Введение
Наш интерес к настоящему исследованию во многом вызван практической необходимостью. Известно, что ученики 9 класса изучают помимо различных предметов и такой как «История Красноярского края». Главной трудностью для нас на уроках является отсутствие учебного пособия. Это не означает, что по истории нашего края никто и никогда не писал для школьников, но к сожалению, написанные учебники в разное время и разными авторами, они не дают комплексного представления по истории Приенисейского края. А самое главное информации в них недостаточно, поэтому чтобы иметь представление о том, как жили наши предки и сто, и двести лет тому назад необходимо обратиться к значительному количеству этих пособий. О родном крае хочется знать не только общие сведения, но и подробности, которые всегда делают историю глубокой и красочной. Когда находится источник, из которого такие «живые» факты можно подчерпнуть это вызывает повышенный интерес. По крайней мере, так было с нами, когда мы познакомились с творчеством красноярского журналиста Федора Федоровича Филимонова, жившего и работавшего в нашем городе на рубеже XIX – XX века. В силу своей профессии он находился всегда в гуще событий. Передавая в коротеньких фельетонах огромное количество информации о жизни Енисейской губернии. Мы узнали о истории нашего края много любопытного. Поэтому обращение к данной теме, нам кажется актуальным.
Основные проблемой для нас явилось то, что работ, посвященных биографии Ф. Ф. Филимонова нам найти не удалось. В жизни этого человека до сих пор много белых пятен. Основное внимание личности Ф. Ф. Филимонова в свое время уделила ведущий специалист КККМ им. В. П. Астафьева, Галина Александровна Толстова. Благодаря ее настойчивости и огромной заинтересованности, которую она уделила «дедушке Фаддею», удалось не только открыть для Красноярска этого незаурядного человека, но и добиться его реабилитации. В годы Гражданской войны журналист Филимонов сотрудничал с колчаковской прессой, что стало поводом для его расстрела 1920 году, уже при Советской власти. Упоминание о журналисте Филимонове мы находим в книге нашего знаменитого красноярского краеведа Л. П. Бердникова «Красноярская пресса XX век». Также, некоторые сведенья о нем мы нашли у другого красноярского краеведа К. В. Карпухина, научного сотрудника Музея истории красноярской железной дороги.
Пожалуй, это все, что сегодня можно прочитать о жизни Ф. Ф. Филимонова в нашем городе. Вероятно, есть публикации о журналисте у краеведов Екатеринбурга, Тюмени, Ирбита, то есть тех городов, где жил и работал наш герой. Но нам то, интересен его период жизни, связанный с Красноярском. Поэтому мы обратились к тем источникам, которые перечислили, хотя они не велики. Основой для нас стала тетрадь с материалами прессы, хранящиеся в Литературном музее. Кроме того, мы просмотрели сайты, которые посвящены творчеству Ф. Ф. Филимонова.
Изучая доступные нам источники, мы выдвинули гипотезу, которая заключается в том, что журналист с псевдонимом «дедушка Фаддей» имел значительное влияние не только на общественное мнение нашего города, но и губернии в целом.
Мы поставили пред собой цель познакомиться не только с творчеством Ф. Ф. Филимонова, но и собрать некоторые сведения из его биографии. Кроме того, фельетоны журналиста дают нам представление о том, как жили более ста лет тому красноярцы назад. [4]
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1. Ознакомление с источником, который представляет собой уникальное собрание публикаций Ф. Ф. Филимонова за 1891 – 1894 год. Источник был любезно предоставлен нам Литературным музеем им. В П Астафьева;
2. Изучение документов, посвященных биографии журналиста, которые хранятся в Государственном Архиве Красноярского края (ГАКК)
3. Взаимодействие с научными сотрудниками Литературного музея, которые согласились выступить в роли наших консультантов. Мы приносим свою благодарность сотрудникам музея Ермаковой Ольге Петровне и Бродневой Аделе Владимировне.
При работе были использованы следующие методы:
1. Проблемно-хронологический метод
2. Систематизация и анализ материала
3. Интервьюирование.
Основная часть
Ялуторовский мещанин, житель города Красноярска
Ф. Ф. Филимонов
Новизна нашей работы, как нам кажется, заключается в том, что мы попытались рассмотреть его литературное творчество с точки зрения истории.
