« Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся»
Серафим Саровский
Когда человек знает культуру и традиции своей малой родины, тогда он испытывает настоящую гордость от того, в какой духовно богатой стране он живёт. Из летописей, из сказаний, из святоотеческой литературы мы знаем, что наша страна звалась «Святой Русью», потому что она богата святыми людьми.
И мы решили узнатькак можно больше о своём родном селе, о родном крае. Поэтому увлеклись исследованием: узнали историю о своём храме в честь Живоначальной и Животворящей Троицы в селе Теплово. Нас тронули до слёз события первой половины 20 века, когда уничтожались церкви, убивали священников, простых православных людей за веру Христову. Слава Богу, в наше время Церковь стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и будет жить наша Россия.
Мы узнали, что и в нашем крае тоже есть молитвенники за грешных у престола Божия: на тёпловской земле - Иоанн Терентьевич Яшин, а в семидесяти километрах от нас - чудотворец преподобный Серафим Саровский, негасимый светоч христианства.
Узнав, что Серафим Саровский предсказал рождение основательницы Кутузовской обители, в которой творил духовные подвиги Иоанн Яшин, мы посетили Кутузовский скит. Экскурсию для нас провели монахиня Елена и местный краевед Фадеев Михаил Егорович, который и подтолкнул нас к идее нового исследования, в ходе которого мы постарались узнать об истории обители, о её святости, о настоящем возрождении. Оказалось, что наши родственные корни причастны к этому святому островку, поэтому Кутузовский скит мы считаем нашим духовным родником.
Надеемся, что наше исследование станет серьезной поддержкой тем, кому небезразлична история своей малой родины, а главное - её духовное наследие.
Целью является изучение влияния Кутузовской женской обители на духовность людей многих поколений.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Познакомиться с Кутузовским скитом, с его историей;
2.Изучить материалы архивов, литературу по данной теме;
3. Опросить местных жителей о значении Кутузовского монастыря в их духовной жизни;
4. Найти информацию о родственниках, причастных к монастырю.
5.Показать единство ощущений детей и их предков от монастыря.
Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, исследование, изучение архивных документов, литературы.
Актуальность работы в том, чтобы привлечь внимание детей к изучению святынь родного края, гордиться русскими людьми и почитать их.
Проблема исследования: влияет ли прошлое и настоящее кутузовского монастыря на духовность людей.
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1Неонилла Борисовна Захарова – основательница монастыря
1.1.1 Предсказание Серафима Саровского
Матушка Елена, монахиня настоящего Кутузовского скита, поведала нам историю возникновения монастыря с жизнеописания его основательницы Неониллы Борисовны Захаровой. Мы узнали, что в монашестве она звалась Надеждой. Родилась Неонилла в 1813 году в селе Давыдове, в крестьянской семье. Неонилла, как и наш преподобный Серафим, лишилась отца, и ёё с братом Захаром воспитывала мать Стефанида Кузьминична Кербенева. Появление на свет девочки было предсказано саровским святым старцем. Однажды дед Неониллы Козьма Григорьевич был на богомолье в Саровской пустыни. Батюшка Серафим увидел его и радостно воскликнул: "Родилась назад тому три дня в Давыдове девочка, имя ей Ниленько, людям она будет на посмеяние - Царице Небесной на прославление".
Из разных источников нам стало известно о том, что Преподобный по нуждам монастыря ездил в Муром и по дороге зашел в Давыдове в дом Захаровых. Здесь он встретился с девочкой. Батюшка Серафим научил малышку читать молитву «Богородице Дево, радуйся». После этого Неонилла с особым умилением всегда молилась Матери Божией. "Это дитя, - предсказал Преподобный, - до 20 лет будет глупо, а с двадцати станет совершенно разумно. Так угодно Царице Небесной. Через отроковицу сию просветится не столько здешнее место, но и еще одно", то есть Кутузовская обитель.1
1.1.2 Юродивая Неонилла
Мы узнали, что девочка росла смиренницей и послушницей, никакой работы не боялась – была хорошей помощницей матери. По отношению к другим она была молчаливой. Нас очень удивило то, что девушка юродствовала: углем от лучин пачкала себе лицо, одежду носила заплатанную, заговаривалась. Над ней все смеялись, считали её безумной. Были даже случаи её избиения палками. Это нам напомнило святую Блаженную Ксению Петербургскую. Неонилла также выносила это всё терпеливо и своими посильными трудами помогала больным старикам и старушкам: носила им воду, топила печи, стирала, немощных кормила из ложечки. Девушка была неграмотной, но, к нашему удивлению, знала Псалтирь наизусть. Самым главным и любимым её занятием было посещение Церкви, где всегда стояла тихо и с большим усердием слёзно молилась. Доверяла Неонилла все свои мысли и чувства только своему деду, который был хорошо знаком с Серафимом Саровским.
