Святыня утраченная: Введенский храм

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Святыня утраченная: Введенский храм

Корнеев Р.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Швецова Л.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждое лето я отдыхаю у бабули в деревне. Недалеко от бабулиного дома в 2017 году привезли строительный материал: это были бревна с цифрами. Мы с мамой, проходя около этих бревен, разглядывали их и пытались угадать, что тут будут строить. Потом началось строительство. Мы увидели, что строят дом необычной формы. Это оказалась часовня. Я узнал, что часовню в селе Тюй строят по просьбе местных жителей. Раньше, оказывается, в селе был храм. Я решил узнать: куда исчез храм?

Цель моего исследования: исследовать историю Ввведенского храма в селе Тюй Чернушинского района.

Задачи исследования:

1.Изучение информации о Введенском храме в литературных источниках, в сети Интернет, в Чернушинском архиве.

2. Сбор материалов о храме у жителей села Тюй.

Объект исследования: Введенский храм в селе Тюй Чернушинского района.

Предмет исследования: История Введенского храма в селе Тюй Чернушинского района.

Гипотеза: Я предположил, что найду много интересной информации по истории Введенского храма.

Методы исследования:

- изучение литературы и источников;

- сбор информации;

- опрос жителей;

- наблюдение;

- поисковый метод.

Актуальность моей работы обусловлена тем, что каждому человеку интересно узнать историю своего края.

В 2018 году и в начале 2019 года я собирал материал по Введенскому храму, к сожалению, информации очень мало.

В ходе исследования узнал, что в некоторых источниках информация не соответствует исторической действительности, например: на фотографиях изображен не Введенский храм села Тюй, а храм из села Рябки Чернушинского района.

1. Историческая справка о селе Тюй

Поселение Тюй как деревня известно с 1820 годов, а про первых переселенцев пишут, что появились в 30-е годы XIX века. Это были выходцы из Оханского уезда, потомки казаков. Предположительно, первым переселенцем был Бурков Василий Ананьевич. Следом приехали с семьями Бырковы Давид, Ефим и Иван, затем Ульяновы, Игошевы, Лобовы из-под Вятки. Облюбовали возвышенное место неподалеку от реки Тюй, начали потихоньку обживаться. Поселение получило название по реке – Тюй. Существует несколько версий происхождения этого названия, возможно, что это слово пришло из коми-пермяцкого языка: Туй – «дорога». В старину было широко распространено переносное значение слова «дорога» на реку, так как переселенцы шли на новые места часто водным путем. По другой версии слово «Тюй» тюрского происхождения от «чуй» - «вода», «река». Возможно, эта версия наиболее правильная, «чуй» мог перейти в «тюй».

Село быстро росло. В 1869 году насчитывалось 50 дворов. Количество населения составляло 346 человек (мужского пола 162 человека, женского пола – 184 человека). Основной наплыв переселенцев приходится на вторую половину XIX века. В это время начинает застраиваться Верхний Тюй. В 1898 г. количество дворов увеличилось до 142. Проживало 716 человек (мужского пола 317 человек, женского пола – 399 человек). Ежегодно рождалось около 20 детей. Русские составляли большинство. В Верхнем Тюю жили, в основном, зажиточные государственные крестьяне, а в Нижнем Тюю - беднота, работающая по найму.

Ежегодно в Тюю проводили три ярмарки: первую в день Трех Святых – 30 января, вторую Введенскую – 21 ноября, а третью - перед посевной.

Еженедельно по пятницам работал базар. Со всей округи, из многих деревень соседних волостей съезжались со своими товарами крестьяне. Зерно, кудели, кожи, льняное и конопляное семя и масло, самодельная глиняная посуда, изделия из дерева - все это было предметом купли-продажи. Бесконечные ряды подвод тянулись со всех сторон к центру села. Местные и приезжие купцы наперебой скупали все, выставленное на продажу. До 1905 года цены на хлеб были низкими. Овес стоил 25 копеек за пуд, рожь – 35 копеек, льняное семя – 50 копеек.

Тюинские купцы ездили торговать в Сарапул, Кунгур, Красноуфимск и другие города. Сделать это было не так-то просто, ведь, сообщение в те времена осуществлялось, главным образом, по узким проселочным дорогам, пролегающим по густым лесам.

2. Из истории Введенского храма

2.1. Информация о Введенском храме из источников, из Чернушинского архива.

