Ямщики Иркутско - Якутского почтового тракта

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ямщики Иркутско - Якутского почтового тракта

Капитонов А.В. 1
1МБОУ "Покровская СОШ №3 - Образовательный Центр с УИОП"
Капитонова Ф.К. 1Зайцева Р.М. 1
1МБОУ "Покровская СОШ №3 - Образовательный Центр с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Тема: Ямщики Иркутско - Якутского почтового тракта.

Актуальность: В 2018 году исполнилось 275 лет со времени создания первых ямщицких станции в Якутии. В связи с этим важно изучать события, связанные со становлением почтового тракта и его ролью в истории Якутии.

В тексте выступления Президента РС (Я) М.Е. Николаева в честь присвоения Покровску статуса города в газете «Ленские маяки» 1997г. я прочёл такие строки: «…Здесь выросло целое сословие – ямщики. Они отличались добросовестным отношением к службе, были трудолюбивы. Это благодаря им в этих краях были развиты хлебопашество и картофелеводство. Много местных жителей было занято на заготовке сена для ямщицких лошадей»[1].И я решил, что данная тема остаётся актуальной.

Цель: Исследовать, кто такие ямщики Иркутско - Якутского почтового тракта.

Задачи:

- Проанализировать данные в Википедии, статьи в Интернете, материалы в музее города Покровск о ямщиках.

- Определить, с какими событиями в истории Якутии связано появление ямщиков.

- Провести мониторинг по данным социологического опроса среди учащихся 5 – 7 классов на предмет знания ими истории ямщицких станций

- Посетить сёла улуса, где были ямщицкие станции и привлечь к этому путешествию одноклассников.

- Рассказать учащимся среднего звена нашей школы о ямщиках.

Издание буклета «По музеям ямщиков Хангаласского улуса»…

Объект исследования: ямщики Иркутско - Якутского почтового тракта

Предмет исследования: жизнь ямщиков Иркутско – Якутского почтового тракта Хангаласского района.

Источниками работы послужили документы из архива г. Покровск и из музея нашего города. С целью изучения жизни ямщиков нашего края, я проанализировал такую литературу: Интернет – ресурс Википедию, словари, статью Казаряна П.Л. «Иркутско – Якутский почтовый тракт», Иванова «Синий зипун, красный кушак», статьи и буклеты Покровского музея им. Г. В. Ксенофонтова о ямщиках.

Методы работы: - анализ литературы и изучение материалов музея, - анализ документов архива, - терминологическая работа, - социологический опрос, - мониторинг результатов опроса, - посещение сёл, где были ямские станции, - составление и защита презентации перед учащимися – экскурсия «По следам ямщиков Хангаласского улуса», - издание буклета «По музеям ямщиков Хангаласского улуса»…

Новизна: Результаты анкеты показали, что многие учащиеся 4 – 7 классов не знают о ямщиках. Я решил, что нужно изучать жизнь ямщиков Иркутско – Якутского почтового тракта и не только рассказать о них ребятам в школе, но и привлечь к экскурсии «По следам ямщиков». Буклет «По музеям ямщиков Хангаласского улуса» не издавался.

Основная часть.

1.1.Практическая часть.

1.1.а Результаты мониторинга по итогам анкетирования учащихся.

Однажды по телевидению я смотрел передачу, как в некоторых населённых пунктах нашего Хангаласского района (улуса) проходят гонки ямщиков. И я решил подробнее узнать, кто такие ямщики и почему они устраивают соревнования в гонках на лошадях, запряжённых в сани.

В результате изучения литературы и материалов покровского музея, я узнал, что история нашего улуса связана именно с историей жизни ямщиков в Якутии. Мне стало интересно, а мои одноклассники знают или нет о том, кто такие ямщики, когда они жили и чем занимались. И я провёл первую анкету[2] среди учащихся 5 -7 классов нашей школы (это примерно 100 человек) с вопросами о том, знают ли они, кто такие ямщики, как они жили, где трудились. Ответы ребятам не предлагались, то есть были произвольными. Результаты анкеты таковы.

Из 100 учащихся на вопрос, «Знаешь ли ты, кто такие ямщики?» Ответили так: - «Кучер» – 12 человек (12% ). - «Не знаю» - 72 человека (72%) - Связь с грузом («грузили») - 4 человека (4%) . - «В яме» («жили», «работали») - 7 человек (7% ). «Шахтер» - 5 человек (5% ). На вопрос «Что такое ямщицкая (ямская) станция?» Следующие ответы:

«Не знаю» - 30 человек (30%). Где «грузы» - 7 человек (7% ). «Станция у дороги» - 46 человек (46%). «Железнодорожная станция» - 17 чел. (17% ).

Вопрос: «Что такое тройка ямщика?» Ответы: «Не знаю» - 61 человек (61% ). « Три лошади» - 31 человек (31% )

На вопрос «Были в ли вы в Орто – Дойду»: «Да» - 100 человек (100% ).