1.1.3 Знаменательные сны Неониллы
Как и святым нашим отцам Иоанну Яшину и Серафиму Саровскому, Неонилле во сне являлась несколько раз Богородица. «В первом сне перед ней открылась сама входная дверь в церкви и пронеслась по воздуху икона Царицы Небесной с ангелами с паперти прямо в алтарь. В царских вратах появилась сама Богородица и велела взять икону и украсить её бархатом, золотом и бисером. Но Неонилла отказалась, ссылаясь на свою глупость и бедность. И вдруг в ответ она услышала : «Не думай, что ты глупая, с этих пор ты будешь разумной.»2
«Владычица велела об этом рассказать священнику и жителям села. Священник Неонилле не поверил. Сон повторился дважды. На этот раз Матерь Божия уже строго сказала ей: «Если ты из боязни не исполнишь Моё повеление, то будешь наказана смертью».3 Девушка, как и в первый раз, рассказывала сон священнику. Служитель церкви рассердился и, чтобы избавиться от «ненормальной», отослал её работать в поле села Валтово.
Там явился ей Николай Чудотворец и повелел исполнить волю Богородицы. После этого явилась ей сама Божья Матерь и приказала: «Если ты из боязни не исполнишь мое повеление, то будешь наказана смертию!» Неонилла поспешно вернулась домой в село Давыдово и опять обратилась к священнику, сказав ему о строгом повелении Владычицы и угодника Божия Святителя Николая. Рассказала также о том матери и брату.
Переживая, мы следили за развитием дальнейших событий. В монастырской летописи записано, что Неонилла вместе с дедом нашла в церковном амбаре деревянной церкви оставшиеся после сгоревшей от молнии две иконы: Спаса Нерукотворного, Рождества Христова.
Спас Нерукотворный Рождество Христово Утоли моя печали
Старую доску с чуть заметным ликом Богоматери они нашли на колокольне. Как она там оказалась — неизвестно. Неонилла с благоговением взяла эту икону к себе, отмыла и в тот же день отправилась с нею в село Фотинино к художнику - живописцу.
Перемена в Неонилле
Из архивных источников стало известно, что через 12 дней на иконе сама собой появилась рука Владычицы, прижатая к Лику, и надпись, обозначавшая, что это икона Божией Матери «Утоли моя печали». Когда живописец окончил свою работу, Неонилла возвратилась в Давыдово и в первый же воскресный день пошла с иконой к обедне в церковь. «Когда она принесла икону в храм, во время пения Херувимской песни, ей явились Божия Матерь и Святитель Николай. Божия Матерь стояла в царских вратах, а угодник Божий Николай Чудотворец — в северных. Неонилла, не вынесши ослепившего её света, упала и услышала голос Владычицы: «Неонилла! Укрась мой образ «Утоли моя печали» — и тогда ты будешь разумна. Многие из стоявших рядом с Неониллой видели, как она упала, слышали, как она разговаривала с Божией Матерью. Она как бы впала в забытье, однако вскоре оправилась, встала и со слезами продолжала молиться». 4
Мы сильно порадовались за девушку: ведь после этого она перестала юродствовать, а односельчане перестали называть ее дурочкой.
1.1.5 Чудотворная икона
Матушка Елена рассказала, как люди приносили Неонилле деньги и холст. А одна богатая барыня из Карачарова, принесла свой жемчуг и бархат для украшения рамки иконы. Девушка с большим усердием и радостью
выполняла работу. Готовую икону в ризе понесли в Дальне– Давыдово крестным ходом. Там неожиданно раздался колокольный звон, хотя на колокольне никого не было. Когда несли образ Богородицы в Давыдовскую церковь, семь человек больных получили исцеление, одна парализованная девица встала и пошла. В том же году была засуха, но после молебна перед иконой, полил обильный дождь, все хлебные поля зазеленели, ожили.
