Урюпинское казачество. Возрождение традиций

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Урюпинское казачество. Возрождение традиций

Кривобоков С.А. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салтынская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» (МБОУ Салтынская СШ)
Рябышева О.Ю. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салтынская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» (МБОУ Салтынская СШ)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я живу в Урюпинском районе Волгоградской области, который издавна считается казачьим краем. Мои предки были казаками, в семье у нас соблюдаются казачьи традиции. Мой дед с гордостью часто произносит: «Мы - казаки». В нашей школе проводятся мероприятия на казачью тематику. Казалось бы, что мы знаем о казаках много. Но еще больше возникает вопросов, когда знакомишься с историей казачества. Откуда появились казаки? Чем занимались? Почему Урюпинский край называют казачьим? Каково было воспитание в семьях казаков? И почему был такой период в истории нашей страны, когда о казаках многие не знали и не слышали? Как возрождалось Урюпинское казачество? Чтобы ответить на эти вопросы со своими руководителями я отправился к атаману станичного казачьего общества «Урюпинский юрт» А.В. Зенину. Он охотно поделился с нами информацией, и я узнал много нового и интересного о казаках.

Зарождение казачества в XV-XVIII веках

Прихоперье часто называют казачьим краем. Большинство местных жителей с гордостью говорят о себе: «Мы казаки!». О казаках знает каждый, независимо от возраста, места жительства и интереса к истории. Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Но что о них известно? Когда они появились на Волге и Прихоперье?

Есть версия, что казаки – это потомки скифов или сарматов, другие – «бродников». Учебники внушают нам мысль о беглых свободолюбивых крестьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI -XVII вв. побежали на юг, там и осели.

Казаки в течение двух с лишних веков были вольными и боялись письменного дела, опасались, что вслед за росчерком пера могут потерять свободу. Именно поэтому архивы в VI-XVII веках не создавались.

Монгольское нашествие в Восточную Европу и образование могущественной Золотой Орды превратили территорию Волгоградской и Астраханской областей в ядро одного из самых могущественных государств. Но в конце XV в. Орда вступила в полосу глубокого кризиса. С 40-х годов этого века в летописях стали встречаться записи о казаках-кочевниках, которые жили военным наймом и грабежами. Татищев указывает на этническую принадлежность казачьих сообществ этого типа: «татаровя ордынские казаки».

В те же годы на пограничье Большой Орды, Литвы появляются первые некочевые казачьи сообщества.

К этому времени Дон и его притоки – Хопер, Медведица - превратились в пограничье. Воспользовавшись этим обстоятельством, казаки начали постепенно осваивать эти места. Они сооружали временные становища, в которых жили в течение лета, занимаясь охотой, рыболовством, бортничеством. В случае нападения казаки становились непреодолимой силой.

Московские власти сразу оценили возможности, которые открывало перед ними сотрудничество с казаками в борьбе с татарскими набегами. Дипломаты усиленно предлагали поступать на «государеву службу». Со временем вольные казаки начали тяготеть к России. Но жизнь в неволе не устраивала сильных духом. Казаки предпочли рабству полную лишений и риска жизнь вольного казака в Диком поле. Источники зафиксировали в 30-40-е годы XVI в. первый массовый приток славян в вольные казачьи станицы. Казаки по-прежнему «гуляли» по Волге, Дону и другим рекам, а не жили постоянно по их берегам. Только в конце 40-х годов вольные казаки попытались закрепиться на постоянное житье на Днепре, Дону и его притоках, прежде чем территория закрепилась за ними. В то время в материалах Посольского приказа упоминается Прихоперье. В 1550-1551 г. ногайский мурза Урслан зимовал со своими людьми «на песках от Хопра с полднища».

Последовал ряд многолетних войн. К середине 80-х годов XVI в. казаки окончательно вытеснили ногайцев с их кочевий в Подонье, в том числе и с
Хопра. Из воспоминаний об этом героическом в истории казаков времени родилась легенда о татарском князе Урюпе, который был загнан Ермаком в болота в окрестностях современного Урюпинска.

Последние годы царствования Ивана Грозного ознаменовались высокой дипломатической активностью московского руководства. В посольских материалах запестрели упоминания о казаках, которые свидетельствуют, что за полвека царствования Ивана Грозного казачество выросло и превратилось во внушительную силу. Вольные казачьи станицы окончательно осели на Волге, Дону, Днепре.

