Паспарту как источник прошлого или "говорящая" фотография

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Паспарту как источник прошлого или "говорящая" фотография

Солодихина А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 г. Камешково
Тимакова Е.В. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 г. Камешково
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одно из величайших изобретений человечества – фотография, благодаря которой сохраняется память о людях и событиях. Особый интерес сегодня представляют старинные фотографии, как немые свидетели прошлого: черно-белые, наклеенные на твердую основу, на некоторых из них можно прочитать фамилию фотографа, а на обратной стороне увидеть какие-нибудь надписи и пометки. Несколько старинных фотографий, сложенных стопочкой и бережно завязанных тесьмой в бархатную салфетку, хранится и в школьной музейной комнате. Как они там оказались и кто на них изображён, никто не знает.

Какую же информацию несет старая фотография? Как грамотно «прочесть» ее? И всякая ли фотография способна что-то нам «рассказать»? Наверное, не всякая. Чтобы быть прочитанной, фотография должна сохранять детали, по которым можно определить примерную дату съемки.  Зачастую, ориентируясь на характерные детали изображения, внимательный исследователь может узнать подробности биографии, получить сведения о социальном положении, профессии, карьерном росте людей, запечатленных на снимке. [8] Если сопоставлять данные, «считываемые» со старого фото, с какой-то другой информацией, то картина будет становиться все более и более полной. А иногда, основываясь на информации, которую несет фотография, удается установить даже имя человека, изображенного на снимке! [6]

Изучение дореволюционной фотографии сегодня является актуальным фактом, ценность которого заключается в том, что, несмотря на многочисленные размышления и попытки постижения ее сущности, фотография до сих пор остается малоизученным феноменом. Фотография молода. Её изучение начинается с изобретения фотографической пластины французом Л.Ж.М. Дагером в 1839 г. Но особый интерес к фотографии проснулся лишь в XX веке. В России ей заинтересовался химик, изобретатель, педагог и общественный деятель С.М. Прокудин-Горский. В современное время делаются попытки прочитать язык фотографического изображения. А если говорить о семейной фотографии, то эта тема в отечественной литературе ещё мало изучена.

Описание исследования

Тема исследования - старинная фотография как источник познания жизни людей и истории.

Гипотеза: люди, изображённые на всех фотографиях – члены одной семьи.

Объект исследования: приметы прошлой жизни на фотографиях из школьной музейной комнаты.

Предмет исследования: особенности старинной фотографии.

Цель исследования: доказать на примере нескольких фотографических снимков, что старинная фотография может быть источником познания фактов и событий прошлого времени.

Задачи исследования: определить по фотографиям факты из жизни людей, которые на них изображены, определить их связь с историей Владимирского края;

описать по приметам прошлого времени на старых фотографиях черты жизни людей; проанализировать особенности старинных фотографических бланков.

Основная часть

Для анализа изображений был использован метод системного и сравнительного изучения старых фотографий, как особого вида художественной культуры. Кроме того привлекались материалы интернета. Источниками для изучения были и фонды областной библиотеки, архивные книги из архива города Владимира, историко-краеведческая, научно-популярная, энциклопедическая литература, а также наблюдение, рассуждение, размышление, сопоставление; обработка и анализ собранных материалов.

2.1. Паспарту как послание из прошлого

С появлением первых бумажных фотографий в дореволюционной России возникла необходимость в картонной основе, куда наклеивался снимок, или, как его называют, паспарту. Картонный бланк был неотъемлемой частью фотографии: он защищал снимок от повреждений, был носителем информации и важным элементом оформления. В конце XIX века использовались разные форматы паспарту: миньон, визитный, кабинетный, променадный, будуарный, империаль, панель. [13] Фотографии из музейной комнаты выполнены в двух форматах, самых популярных в то далёкое время: визит или «Виктория» (54х80 – это размер самой фотографии, 62х101 – это размер паспарту) (см. приложение №9) и кабинет-портрет (100х137/108-166) (см. приложения №1,3,4,5,7,12). Бланки были по размеру несколько больше фотографий и придавали им изящный вид.[13]