В красноярском Литературном музее сегодня хранится любопытный документ: старая потертая тетрадь, плотным переплетом своим похожая на книгу, на пожелтевших от времени страницах наклеены вырезки из сибирских газет таких как, «Сибирский вестник», «Сибирская газета» (Томск), «Енисейский листок», «Енисей» (Красноярск), «Сибирь» (Иркутск). Авторы под заметками названы такие как: «Дедушка Фаддей», «Гейнэ из Ирбита», «Старый оптимист», «неунывающий поэт», «Красноярский меланхолик» … Все это – псевдонимы журналиста Ф.Ф. Филимонова.
Хозяин тетради неизвестен, но судя по содержанию заметок, он был горячим поклонником маленьких фельетонов красноярского журналиста Филимонова. Основная часть этого необычного собрания посвящена жизни города, крупным событиям, которые происходили в Енисейской губернии, и относятся они к периоду 1889 – 1897. Почитатель творчества Ф. Ф. Филимонова собирал не только заметки сатирического характера, но и стихи, эпиграммы, путевые зарисовки, словом все то, что выходило из-под пера Федора Федоровича [5]. С разрешения сотрудников Литературного музея, мы положили в основу своей работы содержание тетради безымянного владельца. Почему мы обратились именно к ней, а не к подшивкам красноярских периодических изданий за этот период?! Мы предполагаем, что владелец тетради выбирал из творчества Филимонова то что больше всего обсуждалось горожанами, поэтому мы решили, что нужно обратиться именно к ним.
Ф.Ф. Филимонов родился в 1862 году в городе Камышлов Екатеринбургской губернии в купеческой семье. Мальчик из такой семьи совершенно закономерно продолжил своё образование в Московском коммерческом училище. Конец XIX века – время, когда в России начинала активно развиваться общественная жизнь. Не удивительно, что студент Филимонов кроме учебы приобщался и к революционным идеям, и к студенческим волнениям. За что был выслан из Москвы в Тюмень, а вскоре переведен в г. Ирбит по ходатайству отца – ирбитского купца 1-й гильдии.
Ему удалось окончить свое учебное заведение сдав экзамены экстерном. Но от своих революционных взглядов он по-видимому не отказался, так как находился под надзором полиции аж до 1917 года. Но не коммерция стала его главным увлечением. Еще в Москве он начал писать стихи. Впервые они появились в московских юмористических журналах «Развлечение», «Будильник», «Осколки»…
Филимонов является автором многих заметок об ирбитской жизни. Он подробно описал, например, в 1883 году проведение учительского съезда в Ирбите, приезд известного педагога Н. Ф. Бунакова, включив в публикацию стихи ирбитской учительницы Клеопатры Эйгер, посвященные «учителю учителей» [6]. В 1885 году в Екатеринбурге вышла книга стихов Филимонова «Шутки и пародии», где автор направил свою сатиру не только против угнетателей, но и высмеял либеральную интеллигенцию, ее лицемерную «заботу о народе». Позднее его книги «Песни сибиряка», «Стихотворения», «За прошлые годы» выходят в Москве и С.-Петербурге. В 1889 году Филимоновым написана и издана пьеса «В краях сибирских». [4]
Ф. Ф. Филимонов уехал в Тюмень, затем переселился на родину в Камышлов, продолжая сотрудничать с уральской печатью, а с 1887 года он занимается частной адвокатской практикой в Красноярске. Это с его лёгкой руки наш город был прозван Ветропыльском. Нам удалось обнаружить в фондах государственного архива Красноярского края ГАКК любопытные документы имеющие отношения к нашему герою. 1892 – 1893 года – период, когда Ф.Ф. Филимонов получает огромное количество корреспонденции. Ему пишут из разных концов Российской империи: письма личного и делового содержания, бандероли с книжными новинками из Москвы и Петербурга, деловые бумаги. Это не удивительно, так как в «Книге по записи условий договоров и других документов за 1893 год» мы обнаружили множество документов, которые свидетельствуют, что юридическая практика Филимонова процветала. Он выступает и как нотариус, адвокат, частный поверенный в делах Красного окружного суда [2;41]. Это договоры с известными Красноярскими купцами такими как Гадаловы, Кузнецовы. Это документы, посвященные введению дел в суде разных жителей нашего города. Но профессия журналиста увлекла этого человека увлекла его больше всего.
