Экскурсионный образовательный маршрут «Символика Российской Федерации в экспонатах и документах школьных краеведческих музеев»

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экскурсионный образовательный маршрут «Символика Российской Федерации в экспонатах и документах школьных краеведческих музеев»

Коновалова С.А. 1
1МКОУ "Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова"
Терентьева Г.С. 1
1МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

От южных морей до полярного края,
 Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Это слова из Государственного гимна Российской Федерации. Но страна – это не просто поля и леса, города и села. Это государство. А каждое государство имеет свои условные знаки – символы, по которым отличается от других. Мы живем в большой, доброй, сильной и очень красивой стране, которая называется – Россия.

У нашей страны, как и у любого государства, есть свои собственные государственные символы. Это Государственный флаг, герб и гимн. И мы - граждане своей страны, должны их знать и уважать.

Для изучения государственной символики Российской Федерации мы создали проект для экскурсионно-образовательного маршрута. В данном проекте мы рассматриваем изменение государственной символики на примере экспонатов школьных краеведческих музеев.

Целью проекта является:

Создание образовательного экскурсионного маршрута и виртуальной экскурсии «История государственной символики в документах и экспонатах школьного краеведческого музея «Поиск» и музея имени П.А.Малининой с.Саметь.

Весь образовательный экскурсионный маршрут рассчитан на 60 минут (экскурсия по музею и квест –игра «Найди символы Российской Федерации в школьном музее»). Проект охватывает такие предметные области, как история, литература, информатика, технология.

Задачи проекта.

1. Изучить государственную символику Российской Федерации на примере экспонатов школьного краеведческого музея «Поиск» – герб, флаг.

2. Выяснить, когда и как происходили изменения в символике Российской Федерации.

3. Популяризация государственной символики среди школьников Костромского района – написание экскурсии.

Актуальность проекта

Популяризация государственных символов страны.

Объект проекта:

Государственные символы: герб, флаг, гимн Российской Федерации

Методы реализации проекта:

Анкетирование

Описание метода: Электронный тест на знание государственной символики и геральдики Российской Федерации

2. Поисковый

Описание метода Отбор экспонатов и документов содержащих государственную символику Российской Федерации разных эпох, имеющихся в фондах школьного краеведческого музея «Поиск»

3 Научно-исследовательский

Краеведы исследовали экспонаты и исторические документы школьного краеведческого музея.

4 Сравнительного анализа.

Описание метода Сравнивали гербы разных эпох.

5.Практический.

Описание метода. Написание текста экскурсии по теме: «Изменения символики Российской Федерации на примере экспонатов школьного краеведческого музея».

Ожидаемые результаты

Личностные:

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни ;

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости засвою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Формирование коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими имладшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия  народов России, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные:

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия

Умение работать в группе владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать ивзаимодействовать, умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображениясвоих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическоеконтекстное высказывание

Предметные:

История

Повышение уровня знания учащихся о государственной символике Российской Федерации.

Развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию особытиях и явлениях прошлого и настоящего

Учащиеся должны сделать вывод, что государственная символика Российской Федерации претерпела изменения в течение определённого времени.

Активное освоение исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России и мира; развитиестремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого

Информатика

Формирование умений использовать методы и средства информатики: моделирование, формализация иструктурирование информации, компьютерный эксперимент при исследовании различных объектов, явлений ипроцессов

Формирование умений записывать различные виды информации на естественном, формализованном и формальномязыках, преобразовывать одну форму записи информации в другую, выбирать язык представления информации всоответствии с поставленной целью, определять формы представления информации, отвечающие данной задачедиалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревьяи др.)

Научная статья

История музея Шунгенской средней школы началась в 1959 году. Возглавил музей учитель географии Соколов Матвей Матвеевич. Экспонаты для музея собирали всем селом.

В 2001 году школьный музей приняла учитель истории и обществознания Светлана Сергеевна Соляник и продолжила традиции сохранения для будущих потомков памяти о малой родине, с 2016 года музей возглавляет Терентьева Галина Сергеевна педагог дополнительного образования.

Старшее поколение села Шунга хранит память об особенностях быта, традициях, людях, прославивших нашу Костромскую низину или Заречье - так называют этот край.

5 апреля 1976 года музею было присвоено звание Школьный музей». В 2007 году это звание было подтверждено, музей получил новый паспорт и свидетельство.

В настоящее время музей насчитывает 370 подлинных экспонатов.

