Образ стерха в духовной культуре народа саха

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ стерха в духовной культуре народа саха

Ушницкая И.И. 1
1МБОУ "Окоемовская основная общеобразовательная школа имени И.В.Пухова"
Пестряков Г.Д. 1
1МБОУ "Окоемовская основная общеобразовательная школа имени И.В.Пухова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Стерх считается общепринятым олицетворением красоты у народов Якутии. Это самая популярная и любимая птица якутского народа, про которую сложено множество легенд, песен, стихов, созданы различные произведения народного и профессионального искусства. Стерх является общим мифологическим культурным героем, помогающим людям и дарующим им чудодейственный золотой волосок. Он остается родовым тотемом кэнтикских якутов, славившихся мастерами – кузнецами и ювелирами. Бережно сохранились названия местностей, связанных с почитанием стерха: Айыы тайбыт, Айыы ункуулээбит, (местности, где обитали и танцевали стерхи). Эти местности считались счастливыми, дарующими силу и благодать, отмеченными благосклонностью верхних божеств.

Цель нашей работы:

Описывать образ стерха как духовного символа народов саха.

Задача работы:

Найти в текстах олонхо сравнения и описания стерха как символа красоты и божества.

Новизна темы:

В литературе и фольклоре стерх считается только как символ красоты и изящества, когда как стерх издревле считался как тотем и духовный облик матери – земли.

Предмет исследования:

Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», «Строптивый Кулун Куллустуур», «Кыыс Дэбилийэ».

Основная часть

Стерх как духовный символ воспринимается саха в трех измерениях: во – первых, как божество Айыы, во – вторых, как «дойду иччитэ» (духовный облик матери - земли) и как тотем «ийэ кыыл». Смысл всех трех духовных символов сводится к защите к человека от злых духов, ограждение от неприятностей разного рода. Некоторые якутские роды считают, что они происходят от стерха. До сих пор сильно поверье, что кто убил стерха, тому не суждено долго жить. Птицы являются живым украшением Срединной земли, обитаемой саха. Об этом цветистым языком олонхо воспевается таким образом:

И еще чудесное озеро есть,-
Его зеркальное гладь
Не туманится никогда…
Здесь птицы – стерхи поют,
У которых граненый клюв,
Красная кайма на глазах.

В песнях олонхо стерхи присутствуют как наиболее популярные и любимые птицы, не только украшающий Срединный мир. Их белый, чистый образ служит сравнением для передачи красоты и светлых сил: Белые березы растут, похожи на стаи лебедей, на стройных, как стерхи, «женщин - хотун».

Стерх становится вестником между силами наяву и во сне.

Вот как рассказывает свой герой олонхо Ньургун Боотур:

Из – за желтого склона закатных небес

Прилетела на звучных крыльях своих

Белоснежка птица – стерх –

Красные ножки

Граненый клюв

Черная кайма на глазах

Покружилась она над нашим жильем,

И, паря над моей головой,

Голосом звонким своим

Пропела такую песнь:

- Посланные судьбой

Постоять за народ айыы – аймага,

Погибающей в нервной войне

С племенами абаасы!

С высоким именем удальцы,

О помощи вас молю –

Опорою станьте мне,

Защитите светлую душу мою,

Продлите черную нить

Мучительной жизни моей!

Я – слезинка, выплаканная бедой,

Я – стон, рожденный тоской,

Превращенная в птицу душа

Лучезарной

Туйаарыма Куо,

Чей отец Саха Саарын Тойон,

Чья мать – Сабыйа Баай Хотун…

Богатыри племени Айыы повинуются велению вестницы – стерха и едут защищать девушку от племени абаасы. Мифический стерх обладает волей и даром пристыдить, убедить, повелевать эпическим богатырем, подвигнуть его на битву в защиту племени айыы. Стерх как предвестница грозных событий способна вселить веру в свои силы, покровительствовать над дитя Айыы. Так, в олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» сын Туйаарыма Куо и Юринг Уолана получает напутствия и прямые указания от прекрасной птицы – стерха для дальнейших действий.

Человеческим голосом малышу

Пропела песню она:

Кер буу! Кер буу!

Видит ли кто – нибудь?

Слышит ли кто – нибудь?

Вот оно, выбиваясь из сил,

Одинокое, больное дитя,

Выросший сиротой,

С рождения родителей потеряв,

Ищет их,

Бежит, не зная куда!

По всему видать,

Повстречался мне

Последним в роду Саха.

Родившийся на земле

С единственным жеребенком – конем

Эр Соготох –

Дитя сирота,

Эриэдэл Бэргэн!

Вот он бежит,

Рассекая беду.

