Введение.
Всё бело здесь зимой, а с весны - зелено.
Всё дала нам природушка-мать.
На Мещерской земле, на тихоне-реке
Нарекла край наш Гуслицей звать…
Об этой древней волости ходят легенды и предания, слагаются небылицы. О ней писали и до сих пор пишут известные люди в книгах и газетах, стараясь разгадать тот феномен, который притягивает к себе всех любознательных, желающих понять и познать жизнь этого несколько обособленного уголка, сохранившего свою неповторимость и самобытность.
Бесполезно искать на карте Подмосковья район с названием «Гуслицы», после упразднения древней, известной еще со времен Ивана Калиты волости, оно стало неофициальным обозначением одной старообрядческих местностей к востоку от столицы. Здесь развилась уникальная культура местных староверов-гусляков. Однако, несмотря на то, что практически весь XIX век и позже край носил свое имя неофициально, он был известен по всей России. Его часто именовали "Старообрядческой Палестиной". Гусляки были хорошо известны далеко за пределами Московской губернии. Население Гуслиц было почти поголовно грамотным, включая женщин. «…Удивительны старообрядцы: глубоко впечатлительны и серьезны ко всему...Они никогда и нигде не боролись против железных дорог, электричества и газа, химических открытий и изобретений. Наоборот, они раньше других использовали эти блага.
Когда же от них потребовали снять русскую одежду, сбрить бороду, закурить трубки с табачным зельем, вынести из домов древние дедовские иконы, - тут они запротестовали и пошли на казнь и смерть, но глупым требованиям не подчинились…» (4.,с.21).
На протяжении нескольких столетий старообрядцы-гусляки создавали неповторимую культуру, которой не было в соседних районах: гуслицкая роспись, иконопись, медное литье. Основными промыслами Гуслицкой волости являлись торговое хмелеводство, производство гребней, крашение тканей.
Активно работали в Рогожских и Преображенских общинах Москвы купцы-старообрядцы из Гуслицкого края: Морозовы, Кузнецовы и Зимины.
Православные верующие и старообрядцы хранят предания, согласно которым в местах, где происходили богоугодные знаменательные явления и события, появлялись источники, куда издавна шли и идут по сей день паломники, и где самым невероятным образом происходили чудеснейшие исцеления. Некоторые источники и кладези были известны много веков назад и охранялись почитаемыми подвижниками Русской православной церкви и носят их имена. Такие источники известны как святые, освящены благодатью Святого Духа и оберегаются русским народом как целебные.
Многие источники в настоящее время благоустраиваются и преображаются силами энтузиастов, верующих, на некоторых устраиваются купальни, рядом строят часовни. В последние годы возле новых храмов и возвращенных Русской церкви монастырей также появилось заметное количество «оживших» или новых родников. Ко многим из них в памятные дни совершаются крестные ходы, служатся водосвятные молебны. И в нашей местности, на территории Ильинского сельского поселения, есть такие родники.
Исследований, посвященных проблеме изучения и охраны исторических мест и прилегающих к ним водоёмов на территории бывшего Орехово-Зуевского района, а ныне – городского округа Ликино-Дулево сравнительно немного, чем и обусловлена актуальность настоящей работы.
Изучение исторических мест селения Гуслицы и родников представляет большой научный и практический интерес. Селения в Гуслицах в водоразделах рек Гуслицы и Вольная – наша малая родина. Поэтому тема нашей исследовательской работы: «Гуслицкий край».
Данная тема исследования выбрана из-за важности изучения быта и нравов наших предков, большой значимости для них природной воды: рек и ручьев, родников и колодцев, озер и прудов. Актуальность исследования вытекает из необходимости комплексного изучения экономического и социального развития деревни в прошлом и настоящем.
Цель работы: разработка доступного, интересного маршрута, знакомящего путешественников с нашими памятными местами и водоёмами, привлечение к работе по изучению и сохранению исторических и природных ценностей своего края.
Задачи:
Определить местоположение древней волости Гуслицы;
найти и изучить памятные места центра Гуслиц и его окрестностей;
выявить местоположения водных источников и прилегающих к ним селений;
расширить знания участников маршрута о природных комплексах своей местности;
указать меры по охране окружающей среды.
При выполнении исследовательской работы была использована научно-популярная литература по экологии и истории родного края, а также художественная литература. Очень помогли нам материалы историко-краеведческого альманаха «Гуслицы», издаваемого на базе Ильинской школы.
