ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Для научного исследования накосные украшения представляют собой особый интерес, так как помимо своей функциональности они теснейшим образом связаны с существующими практически у каждого народа собственными представлениями о волосах,
О взаимосвязи их с человеком (волосы как вместилище «души» или одной из «душ») через эти представления о человеке дают возможность выхода на всю систему традиционного мировоззрения.
Новизна темы: Сделана первая попытка обобщить существующий материал о накосных украшениях народов Сибири, в особенности якутов и выделить в нем часть культуры, которая отражает мировоззрение этноса
Цель работы: Провести сравнительно-сопоставительную характеристику накосных украшений народов Сибири.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым ставить следующие задачи:
а) Изучение особенностей накосных украшений народов Сибири;
б) Сравнение и анализ накосных украшений народов Сибири:
Культурологический анализ основан на методологии:
а) сравнительно-сопоставительного исследования накосных украшений на историко-этнографическом материале, на выявлении сходства и отличия, отражающих мировоззренческий комплекс этносов;
б) прикладной культурологии, применяя семантико-семиотический анализ для раскрытия синтактики, т. е знаковых функций декора якутских накосников.
в) Выявление символики накосных украшений
Предмет исследования: Украшения народов Сибири.
Объект исследования: Накосные украшения народов Сибири. Функция, семантика, символика.
Изученность темы - В списке литературы приведены основные работы по ювелирным украшениям. Но специальных монографических трудов, посвященных только накосным украшениям, мы не обнаружили.
В работе использованы фотоматериалы из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, а также других музеев страны и научные издания по этнографии, истории, культурологии и искусству.
Практическая значимость: Материал данной работы может быть полезным для изучения традиционного мировоззрения и национальной культуры, декоративно-прикладному искусству в школе.
Структура исследовательской работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКОСНЫХ УКРАШЕНИЙ
1.1. Накосные украшения народов Сибири
У всех народов мира существовало и существует до сих пор множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. У многих народов в набор женского наряда и украшений включают различные накосные украшения.
Ненцы. Характерной ненецкой женской прической и одновременно и накосным украшением были так называемые ложные косы, представляющие собой овальную кожаную пластинку, обычно обтянутую красным сукном, плотно зашитую бисером, украшенную несколькими крупными медными пуговицами. К концам пластинки прикреплялись длинные матерчатые жгуты и шерстяные шнуры красного (бордового, розового) цвета. Встречаются экземпляры, где часть обмотки выполнена шнуром, сплетенным из волос. Волосы расчесывали на пробор, пластинка укреплялась на затылке, волосы сплетали в две косы вместе с матерчатыми жгутами, а затем сверху плотно обматывали шнуром (7 С. 623). Ложные косы были значительно более длинными, чем натуральные, висели ниже пояса и заканчивались обычно треугольными лопастями, из кожи, ровдуги, сукна; обычно украшались всевозможными металлическими подвесками, кольцами, цепочками, бляхами, пуговицами. Между собой, выше концов, эти косы соединялись несколькими низками бус, цепочками, тоже имеющими различные подвески (приложение 1).
Ханты и манси. Такие же, как у ненцев, ложные косы были распространены у северных хантов и манси. У обдорских хантов и термин для этой прически-украшения был ненецким. У казымцев ложные косы носили девушки, у обдорских хантов носили все – девочки, девушки, замужние женщины и старухи. Единичные сведения о ложных косах имеются и для восточных хантов, у которых ложные косы с характерной овальной пластинкой на затылке носили и мужчины. «Волосы расчесывали на пробор, собирали за ушами в два пучка и туго обматывали цветным шерстяным шнурком преимущественно красного цвета. При этом на затылке прикреплялось украшение в виде овального кусочка сукна большей частью красного цвета с пятью медными пуговицами и зашитого бисером».
Женщины и девушки южных хантов и манси также заплетали волосы в две косы, но ложных кос здесь не носили, а накосные украшения отличались тем, что делались они целиком из бисера и металлических деталей в них было гораздо меньше или не было совсем.
