Пишу о Родине своей

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пишу о Родине своей

Соколова К.А. 1
1МАОУ "Демьянская СОШ им. гвардии матроса А. Копотилова"
Барабанова С.В. 1
1МАОУ "Демьянская СОШ им. гвардии матроса А. Копотилова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Несколько лет назад, перебирая домашнюю библиотеку, я наткнулась на книгу, которая называлась «Село Демьянское - связующая нить времен». Эта книга была издана в связи с 370-летним юбилеем моего села. Я с интересом стала перелистывать ее страницы, и на одной из них наткнулась на изображение маленького старенького домика. Это был дом моей прапрабабушки, Соколовой Федоры Константиновны, один из самых старых домов в нашем селе. Он стоит на крутом берегу Иртыша, окруженный стройными, белоствольными березами, и тем более кажется очень маленьким, потому что совсем рядом возвышается белоснежный Свято - Успенский храм. Приходя на это место, чувствуешь спокойствие, легкость, какое-то вдохновение…

Меня это так увлекло, что я задалась целью: Изучение исторических фактов о малой родине и создание своих стихов о родном селе.

Для реализации цели решала следующие задачи:

Изучить литературу о возникновении и развитии села Демьянское;

Найти интересные факты о жителях села и его достопримечательностях;

Сочинить стихотворения о своей родине, о людях, прославивших её.

Методы:

Работа с историческими документами

Анализ

Обобщение

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СЕЛА ДЕМЬЯНСКОЕ

Основание и развитие Демьянского яма

История основания села Демьянское уходит своими корнями далеко в глубину веков, во времена правления царя Ивана IV Грозного. Территория, на которой в дальнейшем образовалось село Демьянское, входила в состав Сибирского ханства, и коренные ее жители - остяки, являлись «данниками» татарского хана Кучума. Остяки вели полукочевой образ жизни, но их летние и зимние юрты чаще всего были недалеко друг от друга — на расстоянии 1-4 верст, что было обусловлено необходимостью держаться вблизи рыбных мест,  поскольку рыба была основным продуктом их питания. Этому способствовали природные условия. Река Иртыш служила главной дорогой. В таежных лесах в изобилии добывалось зверя и птицы. Из рыбьих кож и звериных шкур изготовляли одежду и обувь. Использовали крапиву как волокнистое растение. Да и название села, вероятнее всего, произошло от имени остяцкого князька Нимьяна, жившего на этих землях до прихода русских (русские произносили - Демьян).

Но вернемся к истории. Молва об необъятных просторах, богатстве и красоте Сибирских земель, вызывала у царя Ивана Грозного интерес и желание ими завладеть. Кроме этого, Иван Грозный считал нужным укрепить восточные границы. Со стороны Сибири в то время действительно существовала угроза. Хан Кучум часто промышлял набегами на Урал, вторгаясь в пределы владений купцов Строгановых. Именно они обратились за помощью по защите своих территорий к казакам, возглавляемых атаманом Ермаком Тимофеевичем. Кому принадлежала идея похода в Сибирь: царю Ивану IV, промышленникам Строгановым или лично атаману Ермаку Тимофеевичу – историки не дают четкого ответа. Но так как истина всегда посередине, то, скорее всего, здесь сошлись интересы всех трех сторон. Царю Ивану – новые земли и вассалы, Строгановым – безопасность, Ермаку и казакам – возможность поживы под прикрытием государственной необходимости. Итак, в сентябре 1581 Ермак отправился в военный поход. В состав его вооруженного формирования входили 540 собственных казачьих сил и 300 «ополченцев» от Строгановых. Было приложено максимум сил для достижения поставленной задачи. В тех условиях только неожиданное наступление могло обеспечить успех. Основное сражение произошло 26 октября 1581 года на реке Иртыш, где Ермак разбил татарские войска и вступил в город Кашлык – столицу сибирского ханства. Хану Кучуму пришлось бежать и скрыться в Ишимских степях.

Пронесся слух о Ермаке и о казаках по всей Сибирской земле, и напал страх Божий на всех живущих в той земле басурман. И на четвертый день после взятия Кашлыка, Демьянский князь Бояр с многочисленными подарками пришел к Ермаку. Тем самым он добровольно подчинился атаману и стал его союзником. За остяками потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Всех являвшихся к нему, Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.