«Нет» – 0. (« Орто – Дойду» - зоопарк в Хангаласском районе) На вопрос «Катались на лошадях»: «Да» - 86 человек (86% ). «Нет» - 14 человек (14% ).

И заключительный вопрос: «Как называется хозяин лошади?». Ответы:

«Не знаю» - 56 человек (56%). «Развозчик» - 14 человек (14 %). «Пастух» - 19 человек (19% ). «Лошадевод» - 7 человек (7%). Другие – 4 чел (4%).

После того как я выступил перед классами с презентацией о ямщиках, провёл повторно опрос [3] учащихся и сравнил результаты. Тогда из 100 учащихся на вопрос: «Знаешь ли ты, кто такие ямщики?» ответили так: - «Кучер» – 42 человек (42%). - «Не знаю» - 2 человека (2%) -Уже никто не отвечал как в первой анкете: - Связь с грузом («грузили») - 0 человек (0% ). - «В яме» («жили», «работали») - 0 человек (0% ). «Шахтер» - 0 человек (0%). «Перевозили почту и груз на лошадях» - 56 человек (56%).

На вопрос «Что такое ямщицкая (ямская) станция?» Следующие ответы: «Не знаю» - 4 человека (4%).- Где «грузы» - 1 человек (1%), « Станция у дороги» - 46 человек (46% ). «Железнодорожная станция» - 0 человек (0%). «Место, где ямщики останавливались и передавали груз и почту следующему ямщику» - 49 человек (49%).

Вопрос: «Что такое тройка ямщика?» Ответы: «Не знаю» - 0 человек (0%). « Три лошади, запряжённые вместе, на которых ямщик гонял почту» - 31 человек (31%). « Три лошади» - 26 человек (26 %)

На вопрос - Были в ли вы в Орто – Дойду: «Да» ответили 100 человек (100%). «Нет» – 0, то есть, как и в первой анкете. На вопрос - Катались на лошадях: «Да» - 86 человек (86%). «Нет» - 14 человек (14%), то есть, как и в первой анкете.

И заключительный вопрос: «Как называется хозяин лошади?». Ответы:

«Не знаю» - 3 человека (3% ). «Развозчик» - 0 человек (0% ).«Пастух» - 1 человек (1% ). «Лошадевод» - 0 человек(0%).«Ямщик» - 85 человека (85%). «Кучер» - 11 человек (11%). Результаты мониторинга двух анкет представлены в графиках. [4].

По итогам первого анкетирования видно, что сначала почти никто из учащихся не мог объяснить, кто такие ямщики. Но после разъяснительной работы почти все ребята многое узнали о ямщиках. Значит, я работаю не зря, и к 275–летию создания ямщицких станций Иркутско – Якутского (Приленского) почтового тракта смогу собрать новую информацию о жизни ямщиков Хангаласского улуса и рассказать об этом тем, кто ещё не знает об одной из интересных страниц истории нашего края.

Изучая историю тракта, я посетил сёла улуса, где были созданы ямщицкие станции 275 лет назад. Остановился на берегу реки Лены в с. Техтюр и в с. Улах – Ан. Представлял, в каких тяжёлых условиях приходилось трудиться ямщикам. Например, от Покровска до Техтюра мы ехали на автобусе один час, а ямщики этот путь проделывали за 5 – 6 часов под открытым небом, в лютую стужу и любую непогоду. Об этом я узнал из документов архива г. Покровск. В графике движения почты в зимний период от Техтюра до Улах – Ана на лошадях ехали 3 часа, от Улах – Ана до Покровска почти 2 часа, и плюс время на передачу почты. [5] Также восхищался экспонатами музея потомков ямщиков в с. Улах-Ан. Экскурсию по селу и музею провела потомок ямщиков Припузовых в 7 поколении Березина Антонина Юрьевна. А вместе с одноклассниками мы посетили музеи бывших ямщицких сел Табага, Едяй, Еланка.

1.1.б. Издание буклета «По музеям ямщиков Хангаласского улуса»

Во время экскурсий по сёлам и музеям, связанным с историей ямщиков в нашем улусе, мы сделали много фотографий с экспозиций и решили, что хорошо бы выпустить буклет с целью пропаганды изучения истории родного края. В результате был издан буклет «По музеям ямщиков Хангаласского улуса».

1.2.Теоретическая часть.

Ямщики Иркутско – Якутского почтового тракта.

1.2.а Происхождение термина «ямщик».

Сначала я решил определить значение термина «ямщик», но не нашёл их в современных томах энциклопедий для детей. Лишь в «Словаре устаревшей лексики» с.431 я нашёл такие термины. «Ямской - относящийся к перевозке на лошадях почты, грузов и пассажиров». «Ямская изба – помещение, в котором останавливались проезжающие, пока происходила смена лошадей». «Ямщик – возница на почтовых, ямских лошадях» . [6].

