Проблемы совершенствования музейно-экскурсионных форм популяризации культурного наследия

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблемы совершенствования музейно-экскурсионных форм популяризации культурного наследия

Качало В.С. 1Моргунов В.А. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления
Опря О.В. 1
1Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современной казахстанской школе планируется введение предмета «Краеведение». Ведущие ученые создают учебники по этому предмету, издательства размещают их на сайтах для обсуждения общественности. Каждый ученик средней школы в Казахстане будет изучать историю своего родного края. Западный Казахстан – уникальный регион, в котором сформировались и получили широкое развитие культуры нескольких народов – русского, казахского, украинского, татарского. В нашем крае по разным причинам побывали классики русской, казахской, украинской и татарской литератур: А.С. Пушкин, В. И. Даль, Л.Н. Толстой, В.А. Жуковский, В. Г. Короленко, М.А. Шолохов, Т.Г. Шевченко, Г. Тукай, С. Сейфуллин и ряд других[10]. В советское время богатейшая история нашего края, которая овеяна именами Марины Мнишек, Ермака, Степана Разина, Емельяна Пугачева, Чапаева привлекала внимание и соседних российских областей – Самарской, Саратовской, Оренбургской. Наш город и окрестные селения посещали многочисленные туристические группы из Москвы и Петербурга. По Уралу ходил теплоход на 120 мест, была автобаза «Турист», турбаза «Романтик». В данное время нет автобусных экскурсий, почти нет экскурсионных кадров. С принятием независимости разрушились духовно-культурные связи, а ведь во многом совместная история может представлять интерес для ученых, педагогов, культурных деятелей и, в первую очередь, молодых людей. Руководители туристических фирм Уральска не раз обращались к руководству области с просьбой государственной поддержки туризма, говорили об отсутствии развитого внутреннего туризма. Однако проблемы остаются[9].

Объектом исследования в данной работе стали историко-литературные экскурсии по памятным местам Уральска и Приуралья. Предмет исследования – разработка экскурсий и виртуальных музеев для учеников средних школ.

Цель работы – разработка экскурсионных материалов и виртуальных музеев по историческим и литературным местам Уральска и Приуралья на основе собственного сбора материала с учетом целевой ученической аудитории.

В работе были поставлены следующие задачи:

- изучить историю экскурсионных маршрутов, обратившись на Областную станцию туристов,

- провести опрос-анкетирование среди учащихся Интеллектуальной школы для выявления наиболее привлекательных экскурсионных направлений,

- собрать материал об исторических и литературных местах Уральска и Приуралья, выявить культурно-духовный потенциал данных мест для проведения экскурсий для школьников,

- разработать собственный материал экскурсий, привлекательный для учащихся,

- сделать виртуальные музеи для привлечения внимания школьников к истории родного края.

В ходе работы были использованы следующие методы научных исследований:

- аналитический метод, литературно-описательный метод, метод анкетирования, расчетно-математический метод.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Обзор экскурсий по памятным местам Уральска и Приуралья

Посетив «Западно-Казахстанский областной центр детско-юношеского туризма и экологии», узнали, что центр в данное время проводит обзорные экскурсии: 1.«Уральск – старейший город Казахстана»: рассказывается о истории возникновения Яицкого войска в XV-XVIвв. в Куренях – самой старой части города, туристы проезжают по главным улицам города с остановками на проспекте Достык-Дружба около памятников Абаю Кунанбаеву, Чапаеву, Пушкину, заканчивается экскурсия на новой площади города, носящей имя К.Мырзалиева; 2. «На Яике - городок, на Урале – город»: туристы знакомятся с историей города, общий обзор культурного и духовного наследия, посещают Красную мечеть, Музей Е.И. Пугачева, Храм Михаила Архангела; 3. «Уральск в огне»: туристы посещают Музей казахской женщины-героя М. Маметовой и Мемориал Славы; 4. «Уральск в годы Гражданской войны»: обзорная экскурсия с посещением Областного историко-краеведческого музея, памятника В.И. Чапаеву; 5. «По святым местам»: туристы посещают Красную мечеть, Храм Михаила-Архангела, Старую мечеть, Новую мечеть, Католическую церковь; 6. «Любимый город»: туристы посещают Областной историко-краеведческий музей, выставку «Старый город». Литературная экскурсия одна. Она называется «Уральск литературный» и предполагает посещение только одного музея А.С. Пушкина.

