Введение
Самарский край всегда славился своими подвижниками, людьми, для которых служение Отечеству и делу составляло сущность их бытия.
Настоящее исследование посвящено изучению жизни и служению двух выдающихся архиереев Русской Православной Церкви - митрополита Мануила (Лемешевского), возглавлявшего Самарскую кафедру с 1960 по 1965 г., и его ученика и преемника митрополита (ранее епископа и архиепископа) Иоанна (Снычева), стоявшего во главе Куйбышевской епархии с 1965 г. по 1990 г.
Архиерей (греч. «старший священник») - общее название священнослужителей высшей степени церковной иерархии, употребляется наряду с «иерарх» и «архипастырь»1.
Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) являются уникальными фигурами среди российского духовенства XX века, научные и богословские труды которых внесли значимый вклад в развитие отечественной культуры.
Служение этих иерархов на Самарской кафедре происходило в тяжелый период для Русской православной церкви – период атеистической политики Советского государства на внутрицерковную жизнь.
Церковь лишилась официального статуса государственной организации, лишалась правительственной поддержки, ей запрещалось владеть собственностью и национализировалось церковное имущество. Религиозная обрядность в деятельности государственных учреждений также была отменена2.
В условиях антицерковной борьбы митрополиту Мануилу и митрополиту Иоанну (ран. архиепископ Куйбышевский и Сызранский) удалось организовать конструктивный диалог с органами исполнительной власти Куйбышевской области, благодаря которому функционировала часть епархиальной структуры, проводились богослужения в ряде храмов, что, на наш взгляд, позволило сохранить православие на Самарской Земле.
Вопросам жизни и деятельности митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева) посвящены работы и отдельные публикации следующих исследователей: митрополита Иоанна (Снычева), Подмарицына А.Г., Якунина В.Н., Коняева Н.М, Рожневой О.Л. и других авторов.
Актуальность работы. На сегодняшний день отмечается большой интерес к истории отдельных епархий и деятельности видных священнослужителей. Тенденция современной историографии, в отличие от советского периода, направлена на изучение истории Церкви родного края для приобщения к культуре и способствованию формирования православного мировоззрения.В этом контексте нельзя недооценивать вклад митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева) в религиозную жизнь самарского края. Результаты настоящего исследования систематизируют биографические данные о митрополите Мануиле (Лемешевском) и митрополите Иоанне (Снычеве), показывают значимость их научных и богословских трудов как культурного наследия.
Объектом исследования является культурная и религиозная жизнь России во второй половине XX века.
Предметом исследования избрана личность митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева), их научные, богословские труды и деятельность в качестве правящих архиереев.
Целью работы является комплексное изучение жизни и служения митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева) на Самарской кафедре.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи:
собрать и изучить источники о жизни и деятельности митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева);
рассмотреть деятельность митрополита Мануила и митрополита Иоанна в контексте истории Самарской епархии;
систематеризовать данные о важнейших научных и богословких трудах архиереев;
провести анализ научных и богословских работ митрополита Мануила и митрополита Иоанна (Снычева).
Основой исследования стал комплекс научных методов и средств, которые позволили изучить деятельность митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева).
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
§1. Служение владыки Мануила (Лемешевского)
Научным сообществом Митрополит Мануил (Лемешевский) признан как выдающийся историк и библиограф Русской православной церкви.
Наиболее полные биографические сведения о митрополите Мануиле (Лемешевском) содержатся в работе «Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк», автором которой стал его ученик и последователь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв).
Митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) родился 18 апреля (1 мая н. ст.) 1884 года в г. Луге, тогдашней С.-Петербурской губернии3. Предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью4.
Отец владыки - Виктор Густавович занимал должность податного инспектора (финансового работника), а мать – Вера Ивановна занимала должность начальницы прогимназии в г. Луге. В семье Лемешевских всего воспитывалось 9 детей.
Обучался в Николаевской гимназии в городе Либаве и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета5.
2 июня 1911 г. Лемешевский был пострижен в монашество в Николо-Столбенской пустыни Тверской епархии с именем Мануила, что означало на на русском языке «Божие определение»6.
