Особенности старообрядчества Приисетья 21 века

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности старообрядчества Приисетья 21 века

Егорова А.А. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» города Тюмени
Извина О.А. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время в России происходит формирование новой модели отношений между государством, обществом в целом и религиозными организациями. Старообрядчество занимает заметное место в современной религиозной жизни. В Российской Федерации действуют три крупные, объединяющие сотни тысяч верующих централизованные старообрядческие организации: Русская Православная старообрядческая Церковь, Древлеправославная Церковь и Российский Совет Древлеправославной поморской Церкви. В их состав входит свыше 200 зарегистрированных местных религиозных организаций. Старообрядчество представлено в большинстве субъектов Российской Федерации.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время наблюдается устойчивый рост общественного и научного внимания к духовному, культурному наследию России, а также к истории и современным проблемам православия. Старообрядчество является одним из крупнейших феноменов в духовной жизни русского народа. Оно объединило на протяжении веков многие миллионы верующих, оказало существенное влияние на развитие отечественной культуры и экономики. В качестве религиозного движения старообрядчество заняло заметное место в жизни русского православия. Движение старообрядчества следует определять, как пример религиозного инакомыслия, возникшего в условиях самодержавной России; гражданское неповиновение, основанное на философии староверия. Старообрядцы, носители древнего православия - это слой населения, верующие России, до сегодняшнего дня сохраняющий этнические, конфессиональные, культурные традиции первой половины XVII в.

Объект исследования: феномен старообрядчества.

Предметом исследования является локальная группа старообрядцев бассейна реки Исети (Приисетья).
Степень изученности проблемы. Вопросы истории старообрядчества в исторической науке поднимались неоднократно, но в большинстве случаев работы посвящены староверию в российском масштабе, причём детально проанализирован именно ранний этап истории староверия.

Одним из видных исследователей данного этапа был историк и выдающийся просветитель П. А. Словцов (1767-1843). Итогом его научной деятельности стало «Историческое обозрение Сибири», где охарактеризованы различные стороны экономической и культурной жизни края. В его сочинении мы находим данные и по истории сибирского старообрядчества. В частности, здесь приведены факты о переселении «беглых раскольников» в Сибирь при Екатерине II («на «Барабе, по рекам и речкам, в Иртыш впадающим, как то: Убе, Ульбе, Березовке и пр.»), о самосожжениях старообрядцев в Тюменском уезде в 50-х гг. XVIII в., деятельности Раскольнической комиссии в Тобольске в 60-е гг. XVIII в. при митрополите Павле(Конюскевиче), о распространении староверия среди крестьянского, купеческого и посадского населения Сибири второй половины XVIII - начала XIX вв. [6] Несмотря на фрагментарность, эти сведения не утратили своего значения и до настоящего времени

Истории русской церкви в Сибири посвящены статьи тобольского протоиерея А. И. Сулоцкого. Проблемы раскола рассматривались им в ряде работ. Они, преимущественно, носят описательный характер. В одной из них приведен фактический материал о пребывании в Тобольске протопопа Аввакума, во второй - о самосожжениях сибирских старообрядцев и борьбе с расколом тобольских иерархов. [8]
Значительным событием в сибиреведении стало издание в 1965-1968 гг. пятитомной «Истории Сибири», во втором томе которой были обобщены достижения исторической науки к этому времени. Раздел, посвященный XIX столетию содержит сведения о распространении и значении старообрядческой рукописной и старопечатной литературы, центрах ее хранения в Сибири - скитах и пустынях, а так же о борьбе с этим церковных и светских властей.

Крупнейшими специалистами по истории урало-сибирского старообрядчества XVII-XIX вв. являются А. Т. Шашков и В. И. Байдин. Научные интересы уральских археографов охватывают огромную территорию от Вятки до Тобольска. Исследователи рассматривают малоизученные сюжеты истории старообрядчества региона, вводят в научный оборот новые источники. [1, 10]

Результаты и особенности старообрядческой статистики в XVIII веке по Сибири были обстоятельно исследованы Н. Н. Покровским. Так, в частности, в своих работах он отметил многочисленные недостатки, которыми страдала система учета численности старообрядцев, что затрудняет выявление истинной картины распространения раскола и динамики сибирского старообрядчества. [5] В 2000 г. по интересующей нас теме вышла в свет коллективная монография «Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий». [4]
Подводя итог анализу изученности истории старообрядчества, можно заключить, что в целом историками накоплен значительный опыт исследования различных аспектов истории старообрядчества Сибири и Урала. Однако при наличии огромного количества публикаций, освещающих разнообразные проблемы развития староверия, как в стране в целом, так и в Сибири, современноестарообрядчество Приисетья изучено фрагментарно.

