся ситуацией афганское руководство не смогло и обратилось за помощью к Москве.Вопрос о помощи Афганистану был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Леонид Брежнев и другие члены Политбюро выступили против вооруженного вмешательства. Но со временем ситуация у границ СССР ухудшалась, и мнение кардинально изменилось.

12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. Формально причиной стали неоднократные просьбы руководства Афганистана, а фактически эти действия должны были предотвратить угрозы иностранного военного вмешательства.

Необходимо помнить, что, помимо напряженных отношений с моджахедами, и в самом афганском правительстве не было единства. Особо непримиримой стала внутрипартийная борьба, которая достигла своего апогея в сентябре 1979 года. Именно тогда лидер НДПА Нур Мохаммад Тараки был арестован и убит Хафизуллой Амином. Амин занял место Тараки и, продолжая бороться против исламистов, усилил репрессии и внутри правящей партии. По данным советской разведки, Амин пытался договориться с Пакистаном и Китаем, что нашими специалистами считалось недопустимым. 27 декабря 1979 года отряд советских спецназовцев захватил президентский дворец, Амин и его сыновья были убиты. Новым лидером страны стал Бабрак Кармаль.

Учитель обществознания, Данилова Татьяна Владимировна: Какие этапы Афганкой войны можно выделить?

Илья Д.: В афганской войне можно выделить несколько этапов, исходя из того, как шли военные действия, как менялись задачи, какими причинами были вызваны те или иные события, какие результаты имели главенствующее значение.

1-й этап: декабрь 1979 – февраль 1980 года. Введение в Афганистан 40-й советской армии генерала Бориса Громова, размещение по гарнизонам, организация охраны стратегических объектов и мест дислокации.

2-й этап: март 1980 – апрель 1985 года. Проведение активных широкомасштабных боевых действий. Реорганизация и укрепление вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 – декабрь 1986 года. Сокращение активных боевых действий и переход к поддержке действий афганских правительственных войск. Помощь оказывалась авиацией и саперными подразделениями. Организация противодействия доставке оружия и боеприпасов из-за рубежа. Были выведены на Родину шесть полков.

4-й этап: январь 1987 – февраль 1989 года. Помощь афганскому руководству в проведении политики национального примирения. Продолжение поддержки боевых действий, проводимых правительственными войсками. Подготовка к выводу советских войск.

Гребенщикова Анастасия Сергеевна, учитель истории: Ребята, теперь вам более понятны события афганской войны, и можете представить в каких тяжелейших условиях пришлось воевать нашим совсем молодым солдатам. Многим из них не было и двадцати лет.

Звучат песни, написанные участниками афганской войны. Под руководством учителя музыки, Студеникиной Веры Сергеевны, поют старшеклассники.

Рефлексия

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

Изменилось ли мое отношение к афганской войне?

Смотрел (а) ли ты фильмы об афганской войне?

Совпадают ли твоя оценка, отношение с оценкой режиссеров фильмов, посвященных афганской войне?

За что ты можешь похвалить сегодня одноклассников? За что ты можешь похвалить учителей?

Оцени свое участие в подготовке классного часа.

(активно участвовал - недостаточно был активен - не принимал участие)

Как оценка может повлиять на твое следующее дело?

Учитель: Итак,ребята,тема афганской войны не закрывается классным часом. Следующие мероприятия будут посвящены участникам афганской войны.

Приложение 5

Классный час 2

«И я обращаюсь

к правительству нашему

с просьбой удвоить, утроить

и у этой плиты караул».

(Е. Евтушенко)

Тема: Павшим и живым героям афганской войны посвящается…

Цель: пробудить у подростков чувство уважения, гордости и патриотизма к воинам-афганцам.

Задачи:

Образовательные:

- пробудить мотивы, желание учащихся к участию в коллективных делах по сбору информации о герое афганской войны А.П. Солуянове;

- предложить восьмиклассникам выбрать форму мероприятия (беседа, чтение стихотворений, работа с картой России и Афганистана, классное собрание, заседание в музее);

- способствовать развитию чувства патриотизма, культурного кругозора восьмиклассников.

Воспитательные:

- воспитывать чувство уважения, гордости за героев и солдат в афганской войне; воспитывать патриотизм.

