Введение
Мой любимый Калининград своеобразен и уютен. Бывший немецкий Кёнигсберг сегодня является российским городом. Он словно объединил две культуры. Калининград - моя Родина. Он покоряет множеством прелестных уголков. В нем больше 900 улиц, протяженность которых превышает 500 километров!
Каждый город, как и человек, имеет свою биографию. Кенигсберг имел богатые культурные, в том числе и музыкальные традиции. В сети Интернет и в разных источниках я нашла немало работ, посвященных музыкальным улицам Калининграда-Кенигсберга, экскурсиям по этим улицам, истории их названия. Но, Калининград уникален еще и тем, что молчаливо хранит нераскрытые тайны, секреты и удивительные парадоксы, соединяющие прошлое и настоящее нашего города. Мне очень захотелось узнать, может быть и на музыкальных улицах Калининграда можно найти что-то необычное?
Сегодня много внимания уделяется сохранению исторической памяти и культуры, развитию внутреннего туризма. Поэтому исследование странички истории Янтарного края, связанной с историей улиц Кенигсберга – Калининграда - актуальная тема для изучения культурного и духовного наследия нашей области.
Объект исследования – улицы, названные именами композиторов на карте Калининграда.
Предмет исследования – страницы истории нашего края, связанные с топонимикой Кенигсберга - Калининграда
Цель исследовательской работы:
- исследовать историю Калининграда и Кенигсберга и описать улицы, названные (и переименованные) в честь композиторов.
Задачи исследовательской работы:
собрать материал об улицах Кенигсберга и Калининграда (сохранившихся и утраченных), названных в честь композиторов; изучить: где, когда и сколько было таких улиц, почему они получили эти имена?
найти необычные факты из истории топонимики;
обобщить полученные результаты и обозначить туристический маршрут на карте Калининградской области «Музыкальные тайны Кенигсберга - Калининграда»
В работе использовались следующие методы исследования.
теоретические:
изучение и обобщение
анализ и синтез
Эти методы исследования позволили произвести последовательное изучение собранных фактов, сделать умозаключения и теоретические обобщения.
экспериментально-теоретические:
исторический.
Этот метод исследования помог собрать и систематизировать исторические факты.
эмпирические:
фотографирование.
С помощью этих методов исследования были изучены исторические явления, на основе которых был разработан маршрут «Музыкальные тайны Кенигсберга - Калининграда»
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования обобщат собранную информацию, познакомят с новыми фактами из истории нашего края. Возможно, собранные материалы послужат разработке нового туристического маршрута, и привлекут новых туристов не только из России, но и из стран ближнего зарубежья.
Практическая значимость заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Музыка», «История западной России» и во внеурочной деятельности, связанной с изучением истории Калининградской области.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
История музыкальных улиц Кенигсберга-Калининграда:
новые факты и эпизоды
В 2016 году всем жителям Калининграда в День города был сделан необычный подарок: состоялся Фестиваль классической музыки «Когда звучат улицы». В этом году он прошел второй раз. И уже после фестиваля я гуляю по маленьким уютным улицам, которые носят имена композиторов, вслушиваюсь в мелодии ветра, листвы, дождя, слышу чарующие звуки музыки и листаю странички истории…
В Кенигсберге был целый «музыкальный район» из 19 улиц, названных именами композиторов, и располагался он между нынешним Советским проспектом и зоопарком. Здесь брали начало улицы Баха, Вебера, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Глюка, Штрауса, Мендельсона, Шуберта и другие. К сожалению, сегодня их не осталось на карте города.
Сегодня в Калининграде насчитывается 11 улиц, названных в честь композиторов. Из них 6 носят имена русских композиторов, 5 - зарубежных. Из улиц, названных именами зарубежных композиторов, 3 сохранили свои названия. Это улицы Вагнера, Генделя и Брамса. Две переименованные - сквер Шопена и улица Грига.