Цель: выявить специфические черты старообрядчества Приисетья начала XXI века

Задачи:

1. Изучить историю церковного раскола и выявить районы распространения старообрядчества в Приисетье.

2. Проанализировать основные причины и условия зарождения и распространения старообрядчества в Приисетье;

3. Выявить актуальную сеть расселения старообрядцев изучаемого района;

3. Изучить современное состояние быта, занятия, традиции и обычаи старообрядцев Приисетья;

Практическая значимость исследования. Автор исследования предполагает, что данная работа может быть использована при изучении истории местного края. Важным является и то, что история старообрядцев Приисетья рассматривается в контексте Российской действительности и даёт представление об общероссийском положении старообрядчества.В основу работы положены поездки в село Исетск, деревню Кирсанова, деревню Кукушки, деревню Миролюбова, сельское поселение Красново, Исетского района Тюменской области, сельское поселение Бобылево Каргапольского района Курганской области, где в настоящее время существуют компактные поселения староверов, и были направлены на изучение старообрядческих традиций, быта, занятий.
Гипотеза: Несмотря на трагическую историю и многочисленные гонения охранившиеся очаги старообрядчества в Приисетье сумели сохранить для грядущих поколений бесценные реликвии старой Руси и демонстрируют уникальные примеры жизненного уклада, подчиненного продолжающей жить на протяжении веков самобытной духовной культуре.

Глава 1. История и последствия церковного раскола

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований.

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие. [2]

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжён. [8]

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам. [3]

Таким образом:

Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.

Как итог церковного раскола — прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.

Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.

Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.

Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения. [9]

Глава 2. Развитие старообрядческих общин Приисетья

2.1. Исторические условия распространения староверия в Приисетье.

Свое знакомство со старообрядчеством Приисетья, мы начали в научном учреждении на территории Исетского района, в Исетском народном краеведческом музее им. Анатолия Лаврентьевича Емельянова. [Приложение 1 фото 1.1]. 42 года данное учреждение занимается научноисследовательской, пропагандистской, научно-экспозиционной деятельностью по истории Приисетья, ведет большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Находится он в старинном селе Исетское, которое стоит на автодороге «Байкал», в 78 километрах от областной столицы. Удивительная история освоения и заселения края, история возникновения церквей, быт, ремесла и промыслы крестьян, история военной и трудовой славы земляков – все это доступно и интересно освещается на экскурсиях в музее в 10 его экспозиционных залах. [Приложение 1 фото 1.2.-1.9.]

Ведущий специалист музея, Лиханов Юрий Владимирович, [Приложение 1 фото 1.10] многие года занимающийся исследованием старообрядчества, приоткрыл завесу неизвестного в жизни затворнических общин старообрядчества.

В конце XVII - начале XVIII веков Приисетье стало одним из четырех центров раскольничества на Урале и в Сибири (известны также исторически сложившиеся центры старообрядчества в окрестностях Нижнего Тагила, Екатеринбурга и в Алтайском крае). [6]

При Петре I староверов стали называть двоеданами, так как им приходилось платить две дани, налога, чтобы открыто исповедовать свою веру. Опираясь на немногочисленные летописные источники, а также устные предания, большинство исследователей склоняются к тому, что предками Исетских старообрядцев являлись переселенцы с Русского Севера, в частности с Соловецких и Архангельских земель. [7]

На первых порах раскольники были едины, но к концу XVII века они разделились на два направления - поповщину и беспоповщину. Если беспоповцы считали, что после Никоновских реформ "священство улетело в небо", то в поповщине были попы, перебегавшие к староверам из официальной церкви.

