Екатерина Зеленко - женщина, совершившая воздушный таран

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Екатерина Зеленко - женщина, совершившая воздушный таран

Хименес-Касаус В.К. 1
1МБОУ "Гимназия №1" г. Воронеж
Неретин И.И. 1
1МБОУ "Гимназия №1" г. Воронеж
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Однажды я ехала с мамой в маршрутке на Лесное кладбище, которое находится в моем родном городе Воронеже, туда, где недавно был похоронен мой прадедушка. Я скучала и смотрела в окно, читая вслух проносящиеся мимо названия улиц и надписи на знаках у дороги. Улица 9-го января, потом Антонова-Овсеенко, улица Екатерины Зеленко... И внезапно я вспомнила, как мой прадедушка рассказывал мне об этой летчице, которая в годы Великой Отечественной войны совершила воздушный таран. В честь нее и была названа эта улица. Я задумалась о том, как женщине, слабой, хрупкой женщине, хватило смелости и мужества увидеть противника в лицо и не свернуть, зная, что надежды на спасение уже нет. Ей тогда было всего лишь 25 лет…

Екатерина Ивановна Зеленко родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин, Украина. Окончила 7 классов средней школы в городе Курске. В 1928 году Екатерина вместе с мамой переехала в Воронеж. Жили они тогда на улице Комиссаржевской. Теперь об этом напоминает мемориальная доска со следующей надписью: «В этом доме с 1928 по 1934 год проживала Екатерина Ивановна Зеленко – единственная в мире летчица, совершившая 12 сентября 1941 года воздушный таран, удостоенная за этот подвиг Звезды Героя Советского Союза».

Екатерина поступила в Воронежский авиационный техникум, а осенью 1933 года окончила Воронежский аэроклуб, затем она была направлена в Оренбургскую военную авиационную школу летчиков. Закончив ее с отличием, была распределена в Харьков.

Зимой 1939 – 1940 годов участвовала в Советско-Финляндской войне. За уничтожение артиллерийской батареи и склада боеприпасов противника она была награждена орденом Красного Знамени и ей досрочно присвоили воинское звание старшего лейтенанта.

В мае 1940 года, как опытный пилот, она был назначена командиром звена в 135-м бомбардировочном полку под Харьковом. Наряду со службой она испытывала самолеты и авиационное оборудование.

О ее предвоенной службе известно немного. Однако мне посчастливилось встретить однополчанина Екатерины Зеленко. Это и был мой прадедушка, ветеран Великой Отечественной войны, прошедший всю войну, Ануфриев Георгий Александрович, он жил в Воронеже. Он описывал Катю (именно так он называл Екатерину Ивановну) так: стройная, не очень высокая, с короткой стрижкой, волнистыми волосами, похожа на парнишку, старше его на 5 лет. Разволновавшись во время рассказа, я вспоминаю, он ищет и находит старую пожелтевшую фотографию, на которой он – молодой и полный сил, и рядом с ним Катя – Екатерина Ивановна Зеленко. Я, затаив дыхание, держу фотографию в руках и слушаю …

Вспоминать войну старику тяжело, она оставила неизгладимый след, унесла жизни родных и друзей. Немного помолчав, он начинает свой рассказ: «Сам я до войны окончил школу младших авиаспециалистов, призвали в армию до войны, попал в 135-й авиационный полк в Харьков. Там находился авиационный завод, который тогда начал выпускать штурмовики СУ-2. Заводские испытания тогда самолет прошел. 135-й полк, теперь включавший в себя 5 эскадрилий, должен был осваивать эти самолеты – это называлось войсковыми испытаниями. Из каждой эскадрильи было отобрано несколько человек – созданные группы состояли из механика, моториста (им был Георгий Александрович), оружейника, радиста, прибориста. В одной группе со мной была старший лейтенант Екатерина Зеленко.

У каждой группы было свое задание. У нашей – совершить 200 взлетов и 200 посадок. После каждой посадки техники осматривали самолет, проверяли шасси, есть ли на нем трещины, какое у него техническое состояние. И снова взлет – посадка. Испытания длились несколько месяцев. СУ-2 испытания выдержали, завод стал выпускать эти самолеты».

Позднее Георгий Александрович вернулся в свою эскадрилью, а Екатерина Ивановна стала заместителем командира 5-й эскадрильи. С начала войны они так и воевали в одном полку. Ветеран рассказал, что Катю любили все – и летчики, и техники. Она пользовалась большим уважением среди однополчан.

Вылеты, теперь уже боевые, продолжались. Катя успела выйти замуж за командира 4-й эскадрильи Павла Игнатенко. В августе, за месяц до смерти…

Через 3 месяца после начала войны на боевом счету Екатерины Зеленко было более 40 вылетов, участие в 12 воздушных боях с истребителями противника. 12 сентября 1941 года летчица не вернулась с боевого задания. Легкий, одномоторный бомбардировщик СУ-2 Екатерины Зеленко пошел на таран фашистского «мессера». Через день ей должно было исполнится 25 лет.

Мой прадедушка вспоминал о том, что в самолете она была не одна. Кроме нее там находился штурман лейтенант, он успел по ее команде выпрыгнуть с парашютом. Он был ранен в руку, сумел избежать плена и вернуться на аэродром. Лейтенант рассказал, что их СУ-2 окружили 7 «мессеров». Катя успела ему крикнуть: «Прыгай!» Сама она уже из боя не вернулась. Она повела свой бомбардировщик на сближение. «Мессершмитт» разломился пополам.

Это было возле села Анастасьевка, недалеко от аэродрома в Берестовке. Там, где находился аэродром, и откуда Екатерина Зеленко ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. Посмертно ей был присвоен орден Ленина. Уже в 1990 году Екатерине Ивановне было присвоено звание Героя Советского Союза. Очень сложно было установить истину, очевидцев было немного, комиссии должны были установить факт тарана.

Вспомнив разговор с прадедушкой, у которого при воспоминании о войне начинали слезиться глаза, со стареньким, искренне благодарным мне за то, что я его выслушала, я ехала тогда в маршрутке и смотрела на пассажиров. Кто-то «сидел» в телефоне, кто-то разговаривал, кто-то просто, скучая, смотрел в окно. И я подумала тогда о том, как важно сейчас беречь их, тех, кто прошел войну и до сих пор жив. Я осознала, как важно сохранить те военные истории, которые они еще могут нам рассказать. Главное – это помнить. Помнить героев, тех, кто готов был отдать свою жизнь за Родину. У всех тогда была одна цель – дать отпор врагу. Они отдавали жизни за родную землю и за нас, живущих на этой земле. Мужеством этих людей нельзя не восхищаться. И помнить, что их именами названы улицы …

Просмотров работы: 36