Святыня земли Тарусской – Петропавловский собор

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Святыня земли Тарусской – Петропавловский собор

Глинкова Е.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №51» г. Калуги
Глинкова А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №51» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение 

 

Малая Родина моих родителей - Таруса, мои предки, бабушки и дедушки, также из Тарусской земли. Таруса – древний город на Оке. Годом ее основания считается 1246 год. Я очень люблю свой город, потому что он очень красивый.

Один из моих любимых предметов в школьной программе – это история России. В нашем городе есть много интересных мест, которые хорошо помогают изучать историю. Проходя по нашему городу, я всегда обращала внимание на большое здание на площади, в центре города. К нему, стоящему на высоком берегу Оки, на краю большой площади, лучами сбегают улицы Тарусы. «Это бывший собор апостолов Петра и Павла», - говорили мне взрослые, много православных храмов стояло на тарусских землях, и только один среди них был собором». В настоящее время собор восстанавливается, и ему посвящена моя работа. 

Тема исследовательской работы – «Святыня земли Тарусской – Петропавловский собор»

Выбранную тему считаю актуальной, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история собора – это часть истории моей малой Родины, и все жители должны знать каким был первый собор, как его разрушили, и не забыть тех людей, которые помогли его восстановить.

Цель исследования – изучить историю Петропавловского собора и показать духовное и культурное значение церкви в жизни города и людей.

Цель работы: познакомиться с историей Петропавловского собора в г. Тарусы.

Объект исследования:Петропавловский собор

Предмет исследования:

1. История и план собора.

2. Внутреннее устройство собора.

3. Священнослужители и старосты собора.

4. Разрушение и возрождение собора.

Гипотеза: собор всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром города и его судьба неразрывно связана с судьбой жителей.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Задачи: собрать и изучить материал (газеты, воспоминания, использовать Интернет).

Методы исследования:

- систематизация и анализ собранной информации;

- социологический опрос;

- метод использования Интернет – ресурсов;

- метод презентаций;

- личная беседа;

- работа с публикациями;

- работа с архивными документами.

Основная часть

1. История собора

Из древних исторических актов известно, что в Тарусе еще в 16 веке существовал городской собор в честь святителя Николая Чудотворца. В этих актах отражаются царские щедроты и милости, которые цари оказывали Николаевскому собору. Так, известны жалованные грамоты царя Федора Ивановича (1594 г.) на церковное строение, царя Михаила Федоровича от 25 декабря 1615 г. на церковное строение, свечи и ладан и на половину мыта по р. Оке. Подобное пожертвование собору давал и царь Алексей Михайлович.

    В 1779 году в Тарусе случился сильный пожар. После пожара в Тарусе осталось только 23 дома. Сгорел тогда и деревянный Николаевский собор.
После пожара 1779 года Таруса была перепланирована заново. Планировка эта сохранилась до нашего времени. Тарусское Духовное Правление обратилось с просьбой в Крутицкую Духовную Консисторию о разрешении вновь построить деревянную соборную церковь на том же месте и в то же наименование, с употреблением годного леса от сгоревшей церкви.

   17 мая 1779 года последовал указ Калужского Наместнического Правления Тарусскому Городничему о выводе желающих лиц построить собор в Тарусе. Указ этот был повторен 6 июня 1779 года и исполнен 16 июня 1779 года. Неизвестно, что было сделано относительно постройки собора с 1779 по 1785 год.

    В 1785 году указом от 13 мая Тарусскому Городничему было велено построить в Тарусе каменную соборную церковь с колокольней, кроме иконостаса за 5989 рублей, за счёт казны. Приказывалось начать постройку в 1785 году, а окончить в 1787 году.

    Граждане Тарусы ходатайствовали перед императрицей Екатериной II об отпуске средств для постройки этих дворов. Начатые по Высочайшему повелению и щедротами императрицы Екатерины II строительные работы собора были окончены в 1789 году.