Мы затрудняемся объяснить почему человек получивший коммерческое образование, имеющий успешную юридическую практику (о его благосостоянии свидетельствует собственный деревянный дом, по Благовещенской улице) выбрал для себя столь малодоходное занятие, как литература. Может это потому что именно к ней всегда тянулась его душа, недаром, сибирская периодика 1880 – 1910 год наводнена его творчеством. Как бы то ни было, Федор Федорович считал, что его публикации имеют важнейшее значение: «И я, как бытописатель – даю читателю только то, что дает – жизнь, а потому и не сетуйте на меня, если все, что описываю, и мелко, и незначительно… Из мелких разноцветных стеклушек – сделан калейдоскоп, - из мелких и бесцветных фактиков – слагается наша жизнь, читатель.» [1;80]
Красноярска – «Бытописатель города дедушка Фаддей»
Маленькие фельетоны Ф. Ф. Филимонова, дают нам возможность увидеть Красноярск на рубеже веков глазами простого обывателя, но автор не так, то прост. Он отмечает те недостатки, пороки, которые осложняют и разрушают человеческую жизнь. Федор Федорович всегда ходил по острию ножа, так как не стеснялся высказывать критику в адрес конкретных людей, от которых зависела жизнь красноярцев. Как юрист, знающий законы он умел избегать открытых обвинений в свой адрес. Отсюда – странные имена его героев: например, Марс Задолжаевич Прохвостов. Часто автор использует иносказания. Это стало для нас серьезным препятствием: современники Филимонова конечно понимали о каком «Кобургском принце», не желающем расстаться с властью идет речь. Мы же, можем только строить предположения. Что-то нам стало понятно, в чем-то мы так до конца и не разобрались. Ф. Ф. Филимонов отдает себе отчет в том, что выбранный им жанр очень труден: «Трудно очень трудно писать фельетон. И действительно, всякий намек у нас принимается к сердцу, всякое резкое слово вызывает бурю, и против фельетониста начинается ряд козней египетских. Писать о «благоухающих» людях и «благоухающих добродетелях», как предлагает «Гражданин» я не могу, да и не стоит» [1;62].
Мы уже упоминали, что он не только сатирик, но и автор, которому присуще чувство прекрасного. Вот строки о красноярском климате: «Енисей ужасно недоволен погодой. Красавица весна еще в феврале поманила его пальчиком и куда то, скрылась. Старик и бледнел, и синел, и злился… Не злись старче! – это бывает. А морозы у нас нынче были такие, что невозможного было рассмотреть человека в двух шагах» [1;15].
Нам известно, что в этот период Красноярск, как и многие сибирские города неудержимо привлекал к себе огромное количество людей. Одной из причин была разработка полезных ископаемых в недрах Сибири. Уголь и золото – вот вещи, которые привлекали и серьёзных предпринимателей и разного рода авантюристов: «Оживились жаждущие богатств и всех благ, соединенных с ними в округу, разъезжают проницательные россияне и с замирающим сердцем ставят заявочные столбы. Каменный уголь еже ночное» [1;66]. Второй причиной оживления в нашем городе, стало строительство Великой железной дороги: «Будущая дорога многих пробудила от спячки.» [1;66] Красноярские обыватели от лица, которых выступает «дедушка Фаддей», судя по всему, пока не знают, как относиться к такому радикальному изменению в своей жизни. Привычная жизнь нарушена: «С высоты птичьего полета видно, ка ковыряют земной шар и тут, и там. Бедный земной шар! Сколь мне жаль тебя несчастного» [1;66]. Город наш похвастаться благоустройством в этот период не может: «Вечерами у нас на улицах тьма тьмущая. Луна, на которую я возлагал когда-то свои надежды, не выполнила контракта, и мы остались и без луны, и без фонарей. Эх г.г. управцы не надейтесь вы на предательницу луну и запасайтесь-ка вы лучше керосином» [1;115].