Развивающие:

- развивать волевые качества учеников: настойчивость, стремление участвовать в проектах, действовать самостоятельно, творчески.

Ожидаемые результаты:

- углубленные знания о жизнедеятельности А.П. Солуянова (школа, высшее военное училище, участие в военных действиях в Афганистане). Положительные личностные качества: любовь к родине, верность афганскому братству.

Оборудование: карта России и Афганистана, портрет участника военных действий в Афганистане А.П. Солуянова.

Ход классного часа:

Вводное слово учителя: 30 лет прошло с тех пор, как закончилась война, но не забыты те трагические события, те страшные цифры: тысячи павших солдат, офицеров, сержантов. Мы не имеем права забывать об этой войне. Воины-афганцы выполняли свой воинский долг.

Наш урок посвящается герою афганской войны Солуянову Александру Петровичу.

Маша Б.: Солуянов Александр Петрович родился 19 декабря 1953 г. в селе Пономаревка Оренбургской области в семье колхозника. Закончив в 1971 г. Казанское СВУ, поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище и закончил его с золотой медалью. Командовал учебным взводом в школе прапорщиков, курсантской ротой, был начальником штаба парашютно-десантного батальона [10.С.1]. В последующем, обучаясь в Военной академии им. М.В. Фрунзе, он был Ленинским стипендиатом, закончил её в 1987 г. с дипломом с отличием.

Паша В.: Офицерскую выправку Александр Петрович получил благодаря преподавателям-фронтовикам в Суворовском училище Казани, куда он, сельский парнишка, поступил, несмотря на большой конкурс (больше 10 человек на место). Из родной Оренбургской области на экзамены в Казань 15-летнего Сашу Солуянова привёз дед-фронтовик. Мама, узнав, что сын-подросток будет жить вдали от дома, тут же приехала, со слезами просила: «Возвращайся домой!» Но Саша твёрдо ответил: «Мама, я хочу стать военным!».

Коля К.: Школу, Суворовское училище и знаменитое Рязанское воздушно-десантное училище (РВДУ) Саша закончил с золотой медалью. Экзамен по тактике в РВДУ у него принимал легендарный командующий ВДВ генерал Василий Маргелов. И так остался доволен, что подарил курсанту Солуянову часы, прибавив: «Этого усатого больше не спрашивать, он все экзамены сдал».

А ведь учёба в Рязанском училище могла прерваться для Саши на первом курсе, когда их роту отправили на уборку урожая. Машина с мешками картошки, на которых примостились курсанты, опрокинулась в кювет колёсами вверх. А.П. Солуянов рассказывал: «Рядом со мной был курсант Володя Шариков, он умер на месте. Я очнулся в госпитале с диагнозом - перелом 4-го шейного позвонка. Военврач готовился комиссовать меня». - Какой из него десантник!? [10.С.3].

Но Саша решил, во что бы то ни стало выздороветь! И вместо себя на итоговое обследование он уговорил пойти здорового друга. Хирург удивился:

- Как всё хорошо срослось!

А Саша продолжал успешно разрабатывать позвоночник. Продолжил учебу и успешно закончил военное училище.

Учитель: Это было уже время, когда молодые юноши уходили в Афганистан. Давайте узнаем, в каких боевых операциях участвовал А.П. Солуянов?

Илюша Д.: В составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане командовал парашютно-десантным батальоном. С 17 мая по 10 июня 1982 г. батальон принимал участие в боевой операции по уничтожению крупных банд мятежников в районе населенного пункта Дидак, провинция Парван. В ходе боя капитан А.П. Солуянов принял оптимальное решение, умело организовал взаимодействие с авиацией и артиллерией. Поставленная задача была выполнена без потерь личного состава и боевой техники. Было захвачено в плен 320 мятежников, 260 единиц оружия, 3 склада с продовольствием и боеприпасами.

С 12 по 20 января 1983 г. майор А.П. Солуянов принимал непосредственное участие в боевой операции по уничтожению крупных банд. В дальнейшем был командиром отдельного парашютно-десантного полка, начальником штаба - заместителем командира воздушно-десантной дивизии; был в эпицентре во время страшных разбоев в Фергане. Будучи командиром воздушно-десантной дивизии, спасал не только русских, но и месхетинцев, при этом сурово предупреждал фанатиков: если хоть один волос упадет с головы русского жителя, он огнем пройдет по долине [7.С.7].