1.1.6. Прозорливость Неониллы
Как мы и ожидали, Неониллу стали называть прозорливой. Кроткая девушка действительно получила от Бога дары прозорливости и исцеления больных. И люди стали к ней обращаться за помощью. Односельчане выстроили ей келью возле церкви. Она поселилась там вместе с двумя девушками Агриппиной и Дарьей. К ней начали приходить крестьяне из окружающих селений. Каждому она давала добрый совет, утешение.
По словам местного краеведа Михаила Егоровича Фадеева, сохранилось свидетельство родственниц Горбатовского исправника, получивших исцеление от слепоты и паралича руки по молитвам Неониллы.
1.1.7Первая женская община
«Монастырская летопись» повествует, как «однажды Неонилле во сне явилось новое знамение Пресвятой Богородицы, которая снова повелела: «Неонилла! Устрой монастырь во имя Мое! Обещаю тебе мою помощь! Я сама буду управлять этим делом!»
Давыдовская девушка все чаще стала уходить на Кряжёву Сечь - мокрое, болотистое место в лесу примерно в полуверсте от Давыдовской церкви. Здесь в 1785 году отдыхали Серафим Саровский и Антоний Муромский на пути из Сарова в Муром. На этом месте, по предсказанию преподобного Серафима, должен был возникнуть женский монастырь. Тут был большой овраг, на дне которого били из земли холодные родниковые ключи. Вдоль этого оврага давыдовские жители не раз видели близко над землей небольшое пламя в виде горящей свечи. Люди старались обходить это место стороной. Однажды Неонилла привела туда своего деда, и, показывая ему на горящее пламя, пророчески сказала: «Здесь, на этом месте, дедушка, будет монастырь во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали"! Но мне не придется в нем умереть, мне придется выехать из него для основания другой обители! Так повелевает мне Владычица, я не свое говорю тебе, дедушка, а передаю волю Пречистой!» 5
В «монастырской летописи» сообщается, что в 1845 году, повинуясь велению свыше, Неонилла вместе с жителями перенесла свою келью на тот край оврага, где часто загоралось похожее на свечу пламя и вытекали из земли холодные ключи. Рядом с ее кельей были построены еще два домика, в которых поселились Агриппина Петровна Васильева, Дарья Зайцева и другие сестры. Так образовалась женская община. Неонилла получила имя Надежда. Всего в общине было тогда 10 женщин.
. Потом Неонилла указала сестрам на другое место, сказав:«А здесь вода откроется на глубине сажени!» И сама стала первая копать. Оба эти колодца стали снабжать водой всю обитель.
Мы считаем, что самым значимым событием в жизни Неониллы (Надежды) было её посещение в 1848 году с Наталией Андреевной Загребиной Киево-Печерской Лавры. Здесь великий старец иеромонах Парфений вручил Неонилле икону Успения Божией Матери, сказав при этом: «Велика у вас слава будет, вторая будет Лавра!»
1.2 Создание Кутузовской женской обители
1.2.1 Место скотника Кутузова
В результате гонений на Неониллу (Надежду), ей и неразлучной с ней сестре Агриппине пришлось покинуть основанную ими Дальне-Давыдовскую пустынь.
Сестёр приютили крестьяне села Гремячева. Местный землевладелец князь Д.Ф. Звенигородский пожертвовал около трёх десятин земли близ реки Ломовки. В этом месте у князя когда-то был богатый скотный двор, а теперь от него оставалась одна скотная изба. Это место носило название Кутузово по фамилии скотника Кутузова. 8 ноября 1864 года сёстры обосновались на этом участке земли.
1.2.2 Святость Кутузова места
«Святость места засвидетельствована была видением старику Кутузову и многим другим, бывшим тогда с ним: летом, под вечер, с неба спустились три огненных столба – именно на то место, где теперь расположена обитель; между столбами был виден крест и слышалось приятное пение».6
1 .2.3 Кончина Неониллы (Надежды)
В дальнейшем поселились ещё семь сестёр 1865 года в трёх кельях, построенных усердием крестьян из окрестных деревень. Через пять лет было освоено уже 30 десятин земли. Но в 1872 году тяжело заболела и скончалась сестра Агриппина. В 1875 году, также после мучительной болезни отошла в вечность первоначальница обители Неонилла (Надежда). Обе были погребены близ церковного алтаря.