Анализируя содержание Википедии, статьи и материалы в музее нашего города, я определил, что понятия «ям», «ямщик», «ямская станция» возникли ещё с середины 13 века, с тех времён, когда монголы поработили Русь. Принято ямщиками называть тех, кто был занят перевозками в любое время года по только что создающимся дорогам. Само слово «дорога» произошло от татарского слова «дзям», то есть «ям». Ямщики в то время, лет 700 назад – это те, кто собирал ямскую повинность со всех гонцов, проезжавших по дороге. У каждого ямщика был свой определённый участок дороги, то есть тракта, на котором он и собирал дань, то есть налог в пользу государства и на содержание этих дорог. Затем ямщиками стали называть тех, кто перевозил грузы и почту по дорогам (по тракту). В интернете сказано, что тракт – это широкая наезженная дорога. Ямщик - это кучер на лошадях, он был на государственной службе. (В то время говорили «на государевой службе»). [7].

Ям - почтовая станция в России 13-17 веков, где содержали разгонных ямских лошадей с местом отдыха для ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. [8].

В то время дорогу ещё называли «столбовая дорога». Столбовая дорога - это тот же тракт, дорога, вдоль которой стояли столбы в чёрно-белых полосках, чтобы их было видно издалека. Это были столбы с указанием вёрст между населёнными пунктами.

Следующий вопрос касается единицы измерения расстояния - версты. Что такое верста? Мы измеряем расстояние в метрах и километрах, а вдоль шоссейных дорог у нас стоят километровые столбы. Именно эти столбы назывались «верстовыми». На них указаны расстояния в километрах. 1 километр равен 1000 метров. А чему равняется 1 верста? Оказалось, что 1 верста равняется 1066,781 метра, то есть около 1 километра 067 метров. Значит, верста больше километра примерно на 70 метров (67метров) [9].

Ещё хочется остановиться на таком моменте. Подбирая рисунки и фотографии с изображением ямщиков, в основном на сайтах в Интернете, я выделил фото, на котором есть надпись о том, что оно сделано в Якутии. Пересмотрев много литературы о Якутии, я обнаружил эту фотографию в книге «Генерал – якутянин Андрей Иванович Припузов». Под фотографией [10] подпись: «Почтовая дорога. Речка Куллаты». [11]. Присмотревшись, я тоже узнал эту местность: подъём в гору в сторону Якутска от стелы с изображением орла.

1.2.б Создание и заселение ямских станков (ямщицких станций) на Иркутско – Якутском почтовом тракте.

В 1698г. Пётр1 издал указ о создании Сибирской почты. В результате была отправлена первая почта «за Камень», то есть за Урал. Первый почтарь привёз из Москвы в Якутск 8января 1699г. 28 царских указов, 12 частных писем от купцов. [12]. Таким образом, почту везли от Нерчинска до Якутска по рекам Олёкме и Лене 3 раза за лето. Другой путь из Москвы через Тобольск - Енисейск – Илимск - Усть-Кут в Якутск был короче. По этой дороге почту можно было возить и зимой, и летом. [13]. Такую дорогу, довольно широкую по тому времени, на ней могли разъехаться две телеги, называли «тракт».

Известный путешественник 17 века первооткрыватель капитан 16 ранга Российского морского флота Витус Беринг, состоявший на службе у императрицы Анны Ивановны, совершил две экспедиции по изучению вновь открытых земель на Востоке России. «Благодаря деятельности Первой Камчатской экспедиции на северо – Восточной Сибири в 1726 – 1729гг. в Санкт - Петербурге имели подробную информацию, в т. ч. и о путях сообщения в регионе. По возвращении 1 марта 1730г…В. Беринг… представил императрице Анне Ивановне краткую докладную записку … и внёс предложения по …улучшению путей сообщения в регионе…» [14].

Для успеха второй экспедиции по территории Якутии нужны были дороги не только для продвижения отряда первооткрывателей, но и для связи их с обеими столицами, [15] Москвой и Санкт – Петербургом, а также чтобы скорее отправлять ясак. Ясак – налог с народов вновь открытых земель пушниной (шкурками животных) - в государственную казну. В. Беринг отправил казаков во главе с лейтенантом Михаилом Плаутиным для устройства почты от Усть - Кута до Якутска. И было «…велено ему следовать оною дорогою, изыскивать безубыточныя и нетрудныя способы,…как удобно почту содержать и впредь в которых местах и какими людьми оное место обселить». [16]. (То есть, ему приказали найти выгодные условия и лёгкие пути, как организовать почту и какими людьми заселить эти необжитые места). При этом П. Казарян подчёркивал, что «одним из главных предназначений Иркутско – Якутского тракта было обеспечение доставки ссыльнх». [17].

Атаману казаков Дмитрию Баскакову было поручено на всех этих ямах, «ямских станциях», от Иркутска вплоть до Якутска селить только русских ямщиков. Но Баскаков не выполнил этот приказ. Русские крестьяне и вольные (независимые, свободные) люди отказывались переселяться из центральных районов России и Сибири на вновь открываемые почтовые станции. Так как часто станции открывались по усмотрению лично казачьих атаманов на совершенно необжитых землях, то русские, русскоязычное население, просто отказывались переезжать с родных мест на восток и в Якутию. [18].