При работе над исследовательским проектом использовались следующие методы: сбор информации, наблюдения, эксперимент, анализ, обобщение; изучение научно-популярной литературы по экологии и истории. Объектом исследования являются родники, храмы и памятные камни, расположенные на территории сельских поселений «Ильинское», «Дороховское» городского округа Ликино-Дулево, предметом исследования являются человеческие факторы и показатели степени загрязнения окружающей среды.
Мы стремились разработать доступный, интересный маршрут, знакомящий путешественников с самыми интересными и знаменитыми местами древней волости Гуслицы.
Данный исследовательский проект имеет практическую направленность, поскольку является путеводителем, доступным для каждого, и определяет конкретные меры по улучшению окружающей среды. Проект является частью целостной программы, проводимой учащимися нашей школы за последние 10 лет.
Разработанный нами маршрут можно пройти пешком, на лыжах (это будут многодневные маршруты). А мы предлагаем совершить однодневное путешествие на велосипедах. Этот вид транспорта удобен для маневренных переходов, экологичен и экономит много времени в пути. Можно остановиться везде, где необходимо.
1.Местоположение древней волости Гуслицы.
П ервые точные границы Гуслиц в XV веке нарисовал на карте-схеме купец Афанасий Федорович Наумов. На составленной им карте границы Гуслиц простирались от селений Хотеичи и Бухоново на западе до селений Жашково и Холмы на востоке, от Куровской и Заволенье на севере до Жирово на юге.
Деревни Гуслиц входили тогда в состав Устьмерской, Холмской, Высоцкой и Шатурской волостей в бассейне рек Гуслицы, Нерской и Рогозна. В свою очередь деревня Степановка была названа по имени помещика Степана Лопухина, у которого в речке Гуслице утонули два сына. В память о них Лопухин воздвиг в деревне церковь. Деревню Захарьино Иван Калита подарил стольнику Ивану Ащере - она носит его имя - Ащерино.
С первой половины XVI века Гуслицы стали дворцовой волостью Московского и Коломенского уездов. При царе Алексее Михайловиче Гуслицы еще не были густо заселены, только по Касимовскому тракту было несколько постоялых дворов, да кое-где небольших поселений хмелеводов.
К концу XVII века Гуслицы состояли из 46 деревень, крупнейшими из которых были Раменское, Давыдовская Шувоя, Бсззубово, Хотеичи, Погост Ильинский, Анциферово, Куровская, Авсюнино, Слободищи, Богородское, Мисцево, Устьяново, Заполицы, Титово, Заволенье, Ащерино, Селиваниха и др. Границы Гуслиц постоянно менялись, менялся и состав населения.
В дневнике игумена скита "Иосиф на камне" (скит находился в 10 верстах от Дулева) было записано: "Род гусляков древен и славен бысть, повелся он от непокорных бояр и стрельцов". Стрельцы, бояре и старообрядцы других сословий основывали в здешних глухих местах скиты и селения, в которых закипала активная жизнь со своими обычаями и промыслами.
Наш маршрут знакомит участников с храмами, памятными местами, водоемами и родниками Гуслицкой местности, с красотами родного края, с самобытным укладом жизни деревни.
Начинается маршрут от железнодорожной станции Ильинский Погост (карта №1). Сюда удобно подъехать на электричках: Куровская – Егорьевск, Куровская – Воскресенск, Москва – Егорьевск (только садиться нужно в 5 первых вагонов, т.к. железнодорожная платформа на нашей станции короткая)
На западе от станции видна самая яркая достопримечательность нашей местности – храм Воскресения Христова, золоченые купола которого так и переливаются на солнышке (фото №1).
В советское время храм был закрыт для посещения верующими. В нем помещался совхозный склад, тарный цех. В 1990 году церковь возобновила свою деятельность. В нынешнем году нашему храму исполняется 178 лет! С каждым годом храм обновляется и преображается благодаря усилиям прихожан и меценатов.
фото №1. Храм Воскресения Христова в Ильинском Погосте
Ильинский Погост – центр Гуслицкой волости.
История каждого населенного пункта неразрывна от истории всей окружающей местности. Ильинский Погост, ранее Погост на Гуслице и немного позднее – село Гуслицы являлся центром древней волости Гуслица. Впервые об этой волости мы узнаем из духовной грамоты (завещания) Великого Московского князя Ивана Калиты в 1339 году, где он завещает волость княгине, жене своей Ульяне с «меньшими детьми» (8., с.23,.).
