Введение
В первой половине XVIII века Калуга становится крупным торговым центром. По Оке сюда везли с Волги рыбу, соль и другие товары, из Орла, Мценска, Одоева, Белева хлеб, который из Калуги развозили в прилегающие уезды, в Москву и даже в Петербург. В Калужской провинции насчитывалось около 19 тысяч дворов. В самой Калуге был 2431 двор с населением 13 843 человека. Город состоял из девяти частей ̶ старинного острога и восьми слобод. Улиц и переулков насчитывалось более шестидесяти.
В 30-х гг. XVIII в. Калуга имела более 60 улиц и переулков, 2431 двор и 13 1/2 тыс. жителей. Насколько быстро возрастала Калуга, видно из того, что она за полстолетия увеличилась в 2 1/2 раза. В 1723 и 1733 гг. Калугу постигал голод, который был особенно жесток в первый год. Страдала Калуга и от другого обычного спутника деревянной Руси — пожаров. Она сильно горела в 1742, 1754, 1758, 1760 и 1761 гг. Убытки от пожаров были огромны, доходя иногда до миллиона руб. Во время пожаров горели и церкви, а потому впредь старались их строить каменными, так что с 1685 г. по 1754 г. 27 церквей успели уже сделаться каменными. Но особенно много народу умерло в 1771 г., когда Калугу захватила свирепствовавшая тогда в России чума. Чума прекратилась 2 сентября. В память этого события и доныне в этот день совершается крестный ход в Калуге с иконою Калужской Божией Матери.
Пик развития Калуги приходится на вторую половину 18-го столетия. Волей Екатерины II город стал не только центром Калужской губернии и Калужского наместничества (в которое, кроме Калужской губернии входили еще губернии Тульская и Орловская). Преимущественно в облике Калуги важную роль играют дома в стиле классицизм, построенные в конце 18 - начале 19 столетия.
Цель работы - изучить архитектурные достижения 18 столетия.
Задачи работы:
- определить - какие памятники архитектуры сохранились в Калуге, и радуют нас в 21 веке;
- в каком стиле были построены архитектурные композиции;
- составить общую характеристику Калуги в 18 века.
Глава I. Архитектура Калуги: прошлое и настоящее
В эпоху Петра I делались первые попытки создать в России систему образовательных учреждений. Власти как бы нащупывали возможный путь: то намеревались параллельно организовать систему как светского, так и духовного образования, то — открыть объединенные школы для детей духовенства и горожан. Планы создания школьной системы претерпели значительные изменения под влиянием позиции руководителей церкви.1
По указу Петра I 1716 г. следовало отправлять учиться приказных, «церковниковых и монастырских слуг, а также детей дворянских от 10 до 15 лет учиться в Москву и Петербург. Однако Калужские ремесленники, гончары-строители и дворяне не хотели расставаться с детьми и добились разрешения выстроить в Калуге здание школы. Через некоторое время было запланировано построить цифирную школу. Сам царь Петр I считал, что цифирные школы должны были давать ученикам обстоятельную подготовку по математике. По окончании школы учителя выдавали ученикам «свидетельствованные письма за своею рукою» и следили, чтобы без таких свидетельств им не давали «венчанных памятей», то есть разрешения жениться. 2
Так, на улице Первомайской, 6, в Калуге сохранилось уникальное каменное здание петровских времен - Школа цифири и геометрии, построенное в далеком 1721 году (приложение № 1).
Строительство здания шло быстро, почти за год. Таким образом, в Калуге была открыта школа от адмиралтейства для обучения «дьячих и подьяческих детей прочих чинов цифири и геометрии».
Просуществовала школа для будущих картографов и землемеров в Калуге всего 40 лет. Затем дом продали частному лицу. С 1870 года здесь размещался польский костел. К сожалению, сейчас это уникальное здание эпохи петровского барокко пребывает в полном запустении (приложение №2).