Но вот среди якутов желающих селиться на этих станциях было большое количество. Причина заключалась в том, что поселенцам на новых станциях выделяли бесплатно по две казённые (государственные) лошади. Это происходило в 1743 году. Итак, изначально ямщицкие станции были заселены местными якутами. С 1743г. Захар Баишев учредил 28 ямщицких станций от Витима до Якутска. Но уже в 1755 году управитель Витимо - Поледуйских слобод Захар Баишев предлагал заселить почтовые станции русскими, причём, чтобы половина из них были грамотными.[19].

Но так как переселение на почтовые станции Иркутско – Якутского тракта русских из центральных губерний происходило очень медленно, то многие станки по – прежнему обслуживали местные якуты. Государственным чиновникам стали поступать жалобы от местных якутов о том, что для них разорительно бесплатное содержание станков (станций почтового тракта), потому что нужно было не только гонять почту, но и заниматься традиционными для якутов занятиями: охотой, рыболовством, разведением скота, заготовкой сена на зиму. Поэтому вскоре местные якуты с этих почтовых станций стали убегать. Разыскивать их в условиях бездорожья и непроходимой тайги было бесполезно.

Те хангаласцы, которые оставались служить на почтовых станциях, писали своему улусному голове Софрону Сыранову наказ об освобождении их от почтовой гоньбы. Эту просьбу якутов и повёз Софрон Сыранов в Санкт-Петербург лично императрице (царице) Екатерине 2. Его путь проходил сначала по Якутско – Иркутскому почтовому тракту, а далее по Сибирскому тракту до Москвы и С. – Петербурга. Софрон Сыранов представил эти требования на обсуждение во дворец царицы. . [20].

Учитывая просьбу Захара Баишева о заселении почтовых станций грамотными русскими крестьянами, обращение хангаласцев к Екатерине 2 об освобождении их от почтовой гоньбы, а также тот факт, что ямские станки оставались без ямщиков и станционных смотрителей, сюда завезли в обязательном порядке русских из числа крепостных крестьян. Вот фамилии потомков тех первых ямщиков, обслуживающих почтовые станции (как «почтосодержатели») в 1895 – 1901гг.

1. Табагинская - Соколовы, Шепелевы, Лобанов

2.Техтюрская - Козловы, Шепелевы, Лобанов

3. Улах-Анская - Припузовы, Ивановы

4. Покровская -Припузовы,

5. Бестяхская ( Самартйская)- Сергеев, Козлов, Наумов, Соловьев

6. Булгунняхтахская - .Юрьев Горохов, Шилов, Соколов

7. Тойон-Арынская - Юрьев, Голубев, Крылов, Шилов

8. Йеланка - Соколов, Бурнашев, Голоков, Крылов

9. Тит-Арынская- Батыгин, Сухарев, Соколов

10. Батамайская- Макаров, Строев

11. Синск- Якушев, Алексеев, Кузьмин,

12. Ат-Дабан - Филиппов, Сухарев, Макаров

13. Ой-Муран- Филиппов

14. Жура - Добрянцев, Михайлов, Петров

16. Крестях- Соловьев, Добрянцев, Гаврилов

17. Исит - Федоров, Суханов, Кондратьев

18. Чуран- Соловьев, Кондратьев, Якушев

19. Малыканская - Кондратьев, Филиппов, Суханов

20. Еловская - Хлебников, Суханов. [21].

Итак, на почтовые станции Иркутско-Якутского тракта, организованные в 1743г. Захаром Баишевым, стали набирать крепостных крестьян из центральных районов России. Специальная комиссия, сопровождаемая отрядом казаков, через каждые 15 - 40 вёрст пути от Иркутска до Якутска устанавливала столбы с номерами для будущих станций. Затем в Иркутске среди прибывших из центральной России крепостных крестьян стали проводить жеребьёвку. Глава каждой семьи вытягивал бирку с номером, совпадавшим с номером, указанным на столбе. Верстовые столбы были установлены вдоль дороги, то есть вдоль по этому тракту. Так тракт стали заселять русскими крестьянами из расчёта 10 взрослых мужчин на каждую станцию (без учёта женщин и детей, прибывших с ними). [22].

Эти крепостные крестьяне были переселены на тракт из центральных районов России без предоставления им права возвращаться на родину. Содержание ямщицких станций, лошадей и определённого участка дороги теперь являлось их трудовой повинностью, то есть обязанностью.

1.2.в Станции Иркутско - Якутского тракта Якутской волости

В музее имени Г.В. Ксенофонтова города Покровск нам предложили список и схему ямских станции Приленского тракта от Якутска на юг по территории Якутской волости.[23]. (Рядом указано расстояние между ними в верстах). При помощи её мы определили расстояние между станциями, а также дополнили датами открытия этих ямщицких станций.

Якутская городская - (1743 г.)- Табагинская – 25 вёрст.

Табагинская - (1743 г.) – Техтюрская - 17 вёрст.

Техтюрская - (1743 г.) – Улах – Анская - 22 версты.

