Изучение особенностей традиционной одежды удмуртов

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение особенностей традиционной одежды удмуртов

Шмырина Ю.А. 1
1МБОУ Июльская СОШ
Гусева С.Н. 1
1МБОУ Июльская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель жизни каждого поколения – создание и передача потомкам материальных и духовных ценностей. Я провела исследовательскую работу о традиционной одежде удмуртов. Я родилась в русской семье, но считаю, что мы должны знать культуру удмуртов, так как мы живем в Удмуртии.

Я выбрала эту тему, так как считаю, что одежда занимает важное место в жизни каждого удмурта. Меня завлекают эти таинственные украшения из серебра, загадочные головные уборы. Национальная одежда создает первое зрительное впечатление о народе.

Исходя из этого, объект моей работы - традиционная одежда удмуртов.

Предмет моей исследовательской работы – особенности, изменения традиционной одежды удмуртов и костюмы, сохранившиеся у жителей села Июльское. Цель исследования – изучить изменения традиционной одежды во времени и ее различия, и выявить особенности национальной одежды удмуртов изучить костюмы, сохранившиеся среди жителей с Июльское Воткинского района

Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:

Изучить традиционный костюм удмуртов его изменения со временем.

Провести интервьюирование жителей с. Июльского, собрать фотоматериалы.

3. Посетить деревню Старые Быги Шарканского района «Центр удмуртской культуры» и национальный музей имени Кузебая Герда г Ижевск для изучения удмуртских национальных костюмов.

4.Изучить костюмы, имеющиеся в музейной комнате МБОУ Июльской СОШ

Выдвинута гипотеза: можно предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования.

Материал и методика

Исследование проводилось в 3 этапа:

Апрель-май 2018 года – подготовительная часть (подборка источников, информации, составление плана поездок, встреч с информантами).

Сентябрь 2018 года – поездки в д Старые Быги Шарканского района, в Национальный музей имени К. Герда город Ижевск.

Сентябрь – октябрь 2018 года – сопоставление полученных результатов наблюдений и ранее подготовленных материалов, их систематизация и обобщение.

Основные методики исследований:

1 Для изучения эволюции костюма удмуртов и знакомством с работами, посвященными изучению удмуртского костюма использовались ресурсы интернет-сайтов, а также материалы библиотек их анализ.

2 Для изучения сохранившихся и бытующих на территории с Июльских национальных костюмов проведены встречи и интервьюирование жителей со сбором фотоматериалов.

3 Для сбора информации о костюмах удмуртов совершены поездки в д Старые Быги Шарканского района, в Национальный музей имени Кузебая Герда г. Ижевск.

Теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов заключаются в обобщении знаний об удмуртском национальном костюме и сборе местного материала.

ГЛАВА 1. Традиционный удмуртский костюм

Понятие традиционный костюм

Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы, а также, чтобы обезопасить себя от воздействия сверхъестественных сил и энергии злых людей. Удмуртская одежда отличается локальным разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов декора.

Изучение традиционного костюма удмуртов

История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века: в 1726 году, проезжая по деревням северных удмуртов на обратном пути из сибирской экспедиции, Д. Г. Мессершмидт назвал в своем путевом дневнике предметы удмуртского женского костюма и описал некоторые из них. Позднее эти записи были дополнены сведениями о других группах удмуртов. Автор первой монографии об удмуртской одежде В. Н. Белицер выделила северный и южный костюмные комплексы. Лебедева Л. С. выделяет одежду северных, южных, срединных удмуртов и бисермян [3]. Исследователи второй половины ХХ века расширили знания об одежде: северный костюмный комплекс ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области. Национальная одежда удмуртов, как и других народов, в течение ХХ в. претерпела заметные изменения. Ныне удмуртки носят общегородскую одежду, а национальный костюм превратился в праздничный наряд.

