Введение
Исследовательская работа «И памятны будут дела твои» появилась не за один день. Началась с небольшой презентации, которую я сделала по внеурочной деятельности для уроков духовного краеведения. О достопримечательностях своей малой родины необходимо было рассказать таким образом, чтобы всем одноклассникам стало интересно и захотелось обязательно побывать в храмах села Петровское, города Наро-Фоминска и Вереи, увидеть красоту храма и узнать историю его возникновения. Вместе с родителями я побывала в Краеведческих музеях города Наро-Фоминска и Вереи, посетила храмы. самым большим открытием для меня стало то, что в нашем районе 80 православных храмов. Меня заинтересовали в первую очередь история храмов, и их служители. Свои впечатления об этом я изложила в исследовательской работе.
Цель работы: рассказать об истории храма и служителях земли Наро-Фоминской.
Глава 1.История одного храма.
У большинства людей чувство Родины , родной страны ,Отчизны дополняется чувством малой родины, первоначальной родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. В своём фоторепортаже я расскажу об одном удивительном памятнике архитектуры Колокольни церкви св. Петра Митрополита (Храма Покрова), что находится в Наро-Фоминском районе Московской области в селе Петровское и тех людях, чья жизнь была связана с ним.
Фото 1. Памятник архитектуры Колокольни церкви св. Петра Митрополита (Храма Покрова) ( надпись)
Фото 2. Современный вид Храма Покрова1
Первые упоминания о селе Петровское относятся к началу XVII века, когда оно было "пустошью", называвшейся Княжищевой, и было приписано к селу Ильинскому Гоголева стана, что возле речки Малой Пахры, входившее в вотчину Боровского-Пафнутьева монастыря. В 1706 году Княжищево было пожаловано сподвижнику Петра I подканцлеру барону П.П. Шафирову. В 1713 году он сделал запрос великому государю о разрешении построить в своей вотчине церковь во имя Петра митрополита. Сын и будущий наследник П.П. Шафирова — И.П. Шафиров в 1735 году просит разрешить постройку на месте сильно обветшавшей церкви новой, деревянной , но более обширной, которая в 1738 году была освящена. С тех пор сельцо Княжищево стали именовать Петровским, по названию церкви.2 В 1739 году барон П.П. Шафиров умер, и усадьбой стали владеть его дети , от которых в 1740-х годах имение перешло в род горнозаводчиков Демидовых.В 1770—1780-е годы новые владельцы усадьбы занялись активным обустройством своего имения. Старая деревянная церковь, сильно к тому времени обветшавшая, а также деревянные палаты, было решено перестроить. Для этого пригласили знаменитого зодчего Матвея Федоровича Казакова. 3 Свидетельства указывают, что Казаков причастен и строительству Петровского храма, освящение которого произошло в 1785 году. Согласно исследованиям С.А. Торопова, по словам очевидца Ю.А. Бахрушина, у священника местной церкви Ю.А.Бахрушин видел чертежи Петровского храма, подписанные М.Ф. Казаковым. Церковь с приделом была освящена в 1785 г. митрополитом Платоном. При церкви одновременно возвели отдельно стоящую колокольню. В 1852 году после смерти Николая Демидова усадьба Петровское переходит к князьям Мещерским, а именно к князю Александру Васильевичу Мещерскому. Александр Васильевич Мещерский начал службу в лейб-гвардии гусарском полку при Николае 1, служил при двух Александрах, «участвуя во всех войнах, которые вела Россия». Кавалер многих орденов, в том числе ордена Андрея Первозванного, он имел чин шталмейстера и был вхож к государю. В 1858 году «иждивением» А.В. Мещерского был пристроен к колокольне церкви Петра Митрополита – теплый (зимний) Покровский храм. Уже после строительства теплого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, протоирей И.А. Благовещенский в своем каталоге церквей Московской епархии пишет о Петровском-Княжищеве как едином приходе с «автономно» стоящими престолами святителя Петра и великомученика Никиты. Существует мнение архитекторов о том, что Покровский храм нарушил собою цельность Казаковского замысла, но история рассудила так, что именно ему пришлось стать на долгие десятилетия единственным действующим храмом на огромной территории Наро-Фоминского района.4
Фото3. Церковь с приделом была освящена в 1785 г. митрополитом Платоном.
Фото 4. При церкви одновременно возвели отдельно стоящую колокольню.