Нашу прогулку начнем с улицы Чайковского. В Кенигсберге она называлась Шуберт-штрассе. Великий русский композитор никогда не бывал в Кенигсберге. Он связан с ним только тем, что написал музыку к балету «Щелкунчик» по мотивам сказки кёнигсбергского писателя Э. Т. А. Гофмана.
Но в начале 1950 года власти решили увековечить память великого музыканта, заменив прежнее название. В начале этой улицы находится памятник и сквер А.С. Пушкина, и, наверное, не случайно: по произведениям этого поэта Петр Ильич Чайковский написал оперы, в том числе «Евгений Онегин» и множество романсов. «Для меня музыка необходима как воздух. Только она спасает меня», - говорил Петр Ильич. Образы русской природы не раз встречаются в творчестве композитора. Недалеко от улицы Чайковского протекает небольшой Парковый ручей. Его журчание напоминает мне о пьесе «Июнь. Баркарола» из знаменитого цикла «Времена года». Удивительной архитектурой домов можно любоваться бесконечно, поэтому улица хороша действительно в любое время года…
Улицу Чайковского пересекают еще 2 «музыкальные» улицы: Римского-Корсакова и Алябьева.
Улица Римского-Корсакова появилась на картах Калининграда тоже в 1950 году вместо Штраус-штрассе. Николай Андреевич Римский-Корсаков - выдающийся русский композитор-сказочник. «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества», - писал композитор. И кто не знает его знаменитой музыки из оперы «Сказка о царе Салтане» (написанной, кстати, по сказке А.С. Пушкина)? Гуляя по улице, представляешь сказочный город, где белка грызет золотые орешки, а 33 богатыря выходят на берег из морской пучины. В одном из дворов, расположенных на улице Римского-Корсакова, можно увидеть созданный руками жителей сказочный город, где есть и белка, и дядька Черномор, и другие сказочные герои. А пролетающий мимо шмель напомнит виртуозный фрагмент из оперы!
Рядом находится очень маленькая, утопающая летом в зелени деревьев улица Алябьева, бывшая Беек-штрассе. Александр Александрович Алябьев - участник Отечественной войны 1812 года. Творческое наследие композитора включает множество произведений разных жанров, но, всеобщую любовь и признательность этот композитор получил благодаря самому известному романсу - «Соловей». Романс сочинен в стиле русских народных песен. И даже образ соловья указывает на это. Ведь в русской народной лирике соловей - вольная пташка, друг, символ ласки и нежности. И здесь, на этой небольшой улочке можно приоткрыть первую тайну.
Есть сведения, что стихотворение А. Дельвига, на слова которого был позже написан романс, посвящалось другу - Александру Сергеевичу Пушкину, когда его отправляли в ссылку в 1820 году. Алябьев первым увидел в этом стихотворении прощание с близким другом, когда предстоит длительная разлука и неизвестно, увидишься ли с ним вновь. Но удивительно и другое: Алябьев сочинял музыку к этим стихам, когда сам находился в заточении. 24 февраля 1825 г. Алябьев был арестован по ложному обвинению в убийстве, он оказался в тюрьме, затем в ссылке, оторванный от привычного уклада и окружения. Все источники придерживаются версии, что именно в этот период Алябьев и сочинил этот романс, находясь в тюрьме. Фортепиано было доставлено ему как узнику прямо в камеру — это удалось выхлопотать старшей сестре композитора.
По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс своей возлюбленной — Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу, но не успел объясниться. Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой, обвенчалась с композитором. Екатерина Александровна принадлежала к знатному роду, являлась дальней родственницей композитора Николая Римского-Корсакова, а дом её родителей считался одним из прототипов дома грибоедовского персонажа Фамусова. Не удивительно ли, что улицы Алябьева и Римского-Корсакова в Калининграде оказались рядом?