Элементами женской удмуртской традиционной одежды являются: платье, фартук, пояс, мониста, айшон, серьги, чулки, онучи (См. Приложение 4). Большое внимание в женском костюме уделялось вышивкам, украшениям, подвескам, головным уборам которые являлись в первую очередь оберегом. Особую группу среди женских украшений составляют различные виды перевязи, надеваемые через левое плечо под правую руку. Перевязь среди удмуртов известна в нескольких видах и под различными названиями: «камали», «бутьмар» [3]. Можно выделить четыре типа нагрудников. Каждый тип соответствует определенному назначению. Так, нагрудник, в котором основной узор — восьмиконечные звезды называется «толэзё», т. е. лунный исключительно свадебный. Иногда к основному узору — звезде — прикреплялись в качестве «оберега» раковинка-каури и монета. Нагрудник с крестообразной большой фигурой в центре предназначался для надевания при молениях в священной роще «луд». Нагрудники же с узором, носящим название «чаг возён», т. е. светец, в виде большой ступенчатой пирамиды в центре, надевали в большие праздники и в гости. В будничные дни надевали нагрудники с мелким или неопределенным узором. Наряду с вышивкой нагрудной части значительное место отводится нарукавной вышивке. Можно наблюдать два типа орнаментации рукава: первый — в виде широкой продольной вышитой полосы, отороченной двумя нашивками по бокам, и второй — в виде крупной овальной розетки на плече. Нередко можно встретить и сочетание обоих типов. Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки [2]. Широким распространением пользовались ушные подвески (пельугы), необходимое дополнение к головным уборам – айшону и такъе. Пельугы пропускали за ушную раковину и выпускали наружу, поверх всех головных украшений. На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус. Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага. Качек – плотно охватывавшая, шею снизка из мелких монет, ряда бус и белых раковин, шириной в 5 см. Лага бытует в настоящее время и состоит из полоски холста, обшитой темно-красным ситцем и украшенной мелкими бусами синего и белого цвета, монетами и раковинами, нашитыми в несколько рядов. Так же женщины носили ожерелье из крупных серебряных монет, оно покрывало шею и грудь до пояса. Широким распространением пользовалось ожерелье кироскал, состоявшее из нитки, крупных серебряных монет, мелких бус и подвешенного к ним на середине медного креста. До христианизации вместо креста на кироскале носили воршудный знак или дэмдор. Эти жетоны служили эмблемой рода, к которому принадлежала та или другая женщина, носившая часто родовое имя – Можга, Чибья, Докья и т. д. Распространенным шейным украшением были бусы (чыртывесь). Чырты весь имел форму холщового «ожерелья» и был обшит кумачом, шириной в два пальца. Сзади «ожерелье» завязывалось тесемками, верхний край его был обшит кораллами, нижний – крупными серебряными монетами, в середине шли ряды мелких монет. Бытовали чыркерттэт (представлял собой сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы) и чыртыкыч (монеты нашиты на две полукруглые полосы холста). Украшения переходили по наследству от матери к дочерям-невестам. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками. Холщовые чулки шили без пятки, и они имели вид довольно длинного цилиндрического мешка, сведенного к концу на конус. Для того чтобы нога была полной и круглой, ниже икр вкладывались в чулки особые подушечки, набитые тряпками или куделью.

Мужской удмуртский национальный костюм включает: рубаху; пояс или ремень; штаны. Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще - синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчинный тулуп с большим шалевым воротником. Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники. Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой, тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон) широкий шерстяной фабричного производства, чаще красный в полоску (путо) [3]. В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Обувь включала лапти русского и татарского типа, зимой — валенки. На ногах носили онучи, шерстяные вязаные носки. Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы).

Сравнение костюма северных, южных удмуртов и бисермян

На костюм северных удмуртов оказали влияние русские, а южных удмуртов и бисермян татары. Поэтому эти костюмные комплексы отличаются, как и особенности диалекта, быта (См. Приложение 1, 3).

ГЛАВА 2 Изучение национальной одежды удмуртов, бытовавших на территории Шарканского и Воткинского района.

2.1 Результаты экспедиции в д. Старые Быги Шарканского района.

Особенность национальной одежды центральных удмуртов, бытовавших на территории Шарканского и Воткинского района состоит в том, что у данного костюмного комплекса у рубахи спереди длинный вырез спереди и она одевается по-особенному.

1. Сначала девушки одевают «Шортдерем» в переводе (рубаха – с длинным разрезом спереди (до колена и ниже). Спина платья из ткани в два слоя. Этот второй слой с изнаночной стороны из дешёвой ткани и нужен для того чтобы после танцев или трудной работы его распороть и постирать, а затем снова пришить, так платье прослужит дольше.

2.Дальше девушки одевают монисту. Монисто-считается оберегом.

3. За тем, девушки одевают фартук. Завязывать его надо в два оборота и нужно обязательно подвязать монисту. Узел фартука оберегает от злых духов и подвязывается с боку.

4. Головной убор «Такья». Его надевали молодым незамужним девушкам. Замужние женщины одевали платки (См.Приложение6).