Улах-Анская – (1743г.) – Покровская - 18,5 верст.

Покровская (1850 г.) – Бестяхская (Самартайская) - 24 версты.

Бестяхская (1743 г.) Самартйская - Булгунняхтахская - 15,5 верст.

Булгунняхтахская (1743 г.) (Самартайская) – Тойон – Арынская - 15 в.

Тойон - Арынская (1868г.) – Йеланка - 22 версты.

Йеланка (1743г.) – Тит – Арынская - 22 версты.

Тит-Арынская (1743г.) – Батамайская - 24,5 версты.

Батамайская (1743 г.) - Синская - 27,75 версты.

Синск (1743г.) - Ат-Дабан - 19 вёрст.

Ат-Дабан (1743г.) - Ой Муран - 16 вёрст.

Ой-Муран (1743г.) - Жура - 26,5 вёрст.

Жура (1743г.)- Крестях - 18,75 вёрст.

Крестях (1743г.) – Исит - 17,75 вёрст.

Исит (1743г.) – Чуран - 17,5 вёрст.

Чуран (1743г.) – Малыканская - 22 версты.

Малыканская (1743г.) – Еловская - 25,5 верст.

Еловская (1743г.) – Санныхтахская - 25 вёрст. [24]. Всего 20 станций. Якутская и Табагинская – за пределами нашего улуса.

1.2.г На ямских станках Хангаласского улуса 275 лет назад.

С 1743г. Захар Баишев учредил 28 ямщицких станций от Витима до Якутска. В конце 18 века количество станций выросло с 28 до 36.Такие станции как Жура, Самартай (Бестях) находились в низменности. Здесь можно было одновременно с почтовой гоньбой заниматься обработкой земли. И это обстоятельство удерживало переселенцев на этих ямщицких станциях. Первые поселенцы Еланки, Ат – Дабана, Ой - Мурана осваивали горную местность, где земледелие было затруднено. Чтобы выжить, им пришлось научиться у местных якутов их традиционным видам занятий: охоте, рыболовству. В 1784 году в ведение Якутского округа переведено 12 станций, позже были открыты ещё и промежуточные станции. [25].

Я начал изучать историю создания и деятельности отдельных ямщицких станций Хангаласского улуса. Из истории Бестяхской станции. Бестях - местность, где речушка Бестях впадает в реку Лену. Название «Бестях» произошло от Якутского слова «бэс», что означает «сосна», так как на месте станции росла одинокая высокая сосна. Вероятно, её ямщики и видели издалека. Подъезжая к станции, они ориентировались на неё. С 1778 года в Бестяхе (более позднее название станции Бестях - станция Самартай) живут русские ямщики и их потомки. Итак, если мы обратимся к корню слова «Самартай», то можно его связать с названием города Самара. Значит, именно из Самары (или из под Самары) в Бестях были перевезены крепостные крестьяне для обслуживания этой ямщицкой станции. Это они «…кропотливым трудом обрабатывали земли, растили хлеб, занимались огородничеством и охотными промыслами. Основным же занятием русских был перегон почты от Иркутска до Якутска и обратно. Особое требование предъявлялось к содержанию в исправном состоянии конской упряжи. Её вовремя нужно было ремонтировать, а сушить требовалось после каждой поездки, особенно в холодный зимний период». [26].

Между станциями Бестях (Самартай) и Улаах-Ан было 40 вёрст, поэтому ямщики не успевали в зимнее время года перевезти почту засветло и вернуться обратно. И тогда в 1820-1870 годах открыли промежуточные станции. Между Улаах-Аном и Бестяхом открыли станцию Покровскую в селе Покровское в 1850г. Между Бестяхом и Покровском расстояние тогда составило 24 версты. Между Бестяхом и Тойон - Ары в 1868 году открыли станцию Булгунняхтахскую, расстояние между ними составило15,5 вёрст. [27].

В Покровск для обслуживания почтовой станции переселили семьи ямщиков Припузовых с ямщицкой станции Улаах – Ана. В Покровске на улице Подгорной ещё стоит уже почти разрушенный временем домик, где жили ямщики, то есть, здесь была ямщицкая станция. (Этот домик мы видели во время экскурсии по городу Покровску). Я также посетил сёла улуса, где были ямщицкие станции, был в Техтюре, Улах – Ане и в музее ямщиков. Об истории других станков я также хочу узнать.

На станках – почтовых станциях - росло количество постоянного населения, не только крестьян, но и казаков, военных, купцов, торговцев, ссыльных из центральных районов России. В конце 18 века количество ямщицких станций выросло с 28 до 36, а к 1917 году их было 66 . В каждой проживало русское население, общая численность которых выросла от 2000 человек в конце 18 века до 3000 человек к 1917 году. [28].