Голландец И. Масса, побывавший в России в начале XVII в., написал в своих записках: «Казаки – люди различных племен из земли Московской: татары, турки, поляки, литовцы, карелы и немцы, но по большей части москвитяне».

В середине 40-х годов XVII в. крымские и кубанские татары огнем и мечом прошлись по Подонью и югу России. Многие казачьи городки превратились в пепел, а их жители были убиты или обращены в рабство. Были уничтожены городки по Хопру и Медведице.

Восстание Степана Разина и его подавление открыли собой новую страницу истории. В экономике Подонья начался переход от военного найма, разбоя, рыболовства к земледелию и скотоводству. Довольно быстро развивалось Прихоперье. Историкам удалось отыскать интересный документ, в котором перечислены 16 хоперских городков, пострадавших в 1674 году от набега калмыков, среди них Урюпинский и Михайловский. Этот факт сообщает о том, что число городов на Хопре выросло от 4 до 20.

Станица Урюпинская в XVIII – начале XX вв.

Правление Петра I стало временем решительного наступления государства на вольности казачества. Уже в 1703 г. на Хопер были направлены стольники для переписи населения. На следующий год царь запретил казакам строить новые городки. Началось гонение беглых. В ответ на эти бесчинства вспыхнуло восстание под предводительством атамана Кодратия Булавина. Со своим войском он ушел в Запорожье, а весной 1708 г. появился на Верхнем Хопре.

В самом начале XVIII в. Урюпин был перенесен с правого берега Хопра на левый, где город располагается и в настоящее время. Несмотря на разорения после восстания Булавина, он уже скоро отстроился. Однако жизнь оставалась еще опасной из-за набегов врагов с юга и востока. В 1713 г. были опустошены городки по Хопру, в том числе и Урюпин. В плен было угнано более 2300 человек.

Позже жизнь вошла в мирное русло. Казачьи городки стали именоваться станицами. В 1768 г. Урюпинская станица насчитывала 260 казаков, из них 184 человека состояли на действительной службе. В это число не вошли дети младше 16 лет и глубокие старики. Всего же станица насчитывала 109 дворов. Население постоянно росло, так в 1792 году дворов стало уже 200, в 1800 – 230.

В хозяйстве Прихоперья в XVIII в. происходят важные изменения. Основной отраслью хозяйства становится земледелие. Из орудий труда применялись легкие соха и рало. Понятия собственности на землю не существовало, при редком населении каждая семья запахивала столько земли, сколько могла. Важной статьей дохода оставалось рыболовство. Рыбные ловли отдавались на откуп. Откупщиквносил сумму платы, и весь улов на протяжении договора доставался ему. В 1764 г. в станице Михайловской 8 озер были отданы за 100 рублей купцу Тимофею Устинову.

В 1792-1793 гг. Верхний Хопер стал один из центров неповиновения власти. Посягательство Екатерины II на казачьи права вызвало большие волнения. Ряд станиц на Хопре отказались выполнять распоряжения императрицы о переводе на Кавказскую линию 3 тысяч семей казаков для обеспечения безопасности. В Михайловской станице произошло восстание: станичные власти были арестованы и посажены в погреб. Для подавления волнений правительство было вынуждено уменьшить число переселяемых семей. Из Урюпинской станицы на Кавказ было отправлено пять семей.

Культурное развитие долгое время находилось на крайне низком уровне. Когда в Урюпинске появился первый храм, сказать трудно. Но известно, что 27 февраля 1717 г. из Москвы была послана благословенная грамота для церкви во имя Покрова святой Богородицы.

Дальнейшим изменением в жизни казачества связаны с царствованием Николая I. В 1835 году было принято «Положение об управлении Войском Донским». По нему высшая власть принадлежала войсковому наказному атаману. По этому документу за каждой станицей был закреплен земельный участок, называвшийся юртом. Юрт станицы Урюпинской составлял 42476 десятин. Уже к 1859 году в Хоперском округе имелось 33 конные молотилки, 33 веялки, 20 сортировочных машин, 2 жатки и несколько сеялок.

В 1820-х гг. в Урюпинской станице имелся кирпичный завод, 4 водяных и 6 ветряных мельниц. Станица становилась одной из крупных в округе. В 1821 г. в ней имелось 344 дома, в них проживало 2173 человека, в ее юрту имелось 14 хуторов. В Урюпинской имелась «одна только прямая широкая улица, прочие все кривые и тесные, дома деревянные, но довольно опрятные, курных изб совсем почти нет».