Ильинский погост назван по имени церкви Ильи-пророка, воздвигнутой здесь вначале XVII века. Существует легенда, что на месте Ильинского погоста стоял когда-то дворец царя Алексея Михайловича, что после его разорения из изразцов печи дворца сложили печь в деревянной церкви. Говаривали, что какой-то старец Никодим в подвалах Ильинской церкви, сгоревшей в средине 19 века, видел много древних книг и рукописей.
Село Ильинский Погост было важнейшим экономическим центром Гуслиц. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые собирались фабриканты со всей округи, а также приезжали купцы из Москвы и других городов. Центральная часть села была застроена постоялыми дворами, трактирами, лавками. Были здесь и дома иногородних купцов, которые вели постоянную торговлю с Гуслицким краем, вплоть до советского времени была центральная контора, занимавшаяся скупкой хмеля. Село более напоминало внешним обликом уездный город, нежели сельский населенный пункт. Ныне же мало что напоминает о прежнем размахе, кроме оставшихся названий улиц: Базарная, Московская, Егорьевская и др.
С ело Гуслицы и рядом расположенные населённые пункты (деревни Поминово, Пичурино, Слободище, Внуково и др.) развивались, прежде всего, как торгово-купеческие центры. В начале XIX века здесь проходили две большие дороги - Касимовский тракт и Коломенская дорога. Вдоль этих дорог на центральной площади села Гуслицы и в деревнях были устроены торговые ряды с товарами, привозимыми из Москвы, Бронниц, Коломны, Касимова, Егорьевска и Богородска. Для приезжающих и посетителей строились многочисленные трактиры, харчевни и гостиницы. «…Гуслицы, несмотря на расположение в невыгодных условиях (неплодородная заболоченная местность и др.) всегда отличались своим богатством и размахом. До сих пор удивляют селения протянувшиеся вдоль дороги на полтора и более километров»(7. С.14) ВИльинской средней школе создан краеведческий музей, являющийся одним из лучших в Московской области. Он расположен в 300 метрах на юго-восток от храма. В архиве школы накопилось большое количество материалов по истории села, ранее они нигде не публиковались. Так, из архивных документов мы узнали, что 6 сентября 1938 года в Ильинском Погосте побывал Алексей Николаевич Толстой. В сельском клубе состоялась конференция с его участием, где собралось много народу (фото №2). Фото №2Статья в газете от 1938г
Самая ближняя старообрядческая церковь с куполом и престолом находилась через реку за сегодняшней больницей. Уничтожена она была только в послевоенные годы. А совсем недавно на ее месте возвели памятный крест. Рядом с ним остались камни от старой церкви.
От Храма Воскресения христова двигаемся на северо-запад, на улицу Базарная, мимо памятника воинам-землякам, погибшим в боях в 1941-1945 г.г.. В конце улицы, за мостом через речку поворачиваем налево, и через 300 метров оказываемся около памятного креста (фото 2). Околица, Камышовка, Поповка, Севастьяниха
Фото№3. Памятный крест в селе Ильинский Погост.
– так в разное время называли р ечку, протекающую через нашесело. Сейчас эта речка сильно обмелела, в некоторых местах её можно перешагнуть.
По свидетельству местных жителей Романова Бориса Родионовича и Мартынова Федора Петровича у Околицы находился Поминовский старообрядческий храм, который был закрыт одним из последних в Гуслицах, уже в самом начале войны в 1941 году. Последним священником был Гусев Акифий, ссылки он каким-то образом избежал. Похоронен рядом с деревней, на старообрядческом кладбище на Богомоловой горе.
Здание после закрытия использовалось под склады кавалерийского полка, стоявшего недалеко, а позже под колхозное хранилище. Было разрушено лишь в 1952-53 гг, из него была построена Куровская школа № 3 и один из домов в деревне Внуковской.
Совсем недавно на месте церкви было лишь небольшое возвышение с камнями у реки Околицы. Старообрядцы и краеведы решили благоустроить территорию и сделать памятное место. Ведь именно здесь крестили, венчали многих из них. Отсюда уходили в последний путь отцы, деды, прадеды. Это намоленное место – память о вере предков (фото №3).
Территория и прилегающая к нему речка были очищены от мусора, благоустроены. 17 октября 2009 был поставлен памятный крест- малый исток Гуслицкой веры и стойкости земляков-старообрядцев.
Жаль, что камни не умеют разговаривать. Много еще интересного мы бы узнали про это место.