На каждой станции стояли также якутские юрты и жили якуты, так как сначала станции были заселены ямщиками из якутов. С переселением сюда русских одиночные юрты постепенно превратились в небольшие деревни. Крестьяне занимались земледелием, засевали пригодные для пашни земли семенами зерновых культур, выращивали овощи. Этому занятию они обучили и местное население, с которыми они делились всеми продуктами, а также торговали. В свою очередь русские учились у якутов охоте, рыбалке. В течение веков русские крестьяне настолько сдружились с якутами, что усвоили и приняли их язык, привычки, оружие, одежду, пищу. [29].

Со временем ямщикам стали выделять за почтовую службу по две лошади и платить по 30 рублей жалования (зарплаты) за почтовую гоньбу. В 1816-1817 годах за русскими ямщиками официально (по закону) закрепили эти земли, освоенные их предками, а также признали за ямщиками их преимущественное право на отбывание почтовой гоньбы за плату.

Зимняя дорога, по которой возили почту, действовала ежегодно с октября по апрель. Она шла то по берегу реки, то по льду. По летней дороге, с мая до октября, почту и грузы возили то на телегах, то на специальных лодках шитиках, которые сверху и с боков были покрыты крепкой материей. Вероятно слово «шитик» произошло от слова «шить». Гребцы менялись на станциях, а лодка с грузом продолжала путь. Но чаще на каждой станции грузы перекидывали на другую лодку. Гребцы продолжали путь. К вёслам шитиков привязывали колокольчики, которые звенели при каждом взмахе вёсел. Звон колокольчиков был слышен издалека, за несколько вёрст, особенно в предутренней тишине. Если лодка плыла по течению, то есть в сторону Якутска, то ямщику – лодочнику было проще. Течением лодку несло в нужном направлении. А вот в обратную сторону возвращаться приходилось против течения, тогда лодку тянули волоком. И тогда колокольчики не звенели. По тайге дорога шла всего 60 вёрст, то есть 67 километров. (Это только в пределах Якутской области, от Олёкминска вверх по Лене). [30].

Протяжённость всего Иркутско - Якутского почтового тракта 2766 вёрст. Из них по Хангаласскому улусу – 421 верста. Протяжённость тракта в километрах составляла - 2895 километров, из них 2400 километров тракта проходили вдоль берега Лены. [31].

В 1865 году на почтово-пассажирских перевозках было занято 120 лошадей, в - 1889году – 150 лошадей, в 1907году - 420 лошадей. Ежегодно по Приленскому тракту перевозили 350 - 470 пудов грузов, в 1910 году - 1270 тысяч пудов. Только рыбы перевозили по 5000 пудов в год. В начале 20 - го века стоимость провоза 1 пуда груза по Якутскому тракту летом составляла 60-70 копеек, а зимой 30-40 копеек. Пассажир платил 63-94 копейки за 1 перегон (от станка до станка). С 1910 года стоимость 1 версты пути обходилась в 3 копейки. [32].

8 февраля 1894 года император Александр 2 приказал «исполнить устройство 1-го Ленского срочного почтового пассажирского пароходства». Это пароходство возглавило «Товарищество Н.Н. Глотова», которому государство выделило для этой цели 60 тысяч рублей. Уже через несколько месяцев в пароходстве было пять кораблей, [33]. которые перевозили почту в летний период вплоть до 1920 года. Пароходы выходили из Якутска в понедельник и в пятницу в 10 часов 18 минут. Строго соблюдалось время в пути, время прихода парохода на промежуточные пункты и время обмена почты. Все эти моменты были расписаны в специальном указе от 23 января 1909г. и в законе «О срочных почтово-пассажирских сообщениях по реке Лене и её притокам». [34].

В книге «С Покровском связаны судьбой», изданной в 2007г., к 325 – летию основания нашего города, мы обратили внимание на статью «Покровск – город на красавице Лене». В этой статье указаны названия пароходов, которые плавали по Лене. Это были « Почтарь», «Якут», «Витим», «Тайга», «Лена», «Граф Игнатьев», «Иннокентий», которые принадлежали частным лицам. [35].

Интересной для меня оказалась и статья в интернете Иванова П. «Синий зипун, красный кушак» о ямщиках, перевозивших почту, до появления сети железных дорог в России. Здесь сказано, что «с развитием железных дорог в 1857г. ямская гоньба была отменена» [36] и окончательно закрыта в 1863г. Но так как в Якутии о железных дорогах в то время не было и речи, то почту продолжали возить на лошадях.

В архиве города Покровск мы нашли решения районного исполнительного комитета Орджоникидзевского района за 1940г. и 1941г., в которых говорится о том, что в зимний период почту и грузы в те годы по - прежнему возили на лошадях. [37].