В начале XIX в. в окружных станицах были созданы начальные училища. Хоперское приходское училище было открыто 29 апреля 1806 года в станице Алексеевской. Во второй половине 1830-х гг. открылись приходские училища в других станицах (Михайловской, Слащевской, Тепикинской).

В связи с ростом станицы одного храма стало недостаточно. Поэтому в 1825 г. была построена вторая церковь – деревянная Вознесенская, а в 1853 г. на ярмарочной площади на средства купцов была воздвигнута каменная Христорождественская церковь.

Большое экономическое значение и многолюдность Урюпинской станицы привели к переводу в нее в 1858 г. центра Хоперского округа. В станице разместились управление окружного атамана, окружной предводитель дворянства, сыскное и судное начальства. В станице разместился также окружной съезд мировых судей. Помощь больным осуществляла окружная больница на 40 коек.

Размеры и население станицы продолжали увеличиваться. По первой Всеобщей переписи населения в Урюпинской насчитывалось 1429 дворов и 11284 жителя. В середине 1870-х даже обсуждался вопрос о преобразовании Урюпинского ярмарочного поселения в город. Началось и благоустройство: в домах зажиточных жителей зажглось электрическое освещение. В 1911 г. пущен водопровод.

В конце XIX в. в Хоперский округ начали проникать революционные настроения.

3 марта 1917 г. войсковой атаман прислал в станицу Урюпинскую телеграмму, в которой сообщил о свержении самодержавия и образовании в Петрограде Временного правительства. В тот же день на площади Вознесенского собора был совершен молебен.

События в стране стали сигналом для создания в станице новых органов власти. 7 марта был арестован окружной атаман. Местным органом Временного правительства стал Временный Исполнительный Комитет.

Уже к лету резко усилилась политизация населения. Положение в Хоперском округе осложнилось в связи с сокращением производства на предприятиях и увольнением части рабочих.

В конце 1917-1918 г. события в округе определились распространением большевистской власти на большинство районов страны. Для наведения порядка ввели обязательную регистрацию всех граждан. Противники были расстреляны. Началось «раскулачивание». Запрещалась ношение казачьих лампасов.

Большинство казаков смирилось с новой властью.

С того времени казачество, как отдельная этническая группа, перестало существовать. Как мы знаем из истории, начали разрушаться церкви, новая власть ввела новые формы правления, и надолго мы забыли о том, что такое юрты, кто такие атаманы. И только в 90-х годах 20 века вновь заговорили о казаках. Вот как это было на Хоперской земле.

Возрождение казачества на Хоперской земле.

«Урюпинский юрт». Как это было.

В начале 90-х годов 20 века жители Прихоперья узнали о создании в Москве землячества казаков. Один из урюпинских активистов и организаторов С.А. Князев разыскал в Москве землячество казаков, привез копию их устава.

24 февраля 1990 года активисты казачьего возрождения на Хопре опубликовали в «Урюпинской правде» призывной материал «Быть ли «Хоперскому кругу?». (Приложение № 2) Материал подписала инициативная группа.

19 марта уже при более многочисленном собрании был избран оргкомитет по подготовке и проведению круга Хоперского округа.

27 апреля была создана районная (юртовая) организация казаков. Руководитель требовался авторитетный. Казаки решили избрать атаманом председателя Урюпинского райисполкома В.И. Шульпекова, внука атамана хутора Котлубанского, Котовской станицы, Хоперского округа Войска Донского. Первое время активность казаков в юрте была поразительно высока. Круги проходили в полностью забитых залах. От желающих выступить не было отбоя. Каждый старался подбросить инициативу поважнее. Звучали даже предложения создать собственную Хоперскую республику. И это в то время, когда в Урюпинске действовала партийная организация, работал горком КПСС. Дебаты и споры на Кругах были жаркими.

Работа по возрождению требовала средств. Деньги на командировки, форму, атрибутику, печать и многое другое давали спонсоры. Среди них – фирма «Восток», которой руководил С.А. Князев, Маслоэкстракционный завод, где директором работал атаман Н.В. Фуныгин, фирма «Исток», многие частные предприниматели.

8 ноября 1990 года в Ростове-на-Дону прошел первый Круг «Союза казаков Войска Донского». Активное участие в работе Круга приняли делегаты от Хоперского округа.