На большинстве старинных снимков из музейной комнаты изображены люди, скорее всего, из одной семьи, потому что на 4-х из 8 снимков изображён один и тот же человек. Вот он в военной форме с женщиной (см. приложения №1,3), вот он один в военной шинели (см. приложение №4), а вот он с каким-то японским мальчиком (см. приложение №7). На пятом снимке одна женщина, которая изображена на первых двух снимках (см. приложение №5). Ещё на двух снимках – одна и та же девочка, только разного возраста (см. приложение №7, 10). И на последней фотографии на фоне деревьев - пожилые люди (см. приложение №12). На обратнойстороне двух фотографий я обнаружила разные надписи. На одной фотографии (см. приложение №1): «Незабываемому сослуживцу по училищу отъ учителя, офицера Гос. Опол. на добрую память. А.И. Остроумов. 1914 года 7го Октября», чуть ниже: «Биз. д. Симязино», а ещё сбоку: «Да раскуетъ Великая война мечи на орала и соединит насъ опять» (см. приложение №2). На другом снимке (см. приложение №6) надпись сделана карандашом: «Остроумов А.И. Война с японцами». Вероятно, фотография с посланием на обратной стороне, начертанным чётким каллиграфическим почерком, предназначалась какому-то доброму другу-сослуживцу, но по каким-то причинам не была ему подарена, а осталась у хозяина. А карандашная надпись подтвердила мои предположения, что это один и тот же человек, который носит фамилию Остроумов А.И. На обратной стороне одной из фотографий девочки можно прочитать написанные чернилами слова, потому хорошо сохранившиеся: «Люда Остроумова. 1914 год. Александровская гимназия 1 кл. Родилась в 1903 г.» (см. приложение №11), а на другой, где девочка лет 3-х – чуть заметную карандашную надпись: «Мама Люда» (см. приложение №8). Надпись на снимке с пожилыми людьми сохранилась хуже, но всё же и её можно прочесть: «Дед Иван Константинович Остроумов, Смольневский учитель, умерший в 1920 году. Жил 72 года, бабушка Анна Николаевна ум. в 1936 году на 86 г. жизни» (см. приложение №13). Фотографии пожелтели от времени, чернила выцвели, нижние уголки загнуты.

2.2. О чём расскажет старая фотография?

Что чаще всего занимает нас на фотографиях? Мы обращаем внимание на детали одежды, позы, прически людей, изображенных на снимках, но не всегда уделяем внимание оборотной стороне паспарту, которое изготавливалось в специальных типографиях и содержало рекламный штамп ателье. Паспарту - это особый мир со своим языком и символикой, где всё подчинено строгим правилам; это своеобразный «послужной список» фотографа, где литографическим способом напечатано его имя и название мастерской, адрес, кое-где номер телефона и, наконец, все награды и регалии, полученные владельцем заведения. [6] Некоторые  знаки на фотографиях изображать можно было только по специальному разрешению. Например, поместить на бланке изображение государственного герба Российской Империи мог лишь фотограф, удостоенный особого разрешения, заслуживший его «особо полезным трудом для общества». Двуглавый орел означал также, что владелец ателье является поставщиком двора его императорского величества. Надписи не только несли информацию, но и были элементом украшения: выполнялись декоративным шрифтом, обрамлялись различными рамочками и вензелями со стилизованным растительным орнаментом. Как и на все предметы быта, мода распространялась на оформление фотографических бланков. Наиболее популярным в конце 18-19 века был стиль модерн, именно в нем оформлено большинство бланков дореволюционных снимков.