Фото 5. Храм Святого Петра Митрополита в 1930-е годы
В конце 1920-х годов храм Петровский храм был закрыт. Помещение долгое время использовалось под жильё: храм был разделён перекрытием на два этажа (впоследствии убрано). В 1930-х гг. здание подвергалось частичной разборке: были уничтожены ротонда, восточная стена, своды, переделана кровля. Имелись разрушения белокаменного и лепного наружного декора. Ликвидированы захоронения Демидовых в усыпальнице, утрачен саркофаг Демидова. На основании обмеров церкви 1930-х гг., произведённых под руководством С.А.Торопова, и старых фотографий интерьера удалось установить, что угловые ячейки четверика храма перекрывались сомкнутыми сводами с распалубками от арок и окон, осевые ячейки — крестовыми сводами.5 Над ротондой, прорезанной четырьмя высокими арками и четырьмя более низкими прямоугольными проходами по диагональным осям, парил купол. В церкви — кирпичный пол. Сохранились остатки профилированных лепных карнизов и отделки оконных откосов. На паперти, в полукруглой нише с юга устроена белокаменная лестница на хоры.
Глава 2. Служители Покровского храма.
Тема « Храмы села Петровского» заслуживает пристального внимания. Ведь здесь, на одном небольшом участке подмосковной земли собралось несколько престолов, о каждом из которых, как и об именах их, можно и нужно рассказывать. И вдумаемся в название храма. Еще святой благоверный князь Андрей Боголюбский положил начало сугубого почитания праздника Покрова Пресвятой Богородицы на Руси, он же поставил замечательную церковь Покрова на Нерли.6 И православный русский люд стал ощущать это как знак особого заступничества Пресвятой Девы за нашу землю. В Покровском храме помнят свою историю. Несколько лет назад возле западных врат храма была установлена мраморная памятная доска, где перечислены все настоятели этой церкви. Из текста мемориальной доски мы узнаем, что строителем Покровского храма (1858 г.) был протоиерей Гавриил Покровский, прослуживший в храмах святителя Петра и Покрова 35 лет. Обращает на себя внимание то, что православное Петровское – место служения церковных династий. С 1883 по 1919 гг. (целая эпоха в истории России) здесь служил зять отца Гавриила протоиерей Павел Павлов, которого сменил в служении его сын Сергий, бывший настоятелем до 1943 года. Он, кстати, погребен у алтаря Покровского храма. Затем сменилось несколько настоятелей, наиболее известным из которых был протоиерей Александр, служивший здесь в 1960-1964 гг. В 1965 году начинается период служения в Покровском храме духовной династии Сложеникиных. Период, который продолжается и сегодня, причем надо упомянуть о двух круглых датах. В позапрошлом году исполнилось 45 лет служению в Петровском митрофорного протоиерея Александра Сложеникина. В 2006 году по представлению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 2 за усердные труды во славу Церкви Христовой протоиерей Александр Сложеникин был удостоин ордена святителя Иннокентия. Александр Сложеникин – из рода священников, служение которых продолжается несколько столетий. Служивший в известных московских храмах святых апостолов Петра и Павла в Солдатской слободе и мученика Иоанна Воина на Якиманке, отец Александр затем был лишен московской прописки, и вот тогда-то в середине 1960-х гг. начался Алабинский период служения этого пастыря. Участником скольких событий жизни Подмосковья и Москвы он был за эти годы… Двадцать лет отдано официальному органу Русской Православной Церкви – «Журналу Московской Патриархии», где отец Александр был членом редколлегии, возглавляя отдел литургики, был он и благочинным Наро-Фоминского церковного округа. Первым в Подмосковье о. Александр начал служение в воинских частях. Ведь военная история окрестностей Петровского не только в героическом прошлом. И сегодня в этих краях служат воины прославленной Таманской дивизии, духовное окормление которых первоначально легло целиком на плечи отца Александра Сложеникина. И вместе с отцом Александром служит сегодня его сын иерей Алексий Сложеникин – продолжатель славной династии, дела отца и деда. Есть в Покровской церкви память и о местной святой. Петровское-Алабино оказалось прославлено в истории Православной Руси пребыванием здесь в изгнании преподобноисповедницы игуменьи Афанасии Алабинской (в миру Александры Васильевны Лепешкиной). Она родилась в 1885 году и происходила из известного своей церковной благотворительностью московского купеческого рода Лепешкиных. Семнадцати лет от роду Александра Лепешкина поступила послушницей в Троице-Одигитриев монастырь; позднее она была пострижена в рясофор там же – с именем Афанасии, а в 1920 году – в мантию и стала игуменьей Зосимовой пустыни. Впрочем, официально обитель считалась новой властью закрытой, будучи разогнанной вскоре после октябрьских событий 1917 г., но продолжила существовать под видом трудовой земледельческой общины, которой и руководила мать Афанасия. Так продолжалось до 1928 г., когда артель разогнали и игуменья с послушницей Евдокией Бучиневой нашли приют в Петровском-Алабине, в 15 км от Зосимовой пустыни. По свидетельству алабинского врача М.М. Мелентьева матушка Афанасия жила здесь до мая 1931 г., когда была арестована по обвинению в антисоветской деятельности (религиозная пропаганда) и выслана в Казахстан вместе с келейницей Дусей. На второй день по прибытии в ссылку матушка скончалась в июне 1931 года. Погребена она была на месте ссылки.7 В 1993 году . реабилитирована, а в 2000 году причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания (церковная память преподобноисповеднице Афанасии Алабинской совершается в день поминовения Новомучеников Российских 25 января) .
