Постриг Серафима Звездинского

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Постриг Серафима Звездинского

Мацко С.С. 1
1МОУ Подосинковская СОШ
Евсютина И.А. 1
1МОУ Подосинковская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Россия. Сколько величия в этом слове. Сколько красоты, доброты и теплоты! Россия - наша прекрасная Родина! Сколько же пришлось тебе выстрадать на своем пути? Но ты поднималась с колен, вставала, расправляла свои крылья и возносилась снова, как птица Феникс. Сколько великих сынов и дочерей воспитала ты, моя Отчизна. Они отдали и продолжают отдавать свои жизни за правое дело, за веру, за надежду на лучшее будущее, за свой народ, за свою Отчизну. Кто же эти герои? Как правило, это обычные люди, которые готовы были пройти путь мученичества ради веры и правды. Но можно ли таких людей назвать обычными? Думаем, что нет. Они несут свой мученический венец, свой Крест по жизни, как нёс свой Крест Иисус Христос, идя на Голгофу.

Начиная свою работу, я решила выяснить, откуда взята фраза – «до конца претерпевшие». На официальном сайте http://www:pravoslavie.ru прочитала, что эти слова говорил Христос своим апостолам (Мф. 24.13) . Он предупреждал их о возможных бедах, предательствах даже самых близких людей. И тот, кто стойко перенесёт всё это, сохраняя веру и любовь к ближним, тот спасётся. Я думаю, что здесь говорится не о спасении тела, а о спасении бессмертной души человека.

Таких людей причисляют к лику Святых, которые в своей мирской жизни были простыми людьми, но которые своими поступками, делами, своим примером раскрывали истину нашего земного существования. Неся свой Крест в земной жизни, они приобрели качества, которые присущи иному миру. Это и земные ангелы, и небесные люди. Пройдя через муки земного мира, они вступают в Церковь Небесную и становятся нашими молитвенниками и заступниками, к которым мы обращаемся за помощью в трудные минуты нашей жизни. И они простирают свою руку помощи, беря нас под своё покровительство. Они выбрали путь Господа нашего, который пришёл в этот бренный мир, чтобы спасти нас от худшей доли. Он отдал свою жизнь за возможность жить людям на этой земле, и не просто жить, а жить хорошо. Отец небесный пожертвовал Своим сыном во благо людей. А что же люди? Поняли ли они этот бесценный дар, приняли ли его? Нет. Невинная кровь окропила Крест. Кажется, что на этом должны были закончиться все убийства, что люди должны были принять с благоговением жертву, данную им. К сожалению, история доказывает нам обратное.

Поэтому я вместе со своим преподавателем истории и настоятелем церкви Святого Духа отц. Димитрием своим небольшим исследованием решили приоткрыть завесу над жизнью обычных людей, наших земляков, живших не тысячелетия назад, а всего лишь в прошлом веке, ставшими святыми новомученниками.

Цель работы:

сохранение исторической памяти о новомученниках земли Дмитровской;

воспитание любви к христианской культуре, к ближнему,

Задачи:

изучить литературу по этой теме,  проанализировать её;

развить навыки исследовательской работы в области православной      культуры.

Новизна работы заключается в том, что предметом исследования избрана малоизученная тема, которую разработали педагоги школы вместе с учащимися нашей школы и воскресной школы при церкви Святого Духа села Дубровки

Методы

исследовательская работа с литературой;

выявление и анализ опубликованных источников,

беседа с настоятелем храма Святого Духа д. Дубровки отц. Димитрием.

Актуальность проекта заключается в следующем:

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Наше Отечество – это Россия.

В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». История Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви.

Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале 20-го века. Поэтому тема исследования, которое выбрала я, представляется на сегодняшний день очень актуальной.

Определение проблемы исследования

Проведя небольшой опрос (23 человека), мы с удивлением пришли к выводу, что ребята и взрослые очень мало знают о новомученике, нашем земляке - Серафиме Звездинском. Как же так?

И тогда мы решили провести свое небольшое исследование и рассказать о том, что узнаем всем своим близким и знакомым. Но тогда еще мы и не предполагали, что впереди нас ждет такое количество информации, что просто захватывало дыхание.