Рассматривая попавшие мне в руки фотографические снимки, я попробовала определить, где, когда и кем они были сделаны. Два снимка (см. приложения №1, 3) - в городе Владимире в мастерской П.И. Вавилова.[1] Ещё Четыре (см. приложения №4, 5, 7, 10) - в одной и той же фотографической мастерской П.К. Остроумова. В те времена в обиходе не звучали слова «фотосалон», «фотомастерская» или «фотоателье».В конце 19-го и в начале 20-го века такие помещения назывались просто - "фотография". А вот подписывать паспарту фамилией фотографа было знаком времени.

2.3. По следам адреса фотографа

Итак, что можно разузнать о фотографе Остроумове П. К.? В интернете

нахожу достаточно много фотографий разных людей, сделанных в его фотоателье. Это говорит о том, что фотограф пользовался известностью. В справочнике Попова, томе 2, нахожу информацию, что Остроумов Павел Константинович «16 августа 1891 года получил временное разрешение на работу фотографом в Александровском уезде Владимирской губернии. С 1894 года постоянно работал в городе Александрове и временно в уезде». [9] В «Памятной книжке Владимирской губернии на 1895 год» указан как потомственный почётный гражданин, известен в городе Александрове по 1896 год. Там же указано, что фотография Остроумова действия свои прекратила «по собственному нежеланию более содержать». [7] С 1894 года известен как фотограф, работавший на улице Басманной в Москве в доме Яновой. Действительный член Российского фотографического общества с 1895 года. С 1896 по 1913 год работал фотографом в фотографическом ателье д. №6 Занковского на Немецкой улице в Москве. [2] В 1904 – фотографом в Москве в Оружейном переулке в доме Журавлёва. Скорее сего, три паспарту, исследуемые мной, сделаны не позднее 1904 года именно в этой фотографии, так как на их обороте указан этот адрес (см. приложения №4, 5, 7 и их оборотные стороны на приложениях №8, 14, 15). С 1911 по 1913 год П.К. Остроумов стал работать также на Арбате в доме Толстого. В 1914 – 1917 годах известен уже как владелец фотографии на ул. Немецкой, д.6, тел.511-77, а в 1914 году – владелец фотографии и на Арбате, 29, тел.37-95. Попробую узнать, в каком году сделан снимок Люды Остроумовой (см. приложение №10). На обороте надпись (см. приложение №11), сделанная чернилами, указывает на 1914 год. Но это, скорее всего, не так, потому что на всех паспарту фотографа Остроумова П.К. с 1914 года указана Немецкая ул., д.6, а не дом Занковского, так как он в этот период времени уже был владельцем собственного фотографического салона. Так что эта фотография сделана не позднее 1913 года. Последнюю запись о фотографическом салоне Остроумова я нашла в справочнике А. С. Суворина «Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1924 год», где он известен как владелец фотографии на ул. Баумана, д.6.[11] Попробовала узнать, сохранились эти дома сегодня. Дом №6 по улице Басманной (потом эта улица была переименована на улицу Немецкую, сейчас это улица Баумана, д.38) хорошо сохранился. Он известен с 1760 года. У него было много владельцев, но до советской власти здание принадлежало Н. А. Занковскому, владельцу фирмы "ЭНЗЕ", производившей фотографические пластинки, готовое платье и ювелирные изделия (см. приложение №17). [5] Сохранился и бывший дом Я.М. Толстого на Арбате. Он был построен в 1906 году как здание гостиницы, где весь первый этаж был спроектирован для магазинов. Сегодня это здание в стиле модерн имеет очень современный вид, и весь первый этаж с интересными криволинейными окнами, которые не дошли до наших дней, перестроен (см. приложение №18). [6] На оборотной стороне паспарту рядя фотографий, сделанных фотографом Остроумовым (см. приложения №8, 11, 14, 15), изображён абиссинский знак печати Соломона (см. приложение №16). Трудно сказать, с какой целью фотограф его поместил на своё паспарту, но можно предположить, чтоомулет поможет определиться со своим предназначением в жизни и будет надежно вести по намеченному пути. Кроме того, на одном паспарту есть надпись: «Комитет Христианской помощи Российского общества Красного Креста, состоящего под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Фёдоровны» (см. приложение №14). Можно предположить, что эту надпись может разместить на фотографическом бланке только потомственный почётный гражданин.