. В расписании движения почты отмечено не только дневное, но и ночное время прибытия или передачи почты, а также длительность остановок на станциях. [38]. В данном документе отмечено расстояние и время перевозки почты, начиная от Покровска в сторону Бестяха. Это 25 км, которые перевозчики почты преодолевали за 3 часа. Но не отмечено время и расстояние от Якутска до Табаги, от Табаги до Техтюра и Улах –Ана. По имеющимся материалам мы определили, что от Якутска до Табаги – 26 км, от Табаги до Техтюра - 18 км, от Техтюра до Улах – Ана – 23 км, от Улах - Ана до Покровска 19 км. И так как от Покровская до Бестяха ехали 3 часа расстояние в 25 км, а от Бестяха до следующей станции, Булгунняхтаха – 16 км ехали за 2 часа, то от Якутска до Табаги – ехали 3 часа, от Табаги до Техтюра - более 2 часов, от Техтюра до Улах – Ана – 3 часа, от Улах - Ана до Покровска около 3 часов. А теперь учтём время остановок, передачи почты и смены лошадей. Открываются интересные моменты. Из Покровска в Бестях почту вывозили в 23 часа, при этом должны были её доставить в 22 часа. Значит, из Улах - Ана вывозили в 20 часов, из Техтюра – в 17 или 18 часов, тогда получается, что из Якутска – часов в 12 дня.

Так и работал Иркутско - Якутский почтовый тракт. 220 лет звенели колокольчики на дугах почтовых лошадей в зимнее время года и на вёслах почтовых лодок летом. Затем звон колокольчиков заменили гудки пароходов. 3 апреля 1964 года прошла последняя зимняя почта по этому тракту. [39].

Роль тракта нельзя недооценить. Иркутско – Якутский почтовый тракт служил важнейшим и единственным способом связи Якутии с центром страны. Для России это была дорога, по которой из Якутии вывозили ясак – налог шкурками пушных зверей, которые высоко ценились за границей. Царские указы для якутских воевод и местных князцов можно было доставить только по этому же тракту. По тракту перевозили грузы, почту, посылки, письма. По нему перевозили или гнали ссыльных, заключённых для заселения и освоения этих необжитых земель. Землепроходцы, путешественники тоже ездили по Приленскому почтовому тракту. Для народов Якутии по тракту завозили необычные для их обихода товары. По нему можно было отправить своих детей на учёбу в различные учебные заведения крупнейших по тому времени городов.

Заключение.

Из результатов проведённой анкеты я определил, что многие учащиеся почти не знают о том, кто такие ямщики, и как они появились в Якутии. Тогда я изучил содержание Интернет – сайтов, материалы, хранящиеся в музее и архиве г. Покровск, и выступил с презентацией о ямщиках Иркутско - Якутского почтового тракта перед учащимися. Я рассказал о значении и происхождении слов «ям», «ямщик», «ямская станция». Как ямщики лет 700 назад собирали ямскую повинность, то есть налог в пользу государства, со всех гонцов, проезжавших по дороге. Затем ямщиками стали называть тех, кто перевозил грузы и почту по тракту - широкой наезженной дороге.

В Якутию дорога была проложена задолго до общепринятой даты - 1743г. Об этом можно судить по тому факту, что казаки в 1632 году основали Якутский острог. Значит, казаки прошли сюда уже по имеющейся дороге. Создание тракта связано с именем капитана морского флота В. Беринга и управителя тракта З. Баишева. Именно З. Баишев в 1743г. на этой дороге организовал ямские станции (станки), на которых меняли лошадей. От Иркутска до Якутска было 26 станции, расстояние между ними 15 - 30 вёрст.

Ямщики ездили по Иркутско-Якутскому тракту ( Приленскому), зимой на санях по льду реки Лены, а летом - на телегах вдоль берега или на лодках. На дугах в упряжках лошадей и на вёслах лодок были привязаны колокольчики. Так ямщики под звон колокольчиков возили почту по Приленскому тракту с 1743г. А с 1854 г., то есть через 100 лет, летом почту уже возили на пароходах. В Якутии зимнюю почту по специальному графику долгие годы возили на лошадях. Лишь с 1964г., то есть, ещё через 100 лет, стали возить на самолётах и машинах. И 220 лет Иркутско-Якутский почтовый тракту (Приленский) был важнейшим и единственным способом связи Якутии с центром страны.

После показа презентации я вновь провёл анкету среди учащихся. Сравнив данные двух анкет, я пришёл к выводу о том, что теперь почти все знали о ямщиках и ямских станциях в Якутии и в нашем улусе. Поэтому я решил, что нужно продолжать исследование истории тракта и выступать перед ребятами, чтобы все знали историю родного края. Весной 2018г. мы с одноклассниками провели экскурсию («По следам ямщиков») по бывшим близлежащим ямщицким станциям нашего района и побывали в музеях, где есть экспозиции, посвящённые ямщикам. Затем мы издали буклет «По музеям ямщиков Хангаласского улуса».

В 2018г. наша республика и Хангаласский улус не оставили без внимания 275 – летие создания Иркутско – Якутского тракта. Праздничная гоньба с бубенцами на тройках лошадей среди потомков ямщиков подтвердила, что история тракта не забыта. Торжества проходили на бывших ямских станция, в том числе в Покровске и в Улах _ Ане, что отражено в нашем буклете.

Источники

1. Документы Краеведческого музея им. Г. В. Ксенофонтова г. Покровск

2. Решение РИК Орджоникидзевского района от 02.12.1940г. (Архив г. Покровск).