«Соловей» до сих пор остается одним из самых известных русских романсов. Образ маленькой звонкой птички был настолько популярен, что, спустя немного времени зазвучал в обработках других композиторов. Имена двух из них есть на карте нашего города. Это родоначальник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка и немецкий композитор - романтик Иоганнес Брамс. Оба они, кстати, бывали в нашей области: Брамс в Кранце (Зеленоградске), а Глинка в Кёнигсберге и Тильзите (Советске).
Интересно, что Вариации на тему «Соловья» Глинка написал в Берлине, а вскоре после этого отправился в Россию. Именно в это время он и побывал проездом в Кёнигсберге. Находится улица Глинки на окраине города, в районе Северной горы.
О том, что Брамс обращался к романсу Алябьева, долгое время было не известно. В 1851 году в Гамбурге был напечатан Сборник фортепианных ансамблей «Русский сувенир» или «Воспоминание о России». Его автором значился некий Г.В.Маркс. И лишь спустя 120 лет музыковед Ласло Леснан исследовал сборник и пришел к выводу, что его автором был Брамс. Под именем Брамса ансамбли были впервые опубликованы в 1971 году. К улице Брамса мы еще вернемся.
А пока с улицы Чайковского перейдем на другую сторону Паркового ручья, где расположена музыкальная улица, сохранившая свое первоначальное название, - улица Генделя. Георг Фридрих Гендель - великий композитор. И хоть большую часть жизни он провёл за границей, родиной его всё же была Германия. Немцы гордились им. И пусть в Кёнигсберг Гендель не заезжал, улица его имени тут была. Она называлась Гендель-штрассе. И, словно мостик между настоящим и прошлым, между русской и зарубежной музыкой легкое покачивание «Баркаролы» сменяет чарующая «Музыка на воде». 300 лет назад, 17 июля 1717 года, английский король Георгом I принял участие в прогулке по Темзе, во время которой и была исполнена «Музыка на воде».
Приоткроем здесь еще одну тайну. Есть упоминание, что короткое время после войны она называлась Патрульная. Но, название это, наверно, не прижилось. А вот имя композитора сохранилось. Несмотря на то, что в 1950 году волна переименований безвозвратно с городской карты Баха, Брамса и других. По одной из версий, власти посчитали Генделя англичанином, по другой же, военные, которым было поручено переименование улиц Кенигсберга, случайно перепутали фамилию Генделя и Менделеева, и посчитали, что название этой улицы следует оставить без изменений.
Удивительная история связана с именем и другого зарубежного композитора - улица Грига, впервые отмеченная в справочнике 1960 года. Считается, что улица получила свое название в честь одного из бойцов, бравших Кенигсберг, но так как никаких дополнительных разъяснений по этому поводу не было, улицу стали называть именем норвежского композитора Эдварда Грига (1843-1907), о котором сочинил прекрасный рассказ Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
На противоположной стороне площади Победы находится улица Вагнера, которая неслучайно выпала из «веера» музыкальных улиц и находится с другой стороны площади. Улица, как и сам композитор, испытала превратности судьбы: ей было присвоено имя совсем другого Вагнера (в 1888 году). Приоткроем тайну: не композитора, а хирурга и профессора Альбертины Карла Эрнста Альбрехта Вагнера, который основал знаменитую клинику (ныне - портовая больница)! В 1933 году была внесена поправка в название улицы, которая из “Вагнер-штрассе” превратилась в “Рихард-Вагнерштрассе”. Тем более что дом, в котором композитор Рихард Вагнер (1813-1883) жил в Кёнигсберге, находился буквально в двух шагах. Пребывание композитора в Кёнигсберге связано с самым беспокойным периодом его жизни. Здесь он работал дирижёром музыкального театра, здесь в ноябре 1836 года в Штайндаммской кирхе венчался с молодой актрисой Минной, отсюда тайно бежал, преследуемый кредиторами, забившись в трюм небольшой шхуны, которая шла в Ригу из Пиллау (Балтийска)....В Кёнигсберге Вагнер начал писать либретто самой знаменитой своей оперы “Кольцо Нибелунга”. Именно в честь героев этого произведения король Людовик II Баварский позднее возвел замок Нойшванштайн – Новый Лебединый замок, ставший прообразом диснеевского Волшебного Королевства и до сих пор являющийся популярнейшим туристическим местом Европы. А ведь у Вагнера идея родилась именно в Кенигсберге! Волна переименований в январе 1950 года миновала улицу…
Здесь мы приоткроем еще одну тайну, связанную с именем Вагнера. В Кенигсберге, недалеко от Вагнер-штрассе располагалась улица Рудауэр Вэг. В 1946 году она стала носить имя Модеста Петровича Мусоргского, который Вагнера и его творчество недолюбливал, и даже возглавлял в России «антивагнеровский союз». Великий русский композитор называл себя «бойцом за правую мысль искусства», и всем своим творчеством он хотел «сказать людям новое слово дружбы и любви».