Косники, бытовавшие у южных хантов и манси, представляли собой подвески и ленты из бисера (нашитого на ткань или в виде ажурных сеток из бисера, нанизанного на сухожильную нить). С помощью шнурка у верхнего края косоплетки вплетались в косы и висели ниже конца косы или укреплялись в волосах у ушей. Это были разного рода кисти из низок бисера или бус с металлическими жетонами, монетами на концах, ажурные сетки из разноцветного бисера в виде лент разной длины и ширины в одной связке. Нижние края украшались металлическими подвесками-жетонами или чаще всего кисточками из разноцветных шерстяных ниток. Иногда такие косники между собой несколькими низками бисера с медными колечками, цепочками, пуговицами. Бытовали у южных угров и косники, близкие по форме к кетским, – в виде узкой расшитой бисером ленты с бисерными же кистями на концах. Средняя часть накосника помещалась на затылке, затем два конца вплетались в косы, а кисти висели ниже концов кос (приложение 2,3).
По накосным украшениям этот регион достаточно четко делится на две части – южную и северную. У ненцев (кроме их восточных групп), северных хантов и манси характерны ложные косы для женщин, а у хантов – и для мужчин. У всех групп населения на севере распространена обмотка волос шнурком (7 С. 589). Для накосных украшений показательно большое количество металла: количество металлических подвесок на украшениях явно превышает употребление бисера и бус.Для юга, напротив, характерны именно бисерные украшения, имеющие аналогии с кетскими (приложение 4).
Нганасаны. На концах женские косы украшались металлическими подвесками и бусинами. Так же украшали свои косы и мужчины. Более нарядны женские подвески из медных пуговиц, вдеваемых в косу в двух или трех местах к ушку которых на ремешках подвешиваются медные пластинки с прорезями или мелкие серебряные монеты. Подвесками могли служить и случайные предметы, почему-либо понравившиеся женщине (колесики от сломанных часов и.т.п.). Металлические подвески различной формы однотипны с подвесками ненцев, хантов, манси. У нганасан, также имеются и другого рода накосные украшения. Это две ровдужные полосы, окрашенные в красный цвет. По длине полос сделаны короткие горизонтальные прорези, а в прорези продернуты ровдужные ремешки. В образовавшиеся петли в лицевой стороне прикреплены пуговицы или продолговатые штампованные металлические пластинки. Верхние свободные концы ремешков вплетаются в концы кос. Нижние концы косников украшены фигурными металлическими штампованными и литыми подвесками, колокольчиками и соединены между собой низками бус (6 С.111).
Кеты. Накосные украшения, как и прически, были однотипны у парней и девушек. Это узкая ровдужная полоска с пуговицей на верхнем конце; нижний конец этой полоски представлял собой кисточку из трех ремешков, на которые были нанизаны бусы, бисер, металлические трубочки-пронизки. Верхний конец косоплетки вплетался в косу, нижний висел свободно (приложение 5).
Женское накосное украшение представляло собой длинную полоску материи, более широкую в средней части и сужающуюся к концам, расшитую бисером. На концы прикрепляли кольца, ровдужные кисточки. Несколько выше концов пришивалась перемычка, также украшенная бисером. Широкая часть украшения укреплялась на затылке между косами, концы до перемычки вплетались в косы, ниже перемычки свободно свисали. Орнамент на накосниках был различным у представителей разных родовых групп.
Девушки-селькупки вплетали в волосы цветные лоскутки, удлиняя этим косы: к концам кос привязывали бляхи, бусы, бубенчики. Замужние женщины также носили две косы, но никаких украшений на них не было.
Юкагиры. Юкагирские девушки носили две косы, перекинутые на спину и соединенные косником (приложение 14). Один косник представляет собой бисерную ленту, концы которой вплетены в косы, а середина свободной дугой свисает между ними; другой – ленту, нижний конец которой украшен бахромой, а верхний раздваивается и вплетается в концы кос, таким образом, соединяя их. Другой косник, бисерная лента по своей длине составлена из нескольких фрагментов. Нижний конец ее совершают несколько коротких низок бус с металлическими жетонами на концах, а к углам верхнего пришиты два ремешка с нанизанными на них бусинами; концы ремешков вплетены в косы (6 С.112).
Чукчи. Коряки. Эскимосы. У народов Северо-Востока Сибири женская и девичья прически представляют собой две тугие косы. В волосы вплетали большое количество низок разноцветного бисера и пуговицы. На затылке между косами укреплялась прямоугольная перемычка из ткани, или может быть, из кожи, украшенная нашитыми в один или в два ряда пуговицами, концы перемычки украшены свободно свисающими низками бисера.