В 1784 г. было открыто народное училище и в 1786 г. – главное народное, впоследствии губернская гимназия.
На протяжении столетий Калуга застраивалась бессистемно, примитивно. В центре ее теснились бревенчатые домишки, лабазы и деревянные лавчонки. Улицы ̶ узкие, кривые, немощеные. Каменные здания встречались редко. Даже церкви были в большинстве деревянные. С образованием наместничества началась коренная реконструкция улиц и площадей города. Возводились каменные здания, как частные, так и общественные. Безымянные мастера создали немало великолепных произведений отечественного зодчества.
В 1703 году в Калуге была построена Ратуша, самоуправляемый выборный магистрат (совет). Здание Ратуши сохранилось и до нашего времени, теперь это дом по улице Первомайской, 19 (приложение №3). Эта улица до 1920 года называлась Гончарной.
Впервые производилась топографическая съемка города и составление проекта «регулярного» плана Калуги в соответствии с новыми требованиями градостроительства. Автором этого проекта был известный русский архитектор П. Р. Никитин, работавший в то время в Калуге.
На территории старого Кремля сносились деревянные лавчонки и другие мелкие строения. С 1780 по 1785 год в стиле русского классицизма было возведено огромное из трех корпусов двухэтажное здание присутственных мест. Началось строительство Гостиных рядов. Несмотря на многочисленные переделки, которым на протяжении многих лет подвергался этот ансамбль, он и сейчас производит внушительное впечатление. Архитектор соединил в нем основы русского стиля с готическими деталями. Своими формами Гостиный двор напоминает подмосковные дворцы. (Приложение №4). В ансамбле чувствуется влияние известных русских архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова.
На бывшей Московской улице (ныне имени Ленина) были возведены каменные Триумфальные (Московские) ворота с обелисками с левой и правой сторон. Они были построены в 1775 году по случаю приезда в Калугу Екатерины II. В конечном итоге Екатерина осталась довольна нашим городом и местными достопримечательностями. По словам краеведа Дмитрия Ивановича Малинина, Императрице очень понравился калужский женский наряд, в котором она даже была нарисована на портрете (приложение №5).3
Со временем "Екатерининские" (как было предложено их называть), ворота получили в народе название "Московских", так как от них открывалась долгая дорога в первопрестольную. Они же встречали и путников. С обеих сторон ворот были прикреплены образа - Спасителя и Казанской иконы Божьей матери. Под ними теплились лампадки, масло для которых жертвовали окрестные жители (приложение №6). Ворота периодически ремонтировали, однако временем слома Триумфальной ворот принято считать 1932 год. До наших дней сохранился лишь один обелиск, второй был разобран в 1966 году (приложение №7).4
Через Березуйский овраг по проекту П. Р. Никитина в 1780 году закончилось строительство величественного каменного моста (приложение №8) Исполненный в стиле римских виадуков, он стоит на 15 каменных арках, из которых три центральных сделаны в два этажа.
Замечательными русскими умельцами по заказу богатых купцов возводились десятки каменных зданий. Как во всех древних городах, основные высоты в Калуге застраивались церквами. От конца XVIII века в Калуге сохранились целые кварталы и даже улицы. Многие из каменных построек являются выдающимися памятниками архитектуры.
На пересечении улиц Суворова и Герцена есть старинный жилой дом с колоннами, который называют домом Тимченко. Этот дом строил как городскую усадьбу в XVIII веке известный в городе владелец чугунолитейного завода Демидов. В следующем веке здесь жил городской голова П. Г. Даншин, и только в конце XIX века особняк перешел к Тимченко. Во времена советской власти в доме находилась редакция газеты «Коммуна», также располагалось детское учреждение. Во флигеле усадьбы сейчас находится кафе5.