Итак…

В работе была выдвинута гипотеза: если в человеке есть сильная вера и огромная любовь к Богу и людям, то он способен преодолеть большие трудности, не ожесточаясь сердцем.

Что такое «духовность», «духовно-нравственное воспитание»?

«Человек состоит из души и тела, а потому и жизненный путь его должен состоять из действий телесных и душевных - из деяния и созерцания».

Серафим Саровский

За время своего существования человечество приобрело огромный опыт, изменился уровень его жизни. Но неизменными остаются духовные ценности, которые, к сожалению, утрачиваются.

В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Многие люди не понимают, что в жизни нет места лжи, зависти и лести; что лишь добро, ответственность и взаимопомощь сделают нас счастливее. Мы часто слышим от учителей и других взрослых людей слова «нравственность», «духовность», но не всегда понимаем их. Поэтому первый вопрос, на который я попыталась ответить в данном исследовании: что такое «нравственность» и «духовность».

Духовно-нравственное воспитание во все времена и эпохи являлось и является важнейшей частью воспитания и образования, потому что учит нас доброте, справедливости, чести. Мне показалось интересным проследить истоки духовно-нравственного воспитания.

Корни его лежат в православии. Все наши нравственные ценности - родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и к Родине, бескорыстность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпеть, уступать, прощать…

В самом слове «воспитание» заложен глубокий и сокровенный смысл. Воспитывать – значит «питать» духовно. Питало душу, воспитывало слово Божие. Воспитание на Руси всегда основывалось на христианских заповедях: почитай отца своего и мать свою; не убий; не укради; не судите, да не судимы будете…

В наше время в повседневной жизни мы часто используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», но далеко не всегда употребляем их в истинном значении.

Что же такое духовность? «Духовность – духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными», - такое определение дает Толковый словарь С. Ожегова. Если рассматривать происхождение этого слова, то изначально оно имело точный церковный смысл: говорить о духовности – значило говорить о Духе Святом. 

Все начинается с детства и юности, когда душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней семена любви к миру, милосердия. По моему убеждению, одним из действенных методов является знакомство с Житиями Святых, с их нравственными заветами.

Стоит только посмотреть на икону «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных» и вывод напрашивается сам собой. Сколько подвигов было совершено за все время существования православия во имя веры, во имя Христа, во имя Церкви. Люди, испытавшие мученическую смерть, знали, за что и во имя чего они склонили свои головы. Они искренне верили, что их жертва была не напрасной.

Святые – соль земли любой,

Её, любовью орошали,

Такой высокою ценой,

Её порой они спасали.

Чтоб Веры, семя проросло,

Росло, цвело и умножалось,

Так много, Крест свой донесло,

И на Кресте, так и осталось…

Жизнь и духовное наследие Серафима Звездинского

В православии много великих имен. Зачастую это простые люди, которые не совершали громких деяний, но вся их жизнь есть пример христианской добродетели. Одним из таких людей был преподобный Серафим Звездинский.

В своей работе я рассказываю о небольшом эпизоде из очень насыщенной непростой жизни Серафима Звездинского в миру Николая Звездинского – это постриг Николая. Но, понять, почему Николай решил стать монахом, не зная его жизни невозможно.

Вся его жизнь и не только его, но и его семьи – это служение Господу нашему Иисусу Христу. Дед его Гавриил Бонефатьев, был убежденным старообрядцем и горячим поборником старообрядчества, а отец Иван Гаврилович еще в молодости в поисках просвещения и истинной веры покинул родительскую семью и босой пешком из Соличанска ушел в Петербург (более 1000 вёрст). Здесь в единоверческой церкви на Волковом кладбище он обрел разрешение сомнений и мир души. При соединении с Православной Церковью высочайшим повелением государя императора ему была пожалована фамилия Звездинский. 

Эпиграфом в своей работе я взяла слова С. Саровского: «Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью.

Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас».(Рим. 8, 18).

Почему? А потому что именно с этим именем связано так много в его жизни!