Храм в селе Верх Тюй был заложен в 1872 году на невысоком пригорке, а построен и открыт в 1874 году. Это была деревянная, обитая тесом церковь в честь Введения во храм Пресвятой богородицы.(1)

1 июня 1876 года была сделана первая запись в метрической книге. С этого дня при храме жил и служил свой священник, которым стал молодой батюшка Алексей Симеонович Калачников. Церковь славилась на всю округу своим богатым внутренним убранством и благолепием. Особенно поражал своей красотой иконостас с царскими воротами и паникадило. «Иконостас соснового дерева, столярной работы, в три яруса, окрашенный, лицевая сторона в темно-розовый, а обратная в голубой цвет, с резными колоннами и резьбой, вызолочены. Всех икон

больших и малых писанных на дереве… Поставлен в 1893 году. Стоимость иконостаса 831 руб.»(2)

По воспоминаниям местных жителей церковь была очень красивая! Звон колоколов было слышно в соседних деревнях, особенно в праздники. Звон колоколов также был очень красивый!

Сведений о священнослужителях сохранилось очень немного. При церкви, в основном, служили три человека: священник, дьяк и псаломщик.

Церковь владела земляными угодьями в размере 99 десятин. Доход церкви составлял 500 рублей в год. Площадь церкви: ширина 11 ар, длина 26 ар. Также были построены амбар и дровяник, церковный дом в форме буквы «Г». Первоначально изгородь около церкви была деревянная, а столбы каменные, затем ограда стала из кованого железа. В селе еще частично сохранились фрагменты церковной изгороди.

С 11 ноября 1885 года при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались 37 мальчиков и 14 девочек (Приложение 1). В школе детей учили молитвам, церковному пению, чтению, письму, арифметике. Законоучитель и заведующий школы был священник Александр Павлович Третьяков, а учитель прочих предметов и пения Александр Галактионович Аширтин.

Селом Тюй также стал в 1874 году, когда была открыта церковь.

(1)Дело №4 «Переписка о религиозных обществах», 32 запись с.33, Чернушинский архив

(2)Котова Ольга «Свет православия на Чернушинской земле», с.135

Храм закрыли 4 апреля 1940 года (Приложение 2), до этого года неоднократно поступали предложения от районных властей о закрытии храма, но люди не соглашались. После закрытия храма там стал клуб и библиотека: клуб располагался на первом этаже, а библиотека на втором этаже в одном из куполов.

Я нашел одну фотографию здания бывшего храма (Приложение 3).

Сейчас от Введенского храма остались лишь развалины (Приложение 4).

2.2.Воспоминания о храме жителей села Тюй

В течение лета и осени 2018 года я встречался со старожилами и собрал информацию о храме, об иконах из этого храма. Информацию получил от Швецовой Валентины Павловны (1936 г.р.), Зылевой Анны Иосиповны (1931 г.р.), Зылева Егора Иосифовича (1935 г.р.), Чечулиной Надежды Александровны (1946 г.р.), Мельковой Зои Александровны, Дерюшевой Любови Ивановны, Полинкаш Нины Ивановны, Славита Марины Фидаевны и других.

При воспоминаниях о Введенском храме у людей менялись лица, они «светились изнутри», у них сразу поднималось настроение от воспоминаний, у некоторых выступали слезы.

После закрытия храма, там все ломали, рушили, жгли, растаскивали. Часть икон и церковная утварь была загружена на телеги и вывезена из Тюя в Чернушку. Люди как могли пытались спасти иконы: кто-то выхватывал из телеги и уносил домой, кто-то спрятал иконы в лесу, кто-то зарыл в землю, прятали как могли, спрятали даже в подвале храма.

Некоторые иконы из Введенского храма сохранились у людей до нашего времени. Моя исследовательская работа всколыхнула воспоминания людей, в первую очередь, местных жителей: моей бабуле стали звонить, рассказывать о Введенском храме, даже один раз незнакомые люди из Чернушки принесли фотографии Введенского храма, правда, это оказался не храм из Тюя. Но сам факт, что людская молва о том, что наша семья собирает информацию о храме пошла дальше села говорит о том, что люди помнят «эту святыню» Местная жительница Мелькова Зоя Александровна рассказала о том, что у бывшей жительницы села есть настоящая фотография Введенского храма. Мы пытались достать эту фотографию: в начале в Чернушке Пермского края, потом следы были указаны в городе Губаха Пермского края, потом в Москве, а последняя информация – эта женщина сейчас на Кубе и приедет в Тюй только летом, но ей передали, что мы ищем фото. Очень надеюсь на благополучный исход моих поисков.

Во время своих поисков узнал, что у людей есть иконы из Введенского храма.

Икона у Башковой Раисы Геннадьевны. Икона ей досталась от бабушки Ольги Башковой, которая бежала за телегой, когда вывозили иконы, выхватила 2 иконы. Одну икону бабушка подарила в Чернушинскую церковь, а другая хранится дома.