1.3 Преобразование общины в монастырь
1.3.1 Расцвет женской обители
Из материалов летописи нам стало известно, что после смерти Надежды начальницей общины стала монахиня Магдалина. При ней начался расцвет обители. До 1917 года Кутузовский монастырь владел 875 десятинами земли, из них 210 леса, 143 десятинами пашни, 50 десятинами лугов. Сёстры кроме обычного послушания занимались шитьём церковных облачений, вышивкой, вязанием, прядением льна и ткачеством. С 1890 года открылась иконописная мастерская, сёстры обучались иконописи в Серафимо-Дивеевском монастыре; башмачному ремеслу с благословения старца Варнавы обучались в Выксунском Иверском монастыре.
Главной заботой матери Магдалины стала постройка большого каменного храма на месте, где Неонилле было явление Богоматери. Великим постом 1877 года освятили место будущего собора и поставили там крест. Но строительство началось только в 1886 году, с большими трудностями, и продолжалось 19 лет. Мать Магдалина скончалась в 1900 году, не дожив до освящения Собора пять лет.
1.3.2. Возникновение монастыря
В декабре 1902 года Кутузовская община была преобразована в женский монастырь во главе с игуменьей Анфисой. «Освящен собор был 26 июня 1905 года архиепископом Нижегородским преосвященным Назарием, в честь Нерукотворного Образа Спасителя. На следующий день архимандритом Сергием был освящен правый придел в честь Богоотцев Иоакима и Анны.»7 Одновременно с постройкой большого собора с 1898 года велось строительство теплого деревянного трехпрестольного храма, освященного в 1901 году. Главный его престол - в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Правый предел - в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница", Левый - во имя святых угодников: Василия Великого, Николая Чудотворца и Алексия, человека Божия. 1907 году число сестёр в Кутузовском монастыре было более 300 человек. Для сестринских келий и мастерских построено около 20 деревянных корпусов, не считая хозяйственных построек. При монастыре имелась богадельня на 11 кроватей и школа, где учились грамоте и рукоделию дети из окрестных селений. Одной из главных святынь монастыря была икона Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали", которая является для всего правослвного народа в мире Надеждой и Утешением.
1.4.Кутузовский монастырь в 20 -21 веках
1.4.1 Гонение на монастырь
Матушка Елена с горечью рассказала нам о событии 6 января 1930 года, когда Кутузовский монастырь был разграблен, а сестры изгнаны. В день памяти преподобного Серафима Саровского сестры покинули родную обитель. Разорение и запустение надолго воцарились на святом месте. Колокольню и деревянную церковь полностью снесли. В трапезной размещался клуб. Собор стоял без крестов, окна были разбиты. Купола были ободраны, а на кровле выросли деревья.
1.4.2 Возрождение монастыря в качестве скита
Но, к великой радости православных людей, наступили новые времена, и, «благодаря ходатайства перед Богом преподобного чудотворца Серафима Саровского, обитель стала возрождаться. 25 декабря 1992 года территория бывшего Кутузовского монастыря передана для восстановления Серафимо -Дивеевскому монастырю, но уже в качестве скита.
Фадеев М.Е. вспоминает: «27 сентября 1993 года, в праздник Воздвижения Животворящего Креста, в Кутузовку съехалось большое количество народа. Вовремя водосвятного молебна с акафистом Животворящему Кресту внезапно на безоблачном небе появились две яркие радуги и были видны в продолжении всего молебна, вплоть до самой установки креста, а затем медленно растаяли, превратившись в три радужных шара. Все увидели «в этом чудесном видении знак благоволения Божия к сему месту».
«В мае 1995 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил престол домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Летом 1997 года был восстановлен величественный необыкновенной красоты собор с пятью куполами и с сияющими золотыми крестами.»8
13 сентября 2006 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил главный престол собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя.
1.5 Кутузовская женская обитель – мой духовный родник
1.5.1 Экскурсия в Кутузовский скит
Кутузовский скит находится от села Теплова, в котором мы живём, в семи километрах. Вроде бы и близко, но туда попасть нелегко: нас разделяет густой лес. Можно идти туда пешком, примерно часа три. А если на транспорте, то только через соседнее село Ломовку: там дорога понадежнее. Этой осенью нам посчастливилось побывать в этом благодатном месте.
У дивила красота белоснежного собора с голубыми куполами, белокаменная стена монастыря и удивительная чистота и красота его территории.
По приглашению скитоначальницы Серафимы мы присутствовали на праздничной литургии. Нас поразило слаженное песнопение, особый порядок, добрый взгляд сестёр. Особенно тронуло до глубины души общение с матушкой Серафимой. У неё очень добрые глаза и ласковый голос. Она окружила нас вниманием и заботой.