От улицы Мусоргского вернемся на улицу Иоганнеса Брамса. Улица Брамса в Калининграде – одна из немногих, сохранивших свое название со времен Кенигсберга. И снова – парадокс. Дело в том, что этот композитор-романтик являлся в Германии крупнейшим представителем «антивагнеровского союза». Удивительно, не правда ли, что все три эти улицы оказались рядом?
А улица Брамса хранит еще одну необычайную историю. На карте города она находится буквально в двух шагах от улицы П.И. Чайковского – по-соседски. Но в жизни было все не так просто. Оказывается, эти два величайших композитора на самом деле совершенно не переносили друг друга. Чайковский считал Брамса «бездарностью» и самонадеянной посредственностью, возомнившей себя гением». Впрочем, и Брамс в долгу не оставался. Немецкий композитор довольно много сочинял, творил в самых разнообразных жанрах. Единственное, на что у него не поднималась рука, – это написание опер, которые он, по воспоминаниям очевидцев, «терпеть не мог» (хотя и пытался писать!). И неоднократно в кругу близких Брамс требовал: «Об опере и женитьбе в моем присутствии – ни слова!», - косвенно намекая на творчество Чайковского…
В 2010 годув нашем городе накануне празднования Дня города появился Сквер Шопена. Тогда жесостоялось торжественное открытие памятника великому польскому композитору Фридерику Шопену (1810-1849) в сквере на пересечении улиц Коммунальной и Степана Разина. Место установки скульптуры выбрано не случайно, т.к. по внешнему облику и по духу оно наиболее близко к парку в имении Желязова Воля под Варшавой, где родился Шопен. В этом скверике солнечным днем хорошо посидеть на скамейке и мысленно пройтись еще раз по музыкальным улицам нашего города.
Закончить музыкальную прогулку мне хочется на улице Глазунова.
Александр Константинович Глазунов более 20 лет был директором Петербургской консерватории. В творчестве его привлекали светлые, радостные образы, картины народного быта, праздничные сцены, ему был чужд драматизм. В балете «Времена года» Глазунов воплотил один из вечных мифов о воскрешении природы от зимнего сна, о лете, полном солнечных дней, о приходе осени, несущей плоды. Быть может, именно его имя стало символом появления в нашем городе новых «музыкальных улиц»? И скоро на карте нашего города появятся другие «музыкальные улицы», например, Даргомыжского, который, кстати, тоже бывал в Кенигсберге?
Продуктом теоретической части стала презентация с музыкальным сопровождением к исследовательской работе «Экскурсия по музыкальным улицам города», который можно использовать как дополнительный материал к изучению истории Калининграда и области.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Разработка туристического маршрута
«Прогулка по музыкальным улицам города»
Увы, не каждый современный калининградец сможет найти сегодня что-то для себя интересное и захватывающее. Люди привычно спешат по улицам, пробегая глазами по табличкам «улица Чайковского», «улица Вагнера», не обращая на них никакого внимания. И лишь ностальгирующие группы немецких туристов без устали щелкают затворами фотоаппаратов, чтобы запечатлеть на снимках историю Кёнигсберга, продолжающуюся и в наши дни… Грустно, что не знаем, не помним и не чтим мы истории нашего замечательного края.