Гуслицкие селения
По Коломенском тракту – в деревню Внуково
А мы покидаем село Ильинский Погост, проходим дальше вдоль речки Околицы, выходим к деревне Пичурино (раньше писалась «Печурино»)и по асфальтированной трасе движемся на юго-восток в сторону г.Егорьевска через лесной массив, ранее названный «Попов лес». По мосту минуем железнодорожное полотно, ведущее на Воскресенск, через 500 метров сворачиваем влево и попадаем в деревню Внуково.
На въезде в деревню стоит памятный камень.
Прежнее название деревни - Внуковская Гуслицкой волости Богородского уезда Московской губернии (81 верста от Москвы). Стоит на Коломенском тракте. В 1852 г. находилась во владении штабс-ротмистра Егора Егоровича Норда; имела 47 дворов с населением 350 чел. По переписи населения в 2010г - 70 чел. Фото№4. Памятный камень во Внуково
В ста метрах на юго-восток расположена соседствующая д. Беззубово, по которой проходит шоссейная дорога Егорьевск-Москва, в прошлом - Касимовский тракт. Этот тракт в средневековье в некоторых местах был выложен булыжником. Сама деревня Внуковская располагалась на Коломенском тракте. Он был песчаным. Эти два тракта соединялись в конце деревни и через 1,5 км вновь расходились (7. с. 33)
Первое упоминание о деревне в 1584 году находится в летописи "Выпись о меже между землёй села Ощерина и землёй царёвых деревень Гуслицкой волости", к которой относилась деревня. Вот отдельные строки из этого текста: "К дубу, что стоит на дороге от Ощерина к Беззубовской на дубу две насеки а дуб стоит налеве у дороги к двум дубам меж и подле Беззубовской пашни в Митрохинскую пустошь да болотом в Десну реку веше мельницы да рекою Десною к мельнице вниз против деревни Внуковской Гуслицкой ж волости да вниз рекою Десной половина реки Ощеринской а другая деревни Внуковской… Направо земля Ощеринская а налеве пустошь Митрохинская да от дуба болотом на дороге что ходят из Ощерина прямым путём мимо Митрохинской на погост к Илье Великому...". (7., с 38
Фото №5. Внуковский родник Когда-то о Внуковском роднике знали только немногие местные жители. Сейчас родник преобразился и превратился в сказочное место. Заслуга в этом местного жителя, энтузиаста и очень скромного человека Сизова Валерия Вячеславовича. Вместе с земляками он установил памятный камень в начале деревни, возвел плотину на реке, почистил и обновил родник. От моста к роднику ведет насыпная дорога. Рядом с родником возвышается часовенка, сооружены символические врата, а по обе стороны от дороги – большие камни с пословицами и поговорками(фото №5).
Передохнув на лавочке у родника и испив воды из источника в честь иконы Казанской Божьей Матери, двигаемся на северо-восток по тропе вдоль большой поляны, через лесной массив (карта №1).
Пересекаем по насыпи железнодорожную линию, ведущую в Егорьевск, двигаемся вдоль нее далее на север и оказываемся около Чугунки. Так местные жители называют территорию, где реку Десну пересекает железнодорожный мост. Здесь, недалеко от затона реки расположен небольшой родничок. Он не благоустроен, вытекает из склона рядом с рекой. В высокой траве его сложно найти, но если прислушаться, то по журчанию ручья его можно обнаружить. Место здесь очень красивое: берега реки, поросшие травой, сосновый лес с ярким рябиновым подлеском. Но здесь же рядом видим ужасную картину - большую свалку мусора.
Механический и бытовой мусор, не влияющий на русловые процессы на крупных и средних реках, приобретает иное значение на малой реке. Любая свалка на ее берегах может стимулировать аккумуляцию наносов и отмирание русла. Даже средних размеров предмет, например тракторное колесо, может вызвать прорыв излучин, развитие острова. К сожалению, какого-либо действенного контроля за загрязнением, распашкой и использованием пойм до сих пор нет. На реки приходятся большие рекреационные нагрузки, которые будут неуклонно возрастать.
Мы почистили родник подручными средствами, собрали и вывезли мусор.
Гуслицкие селения. Деревня Юрятино
От Чугунки держим путь дальше, к деревне Юрятино (карта №1).