В 1916 году Виктор Лемешевский поступил в Петроградскую духовную академию, которую успешно окончил в 1918 г. Дополнительно обучался на высших библиотечных курсах в Петрограде с 1919 по 1920 годы7.
В 1919 – 1923 гг. Лемешевский служил на приходах в Петрограде и одновременно состоял библиотекарем при различных учреждениях.
В 1923 г. он был определен патриархом Тихоном на Петроградскую викарную кафедру в Луге и рукоположен 23 сентября того же года во епископа8.
Важно отметь эффективную деятельность епископа Лужского Мануила в борьбе с обновленческими расколами в Петрограде 1923-1924 гг.
Обновленчество - оппозиционное движение в русском православии в послереволюционный период, повлекшее за собой временный раскол. Было инспирировано и некоторое время активно поддерживалось большевистской властью, с целью разрушения канонической "тихоновской" Церкви9.
Владыка Мануил разработал «Программу борьбы с расколом», включавшую в себя проповеди, организацию съездов благочинных и настоятелей храмов, разработку формы покаяния «обновленческих священнослужителей» и инструкции для священнослужителей; организацию работы настоятелей с прихожанами, отпавшими от Православия в обновленческий раскол и другие меры.
Дальнейший путь архиерейского служения владыка Мануил продолжил в качестве епископа Серпуховского и одновременно Каширского с 1928 года, а с 1945 – 1948 гг. он являлся управляющим Чкаловской и Бузулукской епархией (с 1946 г. в сане архиепископа).
В августе 1945 митр. Мануил взял в свои келейники пономаря Ивана Снычева, будущего митр. Иоанна, став его духовным наставником и учителем до своей кончины10.
Архиепископ Мануил с 1955 по 1960 гг. возглавлял Чебоксарскую и Чувашскую епархию, где ему пришлось пережить новый тяжелый удар по Церкви в результате антирелигиозной кампании середины 50-х – начала 60-х годов XX века11.
Далее рассмотрим архипастырское служение в Куйбышеве митрополита Мануила (Лемешевского).
Владыка Мануил занимал Самарскую кафедру с 1960-го по 1965-й год.
Митрополит Иоанн (Снычев) писал: «5 апреля 1660 года. Этот день памятный для куйбышевцев. С раннего утра храм Покровский был заполнен прихожанами. Люди готовились к встрече нового Владыки. Святитель прямо с вокзала направился в собор»12.
Историк Якунин В.М. отмечает: «Когда архиепископ Мануил прибыл на Куйбышевскую архиерейскую кафедру, в разгаре были хрущевские гонения на Церковь. На местах хозяйничали уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви, исполнители воли тогдашнего советского государства»13.
В 1962 г. архиепископ Мануил (Лемешевский) возведен в сан митрополита.
Историк Подмарицин А.Г. пишет: «Одновременно он управлял соединенной с Куйбышевской Ульяновской и Мелекесской епархией»14.
В этот период в Куйбышевской области антирелигиозная пропаганда достигала своего апогея из активной деятельности уполномоченных облисполкома Алексеева С.П., занимавшего должность до 1961 г. и Корчагина В.Х., назначенного позднее. Органами власти Куйбышевской области применялись различные меры для закрытия приходов: система Церковных «двадцаток» (внедрение заинтересованных лиц в исполнительные органы прихода), выставление кордонов из числа дружинников возле храмов, присвоение епархиальных средств.
В этих сложных условия владыка Мануил активно продолжал свою проповедническую работу во благо Церкви. Это находит свое подтверждение даже сведениях из доклада Уполномоченного по делам церкви Корчагина, которые приводит в своей монографии историк Якунин В.М.: «Митрополит Мануил был и остается глубоко верующим человеком. Всю свою деятельность он направляет на усиление религиозного влияния на верующих»15.
Митрополит Мануил (Лемешевский) размышлял о своем служении на Самарской кафедре так: «Жизнь в Куйбышеве преимущественно была посвящена епархиальной жизни и духовному руководству пасомых»16.
