Малая Родина. Поиск ускользающей красоты в архитектуре Екатеринбурга

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Малая Родина. Поиск ускользающей красоты в архитектуре Екатеринбурга

Палишева Д.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов"
Яцеева Е.Г. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей.

Д.С. Лихачев1 «Письма о добром и прекрасном»

С чего начинается Родина? На этот часто возникающий у подрастающего поколения вопрос можно найти ответ у российский филолога, искусствоведа Дмитрия Сергеевича Лихачева. В процессе сбора материала для работы я очень часто обращалась к его знаменитому произведению «Письма о добром и прекрасном». В нем очень подробно и понятно раскрывается тема любви к России, к своему родному краю. Например, в сорок первом письме содержатся такие строки: «Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила».2

Что же такое экология нравственности? Экология нравственности, экология души – это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это то, что приобщает нас к прекрасному, чистому, дает нам понятия о хорошем и возвышенном, о нормах морали и принципах. Как мы заботимся об экологии природы, так же мы должны заботится и о нашей душе, делать все, чтобы уберечь ее от «загрязнения». Ведь именно богатый духовный внутренний мир человека оберегает его от опасностей и служит опорой и поддержкой.

Говоря об экологии души, нельзя не затронуть отношение человека к Родине.Тем более в настоящее время патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины!3 Именно патриотизм, любовь к Родине, к родному городу придает человеку силу жить, творить. Но мало лишь любить; нужно еще и подтверждать свою любовь делами. Например, пытаться узнать больше и в последствии применить знания об истории нашего родного города Екатеринбурга; о ключевых событиях в его «биографии», о людях, которые его строили. И помочь нам могут знания об архитектуре уральской столицы, ведь даже просто гуляя по центру города, можно увидеть стили сразу нескольких эпох: здесь классицизм соседствует с необарокко, эклектика – с конструктивизмом и сталинским ампиром. К сожалению, совсем немного екатеринбургских построек принадлежат к стилю модерн. Ведь он толком и не успел войти в моду. Когда к власти пришли коммунисты, во главе городской архитектуры стал конструктивизм. А между тем модерн – стиль необычайно декоративный, где-то даже эпатажный и немного вычурный. Именно в этом его уникальная красота.

Мне стало интересно, насколько много знают школьники об архитектуре Екатеринбурга? Для этого был проведен опрос среди учащихся 8 и 10 классов школы №22, где ребятам было предложено сгруппировать здания по стилям (классицизм, модерн, конструктивизм). Сделать это правильно смогли лишь 3% десятиклассников и 31% восьмиклассников4. Также было предложено указать названия знакомых зданий, расположенных в Екатеринбурге. С заданием справились 13% опрошенных, при этом максимум правильных ответов – 2 из 65.

Разница в процентном соотношении объясняется тем, что образовательная программа 8 классов соответствует требованиям ФГОС. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ее главная задача – духовно-нравственное воспитание учащихся, развитие в них чувства патриотизма. В Концепции дано такое определение этому понятию: «патриотизм - это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос»6. А ведь наше Отечество – это не только богатая история военных побед, не только огромные территории России. Это еще и культура, искусство, архитектура.

Человек живет, и, если ему не важен мир вокруг него, если не возникает потребность узнать историю своей семьи, своего города или деревни, своего края, есть опасность, что его будущая жизнь будет схожа со степной травой перекати-полем, которую неизвестно куда гонит ветер. Без корней вырастает равнодушный человек, равнодушный к людям, его окружающим, равнодушный к своей земле, к своей стране.

В анкете на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» положительный ответ дали лишь 40% опрошенных7. Конечно, это небольшая цифра. Но ребят можно понять, ведь понятие «патриотизм», очень глубокое и серьезное и предполагает большую ответственность. Многие из опрошенных говорили о том, что без знания культуры родного края человек не может назваться настоящим патриотом. Хотя они показали не очень хорошие результаты в области знания архитектуры Екатеринбурга, они вполне могут знать много о музыкальной, художественной, театральной жизни нашего города.

Полученные результаты анкетирования обозначают проблему незнания архитектуры города Екатеринбурга у подрастающего поколения и доказывают актуальность данной работы: воспитание чувства патриотизма и культура неразрывно связаны друг с другом.

Говоря об актуальности данной проблемы, необходимо помнить о том, что заключенная в памятниках архитектуры Екатеринбурга история является частью истории всей нашей страны. Её изучение необходимо во все времена, так как изучение отечественной истории формирует историческое сознание и личность человека, помогает воспитать чувство патриотизма. А знание культурных традиций, истории родного города необходимо для воспитания одного из самых важных качеств человеческой души – любви к своей Малой Родине.