Материалы об этих экскурсиях не оформлены: нет ни альбомов, ни стендов, в основном, материал собирается экскурсоводами самостоятельно. Экскурсоводы только взрослые: возраст – 40-50 лет.

Согласно данным Областного центра туризма, экскурсии проводятся за счет родителей. Есть официальный сайт[7].

2. Исторические и литературные ресурсы для проведения экскурсий

Обратившись в Областной Западно-Казахстанский государственный архив, узнали, что в Уральске числится 13 музеев, некоторые связаны с литературой. Они все имеют общегосударственное значение, поскольку передают события не только местной, но и государственной истории.

Музей А.С. Пушкина – достопримечательность города Уральска. Музей следует включить как первый объект показа туристам. Он был открыт в доме, порог которого некогда переступали сам поэт, И. Крылов, В. Даль, В. Жуковский, Т. Шевченко, Л. Толстой, В. Короленко и другие. В музее царит атмосфера XIX века. Ее создают старинные гардины, висевшие в доме во время пребывания в нем Пушкина, письменный стол поэта, различная старинная мебель. В здании хранятся старинные издания книг романа «Капитанская дочка» и «Истории Пугачевского бунта», копии рукописей поэта, фотографии его коротких писем жене - Гончаровой Наталье Николаевне.

Дом-музей Е.И. Пугачева - произведение искусства XVIII века и уникальный исторический памятник города Уральск. Он находится на краю города, в его старой части. Дом-музей расположен именно в Уральске, потому что Пугачев жил в нем, когда приехал сюда, чтобы обратиться за помощью к Яицким казакам и казахам в 1773-1775 гг., в годы Крестьянской войны. Данный дом принадлежал отцу жены Пугачева Устиньи Кузнецовой. В нем Емельян Пугачев праздновал свою помолвку и жил некоторое время. Сейчас там хранятся оружие Пугачева, трон «Петра III», картина неизвестного художника, на которой изображены Пугачев и Екатерина II, решетка, в которой везли арестованного лже-царя в Москву на казнь, кровать и другая домашняя утварь, принадлежавшая семье жены бунтовщика.

Музей М.А. Шолохова находится в 30 километрах от Уральска. Был открыт при жизни писателя-нобелевского лауреата. В Уральске Шолохову сообщили, что он стал Нобелевским лауреатом. Музей довольно большой – площадь свыше 1000 кв.м. «На Дону я казак, на Яике – казах», - писал Шолохов, выражая уважение и любовь к уральскому краю. Дружил Шолохов с оренбургским писателем Н.Ф. Корсуновым, который потом оставил книгу воспоминаний о встречах с российским писателем. Оказавшись в Уральске во время Великой Отечественной войны, Шолохов с семьей приезжал в Уральск в течение 30 лет. В 80-е годы в этом доме в поселке Дарьинск были только личные вещи писателя, а сейчас в музее есть картинная галерея, небольшой отдел природы Уральска, археологическая экспозиция и зал этнографии, посвященный Независимости Республики Казахстан. В конференц-зале организуются встречи с родственниками Шолохова, которые приезжают в Уральск осенью, а уральская делегация посещает станицу Вешенская летом.

Народный музей «Старый Уральскъ», определенно, достоин внимания. Он обладает богатой коллекцией редких и уникальных экспонатов, которые рассказывают о прошлом казачьей столицы. «Старый Уральскъ» - это очаг культуры, вокруг которого собираются патриоты своей родной земли. Каждый год музей посещают сотни школьников и студентов. В музее есть традиция проводить презентации книг уральских авторов, многие книги изданы за счет музея (особенно книги, посвященные краеведческой тематике). Также музей проводит большую культурно-просветительскую работу: встречи с известными людьми города, концерты казачьих хоров, литературные вечера.

3.Опрос учащихся НИШ ФМН Уральск

С целью выявления заинтересованности учащихся в изучении памятных историко-литературных мест Приуралья было проведено исследование методом анкетирования. Объект изучения – учащиеся старших классов (11-12) Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления (70, 9% и 29, 1% соответственно). Предмет нашего исследования – перспективы разработки экскурсий для определенной целевой аудитории. Общее количество учащихся, принявших участие в анкетировании – 55чел. Это число было принято за 100%.

В результате анкетирования были получены следующие данные: 34, 5% - мальчики, 65,5% - девочки. Возраст респондентов, согласно ответам, - 15-18 лет.