Фото 6. Матушка Афанасия Алабинская
Сегодня жизнь Покровского Храма продолжается.
Фото 7. Праздник Святой Пасхи
Глава 3. Краеведческий потенциал Наро-Фоминского городского округа
Наш маршрут можно продолжить, побывав в городе Верея, первое упоминание о котором относится к 1371 году. Верея находится на месте исторических поселений вятичей по долине реки Протва, о чем свидетельствуют археологические раскопки. С 1432 по 1486 на этой территории существовало Верейское княжество, которое впоследствии было присоединено великим князем Иваном III к московским владениям. На территории города расположены 12 храмов. Самый древний из них – Собор Рождества Христова в Верее, построенный по личному приказу Ивана Грозного в 1552 году . Собор является классическим образцом московского храмового зодчества. В основании храма – крест, вписанный в квадрат, венчает его один купол. Впоследствии церковь перестраивали. А в начале XVIII века к ней были пристроены трапезная и колокольня с действующим 560-пудовым (9172,8 кг) колоколом. Из-под жертвенника храма был оборудован тайный ход к берегу реки Протвы, на крутом береге которой стоит собор – часть древнего Городища. После Отечественной войны 1812 года тайный ход был замурован. Верея была городом купцов, очевидно, это оказало влияние на украшение храма – стены собора в XIX веке были расписаны фресковой живописью венецианского стиля, выполненной известными художниками XIX века. Недалеко от Вереи расположено поселение Спас-Косицы, привлекающее внимание заброшенной Преображенской церковью. Далее наш маршрут проходит через город Наро-Фоминск, главной достопримечательностью которого является Никольский храм, построенный первоначально в 1654 году в селе Фоминском. Это была деревянная церковь, в которой по преданию ночевал Наполеон Бонапарт, когда его войска отступали от Москвы. Этот исторический сюжет вдохновил художника Верещагина, и он написал картину «На этапе. Дурные вести из Франции», где униженный император изображен мрачным и разбитым в старинном интерьере Никольского храма. В 1852 году на месте сгоревшей церкви была построена новая – по проекту архитектора П.П.Буренина. Храм очень необычен:это высокое строение в два яруса. Первый ярус – очень большой и объемный традиционный квадрат, имеющий в основании крест. Второй ярус – массивный барабан, который венчает основание. В огромном барабане размещается колокольня. Поэтому храм относится к типу храмов «под звоном», свойственному стилю барокко. Также барочные элементы прослеживаются в устройстве алтаря храма – основная часть имеет прямоугольную форму, а по бокам его расположены полукруглые приделы.