Своей работой я хочу не только привлечь внимание своих сверстников к памятникам архитектуры Екатеринбурга и тому, как важно их сохранять, но и поднять проблему развития чувства патриотизма у современной молодежи. Я поддерживаю мысль о том, что «Родина начинается на пороге твоего дома», пусть и не в привычном смысле. Архитектура города Екатеринбурга, его дома хранят в себе богатую и насыщенную историю нашей Родины, которую мы непременно должны знать и которой должны гордиться.

Основными методами исследования стали эмпирический (анкетирование8 и анализ результатов, вывод результатов на диаграмму) и теоретический (сбор информации из литературных источников и электронных ресурсов, последующий ее анализ, обобщение и структурирование). Также был использован метод наблюдения при совершении прогулки по Екатеринбургу с фотоаппаратом.

Тема работы – Малая Родина. Поиск ускользающей красоты в архитектуре Екатеринбурга

Объект изучения – архитектурный облик Екатеринбурга в конце XIX – начале XX веков

Предмет исследования – особенности проявления стиля модерн в архитектуре Екатеринбурга

Гипотеза: если мои сверстники будут знать архитектуру родного города, то это поможет им в развитии чувства патриотизма

Цель работы – показать уникальность и разнообразие памятников архитектуры в стиле модерн в Екатеринбурге

Задачи:

Познакомится с особенностями стиля модерн

Изучить особенности модерна в архитектуре России

Изучить тематические электронные ресурсы и литературу по истории архитектуры в стиле модерн в Екатеринбурге

Провести анкетирование среди учащихся МАОУ «СОШ №22»

Обработать результаты анкетирования

Совершить пешую прогулку по Екатеринбургу с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть красоту памятников архитектуры

Создать маршрут «эко-экскурсии» по Екатеринбургу «Мы по городу нашему вместе, красотою любуясь, пройдем»

Глава 1. Модерн в России

Общие черты модерна

Искусство изо всех сил старается иллюзионировать душу, будить ее от мелочей величавыми образами.

М. А. Врубель9

Во Франции он называется ар нуво, в Германии – югендстиль. Другие его имена: венский сецессион, стиль либерти, стиль метро, стиль месье Гимара, фри-стайл. Во время своего зарождения он получил прозвище «стиль взбесившихся макарон» и «стиль-лапша». Все это модерн - художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое на рубеже XIX — XX веков до начала Первой мировой войны.  Са­мым яр­ким про­яв­ле­ни­ем «пред­мо­дер­на» в Ве­ли­ко­бри­та­нии (и в Ев­ро­пе в це­лом) при­ня­то счи­тать оформ­ле­ние анг­ло-американским художником Дж. Уи­ст­ле­ром «Пав­линь­ей ком­на­ты» (1877; ны­не – в га­ле­рее Фрир в Ва­шинг­то­не): оно вклю­ча­ет многие при­зна­ки бу­ду­ще­го сти­ля модерн – ис­поль­зо­ва­ние пло­ско­ст­ных жи­во­пис­ных пан­но на сте­нах, пре­рван­ных рез­ны­ми де­ревянными па­не­ля­ми при­хот­ли­во­го ри­сун­ка, гну­тых ли­ний кон­ту­ров, со­че­та­ние гра­фического на­ча­ла с де­ко­ра­тив­но­стью10.

Зарождение такого причудливого и декоративного стиля во многом продиктовано промышленной революцией. Машинное производ­ство одинаковых вещей и одинаковых образов жизни вызывает психологиче­ское и эстетическое отторжение. И первая идея модерна — это идея ручного труда. Сначала в Англии возникло так называемое Движение искусств и ре­месел под началом литератора, издателя и художника Уильяма Морриса – отца модерна, распространившееся позднее по другим странам. Ранний европейский модерн преследовал две цели: создание чего-то уникального, нового, абсолютно футуристического в эпоху конвейерного производства и при этом возвращение к временам расцвета ремесла – Средневековью.

Таким образом, модерн дол­жен был соз­дать во­круг че­ло­ве­ка цель­ную, эс­те­ти­че­ски на­сы­щен­ную про­стран­ст­вен­ную и пред­мет­ную сре­ду, вы­ра­зить ду­хов­ное со­дер­жа­ние эпо­хи с по­мо­щью син­те­за ис­кусств, но­вых, не­тра­диционных форм и приё­мов, а так­же современных ма­те­риа­лов и кон­ст­рук­ций.