В 1751 году Тобольской консисторией были предприняты попытки насильственного обращения старообрядцев Приисетья в лоно Православной церкви. Однако, в большинстве случаев подобные "увещевания" оказывались безуспешными и заканчивались либо открытым неповиновением, либо актами самосожжения. [7]

Духовным наставником старообрядцев Приисетья являлся Мирон Иванович Галанин (1726-1806), которого местные жители называли Святым Миронушкой. [Приложение 1 фото1.11] Некоторые исследователи считают Галанина основоположником крестьянской литературы. Язык оставленных им писем, текстов духовного и исторического содержания отличается от литературного языка бытовавшего в России конца XVIII века. Он более приближен к разговорной речи, и выражает суть самых высоких проявлений народной духовной жизни. [5]

Жизнь Мирона Галанина была близка к мученической. Он часто подвергался преследованиям и пыткам со стороны официальных властей и духовенства из-за своего высочайшего духовного авторитета среди старообрядческого населения. Более девяти лет Галанин провел в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга, подвергаясь жестоким лишениям и пыткам. Вместе с осужденными смертниками он выполнял непосильные работы на горнозаводском мраморном карьере. [4] Могила Галанина в деревни Кирсанова является святым местом для старообрядцев [Приложение 1 фото 1.12] так же, как и колодец Святого Тарасия, который находится вблизи деревни Дружинино Шатровского района Курганской области.

2.2. Современное положение старообрядцев Приисетья.

В настоящее время в труднодоступных окрестностях Приисетья сохранились отдельные старообрядческие поселения, в которых строго соблюдаются сложившиеся на протяжение столетий законы веры и жизненного уклада. Как правило, старожилы неохотно идут на контакт с приезжими исследователями, старательно оберегая свои тайны от чуждого и враждебного им внешнего мира.

Изучая особенности старообрядчества в Приисетье, мы побыли в Сельском поселении Красново, деревне Кирсаново, деревне Кукушки, деревне Миролюбова Тюменской области Исетского района, деревне Бобылева Каргапольского района Курганской области.

Красновское сельское поселение — муниципальное образование в Исетском районе Тюменской области Российской Федерации, насчитывает 622 человека, по переписи 2017 года. [Приложение 2 фото 2.1.] Половина жителей — это переселенцы из деревни Кирсанова, которых забрали дети, по состоянию здоровья, либо по семейным обстоятельствам. [Приложение 2 фото 2.2] Здесь живут бок о бок, старообрядцы и приверженцы «новой» христианской веры. Несмотря на некое стирание границ, кажущееся объединение, старообрядцы внутри своих семей чтут традиции предков, возможно не так строго, как в далёкие времена, но каноны старообрядчества по-прежнему соблюдаются. Здесь состоялось знакомство и последующие беседы с заведующей Красновской библиотеки Панкратьевой Татьяной Владимировной, [Приложение 2 фото 2.3] уроженкой деревни Кирсанова, выросшей в семье старообрядцев. Семья Татьяны Владимировны Панкратьевой (в девичестве Коробейникова) соблюдает обычаи и традиции, крестят детей по старообрядческому обычаю, не посещают церкви, не работают в субботу, не имеют вредных привычек. [Приложение 6].

В данный момент в деревне Кирсанова насчитывается 69 человек (по переписи 17.07.2017). На самом деле, постоянно проживающих, там гораздо меньше. Раньше здесь была большая старообрядческая община, которая состояла из переселенцев. В деревне тихо и безлюдно. Местные жители не любят посторонних, впрочем, как и основная часть старообрядцев. [Приложение 2 фото2.4]