Поход продолжался. Зимним путем по Иртышу конный отряд казаков во главе с «правой» рукой Ермака – «пятидесятником» Богданом Брязгой добрался до устья Демьянки. Там и располагался юрт союзника Ермака, князька Бояра. Выше княжества Бояра располагались верхнедемьянские волости — владения «большого» князька Демьяна, относившегося к русским враждебно. Демьян собрал до 2000 человек остяков и вогулов, которые, вероятно, пришли с реки Конды. Он ожидал казаков с тем большей смелостью, что для обороны имел на горе большой и крепкий городок. Казакам было весьма трудно овладеть этим местом. В течение трех дней они упорно старались взять городок, но ничего не достигли. Так как они захватили с собой недостаточное количество продовольствия, в надежде найти его здесь в изобилии, то скоро начался у них голод, и они стали уже думать о возвращении назад, когда Брязга случайно узнал от татар, которые служили у него в обозе подводчиками, о причине упорства остяков. Татарин рассказал, что у остяков имеется идол, этот идол вылит из золота и сидит в чаше, в которую остяки наливают воду, и после того как они выпьют этой воды, они твердо верят, что с ними не может случиться никакого несчастья. Вероятно, это и является причиной их упорства. Один из татар прибавил, что если ему разрешат, он отправится к остякам и попытается украсть идола; во всяком случае, он надеется проведать намерения остяков для того, чтобы казаки могли принять свои меры. Это предложение было принято, и вечером того же дня татарин был отпущен в городок к остякам под видом перебежчика. На следующее утро он опять был в казацком лагере и принес следующее сообщение. Остяки находятся в большом страхе, они поставили идола на стол, а вокруг него жгут в особых чашах сало и серу. Сами же в великом множестве стоят и сидят перед столом и возносят идолу непрестанные молитвы, что и помешало татарину украсть его. При этом они гадают – сдаваться ли им казакам, или продолжать сопротивление, и уже пришли к тому заключению, что лучше сдаться. После этого казаки с новой силою начали наступление, которое едва только началось, как большинство остяков и вогулов бежали из городка и рассеялись по своим юртам. Оставшиеся прекратили сопротивление, и казаки могли без особых усилий овладеть этим местом. Историк Г. Ф. Миллер тщетно искал в устье Демьянки следы старого «неприступного городка», будто бы взятого казаками. По его предположению, русские осаждали скорее всего урочище Роман, расположенное на Иртыше, в 30 верстах ниже устья реки Демьянки. Название урочища происходит от имени вогульского князька Романа Славного, прибывшего на помощь «зборному» князьку Демьяну. Примечательно, что Роман уже после взятия городка бежал со всем своим родом вверх по реке Конде. Против урочища, на восточной стороне реки Иртыша, на горе можно видеть остатки какого-то старого остяцкого укрепления, предполагают, что это и есть старый Демьянский городок. Остяки называют теперь это место Чукас. Среди окружающей низменности это отдельно стоящая гора, которая не имеет никакого соединения с остальным высоким восточным берегом Иртыша, где горы значительно отошли от реки.

Нужно сказать, что после сдачи Демьянского городка, казаки искали идола, но нигде его не нашли. Остяки легко могли скрыть свою святыню или перевести ее в другое место. Они всегда тщательно скрывали свои важнейшие божества так, что спустя многие годы о них нельзя было узнать. Может быть поэтому, легенда о «Золотой бабе» до сих пор живет в этих местах и люди не теряют надежды отыскать это сокровище.

Таким образом, поход Ермака имел огромное историческое значение и для нашего края. После присоединения Сибири к государству Российскому, территория, на которой позже образовалось село Демьянское, вошла в состав Тобольской губернии.

С увеличением русского населения, ростом городов появилась потребность в ямщиках для регулярной связи между Тобольском и Сургутом. Вначале 1635 г. вышел царский указ. В соответствии с ним «на сибирской дороге меж Тобольска и Сургута» предполагалось устроить два яма - один в Демьянской волости Тобольского уезда, а другой «в Сургутском уезде под Самаровыми горами». Именно тобольским властям вменялось в обязанность «высмотреть гораздо и сметить накрепко», пригодны ли выбранные места для поселения, имеются ли вблизи них земли под пашни и сенные покосы и будут ли ямы между собою «ровны», чтобы «ни в которую сторону лишние гонбы не было». Так появилась Демьянская слобода, она была заселена ямщиками с Урала из городов Сольвычегодска, Соликамска, Чердыни. Первые годы существования русского населенного пункта в низовьях Иртыша стали для его населения временем серьезных испытаний. Демьянский ям был устроен на 50 паев, что являлось общей для Сибири нормой. При этом по своему социальному положению ямские охотники ближе всего находились к приборным служилым людям. 3а отправление гоньбы они получали государево денежное и хлебное жалованье в размере 20 рублей, 20 четей ржи и 20 четей овса на каждую выть. Ямская гоньба осуществлялась не только на ло­шадях, но и по воде. Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. Исследователи отмечают, что в какой-то период Демьянская слобода стала перенаселенной — хлебное жалование ямщикам отменили уже в 1640 году, а возможности самим выращивать хлеб были невелики, так как не хватало земли, пригодной для пашни. Отмеченные обстоятельства побудили Москву принять решение о ликвидации Демьянского и Самаровского ямов, из-за дороговизны их содержания. Их население следовало переписать и перевести в Томский уезд, в пашенные крестьяне, а гоньбу вновь целиком возложить на аборигенов, сократив при этом в два раза размеры уплачиваемого ими ясака, но этому воспротивились и сами ямщики, и остяки, не желавшие заниматься извозом. В 1641году, демьянцы и самаровцы подали челобитную, в которой отмечали, что уже прочно осели на новых местах, и в случае переезда, ямщикам некому будет продать дворы и остальное имущество, отчего «им-де в том заводе до конца разоритца и в Томской город совсем им поднятца будет нельзя». Не вполне доверяя челобитчикам, Москва обратилась за помощью к хорошо знакомой с местными условиями разрядной администрации. Тобольским властям царской грамотой от 1641 года вменялось в обязанность «о демьянском и о самаровском ямском строенье розсмотреть» и отписать, будет ли целесообразно сохранить оба яма на условиях службы ямщиков «с пашни и с тутошних ясачных земель и из угодей», и можно ли при этом ожидать от аборигенов уплаты ясака и поминков в полном объеме. Воевода князь П.И. Пронский «с товарыщи», прекрасно понимали, что ликвидация ямов не только ударит по эффективности сообщения Тобольска с севером и востоком Сибири, но также приведет к ухудшению положения инородцев, и с ревностью приступили к выполнению правительственного предписания. К тому же в условиях и без того крайне слабой заселенности края им попросту было невыгодно терять столь многочисленную группу насельников. В ходе личных встреч с аборигенной верхушкой, а также с «лутчими» представителями ямщиков озвученные ими в своих челобитных обязательства были подтверждены. Одновременно аборигены выразили готовность полностью обеспечить демьянцев и самаровцев всеми необходимыми пашнями и сенными покосами, согласившись передать им любую территорию, «опричь своих роспашных мяхких земель». Таким образом, история возникновения и первых лет существования русского населенного пункта на устье р. Демьянки наполнена особым драматизмом. На протяжении нескольких лет в Москве решали вопрос о его дальнейшей судьбе. При этом именно позиция более искушенных в оценке местных реалий воеводских властей побудила руководство Сибирского приказа принять решение о сохранении яма.