Эвенки. Женское украшение к косам представляет собой подвеску в виде продолговатой полоски кожи, плотно зашитой бисером, с металлическими подвесками или кисточками из лоскутков ткани (7 С.723). К верхним углам ленты пришиты тесемки, вплетавшиеся в концы кос. У девушек бытовали кроме того, косники в виде кистей из низок бус, соединенных медными кольцами. Верхний конец такого косника при помощи тесемки из кусочков кожи вплетался в волосы (приложение 6)..
Народы Амура. Накосные украшения народов Амура представлены несколькими видами. Первый – это широко распространенные в Сибири разного рода подвески из низок бус, бисера, металлическими кольцами, бляшками, монетами или нитяными кисточками на концах, прикреплявшиеся к подкладке свернутой косы или вплетавшиеся в ее конец. Такие подвески в качестве составного элемента могли включать и зубы или когти животных. Второй вид – украшения на тканевой основе – это нанайское девичье украшение «афи» – вытянутый четырехугольник из ткани на жесткой основе, расшитый бисером, мелкими пуговицами, раковинами каури (приложение 7). С помощью завязок у верхних углов украшение прикреплялось на затылке между сложенными косами. Нивхское украшение для косы девочки представляет собой продолговатый треугольник из ткани, по лицевой стороне которого нашиты пуговицы, китайские монеты, металлические бляшки. К острому верхнему концу украшения пришиты две завязки.
Буряты. Девичьи накосные украшения «сажа». Основу этого украшения составляла проклеенная в несколько слоев ткань или кусок твердой почти не выделанной кожи, обтянутой тонким красным сукном. На эту основу пришивали или прикрепляли ряды коралловых бус с металлическим ободком– шураг саажа, посеребренные металлические подвески различной формы – тумер саажа, густо нашитые крученые шелковые нити — yhen саажа. Верхний конец уьен сажа венчался посеребренной пластинкой, нижний – кистями из техже нитей. Прикреплялась саажа к свободно висящим на спине кистями из тех же нитей. Это украшение, особенно вариант «yhen саажа», близко якутскому женскому украшению и имеет много общего с хакасским «нинчи» (6 С.117).У бурятокбыло распространено увеличение кос (удлинение и утолщение) за счет вплетенияв них волос из конского хвоста; все вместе крепилось широкими лентами серебрянымии медными лентами. Носили также искусственные косы, сплетенные из шелковых нитей. К концу их подвешивали пластины четырехугольной формы с рельефным узором и шестью коралловыми вставками. К нижнему концу искусственной косы прикреплялись бусы, обрамленные в характерные конусообразные колпачки.
У восточных бурят подобно монголам-ойратам, женские косы убирались в чехлы «шэбэрэл», сделанные из бархата, с серебряными и коралловыми украшениями. В основании кос, убранных в чехлы, вплетались Г-образные металлические стержни (туйба), которые обертывались сверху тесьмой. Видимый конец туйба украшался припаянным серебряным, иногда золотым шариком. В некоторых случаях он имел вид богато орнаментированной пластины. В торжественные дни к туйба подвешивались многочисленные цепочки и подвески (приложение 9).
Бурятские женщины и девушки пользовались разнообразными подвесками: плоские серебряные круглые подвески с вделанными в центр монетами, а также коралловые бусы – излюбленное украшение кос. Кроме того, следует отметить бытование такого своеобразного украшения, как «подхваты для кос» в виде жесткой матерчатой основы с прикрепленными к ней коралловыми бусинами, украшенными конусообразной серебряными навершиями.
Хакасы. У хакасов можно выделить в два основных вида наносных украшений. Первый вид представлен различного рода кистями (пос чачак): из бисера, часто с кусочками перламутра, бусинами, металлическими бляшками или монетами на концах, это также кисти из волосяных шнурков с бисером, раковинами каури на концах (6 С. 118). Одним из вариантов кисти были украшения в виде довольно длинных низок коралловых бус (или просто бусин красного цвета), чередующихся с кусочками перламутра разнообразной формы, и с бисерной кистью на конце. Верхняя часть кистей обычно сплеталась в виде волосяной косички и вплеталась в конец косы, а само украшение являлось как бы продолжением косы. Этот вид украшений носили как женщины, так и девушки.
Второй вид — праздничное девичье украшение нанчи (нинчи) – представляет собой четырехугольный, довольно большой (13x13, 14x14 см) кусок кожи или другого плотного материала, обтянутый тканью и плотно зашитый крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, бисером, коралловыми бусинами. С внутренней стороны пластины прикреплялось несколько волосяных шнуров, которые вплетались в косы (приложение 10).