Так и остается история лишь на старых пожелтевших открытках и в рассказах посещающих нашу область немцев. Так может быть, пора и нам обозначить на туристической карте Калининградской области маршрут как добавление к Фестивалю «Когда звучат улицы»?
Когда работа над проектом была почти закончена, мы решили, что обязательно калининградцы и гости города должны узнать о существовании такого замечательного экскурсионного маршрута и составили туристический буклет «Имена композиторов на карте Калининграда» (Приложение 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы
Приступая к исследовательской работе, мы ставили перед собой задачи. Закончив работу над проектом, мы можем сделать следующие выводы:
ЗАДАЧА: собрать материал об улицах Кенигсберга и Калининграда (сохранившихся и утраченных), названных в честь композиторов; изучить: где, когда и сколько было таких улиц, почему они получили эти имена?
Для решения этой задачи мы изучили и проанализировали достаточно большой объем информации из разных источников об улицах Кенигсберга и Калининграда, названных в честь композиторов. С помощью Интернет-ресурсов, документальной литературы, путеводителей по Калининграду и области мы нашли информацию об истории этих улиц, выяснили, когда и именем кого были названы; мы точно можем ответить на вопрос сколько музыкальных улиц было в Кенигсберге, как сложилась судьба каждой из них и сколько музыкальных улиц сейчас в Калининграде.
2. ЗАДАЧА: найти необычные факты из истории топонимики Калининграда
Работа с разными историческими, документальными и художественными источниками и их анализ позволили нам выявить некоторые удивительные факты, связанные с музыкальными улицами Калининграда, и по-новому взглянуть на этот туристический маршрут.
3. ЗАДАЧА: обобщить полученные результаты и обозначить туристический маршрут на карте Калининградской области «Музыкальные тайны Кенигсберга - Калининграда».
На основании представленных материалов мы разработали новый туристический маршрут. Кроме того, был создан туристический буклет «Имена композиторов на карте Калининграда».
Таким образом, все задачи, намеченные нами во введении, были полностью реализованы.
Список литературы:
Бирковский В.Г. и др. История нашего края: пособие для учащихся. — Калининград: Калининградское книжное издательство, 1990. – 96 с.
Воронов В.И. Кёнигсберг-Калининград: 100 сравнений в фотографиях. — Калининград: Издательство ИП Мишуткина И.В., 2005. – 139 с.
Гальскова Г.И. Имена великих композиторов в названиях улиц г. Калининграда. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М.: «Первое сентября».
Губин А. Кенигсберг и Калининград. Музыкальные улицы. «Гражданин», - № 36/37 (310/311) -19.12.1997г.
Митрофанов А. Городские прогулки. Калининград. – Издательство: Ключ – С, 2008. – 240 с.
Москвин А., Сегеди А. Калининградская область. Притяжение янтарного края. – Издательство: Вече, 2011. – 108 с.
Попадин А.Н. Местное время: прогулки по Калининграду. — Калининград: Янтарный Сказ, 1998. – 383 с.
Симкина С. Свет ты мой единственный. - Калининград: Книжное издательство, 1996.-391с.
Якшина, Д. В. Прогулки по Кёнигсбергу: [альбом] / Дина Якшина; худ. С. Фёдоров. – Калининград: Живем, 2010. – 256 с.
Интернет – ресурсы
Великие композиторы. http://revolution.allbest.ru/music/00116738_0.html
Карта Калининграда http://kaliningrad-life.ru/download/map_karta_oblasti.html