Митрополит Иоанн (Снычев) писал о распорядке дня Митрополита Мануила: «В заботе о людях он совершено забывал и не жалел себя. Домашний прием настолько был перегружен, что святитель буквально не знал ни минуты покоя. Едва только он садился за трапезу, как в парадной раздавался звонок и Владыка сам выходил открывать дверь и тут же начинал прием, оставляя на столе нетронутой трапезу»17.
За свою деятельность в 1963 г. Митрополит Мануил был награжден церковным орденом св. Владимира I степени.
В 1965 г. благодаря усилиям архипастыря на территории Куйбышевской области действовало 18 храмов.
25 ноября 1965 года митрополит Маниуил (Лемешевский) был уволен на покой, согласно прошению, по болезни с правом служения и с пребыванием в Куйбышеве.
12 августа 1968 года митрополит Мануил скончался. Он был погребен 15 августа в притворе Покровского собора18.
Рассмотрим историко-библиографическую деятельность митрополита Мануила (Лемешевского).
Митрополит Куйбышевский Мануил (Лемешевский) составил Чин архиерейского отпевания, который решением Священного Синода от 13 декабря 1963 годом был разрешен не к обязательному употреблению, но к употреблению по предварительному завещанию Преосвященных19. Владыка также подготовил «Акафист всем святым в Российскей земли просиявшим»20.
Митрополит Мануил был высоко эрудированным человеком, обладал великолепной памятью, владел древними и новыми языками. Эти навыки помогали владыке в своих масштабных научных изысканиях по историографии Русской православной церкви. Подмарицын А.Г. в своей научной статье приводит текст Анкеты епископа Чкаловской епархии Мануила (Лемешевского) от 18 июня 1946 г., где владыка указывает следующее: «..знаю древние языки (латинский и греческий), французский и немецкий, ранее при разработке научных сочинений знал английский, итальянский, сербский и болгарский языки. С 1912 по [19]16 г. проживая в Киргизской миссии, владел киргизским языком»21.
Митрополит Иоанн (Снычев) отмечал: «Наряду с общеепархиальными делами святитель занимался и литературной деятельностью. В его келии стояли ящики с многотысячными карточками и еще не обработанного материала по церковной истории22.
Обозначим труды, подготовленные владыкой Мануилом: «Небесная помощь людям», «Каталог русских архиереев-обновленцев: «Отличительные черты характера и жизни святителя Димитрия Ростовского», «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «От Меня это было», «Святая и боголюбивая Русь», «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с 100-го века до 1917 года», «Словарь русских святых и местночтимых», «Хронология архиерейских хиротоний с 1893 г. по 1959 г.», «Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода 1897-1959 гг.», «Юбилейная Москва. 1872 - 1947 гг.», «Список русских иерархов последних 60 лет (1897 — 1957)» и другие работы.
Основным широкомасштабным из церковно-исторических исследований явилась работа «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг.».
Этот фундаментальный труд в шести томах впервые был частично напечатан в Эрлангене (Федеративная Республика Германии) в 1979 – 1989 гг., на немецком языке. В России же исследование Лемешевского увидело свет лишь в 2003 г., через 35 лет после его смерти23. Данное исследование первое в отечественной историографии фундаментальное собрание биографических сведений о архиереях Русской Православной Церкви.
За исследования по истории Русской церкви митрополит Мануил (Лемешевский) был удостоен ученой степени кандидата богословия.
В 2000 был издан сборник «От меня это было», в котором опубликованы «Избранные места из дневника (беседа с Богом)» Митрополита Мануила Лемешевского24. По своей форме изложения эти тексты представляют собой «Разговоры Бога с душой».
В советское время богословские сочинения Митрополита Мануила (Лемешевского) не публиковались по причине антирелигиозной пропаганды. Его дневники вышли свет в лишь в недавнее время. Специалисты отмечают, что еще многие рукописи Митрополита Мануила (Лемешевского) не опубликованы и хранятся в епархиальных архивах, фондах духовных семинарий и у частных лиц, так как полное собрание библиотеки митрополита как единое целое не сохранилось.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что научные и литературные труды митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского) оставили значимое духовное и культурное наследие. Деятельность владыки на Самарской архиерейской кафедре в годы советского богоборчества и атеизма была направлена на сохранение православия и традиционных ценностей русского народа.