Строительные работы вел купец Алтынников Иван Максимович. Архитектором собора считается Иван Денисович Ясныгин, калужский губернский архитектор. 22 марта 1790 года собор был освящён в честь святых апостолов Петра и Павла.

Первоначально собор построили продолговатым с каменной трехъярусной колокольней, без боковых приделов. У собора должна была быть небольшая трапезная. В 1820-х годах на пожертвования прихожан были построены два новых придела храма. В итоге собор стал иметь три престола: апостолов Петра и Павла; Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

Собор является зимним теплым. Небольшие размеры собора обусловлены небольшим населением города. В 1871 году вокруг храма была установлена метровая каменная ограда с железной ажурной решеткой. Внутри ограды располагались могилы священнослужителей. Главный колокол собора весил 210 пудов. На колокольне было всего семь колоколов.

Престолы в приделах были преимущественно выполнены из дуба. Некоторые иконы для храма были пожертвованы прихожанами. Ризница Петропавловского собора представляла собой настоящую сокровищницу. Здесь хранились почитавшиеся прихожанами святыни: крест на иконе Николая Чудотворца с частицами мощей великомученика Пантелеймона, Екатерины Харлампия и частью ризы Господней; Евангелие 1847 года; кипарисный крест с мощами преподобного Антония; преподобного Сильвестра, Никона игумена Печерскаго, Григория иконописца, Тита священника, Ефрема епископа Переяславскаго и другие.

С приделами собор имеет вид греческой буквы “тавъ”, форму усечённого креста.

По штату в соборе служили: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика.

Прихожанами, кроме городских жителей (142 дома), являлись жители деревень Игнатовское (40 домов), Бояково (15 домов), Сутормино (12 домов), Слащево (31 дом). В клировой ведомости за 1915 год говорится, что прихожан Петро-Павловского собора в г. Тарусе было: в 271-м доме православных душ мужского пола насчитывалось 883, а женского-1001.

В 1933 году собор был закрыт, а священнослужители арестованы. В 1937 году собор пытались разрушить. Церковную утварь, старопечатные книги 17-18 веков, древние иконы с мощами были сожжены. Каменная ограда была утрачена. Разрушали собор, по воспоминаниям очевидцев, так. Установили лебедки, обмотали стальными тросами стойки колокольни. Кувалдами обкололи основания. Тросы несколько раз обрывались, лебедки скрипели натужно. Соборная колокольня пошатнулась и с грохотом упала вниз. Тут же, на площади, где теперь стоит памятник В.И. Ленину, разожгли большой костер из книг, икон, церковной утвари. В ризнице собора хранилось много ценнейших реликвий. В огне погибли и старопечатные книги 17 и 18 веков, и древние иконы с мощами святых мучеников, и другие сокровища, материальная ценность которых была велика, а духовная – теперь невосполнима. Как вспоминают очевидцы, со всего уезда в Тарусу свозили церковные книги, иконы и облачения и жгли их в том гигантском костре. Вечером выставили сторожей, чтобы к костру никто не подходил. Утром по закопченным камням мостовой ветер гонял только пепел…

В советское время собор использовался как дом пионеров, на месте главного алтаря была сцена, все пространство было поделено на комнаты.

Воспоминания Ирины Васильевны Ватагиной, дочери известного художника-анималиста Василия Алексеевича Ватагина. Ватагина И.В. была известный иконописец, профессор Свято-Тихоновского Богословского института.