Служение отца Иоанна (отца Николая) привлекло милость Божию к семье и в особенности внимание и помощь тогда еще не прославленного старца Серафима Саровского. Среди предков преподобного Серафима Саровского также были старообрядцы, которые через полвека соединились с Православной Церковью. Труды отца Иоанна Звездинского, видимо, были преподобному очень дороги, близки и любезны, и преподобный Серафим стал покровителем его семьи. Он являлся отцу Иоанну в 1903 году, когда тот писал службу прославления Саровского подвижника, он открыл ему будущее детей. Он исцелил от смертельной болезни Николая, его младшего сына, будущего епископа Серафима; он обратил сердце мальчика ко Христу, возжег к Нему огненную любовь и стал на всю жизнь его небесным покровителем. В стенах Московской духовной академии Николай Звездинский принял постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Преподобный принимал в нем особенное участие, сопровождая на многострадальном жизненном пути.

От предков своих, священномученик Серафим унаследовал непоколебимую верность Христу, категорически не признающую никаких компромиссов с совестью; строгий аскетизм и подвижнический (в совершенном забвении о себе ради служения другим) образ жизни. Такие же требования предъявлял он и к своим чадам. И притом от матери своей святитель унаследовал нежное сердце, чуткое, сострадающее, любящее, преданное. Он и был таким – трепетно и горячо любящим Христа и во Христе своих чад и непримиримо, жестко и нелицеприятно противостоящим любым проявлениям деятельности врага рода человеческого, в любой форме и в ком бы то ни было.

Самоотверженное служение святителя принесло ему обильные благодатные дарования. Он был серьезным духовником, имел дар исповеди такой, что нераскаявшиеся грешники и злодеи открывали ему свою душу.

Он был не только заботливым, но мудрым христианским управителем своей паствы, умевшим вовремя проявить и строгость, и милость, умевшим в условиях разрушения основ жизни, подмены понятий и лжи направить на путь истины и справедливости.

А всё начиналось так…

7 апреля 1883 года у о. Иоанна родился сын Николай, будущий священномученик. В этот день на богослужении в Церкви читались слова: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23, 26). Позже владыка Серафим вспоминал эти слова и видел в них пророческое значение о своем монашеском призвании.

Однажды Коля пошел в алтарь за отцом по ошибке через Царские врата (мирянам это воспрещается). Все, кто это видел, говорили, что мальчик будет служить у престола Божия.

Вообще в жизни святителя Серафима будет много таких знаков. Уже после октябрьского переворота его духовник, старец Алексий (Соловьев) «вдруг» прочтет над ним тропарь священномученику: «И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход; сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове».

После окончания церковного училища Николай Звездинский поступил на учебу в Московскую духовную семинарию. На втором курсе семинарии он сильно заболел. Врачи поставили диагноз – лимфангоит, неизлечимо. В то время преподобный Серафим Саровский еще не был прославлен, но в народе уже почитался как святой. Игумен Саровской пустыни Иерофей привез Коле небольшой образ преподобного старца. Коля горячо молился святому Серафиму Саровскому о выздоровлении.

Через некоторое время врачебная комиссия подтвердила факт его полного исцеления. Отец Иоанн написал благодарность на имя отца Иерофея и послал это письмо в Саров вместе со свидетельством об исцелении Николая Звездинского, заверенным подписями врачей. С тех пор будущий владыка Серафим всегда держал при себе этот образ с изображением святого.

Любимый проповедник Сергиева посада.

Из бесед с отцом Димитрием, настоятелем нашего храма Святого Духа мы много узнали о жизни епископа Дмитровского Серафима Звездинского. Особенно интересен был рассказ об учёбе будущего епископа в семинарии и как он преодолевал свою природную стеснительность и учился стать проповедником, слово которого дойдёт до каждого.

Учась в семинарии, Коля очень переживал, что у него не получится красиво произносить проповеди. Каждый день он молился святому покровителю Николаю Чудотворцу о том, чтобы Господь дал ему дар слова.

А чуть позже учащийся Московской духовной академии Николай Звездинский стал одним из любимых проповедников всех монахов и жителей Сергиева Посада. Когда узнавали, что в какой-то день после службы будет произносить проповедь Коля, люди говорили: «Идем в академию, сегодня будет проповедовать студент Николай Иванович Звездинский».