Если посмотреть на карту нашего района, то деревню эту можно найти неподалеку от старинного села Ильинский Погост, в самом центре бывшей Гуслицкой волости. Люди здесь исконные приверженцы старой веры. Как говорила Устинья Григорьевна Андриянова, одна из хранительниц истории Гуслицы, первое упоминание о деревне относится к 1769 году. В Центральном государственном архиве древних актов хранится план первого Фото №6. В деревне Юрятино межевания по Бронницкому уезду Московской губернии. В нем записано, что деревня Вурятино принадлежала в то время Ивану и Абраму Лопухиным, имела 10 крестьянских дворов, в которых проживали 35 мужских и 36 женских душ(Фото №6).
По переписи 1852 года деревня уже имела современное название. Она принадлежала полковнику Ивану Петровичу Мусину-Пушкину, имела 33 двора с населением 211 человек. Вероятно, росту деревни во многом способствовало усиление соседнего Ильинского Погоста как торгового центра Гуслиц.
Современное Юрятино - это небольшой населенный пункт, по которому проложена асфальтовая дорога. С юга обрамляет деревню река Гуслица, а с севера – её приток Шувойка.
Аккуратные домики, неспешная размеренная деревенская жизнь. На пути следования нам встретилась Лариса Викторовна Макарина, коренная жительница деревни. Она многое поведала нам об истории деревни, о своем детстве. Вот как рассказывала она об одном из Юрятинских родников: «…Наша деревня расположена между двумя речушками: Шувойка и Гуслица. Когда-то они были глубокими, и в них было много рыбы. Это сейчас все заросло и обмелело….Есть в нашей деревне родничок, и даже не один, а несколько. Все они находятся недалеко от реки Шувойки, но я хочу вам рассказать об одном родничке. Он расположен возле речки, и как-то очень мне дорог, потому что находится он как раз там, где кончается участок моего прадеда Осокина Захара Андреевича. Помню, в детстве любила я с отцом в лес ходить. Далеко уйдем. По дороге мне отец рассказывает, где идем, как то место называется. Удивительно добрые воспоминания о том времени. Оказывается, раньше каждый квадрат леса имел свое название: «Угол», «Романиха», «За мост», «Островная», «Беззубовские болота», «Пупково», «Студенец», «Зонтики», «Полуехтово», «Волчья грива», «Мальковка». Эти названия сохранились и до сих пор. Вот так и ходила я с отцом в лес, и так хорошо и спокойно было на душе. Грибов насобираем. Устану, жуть как! Пить хочется! Возвращаемся домой, в речке умоешься, искупаешься, в родничке воды напьешься и усталость как рукой снимает. Вот такая сладкая вода в нашем родничке, пьешь, пьешь и напиться не можешь. До чего вкусная вода. Прямо чувствуешь эту живительную воду. Сейчас этот родничок тоже существует. Лисицын Виктор Петрович сделал сруб для родника, чтобы люди могли придти и набирать воды и просто напиться родниковой водички» (фото №7).
фото №7 Юрятинский родник
Лариса Викторовна показала место расположения родника у реки Шувойка. Туда ведет еле заметная тропка, отходящая от основной тропы, ведущей короткой дорогой через речку Шувойка на деревню Цаплино. Родник вытекает из асбестовой трубы сбоку. Чтобы он не засорялся, его покрыли железным листом. На ветке повешена фарфоровая чашка для питья воды. Мы исследовали этот родник: определили примерную глубину родника, скорость течения воды, вкусовые качества.Это не единственный родник в деревне. Вдоль русла реки Шувойка их не менее пяти. Но подойти в настоящее время к ним очень сложно: некоторые находятся за оградой дачных домов, а другие так заросли, что к ним не найти пути.
Гуслицкие селения в пойме реки Вольная.
От Юрятинского родника возвращаемся в деревню, сворачиваем в проулок на север и по грунтовой дороге выезжаем на асфальтовую дорогу, сворачиваем направо, в сторону деревни Абрамовка (карта №2). Когда-то здесь было 2 гуслицких селения: Чайниково и Андреево. При слиянии они образовали д. Абрамовку, вытянувшуюся на 1,5 км с юга на север. В деревне сохранилось старинное здание ткацкой фабрики купцов Муравлёвых (фото №8).
М ы проезжаем всю деревню Абрамовка
и, минуя березовую рощу, въезжаем в деревню Степановка. Раньше эта деревня носила имя второй жены Ивана Калиты фото №8 Ткацкая фабрика. Ульяны и звалась Ульянино. Позднее деревня Ульянино и деревня Незденово слились и образовали д. Степановку.