Одна икона хранится у супругов Зылевых. Когда рушили церковь Егор Зылев принес ее домой (Приложение 5).

Икона «Воздвижение» найдена супругами Дерюшевыми 3 года назад в лесу за Нижним Тюем. Икона была прислонена к дереву, сырая, загнившая. Ее отреставрировали в городе Перми и подарили в часовню села Тюй.

Икона, изображающая трех святых (Приложение 6), на ножках находится у Чечулиной Надежды Александровны. Размеры иконы ширина 68 см, длина 150 см (без ножек). Икону принесли сестры Чечулины Надежда и Вера, сначала спрятали ее в кустах на болоте, потом перепрятали в нежилой дом, затем спрятали на сеновале, икона много лет лежала под сеном. Теперь около этой иконы люди молятся по православным праздникам. Надежда Александровна вместе со своей мамой Анастасией Филипповной решили отдать икону в новую часовню. Для реставрации этой иконы потребуется очень много денег.

Также есть икона из храма у супругов Дерюшевых. Много лет назад брат Дерюшевой Любови Ивановны нашел икону в Тюю около зерновой сушилки, угол иконы выставлялся из земли.

Несколько лет назад при разборе развалин храма в подвале нашла 2 иконы Федотова Ольга. Одна из этих икон «Серафим Соровский» отреставрирована в городе Перми и передана в часовню.

5 икон из храма было и у Мельковой Зои Александровны, но у нее их украли несколько лет назад.

Нашел сведения о том, что иконы есть у людей, живущих в городе Чернушка, некоторые собираются их подарить в новую часовню.

При встречах со старожилами услышал историю о том, что один местный житель большую икону повесил вместо дверей в конюшню, а потом «эти двери» забелили, чтобы никто не догадался, что это икона.

Люди шли на разные ухищрения, чтобы спасти иконы.

3.Заключение

Я слышал, что на месте бывших церквей ставят Поклонный крест. В селе Тюй пока Поклонный крест не поставили. И бывший храм, от которого остались лишь развалины, каждый день смотрит с укором на проходящих мимо людей…

Моя гипотеза оказалась лишь частично верной: при сборе материала по истории Введенского храма я узнал интересные факты, но их очень мало, нашел информацию о том, сколько детей рождалось, сколько умирало, сколько людей регистрировало брак (по годам).

К сожалению, я еще маленький и мне сложно оказалось работать с архивными данными, очень жалею о том, что не смог подержать в руках огромную метрическую книгу Введенского храма из государственного архива города Перми, но у меня еще все впереди!

Во время исследования я понял, что безвозвратно утрачена людская святыня: Введенский храм.

Но поражает щедрость русского народа и желание вернуть утраченные святыни: с 2017 года по 1 октября 2018 года жителями села Тюй собрано на новую часовню 113 132 рубля, а всего потрачено на строительство 488 776 рублей, здесь помогли еще спонсоры (Приложение 7, 8, 9). При этом, в селе взрослого населения всего 273 человека, в основном, это малообеспеченные семьи. Часовня потихоньку строится, еще благодаря стараниям старосты Славита Марины Фидаевны.

В сентябре 2018 года я сам стал участником исторического события: в селе Тюй на часовне устанавливали купол.

4.Выводы:

В ходе исследования я:

Собрал информацию по истории села Тюй Чернушинского района.

Узнал историю Введенского храма в селе Тюй Чернушинского района.

Выступил со своей исследовательской работой перед учениками в МАОУ «Гимназия» г.Чернушка Пермского края, на районной научно-практической конференции в Чернушинском районе.

Познакомился со старожилами села Тюй.

Научился работать с источниками, с архивными материалами.

Моя работа будет интересна любому человеку. Она поможет расширить знания об истории Чернушинского района.

Исследовательскую работу я в будущем продолжу потому, что наша семья обещала создать маленькую брошюру о Введенском храме и подарить всем людям, кто мне помогал, кто меня поддерживал.

5. Список источников и литературы

1. Дело №4 «Переписка о религиозных обществах», архив г.Чернушка

2. Котова Ольга «Свет православия на Чернушинской земле», Чернушка, 2018. – 317 с.

3. http://enc.permculture.ru/.

4. https://vk.com/topic-76747321_31263087?offset=100

5. http://permkraeved.ru

Приложение

1. Церковно-приходская школа

2.Решение о закрытии Введенского храма

Приложение 3. Здание бывшего Введенского храма

Приложение 4. Развалины Введенского храма

Приложение 5. Икона из Введенского храма

Приложение 6. Икона трех святых

Приложение 7,8, 9. Строительство новой часовни

Просмотров работы: 184