Продолговатым носом своим,

Торопится, одолевая нужду

Костлявым телом своим…

В словах стерха ребенок, будучи сыном Туйаарыма Куо и человеком Айыы, удавливает скрытый смысл слов и культурный код информации, он достигает своим умом намерения Кыыс Ньургун и возможные действия Ньургун Боотур. Таким образом, в олонхо стерх осуществляет единую информационную связь, передающуюся родными Верхнего божества. Стерх как почитаемая птица связан с верхним миром, являясь старшей дочерью верхнего божества Айынга Сиэр Тойон и величавой Айыы Нуоралджын Хотун. Стерх выступает также в образе небесной удаганки Айыы Умсуур удаган.

Стерх стал олицетворением светлого, доброго, счастливого начала покровителем людей. У якутов стерх традиционно воспринимается как образ девушки, а журавль и орел – юноши.

Туйаарыма Куо, ставшая символом красоты девушки – саха, стройность сравнимая с белоснежным стерхом, воспринимает своих подруг также в образе стерха:
- Вы белые журавли,

Выступающие чередой

На стройных ножках своих,

В красных сапожках своих,

Яркими сверкающими глазами,

Звонкими поющие голосами,

Дорогие сестры мои!

Белый цвет стерха наделяется в якутской духовности глубоким смыслом. Удивительная грация стерха символизирует красоту, чистоту, нежность, силу и быстроту, переходящие в магическую силу. Стерх олицетворяет идеал эпической женской красоты, приносящей миру жизнь и преемственность поколений. Существует миф о двенадцати девушках – стерхах, обитательницах верхнего мира, младшей из которых Иэйэхсит подрезала крылья и отправила в Средний мир прародительницей Айыы аймага для размножения саха на Срединной земле. Другая мифическая версия происхождения народа Саха от стерха описывается в олонхо «Строптивый Кулук Куллустуур» образ прародительницы Саха воспевается так:


- Я – женщина, родившаяся раньше

Девяти их бесшабашных, удалых сыновей

Подобным вольным журавлем;

Я – женщина, родившаяся первой

Из восьми их красивых дочерей,

Подобных самкам белых журавлей.

Я – счастливый плод первого зачатия.

Вот пришла я, шаманка Кюн Толомон Ньургустай.

Я прибыла, чтобы выполнить

Предназначение свое –

Стать родоначальницей якутов.

Сила полета Стерха служит мерилом родных просторов саха. Так, в олонхо «Кыыс Дэбилийэ» родные просторы саха настолько широки, что «стерх, низко над землей пролетая, краев ее не найдет …» Саха издавна знали, что стерх зимуют на юге, в Китае, называемой в якутском фольклоре Кус Хоро (Утиное Хоро) и прилетают выводить своих птенцов на северные раздолья.

В якутском фольклоре изначальная Мать земля описывается как вечнозеленая, где ежедневно восходит почитаемое белое солнце и где зимуют счастливые журавли. Вероятно, стерх таким образом олицетворяет не только добрую волю верхних божеств, но и является символом прародины Саха. В эпосе «Ньургун Боотур Стремительный» рассказывается, как Айыы Умсуур Удаган в образе самца – стерха прилетела помогать младшему сыну Верхнего божества Юрюнг Уолану.

Образ стерха описывается в исторических преданиях и фольклоре, особенно в устных летописях, датированных периодом заселения Средней Лены южными племенами. Так, в легендах и преданиях об Омогое и Элляе описано благословения Светлых божест на первых ысыахах. В них говорится, что в знак принятия мольбы алгысчыта с верхнего неба спускаются три белые птицы, иногда прямо говорится, что это были стерхи. Они облетают тюсюлгэ кумысного праздника, благославляя ураанхай саха, обосновавшего на Срединном мире матерью – прародительницей – стерхом. Верхние юожества, благославляющие народ саха на ысыахе, появляются в виде восьми стерхов.

Заключение

Стерх является для нашего народа мифологическим героем, помогающим людям сделать добро и победить зло. Мы узнали, что в жизни и в олонхо стерх символизирует красоту, чистоту, нежность, силу и быстроту, переходящие в магическую силу. Стерх олицетворяет идеал эпической женской красоты, приносящей миру жизнь и преемственность поколений.

Список литературы

Ньургун Боотур Стремительный. – Якутск, 2007. – с.92

Захарова А.Е. Архаическая ритуально – обрядовая символика Саха. – Новосибирск: Наука, 2004. – с.173.

Строптивый Кулун Куллустуур. – М., 1985. – с.306.

Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ»: - Новосибирск: 1993. – с.261.

Винокурова У.А. Стерх – чудесное создание природы. Якутск: 2009. – с. 21 – 22.

Романов, И. Стерх – птица счастья // Ил Тумэн 22 февраля 2013, с.3.

Березкин И.Г. Саха былыргы сэһэннэрэ уонна кэпсээннэрэ. – Дьокуускай. – 1977. С.91 – 93.

Просмотров работы: 380