Ссылаясь на занятость на основной работе, В.И. Шульпеков попросил передать полномочия атамана юрта другому. Круг удовлетворил его просьбу. Атаманом Урюпинского юрта был избран С.А. Князев, его сменил В.И. Клименко.

Короткий срок руководил юртом бывший афганец С.И. Попов, а позже его сменил однофамилец Попов Юрий Георгиевич – вначале директор школы, затем заместитель главы администрации города.

В 2000 году казаки избрали атаманом юрта Ю.А. Бардина, прекрасно организовавшего деятельность казачьего общества в станице Михайловской.

В это и предыдущее время следует отметить высокую активность организации «Казачьего рынка». Учредители рынка оказывали казачьему движению не только материальную помощь, но и сами являлись активными участниками всех мероприятий. Здесь была сильнейшая спортивная команда, которая не раз завоевывала первые и призовые места в конно-спортивных играх, других соревнованиях. Были даже собственные лошади. Помощь казачьему возрождению оказывал активист, предприниматель П.В. Гребнев, до сих пор имеющий породистых лошадей. На рынке возродили празднование престольного для станицы Урюпинской праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. С концертами, спортивной программой, развлечениями, горячими пирожками да чаем, день этот полюбился жителям города.

Один из учредителей рынка А.Л. Симонов избирался атаманом Хоперского округа. Приверженец справедливости, в смутные девяностые годы он погиб в результате противостояний при переделке собственности в Урюпинске. Его имя носит сегодня рынок «Казачий», в память о нем проводится традиционный турнир по волейболу.

Очень деятельной была в девяностые годы и в начале двухтысячных казачья организация станицы Урюпинской, атаманом которой был генеральный директор Урюпинского МЭЗа Н.В. Фуныгин. С его правлением на предприятии и в казачьей организации была создана прекрасная атмосфера созидания, благополучия. Дела станичного общества настолько многочисленны и весомы, они превратились в образ жизни казаков возрожденного юрта. Тут и возведение часовни у святого колодца на Комсомольских горах, оборудование подходов и подъездов к колодцу, организация и проведение мероприятий, праздников, работа по благоустройству, спонсорская помощь больным, одаренным детям и многое
другое.

Казачью организацию Урюпинского юрта отличали высокая активность, достижения в спорте, культуре. Визитной карточкой казаков из Урюпинского района на всех солидных мероприятиях был казачий ансамбль «Хопер» под руководством заслуженного работника культуры Виталия Михайловича Борцова. Высокий энтузиазм отличал и членов хуторских казачьих обществ. Так, в охране сосновых массивов, пойменной природы отличались организации х. Дьяконовского, станиц Михайловской и Добринской (атаманы С.Н. Трофимов, С. Журавлев, В.А. Макаров). Одними из первых создали хуторское общество казаки х. Дубовского из ст. Правоторовской. Атаман В.В. Горин вместе с талантливым литератором Владимиром Федоровичем Копыловым активно выискивали и воссоздавали исторические события на своей малой родине. Ныне покойный В. Копылов написал книгу «Адский круг» о военном лихолетье Гражданской и Отечественной, раскулачивании и расказачивании. Хорошо ладились дела в казачьем коллективе станицы Тепикинской, где своим вожаком казаки избрали В.А. Желудкова, и х.Ольшанском, где атаманом был избран В.Г. Керенцев. Возрождением православия, восстановлением порушенных храмов серьезно занимались в х. Котовском, станице Михайловской. Покойному атаману из Котовского А.Ф. Харламову принадлежат слова: «Покуда не восстановим порушенные храмы, не покаемся за позорную, братоубийственную войну, раскулачивание и расказачивание —не будет возрождено казачество».

Немало сил и энергии отдал также делу возрождения былой славы сынов Хопра и покойный атаман х. Забурдяевского В.П. Кузин. Хорошо работала организация казаков в х. Бесплемяновском (атаман В. А. Кудрин). Помогал юртовой организации активист движения, позже депутат Верховного Совета Анатолий Поликарпович Юрин. Возрождение и деятельность юртовой казачьей организации координировалось, направлялось и властью. Этот вопрос курировал член правления юрта заместитель главы администрации Урюпинского района И. И. Евдокимов. Как журналист, поэт и краевед, он освещал многие вопросы в прессе и книгах. В Урюпинске издавались книги серии «Поэзия и проза хоперских казаков», члены юртового общества публиковали материалы в коллективных сборниках и альманахах в Волгограде, Ростове-на-Дону, ст. Вешенской. Казаки юрта были непременными участниками самых различных мероприятий.