Алтайцы. Первый вид алтайских накосных украшений, характерный для южных алтайцев, представлен кистями и имеет много общего с аналогичным видом хакасских украшений. Это «чач-пууш» – три сплетенные из женских или конских волос косички, переходящие в кисти из тонких витых волосяных жгутов (до 100 штук в каждой кисти) с раковинами каури, монетами или пуговицами на конце каждого жгутика (приложение 11).
«Чач-пууш» – девичье украшение. В день свадьбы к одному из жгутиков привязывают специфическое украшение «тана» – кружок в 1,5 – 3 см. диаметре из кости, рога, перламутра, фаянса, с отверстием в центре. После свадьбы чач-пууш не носили, а «тана» женщины наряду с другими украшениями подвешивали непосредственно к косе.
Накосные украшения девушек добрачного возраста делались и в виде кистей из разноцветного бисера, а также раковинами каури на концах бисерных низок. В косы также вплетались кисти из хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных нитей, подвешенных на низках бус или золотистых шнурах с плетеными узлами.
Второй вид накосных украшений также распространен среди южных групп алтайцев. Это парный косник для двух женских кос в виде нанизанных на тонкие кожаные ремешки связок раковин каури, чередующихся с медными кольцами, и с металлической лирообразной подвеской на нижнем конце; на верхнем же часто имеется пуговица. Верхние концы косников с помощью тесемок вплетались в косы, переброшенные на грудь. Обычно при ношении нижние концы косников соединялись между собой перемычкой.
Третий вид представлен украшением для женских кос в виде нескольких разной длины низок бус, подвешенных между металлическими кольцами, или треугольными кусочками кожи, украшенными раковинами каури с помощью шнурков украшение вплеталось в концы кос и свободно цепью спускалось между ними до талии.
Четвертый вид – накосные украшения в виде бахромы. Он представлен украшениями из ткани и бисера; перемычка из ткани, к верхнему краю которой пришиты петли (по числу девичьих косичек), а к нижнему – свободно свисающая бахрома из низок бисера с раковинами каури на концах (приложение 12).
Более широкое распространение, вероятно, имело украшение в виде свисающей с кожаной перемычки бахромы из тонких полосок кожи с нашитыми на них связками раковин каури и медных колец по используемым материалам и технике выполнения аналогично женскому украшению кожагай у южных алтайцев (приложение 13). Женские и девичьи украшения отличались количеством ремешков, отходящих от верхнего края перемычки соответственно количеству кос. Украшение для девушек брачного возраста состояло из пяти квадратиков материи унизанных раковинами каури, чередующихся с пятью связками бус из восьми параллельных нитей. последняя связка бус, которыми оканчивалось это украшение, была вдвое длиннее остальных, и каждая низка этой связки завершалась раковинами. Это украшение вплеталось в две средние косички на затылке и спускалось через всю спину до самых пят (6 С. 120).
Шорцы. Традиционные прически и накосные украшения близки к алтайским. У шорцев, так же как у северных алтайцев, девушки носят нечетное количество кос и украшают их «тяжелыми подвесками из раковин каури и бус», а также бусами, маленькими медными колокольчиками и.т д.
Тувинцы. Характерным украшением была чавага которая добавлялась к уже описанным украшениям во время обряда "тухтепа" и являлась принадлежностью свадебного костюма. Представляет собой декорированные серебряные или посеребренные железные пластины под прямоугольной или трапециевидной формы с полукруглым верхним краем. Их узор обычно включил завитки, многолепестковые розетки, нередко в сочетании с вставными камнями и эмалью, снизу к пластинке чавга подвешивали несколько рядов низок бус, крученую проволоку, шнурки из плетеных черных или цветных нитей.
Якуты. В эту группу украшений входят накосники, косоплетки, «защепки», гребенки. У якутов косоплетки «баттах еруутэ», «киистэ» и «суьуох симэ5э» считались украшениями девочек, девушек и молодых женщин. Девушки обычно носили длинные волосы, заплетенные в одну косу.
Накосники достаточно разнообразны по форме и характеру оформления. Существовали и такие их виды, которые состояли издлинных кожаных ремешков, нанизанных цветными бусами, стеклярусом, мелкими трубочками и в конце какой-либо металлической бляхи. Бляхи обычно различной формы: трапециевидные пластины из серебра, орнаментированные богатой гравировкой, бляшки лировидной формы, пластинки в виде миниатюрного медного лучка, коньков и другое.