В целом, вопросы организации ямской гоньбы и все им сопутствующие, лежали на тобольском воеводе, а его представителями на местах были ямские приказчики, назначаемые из «лучших детей боярских». Так, в 1676 на Демьянском яме приказчиком был тобольский сын боярский С.Кобылинский, до 1698 года — Ю.И.Глинский. Место приказчика, видимо, было «хлебным» и не особо обременительным, вдобавок он исполнял в слободе надзорные и судебные функции, что давало возможность различных злоупотреблений. В 1654 году демьянцы жаловались на своих приказчиков, которые «пиво варят, и, накуря, продают всяким людем, и от того де винного куренья в слободе чинятца пожары частые» (напомним, что ямщикам заниматься винокурением строго воспрещалось). Подытоживая челобитную, ямщики заключали, что им от своих администраторов «чинитца обида и налога болшая». Должность ямского приказчика была ликвидирована указом 1679 года, но в Сибири она, видимо, еще какое-то время сохранялась из-за большой отдаленности ямских слобод от митрополии.

Вместе с тем, исследователи отмечают свободолюбие сибирских ямщиков, их вольный дух, критическое отношение к власти, действительности. Они укрывали беглых, привечали старообрядцев, нередко и сами уходили в раскол. И.Я.Гурлянд приводит такой пример: при тобольском воеводе князе Пронском в 1639 году был бит батогами перед съезжей избой Демьянского яма ямщик Тишка Андронов, обвиненный в тайном провозе  в Тобольск письма от ссыльного старца Малаха.

К 1744 году ямская слобода Демьянская стала крупным административным центром, где было учтено 1472 ямщика, в состав Демьянской слободы входили 17 деревень. В 1782 году Демьянское становится волостным центром Тобольского уезда Тобольской области Тобольского наместничества, но 17 июня 1822 года было высочайше утверждено мнение Первого сибирского комитета: «Комитет признает справедливым, дабы все сии ямщики обращены были в государственные крестьяне и чтобы на них возложены были все обязанности по сему состоянию наравне с прочими», и к 1850 году большинство ямщиков перешли в разряд государственных крестьян и занялись земледелием. Главным пахотным орудием труда являлась деревянная соха. Выращивали зерновые культуры: рожь, овес, ячмень, пшеницу. Засевали зерно вручную, жали серпами. Развивались народные промыслы. Прядение и ткачество знали в каждой семье. Занимались гончарным делом, выделкой овчин, шили обувь, изготовляли деревянную посуду, плели кузовки, туеса. Дважды в год, 17 марта и 6 декабря, в Демьянском открывались «торжки» и становилось особенно людно: на ярмарки съезжалось почти все население близлежащих волостей.

В Демьянском действовали министерская и церковно-приходская школы, библиотека-читальня, лечебница, казенная винная лавка, 5 торговых лавок, почтовая и земская станции, пароходная пристань, имелись ветряная мельница, хлебозапасный магазин, 2 кузницы. В селе находились резиденции мирового судьи, станового пристава, сельского врача, фельдшера-акушера. Демьянское считалось значительным торговым пунктом Тобольской губернии: оборот торговых заведений села превышал 60 тысяч рублей.