В октябре 2008 году атаманом станичного казачьего общества «Урюпинский юрт» был избран А. В. Зенин. Стали приводиться в порядок документы и списки, более тесно казачьи общества научились взаимодействовать с органами местного самоуправления через территориальные общественные самоуправления. Вопросы казачества вошли в общее русло с нуждами жителей хуторов и станиц.

Урюпинское казачество сегодня

7 сентября 2009 г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о решении государственной регистрации Станичного казачьего общества «Урюпинский юрт» Окружного казачьего общества «Хоперский казачий округ» Войскового казачьего общества «Всевеликого войска Донского».

На сегодняшний день Урюпинский юрт включает в себя 16 станиц, в каждой из которых избран атаман. Ежегодно управляющий орган собирается на «Отчетный круг», где подводят итоги прошедшего года, планируют дела на следующий, награждают отличившихся казаков в тех или иных делах.

Для реализации исторического опыта воинского воспитания, накопленного казачеством в течение столетий, войсковым казачьим обществом «Всевеликое Войско Донское» была разработана программа развития и совершенствования системы образования и воспитания детей и молодежи. В рамках данной программы проводится подготовка казачьей молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ. В хуторских, станичных, юртовых, городских казачьих обществах создаются военно-патриотические и военно-исторические клубы, спортивные секции по военно-прикладному виду спорта «Казачий Спас».

В г. Урюпинске с 2006 года профессиональное училище № 41 стало казачьим кадетским. На встрече в комитете по делам национальностей и казачества администрации Волгоградской области консультант отдела О.В. Крикунов говорил, обращаясь к директорам училищ: «Вы фактически будете готовить специалистов для Всевеликого Войска Донского, для исполнения государственной службы казачества».

Популярность народного казачьего ансамбля песни и пляски «Хопёр», который был создан еще в 1966 году на базе двух небольших коллективов хутора Лучновского и станицы Провоторовской, с возрождением казачества в Урюпинском районе возросла. Его основателем был заслуженный работник культуры России Виталий Михайлович Борцов. Каждый концерт ансамбля «Хопёр» - праздник народной песни, искрометных казачьих танцев. Происходящее на сцене действо зрители воспринимают как прикосновение к живой истории.

С декабря 2012 года художественным руководителем является Уваркин Иван. Хормейстер коллектива - Уваркина Екатерина. Балетмейстер -Саютин Иван.

С 24 по 27 октября 2013 года в городе Ставрополь ансамбль «Хопёр» принял участие на Всероссийском фестивале народного творчества «Вместе мы – Россия», учреждённого Правительством РФ и Министерством культуры РФ. Ансамбль стал дипломантом II степени, а художественный руководитель И.Б. Уваркин получил диплом «За создание зримого образа танца».

Ансамбль «Хопёр» - неоднократный участник фестивалей в городе Волгоград «От Волги до Дона» и «Шолоховская весна» ст. Вёшенская.

14 сентября 2013 года в хуторе Верхне-Соинском Урюпинского района был открыт «Музей казачьего быта». Инициатором его создания стала руководитель организации имени «Жен-мироносиц» станичного казачьего общества «Урюпинский юрт» Ольга Ивановна Поленникова. Два года она обустраивала и дополняла новыми экспонатами доставшийся ей в наследство от родителей мужа, потомственного казака Николая Поленникова, курень. Здесь можно увидеть всё, что касается казачьей жизни: иконы, домашнюю утварь, хозяйственный инвентарь – предметы, бытовавшие в казачьих селениях 19 – начала 20 вв.

Ключ от музея Ольга Ивановна передала директору школы, ученицы Верхнесоинской школы регулярно посещают курень, где на уроках технологии готовят блюда казачьей кухни.

В станице Правоторовской установлена аллея казакам - героям. Во многих хуторах есть свои музеи, где собраны свидетельства казачьего быта. Каждый хутор Урюпинского района богат историей, казачьими традициями, каждому хутору есть, чем гордиться, что рассказать.