Якутским девочкам косу туго перевязывали узким ремешком и украшали серебряными бляшками и трубочками, также разноцветными бусами. Обычным украшением косы девушек и девочек были одна или несколько трапециевидных пластиной «суьуох киистэ» (3 С. 50).
Для кос девочек 5-10 лет бывают различной формы подвески из серебра и меди ажурной работы, гравированные, с разноцветными бусами. Иной вид имеет подвеска для роста волос: из плотной ткани в форме вытянутого треугольника, на которую нашиты металлические ажурные подвески.
Девичья подвеска представляет собой ровдужный ремешок, на верхний конец которого нашито несколько серебряных жетонов. Нижний конец ремешка продет в чеканную трубочку, из которой кистью спускаются четыре низка бус, чередующиеся с металлическими трубочками. На концах низок – три колокольчика. Подвески вплетались в косу при помощи ровдужного ремешка.
В работе Р. Маака имеется интересное сообщение о накосных украшениях вилюйских якутов. Описывая накосник, он называет его почему-то «кэлин кэбисэр»: «К задней части обруча прикрепляется так называемая косоплетка, привязываемая к косе, которая у якутов обыкновенно не длинная». Вполне возможно, что вилюйские якуты накосные украшения такого типа иногда называли «кэлин кэбисэр», но все-таки как оно, будучи накосником, прикрепляется к гривне, не совсем понятно. Скорее всего, автором фиксирован нетипичный случай, поскольку массивное накосное украшение, состоящее из множества металлических пластин и бус, не оттягивало косу, для удобства женщины могли дополнительно прикрепить его к шейным гривнам (7 С. 304).
Женские накосные украшения упоминаются в литературе под названием косоплетки. Косоплетка привязывается к косе, прикрепляется к задней части шейного обруча и свисает до крестца. Косоплетки очень разнообразны, обычно тонкой работы. Они составлялись из подвешенных на ровдужный ремешок различной формы и в разных сочетаниях многочисленных металлических (серебряных) ажурных, украшенных гравировкой пластинок, подвесок, часто перемежающихся низками бус, чередующихся с металлическими разной величины трубочками. Прямых аналогов якутским косоплеткам в Сибири нет (6 С. 230).
Итак, изучив накосные украшения народов Сибири можно сделать следующие выводы:
Накосные украшения являются обязательным элементом традиционной одежды, тесно связанной в свою очередь со всем комплексом традиционной материальной и духовной культуры у большинства народов Сибири.
Накосные украшения, несмотря на большое разнообразие, имеют ряд общих черт.
Украшения в основном носили молодые девушки и незамужние женщины.
ГЛАВА 2. НАКОСНЫЕ УКРАШЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИЯ И СИМВОЛИКА
2.1. Типы накосных украшений.
Накосные украшения, как и другие виды накосных украшений, несут в себе обширный комплекс функций, часто трудно отделимых друг от друга. Утилитарное назначение накосников, как явствует из собственного названия их, было украшение человека в соответствии с эстетическими воззрениями этноса, а также, в ряде случаев, необходимость поддерживать прическу в определенном состоянии. Помимо этого, накосные украшения, несли в себе функцию маркирования половой дифференциации и социально-возрастного статуса человека. Вообще же прическа (так же как одежда, набор украшений) более или менее строго регламентировалась традицией и зависела от половой, социально-возрастной принадлежности. Наиболее строго традиция определяла прическу девушек-невест и женщин детородного возраста.
У множества народов существуют различные виды накосных украшений и имеют свое значение, функцию и название.
Таблица 1
Некоторые названия накосных украшений народов Сибири
Народы Сибири |
Название накосных украшений |
Ненцы |
Ложные косы. Тане. |
Кеты |
Думсут. Тылыран |
Юкагиры |
Косники |
Буряты |
Саажа. Туйба. Боолто. |
Хакасы |
Пос чачак. Нинчи |
Алтайцы |
Чач-пууш. Тана. |
Тувинцы |
Чавага, Шурмеш чачичы. |
Якуты |
Косоплетки.Суьуох симэ5э. Киистэ. |
Для выделения общих особенных черт украшений по категориям мы использовали типологическую таблицу. Типообразующим признаком служит форма украшения, а также связанное с ним функциональное назначение предмета.