2.2 Результаты поездки в Национальный музей имени Кузебая Герда г. Ижевск.

В музее представлена экспозиция «Удмурты», с традиционной одеждой женщин и мужчин северных и южных удмуртов (См.Приложение 6).

2.3 Изучение костюмов и материалов по теме в музейной комнате МБОУ Июльской СОШ, у жителей с. Июльское.

При сборе материала по удмуртской традиционной одежде среди жителей села Июльского много материала оказалось у Петровой Нины Ильиничны. Она не только поделилась фотоматериалами из личного архива, но и рассказала много интересного об особенностях традиционной одежды удмуртов (См. Приложение 7, 9). Ломаева Мария Ивановна подарила музейной комнате домотканые фартук, красное платье в мелкую клетку, у которого верх синий с серыми клетками. Самодельная мониста, которая сделана не из монет, а вырезана из листа алюминия. У обоих платьев разрез небольшой, но имеются двойной слой ткани в области плеч. Бывшая ученица нашей школы Колдомова Любовь Анатольевна подарили музейной комнате атласное платье, которое носила их бабушка. Материал поменялся, а пошив и двойная ткань на спине и плечах, как на домотканых, старых удмуртских платьях, присутствует украшение подола полосками другой (зеленой) ткани. Любовь Анатольевна вспоминает, что появились атласные и шелковые платья и перестали ткать в деревнях. Это случилось через несколько лет после войны, когда зарплату в колхозах стали выдавать деньгами. Ручная работа, напротив, считалась символом бедности и перестала цениться. Обухова Лариса Васильевна бережно хранит серебряные украшения своей бабушки-удмуртки. В ее коллекции мониста и серьги. Она подарила музейной комнате домотканое платье своей бабушки. Платье льняное, ткань в клеточку синего и серого цвета. По подолу украшено двумя полосками красной ткани. Вырез спереди до середины груди застегивается на пуговицы. На плечах и верхней части спины ткань двухсторонняя (См.Приложение 8). В музейной комнате МБОУ Июльской СОШ много лаптей собранных от местных жителей и подаренных Останиным Л Е, который сам плел их. К сожалению, Останин Л Е уже умер, но в музейной комнате осталась видеозапись как он плетет лапти, кто его научил. В ДК «Современник» мы нашли удмуртские стилизованные современные костюмы для выступлений (См.Приложение 5).

Заключение

В результате исследовательской работы проведено изучение традиционного костюма удмуртов, сравнение костюма северных, южных удмуртов и бисермян. История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века. Автор первой монографии об удмуртской одежде В. Н. Белицер, которая выделила северный и южный костюмные комплексы. Лебедева Л.С. дала более полное описание и выделяет одежду северных, южных, срединных удмуртов и бисермян. Встречи, и интервьюирование жителей села Июльского показали, что жители удмуртской национальности хранят, одевают на праздники национальный костюмы. У них имеются и старинные, домотканые и более современные атласные, но с сохранением покроя и элементов костюмы. Поездки в деревню Старые Быги Шарканского района «Центр удмуртской культуры» для изучения национального костюма центральных удмуртов и национальный музей имени Кузебая Герда города Ижевска для изучения удмуртских национальных костюмов показали красоту, самобытность и разнообразие удмуртского костюма. Изучены костюмы, имеющиеся в музейной комнате МБОУ Июльской СОШ. Выбранная тема, актуальна и сегодня. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования. Удмуртская народная одежда – ценнейший памятник творчества, нуждающийся в изучении и сохранении. В дальнейшем работа будет продолжена в виде проекта по изготовлению национальных костюмов с выделением их особенностей, что пополнит экспонаты музейной комнаты и обогатит знания о традиционном удмуртском костюме и его разновидностях.

Литература и источники информации

1. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951.
2. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце ХIХ – начале ХХ в. Ижевск, 2000.
3. Лебедева Л.С. Удмурт калык диськут. Удмуртская народная одежда. Ижевск, 2008.
4. Лебедева Л.С., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.
5. Напольских В. В. Удмуртские материалы Д. Г. Мессершмидта. Ижевск, 2001.
6. Христолюбова Л. С. Эволюция одежды и её современное бытование // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
7. Христолюбова Л. С., Никитина Г. А. Национальная одежда: традиции и инновации // Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х годов). Чебоксары, 1991.