2.4. Приметы прошлой жизни на старинных фотографиях

Итак, совершенно верно, что у меня в руках фотографии одной семьи. Надпись с последнего снимка убедила в том, что на нём родной брат фотографа Павла Константиновича Остроумова – учитель Иван Константинович Остроумов со своей женой Анной Николаевной. Владимирский Земский сборник 1884 года № 12 (декабрь) подтверждает мои слова: «10 января 1870 года в селе Смольневе Жердевской волостиоткрыто Смольневское училище, основанное Киржачским купцом Петром Александровичем Соловьёвым. «Помещение П. А. Соловьева, деревянное, отдельное; по свету и теплоте очень удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 10, шириной 7 ½, вышиной 3 ¾ арш. Учебных пособий достаточно — на 99 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель Иван Остроумов, из среднего отделения Владимирской духовной семинарии, преподает с 10-го января 1870 г. Попечитель Киржачский купец П. А. Соловьев пожертвовал книг и картин на 31 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 33 м. и 4 д.». [3]

На других портретных снимках изображён его сын, так же учитель, А.И. Остроумов со своей женой и их дочь Людмила. Лица людей на портретах мне понравились. Они были добрыми, спокойными.

Старые фотографии открывают нам целую эпоху - мир почти незнакомый, но заглядывать в него одно удовольствие! Искренне восхищает мастерство фотографа. Сегодня техника цифровой фотографии непрестанно совершенствуется и уже достигла невероятных высот. И только одного она не может - добиться этого потрясающего ощущения, которое испытываешь, рассматривая старые фотографии, когда буквально ощущаешь присутствие человека, его ауру, погружаешься в обаяние другой эпохи.

А.И. Остроумов на всех фотографиях в военной форме стоит прямо, слегка откинув голову. О чём расскажет эта одежда? Почему учитель А.И. Остроумов на всех снимках в военной форме? На снимке 1904 года (см. приложение №4) он в пальто с портупеей через плечо и саблей. Фотография А. И. Остроумова с японцем так же очень интересна (см. приложение №6): паспарту зубчатое посередине каждой стороны, с тиснением, углы прямые, ровные. Надпись на лицевой стороне фотографического бланка на английском языке. Определить дату снимка не трудно, так как русско-японская война датируется 1904 -1905 годами. Скорее всего, это фото сделано где-то на Дальнем Востоке и не позднее 1905 года. Здесь А. И. Остроумов снова в военной форме, но уже в казацкой шинели с узорным орнаментом, казацкой шапке. На снимках, сделанных в фотографии П.И. Вавилова во Владимире в 1914 году, А.И. Остроумов опять в военной форме с портупеей с саблей через плечо, но уже в кителе. Одна звёздочка на погонах на всех фотографиях указывает на ранг обер-офицера в чине прапорщика (см. приложение №19).«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины обретаются» введена в действие Указом императора Петра I 24 января 1722 года и просуществовала по 16 декабря 1917 года. Согласно этому документу «обер-офицеры» относились к старшим командирам, следовательно, у А.И. Остроумова был чин прапорщика (командира взвода).[10] С 1884 года чин прапорщика был оставлен только для военного времени (присваивался только во время войны, а с ее окончанием все прапорщики подлежали или увольнению в отставку или им должен был быть присвоен чин подпоручика). Если учитывать, что А.И. Остроумов был учителем, то в период военного времени (1904 – 1905 г.г. – война с японцами, 1914 г. – начало первой мировой войны) он подлежал мобилизации и ему присваивался чин прапорщика (обер-офицера). На одной из фотографий 1914 года А.И. Остроумов собственноручно написал: «… от офицера Гос. Опол. на добрую память». Скорее всего, речь идёт о государственном ополчении. Государственным ополчением называлось временное войско, созываемое в условиях войны, в него зачислялось все мужское население до 43 лет, способное носить оружие (годное к строевой службе). Ополченские пешие дружины, конные сотни, саперные полуроты служили резервом для пополнений запасных и фронтовых частей, нередко на их основе комплектовались даже армейские полки второй и третьей очереди. В основном же ополченские части служили для несения тыловой службы в гарнизонах и по охране железных дорог и других важных объектов. 