Вопрос «Изучали ли вы литературу Приуралья в предыдущей школе?» ясно показал, что учащиеся не знали о существовании такой литературы (10,9% из 46 ответивших изучали ее ранее). 61,8% опрошенных считают необходимым изучение литературы родного края. С целью определения направления экскурсий был задан вопрос с множественными вариантами выбора: «Какие из перечисленных туристических объектов считаются памятниками архитектуры?». Результаты показали, что учащиеся считают памятниками архитектуры музей А.С. Пушкина (72,7%), музей Е.И. Пугачева (72,7%), дом купца Карева (70,9%), Храм Христа Спасителя (54,5%). Эти объекты, действительно, являются памятниками истории и архитектуры. Также были правильно названы Парк им. С.М. Кирова (45, 5%), здание первой русско-казахской школы (32,7%), Храм Михаила Архангела (45,5%), здание Татарской Красной мечети (34,5%). А вот Госпиталь УВД (здание бывшего дома наказного атамана В.О. Покатилова) назвали только 10,9% ответивших, здание областного Акимата – 18,2% (хотя это бывшее здание Русского банка). Здание Татарской Красной мечети в советское время было разрушено, но в 2000-х оно было восстановлено на народные средства и средства спонсоров.

Ответы на вопрос: «Какие историко-литературные объекты в городе Уральске вы бы хотели посетить?» представлены таким образом: самым популярным оказался музей А.С. Пушкина - 54, 5% хотели бы его посетить, также привлекательными явились музей Е.И. Пугачева(47,3%) и дом-музей М.А. Шолохова(50,9%) (несмотря на пригородное местонахождение), наименее интересным оказался музей Г. Тукая (по нашим предположениям, это произошло из-за неинформированности о пребывании великого татарского поэта на уральской земле).

Крайне огорчительным (хотя и заранее известным) оказался тот факт, что 85,5% опрошенных учащихся не читают книги по истории края, а 52,7% крайне редко посещают музеи (хотя, как мы выяснили в предыдущем вопросе, желали бы это сделать). 6 человек не знают, какие поэты и писатели посещали наш край, не верно указав их имена.

4.Научная основа проекта

Мы изучили книги местных краеведов: Чеснокова Н.Г. [10]«На краю Руси обширной», о пребывании великих русских писателей в нашем крае Щербанова Н.М. «Уральск литературный». Также книги руководителя Опря О.В. «Даль в Западном Казахстане» помогли узнать факты, изучить мнения. Готовя научный проект, мы решили изучить, насколько информационные технологии помогают современному туризму. Мы обратили внимание на книгу «Организация туризма» (Дурович А.П. и др., 2003)[6], в которой значительное внимание уделено использованию современных информационных технологий в туризме.

5.Разработка маршрутов

Экскурсия в Музей А.С. Пушкина

Экскурсоводы: ученица Качало Варвара, ученик Моргунов Владимир

Целевая аудитория: ученики 8-11классов.

Местонахождение: г.Уральск, проспект Достык-Дружба, 168а

Время работы: с 10.00 до 18.00

Историческая справка:

Музей А.С. Пушкина в городе Уральск располагается в Доме наказного атамана В.О. Покатилова (ныне здесь расположен госпиталь УВД). Здание было построено незадолго до приезда поэта в Уральск. В этом доме останавливались Александр II, В.А. Жуковский, В.И. Даль, Л.Н. Толстой, Николай II. Подробность, интересная туристам: в этом доме жила дочь Натальи Николаевны Гончаровой – Ланская, поскольку была женой уральского атамана.

Музей А.С. Пушкина – всего одна комната, но она содержит ценные экспонаты: стол XIX века, копия письма поэта жене Наталье Николаевне, копия посмертной маски Пушкина, подлинник портрета уральского атамана Д. Бородина кисти известного русского художника В. Тропинина, старинные фотографии, старинная мебель, подобранная соответственно эпохе.

Из всех экспонатов музея выбрали следующие:

Экспонат 1.Стол А.С. Пушкина. Приехав в Уральск осенью 1833г., Пушкин собирал материал к будущему роману «Капитанская дочка». Он писал: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою ... Вся эта эпоха была худо известна». События романа «Капитанская дочка» происходят в оренбургских и уральских степях, здесь Петр Гринев получает боевое крещение, защищая Белогорскую крепость от Пугачева.