§2. Служение владыки Иоанна (Снычева)
Высокопреосвященнейщий Иоанн, митрополит Санкт-петербургский и Ладожский (ран. архиепископ Куйбышевский и Сызранский) известный в России и за рубежом богослов, историк и публицист. Митрополит Иоанн являлся учеником и преемником митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского).
Обозначим основные биографические данные владыки Иоанна.
Родился митрополит Иоанн (Иван Матвеевич Снычев) 9 октября 1927 года в селе Ново Маячка Каховского района Херсонской (тогда - Николаевской) области в семье крестьянина25. Коняев Н.М. приводит текст, где митрополит Иоанн указывал: «Мои родители по происхождению крестьяне: отец – Матвей и мать – Матрона. В 1928 году они переселись на жительство в Оренбургскую область…»26. Иван Снычёв окончил сорочинскую 7-летнюю школу и поступил в Орский индустриальный техникум, но не получил стипендии и вынужден был прервать обучение27.
В конце декабря 1944 года Иван был призван в армию, но через несколько месяцев по болезни был освобожден от несения воинской повинности. Юноша хотел быть в Церкви и стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в городе Бузулуке Оренбургской области. Епископ Мануил (Лемешевский), назначенный на Оренбургскую кафедру, искал себе в то время келейника и послушника. Он обратил внимание на молодого пономаря и в августе 1945 года взял его к себе в качестве иподиакона. Так началась духовная жизнь Ивана под руководством старца-святителя28.
7 июня 1946 года Иван Снычев был пострижен в рясофор с оставлением того же имени.
В 1949 году был принят во второй класс Саратовской духовной семинарии, а по окончании ее, в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. 8 октября 1956 года пострижен в мантию и определен преподавателем Минской духовной семинарии29.
В эти годы будующий архиерей служил келейником у архиепископа Мануила (Лемешевского), оказывая ему помощь в научных исследованиях.
23 ноября 1965 года митрополит Мануил (Лемешевский) был вынужден подать прошение патриарху об уходе на покой с ходатайством о назначении на Куйбышевскую архиерейскую кафедру своего келейника, архимандрита Иоанна. Патриарх и Священный Синод просьбу митрополита удовлетворил30.
С 1965 г. временно управляющим Куйбышевско-Сызранской епархией был епископ Иоанн (Снычев), ученик и преемник митрополита Мануила. С 1969 г. он - правящий архиерей, с 1976 г. - архиепископ31.
Историк церкви Якунин В.М оценивает эффективность служения владыки Иоанна на Куйбышевской кафедре: «Вступив в управление епархией, Епископ энергично взял в свои руки бразды правления, увечил штат духовенства в некоторых городских церквах, в 1966 г. рукоположил в духовный сан 4 человек, укрепил церковные хоры, стал чаще, чем его предшественники, служить в приходских церквах32.
Вплоть до перестройки владыка Иоанн вел деятельность по укреплению православной Церкви в Куйбышевской области. Тяжелое положение Русской православной церкви в связи с атеистической пропагандой государства всегда волновало архиерея. Например, Коняев Н.М. приводит в своем сборнике приводит следующие слова митрополита Иоанна (Снычева): «Словно сильная буря, охватило моё бедное сердце предчувствие ожидаемых скорбей, грядущих на Церковь Христову. Безбожие торжествует и в борьбе с Церковью применяет всевозможные способы ее ликвидации»33.
Необходимо отметить, что с началом перестройки начинает меняться положение Русской православной церкви в СССР, где установилась тенденция подвергать религиозное мировоззрение лишь отдельных представителей духовенства и верующих, но не всю церковь в целом.
Период управления архиепископом Иоанном Куйбышевской кафедрой жизнь в епархии окончательно упорядочилась, на 1990 число храмов достигло 32. Была начата реставрация церквей в 15 районах Куйбышевской области. Активно начитает возрождаться миссионерское служение Церкви.Возобновление издания газеты «Епархиальные ведомости».
С августа 1990 года Высокопреосвященнейший Иоанн в сане митрополита возглавил Санкт Петербургскую епархию34.
Митрополит Иоанн (Снычев) скоропостижно скончался 2 ноября 1995 года и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в городе Санкт-Петербурге.