В музее собраны поистине уникальные экспонаты и фотодокументы. Он неоднократно становился победителем среди музеев района и области. Благодаря Соляник Светлане Сергеевне школьный краеведческий музей, стал центром патриотического воспитания в Шунгенском сельском поселении.

В проекте мы можем проследить изменение государственной символики Российской Федерации на примере экспонатов школьного краеведческого музея Шунгенской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова и музея имени П.А.Малининой с.Саметь.

Мы предлагаем обратить внимание на два очень интересных экспоната. Это похвальный лист дан в награду ученику Шунгенского начального народного училища Костромского уезда Александру Павловнину за отличные успехи постоянно оказываемые им в продолжение минувшего года и за отличное поведение. Внизу дата 15 сентября 1899 год. Вверху документа мы видим изображение царской семьи Романовых Николая II. Как вы заметили, успехам обыкновенного ребёнка в то время уделялось большое внимание. Данный экспонат в наш музей принёс выпускник Шунгенской средней школы Старикин Николай Александрович – профессор Новосибирского университета, он был приглашён на 120 - летие школы.

Следующий экспонат Похвальный лист от 1 сентября 1913 года. Мы видим вверху герб. Вверху, над головами двухглавого орла мы видим три короны, внизу он держит скипетр и державу. Это малый императорский герб Российской империи.

На экспозиции, посвящённой Первой мировой войне мы видим награды земляков Аналогичных наград выпущено было очень много частными фирмами и мастерскими на волне патриотического подъёма, охватившего всю страну.

Если вы обратите внимание на лицевую сторону памятного жетона то увидите надпись: Император Николай II. и его портрет

На обороте Государственный герб России.

Ниже на ленте надпись «Память ВЕЛИКОЙ войны».

На этой фотографии вы видите знамя и юбилейную ленту ордена Святого Александра Невского к 100-летию 183-го пехотного Пултукского полка. Немного истории. В 1903-1904 годах к 183-му резервному пехотному Пултускому полку для отбывания годичного ценза в должности командира роты был прикомандирован выпускник Академии Генерального штаба капитан Антон Иванович Деникин. Впоследствии один из героев 1-й Мировой войны и командующий Вооружёнными Силами Юга России в годы Гражданской войны. Правда в книге своих воспоминаний «Путь русского офицера» он упоминает об этом всего одной строкой.

 Следующим важнейшим событием в истории полка после вручения ему Юбилейного знамени было его участие  в торжествах по случаю приезда в Кострому Императора Николая II, который 19 – 20 мая (1 – 2 июня) 1913 года в период празднования 300-летия дома Романовых посетил город Кострому.

Царь Николай II принял депутацию крестьян Шунгенской волости, поднесших ему хлеб-соль. В ответном слове Николай II заявил, что ему «приятно прибыть к себе на родину».

Следующая экспозиция краеведческого музея посвящена истории колхоза «Дружба». Своеобразие природы Шунгенской волости определило не только экономическую жизнь сёл и деревень, но и одарило людей этой местности такими чертами как высокая работоспособность, активность, жизнелюбие, стремление изменить свою жизнь, быт. В газете «Социалист-революционер» за 1914 и 1915 годы неоднократно рассказывалось о богатых кооперативах Шунгенской волости. Здесь имелось 10 тёрочных заводов, 8 кирпичных заводов, 3 лесопильных, 2 литейных, 2 маслодельных, 1 мыловаренный, 1 свечной, плетельные и ткацкие мастерские. После революции 1917 года крестьяне стремились сохранить традиции в развитии своих сёл. Край славился кузнечным ремеслом. Очень ценились изделия плотников, столяров, ткачества и прядения.

Трудовые артели работали не только для себя, но и отчисляли зарплаты в фонд комитета взаимопомощи: поддерживали инвалидов, бедняков, вдов, сирот, семьи красноармейцев. Газета «Борона» рассказывала об активной работе пчеловодческой кооперации. В 1926 году в Шунгенской волости было 50 пасек – 400 ульев. Не все, но многие традиции в развитии села сохранялись при Советской власти: рачительное отношение к земле, желание быть лучшими. Особенно это проявилось с укрупнением колхозов. Во главе колхоза «Дружба» тогда встал Гузанов Алексей Иванович, человек смелый, хороший хозяйственник. Он сделал своё первое хозяйство «Огородник» одним из передовых. Много ездил в Венгрию, учился вести хозяйство новыми технологиями.