Не забудет наш фельетонист упомянуть и прогнившие деревянные тротуары, и покосившиеся фонарные столбы, и слабое освещение улиц. Все это прикрывают многочисленные афиши, развешанные на домах. Автор поражен тем, что куда не кинешь «взгляд так и лезут глаза, так кричат «Пряники», «Мануфактура Гадалова», «Чайная».» [1;63]
Пестрота населения города изумляет: «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний. Едет к нам в Сибирь и приказчик из неурожайной местности, едет и прогоревший патрон его, едет дама приятная во всех отношениях, едет и один из… великих, но увы, не признанных» [1;92]. Пришлое население разом увеличило число жителей города, но хорошо ли это было: «Весна начинается… Потинулись инженеры и запахло железной дорогой. Хорош - ли этот запах, - не знаю; у всякого свой вкус. Приехали соловьи, предъявили свои фальшивые пачпорта. За соловьев выдавали себя три чистокровные вороны. Дело передано судебному следователю» [1;92]. Трудно себе представить, как нелегко жилось обывателям, которым пришлось переживать нашествие самого разного народа.
Наш бытописатель дает нам представления об очень нелегкой жизни населения Красноярска. Появление многочисленных золотых приисков привело к росту огромного числа тех, кто трудились на них дни и ночи. И труд этот был не прост: «Судили недавно десяток рабочих, сделавших бунт на приисках. Хозяин пил, а голодные рабочий не знал, что ему делать. С одной стороны, «веселый» золотопромышленник, и с другой голодный гном – рабочий!» [1;134]
Богатый сибирский город наводняли нищие. В фельетоне «Чем мы живы в Красноярске» автор иронично отзывается о том, как пытаются городские власти решить проблему бедности: звучит предложение застраховать нищих. Каким образом это должно было решить проблему нищеты, не понятно. Автор тоже удивлен: если город хочет избавится от бедняков «не лучше ли будет каждому нищему выстроить дом и дать на обзаведение тысячи рублей, и тогда нищих не будет» [1;97]. Но, наверное, тратить реальные деньги городским властям было жаль, куда проще озвучивать непонятные «прожекты».
Правосудие в далекой Сибири странное: «Один из наших гениев придумал избавить человечество от судебной волокиты. Вместо того, что – бы поймать вора, составить акт, передать следователю, а затем прокурору и вынести дело на усмотрение суда – он попросту пристрелил разбойника. Эта гениальная простота изумила даже ничему не удивляющейся прокурорский надзор» [1;80]. Воистину – «медведь хозяин!». Удалённость Енисейской губернии от контролирующих органов позволяла творить многие, подчас, анекдотичные вещи. Даже если учесть, что в своих фельетонах автор использовал преувеличения, как расценивать такой эпизод: «В одном из Сибирских городов слушалось дело по обвинению россиянина в покушении на убийство. Его мечтали отправить в каторгу, но суд, присудил его на семь дней к аресту за появление в безобразно – пьяном виде в публичном месте» [1;80]. Но автора потряс не приговор, а то что в качестве эксперта по оружию пригласили фельдшера. Как сочетаются фельдшер и оружейная экспертиза, никто не объясняет. Вероятно, такой казус должен был подчеркнуть беззаконие, которое творилось в сибирском правосудии.
Нам известно, что в Сибирь попадали не только по своей воли. К сожалению власти, использовали наш край, как огромную тюрьму, под открытым небом. Если вспомнить, что железной дороги еще нет, страшно представить себе бредущих этапом осужденных: «На этапах мрут сотни виновных отцов и матерей и совершенно ни в чем не виновных ребятишек. В Ачинске острог мал, а потому партию оттуда отправляют без всякого разбора. Об ужасающем положении этой категории сибирского населения автор пишет с искренним состраданием: о больных ребятишках, о том, что в красноярской больнице 230 человек, из которых 102 хворают тифом. Это те, кого власть государства сослала в тюрьму под открытым небом, и те, на кого у местной власти не хватает денег, чтобы создать им, хотя бы подобие, человеческих условий.
Бытописание красноярское невозможно не дополнить рассуждениями «дедушки Фаддея» о городских властях. Чиновники – это та часть красноярского общества, к которому относится наш автор с особым пристрастием, так как пользуясь удаленностью своего проживания они являются полновластными хозяевами Енисейской губернии. Чиновничьи должности давали серьезные преимущества, а иначе как оценивать подобные явления: «… два года не могли сместить его с должности, давали уже отступного, лишь бы покинул свой пост, но он резонно решил, что только этот пост и спасает его от настоящего поста…» [1;134].