Ежегодно казаки проводят конкурс «Донская казачка». В 2006 году на финале конкурса, который состоялся в Азове, Ирина Зуева, казачка их г. Урюпинска, которая представляла Хоперский округ, стала победительницей. Атаман Войска Донского В.П. Водолацкий говорил на конкурсе: «Конкурс казачек – это праздник и Дона, и всех войск России. Сохраняя культуру, традиции, мы сохраняем и свой народ. А все это передается из поколения в поколение. Будущее донской земля светло, оно в надежде и вере вот таких вот красавиц. И возрождение начнется от родной земли, с душевной чистоты, интеллигентности, культуры молодого поколения на генном уровне. А значит, наша судьба и судьба Дона – в наших руках, в наших православных сердцах, в нашем единстве».

Нужно ли возрождать казачество? Или мы спокойно можем прожить без него? Ответить на этот вопрос хочется словами казачьего генерала А.А. Бирюкова: «Происходит настоящее чудо: ведь русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно… Но главный итог, который можно подвести сегодня, состоит в том, что в новых исторических обстоятельствах казаки делом доказали, что они нужны России. Страна и народ увидели, что казачество – это не только часть истории, но и возможность для новых свершений.. Мы вместе можем гордо заявить о казачестве: мы были, мы есть, мы будем!».

Заключение

А.В. Зенин в конце беседы предложил организовать в нашей школе казачий отряд. Мы обязательно воспользуемся его советом и создадим отряд казачат, который будет сохранять казачьи традиции, своими делами доказывать верность идеалам казачества.

Я рад, что сегодня появилась такая возможность – изучать историю своих предков, знакомиться с их традициями и обычаями, петь задушевные казачьи песни, посещать православные храмы. Я горжусь тем, что мои предки были казаками, и я постараюсь вырасти настоящим казаком – человеком, любящим свою родину, готовым защищать ее от недругов, хранящим и преумножающим богатства нашего края.

Источники и литература

Источники

Новочеркасский музей истории донского казачества.

Урюпинский художественно-краеведческий музей.

Запись автора 2014г. Информант Зенин А.В., атаман станичного казачьего общества «Урюпинский юрт» окружного казачьего общества «Хоперский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское, х. Садковский Урюпинского района Волгоградской области.

Запись автора 2014г. Информант Уваркин И.Б., 1990г.р., г. Урюпинск Волгоградской области.

Литература

Козлов А.И. Возрождение казачества. Ростов-на-Дону, 1995.

Лащилин Б. С. Старый быт. // Урюпинская правда. – 1997, 31 августа – с. 3.

Приходченко В.А. У руба на Хопре. Волгоград, 1997.

Региональный этнокультурный казачий компонент в становлении и развитии традиционной народной педагогики. Волгоград, 2007 г.

Рыбин В.Ф. Царская милость. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2004.

Сивогривов В.П. Лед тронулся, господа. // Урюпинская правда. – 1998, 18 марта – с. 2.

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVIIв. Казачество на переломе истории. Москва: издательство «Литература», 1990.

Чтобы свеча не угасла. Откуда есть пошла земля Урюпинская: историко-публицистический сборник/Сост. В. Целиковский. Урюпинск, 2006.

XX лет Хоперскому округу. Урюпинск, 2010 г.

 

Урюпино, Донской области,

Вознесенская церковь.

Приложение №1

 

Урюпино Донской области,

Христорождественская церковь

 

Урюпино Донской области,

Станичное правление

 

Урюпино Донской области,

Первое приходское училище

Урюпино Донской области,

Женская гимназия

Урюпино Донской области,

Церковно-приходская школа Вознесенской церкви

Урюпино Донской области,

Сельскохозяйственная школа

Урюпино Донской области,

Окружная больница

Свидетельство о государственной регистрации

Свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в РФ

Ансамбль песни и пляски «Хопёр»

Открытие «Музея казачьего быта» 14 сентября 2013г. в хуторе Верхне-Соинском Урюпинского района

Приложение № 2

Статья в газете «Урюпинская правда» № 32 от 24 февраля 1990 года
БЫТЬ ЛИ «ХОПЁРСКОМУ КРУГУ»?


Многие газеты и Центральное телевидение (в одной из утренних программ «120 минут») оповестили всю страну о создании в Москве общественной организации «Землячество казаков». Она образована при Всесоюзном обществе охраны памятников истории и культуры. Ставит своей целью объединить усилия людей, в основном уроженцев мест традиционного проживания казачьего населения, в сохранении и преумножении культурных, бытовых, военных традиций казаков. Они являлись носителями свободолюбия и демократических форм управления, родоначальниками фермерских хозяйств России, сословием, вобравшим в свою по сути интернациональную культуру все лучшее от народов южной части Российского государства.