В про­ти­во­по­лож­ность эк­лек­тиз­му с его ин­те­ре­сом к дос­то­вер­но­сти вос­про­из­ве­де­ния отдельных де­та­лей ис­то­рических и национальных сти­лей, модерн стре­мил­ся воз­ро­дить дух сти­ле­во­го един­ст­ва всех со­став­ляю­щих ху­дожественного ор­га­низ­ма, общ­ность и взаи­мо­влия­ние всех ви­дов ис­кус­ст­ва. Это пре­до­пре­де­ли­ло по­яв­ле­ние но­во­го ти­па ху­дож­ни­ка – уни­вер­са­ла, со­еди­нив­ше­го в од­ном ли­це ар­хи­тек­то­ра, гра­фи­ка, жи­во­пис­ца, про­ек­ти­ров­щи­ка бы­то­вых ве­щей (ди­зай­не­ра) и час­то тео­ре­ти­ка.

Модерн отразился на всех видах пространственного искусства: скульптуре, живописи, архитектуре.

Ар­хи­тек­ту­ра модерна в по­ис­ках един­ст­ва кон­ст­рук­тив­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го на­чал вво­ди­ла сво­бод­ную, функ­цио­наль­но обос­но­ван­ную пла­ни­ров­ку, при­ме­ня­ла кар­кас­ные кон­ст­рук­ции, раз­но­об­раз­ные, в том числе но­вые стро­ительные и от­де­лоч­ные ма­те­риа­лы (же­ле­зо­бе­тон, стек­ло, ко­ва­ный ме­талл, не­об­ра­бо­тан­ный ка­мень, из­раз­цы, фа­не­ра, холст). Сво­бод­но раз­ме­щая в про­стран­ст­ве зда­ния с раз­лич­но оформ­лен­ны­ми фа­са­да­ми, ар­хи­тек­то­ры модерна вос­ста­ва­ли про­тив сим­мет­рии и ре­гу­ляр­ных норм гра­до­строи­тель­ст­ва. Бо­га­тей­шие воз­мож­но­сти фор­мо­об­ра­зо­ва­ния, пре­до­став­лен­ные но­вой тех­ни­кой, они ис­поль­зо­ва­ли для соз­да­ния под­чёрк­ну­то ин­диви­дуа­ли­зи­ро­ван­но­го об­раз­но­го строя; зда­ние и его кон­ст­рук­тив­ные эле­мен­ты по­лу­ча­ли де­ко­ра­тив­ное и сим­во­ли­че­ски-об­раз­ное ос­мыс­ле­ние.

Архитектура модерна развивалась во многих направлениях, среди которых бельгийская и чикагская школы, рижский югендстиль, а также каталонский, венский, северный, шотландский, итальянский и русский модерн.

Выдающимися архитекторами той эпохи стали Антонио Гауди (Испания), Отто Вагнер (Австрия), Виктор Орта (Бельгия). В России это Лев Николаевич Кекушев и Федор Осипович Шехтель.

О стиле модерн в архитектуре России

Архитектор, создающий образ нового сооружения,

должен быть не только мастером своего дела, но и философом,

стоящим на уровне идеалов своей эпохи, прекрасно ориентируясь в технике сооружения и в выборе материалов.

А. В. Щусев11

В начале 1870-х гг. стараниями архитектора В. Гартмана12 в отечественном зодчестве утвердился так называемый «русский стиль», предпочитавший каменным зданиям деревянные стилизованные постройки с богатым декором. Лучшие проекты архитекторов этого направления публиковались в журнале «Мотивы русской архитектуры» и рассылались во все концы государства. «Всюду эта новая деревянная архитектура блещет своими формами, — восторженно писал знаменитый критик В. Стасов, — резными наверху решетками, живописными крышами, бесконечным разнообразием окон и дверей, окруженных узорчатыми наличниками и навесами» 13. Позже красота и оригинальность русского стиля придут в модерн.

Русский модерн получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Период моды на данный стиль в архитектуре России приходился на конец XIX – начало XX веков.

Модерн как стиль не был однороден по времени: более того, русские архитекторы часто использовали его приемы в сочетании с различными историческими мотивами - так называемый стилизаторский модерн. Были и другие промежуточные направления. Существование модерна как стиля не было долговечным - около полутора десятка лет, и он не стал господствующим в русской архитектуре.

Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями.

В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников. Значительную роль в оформлении русского модерна сыграли заметно участившиеся русско-зарубежные художественные связи.