До сих пор часть деревни со стороны Абрамовки называется Низденово. Дальше – Середка, а еще дальше – Хива. Лес между деревнями Абрамовка и Степановка называли Рубеж, т.к. здесь проходила граница между двумя колхозами: «Титовским» и «Ильинским». И места вокруг деревни тоже имеют свои названия: «Долгуша», «Акишина поляна», «Стрена»(где упала бомба во время ВОВ), «Мельница»(место у реки, где раньше стояла колхозная мельница). Раньше степановских мужиков и ребят в других деревнях называли «Подсолнухами», потому что стриглись они очень своеобразно: ровным кружком вокруг головы…
А мы продолжаем свой путь и в центре деревни сворачиваем по трассе на север, проезжаем Низденовскую слободку, мост через речку Вольная, где стояла раньше мельница и через 100 метров сворачиваем вправо по тропинке, ведущей к родничку.
С тепановский родник расположен в 20-30 метрах от реки Вольная. Он благоустроен и представляет из себя веранду с полом, в середине – колодец с крышкой. А рядом с колодцем – столик с кружкой. В простенке, сооруженном из досок, висят иконки. Вода в колодце заключена в деревянный сруб. На вкус отдает стоячей водой, по цвету – почти прозрачна, запаха не имеет. А родникэтот был не простой. Об этом нам рассказала жительница деревни Милованова Ольга Никифоровна. Когда-то в нем был обнаружен серебряный осьмиконечный Крест, хранившийся впоследствии в о дной из степановских моленных. С тех пор ежегодно, на праздник Казанской иконы, на источнике собираются на молитву. На роднике происходило немало чудесных исцелений, и он почитался всеми местными старообрядцами.
Фото №9 Дамба на реке Вольной
Выше по течению реки Вольная в 1980 г. восстановлена дамба, в результате которой образовался прекрасный водоем. Водоем и плотину местные жители до настоящеговремени называют «Устиньиными» по имени местной жительницы Устиньи Григорьевны Андрияновой.
Ею же был открыт в 1987 году краеведческий музей в здании бывшей начальной Степановской школы, а рядом разбит мемориальный парк погибшим в годы войны землякам. Интереснейшие документы, предметы быта и культуры, ритуальные предметы и многое другое собрано и сохранилось в Степановском музее. На сегодняшний день в музее представлены четыре экспозиции: “Старобрядческая изба”, “История Гуслицы и традиционный быт”, “Военная история” и "Степановская школа". Приветливая хозяйка музея Л.Ф. Богомолова всегда рада гостям, напоит горячим чаем и проведет по залам музея.
А мы переходим дамбу и по другой слободке снова въезжаем в деревню Степановка (фото №9). Поворачиваем на восток, минуем часть деревни, именуемой Хивой, часовеньку с крытым колодцем, большое поле и оказываемся в селе Богородское (карта№2).
Из архивных документов мы узнали, что при Екатерине II в 1762 г. Гуслицы были пожалованы возвратившейся из ссылки Наталье Федоровне Лопухиной (муж ее умер в ссылке). Через год Лопухина умерла, и ее имение было поделено на три части (они назывались "третями") между ее сыновьями. Раменская "треть" с деревнями по реке Вольной от Куровской до Петрушино с центром в сельце Богородском стала принадлежать полковнику А. С. Лопухину. Его крестьяне построили барский дом, дворовые строения, прорыли канаву от реки Вольная в 70 саженей длиной, вырыли пруд с островком посередине, на котором построили флигель, на остров был перекинут мостик, а рядом с прудом был посажен липовый парк (7., с.111). Пруд с островом до сих пор пленяет своей красотой и спокойствием.
В селе есть два старинных пруда и остатки липового парка возрастом более 200 лет. В селе была старообрядческая церковь, но она не сохранилась.
Поселения в пойме реки Гуслица.
О тдохнув под липками, посаженными в 1999 г. взамен старых, мы едем по селу на юг. Проехав по грунтовой дороге по лесному массиву километров 5-6, мы оказываемся в деревне Гридино-Шувое Егорьевского района (карта №2).
Минуя почти всю деревню, по тропе сворачиваем на юг и подъезжаем к одному из самых известных и прославленных Гуслицких родников – Гридинскому.Вот что о нем рассказывает краевед Александров А.Н.