Рассматривая старые фотографии, я обратила внимание на странные позы: почти на всех снимках А.И. Остроумов держит одну руку или на ремне своего кителя, или на поясе, а другой придерживает саблю (см. приложения №1, 3, 4, 6); на других снимках (см. приложение №1, 5, 10) люди положили руки на какую-либо опору (спинку стула или какую-то подставку). Такое чувство, что клиенты фотографа не знали, что делать с собственными руками. Оказывается, всё дело в том, что процесс фотографирования, который сейчас занимает доли секунды, в эпоху зарождения фотографии длился от нескольких минут до часа. Естественно, что даже для людей с хорошей физической подготовкой позирование перед фотоаппаратом было делом непростым.Если человек перед объективом начинал двигаться или менять позу, фото получалось смазанным и всё приходилось делать сначала. Поэтому в фотоателье тех лет имелся широкий выбор различных приспособлений для одиночных фото: этажерки, подставки и даже скульптуры, на которые можно было облокотиться.[8] Наши предки относились к фотосъемке со всей серьезностью.

Это исследование по фотографическим бланкам стало для меня увлекательным путешествием в прошлое: помогло мне узнать по паспарту конца XIX начала XX века интересные факты из истории родного края и страны, способствовало сохранению памяти о жизни прошлых поколений.

Глава 3. Заключение

В результате исследования удалось подтвердить фактами предположение о том, что все изображённые на фотографиях люди – члены одной семьи - рода Остроумовых.

Все поколения семьи Остроумовых внесли большой вклад в историю Владимирского края, страны. И. К. Остроумов и его сын А.И. Остроумов – потомственные учителя Киржачского уезда Владимирской губернии. Именно об этом, об их деятельности в бывшем Смольневском училище мне будет интересно заняться после этого исследования.

А кем стала Людмила Остроумова? Может быть, тоже учителем, ведь она получила гимназическое образование в 1914 году, о чём рассказал снимок (см. приложение №10)?

П. К. Остроумов заслужил звание потомственного почётного гражданина, о чём указала Т.Н. Шипова в своём альбоме-справочнике «Фотографы Москвы — на память будущему».[12] За что давалось звание потомственного почётного гражданина? А.П. Попов в справочнике «Российские фотографы»[9] указал, что «в 1909 г. П.К. Остроумов выполнил съёмки Иосифо-Волоколамского монастыря по заказу архитектора-реставратора И. Кузнецова, а в 1913-1915 годах – съёмки строительства Казанского вокзала в Москве». Над изучением этого материала тоже интересно поработать, чтобы показать вклад нашего земляка, уроженца Владимирской губернии, в историю страны.

Сегодня паспарту – это музейный экспонат, ценность которого увеличивается с каждым годом. Найденные и изученные факты из жизни одного рода открывают дальнейшие просторы для изучения вклада семьи Остроумовых в народное образование Владимирской губернии и в культурную историю Москвы.

