Введение.
Культура — это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. С другой стороны эти слова могут вызвать представления о силе прошлого, стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних и мудрых слов, забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют общественные отношения, закрепляя то, что было достигнуто веками поколениями наших предков.
Россия — поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации. Россия — многонациональная страна, соответственно, школа, в которой я учусь, многонациональная. В моем классе учатся дети разных наций: русские, татары, башкиры, казахи. Я отношусь к представителям последних. На уроках окружающего мира мы говорим о населении нашей страны, традициях, обычаях различных народов. Наша семья с большим трепетом относится к культуре предков. Проведя анкетирование среди учащихся начальной школы [приложение 3а], я увидела, что большинство учащихся не знают традиций своего народа, а соответственно и не соблюдают их в семье. Вывод наглядно представила в виде диаграммы [приложение 3б]. И именно поэтому, на уроке окружающего мира, я рассказала о своей нации, национальных традициях моей семьи, продемонстрировала национальный костюм [приложение 4]. В своей работе я хотела показать и рассказать о традициях, обычаях, которые соблюдают мои родители, дедушки и бабушки.
Объект исследования: казахский народ.
Предмет исследования: традиции казахского народа, традиции моей семьи.
Цель исследования:
- воспитывать учащихся в духе толерантности, повышения культуры межнационального общения;
- формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства казахского народа;
- знакомство с историей появления казахского народа;
- изучение традиций казахского народа.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям.
2. Изучение истории, культуры и обычаев казахского народа.
3. Воспитание культуры межличностных отношений.
Методы исследования: анкетирование, анализ.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что работа может быть интересна для любого человека, который интересуется казахским народом и его традициями. Также работу можно использовать на уроках окружающего мира, на классных часах по теме "Россия — многонациональная страна».
В исследовательской работе использовалась справочная, учебная, научно-популярная литература, а также информация с интернет-сайтов.
Гипотеза: мы предположили, что если мы всё узнаем о традициях казахского народа, сможем ответить на вопрос: «Какие традиции и обычаи своего народа соблюдают семьи?»
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Исторические сведения о появлении казахского народа.
Народ, который не помнит своего прошлого, не достоин будущего. Эта фраза, как никакая другая, подходит, чтобы рассказать, кто такие казахи и откуда они появились, а также о происхождении термина «казах».
Образование народности, или этногенез, - это длительный и чрезвычайно сложный процесс. Необходимо, чтобы сформировался общий язык, внешние, духовные и культурные черты. Кроме того, нужна собственная территория.
Термин «казах» происходит от тюркского слова «казак», что означает свободный, вольный, независимый или скиталец.[4]
По мнению историков, главное событие в формировании казахского народа произошло в середине 15 века. Тогда первые казахские ханы Жанибек и Керей увели в Семиречье около 100 тысяч человек. Это произошло во время восстания против узбекского хана Абулхаира. [3]
В начале 16 столетия к казахам присоединились несколько тюркских племен и кочевников, которые окончательно сформировали этническую группу. Это был завершающий этап этногенеза казахского народа.
1.2. Изучение традиций казахского народа.
Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколение в поколение на протяжении многих веков. Большое влияние на их их формирование оказали исторические события и религиозные мировоззрения.
Традиции и обычаи — это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит. Казахские устои также не являются исключением из этого определения. Они веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии. Но сам факт того, что сегодня казахский народ помнит и чтит.
1.2.1. Гостеприимство.
Основной традицией казахов, со временем трансформировавшейся в особенность национального характера, является гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон, озвученный еще в глубокой древности. Он гласит - встречай гостя как посланника Бога. [7]
Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли. Так же и в нашей семье — в наш дом часто и охотно приходят гости от мала до велика. Мои родители встречают их с добротой, улыбкой, мама накрывает стол, варит национальное блюдо «бешбармак», угощает разными вкусностями, заваривает вкусный чай.
Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа. Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при общении со взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми. Так же и в нашей семье родители, подавая нам свой пример, приучают нас с сестренкой к уважительному отношению ко взрослому поколению, навещать бабушек и дедушек, при встрече с ними здороваться «за руки».
1.2.2. Беташар.
Когда невеста подъезжает к дому будущего жениха, находясь в центре сопровождающих ее лиц, на одежде которых повязана красная материя, она закрывает лицо вуалью, а встречающие ее родители жениха разбрасывают над ее головой конфеты - «шашу». Войдя в юрту, жених и невеста, прежде всего приветствуют огонь очага , а затем отвешивают поклоны старшему поколению и гостям. Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо. Этот обряд получил название «беташар». Содержание сопровождающей обряд песни также произвольно, но в ней наряду с достоинствами невесты, обязательно перечисляются и обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужем, оказание почета и уважения гостям и постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге, уход за мужем и т.д. Так же и моя мама проходила этот обряд «беташар», когда выходила замуж за моего папу. Она соблюдает свои обязанности, т.е. уважает старших, проявляет уважение к гостям, заботится о домашнем очаге.
1.2.3. Обряд бракосочетания.
Брак — святое понятие, знак верности и любви в жизни любого человека. Так для совершения обряда у казахов призывают муллу, ставят перед ним чашку с водой, покрытую платком. Собираются родные и близкие невесты, а также со стороны жениха. Мулла читает молитвы, затем через свидетелей, следуя специальной формуле, спрашивает о согласии юноши и девушки вступить в брак. По шариату, если невеста беременная, обряд бракосочетания не проводится. Он проводится только после рождения ребенка. Также данный обряд не проводится между молодыми людьми, не перешедшими грань «жете ата» (семь поколений), так как казахи до седьмого колена считаются родственниками.[8] Мои родители проходили обряд бракосочетания в мечети нашего города Оренбурга «Караван-сарай», где они дали клятву в верности и любви при близких родственниках и мулле.
1.2.4. Бесик — той.
Обряд укладывания младенца в колыбель — бесик-той — устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя — духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бесик-жыры» - она отпугивает злые силы [1]. Мои родители выросли именно в таких бесиках — колыбельках. Они очень удобны в использовании. Но, к сожалению, сейчас бесики уже не используют в быту, так как новые не сооружают, а старые утратили все свои функции.
1.2.5. Курбан-айт.
Курбан-айт, или Праздник жертвоприношения у мусульман считается главным. Обряд праздника имеет четкую историческую основу. Согласно приданию, одному из предков народов Северной Аравии Ибрахиму однажды во сне явился Аллах, повелевая ему, дабы испытать его веру, тайно подняться в горы и принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Однако, когда тот поднялся в горы и был готов убить мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, послал в качестве искупительной жертвы ягненка. С тех пор в день этого праздника во всем мусульманском мире в жертву приносятся овцы и ягнята. Мясо отдается бедным и частично используется для праздничной трапезы. Обязательным ритуалом праздника является общая молитва в храме, предшествующая жертвоприношению.[6] Наша семья и наши бабушки и дедушки совместно проводят данный обряд жертвоприношения. Мы едем в деревню, папа и дедушки режут овцу, мама и бабушки готовят вкусные блюда из этой баранины, встречают гостей и раздают мясо бедным и нуждающимся.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Знакомство с традицией «Жети — нан».
Пятница (жұма) для казахов - особенный день недели. Традиционно каждую пятницу казахи пекут 7 лепешек -Жети нан.Встает вопрос: «А почему именно 7?»А потому что поминают умерших именно до седьмого поколения (каждый казах должен знать своих предков до седьмого колена), читают Коран и угощают соседей. Это великая традиция, которую должны соблюдать все казахи. Так же и моя мама каждую пятницу рано утром ставит тесто, затем печет 7 лепешек и угощает ими соседей. На этой традиции я хочу остановиться более подробнее и поэтапно рассказать и показать процесс выпекания семи лепешек.