Таблица 2
Типы накосных украшений
Название народов |
Название накосных украшений |
1 тип |
2 тип |
3 тип |
4 тип |
5 тип |
6 тип |
В виде ложых кос |
В виде снизок бус с метал. подвесками |
Парный, соединя-щий две косы |
Надевается на косу. Чехол. |
футляр |
пластины |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ненцы |
Ложные косы. Тане. |
+ |
|||||
Ханты Манси |
Ложные косы. |
+ |
+ |
||||
Нганасаны |
Косники |
+ |
|||||
Кеты |
Думсут. Тылыран |
+ |
|||||
Юкагиры |
Косники |
+ |
|||||
Эвенки |
+ |
||||||
Народы Амура |
+ |
+ |
|||||
Буряты |
Саажа. Туйба. Боолто. |
+ |
+ |
||||
Хакасы |
Пос чачак. Нинчи |
+ |
+ |
||||
Алтайцы |
Чач-пууш. Тана. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Щорцы |
+ |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тувинцы |
Чавага, Шурмеш чачичы. |
+ |
|||||
Якуты |
Косоплетки..Суьуох симэ5э. Киистэ. |
+ |
Накосные украшения наиболее многочисленны по видам, но можно выделить 6 основных типов. 1, 2, 3, 6-й типы, наиболее распространенные, встречаются сразу у нескольких народов, 4, 5-й – в основном распространены только у бурятов. Эти накосные украшения не имеют аналогов на территории Сибири.
Отдельно можно остановиться на типологии якутских накосных украшений. Традиционные якутские накосники и косоплетки по конструктивным особенностям можно разделить на следующие основные типы первое – накосники и второе косоплетки (9 С. 41).
Первый вид накосников состоит из металлических пластин, медных трубочек и цветных бус. Имеет удлиненную форму шириной до 10 см, оканчивается шелковой бахромой, мелкими подвесками. Второй вид накосников, состоит из длинного кожаного ремешка, нанизанного бусами, стеклярусом, трубочками, и одной крупной декоративной бляхи или пластины, которые могут иметь мелкие подвески.
Косоплетка состоит из одной узкой полоски ровдуги, украшенной цветными бусами и серебряными привесками в ступенчатом порядке. В конце косоплетки — подвески в виде миниатюрных чашечек, круглых пластинок, бус и т.д. Существует второй вид косоплетки, эта ровдужная полоска с раздвоенными концами, которые украшены привесками из цветных бус, серебряных пластин и.т.д.
Таблица 3
Типы и виды якутских накосных украшений.
1 тип. Накосники |
2 тип. Косоплетки |
||
1 вид |
2 вид |
1 вид |
2 вид |
2.2 Символика и функциональное значение накосных украшений
Представления о сверхъестественных свойствах волос — часть о6щечеловеческой культуры. К сожалению, эта тематика на сибирских материках никогда не исследовалась. Тем не менее, само присутствие этих представлений у народов Сибири сомнений не вызывает. Особой сверхъестественной силой, по традиционным представлениям народов Сибири, обладали несомненно, волосы женщин в детородный период, что объясняется специфической функцией женщины, производящей на свет детей, ее связью, таким образом, с потусторонним миром. Естественно, что при бытовании таких представлений волосы нуждались в особом охранении. К тому же женские накосные украшения, как никакие другие виды украшений, связаны с идеей плодовитости. Отсюда две основные магические функции накосных украшений: охранительная и множительная.
Практически все виды накосных украшений зрительно удлиняли косу женщин, а ложные косы делали их к тому же более толстыми, тем самым, видимо, увеличивая силу волос.
Наиболее распространенные виды накосных украшений у народов Сибири — кисти и бахрома. Они представляют собой древнюю форму амулетов. Особые магические свойства приписывались и материалам, из которых изготавливались украшения для волос. Кораллы по традиционным представлениям народов Азии приносят богатство и плодовитость, перламутр, нефрит обладают исцеляющими и лечебными свойствами.
Свойством отпугивать злых духов обладали раковины каури. У нганасан накосные подвески изготавливались главным образом из металла. У якутов считалось, что блеск металлов неприятна злым духам и блестящие вещи, и звук, который издают металлические подвески их отпугивают. Саввинов 40 Встречаются накосные украшения с такими древними оберегами, как когти и зубы животных. У многих народов в качестве амулетов рассматривались отдельно бусины и бисер – материал, повсеместно представленный в украшениях.