Выборы городских властей - это была особая история если судить по фельетонам «дедушки Фаддея»: «Вот уже 142 раз назначаются выборы, вот уже 142 раз почтенные сторожа разносят повестки, призывая избирателей – но дело не двигается ни на шаг. Наконец приступили к выборам» [1;121]. Судя по содержанию фельетона, число выборщиков было не большим, да и выбирали чаще всего одних и тех же.
К сожалению, в одной работе мы не смогли рассмотреть всю картину быта наших земляков которую представил Ф. Ф. Филимонов. Тем более, что среди изученных материалов мы обратили внимание на те что были посвящены культурной жизни красноярцев.
«Искусство – это нечто внутреннее…»
Кроме многочисленных фельетонов «дедушка Фадей» был вероятно большим любителем и ценителем искусства. В нашей тетрадке мы нашли большое количество его заметок, которые посвящены культурной жизни Красноярска.
Любимое развлечение – так называемые «народные забавы». Это балаганы, в которых легко получить «бездну наслаждений». Жительница города г-жа «Павловская устроила карусель и толпы юных и неюных красноярцев спешат... влезть на деревянного коня и описывать множество кругов». А уж если балаган разукрашен бисером, то «публика уже проездившая свои пятаки, завистливо смотрит на блестящий бисер и счастливцев, которые вскакивают на деревянных коней и очумев от сияния бисера, до полного исступления кружатся в балагане. А потом появится силач, поднимающий 32 пуда и целый театр карликов. Афиша гласит, что представление этих нелепых созданий будет происходить в том же самом балагане…» [1;108].
К сожалению, из фельетонов «дедушка Фаддея» мы делаем вывод, что и более образованные жители города не отличаются возвышенными вкусами. Зима – время многочисленных маскарадов в нашем городе, они порождают невероятную суматоху: «Дамы увлечены предстоящим маскарадом. В магазинах толпится множество дам. Косыночки, ботиночки, ленточки, булавочки и прочая дребедень Хеопсовой пирамиды возвышается на прилавке. – Ридикюльчики мало по малу пустеют…» [1;90]
Кроме таких мнимых любителей культуры «дедушка Фаддей» упоминает и о тех, кто по-настоящему олицетворяет собой красноярскую культуру: «Костя Думчев очень талантливый музыкант… играл великолепно и доставил нам величайшее наслаждение.» [1;66] Вероятно, речь идет о ком-то из талантливых любителей, которые давали концерты для горожан. Хотя и здесь язвительный автор находит серьезные пороки: исполнителю, который не слишком много получает за свой концерт приходится заниматься не только высоким искусством, но и банальным бизнесом: «Обидно было видеть, как папаша с мамашей получали рубли и полтинники за карточки Кости и как последний делал на них собственноручные надписи. Подобная торговля портила впечатление, вынесенное из концерта.» [1;154]
Но самое большое внимание «дедушка Фаддей» уделяет театру. Из прочитанных нами фельетонов мы узнаем о существовании в Красноярске любительской театральной труппы. К сожалению, нам не удалось, по имеющимся заметкам знаменитой тетради, проследить кто и как играет в любительском театре. Благодаря маленьким фельетонам, мы имеем представление о том, что играли любители театрального искусства в Красноярске, узнаем перечисление имен красноярцев-театралов: г. Матвеев, г. Ярцев, г. Еленев, г. Савенков и другие. Вот мнение об их игре: «Что касается исполнения, то любители наши сделали все, что только можно сделать. Г. Савенков такой талантливый любитель, такой гигант среди наших любителей, что удивляешься – от чего он не выступает почаще в серьезных ролях». [1;63]
В 1892 году из Енисейска в Красноярск должна была приехать труппа Ярославцева-Сибиряка, ждали его с нетерпением: «Репертуар его состоит из многих новых пьес и по слухам в январе месяце будет поставлена им пьеса «В краях сибирских», соч. Ф. Ф. Филимонова, уже разрешенная к представлению». [1;65] О пьесе, которая была написана в 1889 году следует сказать отдельно, наш автор очень ждал возможности увидеть свое детище на театральных подмостках. Но пьеса была запрещена губернатором Теляковским, который в ней увидел сатиру на свою администрацию. Теляковский даже ходатайствовал о высылке литератора из Красноярска, но Филимонову удалось отстоять себя и свою пьесу. Губернатор не даром злобствовал. Героями пьесы стали красноярцы: Кичеев, чиновник губернской администрации и редактор-издатель газеты «Справочный листок Енисейской губернии», Е. Ф Кудрявцев. Газета «Сибирский вестник» писала: «Пьеса имела бешеный успех, автора вызывали по 3-4 раза. Некоторые из публики узнали себя в действующих лицах пьесы и озлобились против театра» [4;224]
«Дедушку Фаддея» волнует буквально все: игра актеров: «… Это были или самые «шаблонные» исполнители, видавшие хороших артистов и копирующие их, или совершенная бездарность. Смешно конечно говорить о талантах, но добросовестных актеров, понимающих что они играют, видеть на нашей сцене желательно»[1;82]. Его волнует скупость антрепренера, который «печатает афиш очень мало и по домам они почти не разносятся». [1;82] Оказывается афиши разносили по домам так как, не все были готовы читать их, расклеенными на специальных столбах – это достойная забота о любителях театра. Наш автор пишет: «Кореспонденции мои невольно превращаются в театральные рецензии. Теперь нас занимает театр и иных интересов не предвидится» [1;104].