Венгерская газета февраль,1954 год

Алексе Алексей Иванович Гузанов с венгерскими друзьями

В музее имеется диплом участника Выставки достижений народного хозяйства, несколько свидетельств участника ВДНХ в Москве. Например: Свидетельство Крупиной Евдокии Яковлевне, она утверждена участником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки и занесена в почётную книгу. Такими медалями были награждены: Суриков Г.И.Ёгин И.А., Н.Н.Хохлов и еще 38 передовиков сельсовета. Мы можем проследить историю герба СССР в период 1938-1958 годов.

 

Изменения в гербе СССР: Конституция СССР 1924 года содержала описание государственных символов в 11-й главе:

Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, с надписью на языках, упомянутых в ст. 34: „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!“. Наверху герба имеется пятиконечная звезда».

В Конституции СССР 1936 года герб описан в Главе XII «ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА». Статья 143 гласила:

"Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда.

В конце 1920-х годов на герб был добавлен девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» по-тюркски. Русский вариант девиза переместился на центральный перехват ленты. Подобные гербы печатались на казначейских билетах СССР 1934 года выпуска. Надписи выполнялись на русском, украинском, белорусском, грузинском (национальный алфавит), армянском (национальный алфавит), тюрко-татарском (арабская графика), тюркском (латинский алфавит) языках.

По Конституции 1936 года СССР состоял из 11 республик (ЗСФСР была разделена на Азербайджанскую, Армянскую и Грузинскую Советские Социалистические республики). Лент на гербе тоже стало 11.

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР 3 сентября 1940 года решил внести изменения в государственный герб СССР в связи с изменением числа союзных республик и уточнением написания девиза на национальных языках. Велась работа по подготовке новой Конституции, и 3 марта 1941 года Президиум Верховного Совета принял предварительный проект герба, но завершению работ помешала война. Только 26 июня 1946 года Указом Президиума ВС СССР введён новый вариант герба, девиз на котором был воспроизведён на 16 языках союзных республик. К уже имевшимся надписям были добавлены девизы на молдавском, латышском, литовском, эстонском и финском. Надписи на языках среднеазиатских республик и Азербайджана выполнялись уже кириллицей.

16 июля 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР, вследствие чего Указом ПВС СССР от 12 сентября 1956 года шестнадцатая лента с девизом на финском языке была удалена с герба. 1 апреля 1958 года Указом ПВС СССР был уточнён текст государственного девиза на белорусском языке. Он стал звучать как: «ПРАЛЕТАРЫІ ЎСІХ КРАІН, ЯДНАЙЦЕСЯ!». Изменение было внесено в герб СССР. Немного ранее, 21 февраля 1958 года, такое же уточнение по указу ПВС Белорусской ССР было сделано на гербе БССР.

Расположение лент с девизами на гербе СССР соответствовало порядку перечисления союзных республик в ст. 13 Конституции, установленному в соответствии с численностью населения.

Государственный герб СССР символизировал союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие всех наций и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран планеты Земля.

Материки на гербе изображены светло-коричневыми, девизы — золотыми буквами по красной ленте. Колосья символизируют жизнеспособность государства, процветание; солнце — свет коммунистических идей, светлое будущее.

Флаг Российской Федерации

Немного истории

История русского флага уходит в далекое прошлое. Еще в XII-XIII веках, когда Русь не была единым государством, каждый князь имел свой флаг, который назывался стягом. Они были такими большими и тяжелыми, что их носили богатыри-стяговники, а во время битв устанавливали на возвышении.

Во время Куликовской битвы 8 сентября 13870 года перед русскими полками поставили стяги. В центре стоял великокняжеский стяг московского князя Дмитрия с изображением Иисуса Христа. Впервые в летописи он был назван знамением (позже – знаменем), в отличие от стягов без лика Иисуса Христа.

Шли века, а русские знамена, оставались по-прежнему большими и тяжелыми. Вышивали на них лики Христа и Богородицы, образ святого Георгия Победоносца. В летописях мы находим описание знамени Ивана Грозного (багрово-красного цвета с изображением Спаса Нерукотворного), народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского (красно-малиновое полотнище с изображением архангела Михаила). Происходили изменения в форме знамен, их цвете, но в допетровской России так и не было единого национального флага.

В 1693 г. Петр I использовал бело-сине-красное знамя в качестве «флага царя Московского», а потом издал указ поднимать такой флаг на торговых судах. Государственным флагом военно-морского флота стал Андреевский (белый с лазоревым крестом) флаг. Существовал и третий государственный флаг для правительственных учреждений (его называли монархическим) в черную, желтую и белую полосы.