Каникулы Николай Звездинский проводил дома. Отец Коли был тяжело болен. Тихо угасал его отец, благоговейный служитель протоиерей Иоанн: силы его слабели. В Крещенский сочельник он скончался. Прихожане очень любили своего отца – наставленника и хотели, чтобы его дети остались в родном доме и продолжали дело отца. Но Анна, дочь Иоанна не захотела выходить замуж за священнослужителя, сын Михаил также не проявлял желания принять священство. Тогда прихожане-единоверцы остановили выбор на Николае Ивановиче и просили митрополита Владимира уговорить юношу заменить их почившего пастыря. Но мудрый святитель, провидя в Николае Звездинском премногие дары духовные, готовил ему иное поприще. Провидел иное поприще и его духовный наставник зосимовский старец Алексий. Когда с благословения отца Алексия Анна Ивановна Звездинская завела разговор со старцем о возможной женитьбе брата, тот сказал: "Я ему приготовил невесту, высокую, стройную брюнетку, глаз не оторвешь". — "Где же, батюшка, ваша невеста?" — спросила сестра. — "А вон, за дверью", — ответил затворник, указав на висевшую там мантию.

Святой Иоанн Златоуст, изображая современную иноческую жизнь, говорит: «Приди и учись у иноков. Это - светильники, сияющие по всей земле; стены, коими ограждаются и поддерживаются самые города. Они для того удалились в пустыню, чтобы научить и тебя презирать суету мирскую. Они, как мужи крепкие, могут наслаждаться тишиною и среди бури; а тебе, обуреваемому со всех сторон, нужно успокоиться и хотя мало отдохнуть от непрестанного прилива волн. Ходи к ним чаще, дабы, очистившись их молитвами и наставлениями от непрестанно приражающихся к тебе скверн, ты мог настоящую жизнь провести сколько можно лучше и сподобиться будущих благ. Как тот, кто взойдет на высокое место, хотя бы и очень мал был, кажется большим, так и те, восходя в беседах к высоким помыслам праведных, и сами кажутся такими же, пока с ними пребывают» (Из беседы на Евангелие от Матвея).

В семинарии в последний год учебы в стенах Свято-Троицкой лавры, происходили очень интересные события: один из товарищей Коли принял уже монашество с именем Филиппа, исполнив свой обет. Другой друг Николая, приняв монашеский постриг, и изменил божьему слову, данному при постриге, решил жениться. В назначенный час, когда он был уже одет к венцу, его сразил внезапный смертельный сердечный приступ. Невеста ждала в храме жениха, однако ей принесли весть о его смерти. Впоследствии она посвятила себя Богу, исполнила обет своего обручника, кротко уразумев волю Всевышнего. Сильно поразил этот случай академию. Ректор написал об этом статью, поместив ее в своем журнале. Но Николай остался верен клятве. Постриг был назначен на вечер 26-го сентября, накануне преп. Акакия. И вот — борол помысл будущего монаха, по его признанию, какое имя дадут: вдруг Акакием назовут. И как он был рад, когда услыхал имя своего исцелителя — преподобного Серафима.

Николай описывал свой постриг и всё, что он испытал накануне и после в письме своему брату Михаилу. Вот несколько выдержек из этого письма:

«….Постриг ! О, если бы ты знал, как дорога мне была каждая минута, каждая секунда! Как старался я заполнять время молитвой или чтением св. отцов. Впрочем, чтение почти не шло на ум. Перед смертью, говорят, человек невольно вспоминает всю свою прошлую жизнь. Так и я: картины одна за другой потянулись в моем сознании: мои увлечения, моя болезнь, папа ласковый, нежный, любящий, добрый… Родной мой, страшно вспоминать! Какая-то сплошная тоска, туча, словно сосало что сердце, томило, грызло, что-то мрачное, мрачно-беспросветное, безнадежное подкатило вдруг, и ниоткуда помощи, ниоткуда утешения. Так еще будет только, знаешь, перед смертью – то демон борол последней и самой страшной борьбой; веришь ли, если бы не помощь Божия, не вынес бы я этой борьбы.