Мы поставили свечки нашему любимому Серафиму, Заступнице Небесной «Утоли моя печали» и «Скоропослушнице», поблагодарили их за помощь в нашем труде и попросили укрепления веры, усердия и таланта в учёбе, здоровья родным и близким.
Будучи на службе в храме, нам стал известен здешний порядок. Согласно уставу в 6 часов утра в храме начинается полунощница. Затем читается акафист - попеременно - в честь икон Божией Матери "Утоли моя печали" и "Скоропослушница", а также акафист преподобному Серафиму, после чего совершаются часы и литургия. Когда литургии нет, сестры продолжают совместно исполнять Дивеевское молитвенное правило: 12 псалмов и 300 поклонов. Также, как и в других скитах, установлено чтение неусыпаемой Псалтири.
Мы узнали, что послушания в скиту различные: на скотном дворе, в поле, работы на огороде, на пасеке, сбор и заготовка ягод и грибов, ремонтно-строительные дела, пение на клиросе, выпечка просфор.
По окончании вечерней службы и трапезы совершается Крестный ход вокруг скита с иконой Божией Матери. Особо торжественно здесь отмечаются престольные праздники 7 февраля - иконы Божией Матери «Утоли моя Печали», 29 августа - Спаса Нерукотворного, 22 сентября - Богоотцев Иоакима и Анны и 22 ноября - иконы Божией Матери «Скоропослушница», как правило, архиерейским служением при большом стечении молящихся.
Здесь мы получили ощущения духовного наслаждения, которые особенно усилились после того, как мы узнали, что наши родственные корни тоже здесь присутствуют. Теперь мы горды тем , что судьбы двух женщин, родных нам по крови, и получается и по духу, связаны с намоленным кутузовским местом.
1 .5.2 Наши духовные корни в Кутузовке
Дедова Варвара Васильевна, прапрабабушка Насти, отличалась грамотностью. Много читала духовной литературы. В Кутузовку ходила через густой лес помолиться да искупаться в Иванушкином прудке, приложиться к «серафимушкину» камешку, чтоб набраться здоровья, ведь семья была большая, попросить у чудотворца укрепления духовных и физических сил. Молитвы ей помогали преодолевать трудности в жизни. Дед рассказывал, какой радостной возвращалась его бабушка Варвара с Кутузовки. Там она познакомилась с монахинями Грушей и Агашей. После разрушения монастыря сестры Агаша и Груша поселились в селе Тёплово. Они целыми днями молились да трудились на огороде. Помогали Варваре Дедовой поднимать детей. Умерли в 80- е годы. Прапрабабушка Варвара унаследовала от них церковные книги. Она их читала и приучала к этому своих внуков, несмотря на запрет властей. Эти книги сейчас читает дедушка Дедов Владимир Федорович. Он считает это своим долгом перед бабушкой Варварой, которую очень любил и ценил. Говорит, что именно она передала ему ключ к православной вере.
Новикова Матрена Григорьевна - это родственница Новиковых, наших друзей. «Она участница Первой мировой войны. Как сестра милосердия спасла ни одну человеческую жизнь. Была художницей самоучкой, училась в кутузовском монастыре, писала иконы».9
О ней нам рассказала знакомая Матрены Григорьевны Анастасия Яковлевна Рубцова.
В селе все жители считали Матрюшу (так её звали сельчане) странной, потому что жила она уединенно, была малообщительна. Но в душе это была очень добрая старушка: никогда не гневалась, питалась тем, что Бог пошлёт.
Матрёна Григорьевна любила вязать и раздавать вещи людям. В селе её считали прозорливой.
Закончила свой рассказ Анастасия Яковлевна тем, что доброту и крепость веры она получала вместе с подругой Матрюшей от сестер кутузовского монастыря.
1.5.3 Единство ощущений детей и их предков от монастыря
Посетив Кутузовскую женскую обитель, мы почувствовали что-то необыкновенно чистое, родное на этом духовном островке.
Волнительным было наше пребывание на Иванушкином прудке.
И звестно из предыдущих исследований, что в девятнадцатом веке здесь подвизался старец Иван Терентьевич Яшин, который всю свою жизнь провёл в подвигах, помогая молитвой немощным людям. Стояли у его прудка долго, любуясь красотой этого места, осознавая его важность для всех нас. Испив водицы, умывшись, мы ощутили лёгкость в теле, наступившее умиротворение. Вместе со старшими и с краеведом Фадеевым М.Е. помолились: «Святый отче, Иоанне, моли Бога о нас!»