Главным духовным центром Наро-Фоминского района по праву считается Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь (женский монастырь), расположеннаяв 23 км от г. Наро-Фоминска. Основание общине положил монах-пустынножитель Зосима (Захарий Васильевич Верховский), который был современником Серафима Саровского. Захарий Верховский принадлежал к древнему дворянскому роду. Родился будущий основатель обители в благочестивой семье, ведущий, несмотря на знатность и достаток, аскетический образ жизни. Само рождение Захария связано с сакральными религиозными сюжетами рождения святых: по преданию перед рождением будущего подвижника, его отец во время ночной молитвы слышал голос, который вещал ему: «У тебя родится сын, не учи его светским науками, но лишь Закону Божию». Детство Захария прошло за чтением житий преподобных пустынников, на которых мальчик мечтал походить. Когда ему было 7 лет, он часто убегал в сад, чтобы помолиться в уединении, старался не есть за обедом ни мяса, ни хлеба. А в юности Захарию приснился сон, в котором явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия. В последствие подвижник трактовал этот сон как предзнаменование своего иноческого будущего. К старости отец Зосима с 33 сестрами из основанной им в Сибири общины – Туринского монастыря – перебрался в Подмосковье, где и основал Зосимову пустынь. Зосимова пустынь стала третьей женской общежительной обителью (после Борисо-Глебской Аносиной и Спасо-Бородинской), благословленной на земле Московской великим ее Архипастырем – митрополитом Филаретом (Дроздовым).
Заключение
История Наро-Фоминского района уходи корнями вглубь веков, а духовное наследие региона представлено яркими памятниками культурного наследия нашего Отечества: со времен неолита до нового времени. В нашем районе расположено большое количество православных храмов. Это делает Наро-Фоминский район одним из привлекательных для развития внутреннего туризма. В то же время этот огромный культурно-исторический потенциал региона не используется в полной мере. Наро-Фоминский район уникальный в Московской области регион для духовного туризма. На сравнительно небольшой территории здесь расположены около 80 памятников культового зодчества и традиционных мест паломничества, связанного с историей Православия на Руси. В связи с этим в данном исследовании сделана попытка обобщить имеющиеся знания о памятниках духовной культуры Наро-Фоминского района и людях, посвятившие свою жизнь духовному возрождению Наро-Фоминской земли.
Библиография:
1.Архитектурные альбомы М.Ф.Казакова / Подготовка к изд., статья и комментарии Е.А.Белецкой. М., 1956.
2.В.И.Баженова . (Покровская З.К. Петровское-Княжищево (Алабино) // Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Выпуск 1. Москва 1994, с.106.
3.Покровская З.К. Петровское-Княжищево (Алабино) // Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 1. М. —Рыбинск, 1994. С. 106.
4.С.А. Торопов . Подмосковные усадьбы,1947
Интернет- ресурсы:
1.http://www.mosculture.ru/object_mo/74325/
2. https://azbyka.ru/days/sv-afanasija-lepeshkina
3. http://psblib.my1.ru/publ/pokrovskaja_cerkov_sela_petrovskogo/1-1-0-6
Приложение 1
Стихи о родном крае
Есть храм – неброский и простой.
Но он мне дорог очень, право
Ведь, это – храм крестильный мой.
Здесь, рядом – барское именье
Стояло в гордой красоте.
Увы, - разрушены строенья:
В стыдливой, ветхой наготе
Стоит дворец, заросший терном,
Лишь стены сохранились в нем,
Да домики для барской дворни,
Как беспризорные – кругом.
Поверить трудно, что когда-то
Здесь жизнь кипела. С тех времен
Остался храм – хоть, небогатый,
Но невредим, не разорен.
Покровский храм… Это названье
О многом сердцу говорит.
В нем слышится воспоминанье,
Что Матерь Божия хранит
Всех тех, кто с верой и надеждой
Приходит под ее покров
С грехами борется прилежно
И к Богу сохранил любовь.
Здесь служат батюшки: Алексий
И Александр – его отец,
Являя образец согласья,
Любовь и чистоту сердец.
Их неустанными трудами
Храм обновляется, живет.
Проходят годы за годами…
Церковный дом, водопровод
Построены. И – что отрадно –
До наших дней сохранена ,
Хоть, и порушена изрядно,
Церковь святителя Петра.
И будущие поколенья
Не раз вспомянут вновь и вновь
Тех, кто сберег для них творенья
Старинных русских мастеров.
1http://www.mosculture.ru/object_mo/74325/
2Покровская З.К. Петровское-Княжищево (Алабино) // Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 1. М. —Рыбинск, 1994. С. 106.
3 Архитектурные альбомы М.Ф.Казакова / Подготовка к изд., статья и комментарии Е.А.Белецкой. М., 1956.
4В.И.Баженова . (Покровская З.К. Петровское-Княжищево (Алабино) // Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Выпуск 1. Москва 1994, с.106.
5 С.А. Торопов . Подмосковные усадьбы,1947
6http://psblib.my1.ru/publ/pokrovskaja_cerkov_sela_petrovskogo/1-1-0-6
7https://azbyka.ru/days/sv-afanasija-lepeshkina