«Когда В.А. Ватагин приехал погостить к писателю А.К. Виноградову, он влюбился в Тарусу. Виноградов просил: «Не говорите никому, а то понаедут, испортят этот рай земной!». Это было действительно чудное место. Дивный вид на Оку, кругом леса, рощи, которые подступали к самому дому. Место, на котором до сих пор стоит наш дом, ему сразу понравилось. Но этот участок принадлежал городскому собору. При Екатерине там была церковь, которая давно сгорела, и восстанавливать ее не собирались. Но церковная земля не продавалась. Нужно было подавать прошение на имя царя. Папа написал такое прошение, без всякой надежды, и неожиданно через год пришло разрешение. Так он приобрел этот участок и построил дом по своему проекту. Там я и родилась. Там был собор на городской площади, я в него ходила девочкой, с семи лет. Потом его закрыли, всех посадили, и священнослужителей, и прихожан. А народ там был все такой... непростой. Это было в 1934 году. Таруса ведь - «101-й километр». Отправляли после лагерей в ссылку, но жить можно не ближе 101-го км от Москвы, и в некоторых крупных городах тоже нельзя. Таруса отвечала всем этим требованиям, потому там и была очень изысканная публика, все они были при церкви. «Ссыльная элита». Там был прекрасный священник, отец Серафим, потом его расстреляли. Многих его духовных чад расстреляли. Может быть, когда-нибудь и их канонизируют. Кто был около церкви, много пострадал, но нас это как-то не коснулось. Так что нашу семью аресты миновали. Но Тарусу сильно потрепали».

2. Ясныгин Иван Денисович - архитектор Тарусского собора

Ясныгин Иван Денисович (1745-1824), архитектор, автор градостроительного плана застройки г. Калуги. Родился в семье солдата Пермского полка.

В 1760 году поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1763 году Ясныгин был награжден двумя серебряными медалями. В 1764 году окончил Академию художеств по скульптурному и архитектурному отделениям. В 1770 году Ясныгин был зачислен в экспедицию кремлевских строений, где работал под руководством В.И.Баженова, который высоко ценил Ясныгина.

С 1 января 1875 года Ясныгин был назначен архитектором калужского наместничества, а с упразднением его в 1796 году остался в Калуге губернским архитектором до 1822 года. В Калугу Ясныгин приехал, когда город перестраивался по градостроительному плану П.Р.Никитина. Главная работа Ясныгина - возведение Троицкого собора. (Приложение)

Ясныгин блестяще справился с ответственной задачей создания кафедрального собора. Он решил возвести первый в России купол в 24 аршина (17 м) в диаметре без всяких побочных укреплений. Ясныгин доказал правильность расчетов, и собор был отстроен в 1811 году. По проекту Ясныгина в Калуге была построена церковь св. Жен Мироносиц на месте старой церкви. (Приложение)

Характерно, что у тарусского собора Петра и Павла была задумана сравнительно небольшая по размерам трапезная, зато были построены три отдельных объема для приделов. Зодчий придал зданию, собора величественный облик. Собор пост­роен без всяких «скидок» на про­винциальный город: здание реше­но богатым по объему, колокольня расчленена ордерными пилястрами, восьмигранный купол над четвериком собора украшали арочные ок­на, дававшие массу света в интерь­ер. Даже верхний барабан (по-ста­ринному «трибун») на куполе имел окна для света. Собор был теплый, зимний. Сравнительно не­большие его размеры были опреде­лены небольшим населением Тару­сы в то время.

7 июля 1822 года Ясныгин подал в отставку, прослужив 37 лет губернским архитектором. Он осуществил генеральный план застройки г.Калуги, разработанный П.Р.Никитиным, закончил строительство главных архитектурных ансамблей Калуги: Присутственных мест (1809), Гостиного двора (к 1822), т.д. Умер в Калуге, похоронен на Пятницком кладбище.

3. Ризница собора

Ризница собора была поистине сокровищницей. Здесь хранились святыни, почитавшиеся прихожанами. Среди них:

- крест на иконе святителя и чудотворца Николая с частицами мощей святых великомучеников Пантелеймона, Харлампия, Екатерины и с частью ризы Господней;

- кипарисный крест в серебряной оправе, древний, с «мощами ближней пещеры преподобнаго Антония; препод. Сильвестра, Григория иконописца, Никона игумена Печерскаго, Ефрема епископа Переяславскаго, Тита священника»;

- образок «ветхий» с частицами мощей святых: Константина, Ирины, ап. Иакова, Андрея, Фомы, Филиппа, святых Даниила, Филарета, пр. Захарии, кн. Ольги, Тихона чудотворца.