Саша С.: В феврале 1984 г. во время проведения операции в Ниджбарском ущелье батальон под командованием майора А.П. Солуянова штурмовал господствующие высоты, занятые противником. В ходе боя майор умело руководил подразделениями. Лично сам находился на самых опасных участках. Несмотря на сильное сопротивление бандитов, плотный оружейно-пулемётный огонь, большое количество минных полей, противник был выбит с высот.

Учитель: Ребята, вы знаете, где проходили бои? Можете показать на карте?

Ученики показывают на карте, где проходили военные действия в Афганистане.

Учитель: Оказывается, у известной всем песни Комбат группы «Любэ» есть вполне реальный прототип. Это Александр Солуянов. В 90-х гг., когда знаменитая песня появилась на свет. У режиссёра Никиты Михалкова, музыканта Николая Расторгуева и композитора Игоря Матвиенко возникла мысль снять клип, в котором роль комбата исполнял бы реальный боевой офицер. Обратились за советом к десантникам. И те в один голос назвали: генерал Солуянов!Со времён Афганистана гремела слава о нем: к бойцам относится как к родным сыновьям.

Исполняется песня «Комбат» группы «Любэ».

Саня М.: За мужество и героизм, проявленные при оказании помощи ДРА, ему 23 ноября 1984 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

Генерал-майор А.П. Солуянов. С 1995 г. - в запасе. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Настя М.: Заслужить на войне солдатское спасибо - это не меньше звезды героя, которой Солуянов был награждён в Афганистане. Операции его батальона вошли в отечественные военные учебники. Вот только одна из них: В 1982 г. капитан Солуянов с бойцами десантировался в горах прямо на командный пункт моджахедов. С нашей стороны было 20 человек, у противника - 70. Это не помешало десантникам уничтожить более половины сотни душманов и ещё 15 взять в плен. За те два с половиной года, что Солуянов командовал в Афганистане парашютно-десантным батальоном, он потерял меньше десяти бойцов. Это счастливый рекорд той войны [1.С.3].

Из воспоминаний генерал-майора запаса А.П. Солуянова: «Когда прибыл в Афганистан вместо капитана Войцеховского, мне сказали: «Иди на аэродром, принимай свой личный состав». Я пришёл, и мне выгрузили пять убитых солдат теперь моего батальона. Предстояло оформить документы на их отправку домой. В груди навсегда поселилась боль… Рефреном звучало в груди: «Своего солдата буду беречь, как родного» [8.С.210].

Учитель: К сожалению, наш урок подошел к концу. Мы можем гордиться нашим героем-земляком А.П.Солуяновым и брать с него пример мужества, патриотизма и верности своей Родине.

Приложение 6

Видеоконференция

Посвящается ставшей уже нашей историей афганской войне, чествованию ее мужественных участников, памяти всех советских воинов, погибших на обожженной солнцем, чужой земле.

Тема: Маршрутом страдания и памяти

Цель: вспомнить поименно героев-оренбуржцев, участников афганской войны: Давыдова Александра Петровича, Солуянова Александра Петровича, их жизненные кредо, «Я - концепции».

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию представлений о бережном отношении к истории каждого участника военных событий.

Развивающая: развивать способности учащихся не только понимать, но и чувствовать историю конкретного человека.

Воспитательная:воспитывать у обучающихся уважительное отношение к молодым воинам, чье служение Отечеству является примером мужества и доблести; воспитывать патриотизм.

Время проведения: 45-50 минут

Содержание: фрагменты из фильма «9 рота»; фотографии погибших участников афганской войны; видеоролик «Вывод советских войск из Афганистана»; стихотворение «Я снов не вижу про войну», песня «Зажгите свечи», фрагменты сочинения Столповских Марии, ученицы девятого класса.

Методы: метод эмпатии (вживания, вчувствования), методы проблемного изложения.

Технологии: концентрированное обучение(виртуальная экскурсия, учебный диалог, учебная дискуссия).

Форма: видеоконференция в режиме реального времени.