История деревни Кукушки начинается с 1670 года. [Приложение 3 фото 3.1] Тогда на реке Бешкиль в 55 верстах от уездного города Ялуторовск и в пяти верстах от волостного Шороховского правления появилась деревня Кокушки (Кукушки). Основателями деревни были староверы, пришедшие после церковного раскола из Вологодской губернии. История имени деревни имеет две версии происхождения. Одни говорят, что в бору много кукушек было. Другие уверены, что от названия села Кокушкино Вологодской губернии в память о прежней жизни. Сегодня, деревня Кукушки переживает не лучшие времена, несмотря на официальную численность населения 390 человек, попадая туда, понимаешь, что деревня исчезает. Как и в прежние времена, «чужие здесь не ходят», жители молчаливы и настороженны. Нам удалось встретиться и побеседовать со старожилом деревни Кукушки Нохриной Марией Карповной, уроженкой деревни Кукушки. [Приложение 3 фото 3.2, приложение 7, приложение 8]. Общаясь с представителями старообрядчества, поймала себя на мысли, что рассказывают они об идеальном мире. Где безусловно масса запретов и ограничений, но ведь за этим сила! Бесконечная вера и ощущение защиты. Сила рода, семьи, уверенность в будущем, беспрекословное и такое понятное с детства следование традициям – этого так не хватает в современном мире.

Неподалёку, находится деревня Миролюбова. [Приложение 4 фото 4.1] Две деревни имеют общую историю. Миролюбова звалась когда-то Одиной. Ее первые поселенцы – старообрядцы, непокорные мужики с европейской стороны Урала. В их характере главным было трудолюбие.В конце 19века в пределах двух деревень – Кукушки и Одина – было 54 ветряных, и две водяных мельницы. В селениях работали девять кузниц, практически все принадлежали староверам. На их подворьях и подновесах стояли современные по тому времени орудия и машины: двухлемешные плуги, конные сеялки, грабли, молотилки, веялки. Действовал маслодельный завод. На подворьях стояли 778 рабочих лошадей, 2560 голов крупного рогатого скота. Жители деревень обрабатывали 2200 десятин земли. В свое время старообрядцы играли большую роль в развитии сельского хозяйства в Сибири, помогали обеспечивать продовольствием горнозаводскую промышленность. Организация труда старообрядцев была их несомненным преимуществом перед разнородным населением Западносибирского Зауралья. М.Е. Салтыков-Щедрин в «Мелочах жизни» говорит: «Старообрядцы – это цвет русского простолюдья. Они трудолюбивы, предприимчивы, трезвы, живут союзно…» [Цит. по: Данилов, Яблоков 2002: 20].

Как и в любом сибирском селении тут жили люди одинаковых фамилий: Рябковы, Нохрины, Костоломовы, Швецовы, Осколков. Из одних мест приехали, все родня. Для беглых переселенцев, гонимых властью, эти места стали вторым домом, новой жизнь. В которую они вступили сообща, смиренно, трудолюбиво.

В деревне Миролюбова по данным переписи 2017 года, числится всего 60 человек. Деревня живет. В последнее время, те кто ранее уехал, возвращается. Строятся новые дома, поднимаются старые. На окраине располагается старообрядческое кладбище, действующее до сих пор. [Приложение 4 фото 4.2]

Село Бобылево, входит в состав Майского сельсовета, со статусом сельского поселения Каргапольского района Курганской области. [Приложение 5 фото 5.1]. По данным переписи населения за 2014 год, значится 19 человек. Фактически же, в зимнее время жителей в деревне не остается. В основном, это пожилые люди, которые переехали в районный центр Каргаполье из-за сложных бытовых условий.

Деревня расположена в труднодоступном районе, дорога грунтовая, в непогоду добраться до места невозможно. [Приложение 5 фото 5.2] Электричество в деревню заведено лишь частично, отопление печное. Попадая на деревенское кладбище, по стройному ряду могильных крестов, понимаешь, что это пристанище старообрядцев. [Приложение 5 фото 5.3] Мы посетили деревню осенью, время уборки урожая. Мужчины с бородами, на самодельных тракторах, женщины с покрытой головой, неприветливость и обособленность живут здесь и поныне. [Приложение 5 фото 5.4] Будто забытый людьми мир, где есть лишь свои правила, своя вера, своя семья.

2.3. Современный быт и традиционная культура старообрядцев Приисетья

В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывается с детства. Именно отношение к труду было и остаётся главным в мировосприятии староверов. Стараются делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Каждый дом обязательно огорожен, имеет свой двор с различными хозяйственными постройками.

Главное место в доме – красный угол. В красном углу находится божница с иконами. В домах много старинных икон. Под божницей на столе лежат уникальные, старинные книги, лестовки. Лестовки являются главным атрибутом при чтении молитв.