- крест напрестольный с финифтяными изображениями (пожертвован 9 января 1858 г. нижними чинами легкой 3-й батареи);

- Евангелие 1658 года .

- Евангелие 1689 года (по описи оно значилось под № 1), оправленное серебром с позолотой, чеканной работы; на нем изображения финифтью; украшено было стразами;

- 17 книг изданных в XVII-XVIII веках.

4. Клир и старосты собора

Известно о клире Петропавловского собора следующее:

Священники Николай Страхов, Федор Бриллиантов (1868 г.), Александр Добромыслов (1872-1906 г.)

В разное время настоятелями собора были:

Протоиреи Максим Боговленский, Михаил Февралёв (1866-1870 гг.),Иоанн Раевский (1874, протоиерей с 1899г), Фёдор Смирнов (1899, протоиерей с 1905 г). Анатолий Орлов 30-е гг.

Николай Иоаннович Соколов (1905-1908 гг.). Сын диакона. Возведён в сан протоирея 15 мая 1905г. Указом калужской Духовной консистории за № 5436. кавалер ордена св. Анны III степени – за безупречную многолетнюю службу в должности члена Отделения Калужского Епархиального Училищного Совета.

О судьбе его после революции ничего не известно.

Иоанн Иоаннович Бархатов. Сын священника. В 1898 году был рукоположен в Тарусу священником в Петро - Павловского собор, с 1916 г. – в сане протоиерея.

Последний настоятель – архимандрит Серафим(Григорий Кириллович Кокотов) 1930-1933 гг.

Диаконы

Василий Ненарокомов (1850 г.) Григорий Попов (1866-1874 гг.) Иоанн Орлов (1874 г.) Николай Чертков (до 1898 г.) Николай Кольцов (1898 г.) Александр Одигитриевский (1898-1906 гг.) Василий Страхов (1899-1913 гг.)

Иоанн Жуков (1913 г.) Николай Азбукин (с 1917 г.)

Старосты

Ананий Панов, купеческий сын (1869 г.), Осип Ельцов, купец (1872 г.)

С 1886 года при соборе состоял старостой мещанин кузнец Ельцов. Многие авторы статей называют его Александром Ельцовым. Его внук, Ельцов В. Г., врач-терапевт Тарусской больницы, называет его Семеном Васильевичем, и представил из семейного альбома фотографии Ельцова С. В.

Ельцов В. Г. Рассказал, что родной брат Ельцова Семёна Васильевича Ельцов Георгий был священником в Николаевской церкви в д.Безобразово Тарусского уезда с 1908 по 1916 год. Жена Георгия Ельцова учила детей в школе, в деревне Безобразово.

5. Возрождение собора

В 1991 году православные верующие подали городским и районным властям заявку о передаче собора в ведение Калужского епархиального управления. Но отклика не было получено. В 1997 году просьба была повторена.

Возрождение собора началось с передачи здания дома пионеров Калужской епархии. Листая подшивку газеты «Октябрь» за 1998 год, в №5 от 15 января, читаем: «Собор передан церкви. Постановление №385 было принято администрацией района 1 декабря 1997 года. Постановлением утвержден список членов комиссии по передаче здания собора святых апостолов Петра и Павла в г. Тарусе Калужскому епархиальному управлению русской православной церкви. 9 января 1998 г. Членами комиссии подписан акт приема-передачи здания собора Петра и Павла Калужскому епархиальному управлению. Комиссия установила также границы земельного участка, прилегающего к собору».