Из воспоминаний участника покушения в 1887 г. на царя Александра III, Константина Гамалецкого, отбывавшего ссылку в селе Демьянском: «В волости имеется сельское училище в селе Демьянском. Существует оно давно, велось учение с 1867 года сначала местным церковным притчем, затем светскими учителями и учительницами. В 1874 году построено училище с классами на 25-30 человек и квартирой для учителя. Много потрудился в деле устройства училища Тобольский исправник Дзержинский, оставивший в здешнем крае благодарную память о себе как о человеке, заботящемся о просвещении и экономическом благосостоянии народа. Книги для чтения и учебные пособия приобретаются на казенные 50 рублей в год: из этих же денег закупаются для учащихся бумагу, перья, чернила и т.д. Полный курс учения начали проходить с 1887 года, когда был выпущен один ученик. Одной из первых учительниц, начавшей работать в Демьянской школе, была любимица односельчан Кошкарова Евдокия Иовна, погибшая от рук белогвардейцев.

1.2 Революционное прошлое села

Село Демьянское, как и вся Сибирь издавна считалось местом ссылки, и небезосновательно, места здесь были глухие, дорог никаких, сообщение с ближайшим городом Тобольском исключительно по воде. В разное время здесь отбывали ссылку Ф.И. Голощекин (организатор расстрела царской семьи), И.М.Ляховецкий (Майский), Иоффе, Смирнов, Кржевницкий, И.И.Шварц, С.Г. Чудновский. В 1907 году по нашим местам в ссылку проезжал Л.Троцкий. Основная масса демьянских крестьян относилась к ним сочувственно. Прислушивались к рассказам «политиков», старались понять их мысли, наблюдали за их образом жизни и искренне удивлялись: за что такие умные, добрые, дружные и скромные люди могли быть осуждены. Политссыльные оказывали крестьянам поддержку не только советом, но и делом. Они организовали в Демьянском свою бытовую коммуну, через которую вели не только культурно - просветительскую работу, оказывая безусловное влияние на сельчан. Например, 1 мая 1908 года, ссыльные, у дома, где они были поселены, вывесили флаги с надписью: «Да здравствует свобода!». Поэтому неслучайно в семье крестьянина Петра Степановича Доронина все дети (Федор, Стефанида, Клавдия, Иона) встали на путь революционной деятельности, свято веря в справедливость будущего общества. И вот тут мы подходим к одной из самых трагических страниц в истории села Демьянского: становлению Советской власти, и поговорим о людях, которые, переломили уклад жизни старинного сибирского села.

Семью Петра Степановича и Агафьи Петровны Дорониных в селе Демьянское знали все. Петр Степанович - волостной старшина, будучи под влиянием передовых идей времени, приложил усилия, чтобы каждый из пятерых его детей получил образование.

Доронин Федор Петрович(1988-1920гг) был человеком большого личного обаяния. Его младший брат Иона писал: «Федор Петрович был жизнерадостным, подвижным человеком, организатором-массовиком. Он играл на гитаре, на гармонике, мандолине, пел приятным тенором, талантливо исполнял роли в спектаклях, особенно комические.
В 1908 году, после успешного окончания фельдшерской школы, Доронин был направлен на работу в Тобольскую губернию. В 1915 году Доронин был мобилизован на фронт. После Октябрьской социалистической революции, в ноябре 1917 года, демобилизованный Федор Доронин вернулся в Демьянское, полный решимости претворить в жизнь большевистские лозунги о свободе, равенстве. Как фельдшер, обслуживающий около десяти волостей, Доронин пользовался «открытым листом» для поездки на земских лошадях. Он объехал весь свой участок и с помощью вернувшихся домой фронтовиков провел собрания крестьян, на которых были избраны делегаты на съезд Советов от северных волостей, состоявшийся 29-30 января (по старому стилю) в селе Демьянском. Так было провозглашено установление советской власти на Тобольском Севере, а на территории Тобольской губернии она установилась лишь в конце апреля 1918 года. Весной 1918 года начался открытый вооруженный поход белогвардейских контрреволюционных сил и Чехословацкого экспедиционного корпуса против молодой Советской Республики. 7 июня пал Омск, 11 июня Красная Армия оставила Тобольск. Весной 1919 года под ударами Красной Армии колчаковские банды отступали на восток. Белогвардейцы начали эвакуировать заключенных из Тобольска. Ф. П. Доронин в партии арестованных был отправлен в тюрьму на Троицко-Савские рудники Забайкалья. В тюремной больнице он некоторое время работал фельдшером. Борясь за жизнь товарищей, облегчая им страдания, он понимал, как мало шансов у них и у него самого, дожить до победы Советской власти. Но он мужественно выполнял свой долг, подбадривая товарищей теплым словом и шуткой.
Федор Петрович Доронин расстрелян белогвардейцами в январе 1920 года. Так погиб человек, мечтавший о лучшей жизни для своих земляков.

Доронина Евдокия Михайловна(жена Доронина Федора Петровича), фельдшерица Демьянской лечебницы. В 1915-1916 годы работала в военном эвакуационном госпитале  в городе Ирбите. Во время «кулацко – эссеровского» мятежа, вместе с мужем Федором Петровичем, его сестрой Клавдией Петровной, Лопаревым Платоном Ильичем, а также братом мужа Ионой Петровичем, принимала активное участие в ликвидации остатков кулацких банд.