Отдельно необходимо отметить научную, богословскую литературную деятельность владыки Иоанна (Снычева).
Являясь учеником митрополита Мунуила (Лемешевского), митрополит Ионн (Снычев) продолжил дело своего наставника и подготовил ряд научных трудов по истории церкви. Обозначим некоторые из них: «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русско-Православною Церковью с XI по ХVI век (до патриаршества)», «Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 по 1965 г.», «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-хх годов ХХ столетия: григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история» и другие.
Митрополит Иоанн (Снычев) подготовил Покаянный акафист Спасителю с припевом: «Милостиве, помилуй мя падшаго» и Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Табынская».
Владыка Иоанн (Снычев) вел активную переписку со своими духовными чадами, находя время в своем насыщенном графике отвечать каждому, кто просил у него совета. Издательством «Царское Дело» были выпущены собрания писем «Дай мне твое сердце» и «Наука смирения», адресованные духовным чадам архиерея. В каждом из этих писем митрополит Иоанн с любовью и индивидуальными наставлениями общается к адресатам. Например, митрополит Иоанн (Снычев) в письме рабе божией Ирине пишет: «Господь да благославит тебя, дорогая Ирина Михайловна. Получил от тебя, кажется четыре письма, сердечно благодарю. Каждое письмо в отдельности произвело на меня особое впечатление и вызвало разные чувства…»35.
Митрополитом Иоанном (Снычевым) в разные годы были опубликованы публицистические и исторические произведения на тему православия и России, российского народа: «Самодержавие духа (Очерки русского самосознания)», «Одоление смуты (Слово к русскому народу)», «Стояние в вере (Очерки церковной смуты)», «Русь Соборная (Очерки христианской государственности)» и другие.
Особого внимания и дальнейшего изучения заслуживают богословские сочинения владыки Иоанна (Снычева): «Голос вечности (Проповеди и поучения)», «Духовные беседы» и другие.
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) писал о владыке Иоанне: «Братия Троице-Сергиевой лавры считала владыку своим духовником. Впрочем, теперь смело можно говорить о нем как о Всероссийском духовнике… Я часто встречал людей, которые прозрели духовно и воцерковились именно после чтения его трудов»36.
Таким образом, необходимо отметить значимость деятельности архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна (Снычева) по возрождению приходов на Самарской кафедре и возобновлению социального служения Церкви, развитию и укреплению пастырской работы.
Заключение
В свете вышеизложенного обозначим выводы, обобщив основные положения настоящего исследования.
Архиерейское служение митрополита Мануила (Лемешевского) и его духовного сына и преемника митрополита Иоанна (Снычева) на Самарской кафедре выпало на трудные для Русской православной церкви годы антирелигиозной пропаганды, где этими выдающимися архипастырями прилагались колоссальные усилия для сохранения церковной жизни и православия на Самарской земле (см. Приложение №1).
На период 1965 г. благодаря усилиям митрополита Мануила (Лемешевского) на территории Куйбышевской области действовало 18 храмов.
Во время управления Куйбышевской кафедрой архиепископом Иоанном (Снычевым) жизнь в епархии окончательно упорядочилась, на 1990 год число храмов достигло 32. Была начата реставрация церквей в 15 районах Куйбышевской области. Возобновилось издание газеты «Епархиальные ведомости».
Благодаря их деятельности во время широкомасштабных гонений на церковь в 60 годах XX века на территории Куйбышевской области был закрыт только 1 приход в селе Подвалье Шигонского района; усилена проповедническая деятельность духовенства, продолжалось духовное окормление куйбышевской паствы, сохранено духовенство и организована практика направления молодого поколения на учебу в духовные образовательные учреждения других регионов.
Исторические труды митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева) имеют огромное значение для отечественной науки. Фундаментальный труд владыки Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг.» признан научным сообществом как важнейший источник по истории Русской Церкви.
Важно отметить, что митрополит Иоанн (Снычев) продолжил дело своего наставника – митрополита Мануила (Лемешевского), проводя научные исследования по истории Русской Церкви (см. Приложение №2).