Скромность и аскетизм присущи домам староверов. Ничего лишнего. Небольшие шкафчики-полочки для посуды висят над столом. У некоторых пожилых людей, до сих пор керосиновые лампы и свечи. И несмотря на то, что более молодые представители старообрядцев дают себе послабление, в вопросах связи с внешним миром, у истинных староверов нет ни телевизоров, ни радио, ни интернета.

Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Ранее основное направление в хозяйстве – земледельческо-промысловое. Добывающими промыслами были охота и рыболовство. Было развито мелкое кустарное производство, которое представлено прядением и ткачеством, кожевенным и гончарным производством. Некоторые виды ремесел сохранились до наших дней, в том или ином виде.

В укладе жизни староверов используются и в наши дни такие ремесла, как плетение корзин, изготовление берестяной, деревянной посуды.
Наряду с использованием вещей фабричного производства продолжают изготовлять и пользоваться домоткаными полотнами и коврами. В домах у хозяек имеются и разные прялки.

Население занимается сельским хозяйством и животноводством. Как и ранее, основную часть своего времени старообрядцы отдают хозяйству, чтобы прокормить себя, и так же свято чтят свою веру и относятся к труду, как к высшему предназначению человека. Люди живут натуральным хозяйством, следуя библейской заповеди «В поте лица добывай хлеб свой».

Выводы

В ходе работы, мы изучили историю церковного раскола и выявили районы распространения старообрядчества в Приисетье. Проанализировали основные причины и условия зарождения и распространения старообрядчества в Приисетье.Выявили актуальную сеть расселения старообрядцев Приисетья, посетили места их проживания и провели беседы с представителями староверия. Ознакомились с условиями быта, занятий, традиций и обычаев старообрядцев на сегодняшний день.

Гипотеза, выдвинутая нами, нашла свое подтверждение – несмотря на меняющиеся обстоятельства жизни, экономическую ситуацию в мире, старообрядцы сумели сохранить особенность своей веры, свою культуру, память предков.

Заключение

В чем сила старообрядцев, сумевших противостоять мощной административной машине Российской империи, а затем не менее жестокой государственно-партийной номенклатуре советского времени? Как удается староверам в нынешнее, столь непростое время сохранять веру, традиции, участвовать в жизни страны? Причем не только противостоять всем перипетиям судьбы на протяжении нескольких лет, но и жить достойно, во многом являя собою пример для членов общества, в котором они прежде не имели ни гражданских прав, ни религиозных.

Исследование показало, что история старообрядчества в Приисетье является примером верности идеалам и убеждениям, а также прекрасным образцом сохранения поистине уникальной культуры в крайне тяжелых условиях. Сам факт, что им удалось сохранить свою уникальную культуру в первозданном виде, заслуживает уважения. Им удалось передать следующим поколениям многие элементы культуры и быта, которые оказались в забвении у прочего русского населения региона.

Старообрядцы смогли сохранить своеобразный русский говор; значительную часть материальной культуры, адаптировав ее к условиям региона; религиозные представления и национальное самосознание.

Успешная хозяйственная деятельность старообрядцев позволила им сформировать свою поселенческую структуру, что свидетельствует о высокой степени их готовности к социокультурной адаптации.

Уникальность старообрядцев Приисетья, состоит не только в способности донести до нашего времени свою неповторимую культуру. Пристальное внимание нужно уделить тому, какие моменты этой культуры могут быть полезны современному российскому обществу. Одним из наиболее важных моментов является то, что старообрядцы придают большое значение почитанию предков, уважительному отношению к их традициям, что крайне актуально для современной жизни России.

Именно сейчас в ходе экономических преобразований в стране и ориентации на западные образцы жизнедеятельности не стоит забывать об истории и культуре своего народа, т.к. зачастую настоящее многое заимствует из прошлого.

Национальная идея - это то, что объединяет крупнейшие толки и согласия. Три века старообрядцев упрекали в невежестве и бессмысленном, буквальном следовании традиции, во что бы то ни стало. Но и три века назад мученики умирали не только за двоеперстие, но и за то, чтоб Россия не сбилась со своего культурного пути.