Михаил Егорович напомнил, что, будучи послушником Прохором, преподобный Серафим Саровский, проходя из Сарова в Муром, оставил в лесу небольшой камешек, пророчески предсказав, что место это будет свято. С тех пор камень этот стал расти, превратившись в большой валун, источая исцеления с верою приходящим. Так и растет камень в лесной глуши, увеличиваясь, каждый год в размерах. Приложившись к святому камешку, мы помолились: «Преподобный, Серафиме, моли Бога о нас!»
Здесь нам было спокойно и тепло. От этого благодатного места уходить не хотелось.
Через некоторое время мы поделились друг с другом впечатлениями о посещении кутузовского святого местечка и пришли к выводу: наши ощущения духовного умиротворения на этом святом островке совпадают с ощущениями наших предков. Значит, Кутузовская женская обитель - есть духовный родник, животворящий источник, который не кончается, питает нас, православных, давая силы на созидание доброго и вечного, надежду найти свой путь к истине.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
События последних лет позволяют нам надеяться, что для России пришло время возрождения. Мы старались рассказать об этом в своей работе на примере Кутузовской женской обители (в настоящее время является скитом Серафимо -Дивеевского монастыря).
Сейчас, когда пробил час милости Божией и вновь открылись поруганные и оскверненные храмы и монастыри, которые наполняются людьми, ищущими духовной жизни, нам стал ясен глубокий смысл жизни Неониллы (Надежды), основательницы Кутузовской женской обители, её преемниц монахинь Магдалины, Анфисы.
Исследуя проблему влияния прошлого и настоящего монастыря на духовность людей, делаем вывод: кутузовский духовный островок был и остается как для взрослых, так и для детей духовным неиссякаемым родником, дающим силы на созидание доброго и вечного, надежду найти свой путь к истине.
Мы уверены, что данная работа, как и предыдущие: «Старец Иоанн Терентьевич Яшин-образец православной духовности земли тёпловской», «Святые заступники моего края: С.Саровский и И.Яшин», «Храм, в котором меня крестили» будет ценным подарком для тёпловской воскресной школы.
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арефьева Г.А.и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: Выкса Полиграф Издат, 2010 - 112 с.
Басова Е. Свято-Троицкий Серафимо - Дивеевский женский монастырь, Кутузовский скит. ООО «Зум-НН»:Н.Новгород,2016
Басова Е. Кутузовский скит - записки паломников. - URL: http://proza.ru/2007/10/19/48
Букова О. Женские обители преподобного Серафима Саровского. – Нижний Новгород: изд-во «Книги», 2003, с. 453-455, 479-533. ГУ ЦАНО.
Макаров Е.С. Муромское Заочье. Исторический очерк в двух частях. Выкса: ВыксаПолиграфИздат, 2004. - 580 с. - ISBN 5-89875-029-0
Марочкина О.А. Стихи о Кутузовке. Личный архив.
Фадеев М.Е. Тепловчане – защитники Отечества. Историко-краеведческое издание.ООО «Издательский дом «Сказочная дорога», М: 2012, стр.434
Респонденты.
Приложения.
1 Басова Е. Свято-Троицкий Серафимо - Дивеевский женский монастырь, Кутузовский скит. ООО «Зум-НН»:Н.Новгород,2016
2.Букова О. Женские обители преподобного Серафима Саровского. – Нижний Новгород: изд-во «Книги», 2003, с. 453-455. ГУ ЦАНО
3Арефьева Г.А.и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: Выкса Полиграф Издат, 2010 - 112 с.
4Букова О. Женские обители преподобного Серафима Саровского. – Нижний Новгород: изд-во «Книги», 2003, с. 453-455,. ГУ ЦАНО
5 Басова Е. Кутузовский скит - записки паломников. - URL: http://proza.ru/2007/10/19/48
6 Басова Е. Кутузовский скит - записки паломников. - URL: http://proza.ru/2007/10/19/48
7Букова О. Женские обители преподобного Серафима Саровского. – Нижний Новгород: изд-во «Книги», 2003, с. 479-533. ГУ ЦАНО
89Нижний Новгород: изд-во «Книги», 2003, с. 453-455, 479-533. ГУ ЦАНО
9 Фадеев М.Е. Тепловчане – защитники Отечества. Историко-краеведческое издание. ООО «Издательский дом «Сказочная дорога», М: 2012, стр. 434