8 апреля 1892 года в Красноярске была открыта первая Сибирская художественная выставка картин, которая состоялась в доме купца Светлакова по улице Береговой (ныне улица Дубровинского), это была первая в городе благотворительная выставка в пользу переселенцев из губерний, пострадавших от неурожая. Открылась она на Пасху. Для города это было большим событием, и конечно, «дедушка Фаддей» не мог оставить его без внимания: «В пользу переселенцев у нас устроена выставка… и вышла она на славу». [1;82] Из его публикации мы узнаем, что на выставке было большое количество публики, представлены оригиналы картин знаменитых художников, которые красноярцы даже не мечтали увидеть. Мы очень внимательно изучили заметку Ф. Ф. Филимонова и можем кратко представить структуру выставки. Первое и лучшее место в купеческих хоромах было предоставлено картинам таких художников как: А. П. Боголюбов «Вид Константинополя» и «Закат солнца на Финском заливе», к сожалению, автор не упомянул какие полотна художника Карла Брюллова были представлены на этой выставке. А то, что они были, известно достоверно. Может быть, они не так его впечатлили, как боголюбовские полотна: «Сколько тут правды, сколько суровой поэзии». [1;82] Интересная деталь: произведение А. П. Боголюбова были из собрания красноярского купца П. И. Кузнецова.
Второе место отводится нашим автором картине знаменитого земляка В. И. Сурикова: «Красноярский музей выставил картину художника Сибиряка В. И. Сурикова «Милосердный Самарянин», картина написана смелой, размашистой кистью; и дает почувствовать духовную силу могучаго художника». [1;82]
Особенно ценно, на наш взгляд то, что третье место отводится произведениям местных художников. Среди которых автор выделяет в первую очередь картины и портреты М. А. Рутченко: «Портреты Рутченко не рабски передают «черточки и морщинки», а заглядывают в душу, создают лицо, освещенное душевным светом.» [1;82] Мы уже упоминали имя этого художника как талантливого декоратора, когда писали о театре в Красноярске. Нам известно, что первая рисовальная школа была основана в городе именно им. Из ее стен вышли многие будущие красноярские художники, которые составили основу и славу красноярской художественной школы. из заметки мы узнаем, что на выставке были представлены портреты наших будущих знаменитых земляков – например, будущего основателя минусинского музея Мартьянова. Благодаря Ф. Ф. Филимонову в копилку истории красноярской культуры вносим имена художников Шешукова, Шведова, которые может и не стали знаменитостями, но «давали понимать чувствовать картину всякому, что говорит о таланте художника» [1;82].
Уделяет внимание автор и таким видам искусства как: живопись по фарфору, которая была представлена О. Л. Теляковской, дочерью Енисейского губернатора. На выставке представлены настоящие чудеса: раскрашенные фотографии картин. Если вспомнить о каком времени идет речь, становится ясно как необычны были эти работы для зрителя.