Конюшни дома Кожевниковых - усадьба была построена в середине XVIII века и принадлежала полотняной заводчице Д. Н. Ивановой. В 1785 году она продала дом купцу М. Т. Кожевникову. Здесь располагались конюшни, каретный сарай, амбары, дровянник, кладовые и другие хозяйственные помещения. Ворота оформлены в виде арок, аттик с полуциркульным проемом поддерживают попарно по обеим сторонам четыре столба-колонны. Комплекс сохранился не полностью (часть разрушена, часть была частично разобрана, а затем восстановлена из современных материалов в конце 10-х годов). Сегодня часть комплекса пустует, в другой части находится «Наркологический диспансер Калужской области». С одной из сторон этот дом диспансера расписан трафаретными надписями6.
Дом графини Салиас – роскошное голубое здание, построенное в последней трети XVIII века, которое хорошо видно с площадки у памятника 600-летию основания Калуги. Сейчас его называют зданием управления магистрали «Москва-Бобруйск», оно располагается здесь с 2006 года.
История дома началась более двух веков назад: он был построен как фамильный дом Е. П. Харвина. Городская усадьба в стиле раннего классицизма ни чем не выделялась на фоне подобных построек до прихода в 1886 году её второй владелицы, писательницы и графини Елизаветы Васильевны Салиас-де-Турнемир (Суховой-Кобылиной в девичестве).
Графиня нередко была в центре внимания светской жизни губернии, а её сын Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир, который также какое-то время жил в этом доме, вошел в историю литературы как «Русский Александр Дюма»: из-под его пера вышли историко-приключенческие романы, получившие высокую оценку. После смерти писателя дом перешёл к его детям. В послереволюционные годы здесь обосновалось жандармское управление губернии. Дом ветшал, разрушался и к нашему веку пришел в аварийном состоянии. Управление дороги «Москва-Бобруйск» вдохнуло в него новую жизнь, восстановив историческое здание.
25 ноября 2015 года к 200-летию со дня рождения Евгении Тур и в рамках Года литературы в России по инициативе калужских краеведов на доме была открыта мемориальная доска7. Дом расположен по адресу: ул. Космонавта Комарова, д.24/50.
Большая заслуга в преобразовании Калуги принадлежала архитектору-градостроителю Петру Романовичу Никитину. Это был один из лучших архитекторов XVIII в. Родился он в семье придворного художника Романа Никитина и приходился племянником знаменитому художнику Ивану Никитину. Во время царствования Анны Иоанновны его отец был сослан за участие в заговоре и вернулся только при Елизавете Петровне. Генерал-поручик калужского наместничества Кречетников был большим любителем театрального искусства. Наместник желал создать свой «малый провинциальный двор», и театр должен был быть украшением этого двора. В Калугу были направлены четыре актера из Петербурга: Василий Луков, Иван Ермолин, Николай Никитин и Егор Порываев. Из Москвы была приглашена одна актриса. К сожалению, ее имя не сохранило время. Остальных артистов «набрали на месте».
Известный поэт Василий Майков написал пьесу для первого представления, назвав ее «Пролог на открытие Калужского наместничества». Купец первой гильдии Т. И. Шемякин предоставил для устройства театра один из своих каменных амбаров, а всю подготовительную работу по открытию театра провел известный театральный деятель России, первый русский антрепренер Н. С. Титов. 19 января 1777 года впервые открылся занавес Калужского драматического театра. Театр - гордость не только города, но и всего наместничества. 8
В 1776 г. наместник М.Н. Кречетников пригласил П.Р. Никитина в Калугу, где он вновь разработал план застройки города, проекты жилых домов, возвел каменный мост, здание училища, дачу губернатора с загородным садом, начал строить Присутственные места. Активная деятельность П.Р. Никитина была прервана смертью в 1784 г. Похоронен он был в Лаврентьевском монастыре. В период с 1785 по 1800 гг. наблюдается самый высокий подъем частного каменного строительства. Оно увеличилось почти в 2 раза. В среднем строилось по 11 каменных домов в год. Купечество быстро богатело и могло себе позволить менять деревянные дома на каменные. Общее количество деревянных домов уменьшилось, город, придя в определенные планом границы, перестал разрастаться.