Первым памятником, выявившим тенденции модерна в архитектуре, была церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево (1881-1882)14, над которой работали В.М. Васнецов и В.Д. Поленов. В основе ее проекта лежал храм Спаса Нередицы конца XII в. близ Новгорода. Авторы подвергли образец стилизации в духе модерна: смело сопоставили кубический объем с кривыми линиями купола, добавили скошенные контрфорсы15, подчеркнули гладкость стен лишь немногими украшениями.

Русский модерн носил самобытный характер и проявился различными направлениями, главные из которых петербургское и московское. Именно московское связано с «Абрамцевским кружком»16, деятельность которого дала начало развитию национального варианта стиля модерн в архитектуре. Нередко архитекторы из этого сообщества обращались к историческому наследию русских мастеров, гипертрофируя17 национальные формы древнерусского зодчества. Основной задачей архитекторов было создать единение внешнего и внутреннего убранства здания.

Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в большинстве остальных регионов – особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем (например, дом доктора Сяно на улице Малышева, 47 в Екатеринбурге).

Модерн возник в эпоху индустриализации, поэтому примерами зданий в данном стиле являются железнодорожные вокзалы, промышленные и религиозные строения, доходные дома. Строительство же частных особняков при этом отходило на второй план.

Сооружения модерна можно считать первыми шагами к освоению новых технологий и материалов – стали, бетона и стекла. Чтобы ярче показать в синтетическом художественном образе эмоционально-выразительные возможности пространственных искусств, концепцией модерна всячески стимулировался интерес к активному использованию цвета в архитектуре. Также смелым, новаторским решением было включение в композицию фасадов монументальных мозаичных, изразцовых18 или майоликовых19 панно20 и фризов21, а также больших ярких витражей в интерьеры общественных зданий и особняков.

Архитектура в стиле модерн в России долгое время оценивалась критиками негативно, считалось упадочнической, теряющей чувство меры во внешнем оформлении зданий, безвкусии, что, по их мнению, создавало неблагоприятное впечатление от этого стиля.  

Сторонники же российского модерна (например, Владимир Петрович Апышков22) считали, что стиль модерн в России был проникнут утонченной эстетикой, символизмом, утонченной и оригинальной красотой, которые переплелись со вкусами и запросами элиты того времени являютсяпамятниками высочайшего графическо-скульптурного мастерства архитекторов и радуют наш глаз и сегодня.

Глава 2. Модерн в Екатеринбурге

Свердловск, Свердловск ты стал в моём сердце песней

Из всех самоцветов Урала ты самый чудесный

Свердловск.

В. Трошин «Песня о Свердловске»

Особенности «уральского модерна»

Развитие капитализма породило бурный рост городов. В них возникали новые промышленные предприятия, строились самые разнообразные типы зданий торговые, банковские, административно-конторские, учебные, научные, музейные, казарменные, больничные, выставочные, зрелищные, а также различные транспортные и инженерные сооружения.

В городе в этот период были построены здания банков и акционерных обществ, различные торговые заведения, административно-конторские здания, гимназии, мельницы, частные типографии, концертный зал, оперный театр, два вокзала, электростанция, разнообразные жилые дома.

В это время в Екатеринбурге трудились архитекторы А. И. Падучев, Ю. И. Дютель, И. П. Куроедов, К. А. Полков, И. К. Янковский и другие.

Так сложилось, что стиль модерн в архитектуре Екатеринбурга не выражен очень ярко. На это есть несколько причин. Во-первых, модерн дошел до Урала с большим опозданием – только в конце первого десятилетия ХХ века, буквально за несколько лет до революции 1917 года. Это связано с общим отставанием капиталистического развития Урала. Во-вторых, многие черты модерна позаимствовала популярная в то время эклектика, и стиль просто растворился среди архитектурных элементов других эпох. То есть, приобщение к новому стилевому течению шло путем использования наиболее внешних и броских его проявлений.

Многие здания, в которых наиболее отчетливо проявились черты модерна, либо не сохранились вообще, либо находятся в перестроенном или измененном виде. Так типичным образцом модерна в Екатеринбурге было здание первого в городе кинотеатра «Лоранж» (позднее «Совкино»), построенное в 1907 году архитектором Полковым. Оно просуществовало до середины 1960-х годов на углу Главного и Вознесенского проспектов, потом было перестроено в здание нынешнего Театра Музыкальной Комедии. Здание отличалось преобладанием наклонных линий. Также наблюдалась некая асимметрия в композиционных деталях фасада с выступающими вверх ризалитами23. Какого-то дополнительного декора здание снаружи не имело. Но устремленные вверх ризалиты с расположенными между ними окнами и причудливые линии, разделяющие этажи здания как бы ослабляли цельность стен и конструкций, добавляли строению динамики. Примечательными в этом здании были размеры и форма окон. Сейчас не осталось даже отдаленного представления об этом здании в городе, имеется лишь фотография, изображающая кинотеатр того времени24.