Господи, куда я попал?. Кто, что я? Страшно, жутко стало… Надо было раздеваться. Все снял, остался в чем мать родила, отложил ветхого человека, облекся в нового. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Дальше давал всенародно перед лицом Боговеликие и трудные иноческие обеты. Потом облекли меня в иноческие одеяния, на рамена мои надели параман, черный с белым крестом, а кругом его написаны страшные и дивные слова: «Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу». Порою так сильно, так реально дают ощущать себя эти слова. Надели на грудь деревянный крест «во всегдашнее воспоминание злострадания и уничижения, раны, и смерти Господа Иисуса Христа», дальше надели подрясник, опоясали кожаным поясом, облекли в мантию, потом в клобук, и на ноги мои дали сандалии, в руки вручили горящую свечу и деревянный крест.

Так погребли меня для мира! Что чувствовал и переживал я, когда в монашеском одеянии стоял перед образом Спасителя, у иконостаса с крестом и свечой, не поддается описанию. Всю эту ночь по пострижении провел в храме в неописуемом восторге и восхищении. В душе словно музыка небесная играла, что-то нежное-нежное, бесконечно ласковое, теплое, необъятно любвеобильное касалось ее, и душа замирала, истаивала, утопала в объятиях Отца Небесного. О, какое счастье! Слава Богу за все!»

Октябрь 31, 1908 г. Сергиев Посад.

Пять дней и пять ночей провели новопостриженные в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту. Клобук не полагалось снимать до семи дней, — он жал и резал уши своими краями, как терновый венец.

"Пережил здесь я, — вспоминал владыка, — и рай и ад. Неожиданно вдруг в душе поднялся ужас, страх, ропот, отчаяние. Что я сделал? Зачем я стал монахом? Заживо себя похоронил... Но что делать? Куда деваться? Готов был об стену биться и... вдруг — грохот:, все зашаталось. Иконостас с грохотом Ярова - лился вниз, и адский хохот сатанинский раздался под церковными сводами. То было дьявольское наваждение, дьявольское стреляние и его сатанинское адское омрачение, но Христос пришел и рассеял его Своею благодатью. Свет, мир, тишина, теплота, радость исполнили сердце. И все утихло. Все на своих местах, все благоухает. Боже, слава тебе! Христос моя сила, Бог и Господь, честная церковь... Слава Тебе!!!"

Вскоре, по окончании академического курса, он получил назначение, какого и сам не ожидал: преподавателем по церковной истории в Вифанскую семинарию, что близ Москвы и Лавры. Здесь он, ранним утром, шел совершать Божественную литургию в Вифанский храм, затем — в семинарию. Воспитанники видели его светлым, тихим, благодатным. Вспоминали потом, будучи сами священниками, какое глубокое впечатление производил он на них. "Я молился за каждого своего ученика, — говорил владыка. — Вынимал за каждого частицу на проскомидии и это, видимо, чувствовали они своими душами".

Вспоминал владыка, как на праздник Иоанна Богослова (это престольный праздник в Вифании), приезжал митрополит Владимир служить литургию.

Подвиги его духовные здесь были очень сильны. Враг нападал на юного подвижника со всею силою. Были страхования. Так, однажды, войдя в пустую свою квартиру, отец Серафим увидел необыкновенно высокую фигуру монаха в мантии возле своего аналоя, где обыкновенно совершал правило. В страхе он убежал и позвал ректора. Когда вошли они вместе, никого уже не было. Иногда враг наводил видения блудных жен. Подойдя к своей кровати, иеромонах Серафим видел лежащую женщину. Так враг покушался устрашить Христова воина.

На летние каникулы о. Серафим по благословению старца Алексея переехал в Гефсиманский скит. Все здесь напоминало о вечной райской жизни и ожидание вечного блаженного покоя. Трудна борьба, жесток путь!

Христовых воинов, страшен смертный час; и вся жизнь должна быть приготовлением к нему. Из Гефсиманских старцев один старый подвижник оставил особенную о себе память — это скитский садовник.

Этот-то старец и был собеседником юного ученого подвижника, будущего светильника российской святой Церкви и исповедника.

Живя в Вифании, иеромонах Серафим уединялся от всех и всего. Два года пробыл он здесь, укрепляя себя молитвой и уединением и смирением.

Молодой Серафим, приняв монашеский постриг, встал на путь служения Богу, людям. Вся его жизнь – это подвиг!