С 1789 г. в связи с переездом М.Н. Кречетникова вместе со своим штатом, в том числе и архитектором, из Калуги сначала в Тулу, а затем в Киев возведение административных и общественных зданий приостановилось, потом и вовсе наместничество ликвидировали. Не давала вести строительные работы также и нехватка средств в связи с войнами. Так, в течение 15 лет не была произведена отделка 3-го корпуса Присутственных мест (приложение №12).
Итак, наиболее активно шло строительство деревянных домов с 1777 по 1785 гг. - 45 домов в год, каменных домов с 1785 по 1800 гг. по 11 домов в год.
Глава II. Церкви Калуги XVIII века.
В Калуге сохранилось много церквей, например, Богоявленская церковь середины XVIII века. Храм построен силами прихожан в 1735 г. Приделы храма были освящены в честь Афанасия Александрийского и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Колокольня построена в 1832 г. благотворителями Торубаевыми вместо обветшавшей. В 1845 г. к храму была пристроена паперть, в 1849 г. - расширена трапезная.Храм, выстроенный в стиле классицизма, отличается торжественной монументальностью. Он имеет форму куба с закомарами по бокам, над кубом возвышается светлый большой восьмигранник, на куполе которого установлен высокий сквозной восьмигранный трибун-фонарь с двойной главой и крест с маленькой коронкой. Алтарная апсида украшена небольшими нишами, в которых помещались изображения святых. Стройная и величественная четырехгранная колокольня имеет 3 яруса: нижний составлен портиками на парных тосканских колоннах, по краям пролетов второго и третьего ярусов расположены колонны с капителями коринфского ордера. Храм является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).
Большинство икон Богоявленского храма относилось к XVII или даже XVI вв. Среди них особенно почитались: икона великомученицы Варвары, Владимирская икона Божией Матери, икона Успения Пресвятой Богородицы, храмовая икона Богоявления, икона святителя Николая Чудотворца и древний образ святителя Афанасия Beликого. В храме хранилось Евангелие московской печати 1628 г.В 1934 г. храм был закрыт. В годы советской власти были разрублены металлические конструкции, стягивающие здание внутри - так называемые "тяжи". Летом 1991 г. гражданскими властями был произведен ремонт храма, при этом выяснилось, что степень износа храма составляет 80%, роспись стен сохранилась лишь местами, колокольня находится в аварийном состоянии. В здании храма располагалось одно из подразделений Государственного архива Калужской области.
Георгиевская церковь "за лавками" - церковь уникальна тем, что вся она целиком выстроена в XVIII веке, но в трех различных архитектурных стилях: четверик и алтарные выступы полностью относятся к древне - русскому стилю (четверик не был восстановлен после пожара 1941 года); колокольня построена в 1730-х годах и является примером барокко начала XVIII века (к сожалению, она была разобрана в 1930-х годах, кроме основания), а встроенная между ними трапезная относится к классицизму 1780-1790-х годов. Храм был восстановлен в 1968-1969 гг. после пожара.
Главный храм церкви представляет собой куб на котором расположены 5 глав, но они находятся не по краям, а в сгруппированы в центре. Форма глав шарообразная, очень древняя, раньше каждая глава была покрыта чешуей. Рядом с церковью построена колокольня и часовня. Причем позднее часовня была соединена с общим корпусом. В этом храме много старинных икон и среди них икона святого Георгия Победоносца. Церковь сохранилась до наших дней и сейчас находится на углу улиц Декабристов и Воскресенской.