В 1886 году триколор стал единым национальным государственным флагом (утвержден Николаем II). Бело-сине-красный флаг оставался Государственным флагом России до апреля 1917 года. После Октябрьской революции главным флагом страны стал красный флаг. И только в декабре 1993 года Президент России подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации». В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Эти цвета издавна почитались на Руси: белый цвет – цвет мира, чистоты, надежды, жизни; синий – вера и постоянство; красный – цвет крови, пролитой за Отчизну.

Описание флага Российской Федерации

"Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики состоит из красного полотнища со светлосиней полосой у древка во всю ширину флага. Светлосиняя полоса составляет 1/8 длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Отношение ширины флага к длине 1:2"

В 1993 году президент Российской Федерации Ельцин Б.Н. своим указом окончательно утвердил геральдическое изображение Государственного герба. На красном фоне золотой двуглавый орел, над орлом – три короны, в лапах – скипетр и держава, на груди – щит с всадником, убивающим дракона. Нынешний герб Российской Федерации – новый герб, но его части отражают различные периоды истории отечества и олицетворяет её неразрывность.

Обоснование символики:

В основе герба РФ - исторический герб Российской империи. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Каждому знакомы чувства, которые овладевают им в те особенные моменты, когда взмывает ввысь флаг родной страны, и звучит главная её песня  – Государственный гимн: гордость за страну, достижения населяющих её людей; благодарность за возможность быть одним из многих, делающих славную историю Отчизны. Флаг страны, так же как гимн, герб, объединяет людей, помогает сильнее ощутить Родину. Это один из основных символов  любого государства. В нашей стране это особо почитаемый символ. Не случайно в нашем календаре есть День Государственного флага России, который ежегодно отмечается  22 августа.

В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны, внеклассовы, внепар­тийны. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность.

Государственная символика

в экспонатах музея имени П.А.Милининой села Саметь.

Свидетельство

Баракова Елена Васильевна, бригадир молочно – товарной фермы колхоза « Двенадцатый

Октябрь» Костромского района Ярославской области в 1938 году добилась среднесуточного

привеса метисов швицкой породы 970 граммов на голову, при поголовье 114 телят, за что

утверждена участником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки и занесена в Почетную

Книгу.

№ 82177 Главный Комитет Всесоюзной

Москва 1939 год Сельскохозяйственной выставки

У достоверение

Герою Социалистического труда

За Ваши исключительные заслуги перед государством, выразившиеся в получении в 1948 году от 8 коров по 5001 кг молока с содержанием 194 кг молочного жира в среднем от коровы за год Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 4 июля 1949 года присвоил Вам звание Героя

Социалистического Труда.

Москва Кремль 7 июля 1949 года.

Аттестат

В ыдан Курдюковой Евдокии Андреевне, члену сельскохозяйственной артели « 12 Октябрь»

Костромского района Костромской области в том, что она в 1951 – 1952 учебном году обучалась

на трехлетних агротехнических курсах по программе второго года обучения, сдала экзамены с

оценкой 5, выполнила производственные задания и ей присвоено звание мастера сельского

хозяйства 2 разряда по крупному рогатому скоту.

№ 094114 выдано 10 марта 1953 года.

О бластная символика.

Благодарственное письмо

Куратору музея села Саметь Головкиной Вере Александровне

За активную подвижническую деятельность и вклад в сохранение славных трудовых традиций

наших земляков.

Председатель Костромской областной Думы А. И. Бычков 6.11. 2014 год.

Герб Шунгенского сельского поселения

Символика герба Шунгенского сельского поселения многозначна и отражает природные, культурные, профессиональные и исторические особенности поселения. Современное Шунгенское сельское поселение состоит из 18 населенных пунктов: села Петрилово, Саметь, Спас, Шунга, Яковлевское деревни Аганино, Аферово, Захарово, Казанка, Колебино, Курочино, Малый Борок, Некрасово, Пасынково, Пустошка, Стрельниково, Тепра, Шемякино. Шунгенское сельское поселение имеет богатейшую историю - это бывший Мерский стан, а позже здесь была Шунгская волость, в которой стояли погосты Шунга, Самин, Вежи и Куниково

Вывод:

Когда мы проводили экскурсии по данной теме, то видели неподдельный интерес детей к прошлому нашей Родины. В наших школах, как и во всех других, есть стенды с государственной символикой Российской Федерации. Все учащиеся школ с первого класса изучают их с большим интересом.   Уважение к государственной символике должно признаваться всеми гражданами страны. Это уважение должно основываться на осознании важности гимна, герба, флага для каждого. Недопустимо пренебрежительное отношение к государственным символам, как и к памяти предков.

Просмотров работы: 266