Интернет источники:

8 Богатырева И. Оригинальный удмуртский национальный костюм. http://fb.ru/article/272170/originalnyiy-udmurtskiy-natsionalnyiy-kostyum

9 Загребин А.Е., «Национальный костюм удмуртов» статья, УИИЯЛ УрО РАН http://www.finnougoria.ru/community/folk/detail.php?ELEMENT_I

Информанты:

1Жители с Июльское: Петрова Н И, Обухова Л В, Гусева С.Н., Мальцева Р. С., Третьякова А. С.

2Работник «Центра удмуртской культуры «Быги»»: Ермолаева Жанна Михайловна

(Приложение 1)

     .

Фото 1: Дэрем. Платье – рубашка. Северные удмурты. Одежда северных удмуртов

Фото 2 Южные удмуртки

Фото 3 Костюм бисермян (http://uralistica.com/profiles/blogs/zhenskij-golovnoj-ubo)

Приложение 2

Фото 4: Шапка бисермянки -кашпу (http://uralistica.com/profiles/blogs/zhenskij-golovnoj-ubo)

Фото 5: Красный сюлык. Фото 6: Женские нагрудные Фото 7: Нагрудное

украшения. чересплечное женское украшение

 

Серьги. Серебро, литье

 

Фото 8: Серьги. Серебро, литье

Приложение 3

Таблица 1 Сравнение костюма северных, южных удмуртов и бисермян.

Костюм северных удмуртов

Костюм южных удмуртов

Костюм бисермян

Территория распространения Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики

Одежда северных удмуртов ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области. Различия в одежде верхне- и нижне- чепецких удмуртов объясняют тем, что этническим ядром нижнечепецких были представители пьяноборской и азелинской археологических культур, а средне- и верхнечепецких - население поломской и чепецкой культур. Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Передник (айшет, азькышет или ашшет), обшитый кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Территория распространения комплекса — Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можтинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский куст) районы Удмуртской Республики, Агрызский, Менделеевский районы Республики Татарстан.

Одежда южных удмуртов известна в пяти вариантах: собственно, южноудмуртский; калмезский; завятский; закамский; бавлинский (три последних относятся к удмуртам, живущим за пределами Удмуртии). Южноудмуртский костюм имеет черты влияния степных культур. В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась)[4].
Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника - кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сзул, итэт, карта) в 12-15 см а между нею и станом - узорную полоску.
Из распашной одежды южные удмуртки носили зыбьн, камзол или саезтэм, дӥсь, поньток, ӟилян, дукес, шуба. Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки.

Территория распространения костюма - Юкаменский, Балезинский, Ярский районы УР (бывшая территория Глазовского уезда Вятской губернии)

Народный костюм бесермян имеет общие черты с одеждой удмуртов и в то же время в нем есть черты, уходящие своими корнями еще в булгарскую эпоху. В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник, головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), шапка кашпу. В ХХ в. он встречался двух видов: из белых некрашеных холстов домашнего изготовления, из пестряди в полоску или клетку; оба варианта уже в начале века бытовали одновременно. При этом белый считался более ранним, встречался в повседневной сфере, но дольше сохранялся как праздничный и ритуальный вид одежды. Для изготовления одежды использовались и фабричные ткани — сатин и ситец, преимущественно красного, синего цвета или с цветочным рисунком для женской одежды. Мужской костюм бесермян был из домотканой пестряди или сукна и включал рубаху дэрэм, штаны, пояс и верхнюю суконную одежду из некрашеного холста или пестряди. Рубахи были туникообразного кроя, в нагрудной части имели вышивку по периметру разреза и ворота. Он состоял из длинной белой рубахи с отложным воротником, с красной тканой или вышитой отделкой на рукавах, подоле и вороте, широких красных шаровар.

Северные головные уборы: шапка; покрывало; полотенце; повязка. Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки. Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет.

Южные головные уборы Шапочки: пелькышет. Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг. Полотенце: йыркышет или чалма. Айшон. Платки. Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее - красный до самой старости.

Бисермянский головной убор. На голову женщины завязывался къшет – платок из белого ситца, в старину – полоса белого негрубого домотканого холста. Поверх этого платка замужние бесермянки надевали в праздничные дни кашпу – женский матерчатый головной убор шлемообразной формы. Передняя часть шапочки и полоса ткани под подбородком украшены кораллами и металлическими бусинами, серебряными монетами, металлическими пластинками, мелкими пуговицами.