Старообрядцы всегда отличались тем, что имели свое направление жизни, которому они никогда не изменяли, направление это уходит своими корнями в глубь русской души и истории русского народа, проходит заметной нитью через весь необозримый путь жизни русского народа и доходит до наших дней.

Список литературы

Байдин В.И. Старообрядчество Урала и самодержавие (конец XVIII –середина XIX вв): дис. канд. ист. наук. Свердловск 1983.

Ключевский В.О. Курс истории России. Сочинения, том 3, часть 3 –М.: Политическая литература, 1957.

Лебедев, протоирей Лев. Москва Патриаршая. – М.: Издательство «Вече», 1995.

Мангилёв П.И. (в соавт.: Починская И.В., Белоюородов С.А., Клюкина Ю.В). Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. 180 с.

Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами. 1-е изд., М., 1984. 2-е изд. М., 1988.

Половинкин Н. С., Туров С. В. Документы учета старообрядцев волостными правлениями Тюменского уезда в первой четверти XIX в.// 400 лет Тюмени: история и современность. Тюмень, 1986.

Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 2: С 1742 по 1823 гг. СПб., 1844. С. 7, 22-25, 75, 252.

Сулоцкий А. И. О раскольниках Греко-Российской церкви.// Сулоцкий А. И. Соч. в 3 т. Т. 3: Из архива Александра Сулодкого/ Под ред. В. А. Чупина. Тюмень, 2001. С. 128-158.

Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М., 1997 (2 изд. 1998) Его же. Старообрядчество, общество, государство. М., 1998.

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции/ А.Т.Шашков // Проблемы истории России. – Екатеринбург:Волот, 2008.-Вып. 7:Источник и его интерпретация с. 56-91

 

Приложение 1.

Экскурсия в краеведческом музее г. Исетска

Фото 1.1.

Фото 1.2. Мужская одежда старообрядцев

Фото 1.3 Женская одежда старообрядцев

Фото 1.4. Обязательный атрибут женского костюма – платок.

Фото 1.5. Лестовка

Фото 1.6. Старообрядческие иконы

Фото 1.7. Старообрядческие рукописи

Фото 1.8. Убранство дома старообрядцев.

Фото 1.9. Прядильный, ткацкий станки старообрядцев.

Фото 1.10. Исетский народный краеведческий музей. Лиханов Юрий Владимирович. Точная копия Староверческой часовни Мирона Галанина, находящейся в д.Кирсанова.

Фото 1.11. Портрет Мирона Галанина. Находится в Исетском народном Краеведческом музее

Фото 1.12. Часовня Мирона Галанина в деревне Кирсанова. Панкратьева Татьяна Владимировна.

Приложение 2.

Фото 2.1. Сельское поселение Красново. Красновская библиотека.

Фото 2.2. Деревня Красново Исетского района Тюменской области.

Фото 2.3. Беседа с Панкратьевой Татьяной Владимировной.


 

Фото 2.4. Деревня Кирсанова Исетского района Тюменской области.

Приложение 3.

Фото 3.1. Деревня Кукушки Исетского района Тюменской области.

Фото 3.2. Беседа с Нохриной Марией Карповной. Деревня Кукушки Исетского района Тюменской области.

Приложение 4.

Фото 4.1. Деревня Миролюбова Исетского района Тюменской области.

Фото дома-старожила в деревне Миролюбова. Постройке более 100 лет

Фото 4.1. Старообрядческое кладбище в дерене Миролюбова.

Приложение 5.

Фото 5.1. Сельское поселение Бобылево, Каргапольского района Курганской области.

Фото 5.2. Улицы села Бобылево

Фото 5.3 Старообрядческое кладбище села Бобылево Курганской области.

Фото 5.4. Местные жители села Бобылева Курганской области.

Приложение 6.

Воспоминания Панкратьевой Татьяны Владимировны.