Космодамианская церковь. Никольская церковь за лавками с приделом Косьмы и Дамиана в XVIII веке находилась на современной улице Кутузова. Раньше улица называлась Богоявленская. Церковь располагалась около кузниц, а святые Козьма и Демьян были покровителями кузнецов. Никольская церковь или церковь св. Косьмы и Дамиана находится с тех пор на современной улице Суворова. Внешняя архитектура храма резко выделяется среди других церквей своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом. Храм высок и построен четырьмя связанными между собой полукружьями, увенчанными каждое главой. Пятая глава - посередине. Церковь отличается оригинальным планом постройки. По мнению искусствоведа М. В. Фехнера, "композиционный прием, близкий к творчеству знаменитого мастера русского барокко В. В. Растрелли, позволяет предполагать, что автором этой церкви был кто-то из его учеников". Колокольня храма четырехъярусная, очень высокая, тонкая, стройная, постепенно суживающаяся. Колокольня соединена с храмом папертью9.
Никольская церковь - эта церковь стояла первоначально на городской площади, перенесена на новое место и построена каменной в 1775-1779 годах. Она была построена на земле, предназначенной для выгона коз. У храма находится колокольня, в виде массивного столба увенчанного луковичнообразной большой главой. Ниже церкви было кладбище, которое с 1780 года уничтожено, а с 1824 года застроено домами. Церковь находится сейчас на улице Николо-Козинская. Почти все годы церковь оставалась действующей. Этим объясняется хорошо сохранившийся интерьер и настенные росписи. Многие калужане и поныне выбирают ее для отправления религиозных обрядов.
Петропавловская церковь первоначально была около Георгиевской за лавками. В 1745 году Калужский посадский человек, вместо деревянного храма соорудил каменный. Он простоял на этом месте до 1780 года. Новое место для храма было найдено в связи с образованием общего кладбища для Калуги, за северной чертой города. В 1781 году церковь Петра и Павла была освещена. Сам храм каменный, одноглавый, сооружен в "Итальянском" стиле. Среди редких священных предметов выделяется Образ Богоматери "всех скорбящих радости". На этом образе по краям изображены святые, среди них изображен прав. Лаврентий Калужский и Калужский князь Симеон; глава последнего окружена нимбом. С 1995 г. Пятницкий храм охраняется государством как памятник архитектуры и градостроительства (Указ Президента РФ от 20.02.1995г. № 176). Прихожанами особо почитаются: Боголюбская икона Божией Матери, образ Иннокентия Иркутского с частицей его мощей, список с чудотворной Калужской иконы Богоматери и икона с мощами святителя Иоанна Тобольского.
Рождественская церковь на Козинке - храм раньше находился около Церкви Покрова "под горой". Перенесена она была в 1797 году. С 1834 года возводились новые пристройки и была построена новая колокольня. В храме была живопись на апокалипсические сюжеты, "каковые очень редки в калужских церквях". Из икон выделяется икона Рождества Христова с сопутствующими событиями. Сейчас церковь Рождества Христова расположена на ул. Ф. Энгельса.
Заключение
Застройка города и губернии на протяжении 18 века тесно связанна с купечеством и торговлей. Калуга являлась в то время одним из крупнейших торговых центров России. Купцы были основными заказчиками строительства каменных зданий. На их деньги благоустраивался город: строились храмы, больницы, мосты и многое другое. По связи между торговлей и количеством построенных каменных зданий можно приблизительно определить начало торгового подъема Калуги. Согласно книге М.В. Фехнер «Калуга», в 1734 г. в городе было всего около 30 «порядочных» домов, а каменные были единичны. В 1760 г. было уже 83 каменных дома, а в 1777 г. уже 1832. Интенсивность строительства составляла около 6 зданий в год. Можно предположить, что начало торгового подъема в Калуге относится к началу 50-х годов XVIII в.
В 1776 г., с открытием Калужского наместничества, начался, новый период истории города. Калуга стала крупным административным центром, ее строительство шло по регулярному плану и образцовым проектам. Возводился административный центр, прокладывались, прямые улицы, регламентировалась застройка каменной и деревянной части Калуги, строились общественные здания, больницы, был заложен загородный сад. Город быстро разрастался, к 1785 г. количество каменных зданий увеличилось на 36 (в среднем на 4-5 домов в год), а деревянных на 363 (в среднем на 45 домов в год).
