Палех. От удивления к познанию

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Палех. От удивления к познанию

Рогачёва К.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» города Калуги
Дидух Н.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» города Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Более 5 веков живет на земле вид искусства, называемый Палех. И само слово «Палех» и Палехская роспись могут рассказать о себе много интересного, позволят для каждого совершить открытие, познакомят с разнообразными событиями, ставшими историей.

Почему я так говорю? Да потому, что люди, человечество по природе своей страшно любопытны, обожают узнавать что-то новое, необычное, загадочное.

Так и я совсем недавно, рассматривая альбом-монографию с представленными в ней художественными произведениями, познакомилась с самобытным искусством Палеха.

Мне стало интересно, с чего всё началось? Когда появилась Палехская роспись? Кто её придумал? Для чего? Какие особенности Палехской росписи были раньше? И какие они сейчас? Смогу ли я своими глазами увидеть создание Палехской миниатюры?

С этого началось мое исследование и написание работы.

Цель моего исследования:  узнать, что такое «Палех» и Палехская роспись; откуда она берет свое начало и в чем ее особенности; каковы пути развития самобытного искусства Палеха?

Задачи:

- через различные источники (литературу и Интернет) найти информацию, где рассказывается о Палехской росписи;

- подготовить краткий рассказ о возникновении Палехской росписи, как вида народно-прикладного творчества;

- познакомить своих одноклассников с данным видом искусства и показать им коллекцию репродукций;

-попросить своих родителей и классного руководителя организовать экскурсию или поездку в места, где можно увидеть технологию изготовления Палехских миниатюр.

Объект исследования: Палехская роспись как вид народно-прикладного творчества, возникшего из иконописных традиций и представляющего собой русскую миниатюрную живопись темперными красками на папье-маше и предметах из дерева.


Гипотеза: я предполагаю, что Палехская роспись имеет глубокие исторические корни и применялась не только для создания шкатулок, брошек, блокнотов, пудрениц и других необходимых мелочей, но и для иконописи.

2.Основная часть 
2.1. История возникновения Палехской росписи.

Палех – вид изобразительного искусства. По преданию название Палех произошло от названия поселения, в котором производились такие изображения. Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и произошло название. Людей, которые жили в Палехе, называли Палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев.

Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные монголо-татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "Была великая Палиха". Так родилось название поселения, от которого и произошли наименования «палехская иконопись», «палехская роспись» и «палехская миниатюра», наделенные общими чертами палехской росписи.

Палех расположен в 65 км от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. История Палеха уходит в глубокую древность. В XV в. село входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По духовному завещанию Ивана Грозного 1572 г., Палех был в поместном владении его сына Иоанна.

Первое упоминание о Палехе встречается в летописях, относящихся к началу XVII века. В исторических документах того времени встречаются описания Палеха, как места с хорошо развитым иконописным промыслом — к тому времени в селе насчитывается около двадцати иконописных мастерских.

История Палеха как художественного промысла уходит в далекое прошлое. Еще в XVI - XVII веках палешане занимались иконописью и были большими знатоками стилей древнерусской живописи. Они создавали не только дорогие иконы, но и занимались росписью монастырей, реставрацией фресок в церквях и храмах. Приложение 1. (К примеру, в самом центре Палеха был возведен Крестовоздвиженский храм, роспись которого была целиком выполнена местными художниками. Он строился довольно долго: с 1762 по 1774 год. На западном фасаде храма сохранилась надпись, благодаря которой известно и имя мастера, под руководством которого возводилось здание. Этим мастером был Егор Дубов.)Уже к середине XVII века народная молва разнесла вести о великолепных работах живописцев Палеха и достигла крупных городов России, в том числе и Москвы. Палехских мастеров стали приглашать в стольный град для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусство и талант иконописцев села, расположенного на речке Палешке, можно оценить и сегодня, посетив такие знаменитые исторические памятники России, как Грановитая палата Московского Кремля, Новодевичий монастырь или Сергиево-Посадская Лавра.