Заметка Ф. Ф. Филимонова написана серьезно, со знанием дела, но «дедушка Фаддей» не был бы самим собой, если бы рядом им не были напечатаны шутливые четверостишия, в которых он подтрунивает над тем, что ему показалось забавным на выставке. В работах художника Шведова он отмечает переизбыток синей краски, которой живописец отдает предпочтение: «У него все синее: и лес, и горы, и медведь…» [1;82] И вот мы читаем:
«Преужасная «комедь»,
Сини горы, синь медведь,
Сини сосны, сини ели.
Хоть бы вы то покраснели». [1;131]
Автор не ерничает, а добродушно посмеивается над тем что его удивило в работах самодеятельных художников.
На этом мы закончим разбор заметок «дедушки Фаддея», которые пополняют наши представления о «духовной пищи» наших земляков, живших более ста лет тому назад.
Заключение
Мы надеемся, что наша работа дает хотя – бы некоторое представление о талантливом и многогранном человеком – Федоре Федоровиче Филимонове. Мы не претендуем на глубокое и полное исследование его творчества. Нашей целью являлась стремление посмотреть на жизнь красноярцев столетней давности, глазами рядового обывателя.
Поэтому какие-то стороны общественной жизни ускользнули от нашего внимания: мы не говорим о всех сословиях, населявших Красноярск; не касаемся серьезных событий, например, таких, как посещения города цесаревичем Николаем или о событиях, связанных со строительством железной дороги. И этому есть объяснения: ведь мы не просматривали подшивки красноярских газет и журналов, где печатался «дедушка Фаддей». Мы сознательно использовали вырезки, собранные в тетради неизвестного красноярца, ведь это тоже взгляд на историю города глазами конкретного человека. События, которые нам сегодня кажутся значительными, в то время для рядового гражданина таковыми не являлись.
Да, это субъективный взгляд, но история и складывается, по нашему мнению, из мнений, воспоминаний отдельных субъектов.
Проведя свое исследование, мы сделали для себя два существенных вывода:
1 жизнь нашего далёкого сибирского города не была ни скучной, ни спокойной;
2 это объясняется тем, по нашему мнению, что среди горожан встречалось много таких ярких, самобытных личностей, как Ф. Ф. Филимонов, который был уверен, что внимания заслуживают не только великие таланты и гении, но и «мы, лишенные или не имевшие никаких «отличий» и упований… совокупность наших «корчей» на этом земном шаре и называется жизнью… и этим дорожит каждый, ибо дорожить жизнью – в натуре всякой твари…» [1;124].
Мы предполагаем, что работа будет иметь продолжение, так как о Ф. Ф. Филимонове можно говорить не только, как о талантливом журналисте, но и талантливом литераторе, интересном юристе, активном общественном деятеле. Эти стороны его личности открывают возможность для дальнейшего для исследования. Наш материал мы предполагаем использовать на уроках истории нашего края, а также как основу для экскурсий в школьном музее.
Библиографический список
Источники:
Архив Ф. Ф. Филимонова из фондов Литературного музея им. В. П. Астафьева г. Красноярск
ГАКК, ф. 162, оп.1, д.1096
Литература:
Енисейский Энциклопедический словарь / Под редакцией Н.И. Дроздова. – Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998 – 736 с.
Касьянов Василий Дмитриевич, протоиерей. Из дневников 1870-1897гг.: в 2 кн./Автор-составитель А.В. Броднева – Красноярск: ООО Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012. – (Музейно-просветительский центр духовной культуры Краснояского края «Касьяновский дом») 624с.:ил.
Енисейские встречи, альманах под ред. Литературного музея им. В. П. Астафьева г. Красноярск
Интернет ресурсы
6. kraeved.biblio-irbit.ru/literaturnaya-karta-irbita/filimonov-fedor-fedorovich/
7. www.memorial.krsk.ru/Articles/KKIMK2008/02.htm
8. www.fandom.ru/about_fan/hal_77.htm
9. https://search.rsl.ru/ru/record/01003686232
10. https://books.google.ru/books?isbn=5040860021
11. https://kraevushka.livejournal.com/381173.html
Приложение
Тетрадь неизвестного владельца с фельетонами Ф. Ф. Филимонова
(фонды Литературного музея им. В. П Астафьева)
Маленькие фельетоны «дедушки Фаддея»
(из фондов Литературного музея им. В. П. Астафьева)
Заметки «красноярского меланхолика»
(из фондов Литературного музея им. В. П Астафьева)