«В монашестве есть дар, который человек, как драгоценную жемчужину , уже никогда ни на что не променяет. Если бы все об этом узнали, мы все туда побежали. Но Господь не всем даёт это понять!» (Архимандрит Георгий (Шестун).

Именно в Духовной семинарии, в Гефсиманском скиту Серафим сформировался как истинный проповедник, человек, который полностью всю свою жизнь посвятил прославлению и служению Богу, простым людям.

Он служил, не смотря на все испытания, что посланы были ему судьбой.

Ещё будучи совсем молодым Серафим понимал насколько тяжёлой будет его служение, он в письме своему брату привёл слова одного из иноков: « Если бы мирские люди знали все те радости и душевные утешения, кои приходится переживать монаху, то в миру никого бы не осталось, все ушли бы в монахи. Но если бы мирские люди наперёд ведали те скорби и муки, которые постигают монаха, тогда никакая плоть никогда не дерзнула бы принять на себя иноческий сан, никто из смертных не решился бы на это. Глубокая правда, великая истина…»

Епископ Дмитровский Серафим Звездинский разделил участь большинства русских иерархов-исповедников веры и мучеников. Всё пришлось испытать архиерею на его апостольском пути: неоднократные аресты, ссылки, гонения, бессмысленные «перебрасывания» из одного края необъятной страны в другой: из Москвы — на Север, в Визингу, затем — в Казахстан, сначала в Алма-Ату, потом в Гурьев, из Гурьева в Уральск, в Омск и, наконец, к месту последнего пристанища в Ишим.

Здесь в 1936 году владыка узнал о смерти своего брата, дьякона Михаила, сказал, что в скором времени умрет и он: «Я остался один из семьи, моя очередь…» Епископ Серафим переживал о том, кто его будет отпевать, поэтому сам отслужил по себе отпевание.

В далеком сибирском городе, за одно со всем духовенством, его арестовывают в последний раз и выносят приговор: «10 лет без права переписки». Это, как мы знаем теперь, означало — расстрел...

В расстрельном приговоре среди других обвинений было: «слыл за святого человека».

Заключение

Серафим Звездинский до конца своих дней был верен клятве, которую он дал Господу, принимая монашеский постриг. И прошёл по жизни с тем девизом, с которым он покинул Гефсиманский скит, приняв монашеский постриг: «Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь!»

Сколько людей сложили свою голову за православную веру, за Церковь, а мы просто даже не знаем их имен. И как вывод, мы не знаем истории нашей страны.

А их огромное количество: только наша Дмитровская земля «вскормила» сорок два новомученика – людей с чистой душой, принявших смерть, но не отказавшись от веры и любви к Богу.

Если наше поколение будет знакомиться с такими людьми, людьми с чистой душой, то и мы сами станем чище и светлее.

«Господи, и мы Тебя умоляем, урони каплю любви и в наши души, зажги в них огонь с цветка Твоего Божественного», - этими словами Владыки Серафима Звездинского, хочется закончить свой рассказ. Недаром имя Серафим означает – «пламенный». Он сам горел и зажигал сердца людей, вселяя в их души любовь. А любовь – это и есть Бог!

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу».

Иоанн Кронштадтский

Приложение

Моя первая встреча с отцом Димитрием. Школьный кабинет ОБЖ.

Духовная семинария Прошение о постриге

Земля с места расстрела С. Звездинского.

Ещё одна встреча с отцом Димитрием. Храм Святого Духа.

Село Дубровки.

Список источников:

1. Интернет - источники:

- http://www:pravoslavie.ru

- Беседы Серафима (Звездинсого) в Аносиной пустыни. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря/сост. С. и Т. Фомины. М.: Паломник, 2007. С. 431-441

- obitel-minsk.by

- http://www.pravoslavie-nord.ru/241

- https://diakonissa.blogspot.ru – Введенский женский монастырь

- Священномученик Серафим (Звездинский), Дмитровский... azbyka.ru

- https://www.libfox.ru.

2. Встреча, интервью отца Димитрия – настоятеля храма Святого Духа села Дубровки.

3. Т.Д. Шолохова «Новомученики земли Дмитровской»., Дмитров 2014

Просмотров работы: 30