Палехские иконы были весьма дорогим удовольствием, так как они писались долго и тщательно, по образцам сохранившихся старинным работам мастеров прошлого, и являлись лучшими образцами русской иконописной традиции. Несмотря на высокую цену, в спросе на иконы, написанные в Палехе, недостатка не было, и с XVIII века Палех становится центром иконописи, сохранившем лучшие традиции русской живописной школы XV–XVII веков. Палехская школа прославилась на всю страну, иконописный промысел процветал, а работы мастеров раскупали очень охотно.

Приложение 2. (Вершина палехского иконописания – «Акафист Спасителю» середины XVIII в. Рисунок иконы отличается изяществом и утончённостью. Все пропорции удлинённых форм. Колорит иконы тёплый, золотисто-коричневый с использованием тёмной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом.

Приложение 3. Один из характерных признаков палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» второй половины XVIII в. – яркий образец такой композиции. В центре иконной доски – в среднике – располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм – миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца),

Основными отличительными чертами палехской иконописи XVIII – начала XIX в. были: чувство напряженного и сильного цвета, любовь к орнаментальному разрешению живописных задач, прекрасное мастерство композиции.

До начала XIX в. Палех, в отличие от промышленно развитых Мстёры и Холуя, продолжал сохранять очень простые формы иконного производства, замкнутого кругом семьи. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстёре и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Как было сказано выше, иконы в Палехе писались долго и тщательно по старинным образцам, поэтому были очень дорогими.

В конце XIX в. известный палехский художник Д.А. Салабанов открыл в Нижнем Новгороде иконописную мастерскую. В эту мастерскую в ученики к иконописцам был отдан своим дедом Алёша Пешков (Максим Горький). Свою жизнь в иконописной мастерской М. Горький описал в повести «В людях»: «В мастерской было жарко и душно, работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстёры, все сидят в ситцевых рубахах с расстегнутыми воротами, в тиковых подштанниках, босые или в опорках. Над головами мастеров простерта сизая пелена сожженной махорки, стоит густой запах олифы, лака, тухлых яиц. Медленно как смола, течёт заунывная владимирская песня…»

Однако к концу XIX века создание икон в России приняло практически производственные масштабы, что привело к ухудшению качества произведений. В погоне за скоростью создания иконописных композиций, за увеличением числа работ, потерялось всё то, что так ценилось в русской живописи — прорисовка деталей, создание воздушности, прозрачности изображения, наполнение объема различными элементами, передача тончайших эмоций на ликах святых. Иконы становились дешевле, а их качество все хуже и хуже. Особо тяжелым ударом по традициям рукописной живописи стало изобретение и распространение массовой печати, вследствие чего появились очень дешевые и доступные печатные иконы. Однако последний и самый сокрушительный удар по русской, в том числе и палехской, иконописи нанесла социалистическая революция 1917 года. После тех событий палехские мастера остались практически без работы, так как при новой власти создание икон стало не только невыгодным, но и просто опасным делом. Таким образом, для палехской живописи обозначился крутой поворот, когда потребовалось весь накопленный веками опыт использовать в другой сфере творчества. Ну, а иконописный промысел прекратил свое существование.

После революции 1917 года промысел оказался ненужным, и художники Палеха стали искать применение своему искусству. Случилось так, что в конце 1922 года художник Иван Голиков поехал в Москву и увидел там в Кустарном музее (сейчас Музей народного искусства) работы старых лукутинских мастеров: шкатулки из папье-маше, расписанные по черному фону масляными красками. Голиков решил попробовать. Свою первую работу "Адам в раю" выполненную золотом, сделал на донышке фотографической ванночки из папье-маше и отнёс её в Кустарный музей. Руководство музея заинтересовалось этой работой, и тут же выдали ему полуфабрикаты для дальнейшей работы. Приехав в Палех, Голиков вместе со своим родственником А.А. Глазуновым организовали мастерскую, в которой стали работать палехские мастера. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году художники получили диплом 1-й степени. А в 1924 году в Палехе открыли "Артель древней живописи".