«Уникальной достопримечательностью деревни Кирсанова, является часовня, построенная на могиле Мирона Ивановича Галанина, расколоучителя, писателя, человека известного далеко за пределами России. Умер он 8 июня 1806 года и похоронен в деревне Кирсанова. Часовня открыта для всех желающих, представляет собой деревянное, бревенчатое строение, внутри которой находится крест, иконы. Вдоль стен расположены лавочки, на которых верующие могут вести молитву. Жители деревни, посещающие могилы своих родственников, сначала кланяются Миронушке, а уже потом продолжают свой путь».

Татьяна Владимировна Панкратьева, вспоминая свое детство, говорит о самоотречённой вере ее предков. «До сих пор в день памяти Мирона Галанина, в Кирсанова едут люди. И стар, и млад, и те, кто остался в деревне, и те, кто переехал в другое место, считают долгом почтить память святого.

Жизнь старообрядцев никогда не была безоблачной. Общины не стремились к материальному обогащению, «лёгкой жизни». Однако зачастую, семьи не испытывали нужды, потому что жили большими, дружными семьями, много работали. Всегда существовал определенный порядок, уклад жизни, которому беспрекословно подчинялись все.

Настрадавшись долгие годы, в гонениях, преследованиях, общины старообрядцев не стремились к общению с «чужаками». Это некоторое неприятие людей другой веры, наблюдается и по сей день. Несмотря, на то, что бытует мнение будто старообрядцы злые, неприветливые, «стакан воды не подадут», это неправда. Весь образ жизни старообрядцев, уклад, традиции и обычаи, направлены на сохранение своей веры, сохранение здоровья своей семьи, передаче знаний и верования своим детям, в первозданном, точном, не исправленном виде. Это и объясняет жизнь староверов- отстранённую, замкнутую, спрятанную и по сей день от глаз посторонних.

Дети с малых лет знали, что посторонние – это опасность. Это чужие мысли, чужие сомнения, чужая вера, не говоря уже о возможных болезнях, которые чужаки могли принести в общину. Именно этим объясняется отстранённость и нежелание общаться с «миром».

Сейчас конечно много чего растерялось, не так следуем традициям в одежде. Смотрим телевизор, пьём кофе, чай, что раньше категорически было нельзя. Не все пост соблюдают, регулярно, хотя в моем детстве – это не обсуждалось. И дети наравне со взрослыми и работали, и молились, и постовались. Сейчас стараемся конечно и детям своим рассказывать и разницу объяснять, крестили их по нашей вере, по старому. Но помягчение конечно есть, главное закон Божий не нарушать, семью свою помнить, отца и мать, трудиться и быть человеком».

Приложение 7.

Воспоминания о укладе жизни Нохриной Марии Карповны.

На первый взгляд, суровая и неприветливая женщина, оказалась потрясающе глубоким человеком, бесконечно преданной своим идеалам, своему воспитанию, памяти своих предков.

«Все что надо, уж давно в книжках написано, а чего знать не положено, так вам никто и не поведает. Чужие вы» - так встретила нас Мария Карповна. Но когда узнала, что нам интересно поговорить о воспитании детей, о традициях, об организации быта старообрядческих общин, смягчилась.

«Работать надо! Не лениться. Грех это, лениться то. Работали все, от мала до велика. У каждого, свое дело было. Мужчина в семье был хозяином, главным, а женщина – это мать, она детей рожает, ей ни пойти никуда, ни поехать, ни купить, а у него лошадь в руках. Раньше жили все вместе, свекор, свекровь — до самой смерти. Свекор — «папаша» был главный в семье, все ему подчинялись. Он назначал, кому что делать. Знал, кому какую работу дать, кто, на что способен, или по состоянию здоровья. Назначал кому что делать. Хвалил. Ругал и наказывал тоже отец. Свекор вел хозяйство, распоряжался деньгами, имуществом. Его обязательно все слушали.

Отец к Богу вёл, все молились, это строго было, с малых лет участвовали, как важное самое дело было. Пост соблюдали всегда, до сих пор соблюдаю.

Отец следил и учил всему- косы не трогали, не стригли, мужики бороды. Что господь создал, не наших рук дело, нельзя себя выше Бога ставить. Отец почитался и негоже ему перечить было. Подчинялись, где через страх, где через уважение, беспрекословно. И замуж выходили как отец скажет, а семьи были большие, крепкие, дружные.