Облик Калуги определила архитектура конца XVIII --начала XIX века, когда Калуга стала богатейшим торговым городом, центром наместничества, а потом губернии. Калуга - это город русского классицизма. Здесь работали первоклассные архитекторы: П. Р. Никитин - один из крупнейших русских градостроителей, потом И. Д. Ясныгин - ученик Баженова. В начале XIX века его сменил Н. Соколов. Каждый последующий архитектор глубоко вникал в работу предыдущего и продолжал его дело. Вероятно, поэтому Калуга и стала таким цельным городом.
Есть одна удивительная особенность в облике Калуги. В центре неё почти нет улиц, которые не заканчивались бы загородным видом. Калуга - типичный город на большой реке. Связь старых городов с рекой определялась, конечно, не одними художественными замыслами: река была главной дорогой, поила и защищала. Калуга стоит так, как стоят усадьбы времен классицизма: в излучине реки, на возвышенном и обрывистом берегу. С этого берега, с площадки городского сада, видны дальние леса и Ока, которая, медленно извиваясь и блеща на солнце, скрывается за холмами.
В облике Калуги много такого, что встречалось, чуть ли не в каждом из русских городов. Но во всей России нет, вероятно, второго такого памятника, как мост через Березуйский овраг (построен П. Никитиным в 1780 г.). Римский виадук в центре России, фантазия Пиранези - вот что такое калужский мост.
Свой план, простой и ясный, в котором улицы, параллельные Оке, соединяются с древней радиально-кольцевой планировкой, Калуга получила в 1778 году. В этом плане нет ничего надуманного, он умело связан со сложным рельефом и в нем нашлось место и старым памятникам, и оврагу, и великолепному ансамблю центра.
Приложение
Приложение № 1. Проект школы цифири и геометрии
Приложение №2. Каменное здание петровских времен - Школа цифири и геометрии (наше время)
Приложение №3. Здание Ратуши 18 века (современный вид)
Приложение №4. Гостиный двор
Приложение №5. Портрет императрицы Екатерины II
в калужском женском наряде.
Приложение №6. «Московские ворота»
Приложение №7. Обелиск, оставшийся от Московских ворот (наше время).
Приложение №8. Каменный мост
Список использованных источников и литературы:
Изучай родной край, часть I, Приокское издательство, Тула 1974 г.
Малинин Д.И., Калуга, опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. - Калуга, 1992 г.
Фехнер М., Калуга, "Искусство", М. 1972 г. 25 с.
Калуга в шести веках: Материалы 3-й городской краеведческой конференции/ Сост. В. А. Дьяченко. - Калуга: ООО «Полиграф-Информ», 2000. 436 С., илл.
Болотов А. Т. Записки А. Т. Болотова. СПб., 1871-1873.
http://annales.info/rus/small/school18.htm
https://relax.kp40.ru/article/gorodskie-legendy-kalugi-shkola-v-stile-trezini
http://etno.bobrodobro.ru/1827
https://kaluga1371.livejournal.com/90350.html
https://www.kino-teatr.ru/teatr/535/
https://www.russian-mayolica.ru/page/kaluzhskiy-izrazec/
https://studbooks.net/1043768/kulturologiya/narodnye_promysly
1 http://annales.info/rus/small/school18.htm
2 https://relax.kp40.ru/article/gorodskie-legendy-kalugi-shkola-v-stile-trezini
3http://etno.bobrodobro.ru/1827
4 https://kaluga1371.livejournal.com/90350.html
5 http://smilekaluga.ru/discover/dom-timchenko/
6 http://smilekaluga.ru/discover/konyushni-doma-kozhevnikovyih-derevyannyie-i-kamennyie/
7 http://smilekaluga.ru/discover/dom-salias/
8 https://www.kino-teatr.ru/teatr/535/
9https://www.kaluga-poisk.ru/articles/istoriya-tserkvey--chast-2