На днях представители бывшего Хоперского округа, проживающие и работающие в Урюпинске, были в Москве и посетили «Землячество казаков». Во время интересной беседы достигнута договоренность о взаимной помощи в нужном и увлекательном деле.

Перед урюпинцами встали естественные вопросы. А что, собственно, мы, живя на земле отцов и дедов и называя себя казаками, знаем о прошлом Хоперского округа? Что можем рассказать нашим детям о жизни и труде своих предков? Так зародилась идея создания на хоперской земле общественной организации, которая общими усилиями всех жителей нашего округа смогла бы собрать сведения об истории родных мест, сохранить песни, пляски, обряды, традиции, постепенно забываемые в последние десятилетия.

Для этой задачи недостаточно желания отдельных лиц. Мало даже стараний энтузиастов одного района, ведь на территории бывшего Хоперского округа ныне расположены семь районов Волгоградской области: Алексеевский, Киквидзенский, Нехаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Подтелковский и Урюпинский. Поэтому работа отдельных узкотерриториальных групп просто не в состоянии охватить и правильно оценить всю самобытность хоперцев и их края. Необходима организация, охватывающая все хутора и станицы округа. Урюпинцы не считают себя первооткрывателями идеи создания подобного объединения. Такие же казачьи товарищества зарождаются сегодня во многих городах страны, в том числе на Дону, в бывшей столице Области Войска Донского Новочеркасске. Уже сформированная организация успешно функционирует в Ростове. Чтобы создаваемая организация хоперцев отражала думы и чаяния всего населения округа, необходимо знать их мнения.

Быть или не быть «Хоперскому округу», общественной организации казаков? На этот вопрос должны ответить люди, проживающие на названной территории, те, кому близки история и традиции хоперского казачества, кто хочет сохранить традиции наших славных предков и память о них.

В городе Урюпинске создана инициативная группа. Ее основная задача — проведение подготовительной работы по формированию официальной общественной организации, которая будет заниматься сохранением и приумножением традиций нашего Хоперского округа. На первом этапе мы ждем от всех, кого волнует затронутая нами тема, писем с
отзывами, предложениями о названии организации (указанное здесь название условное), о существе ее деятельности, целях и задачах. После обобщения поступивших предложений будут определены сроки проведения общей конференции — круга, где смогут быть решены все организационные и иные вопросы.

Приложение № 3

ПРОГРАММА
общественной организации «Хоперский казачий округ».
Принята на Первом учредительном Круге
27 мая 1990 года.


1. Цели и задачи организации.

Общественная организация «Хоперский казачий округ» создана как самостоятельное объединение потомков казаков, проживавших на территории Хоперского округа Области Войска Донского, а также лиц, связанных родом различных интересов с казачеством, для общения и совместной деятельности, для духовного и культурного возрождения народа родного края, консолидации на этой основе здоровых сил общества, прогрессивных представителей хоперских земледельцев, рабочих, интеллигенции. Основополагающими принципами организации являются преданное служение Родине, сохранение, изучение,
возрождение, развитие и пропаганда лучшего культурно-исторического наследия донского казачества, воспитание патриотизма и интернационализма, борьба с экологической безответственностью, нравственными пороками. Исходя из этих принципов, общественная организация «Хоперский казачий округ» направляет деятельность своих членов на развитие и процветание родного Прихоперья, на изучение истории казачества, поиск, сбор и обобщение различного рода документов, воспоминаний, свидетельств и других материалов и реликвий для ликвидации «белых пятен» хоперской истории, на восстановление исторической справедливости и истины в оценке пресловутой политики расказачивания, а также возрождение и внедрение в быт старинных казачьих ритуалов, сопровождающих жизнь человека.

2. Основные принципы организационной работы.

Цели и задачи организации могут быть выполнены при условии вовлечения в ряды организации широких слоев населения, четкого организационного строения, дисциплины и ответственности каждого члена организации. Организация строится по принципу «хутор - станица - районная станица - округ (окружная станица)». При этом предпочтительнее
создание отделений организации по месту жительства.

Во главе организаций стоят избранные демократическим путем на казачьем круге атаманы: хуторской, станичный, районный, окружной. Организация любой ступени обладает максимальной самостоятельностью. Выполняя задачи, обусловленные Программой и Уставом «Хоперского казачьего округа», любая организация может находить особые объекты внимания, направлять усилия на решение важных для себя проблем.
Организация «Хоперский казачий округ» выражает готовность войти на основе взаимного уважения суверенных прав в ассоциации и союзы казаков и сотрудничать с другими казачьими организациями.