На наш взгляд, богословские сочинения митрополита Иоанна (Снычева) представляют собой огромное духовное наследие, требующее дальнейшего осмысления и анализа богословского текста.
Память о своих подвижниках православия живет и по сей день.
По инициативе жителей города Самары на Ильинской площади (пересечение улиц Красноармейской, Арцебушевской, Буянова и Одесского переулка) был установлен Памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскокому) и митрополиту Иоанну (Снычеву). Скульптор - Н.А. Куклев, автор проекта - О.В. Будников (см. Приложение №4). В архитектурный комплекс памятника входит часовня-сень, которую 16 октября 2014 года освятил митрополит Самарский и Сызранский Сергий.
Жители Самарской области также увековечили память о самарских архиереях, назвав улицы микрорайона «Кошелев-парк» пгт Смышляевка Волжского района в честь митрополита Иоанна (Снычева) – «ул. Иоанна Снычева) и митрополита Мануила (Лемешевского) – «ул. Мануила Лемешевского».
Самарский епархиальный церковно-исторический музей располагает экспозицией, в которой собраны личные вещи, документы, архивные материалы митрополита Мануила (Лемешевского). Воссоздана обстановка его монашеской кельи. В фондах музея хранится Картотека с библиографическими ссылками по истории Русской Церкви, которые вызывают большой интерес у ученых.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что вся деятельность митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева) в сфере церковно-административной, духовно-просветительской и научно-исследовательской работы была направлена на сохранение Православной веры и формирование религиозного самосознания народа.
Список использованных источников и литературы:
Архиерей. Православие. Словарь-справочник. 2014 / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/cp5Gjd.
Дай мне твое сердце: Письма духов. чадам / Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. - СПб. : Цар. дело, 1997.
Жминда М.Н. Политико-правовая субъектность Русской православной церкви в советский период // Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2008. - вып. 2.
Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк. – СПб: Danza, 1993.
Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия… – Самара: [Б.и.], 1997.
Иоанн (Снычев). Архиереи. - Благотворительный фонд "Русское Православие" / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/K7tQJK.
Коняев Н.М. Митрополит Иоанн : док. повествование о жизн. пути, деяниях и посмерт. чудесах Высокопреосвященнейшего Иоанна, митр. Санкт-Петербургского и Ладожского / Николай Коняев. - М. : Алгоритм, 2005.
Краткая историческая справка о Чебоксарско-Чувашской епархии. Сайт Чувашкой митрополии / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/9skw6L.
Мануил (Лемешевский). Архиереи. - Благотворительный фонд Русское Православие" / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/w5wKnK.
Митрополит Иоанн (Снычев) / [составитель О. Л. Рожнева]. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016.
Митрополит Иоанн (Снычев). Православие.Ru / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/bPWqZp.
Жоголев А. «Они сохранили нам веру…». Портал православной газеты «Благовест» / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/pCUoEK.
Митрополит Куйбышевский и Сызранский Мануил. Энциклопедия "Русская цивилизация" / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/ytrShH.
Наука смирения: Письма монашествующим / Высокопреосвященнейш. Иоанн, митр. С.-Петерб. и Ладож. - СПб.: Цар. Дѣло, 1998.
Об истории и современном положении Самарской епархии / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/SBfrj3.
Обновленчество. Открытая православная энциклопедия «Древо» / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/erLxo2.
Особый чин архиерейского отпевания и погребения. Настольная книга священнослужителя / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/3fD5AD.
Пастырь добрый: Венок на могилу митрополита Иоанна : [Сборник / Сост. К. Душенов]. - Golden-Ship, 2011 / [Электронный ресурс]. -https://goo.gl/m6ZUjC.
Подмарицын А. Г. Очерки истории Самарской епархии: учебное пособие / Подмарицын Алексей. — Самара : Книга, 2008.
Подмарицын А.Г. «Благоговеен, трудолюбив и миролюбив…» Документальный портрет митрополита Мануила (Виктора Викторовича Лемешевского) // XX век и Россия: общество, реформы, революции. Вып. 1. - Самара, 2013.
Православная Энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия) / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/cpjS9M.
Серафим Вырицкий «От Меня это было»: (Духовное завещание) / Иеросхимонах Серафим Вырицкий. (Из дневника) / Митр. Мануил Лемешевский. – Москва: Благовест, 2000.
Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом – Иваново: Ивановский государственный университет, 2005.
Якунин В.М. История Самарской епархии: монография. - Тольятти: Поволжский гос. ун-т сервиса, 2011.
Якунин В.Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. - Тольятти, 1999.
Приложение №1.
Сравнительная таблица биографических данных и сведений о деятельности
митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева)
Сведения Архиерей |
Имя в миру |
Годы жизни |
Образование (светское и духовное) |
Принятие монашества |
Епископская хиротиния |
Архиерейское служение на Куйбышевской кафедре |
Ученая степень |
Награды |
митрополит Мануил (Лемешевский) |
Виктор Викторович Лемешевский |
01.05.1884- 12.08.1968 |
Николаевская гимназия г. Либава. Юридический факультет С.-Петербургского университета. Высшие библиотечные курсы в Петрограде. - - - Петроградская духовная академия |
02.07.1911, Николо-Столбенская пустынь Тверской епархии |
23.09.1923 сов. Святейшим Патриархом Тихоном, Донской монастырь |
22.03.1960 -25.11.1965 Деятельность в период богоборчества: активная проповедническая работа, противодействие церковным «двадцаткам» в 1960-1962 гг.; меры по предотвращению проведения пикетов из числа дружинников и милиции в 1962 г., которые не пропускали в храмы детей (обращение к патриарху); сохранение «костяка духовенства»; на 1965 г. действовало 18 православных храмов. |
кандидат богословия |
1958 г. "во внимание к продолжительному и усердному служению Святой Церкви удостоен права ношения Креста на клобуке". 1963 г. Церковный орден св. Владимира I степени. 1965 г. во внимание к более 40-летнему служению Церкви Христовой в епископском сане награжден правом ношения двух панагий. |
митрополит Иоанн (Снычев) |
Иван Матвеевич Снычев |
09.10.1927-02.11.1995 |
Средняя школа г. Сорочинска Оренбургской области. - - - Саратовская духовная семинария Ленинградская духовная академия |
07.06.1946 |
12.12.1965 сов. митр. Крутицким и Коломенским Пименом, митр. Мануилом (Лемешевским), |
12.12.1965- август.1990 Сохранение приходов, начата работа по реставрации храмов, возрождение церковных хоров, рукопожение в церковный сан; возобновлено миссионерское служение Церкви; издания газеты «Епархиальные ведомости»; к 1990 г. число православных приходов достигло 32. |
магистр богословия, доктор церковной истории |
1980 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени. 1985 г. Орденом св. Владимира 2-й степени |
22
Приложение №2
Сравнительная таблица научной деятельности и богословских сочинений
митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева)
Сведения Архиерей |
Направление научно-исследовательской деятельности |
Основные научные труды |
Богословские сочинения |
митрополит Мануил (Лемешевский) |
История Русской Православной Церкви, историография, иерархография |
«Каталог русских архиереев-обновленцев: «Отличительные черты характера и жизни святителя Димитрия Ростовского», «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с 100-го века до 1917 года», «Словарь русских святых и местночтимых», «Хронология архиерейских хиротоний с 1893 г. по 1959 г.», «Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода 1897-1959 гг.», «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг.» и другие работы. |
«Божий виноградник. Дневниковые записи. Покаянный плач», «Избранные места из дневника (беседа с Богом)» |
митрополит Иоанн (Снычев) |
История Русской Православной Церкви, историография |
«Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русско-Православною Церковью с XI по ХVI век (до патриаршества)», «Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 по 1965 г.», «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-хх годов ХХ столетия: григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история» |
«Голос вечности (Проповеди и поучения)», «Духовные беседы» |
Приложение №4.
Фото владыки Иоанна и владыки Мануила (весна 1968 года)
Приложение №3.
П амятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву) на Ильинской площади г. Самары
Источник изображений - фото автора работы.
1 Архиерей. Православие. Словарь-справочник. 2014 / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/cp5Gjd.
2 См.: Жминда М.Н. Политико-правовая субъектность Русской православной церкви в советский период // Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право . - 2008. - вып. 2. - С. 67.