«Нелегко дается восстановление исторической святыни Тарусы, на эти цели требуется немало средств, взять которые просто негде. Однако собор встает из руин. По словам настоятеля храма Воскресения Христова о. Леонида, имевшиеся средства на постройку собора подходят к концу, а пожертвования прихожан не приносят существенной помощи…Хорошо бы, чтобы каждый проходящий сегодня мимо восстанавливаемого собора внес свою. Пусть даже самую небольшую, лепту в его возрождение». Газета «Октябрь» от 7 декабря 2001 года.

Здание собора было передано Православной Церкви лишь в 1999 году. Собор начал восстанавливаться в его первоначальном облике с сохранением всех архитектурных элементов. Архитектурными работами занялся Александр Любешкин. Уже 12 июля 2001 года состоялся первый молебен и крестный ход под руководством архиепископа Калужского и Боровского, Климента. В 2003 году полностью восстановили восьмерик главного купола и его барабан. Был установлен крест. В 2004 году были установлены кресты на купола успенского придела и придела Николая Чудотворца. К весне 2005 года было завершено строительство колокольни. Средства на звонницу собирали «всем миром».

«Как долго – целых 75 лет – ждали люди этого события – колокольного звона Петропавловского собора. И вот – свершилось! Каждый миг этого действа стал праздником.

12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла, от храма Воскресения Христова к Соборной площади (так издревле называлась она) направился торжественно, с церковными песнопениями крестный ход: с хоругвями, Крестом, возожжёнными свечами. Не меньшее количество горожан и гостей встретило крестный ход на самой площади. 

Отец Леонид после общей молитвы обращается ко всем с поздравлением по случаю престольного праздника и воздвижения колоколов. И освящает новые, очень красивые колокола, которые уже с утра у собора ждут своего вознесения на новую колокольню. Все желающие, а особенно детвора, могли и хорошенько разглядеть, и погладить, и прочитать те заветные, верится, на века запечатленные на главном колоколе (весом 820 кг!), рельефные иконы – по одной на каждую сторону света: Пресвятой Троицы; донской Божией Матери – в память о наших предках – тарусянах, павших на поле Куликовом за Русь святую; святителя Николая, в честь которого освящен правый придел собора; Преподобного Сергия Радонежского – игумена и заступника Русской земли. Навечно отлиты на главном колоколе и эти слова: «Лит сей колокол в лето 2005 от Рождества Христова в граде Романово-Борисоглебске на заводе братьев Шуваловых при высокопреосвященнейшем Клименте, митрополите Калужском и Боровском, для собора святых апостолов Петра и Павла града Тарусы тщанием и радением Сергия и Наталии Ладыгиных, семьи Суродиных и рабов Божиих Галины, Алексия, Петра, Ирины, Анатолия, Елены и в память вечную о рабах Божиих Константине Паустовском и Сергии Мазневе».

Многие волновались: как же управиться рабочий мощного погрузчика и остальные, кому было доверено такое ювелирное дело – поднять колокола сначала через дверь в храм, а потом изнутри – на высоченную колокольню и там закрепить, приладить, устроить каждый из 8 колоколов звонницы на свое «законное» место служения. Молились наши батюшки, и казалось по сосредоточенному молчанию, по напряженно поднятым вверх лицам тысяч людей, что молится вся площадь. И слава Богу, все свершилось так ладно, красиво и быстро, как будто было много раз отрепетировано. И будто, успокаивая нас, собравшихся, вдруг басовито и коротко подал голос, видимо, главный колокол: мол, успокойтесь, люди, мы уже на своем посту и к службе готовы. Площадь качнулась, облегченно вздохнула, многие радостно улыбались, крестились.