Предварительная подготовка

– подготовка и оформление мультимедийной презентации;

– подборка стихотворений и песен об Афганистане;

– подборка видеофрагментов из фильма «9 рота»;

– отбор сочинений школьников Деминской школы.

Ход мероприятия.

Видеоконференция в режиме реального времени.

Ведущие: Настя М. и Маша Б.

Маша Б.: 30 лет прошло с тех пор, как закончилась самая продолжительная война в истории Советского Союза. Поэтому эту встречу мы посвящаем ставшей уже нашей историей афганской войне, чествованию ее мужественных участников, выполнявших свой воинский долг в составе ограниченного контингента советских войск на территории Республики Афганистан, а также памяти всех советских воинов, погибших на обожженной солнцем чужой афганской земле.

Историческая справка

Настя М.: После Второй мировой войны Афганистан представлял собой монархию, во главе которой стоял король, имел статус нейтрального государства и фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество Афганистана с СССР было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 году монархия была свергнута. Но на отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. А вот свержение и убийство Дауда в ходе апрельского переворота 1978 года воинскими частями, верными прокоммунистической Народно-Демократической Партии Афганистана (НДПА), стали прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжающейся в Афганистане и по сей день [6. С.9]. Лидеры партии, которые находились у власти в разные годы – Тараки, Амин и Кармаль, пытались насадить коммунистическую идеологию и построить социализм в отсталой, племенной, многонациональной мусульманской стране. Вооруженное сопротивление новой власти стали оказывать радикальные сторонники ислама, к которым присоединились ополчения многочисленных пуштунских племен, населяющих Афганистан. Тараки, и Амин неоднократно обращались к СССР с просьбой направить в Афганистан войска. Речь шла о небольших подразделениях, которые должны были обеспечивать охрану афганских руководителей и помогать правительственным войскам вести операции против повстанцев-моджахедов.

Маша Б.: Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Настя М.: 25 декабря, в полдень по московскому времени, в войска ушла директива за подписью министра обороны СССР Д.Ф. Устинова на переход государственной границы.

Маша Б.: Через 3 часа 40-я армия Вооруженных Сил СССР вошла в Афганистан. Никто не ожидал, что она останется там на долгие 10 лет.

Настя М.: Правительство СССР официально заявило о том, что войска были введены по просьбе афганского руководства для помощи в борьбе с восставшими моджахедами и во имя исполнения интернационального долга Советского Союза.1979-1989 годы оставили незабываемый след в нашей истории. Сколько погибших людей! Сколько искалеченных судеб! Трудно перешагнуть через людское горе, а еще труднее - через равнодушие.

Настя М.: Война… Сколько страдания, слёз и страха она принесла. Для тысяч людей во всем бывшем Советском Союзе Афганистан стал символом горя, боли и смерти.

Маша Б.: На истерзанных пулями и осколками афганских высотах проявились лучшие черты наших солдат и офицеров советской армии. Шла кровопролитная война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть нами усвоены на всю жизнь.

Константин М. и Констанстин С. читают стихотворение Сержа Антонова «Я снов не вижу про войну»

Я снов не вижу про войну,

Она во мне живёт стихами,

То, прибавляя седину,

То, замолкая над словами.

Порою было не понять,

Мы для чего в Афганистане?

И сможет ли простить нас мать

За сына, что уже не встанет?

А души молодых парней

Излечат льготы мирной жизни?

Или замкнёмся мы в своей,

Вам непонятной, укоризне.

Я снов не вижу про войну.

Она уже в дали туманной.

И я сегодня не пойму,

Кому она была желанной?

Маша Б.: 14 апреля 1988 года в Женеве было заключено соглашение между Афганистаном, Пакистаном, СССР и США о политическом урегулировании положения на территории Республики Афганистан. Было объявлено, что советские войска покинут страну. В соответствии с указанным соглашением вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года.

Настя М.: 15 февраля 1989 года из Афганистана были полностью выведены советские войска. Руководил выводом 40-й армии последний командующий ограниченным контингентом советских войск – генерал–лейтенант Борис Громов, который последним перешел пограничную реку Пяндж.

Маша Б.: Со временем зажили боевые раны. Но память о далекой афганской войне жива до сих пор, и время не в силах стереть события той войны.