Приложение 4

Элементы удмуртской традиционной одежды

Приложение 5

Фото 9: Костюмов музейной комнаты МБОУ Июльской СОШ

Фото10: Учащиеся Июльской школы в удмуртских костюмах 2011 год

Национальный удмуртский костюм ДК «Современник»

Фото 11: Лапти в музейной комнате Фото 12:Останин Л Е с супругой 2011год

Приложение 6

Фото 13:Экспозиция «Удмурты» в Национальном музее имени К Герда г Ижевск

Фото 14 : Костюм срединных(центральных) удмуртов с поездки в д. Старые Быги Шарканского района 2018 год.

Приложение 7

Интервью Нины Ильиничны Петровой (учитель математики Июльской СОШ)

Кроме повседневного и праздничного наряда, для разных случаев предусматривались свои если не костюмы, то обязательно аксессуары у удмуртов. Например, для свадьбы — нагрудник с лунным узором (восьмиугольником), без которого свадьба в принципе не могла состояться. Интересно, что до определенного возраста у ребенка не было своей одежды. Новорожденного, если это девочка, оборачивали в мамину рубаху, если это мальчик — в папину. На мужских рубахах были вышиты символы, связанные с той деятельностью, которой мужчина занимался. Жизнь мальчика фактически предопределялась: у него уже не было метаний в выборе своего дела так же у девочек. Дети до 3 лет донашивали вещи старших — не ради экономии, а потому что эта одежда, поскольку ее стирали много раз, становилась очень мягкой. Когда девочка вступала в половозрелый возраст, у нее появлялся фартук без нагрудника и головной убор — такъя, который из-за своей миниатюрности не защищал от солнца, однако выполнял свою основную функцию — показать, что в жизни его хозяйки произошли изменения. Главный костюм своей жизни женщина носила в период беременности первым ребенком. Это было красное клетчатое платье. Считалось, что чем больше клеточек, тем плодороднее будущая мать. На фартуке обязательно вышивались орнаментальные узоры-обереги. Костюм был безразмерным, не приталенным — чтобы до последнего момента окружающие не догадались о том, что девушка беременна. Хоронили удмуртов либо в специально сшитых для этого костюмах (иголкой от себя), либо в свадебных нарядах, потому что свадьба, особенно для невесты — это тоже своеобразная маленькая смерть. Считалось, что она переходила в чужой мир? Да, и костюм был призван оберегать ее от злых духов. Она ведь идет из одного рода в другой со своими божествами.  Айшон (высокий головной убор на берестяном каркасе), заканчивавшийся снизу сюлыком (треугольником из монет), сначала полностью закрывал лицо, как паранджа, чтобы девушку не сглазили. Более того, новая женщина в семье представляла опасность для рода своего мужа. В первый месяц после свадьбы, когда молодожены ходили по гостям, ей не разрешалось даже во двор заходить. Угощение девушке выносили за ворота. Через какое-то время невестка надевала сюлык поменьше. А вот айшон носила постоянно, и, если дома ночевали гости, даже спала в нем. С одной стороны, это тяжело, а с другой — когда надеваешь айшон, кажется, что ты максимально защищена и можешь незаметно наблюдать за другими. Все заботы по пошиву одежды ложились на женщин? Поэтому ткать и прясть девочка начинала с шести лет! А примерно с двенадцати готовила себе приданое. Только полотенец нужно было соткать 40 штук: себе, жениху, всей своей родне и родне жениха. Кому рукоделие давалось с трудом им помогали. В любой деревне была девушка, которая не просто ткала, а умела обрядить основу. Такие очень ценились. И первым делом, когда в дом заходили спрашивать невесту, интересовались: а умеет ли она ходить вдоль стены? На штырьки на стенах нужно было намотать нити, работа была сложная и занимала несколько часов. Так вот, эти мастерицы были очень востребованы, а за свою услугу брали готовое полотно. Девушки с хорошим вкусом были своеобразными модельерами. Они оставляли на своих изделиях авторский знак, связку ниток — чук. Остальные могли копировать этот узор, но обязательно должны были указать, кто эту комбинацию выдумал...

Приложение 8

Фото 15,16: Коллекция серебряных украшений Обуховой Ларисы Васильевны(остались от бабушки)

Приложение 9

Фото 18: Петрова Н И в национальном удмуртском костюме (из архива Петровой Н И)

Фото 19: Петровой Н И в удмуртском костюме 2008 год. Проводы Русской зимы в д. Молчаны 2008 год

Фото 20: Ушакова Мария Александровна с подругой 3 августа 1941 года

(Свекровь Петровой Нины Ильиничны в черном фартуке) Фотография (из архива Петровой Н И)

Просмотров работы: 3075