Фото №10 . Гридинский родник
«Данный родник известен с 17 века. По преданию, на берегах реки Шувойки князь Дмитрий Пожарский разбил войска поляков и Лжедмитрия. На месте битвы забили 3 источника, и наблюдалось явление иконы Казанской Божьей Матери. В деревни Гридино Егорьевского района, что в 500 метрах на север от родников, сначала была построена деревянная церковь в честь явления иконы, а затем был построен каменный храм».
Родник расположен в 1,5 км. на восток от деревни Иванищево в пойме реки Шувойка. На подходе к роднику невозможно было не любоваться редким явлением природы – невероятно густыми зарослями можжевельника высотою до 2 метров. Это был редкостный подлесок в смешанном лесу из березы и сосны.
Пройдя путь 1,5км. по лесной дороге, резко поворачиваем налево в сторону реки и видим добротную крытую купель с крестом на крыше, правее - маленькую часовенку с иконами Казанской Божьей Матери(фото №10). Около нее лежат кружки и черпаки. На расстояние 1,5 м два родника, третий - восточнее около 10 метров. Везде - деревянный настил и две лавочки. Перед купелью - тротуарная плитка. Внутри - спуск по лестнице в воду.
По благоустроенности этот родник можно отнести на первое место в нашем районе и выразить благодарность соседям – егорьевцам за богоугодное творение.
Через 1,5 километра пути по этой дороге выходим на околицу деревни Иванищево. Когда-то эта деревня, насчитывающая около 100 домов, была многолюдной, здесь кипела жизнь, шла работа на полях колхоза. Сейчас в деревне Иванищево осталось лишь девять коренных жителей. Об этом нам поведали бабушки, сидевшие на лавочке у одного из домов деревни.
Вблизи Иванищева, в районе речки Шувойки тоже имеются родники.
Один из них расположен на выезде из деревни в сторону деревни Устьяново, рядом с мостом. За мостом, поворачиваем налево, идем по высокому настилу с перилами. Родник заключен в бетонное кольцо диаметром чуть более метра. Глубина воды – 1 метр. Вода из родника стекает медленной струйкой в густую высокую траву (крапива, таволга, камыш) в сторону реки. Вода прозрачная, приятная на вкус(фото № 11).
Фото №11. Иванищевский родник 1
А мы возвращаемся в деревню Иванищево и отправляемся к другому роднику, расположенному в самом конце этой деревни (фото №12). Данный родник был до недавнего времени мало кому известен, и совсем не ухоженный. Благодаря усилиям и плодотворной работе по благоустройству местного фермера Лебедева Юрия Борисовича родник стал настоящим произведением искусств. Крыша часовенки покрыта настоящей соломой и пропитана специальным составом для выращивания микоризы грибов. Это позволит укрепить крышу естественным биологическим путем и сохранить ее в течение 50 лет!
ф ото №12. Иванищевский родник 2
От Гридинских родников возвращаемся в деревню Иванищево до ее середины и поворачиваем на юго-запад в сторону автотрассы Москва-Касимов (карта №3).
Минуя автостраду, продолжаем движение в том же направлении и оказываемся в деревне Ботагово. На окраине деревни воздвигнут памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.Сразу же за памятником, в лесном массиве проложена грунтовая дорога. Фото №13. У Ботаговского родника
Через 300-400 метров пути выезжаем на берег реки Гуслицы к часовне(фото №13) и купели у родника в честь иконы Великой троицы. Здесь открывается красивейшее место отдыха на берегу реки в окружении березовой рощи. Деревянный мостик ведет нас к длинному столу с лавками, расположенному на противоположном берегу реки.
Ботаговский родник – завершающий этап в нашем походе. От железнодорожной станции «платформа 32 километр» пути Москва - Егорьевск электричкой можно возвратиться домой.
Общая протяженность маршрута – 35 - 37 километров. На велосипедах маршрут такой протяженности можно преодолеть в течение одного дня. На остановках у родников и знаменательных памятных мест будет возможность сполна насладиться всей прелестью и неповторимостью Гуслицкого края. Ребята из нашего клуба с большим удовольствием проведут вас по данному маршруту (карта № 4).
На этом наши исследования не заканчиваются. Мы хотим продолжить изучение истории сел, деревень и прилегающих к ним речек и родников, проложить доступные и интересные маршруты по историческим местам и красивым природным объектам нашей местности.
Выводы.
Во время исследовательской работы нами было определено местоположение древней волости Гуслицы, изучены памятные места его центра и окрестностей.