Таблица 4
Материал для изготовления накосных украшений
Название народов |
Материал для изготовления накосных украшений |
|||||||||
Ровдуга, |
Труб- очки |
Бусы, бисер |
Раковины каури |
бляхи |
Металлич. кольца, цепоч. |
Металлические подвески |
ткань |
Монетки, жетоны |
пуговицы |
|
кожа |
кол окол чики |
|||||||||
Ненцы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
Ханты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Нганасаны |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Кеты |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
|||||
Юкагиры |
+ |
+ |
||||||||
Чукчи |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Эвенки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Народы Амура |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ когти, зубы жив-х |
|||
Буряты |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
||||
Хакасы |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Алтайцы |
+ |
+ |
+ |
Кость |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Щорцы |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Тувинцы |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Якуты |
+ |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
Как видно из таблицы, почти у большинства народов Сибири бытовали накосные украшения. В качестве материала для изготовления в основном использовались бусы, металлические подвески, различные монеты, пуговицы и ткань как основа.
Меньше всего встречаются накосные украшения со вставками из костя, зуба и когтя животных.
Варианты накосных украшений, отличаясь друг от друга по технике исполнения, по используемому при изготовлению материалу, степени бытования, орнаментике полифункциональны, и в рамках каждой из своих, часто скрытых, функций несут особую смысловую нагрузку.
Итак, изучив накосные украшения народов Сибири можно сделать следующие выводы:
1. Основными функциями накосных украшений являются: охранительная и множительная функции.
2. Наиболее распространенные виды накосных украшений у народов Сибири представляют собой древнюю форму амулетов и имеют особые магические свойства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного материала о накосных украшениях народов Сибири, приходим к следующему заключению:
Накосным украшениям отводилась главная роль в комплекте всего женского украшения, так, как его функцией была защита от злых духов и символ женского плодородия.
Детали и материал, из которых изготавливались накосные украшения, имели сакральную силу:
Кораллы по традиционным представлениям народов Азии приносят богатство и плодовитость, перламутр, нефрит обладают исцеляющими, лечебными свойствами.
Раковины каури обладали свойством отпугивать злых духов.
Металл (серебро, медь). У якутов считалось, что блеск металлов неприятна злым духам, блестящие вещи, и звук, который издают металлические подвески их отпугивают.
Когти и зубы животных играют роль оберега.
Бусины и бисер – материал, повсеместно представленный в украшениях рассматривались в качестве амулетов, охранно-магическое свойство.
Накосники имели утилитарное назначение: необходимостью поддерживать прическу в определенном состоянии, и использовались в качестве украшения человека в соответствии с эстетическими воззрениями этноса.
Наиболее распространенные виды накосных украшений у народов Сибири представляют собой древнюю форму амулетов и имеют особые магические свойства.
Помимо этого, накосные украшения, несли в себе функцию маркирования половой дифференциации и социально-возрастного статуса человека. Вообще же прическа (так же как одежда, набор украшений) более или менее строго регламентировалась традицией и зависела от половой, социально-возрастной принадлежности. Наиболее строго традиция определяла прическу девушек-невест и женщин детородного возраста.
Исследование символики, отражающей особенности культуры того или иного народа, и выразившей себя в традициях, обычаях и украшениях человека, своими истоками уходит в ту эпоху, когда племена и народы активно взаимодействовали друг с другом, обменивались культурными ценностями и формировали новые традиции на основе образующихся объединений.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. – Якутск, 1994.
Арктика – мой дом. Народы Севера Земли // Полярная энциклопедия. – М., 1999.
Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. – Якутск, 1976.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961.
Маак Р.Р. Вилюйский округ. – М., 1994.
Материальная и духовная культура народов Сибири. Клюева И.И., Михайлова Е.А.// Накосные украшения народов Сибири. Сб. МАЭ. – М. 1951.
Народы Сибири: Этнограф. очерки. - М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
Неустроев Б.Ф. Саха ойуута-бичигэ. Узоры и орнаменты саха: альбом. – Якутск, 2007.
Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов: 19 и начала 20 века: (историко-этнографическое исследование). – Новосибирск, 2001.
Серашевский В.Л. Якуты: Опыт этнограф. исслед. - СПб, 1896. - Т. 1.