3. Историко-патриотическая работа.

Историко-патриотическая работа занимает в организации одно из центральных мест. Каждый в округе должен помнить, что за нами стоят дела и подвиги наших предков, сумевших объединить в единое государство неизвестные земли, своим трудом и ратными подвигами утвердивших его могущество. Среди них были первопроходцы и государственные деятели, просветители и землепашцы, воины и духовные пастыри — мы все в ответе за Родину перед их памятью и нашими детьми. «Хоперский казачий округ» стремится содействовать сохранению, восстановлению и надлежащему использованию памятников материальной культуры казачества, организации в каждом районе округа краеведческих музеев, увековечиванию памяти событий и имен, связанных с историей хоперского казачества.

4. Культурно-просветительная и фольклорно-этнографическая работа.

Организация будет широко пропагандировать народные традиции, песни и танцы, бытовой и эпический фольклор, создавать и всесторонне поддерживать деятельность коллективов народного творчества. Усилия организации будут направлены на создание в округе культурного казачьего центра, в т.ч. казачьего подворья с ремонтно-реставрационными и производственными мастерскими. А также на подготовку и создание «Истории Хоперского округа» с последующим изучением ее в общеобразовательных школах округа.

5. Спортивно-оздоровительная деятельность и работа по подготовке к защите Отечества.

Организация будет проводить спортивные мероприятия, походы по местам расселения и боевой славы казачества, создавать военно-исторические клубы, изучать и восстанавливать традиционную казачью форму, оружие, конскую упряжь, знамена, символы, пропагандировать патриотические традиции казаков среди молодежи. Добиваться формирования отдельного полка из числа казачьей молодежи Хоперского округа в одном из воинских соединений МО СССР или пограничных войск КГБ СССР.

6. Природоохранная и экологическая деятельность.

Считать наиболее острой экологической проблемой состояние реки Хопер и его притоков. Мобилизовать общественность и членов организации на ее решение путем конкретного участия в природоохранных мероприятиях, а также путем проведения митингов, сбора подписей, запросов на сессиях местных Советов требованием персональной материальной ответственности за нарушение экологического законодательства и финансирования охранных мероприятий. Долг каждого члена организации — непосредственное и систематическое участие в охране природы Прихоперья.

7. Межнациональная и международная деятельность.

Учитывая, что казачество всегда было многонациональным в своей основе, организация осуждает все формы национальной дискриминации, в том числе размежевание между «коренными» и «некоренными». Организация будет искать соотечественников - казаков за рубежом, устанавливать с ними переписку и деловые контакты, пытаться через них возвращать на Родину реликвии хоперских казаков.

8. Отношение к органам советской власти.

Организация с первых дней сотрудничает с местными Советами и их органами и продолжит это сотрудничество с целью дальнейшей демократизации нашего общества, оказания помощи Советам в решении проблем, затрагивающих жизненные интересы всех жителей округа. Организация будет принимать участие в формировании Советов путем выдвижения кандидатов в депутаты от организации «Хоперский казачий округ».

9. Отношение к политическим партиям, союзам, организациям.

«Хоперский казачий округ» готов сотрудничать со всеми политическими партиями, союзами, организациями, поддерживающими идею правового национального государства с приоритетом общечеловеческих ценностей и работающими для блага советского человека.

10. Экономическая и аграрная политика.

«Хоперский казачий округ» поддерживает идеи приватизации экономики и передачи собственности (земли, средств производства, предприятий, жилья и т.д.) из рук государства в руки непосредственных производителей в форме акционерной, кооперативной или частной собственности. Донское казачество было родоначальником фермерских хозяйств России, и организация будет содействовать передаче земли безвозмездно в собственность потомков казаков, которые пожелают и смогут ее обрабатывать, производя товарную продукцию с использованием современной техники и технологий с традиционным трудолюбием и ответственностью. В условиях рыночной экономики возродить Урюпинскую оптовую ярмарку и ярмарки других станиц округа.

11. Финансово-хозяйственная деятельность.

Организация будет создавать финансово-хозяйственную базу для ведения производственной, коммерческой и иной деятельности, не противоречащей законодательству РСФСР, приносящей доход с целью привлечения денежных средств для нужд организации, а также будет выпускать свою газету.

Просмотров работы: 1667