Список использованной литературы

Алфавитный список владельцев фотографий в Российской Империи | 1839-1917 . [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:

http://fototikon.blogspot.ru/2017/05/fototikon-sparvochnik.html

Википедия. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Занковский_Александр_Николаевич

Деревня Смольнево. Каталог статей. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/kirzhach/t/72-1-0-3400

Иванов А. Фото. Доходный дом с гостиницей Я.М. Толстого на Арбате. 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom_ya_m_tolstogo/

Иванов А. Фото. Доходный дом с гостиницей Я.М. Толстого на Арбате. 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://um.mos.ru/houses/usadba_karabanovykh/

Морозов С. Творческая фотография. М., Искусство, 1984.

Памятная книжка Владимирской губернии на 1895 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа — URL: http://istmat.info/files/uploads/54210/pamyatnaya_knizhka_vladimirskoy_gubernii_na_1895_god.pdf

Пономарёв А. Говорящие фотографии. [Электронный ресурс] - Режим доступа — URL: http://www.rusalbom.ru/articles/default/ponomarev1.html

Попов А.П. Российские фотографы (1839-1930).Словарь-справочник. Музей органической культуры. 2013. Стр. 128-129.

Система воинских званий в Российской Императорской Армии. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:

https://www.rusempire.ru/arkhiv-statej/1881-sistema-voinskikh-zvanij-v-rossijskoj-imperatorskoj-armii.html

А.С.Суворин "Новое Время"; Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1914 год.— Москва. [Электронный ресурс] - Режим доступа — URL: http://bibliophika.ru/index.php?id=2939

Шипова Т.Н. Фотографы Москвы — на память будущему. 1839-1930: Альбом-справочник. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив»;  2001

Харитонова Е. От виктории до променада. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://www.rusalbom.ru/articles/default/haritonova2.html

 

Приложение №2. Оборотная сторона снимка (приложение №1)

Приложение №1. Остроумов А.И. с женой Остроумовой М.Н. Кабинет-портрет.

 

Приложение №3. Остроумов А.И. с женой Остроумовой М.Н. Кабинет-портрет.

Приложение №4. А.И. Остроумов. Кабинет-портрет.

 

Приложение №5. М.Н. Остроумова. Кабинет-портрет.

Приложение №6. А.И. Остроумов. Война с Японией. 1904. Кабинет-портрет.

 

Приложение №7

Люда Остроумова. Фото сделано в натуральную величину

5,5х7,8/5,8х10. Визит.

Приложение №8

Оборотная сторона снимка с надписью (приложение №7)

Копия увеличена.

Приложение №9

Увеличенная копия медалей на обороте фотографии (приложение №7)

 

Приложение №10. Л.А. Остроумова. Кабинет-портрет.

Приложение №11. Оборотная сторона паспарту (прил.10)

 

Приложение №12. И.К. Остроумов с женой. Смольневский учитель. Визит.

Приложение №13. Оборотная сторона паспарту (прил.12). Копия увеличена.

 

Приложение №14. Оборотная сторона паспарту (прил. 4)

Приложение №15. Оборотная сторона паспарту (прил. 5)

Приложение №16. Абиссинский знак печати Соломона. Оборотная сторона паспарту.

 

Приложение №17

Дом №6 в Москве (ул. Немецкая). Сейчас д.36 ул. Баумана. Известен как доходный дом Занковского. С 1914 по 1917 г домом владел  потомственный почетный гражданин Павел Константинович Остроумов

 

Приложение №18

Бывший доходный дом Я. Толстого №29 на Арбате (г. Москва), где с 1911 по 1914 г.г. на первом этаже держал фотографическую мастерскую П.К. Остроумов.

Приложение №19

«Оберъ-офицеры:
Одинъ просвѣтъ и:

-капитанъ (ротмистръ, есаулъ) - безъ звѣздочекъ.
-штабсъ-капитанъ(штабсъ-ротмистръ, подъесаулъ) - 4 звѣздочки
-поручикъ (сотникъ) - 3 звѣздочки
-подпоручикъ (корнетъ, хорунжій) - 2 звѣздочки
-прапорщикъ*** - 1 звѣздочка»

Из «Табеля о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины обретаются"

Просмотров работы: 1470