Доронина Стефанида Петровна (Стива) с осени 1914 г. по 1916 годы учительствовала в трехклассной школе в деревушке Солянка Юровской волости, что недалеко от Демьянского. Одна вела все три класса с ребятишками, приходившими с ближних деревень. Весной 1916 года Стефанида Петровна поехала в г. Тобольск на курсы по переподготовке учителей. После курсов уехала в Москву, чтобы посвятить жизнь активной революционной борьбе.     Под влиянием революционных идей политссыльных, Стефа становится профессиональным революционером. Вместе с мужем Петром (Иосиф) Хотеенковым они вели подпольную работу среди рабочих г. Москвы, г. Омска. С установлением Советской власти в г. Омске Стива и Петр очень много работали. В связи с резким ухудшением здоровья, возвратились в с.Демьянское, где тоже была провозглашена Советская власть. Но вскоре совершился белогвардейский переворот. Начали аресты активных борцов за Советскую власть. С севера подошел к пристани пароход «Станкевич» с карателями. Был арестован П. Хотеенков и заключен в Тобольскую каторжную тюрьму, затем отправлен в г. Омск, откуда ему удалось бежать. В марте 1919 года после жестоких пыток расстрелян колчаковцами. Весной 1920 года у села Нового вымыло из прибрежного песка труп женщины. Крестьяне этого села вызвали из Демьянского Дорониных. Приехав, Агафья Петровна, мать Стефы, с ужасом и горем опознала в исколотом трупе свою дочь. Тут же, в с. Новом, и похоронили героиню-большевичку, позднее поставили обелиск. В 1986 году прах ее был перевезен в с.Красный Яр и поставлен памятник.

Доронина Клавдия Петровна (1896-1990) окончила Ялуторовскую женскую учительскую семинарию, Тобольскую фельдшерско-акушерскую школу, Пермский медицинский институт. Начала медицинскую практику в 1918 году, в селе Самарово, в должности фельдшера-акушерки. В годы Гражданской войны возглавляла медицинскую часть партизанского отряда П. И. Лопарева, который являлся ее мужем.

Платон Ильич Лопарев (1889-1038) был одним из талантливых организаторов и руководителей партизанского движения на Обском Севере в годы гражданской войны. Партизанский отряд Лопарева вначале состоял в основном из солдат-фронтовиков и был немногочислен. Но весть о партизанах стремительно разнеслась по округе, и к Лопареву стали прибывать крестьяне, уже успевшие испытать все «прелести» колчаковской власти. Они приносили с собой охотничьи ружья, топоры, самодельные пики, вилы. Партизаны стремительно продвигались по глухим лесным дорогам и тропам, внезапно нападали на белогвардейские гарнизоны, сея панику в стане врага, укрепляя у трудящихся уверенность в близкой победе. Отряд освободил от колчаковцев значительную территорию Тобольского Севера. Для руководства все более развертывающимися боевыми операциями был создан военный совет отряда, в который вошли П.И. Лопарев, В.Ф. Перевалов, И.И. Литвинов, И.А. Бублик. Весной 1921 года Лопарев принимает активное участие в ликвидации крестьянского восстания, которое выступило под лозунгом «Мы за Советскую власть, но без коммунистов». Лопарев был назначен начальником оперативного отдела Тобольской армии, а затем ему, как опытному партизанскому командиру, Губком партии поручил организовать отряд. Лопарев успешно выполнил задание. Из красноармейцев, возвратившихся с польского фронта, бывших партизан-участников боев на Тобольском Севере, он создал добровольческий Северный экспедиционный отряд. После Гражданской войны занимался организацией кооперативной сети на Севере, изучал рыбное хозяйство и балычное дело, руководил зверосовхозом в селе Ивановском под Тобольском. С мая 1930 года – начальник научной секции «Обьгосрыбтреста» по изучению внутренних водоемов Уральской области, с 1931 – директор Обь-Тазовской научной рыбохозяйственной станции ВНИРО, организатор и участник исследований, заложивших научные основы рыбной промышленности края. Состоял в Обществе изучения края при музее Тобольского Севера. Печатался в журналах «Наш край», «Уральский охотник» и других периодических изданиях. 9 сентября 1937 г. арестован по необоснованному обвинению и расстрелян. Реабилитирован посмертно в апреле 1957 г. Одна из улиц села Демьянское носит имя Платона Лопарева.

ГЛАВА 2. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СЕЛА

Свято-Успенский храм. Как у каждого человека есть имя и фамилия, так и у любого населённого пункта есть свой опознавательный знак. В селе Демьянское таким знаком без малого два столетия служит Свято-Успенский храм. В 1800 году состоялся высочайший указ о строении в России (равно как и в Сибири) одних только каменных церквей и о воспрещении строить церкви деревянные. Демьянцы решили: «Обитель Божия должна быть основательной, красивой и обязательно каменной». Но прежде чем начать строить, надо было правильно выбрать место. Долго думали селяне, решали, спорили. А помогла им в этом икона. Положили демьянцы икону в определенном месте села, оставили на ночь, а утром обнаружили ее в поле под Высокой гривой (на территории нынешней ЛПДС «Демьянское»). Ввиду того что место, обозначенное иконой, находилось далеко от села, на сходе приняли решение: испытать еще раз. Снова икону положили на прежнее место. За ночь она «пришла» туда, где сейчас стоит храм. Там и было начато его строительство.