А за домом, за хозяйством следила жена или свекровь. У нас ведь невеста уходила в мужнин дом. Наоборот, никогда. И часто в доме жили 2 и 3 семьи, так вот свекровь делила работу между невестками, по справедливости, всегда, по очереди. А коли у тебя дитя младенец, то от работы освобождали.

Вот так и получалось, что почитали и уважали родителей, отец с братьями отвечали за то, что за домом происходит, а мать и сёстры – внутри дома. Еда, уют, одежду пошить, починить, да чтоб лад был.

Каждый за себя отвечал и будто за всех. Ошибки не прощались. Хоть взрослый, хоть дите, правила одни были для всех. По справедливости,

Сейчас все поменялось. Молодёжь уходит от порядка. Женятся на не нашей вере, посты не соблюдают. Не правильно это. Чтить надо веру то, только с верой и выжили».

Приложение 8.

Воспоминания Нохриной Марии Карповны о ритуале погребения в старообрядчестве.

«На кладбищах наших покоятся как старообрядцы, так и мирские. Но даже православный, новый крест не говорит о том, что похороненный человек не являлся старовером. Иногда умерший человек не успел выразить свою волю, либо более молодые родственники отнеслись к этому безответственно. Хотя встречаются и родственники одной семьи, но одни староверы, а другие мирские. Отступники.

Домовины и голбцы, так называется надгробие у старообрядцев. Раньше считалось необходимым самому позаботиться о своей домовине, по достижению 40 летнего возраста. Домовина ставится на восточную сторону в ноги, а покойника кладут к нему лицом, то есть- головой на запад. Уход человека из временного нахождения в этом мире, в Мир Вечный, дело не шуточное, сами подумайте- тут вы в среднем 70 лет прибываете, а там- вечность! Но в тоже время смерть считается неким избавлением, возможностью встретиться со Спасителем.
Раньше за могилами не принято было уж усердно заботиться : земля - дала, земля и забрала. Гроб делался из целой колоды и чаще всего заранее и это, кстати, считалось хорошей приметой. Так же принято было держать его на чердаке и хранить в нем зерно. Делали его точно под свой размер, так как, если тесно- то покойник часто снился, жаловался на неудобство... если слишком велика, то зазывал к себе близких на свободное место, считали что кто то в скорости умрет.
Да вот, все покойники- увеличиваются в росте, примерно на 10-15 см, об этом знали еще деды. Горбатые люди - еще больше распрямляются... отсюда, и пословица "Горбатого могила исправит".
Гроб из дома выносили через дверь (ногами вперед) стараясь не задеть за косяк дверного проёма...чтобы не запомнил дорогу обратно. Проем двери- перекрещивали (колдунов выносили через специальный проем, который потом заделывали). Обычно, даже летом, покойника везли на санях, сани на время оставляли возле кладбища, перевернутыми и оглоблями в сторону погоста... захотел покойник вернуться домой, подошел к саням, ну и делать нечего -вернулся обратно. Так же переворачивают стулья и лавки, на которых ставили гроб-домовину, чтоб не вернулся посидеть.

Омовение делают, только одноверцы. По традиции, староверов хоронят в посмертной рубахе (многие шьют сами) и в новой неодеванной одежде (кафтан, сарафан), в конце заворачивают в саван, обязательно с новым нательным крестом и лучше с деревянным (тело истлеет и все вещи) в левую руку вкладывается лестовка (символ восхождения на Небо), в правую- Крест. Не клали мы в гроб ничего, ни иконы, ни вещи какие..
Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам — две косы (плетением вниз). Вначале на голову надевают кичку или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо. Не женатых, одевали в одежду жениха или невесты.

Хоронили на кладбище весь род, всех членов семьи в одно месте. Четко прослеживаются такие дорожки, или могильные круги одной семьи. Здесь дети, родители, старшее поколение… Детей много рожали, по 10-15, но выживали если 5-6, то хорошо считалось. Отсюда и на кладбище – две большие домовины (мать и отец) а кругом 5-7 маленьких домовин (ребятишки умершие). Имен не писали раньше, ну если только раб Божий и имя при Крещении, потом уж стали таблички делать, но это не наше».

Просмотров работы: 614