Экспонат 2.Костюм эпохи А.С. Пушкина. В музее можно обратить внимание на цилиндр – это самый распространенный головной убор дворянина пушкинского времени. Есть также плащ-накидка – «крылатка» (пальто без рукавов с прорезями для рук). В подобном костюме Пушкин прогуливался по городу Уральску, а затем танцевал на балу, который был дан в доме наказного атамана на втором этаже.

Экспонат 3. Альбом «Три дня Пушкина в Уральске». Пушкин приехал из Оренбурга в Уральск вместе с русским писателем, этнографом и лексикографом В.И. Далем, который жил там и помогал поэту в сборе материала о пугачевском восстании. В письме жене Пушкин писал: «Оттуда (из Оренбурга) поехал я в Уральск – тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье, наперерыв давали мне все известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной». Несмотря на то, что Пушкин не оставил никаких воспоминаний о посещении Уральска, местные краеведы предполагают, что он посещал Собор Петра и Павла, в котором венчались уральская казачка Устинья Кузнецова и Пугачев (в советское время уничтожен), дом казаков Толкачевых, в котором скрывался Пугачев (в советское время уничтожен), дом родителей Устиньи (ныне дом-музей Пугачева). Также поэт, судя по содержанию письма жене, выезжал на берег Урала (так же в 1837г. поедет на берег реки В.А. Жуковский с будущим императором Александром II). Российским ученым Модзалевским установлено, что в дорожной тетради Пушкина записана казахская легенда о Козы Корпеш и Баян Сулу. Ученый-далевед Ю.Фесенко выдвинул предположение, что на казахском языке эту легенду слышал Даль и перевел Пушкину. Следует также обратить особое внимание на то, что Уральск во времена Пушкина был большим городом с множеством каменных домов, улицы были освещены китайскими фонарями.

Экскурсия в Дом-музей Е.И. Пугачева

Экскурсоводы: ученица Качало Варвара, ученик Моргунов Владимир

Целевая аудитория: ученики 8-11классов.

Местонахождение: г. Уральск, проспект Достык-Дружба, 35.

Историческая справка: Музей находится в Куренях. Это самая старая, со времен основания города, часть Уральска. Владелец дома – Петр Кузнецов. На его дочери женился Пугачев и часто бывал в этом доме.

Экспонат 1.Трон Пугачева. Емельян Пугачев – руководитель крестьянского восстания, объявил себя царем Петром III, с целью получения поддержки от яицких казаков обещал даровать им «крест, бороду и вечную волю». Из записей Даля и Пушкина известно, что простые казаки в основной массе верили в Пугачева-царя, долгое время хранили память о нем как о государе. Трон Пугачева – обычный стул, правда, украшенный резьбой – ножки и спинка стула имеют резные украшения.

Экспонат 2.Комната Пугачева и Устиньи. В комнате – русская печь со всеми принадлежностями – ухватом, горшками. В центре комнаты – кровать с висящими на стене портретами Пугачева и Устиньи. В «красном» углу – доподлинное платье Устиньи. Это казачий сарафан, вышитый золотыми нитками, и ленты в волосы. Также уральские девушки носили рубашку. Около платья – сундуки, в которых хранилось приданое невесты. Екатерина IIc ревностью слушала рассказы о «казачьей царице». Судьба Устиньи печальна: она была погублена Екатериной II.

Экспонат 3. Клетка Пугачева. Это, конечно, макет-копия. Клетка очень узкая, в ней можно только стоять и то, скрючившись. В Уральске Пугачев был выдан казаками правительственным войскам и отвезен Суворовым в Москву, где и был казнен. Долго уральцы верили, что казнен был другой человек, двойник. А Пугачев остался жив.

Экспонат 4.Оружие пугачевцев. Войско Пугачева было вооружено пиками, саблями, пистолетами и офицерскими шпагами, луками с запасами стрел. Так была вооружена пехота. А артиллерия имела мортиры, дробовики, единороги.

Экскурсия в Приуралье – Дом-музей М.А. Шолохова (выезд – 30 км.)

Экскурсоводы: ученица Качало Варвара, ученик Моргунов Владимир

Целевая аудитория: ученики 8-11классов.

Местонахождение: село Дарьинск, в 30км. от г.Уральск. Городского транспорта нет, туристы добираются только своим ходом.

Историческая справка: дом-музей открыт при жизни писателя. Целый комплекс, в который писатель приезжал со своим поваром, на двух машинах из Вешенской.