2.2. Процесс выпекания лепешек.
Перед тем, как начать печь лепешки, нужно обязательно надеть платье или халат, носочки и на голову повязать платок. Сначала ставим дрожжевое тесто [приложение 1].Моя мама ставит тесто на молоке и оно получается мягким, нежным.
Как только тесто поднялось 2 раза, можно раскатывать круглые лепешки в количестве семи штук.
З атем греем сковороду, наливаем масло.
Как только масло согрелось, можно начинать печь лепешки поочередно. Если одна сторона лепешки подрумянилась, можно перевернуть ее.
Так печем 7 лепешек. Иногда нам с мамой помогает моя младшая сестренка.
И вот результат нашего труда!
После того, как лепешки готовы, их накрывают чистым белым полотенцем и читают молитву (коран) [приложение 2] в память нашим умершим родственникам.
Затем с лепешками пьют чай и угощают ими соседей.
Заключение.
Подводя итог своей работы, я могу сделать вывод о том, что гипотеза моего исследования подтвердилась. Я много узнала о традициях казахского народа, и смогу ответить на вопрос: «Какие традиции и обычаи своего народа соблюдают семьи?». Казахские традиции — это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности казахов.
Таким образом, казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков, не забывая то, через что прошёл их народ.
Как отмечают исследователи, казахи имели высокую материальную и духовную культуру: «У нас были и есть свои богатства не только материальные, но, прежде всего, духовные: высокохудожественная устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, яркое музыкальное, поэтическое и философское наследие» [2]. Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ - один из богатейших народов в культурном плане. Система ценностей, сложившаяся в культуре, стала важнейшим условием национального и культурного своеобразия народа.
Список литературы.
1. А. К. Галимова. «Семейные обряды сельских казахов Северного Казахстана в современный период» Астана, 2003
2. Жолдасбаев С. История Казахстана: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ.
3. Исаева Е. Л. Средняя Азия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
4. Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. — Алматы, 1993.
5. Мустафина Р. М. Представления, культы, обряды у казахов: в контексте бытового ислама в южном Казахстане в конце XIX-XX вв
6. Назарбаев Н. А. В потоке истории. — Алматы: 1999
7. Снесарев Г.П. «Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана». Алматы, 1978
8. Шаханова Н.Ж. «Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки)». Алматы, 1998
9. www.bilu.kz– Обычаи и традиции казахского народа .
10. Источник: http://muslimclub.ru/islam/dua/za-umershego.html MuslimClub.ru ©
Приложение 1.
Рецепт приготовления лепешек «Жети нан».
1. Молоко - 0,5 литров (теплое)
2. Сахар - 2 столовые ложки
3. Соль - 0,5 столовой ложки
4. Дрожжи — 2 столовые ложки
5. Мука — 4 стакана
6. Ванилин — 0,5 чайной ложки
Приложение 2.
Молитва (Коран) .
اللهُـمِّ عَبْـدُكَ وَابْنُ أَمَـتِك، احْتـاجَ إِلى رَحْمَـتِك، وَأَنْتَ غَنِـيٌّ عَنْ عَذابِـه، إِنْ كانَ مُحْـسِناً فَزِدْ في حَسَـناتِه، وَإِنْ كانَ مُسـيئاً فَتَـجاوَزْ عَنْـه
Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!
Транслит: Аллахумма, 'абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун 'ан 'азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си'ан, фа таджаваз 'ан-ху! [10].
Приложение 3а.
Анкета для детей.
Фамилия, имя, класс.
1. В какой стране ты живешь?
2. Какие национальности населяют твою страну?
3. К какой национальности относишься ты?
4. Какие традиции своего народа ты знаешь?
5. Какие традиции есть в твоей семье?
Приложение 3б.
Диаграмма ответов на 4 и 5 вопросы:
Приложение 4.
Фотографии с урока окружающего мира по теме: «Национальные традиции моей семьи».