А через несколько дней, 16 июля, в День города после краткого слова на площади, в котором о. Леонид поблагодарил всех, кто внес свою лепту на колокола, и затем освятил и Крест, который воздвигали на купол колокольни. И сам наш батюшка поднялся туда, на самую высокую точку собора, и вместе с помощниками водружал и укреплял Крест, и еще раз освятил его там, на высоте. И вот первый удар – мощный, как гром, серьезный, долгогулкий, как эхо, звук явил себя. И невольная, неподвластная волна его отозвалась в самом сердце – и вырвалась наружу освобожденным выдохом, вместе со слезами. А Петр Гвоздев – профессиональный звонарь московского храма святителя Николая на Маросейке, мастер своего дела, который в торжественные праздники принимает участие и в Патриарших службах, - уже задействовал всю звонницу. И неслись над площадью, над Окою, над Тарусою воскресшие колокольные звоны-перезвоны! Многие люди плакали: « Слава Богу за всё!» «Крестное знамение» август 2005 г.

Заключение.

Восстанавливается Петропавловский собор. Восстанавливается духовная жизнь. Идет народ в храм. Петропавловский собор, одна из основных достопримечательностей Тарусы, расположен в живописном месте прямо на берегу Оки.

Петропавловский собор, расположенный в каких-то 50 м от извилистого русла красавицы Оки, был построен знаменитым архитектором своего времени Иваном Денисовичем Ясныгиным в 1785 г. Всего за шесть лет до постройки церкви на ее месте стоял небольшой уютный храм из дерева, освященный в честь Святителя Николая. Но он, как и многое в городе, сгорел при страшном пожаре 1779 г. Новый каменный собор, ставший на это место, сразу полюбился прихожанам, уж очень нарядно и величественно он выглядит. Работы по восстановления собора ещё продолжаются. Я верю, что близок тот день, когда собор снова предстанет в прежнем виде ираспахнет свои двери для прихожан.

Знакомясь с историческими фактами жизни основателей собора, священников и тех, кто большим трудом восстанавливал его, учишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.

История моего собора – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уже не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

История убедительно свидетельствует - церкви на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, социальные функции. Собор являлся, и является, центром христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.

Думаю, не возможно без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество, особенно молодое поколение страны: пьянство, наркомания, преступность. Все это подтверждает о необходимости введения в нашей школе уроков духовного воспитания, особенно изучения Православной культуры.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Калужская земля полна памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее.

У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для меня это нечто иное - духовное наследие, православные ценности.

В заключение хочется высказать мысль: школа - это главная дорога в жизнь. Печально, что со школьной скамьи историю некоторые люди понимают как описание войн, драк за власть. Тогда как история должна быть священной, способной учить людей. Не все страницы истории моего собора еще хорошо изучены. Хочется продолжить работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников.

В ходе написания исследовательской работы я узнала много интересного из истории Петропавловского собора. Моя малая Родина г. Таруса возрождается, все её исторические памятники восстанавливаются. Я надеюсь, что это-возрождение моей России.

Храм Отчизны родной

- Кто за речкой вдали в белой ризе стоит

В белой ризе стоит, и блестит, и горит?

- Это Ангел святой, в серебро он одет,

От лица его льётся чарующий свет.

Держит крест он в руке, сам на небо глядит

И туда от земли и зовёт и манит…

- Нет, не Ангел святой; это там, за рекой,

И блестит и горит храм Отчизны родной.

Это Церковь – скорбящих и немощных мать –

И стоит она там, чтобы всех утешать.

- О, пойдем же туда, поскорее пойдем!

Там молитву Творцу мы с тобой принесем

 

Список использованной литературы:

Яхонтов Д. История Петропавловского собора – изд. Тарусский

провинциал. Историко-краеведческий выпуск №4. Таруса, 1993г

Малинин Д. И. Калуга и очерки

Михеенков С.Е. Купола Тарусы. История и современность. – Калуга: «Полиграфинформ»,2005г.

Михеенков С.Е. Прогулки по Тарусе: Путеводитель.- Калуга:«Полиграфинформ»,2006

Е. Морозова-Утенкова. Наш храм.- Таруса : Храм Воскресения Христова ,2002

Просмотров работы: 372