Экспонат 1.Портрет Михаила Александровича Шолохова. Этот портрет необычен тем, что к нему прикреплена благодарственная записка Шолохова западно-казахстанцам с выражением благодарности за спасение его и его семьи в годы Великой Отечественной войны. На долгие годы этот дом в Дарьинском стал родным для писателя. Шолохов приезжал каждый год или даже по два раза в году. Купался, рыбачил, встречался с людьми, а, самое главное, писал главы произведений, которые получили мировую известность.

Экспонат 2. Рабочий стол писателя. В 1979 году, еще при жизни Шолохова, был открыт этот музей. На столе есть печатная машинка (удивительно, мы привыкли к компьютеру!), блокноты, чернильница, телефон. Мебель простая, но достаточно удобная, нет ничего лишнего.

Экспонат 3.Уголок отдыха и встреч. Радиоприемник, который слушал писатель. Палатка, рыбацкий стул и рыбацкие принадлежности. Термосы и котелок, в котором варили уху. Фотографии Шолохова с рыбой и зайцами. Ружье писателя. Озеро Челкар, Камыш-самарские озера привлекали писателя своей степной природой.

Экспонат 4. Русская печь. Она круглой формы. Известна уже более 100 лет. Рядом бинокль, сапоги охотничьи, бушлат, патронташ.

6.Разработка виртуальных музеев

И нам, и другим учащимся НИШ показались наиболее привлекательными музеи Пушкина и Пугачева. Мы разработали электронные музеи и представляем вашему вниманию описание и электронный вариант.

Виртуальный музей Емельяна Пугачева

Виртуальный музей разделен на 3 раздела. Каждый раздел представляет собой отдельные локации: комната Пугачева и его жены - молодой казачки Устиньи Кузнецовой, казачий двор и комната с предметами, напрямую связанными с восстанием 1773-1775гг. Первый раздел, содержащий спальню супружеской пары, представлен в виде панорамы комнаты со всеми объектами, которые находились в доме в конце XVIII века. В комнате находятся такие экспонаты, как кровать молодоженов, веретено, сундук и платье Устиньи, ряса священника, венчавшего чету, и другие объекты, использованные в быту Пугачевым и его женой. Около каждого экспоната расположены кнопки, при нажатии которых открывается более четкое фото объекта и небольшой познавательный текст о нем.

Второй раздел содержит материал о казачьем дворе, также представленный в виде панорамы. На главном изображении (панораме) можно увидеть навес с лодками, повозками, телегами и санями, загон для домашнего скота, колодец и т.п. Здесь также функционируют специальные кнопки, при нажатии на которые посетители виртуального музея могут подробнее ознакомиться с каждым объектом.

В третьем разделе хранятся главные экспонаты музея – символы пугачевского восстания. Этот раздел особо интересен посетителям, так как в нем есть «трон» Пугачева, оружие его последователей и воинов, а именно: пушки, сабли, кинжалы, боевые снаряды и клетка, в которой Петра III везли на казнь в Москву. Кнопки в этом разделе открывают материал не только об экспонатах, изображенных в разделе, но и о дополнительных объектах, связанных с восстанием, однако не изображенных на главной панели. Например, при нажатии на «трон» Пугачева, открывается изображение и основная информация о соборе, где находился трон в 1774 году во время пребывания Пугачева в Уральске.

Более того, посетитель музея может не только рассмотреть экспонат на фото, но и услышать звуки, создающие волнующую атмосферу восстания пугачевцев и мирную, уютную атмосферу дома «императора», прочитать занимательный материал. Так, читая информацию об оружии пугачевцев, можно услышать грохот пушек и стрел, пройдя в главную комнату дома – в спальню Пугачева и Устиньи - скрип деревянных половиц, «гуляя» по зимнему казачьему двору – хруст свежевыпавшего снега и т.д.

Виртуальный музей А.С. Пушкина и В.И. Даля

Основная панель – изображение комнаты Пушкина. Внутри различные разделы, материалы о пребывании Пушкина в Уральске, цитаты из «Толкового словаря» В.И. Даля, связанные с творчеством Пушкина, изображение уральских мест, отмеченных вниманием великого русского писателя. Особо подчеркнута роль Даля в собирании материала о казахских степях.

7.Опрос учащихся НИШ ФМН об эффективности виртуальных музеев.

Эффективность виртуальных музеев мы доказали их использованием на уроках в нескольких классах. В 8 классе был представлен музей «Е. Пугачев в Уральске», поскольку в этих классах изучаются темы Пугачевского восстания на уроках истории и пребывание Пушкина в Уральске на уроках литературы. Затем учащимся-респондентам были даны карточки с вопросами:

1)Что нового вы узнали из виртуального музея?