М.Горький очень ценил искусство Палеха, называл его «одним из чудес, созданных революцией». Он многое сделал для его популяризации у себя на Родине и за границей, помогал материально, организовал в Артели библиотеку, в которую собрал лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Крылова... - персонажи, из которых легли в основу Палехской миниатюры.

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции — настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха – это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова.

Начиная с 1930-х годов, художники Палеха с увлечением и весьма успешно расписывают фарфор, занимаются стенописью, оформляют театральные постановки и кинофильмы, работают в области книжной иллюстрации. Немало работ выполнено палешанами в области росписи фарфора и, в частности, вазописи. Около пяти тысяч фарфоровых ваз было расписано палешанами оригинальными линейными и растительными узорами и тематическими композициями на песенные, сказочные и фольклорные мотивы.

Кроме того, палешане создают образцы рисунков для текстиля, эскизы рисунков для клеёнчатых скатертей, вышивок и т.д.

Советский период не только дал начало палехской лаковой миниатюре, но и способствовал развитию этого промысла. Был организован Государственный музей палехского искусства. В 1960-80 гг. богатый опыт палехских мастеров начал использоваться при создании эскизов декораций к театральным постановкам, иллюстрациям к книжным изданиям сочинений Пушкина, Крылова, Горького и других русских и советских писателей. В палехском стиле выпускались наборы открыток и почтовых марок с персонажами русских сказок, былин и басен.

2.2 Отличительные особенности Палехской росписи

У каждого миниатюриста есть свои излюбленные темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой — характерные черты миниатюры Палеха.

Главное отличие Палехской, Мстёрской и Холуйской миниатюр от Федоскинской — это применение желтковой темперы, которую они традиционно использовали для написания икон. Яичную эмульсию применяли как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме, Византии, откуда уже ее переняли иконописцы Древней Руси. Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели и пастозными мазками, как в масляной живописи. Палехские художники, использующие в росписи протоки незаписанного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную прочищенную под живопись поверхность изделия. Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстёре и Холуе производится иначе, чем в Федоскине. Обратную сторону рисунка протирают порошком краски и, положив рисунок на поверхность, обводят тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок. Краски растворяют в желтковой эмульсии (желтке, разведенном водой с добавлением нескольких капель уксуса).

Первой стадией письма является роскрышь: намечаются основные формы изображения. Затем следует прописка, т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм. Следующий этап — плави: сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое. Завершают живопись бликовкой (или насечкой), в Палехе ее выполняют твореным золотом.

Миниатюрную палехскую роспись обрамляют золотым орнаментом. Золотая краска (твореное золото) приготовляется из листиков сусального золота, растертом на гуммиарабике пальцем. Затем орнамент полируется косточкой.

Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров лупу или увеличительное стекло. По окончании работы живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие шлифуют и полируют.

Гармоническое единство художественной формы и глубокого национального содержания, традиционность и народность отличают произведения художников Палеха.

Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.

3. Исследовательская часть.

Совсем недавно, рассматривая альбом-монографию с представленными в ней художественными произведениями, мне посчастливилось познакомиться с самобытным искусством Палеха. Альбом я принесла в школу и с удовольствием продемонстрировала своим одноклассникам.

На первый взгляд, кажется, что все работы одинаковые. Есть в них схожесть в художественном исполнении.

Но это - на первый взгляд. При более близком знакомстве иллюстрации постепенно открывают свои тайны. Мы замечаем, что они выполнены на различных предметах обихода: шкатулках, ларцах, пластинах, декоративных тарелках, пудреницах и т.д.

Потом новое открытие: оказывается, предметы самой различной формы, а изображения имеют свою тематику.

В коллекции много иллюстраций созданных по произведениям А.С.Пушкина: «Царь Салтан», художник П.Д.Баженов, «Сказка о золотом петушке», художник И.М.Баканов, «У лукоморья дуб зеленый», художник Д.Н.Буторин, «Сказка о царе Салтане», художник А.В.Котухин Есть иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова «Утес», П.П.Ершова «Конек-Горбунок», А.М.Горького «Старуха Изергиль» и др.