В процессе поведения велоэкспедиций мы обследовали берега рек Околица, Десна, Гуслица, Шувойка и Вольная в пределах сельских поселений «Ильинское», «Дороховское»;
Нами было выявлено местоположение родников и других водных объектов и находящихся вблизи них селений, все они соединены нами в общий маршрут-путеводитель.
Мы установили, что родниковая вода отражает наличие даже незначительных загрязнений окружающей среды и, наряду с поверхностными водами, её можно использовать в качестве индикатора состояния окружающей среды в месте расположения источника.
Мы выявили, что главной проблемой населенных пунктов и прилегающих к ним территория является загрязнение окружающей среды.
Заключение.
Изучив историю Гуслицкого края, месторасположение рек и водоемов, и дав оценку их экологическому состоянию, мы разработали доступный маршрут, знакомящий путешественников с нашими селениями, памятниками и водными источниками. Данный путеводитель можно использовать в туристско-экскурсионной программе путешествий по Гуслицкому краю. Мы пришли к выводу, что в настоящее время родники являются наиболее чистыми по сравнению с другими водоемами. С результатами проделанной работы мы выступили на районной краеведческой конференции, на которой обратились с просьбой к ребятам активно участвовать в природоохранных мероприятиях.
Наши исследования были обусловлены возросшим в последнее время интересом к местной истории. Поэтому мы постарались воссоздать наиболее полную историю отдельных поселений древней волости Гуслица. Ведь обращение к истории предков необходимо для воспитания патриотических чувств и любви к малой Родине.
Сегодня, когда в стране появляются ростки стабильности, но нет объединяющей общенациональной идеи, обращение к своим корням, к Малой Родине, своей истории обосновано. Нет такого человека, который не любит свою деревню, родителей — может это ключ к решению многих проблем современности. Одной из главных проблем мы считаем загрязнение. Испокон веку наши предки чтили чистоту души, жилища и всего того, что окружает. Да и современные коренные жители деревни стремятся к тому же. Только истинный патриот своей малой родины не допустит загрязнения водоемов, лесов и лугов различными отходами. Что не скажешь про многих дачников, приобретающих дома в деревнях. Поэтому мы нередко встречаем такую картину: после отдыха в лесу или на водоеме таких нерадивых людей остаются горы мусора! Когда же мы перестанем быть только потребителями?!
Эта земля устроена трудом наших предков, и мы обязаны сохранить для потомков ее традиции, историю.
Для улучшения экологической обстановки нами были рекомендованы следующие меры:
- организовать выпуск школьных стенгазет по охране окружающей среды;
- наметить регулярные рейды по очистке водоемов, родников и прилегающей к ним территории;
- провести комплексное обследование Гуслицких родников.
С результатами проделанной работы мы выступили на районной краеведческой конференции, на которой обратились с просьбой к ребятам активно участвовать в природоохранных мероприятиях. Мы считаем, что работу по дальнейшему изучению Гуслицкого края, его охране следует проводить и в дальнейшем при совместном сотрудничестве школы, местной администрации и жителей сельских поселений.
Список использованных источников
Воспоминания. Макарина Л.В., 1967 г.р., Милованова О.Н., 1931 г.р., д. Юрятино, Степановка Орехово-Зуевского района Московской обл.
Плаксин, О.Д. Водные ресурсы Московской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://svyato.info
Список использованной литературы
Александров А.Н.Сохраним природные памятники // Гуслицы. Историко-краеведческий альманах - №6, 2008.
Алексеев В. Н., Лизунов В. С.. «Моя Малая Родина»
Красуленков, Г.Д. Деревня Юрятино.// Орехово-Зуевская правда -2002, 23 октября.
Охрана окружающей среды: [Учеб. для вузов] / А. М. Владимиров, Ю. И. Ляхин, Л. Т. Матвеев, В. Г. Орлов/ Л. Гидрометеоиздат, 1991. – 422 с.
Смирнов В.А., Карякин Ю.А. и др «Гуслицы» №6 историко-краеведческий альманах. Ильинский Погост, 2008 г
Смирнов В.А., Карякин Ю.А. и др «Гуслицы» №8 историко-краеведческий альманах. Ильинский Погост, 2010 г
Хромов А.В., Гогина Г.В. География родного края.- Орехово-Зуево,1997.
Интернет ресурс
http://www.malinovo.ru/gyslich.html
https://www.liveinternet.ru/users/4748190/post279243003/
http://archyklad.my1.ru/publ/1-1-0-10
http://ilschool-guslicy.ru/nashi-puteshestviya
http://smolbattle.ru/threads/Пути Мещеры.