3. Решение РИК Орджоникидзевского района от 1.11.1941г. (Архив г. Покровск)

Литература

1. Интернет - ресурс Иванов П. «Синий зипун, красный кушак»

2. Интернет - ресурс Казарян П.Л. «Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления»

3. «К 270-летию ямщицких станций Хангаласского улуса». (Папка статей музея г. Покровск.)

4. Николаев М.Е. Из выступления в честь присвоения Покровску статуса города.( «Ленские маяки» 19.11.1997г.)

5. С Покровском связаны судьбой: Якутск, 2007г., (статья «Покровск – город на красавице Лене»)

Ссылки

1 М.Е. Николаев. Из выступления в честь присвоения Покровску статуса города. «Ленские маяки» 19.11.1997г.

2. Приложение 1. Анкета 1.

3. Там же. Анкета 2.

4. Приложение 2 (2а, 2б, 2в, 2г)

5. Приложение 6: Решение РИК Орджоникидзевского района от 02.12.1940г. (Архив г. Покровск).

6. Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики. – М: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2013, с. 341

7. Википедия.

8. Там же.

9. Там же.

10. Приложение 3

11. «Генерал – якутянин Андрей Иванович Припузов»: Краеведческий музей им. Г. В. Ксенофонтова. Покровск, 1977, с.2

12. Интернет - ресурс Казарян П.Л. «Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления» стр.

13. «К 270-летию ямщицких станций Хангаласского улуса». Статья музея г. Покровск.

14. Интернет - ресурс http://um-mag.ru/?p=497

15. Интернет – ресурс. Казарян П.Л. «Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления»

16. Там же стр.

17. Там же стр.

18. «К 270-летию ямщицких станций Хангаласского улуса». Папка статей музея г. Покровск.

19. Интернет – ресурс: Казарян П.Л. «Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления» стр.

20. «К 270-летию ямщицких станций Хангаласского улуса». Папка статей музея г. Покровск.

21. Там же. Приложение 4.

22. «К 270-летию ямщицких станций Хангаласского улуса». Папка статей музея г. Покровск. «Из истории Бестяхской станции».

23. Там же

24. Там же.

25. Там же.

26. Там же.

27. Там же.

28. Интернет – ресурс: Казарян П.Л. «Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления» стр.

29. Там же.

30. Там же.

31. Википедия.

32. Интернет – ресурс: Казарян П.Л. «Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления» стр.

33. Там же.

34. Там же.

Статья музея г. Покровск. Папка «К 270-летию ямщицких станций Хангаласского улуса».

35. С Покровском связаны судьбой: Якутск, 2007г., (статья «Покровск – город на красавице Лене»), стр. 36

36. Интернет – ресурс: Иванов П. «Синий зипун, красный кушак».

37.Приложение 5: Решение РИК Орджоникидзевского района от 1.11.1941г. (Архив г. Покровск)

38.Приложение 6: Решение РИК Орджоникидзевского района от 02.12.1940г. (Архив г. Покровск)

39. «К 270-летию ямщицких станций Хангаласского улуса». Статья музея г. Покровск.

Приложение 1

Анкета № 1

1. Знаешь ли ты, кто такие ямщики? (Ответы свободные). Приложение 2 а.

2. Что такое ямщицкая (ямская) станция? (Ответы свободные). Приложение 2 б.

3. Что такое тройка ямщика? (Ответы свободные). Приложение 2 в.

4. Были в ли вы в Орто – Дойду? (Ответы свободные).

5. Катались ли на лошадях? (Ответы свободные).

6. Как называется (или назывался раньше) хозяин лошади?». (Ответы свободные). Приложение 2 г.

Анкета № 2

1. Знаешь ли ты, кто такие ямщики? (Ответы свободные). Приложение 2 а.

2. Что такое ямщицкая (ямская) станция? (Ответы свободные). Приложение 2 б.

3. Что такое тройка ямщика? (Ответы свободные). Приложение 2 в.

4. Были в ли вы в Орто – Дойду? (Ответы свободные).

5. Катались ли на лошадях? (Ответы свободные).

6. Как называется (или назывался раньше) хозяин лошади?». (Ответы свободные). Приложение 2 г.

Приложение 2:

Приложение 2 а. 1. Знаешь ли ты, кто такие ямщики?

Приложение 2 б. Что такое ямщицкая (ямская) станция?

Приложение 2 в. Что такое тройка ямщика?

Приложение 2 г. Как называется (или назывался раньше) хозяин лошади?

Приложение 3.

«Почтовая дорога. Речка Куллаты».

Приложение 4.

Список почтосодержателей 20- ти станций Иркутско – Якутского тракта на 1897 – 1901гг.

Приложение 5

Решение исполкома Орджоникидзевского Районного Совета Депутатов трудящихся от 01. 11.1941г.

Приложение 6

Решение исполкома Орджоникидзевского Районного Совета Депутатов трудящихся от 02. 12.1940г.

Приложение 7

Схема ямских станций Приленского тракта от Якутска на юг по территории Якутской волости.

Просмотров работы: 2082