Во время написания своей работы, я уже познакомилась с особенностями Палехской росписи, но передо мной встал ряд вопросов:

-Какова же технология изготовления палехской миниатюры?

- Из каких этапов складывается работа по нанесению палехской лаковой миниатюры на предметы обихода, выполненные из папье-маше?

- Как готовятся краски с применением яичной эмульсии?

- Как происходит золочение?

- Почему полировка изделия должна выполняться женскими руками?

Воспользовавшись методом теоретического уровня исследования, я решила изучить и обобщить данные по особенностям палехской росписи и обратилась за помощью к Интернету. Вот что у меня получилось:

1. Раскрой картона. Подготовка болванок из папье-маше.

Из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент. Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной муки) и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и т.д. изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв).

2. Затем заготовки прессуют, сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Затем из получившихся болванок изготавливают декоративные изделия (портсигары, шкатулки, медальоны, броши и т.д.). Затем изделия обтачивают на шкуровальном круге, и, наконец, доводят наждачной щёткой.

3. Грунтовка и шпатлёвка. Изготавливаются вручную с применением традиционных приспособлений. Их готовят из красной глины, масла и сажи как следует перетерая компоненты между собой. После чего наносят несколько слоев грунта на изделие, каждый слой зачищают и шлифуют. Затем на изделие наносится шпатлёвка стальным шпателем и сушится. После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером. Внешняя сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком (ранее использовался масляный лак с сажей). Внутреннюю сторону портсигаров и шкатулок принято покрывать красным лаком.

4. Подготовка красок.

Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса. Затем эмульсию размешивают специальным венчиком.

Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем. Степень готовности определяют «на глаз». Хорошо приготовленные краски очень пластичны. Краску заготавливают в небольших количествах, так как хранится она не долго.

Художнику нужны краски разные по консистенции, поэтому их постоянно приходится разбавлять на фарфоровом блюдце, палитре. На нем же смешивают краски основных цветов и составляют нужные тона.

Приготовление яичной эмульсии — дело кропотливое и требует большой сноровки и опыта. Нужно суметь тщательно отделить желток от белка, потому что даже мельчайшая капля белка помешает художнику проводить тонкие линии. Для разведения желтка в Мстере используют воду, а в Палехе — столовый уксус или хлебный квас. Краски, растворенные на квасе, ложатся мягче и сохраняются дольше, но сейчас им пользуются редко. Для жирных летних и тощих зимних яиц количество растворителя будет разным. Яичная эмульсия не должна быть слишком жирной или слишком жидкой: жирная краска будет ложиться грубо и быстро растрескается, а жидкая — краски будут блеклые и будут плохо поддаваться нужной живописной технике.

Для работы над миниатюрой разным художникам требуется разное количество беличьих кистей. Все кисти палехских мастеров – ручной работы. Купленной в магазине кистью, даже самой качественной, писать миниатюру нельзя, слишком «непослушная» нет достаточной тонкости и упругости, во время письма кончик такой кисти может раздваиваться.

Перед росписью, поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую).

Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.

Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки.

5. Золочение.

Миниатюристы обычно применяют листовое сусальное золото. Каждый листок имеет размер 9х9 см, на одну порцию идет от 2 до 10 листов. Листы эти настолько тонки, что взлетают при малейшем дуновении воздуха. Их берут лампемзелем — специальным инструментом, изготовленным из кончика беличьего хвоста. В фарфоровом блюдце золото смешивают со связующим веществом, гуммиарабиком, и растворяют в воде, получая жидкую массу. «Творение» золота, как и краски, требует большого умения и терпения. В растворенное золото добавляют чистую воду, размешивают, процеживают, отстаивают, сливают лишнюю воду и просушивают в духовке, под лампой или на солнце. Ни одна пылинка или соринка не должна в него попасть, иначе им будет трудно писать. Готовое к работе золото блестит мягким чарующим блеском, словно приглашая поскорее взять кисть. Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. При работе с серебром нужно быть внимательным, так как оно при просушке желтеет от высокой температуры. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного растирания. Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка — он имеет особенно гладкую поверхность.