Настя М.: Сегодня на вечере присутствует наш земляк, участник Афганской войны, Давыдов Александр Петрович. Ребятам нашей школы интересно узнать о нелегком военном пути, который прошел этот человек.

Маша Б.: Наступило время на нашем мероприятии, когда ребята смогут пообщаться с Александром Петровичем и задать интересующие их вопросы.

Ребята задают вопросы

Саня М.: Расскажите, пожалуйста, о начале вашей военной карьеры?

А.П.: В армию я попал по призыву из г. Кумертау в воздушно-десантные войска. По распределению в г. Псков, Псковскую десантную дивизию. Там мы прошли молодой курс бойца. Прыгнули три раза с парашюта самолета Ан-2. Четвёртый прыжок был с боевого самолёта Ил-76. После этого меня призвали в Белоруссию в военную секретную часть, которая уже служила в Афганистане. Когда мы приехали, то через десять дней нас забрали в Кабул.

Илюша Д.: Какие были военные будни?

А.П.: В шесть часов подъем, зарядка, завтрак и ремонт боевой техники.

Саша С.: Александр Петрович, понимали ли Вы цель пребывания в Афганистане?

А.П.: Приказ есть приказ. Он не обсуждался.

Маша Б.: Какие картины, воспоминания у Вас остались после тех событий, которые Вы пережили?

А.П.: Полгода я пытался свыкнуться снова с жизнью в Советском Союзе. Тяжёлые воспоминания и сны долго не покидали меня. Когда просят рассказать, что было, то хочется уйти от этих разговоров.

Маша С.: Как Вас встретила Ваша семья?

А.П.: Радостно.Они ждали меня несмотря ни на что. Во время пребывания в госпитале я долго не писал: не было сил. Однажды, попросил моего товарища написать письмо родным… Родители подумали, что я инвалид: нет рук или что хуже всего, вообще нет в живых. Приехали ко мне. Обрадовались, что я живой и со мной всё хорошо.

Звучит песня «Зажгите свечи»

Настя М.: Предлагаем фрагмент сочинения «Память истории священна» Столповских Марии, ученицы 9 класса.

Афганистан… От одного слова по телу пробегают мурашки. В голове не укладывается, как на опаленной солнцем земле, вдали от Родины умирал русский солдат, не увидев вокруг себя ничего родного, близкого сердцу.

Мы не имеем права сплеча судить об этой войне. Я считаю, что воины-афганцы выполняли свой воинский долг.

В Афганистане воевал наш земляк Давыдов Александр Петрович. Окончив школу в 1979 году в городе Кумертау, поступил в среднее профессиональное училище №29 на специальность - слесарь по ремонту летательных аппаратов. В мае 1980 года его призвали в армию. По распределению попал в Афганистан, было ему тогда всего 18 лет. Не изведав толком жизни, он оставил дом и семью, для того, чтобы выполнять свой воинский долг!

Александр имел не одно поощрение по службе. Награждён медалями: от Президиума ЦК КПСС; «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа»; «За отвагу».

По его словам, Афган - это ужас и страх. В интервью он говорил, что первые дни после Афганистана были непривычными, несколько недель он избавлялся от кошмаров войны, избегал подобных тем.

Я горжусь, что такой человек живет в нашем поселке!!!

Каждый из нас обязан почтить памятью павших бойцов, которые, не задумываясь, выполняли свой воинский долг перед Родиной! Мы обязаны помнить об их бескорыстном подвиге. Солдаты шли на эту войну, не представляя того, что им придется умирать от зноя или от жажды, шли смело и отважно, прославляя свою Родину! Шансов выжить на этой войне почти не было! Давайте же не будем забывать своих героев и защитников!

Маша Б.: Помнить и гордиться. Помнить тех, кто живёт рядом с нами, и тех, кто не вернулся домой.

Учитель:15 февраля в столице и областных городах России состоялись митинги-реквиемы, посвященные 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана. В этот день на Родину вернулись те, кто исполнял интернациональный долг в далекой восточной республике. И сегодня их память живет в наших сердцах, сердцах однополчан, родственников. Для нас эта дата - знаковое событие. Важно, чтобы мы знали свою историю, осознавали, что война в Афганистане велась не зря, и чтили память погибших оренбуржцев.

Просмотров работы: 1548