Строили всем миром, глину для кирпичей брали возле церкви, возили на тачках, кирпич делали вручную, обжигали тут же, на месте. По мере строительства церкви возводили «леса», чтобы подавать кирпич, был установлен порядок: прежде чем идти на работу каждый крестьянин должен был рано утром занести на «леса» церкви по 10 кирпичей, возвращаясь с работы – еще 10. Для раствора использовали известь, а добавляли в нее…куриные яйца, чтоб церковь прочная была, которые приносили жители Демьянского и окрестных деревень. Строили храм 50 лет. Строительство завершилось в ноябре 1831 года. Нарекли храм Свято-Успенским в честь Успения Божией Матери. По данным из клировой ведомости о церкви следует, что «зданием каменная двухэтажная с такою же колокольнею: крепка, обнесена деревянной оградой, сторожка церковная помещается в деревянном доме в церковной ограде». Престолов в ней было три: в верхнем этаже — в честь Успения Божией Матери, в нижнем этаже — святителя и Чудотворца Николая и в приделе первого этажа, с северной стороны — во имя Алексия, человека Божия. Икона Алексия, человека Божия, была особо чтима, и хранилась в церкви до начала революции, в день ее празднования, 17 марта, для поклонения стекалось большое количество народа со всей округи. На приходском кладбище часовня во имя воскрешения Лазаря.

В 1936 году началось разрушение храма. В нем разместили МТС, затем на первом этаже — совхозный гараж, а на втором — клуб.
К концу XX века храм производил тяжелое впечатление: ни окон, ни дверей, провисшие от протекания и зеленые от водорослей каменные своды, кощунственно уничтоженные лики святых, утеряны навсегда фрески, остатки пола залиты мазутом, углы выбиты от добывания кирпича, стены сильно обветшали. И даже, несмотря на запустение и разруху, наполненный светом просторный храм поражал своим торжествующим божественным величием.

Но час возрождения настал. Первый субботник местные прихожане организовали весной 1996 года. Всем миром удалось привести в порядок первый этаж, отремонтировать крышу второго этажа и купол храма. А в Пасху над селом раздавался удивительный колокольный звон. Накануне Великого праздника была сооружена настоящая звонница. Постепенно храм начинает сиять, как встарь. Уже сейчас можно говорить, что он вновь становится украшением села Демьянское, духовным символом всех прихожан.

Могила Гребнева (инициалы, к сожалению, не известны). Уже после установления Советской власти в западной Сибири вспыхнуло одно из самых масштабных и кровавых восстаний за всю историю гражданской войны в России - «Кулацко-эсеровский мятеж». Причина его – недовольство крестьянства действиями органов советской власти по насильственному и бездумному изыманию последних запасов зерна. Начавшись в самом конце января 1921 года, крестьянский бунт за считанные месяцы охватил огромную территорию. Коснулся он и нашего края. В Демьянское из села Горнослинкино пришла банда, под предводительством атамана Игната Слинкина. Начались расправы над советскими руководителями, возрадовались местные кулаки, во главе с Филимоном Вторушиным и Иваном Зарубиным из деревни Рачево. Они создали отряд, втянув в него часть безграмотных, отсталых местных крестьян, и двинулись на север, в направлении реки Конда. В марте 1921 года с Конды, в Демьянское, был направлен красный лыжный отряд под командованием Гребнева, для ликвидации остатков восставших банд. У деревни Остров эти два отряда встретились, завязалась у них перестрелка, командир отряда, товарищ Гребнев, чтобы избежать излишнего кровопролития и жертв, пошел один к крестьянам, обратился к ним, начал разъяснять, что крестьяне обмануты кулаками, что они подняли оружие против Советской власти, которую сами же и принимали здесь в 1918 году. В это время один из кулаков произвел смертельный выстрел, командир Гребнев был сражен наповал. Похоронен в селе Демьянское, на его могиле установлен памятник с надписью: «Здесь похоронен командир красного лыжного отряда Гребнев, погибший от рук бандитов в 1921 году». Также именем Гребнева названа одна из улиц нашего села.

Стелла памяти, погибшим в Великой Отечественной войне. Болью прокатилась по селу Великая отечественная война. 686 человек ушли на фронт, из них не вернулись 187. В память о павших воинах, в центре села Демьянское воздвигнут мемориал. Благодарные потомки свято чтят имена тех, кто погиб на полях сражений и тех, кто ушел из жизни в последние годы.