После росписи золотом изделия покрывают масляным лаком. Эту операцию выполняют путем нанесения нескольких слоев лака, каждый из которых тщательно просушивается при определенной температуре длительное время. После каждого слоя обязательно выравнивают поверхность сначала стеклом, потом пемзой.

Последним этапом является полировка. Когда слоев лака достаточно и поверхность уже ровная - шкатулку полируют на «бархатке» - специальном вращающемся круге, обтянутом бархатом, окончательная «доводка» до блеска наводится руками, женскими конечно, так как руки должны быть мягкими, без огрубевших участков, которые могут поцарапать поверхность.

Ответив на поставленные перед собой вопросы, я решила воспользоваться эмпирическим методом исследования и провела опрос среди кадет 6 «В» и 6 «Г» классов, общей численностью 55 человек.

1 вид опроса – анкетирование.

Вопрос, предложенный одноклассникам

Знают

(да)

Не знают

(нет)

Что-то слышали,

где-то видели

Знаете ли вы что такое «Палех»?

4 чел.

(7%)

41 чел. (75%)

10 чел.

(18%)

Встречались ли вам произведения, выполненные палехской росписью?

4 чел.

(7%)

41 чел. (75%)

10 чел.

(18%)

Хотелось бы узнать о данном виде живописи?

55 чел.

(100%)

0

0

После того, как была проведена и обработаны результаты анкеты, я провела 2-ой вид опроса – беседу. На уроке изобразительного искусства познакомила учащихся своего класса с особенностями палехской росписи и представила их вниманию альбом-монографию с представленными в ней художественными произведениями, выполненными в данном виде живописи.

4. Заключение 

Работая со справочной литературой и Интернет - источниками я пришла к следующим выводам:

1. Работы мастеров палехской росписи всегда производили неизгладимое впечатление на зрителей.

2. За многовековую историю существования в Палехе сложился свой художественный стиль народно-декоративного искусства.

3. Искусство Палеха, насыщенное жизнелюбием, восхищением перед красотой мира, всегда тяготело к конкретной теме, почерпнутой из фольклора и литературы или взятой из современной жизни.

4. Все поколения художников – палешан воплотили в жизнь духовно-нравственные идеалы, присущие россиянам: патриотизм, любовь к своему народу, семье и своей малой родине, дань и уважение к героическому прошлому своего Отечества, сохранение и поддержание лучших национальных и семейных традиций.

Познакомившись с видом народной русской миниатюрной живописи, возникшей на основе иконописного промысла, мне и моей семье захотелось во время летних каникул поехать в поселок Палех Ивановской области, чтобы своими глазами увидеть Крестовоздвиженский храм, побывать на земле предков – основателей палехской иконописи и палехской росписи. А также посетить такие знаменитые исторические памятники России, как Грановитая палата Московского Кремля, Новодевичий монастырь и Сергиево-Посадская Лавра

Список литературы

Бакушинский А.В. Искусство Палеха, М., изд. Всероссийского кооперативного союза художников, 1932г.

Интернет-источники:

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/paleh/paleh.htm

http://art-assorty.ru/380-paleh.html

http://www.ritsu.ru/sn49-palehskaya-rospis.html

http://palekh.narod.ru/win/styl.htm

Соболевский Н. Советский художник, М., 1958г.

Художественные промыслы РСФСР (сборник), М. –Л., Коиз, 1956г.

Приложение

Приложение 1. К примеру, в самом центре Палеха был возведен Крестовоздвиженский храм, роспись которого была целиком выполнена местными художниками. Он строился довольно долго: с 1762 по 1774 год. На западном фасаде храма сохранилась надпись, благодаря которой известно и имя мастера, под руководством которого возводилось здание. Этим мастером был Егор Дубов.

Приложение 2.

Приложение 3.

Один из характерных признаков палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» второй половины XVIII в. – яркий образец такой композиции. В центре иконной доски – в среднике – располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм – миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца

Просмотров работы: 1046