2)Чем заинтересовал музей?

3)Насколько музей актуален для молодежи?

В опросе участвовало 22 человека.

11 человек (50%) узнали про быт того времени, 7 человек (35%) расширили кругозор, увидели предметы обстановки, 4 человека (15%) отметили уникальность музея за счет использования музыкальных эффектов.

90% учащихся отметили реалистичность музея, 10% подчеркнули его необходимость на уроках истории и литературы.

100% отметили актуальность, так как нет времени или нет средств, не выходя из дома можно узнавать новое.

В 11 классе был представлен музей «А.С.Пушкин и В.И.Даль в Уральске». Учащимся было предложено написать эссе с использованием материала музея. По результатам 7(28%) человек из 25 использовали материал о сборе Пушкиным казахских преданий и легенд, 5(20%) человек употребили выдержки из «Толкового словаря живого великорусского языка» со строчками Даля о Пушкине, 8(32%) человек включили рассказ о военном походе Даля в составе Хивинской экспедиции, 5(20%) человек процитировали письма Пушкина из Уральска. На основе анализа данных опроса и эссе мы пришли к выводу об эффективности виртуальных музеев.

Мы можем сделать выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенной работы можно сделать такие выводы:

1.Областной центр туризма проводит в настоящее время только обзорные экскурсии, специальных литературных экскурсий не предусмотрено. Экскурсоводы – взрослые, хотя и ученики могли бы проводить подобные экскурсии, это привлекло бы внимание учащихся. Материалы об этих экскурсиях не оформлены: нет ни альбомов, ни стендов, в основном, материал собирается экскурсоводами самостоятельно. Согласно данным Областного центра туризма, экскурсии проводятся за счет родителей.

2. В Областном Западно-Казахстанском государственном архиве узнали, что в Уральске числится 13 музеев, некоторые связаны с литературой. Они все имеют общегосударственное значение, поскольку передают события не только местной, но и государственной истории.

3.Музеи А.С. Пушкина, Е. Пугачева, «Старый Уральскъ» - памятники истории и культуры государственного значения, они содержат ценный материал, который должны изучать школьники.

4.С целью выявления предпочтений было проведено анкетирование учащихся 11-12 класса НИШ. Самым популярным оказался музей А.С. Пушкина - 54, 5% хотели бы его посетить, также привлекательными явились музей Е.И. Пугачева(47,3%) и дом-музей М.А. Шолохова(50,9%) (несмотря на пригородное местонахождение).

5. Разработано 2 виртуальных музея для привлечения внимания школьников к истории родного края. Мы можем отметить преимущества-новшества наших музеев: это культурный продукт, созданный на основе собственного сбора материала, имеющий познавательные функции, краткие и доступные для понимания тексты с ориентацией на нерусскоязычную аудиторию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акимат Западно-Казахстанской области[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bko.gov.kz/ru/muzej-v-zapadno-kazakhstanskoj-oblasti?question=0

Виртуальные экскурсии по Атырау[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atyrauhistory.weebly.com/10521077109010861076108010821072-1087108810861074107710761077108510801103-110110821089108210911088108910801081.html

Жиздыбаев Т.К. Советы начинающим туристам. Уральск, 2004.

Жиздыбаев Т.К. Школьный туризм и краеведение в Республике Казахстан. Алматы, 2001.

Музей «Старый Уральскъ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yaik.ru/rus/life/museum/photo.php?PAGEN_1=1&SECTION_ID=278#nav_start

Организация туризма[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/durovich-ap-kabushkin-ni-sergeeva-tm-organizaciya-turizma_368897c3f7d.html

Официальный интернет-ресурс ГККП «Западно-Казахстанский областной центр детско-юношеского туризма и экологии управления образования акимата ЗКО»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.turizmzko.kz/ru/news/2158-priglashaem220818

Пересветов Н.Н. К здоровью – через туризм. Уральск, 2000.

Троценко П. В Уральске представители турфирм ждут господдержки для развития местного туризма[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uralskweek.kz/2014/10/30/v-uralske-obsudili-problemy-razvitiya-etnoturizma/

Чесноков Н.Г. Уральску 350 лет. Алма-Ата: Казгосиздат, 1963.

Яик: официальный Интернет-ресурс уральских казаков[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yaik.ru/

Просмотров работы: 26