Памятник Андрею Копотилову. Копотилов Андрей Алексеевич (28 октября 1975г – 4 февраля 1995г) родился в селе Демьянское, учился в Демьянской средней школе, окончил 11 классов. Поступил в Тюмени в ПТУ. Но через два месяца учебы его призвали в армию. Со срочной службы, в составе сорока добровольцев, он был командирован в город Балтийск, во вверенную часть 21280 для подготовки и отправки в Чечню. Погиб 4 февраля 1995 года в городе Грозный, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество. Из воспоминаний сестры Андрея, Ткаченко Елены Валентиновны: « О службе он мечтал. Разговоры о неуставных отношениях и "дедовщине" его раздражали. Когда касались этой темы, он становился нервным, доказывал, что только "хлюпики", "маменькины сынки" не способны выполнить свой долг. Служить он пошел уверенным и спокойным. Уверенным, что вернется домой. И вернулся, подарив нам вечную боль, слезы и страдания. Он выполнил свой воинский долг перед Родиной, отдал ей самое главное - жизнь. И то краткое время, что было ему отпущено, он прожил честно. Был послушным сыном, любящим братом и верным другом. Для него предать своих товарищей было все равно, что предать самого себя.

Идут годы, а он остается все таким же юным и красивым. Время не властно и над нашей любовью к нему».

Указом президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года, награжден орденом Мужества посмертно. 20 февраля 1995 года награжден медалью «За отвагу» посмертно. Имя Андрея навечно занесено в Книгу памяти 336-й гвардейской бригады морской пехоты, в которой он служил, в числе сорока шести имен матросов, погибших в том страшном бою. Сорок шесть имен и сорок шесть оборвавшихся жизней. За каждой из них непомерная скорбь и боль…

26 мая 2010 года на территории Демьянской средней школы установлен памятник. Образовательной организации присвоено имя гвардии матроса Андрея Копотилова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнив данный проект, я осуществила поставленную перед собой цель и, решив все задачи, пришла к выводу:

Моя малая родина – Демьянское, одно из старейших сёл Тюменской области, которому более 380 лет.

Один из главных достопримечательностей села – Свято-Успенский храм, построенный в 1831 году.

Самое главное богатство села - жители. Своим трудом и смекалкой на протяжении столетий они обустраивали этот суровый сибирский край. Героическое прошлое семьи Дорониных и командира красного лыжного отряда Гребнева, односельчан, воевавших во время Великой Отечественной войны, подвиг Копотилова Андрея Алексеевича, погибшего во время Чеченской войны, навсегда вошли в историю села Демьянское.

История возникновения и развития моего села, интересные факты из прошлого односельчан и моих родных воодушевили меня на создание поэтических строк. Так появилось мое первое стихотворение «Родное село». Затем стихотворение «О нем мне рассказала мама…» (памяти земляка Андрея Копотилова). А так, как я посещаю музыкальную школу, но своих мелодий еще не пишу, я наложила свои стихи на уже существующую мелодию (песня Н.Кадышевой «Я не колдунья»).

Также я собрала банк интересных фактов и пословиц, связанных с темой проекта.

Хочу выразить благодарность маме и папе за помощь в работе над проектом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ

Интернет ресурсы:

DrevLit.ru

fb.ru

hystory.mediasole.ru

drevo-info.ru

uvatregion.ru

tyumedia.ru

sovrtr.ru

arhivugra.admhmao.ru

age.myopenugra.ru

uncle-ho.livejournal.com

arhivugra.admhmao.ru

writer-tyumen.ru

Hantimansiysk.BezFormata.com

ru.wikipedia.org

shuravi-balt.narod.ru

warchechnya.ru

vostlit.info

runivers.ru

Приложение 1.

Стихотворение «Родное село»

Высокий яр…лесов могучих гладь,

Седой Иртыш течет неутомимо,

И церкви старой купола видать,

Демьянское мое - ты так красиво!

Краса твоя душистой пахнет хвоей,

Звенит гармошкою и песней у реки,

В ладошку, золотой упав звездою,

Зовет и манит в тишине ночи…

История твоя полна событий

Ямщины дух еще живет в тебе

Князек Нимьян, небытием прикрытый,

Он первый дал отчет твоей судьбе…

Давно уж не слыхало ты, я знаю,

Звон бубенцов и песен ямщика,

Сквозь время мчится тройка удалая

И свист протяжный слышен с облучка.

Тебе бы позабыть…да не забудешь

Как обходили тебя милостью цари,

И как к тебе со всех концов России

Опальных, гордых бунтарей везли…

Избушек покосившихся заборы

Собой закроют память о былом…

Здесь дом моей прабабушки Федоры

И тень ее как будто за окном…

Люблю я подойти к его калитке

Здесь дышит все покоем и теплом,

И тонкой, словно паутинка, ниткой

Родных всех свяжет этот старый дом…

Лист золотистый упадет мне в ноги,

Рябины гроздь ударит по стеклу,

За жизнь мою, за мысли без тревоги

Село родное я благодарю!

Благодарю за птиц веселых пенье,

Благодарю за радость и печаль,

За дней моих прекрасные мгновенья!

За то, что есть еще, о чем мечтать!