3 Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк. – СПб: Danza, 1993. – С. 4.
4 Там же. - С. 4.
5 Подмарицын А.Г. «Благоговеен, трудолюбив и миролюбив…» Документальный портрет митрополита Мануила (Виктора Викторовича Лемешевского) // XX век и Россия: общество, реформы, революции. Вып. 1. - Самара, 2013. – С. 180.
6 См.: Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк. – С. 28.
7 Мануил (Лемешевский) / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/xFPvzt.
8 Подмарицын А.Г. «Благоговеен, трудолюбив и миролюбив…» Документальный портрет митрополита Мануила (Виктора Викторовича Лемешевского). – С. 181.
9 Обновленчество. Открытая православная энциклопедия «Древо» / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/erLxo2.
10 Митр. Куйбышевский и Сызранский Мануил. Энциклопедия «Русская цивилизация»/ [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/ytrShH.
11 См.: Краткая историческая справка о Чебоксарско-Чувашской епархии. Сайт Чувашкой митрополии / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/9skw6L.
12 Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк. – С. 268.
13 Якунин В.М. История Самарской епархии : монография. - Тольятти : Поволжский гос. ун-т сервиса, 2011. – С. 285
14 Подмарицын А.Г. «Благоговеен, трудолюбив и миролюбив…» Документальный портрет митрополита Мануила (Виктора Викторовича Лемешевского). – С. 184.
15 Якунин В.М. История Самарской епархии: монография. – С. 296.
16 Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк. – С. 268.
17 Там же. – С. 270-271.
18 Якунин В.М. История Самарской епархии: монография. – С. 299.
19 Особый чин архиерейского отпевания и погребения. Настольная книга священнослужителя / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/3fD5AD.
20 Мануил (Лемешевский). Архиереи. - Благотворительный фонд "Русское Православие" / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/w5wKnK
21 Подмарицын А.Г. «Благоговеен, трудолюбив и миролюбив…» Документальный портрет митрополита Мануила (Виктора Викторовича Лемешевского). – С. 185.
22 Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк. – С. 211-212.
23 Подмарицын А.Г. «Благоговеен, трудолюбив и миролюбив…» Документальный портрет митрополита Мануила (Виктора Викторовича Лемешевского). – С. 181.
24 См.: Серафим Вырицкий.«От Меня это было»: (Духовное завещание) / Иеросхимонах Серафим Вырицкий. (Из дневника) / Митр. Мануил Лемешевский. - Москва : Благовест, 2000.
25 Пастырь добрый: Венок на могилу митрополита Иоанна : [Сборник / Сост. К. Душенов]. - Golden-Ship, 2011/ [Электронный ресурс]. -https://goo.gl/m6ZUjC
26 Коняев Н.М. Митрополит Иоанн : док. повествование о жизн. пути, деяниях и посмерт. чудесах Высокопреосвященнейшего Иоанна, митр. Санкт-Петербургского и Ладожского. - М. : Алгоритм, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). – С. 7.
27 Православная Энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия) / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/cpjS9M
28 Митрополит Иоанн (Снычев). Православие.Ru / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/bPWqZp.
29 Иоанн (Снычев). Архиереи. - Благотворительный фонд «Русское Православие» / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/K7tQJK.
30 См.: Якунин В.М. История Самарской епархии: монография. – С. 298.
31 См.: Об истории и современном положении Самарской епархии / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/SBfrj3.
32 Якунин В.М. История Самарской епархии: монография. – С. 301.
33 Коняев Н.М. Митрополит Иоанн : док. повествование о жизн. пути, деяниях и посмерт. чудесах Высокопреосвященнейшего Иоанна, митр. Санкт-Петербургского и Ладожского. – С. 106.
34Пастырь добрый: Венок на могилу митрополита Иоанна: [Сборник / Сост. К. Душенов] / [Электронный ресурс]. -https://goo.gl/m6ZUjC.
35 Дай мне твое сердце: Письма духов. чадам / Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. - СПб. : Цар. дело, 1997. – С. 27.
36 Митрополит Иоанн (Снычев). Православие.Ru / [Электронный ресурс]. – https://goo.gl/bPWqZp.