За то, что есть еще к чему стремиться,

Твою любовь, твое участие ко мне

Мне предстоит познать и научиться

Достойно жить в своем родном селе!

Приложение 2

Стихотворение «О нем мне рассказала мама…»

(памяти земляка Андрея Копотилова)

О нем мне рассказала мама,

Хотя сама еще девчонкою была,

Но помнит, как сейчас, чернеет яма,

Посмертный залп нарушил тишину села…

И белый снег, усыпанный цветами,

И на коленях мать: «Сыночек мой!!!»

Не улыбнется больше он, не взглянет,

На ту, что так ждала его домой…

Мне рассказала мама, что когда-то,

Была война между Россией и Чечней...

Тот бой за Грозный в девяносто пятом…

Его последний, самый страшный бой…

«А знаешь, дочь,- вздохнув, сказала мама -

Ведь он мог жить, но ждал другой удел…

Война вообще не знает слова «жалость»,

А он так многого хотел…

Хотел любить, смеяться, плакать…верил,

Что жизнь прекрасна, умел искренне дружить,

Не знал, что жизни срок уже отмерен

Хотел домой вернуться…хотел просто жить…

Но жизнь свою отдал без промедления,

Что мог, он сделал, чтобы закончилась война…

Он для меня герой, и нет сомнения

В сердцах земли родной он будет жить всегда»…

Приложение 3

Песня «Ах, Демьянск, мой край чудесный…»

Помимо общеобразовательной школы, я получаю и дополнительное образование, учусь в музыкальной школе, по классу фортепиано. Один из моих любимых предметов – сольфеджио, то есть игра на инструменте. Мне нравиться воспроизводить мелодии по нотам, и я мечтаю когда-нибудь научиться писать собственную музыку, и использовать ее для стихов, которые я тоже люблю писать. А пока, для своего стихотворения, я использовала мелодию из песни Надежды Кадышевой «Я не колдунья», получилась задорная песня «Ах, Демьянск, мой край чудесный…»

На берегу высоком Иртыша, блестит на солнце капелька России,

Неброскою красою хороша, и все эти места мои родные…

Брусничным соком залита тайга, морошки вкус не передать словами,

Березовые косы и луга опутаны росой, как кружевами…

Припев:

Ах, Демьянск, мой край чудесный, как же я тебя люблю.

И с тобою я связала навсегда судьбу свою…

Здесь живут простые люди, каждый «Здравствуй» говорит,

И любовь к селу родному в сердце бережно хранит…

Почти четыре века ты живешь, а все равно душою не стареешь,

Из года в год все ширишься, растешь, и новыми людьми ты богатеешь.

Дари любовью жителей своих, от этого не станешь ты беднее,

Все, что отдашь, останется твоим, рука дающего, поверь не оскудеет…

Припев:

Приложение4

ИНТЕРЕСНЫЕФАКТЫ

Церковь играла огромную роль в жизни русского человека, поэтому оказавшись на новом месте, он либо определялся в приход уже имеющейся в пределах досягаемости церкви, либо строил ее. Так было и в Демьянском яме. Никольская церковь в Демьянской слободе, построенная примерно в конце 1630-х годов, стала первым религиозным форпостом русских поселенцев в этом регионе. Причт построенной в Демьянской слободе в первые годы ее существования Никольской церкви поначалу находился на государственном обеспечении, затем его перевели на содержание населения, потом вновь на казенное жалование.

Будущий Император, Николай II, был единственным из всех членов Династии Романовых, который проехал всю страну, начиная от Владивостока до Санкт-Петербурга. Путешествие на Восток и возвращение через Сибирь и всю Россию, дали опыт и знания, необходимые для будущего правления огромной державой. Из протоколов: «Далее путь Цесаревича пролегал через Сургут, Самарово, село Демьянское (здесь высокий гость не сходил на берег и принял депутацию на борту корабля) и наконец - центр губернии – Тобольск»

После захвата Демьянского городища, атаман Брязга и его соратники прибыли к остяцкому местечку Рачеву городищу. Там находилось в это время собрание шайтанщиков, которые ходили из одного места в другое и собирали дары для приношения в жертву идолу Рача, который, был очень почитаем в этих местах. Но как только казаки высадились на берег, все от них побежали и спрятались в густых лесах. Казаки нашли только остатки жертвоприношений, которые были приготовлены остяками идолу. Хотя казаки оставались здесь до следующего дня, надеясь, что жители опять вернутся, но никто не показался. Несколько ниже Демьянского яма находятся остяцкие Рачевы юрты и дальше от них, вниз по течению, впадает в Иртыш речка Рачевка. Все эти названия произошли, несомненно, от имени находившегося в этих местах, идола Рача.

в 1628/1629 году, в городок Демьян прибыли из Сольвычегодского уезда несколько семей Шехиревых (Шохиревых), которые, надо полагать, и были среди первых строителей и ямщиков будущей Демьянской слободы. Они упомянуты среди ямщиков Демьянского яма в Крестоприводной книге 1676 года.

Просмотров работы: 626