Весьма специфическое развитие модерн получил в каменных зданиях из кирпича с открытой кладкой фасадов. К концу XIX века кирпич на Урале становится массовым строительным материалом и используется при возведении широкого типологического круга зданий – от жилых до промышленных объектов. Налаженное производство лекального кирпича способствует расцвету «кирпичного» стиля, с его разнообразным убранством, подпитывавшимся мотивами «русского» стиля и эклектики. В объемных и фасадных композициях «кирпичного» модерна в качестве формообразующего начала выступают тектоника стены и модуль кирпичной кладки, что сближает его с ветвью «рационального» модерна. Отличие состоит в том, что для «кирпичного» модерна индивидуальность архитектурного решения является определяющей, в то время как для «рациональной» ветви характерна типизация композиционных приемов.

Красота зданий в стиле модерн на Урале (и в частности в Екатеринбурге) наиболее ярко воплощена в деревянном зодчестве.

Формирование круга деревянных построек в этом стиле (сюда входили и полукаменные дома), было продолжением процессов, обозначившихся в деревянном зодчестве с конца XIX века. Это время характеризовалось возникновением интереса архитекторов-профессионалов к образцам деревянной застройки, в первую очередь жилой, увеличением масштабов строительства и числа типологических вариантов деревянных домов. Важным нововведением было применение обшивок на фасадах. Обшивка, скрывавшая бревенчатый сруб, создавала фон, на котором хорошо читались резные детали декора и часто сама имела рисунок, который участвовал в композиции фасадов.

При всех новых проявлениях декоративных и композиционных особенностей стиля неизменной оставалась ведущая роль проемов, дверных и особенно оконных, как наиболее выразительных и узнаваемых элементов. В деревянной застройке не только Екатеринбурга, но и других уральских городов встречались жилые дома, на фасадах которых единственным проявлением принадлежности к модерну были окна (не столько их форма, сколько рисунок переплетов) и украшенные резьбой наличники.

Таким образом, несмотря на довольно широкое использование некоторых типичных для модерна архитектурных элементов, ему не удалось полностью завоевать архитектуру Екатеринбурга. Произошло слияние модерна с эклектикой, где господствовала вторая, неся в себе элементы первого. Из этих особенностей родилось понятие «уральского модерна», придававшего особую окраску архитектуре Екатеринбурга XIX-XX веков.

Утерянная красота. Разрушенные здания в стиле модерн

Стиль модерн не только не успел проявить себя в Екатеринбурге в полную силу, но и оказался под ударом многих исторических событий. Многие здания оказались утрачены в годы революции и последующее время, включающее в себя даже наши дни, когда, казалось бы, следовало бы охранять и так немногочисленные объекты культурного наследия.

Ниже приведен перечень зданий в стиле модерн в архитектуре Екатеринбурга, которым не суждено было сохраниться до наших дней.

Информация об утерянных памятниках архитектуры в стиле модерн была найдена в Свердловской областной научной библиотеке им. В. Г. Белинского, в отделе краеведения.

Дом с мезонином в стиле модерн, рубеж XIX-XX веков, резчик Липатов. Улица Венгерских Коммунаров 56а. Снесен в 1990-х годах.

Особняк в стиле модерн, начало ХХ века. Улица Мамина-Сибиряка, 99.

Загородная дача в стиле модерн, начало ХХ века. Улица Отдыха, 55. Сгорела в 1995 году, снесена в 1999 году.

Доходный дом Кузнецовой в стиле модерн, 1896-1910 гг. Разрушен в 1992 году. Улица Розы Люксембург, 16.

Новый вокзал25, 1910 год, архитектор К. Т. Бабыкин. Улица Челюскинцев, 29. Перестроено в 1939 году.

Интересна история постройки здания Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета в 1904-1912 годах. Строительство нового городского театра явилось крупным событием в культурной жизни Екатеринбурга, а также важным градостроительным мероприятием, а также было отражением новых веяний и требований жизни начала прошлого века.

Место для театра было выбрано на Дровяной площади (ныне пл. Парижской Коммуны), которая примыкала к Главному проспекту. Это была одна из 14 площадей Екатеринбурга, существовавшая еще с конца XVIII века, и первоначально она использовалась как место для продажи дров, строительного леса. Изначально планировалось, что театр будет построен в стиле модерн. Хотя работавший над зданием архитектор Константин Трофимович Бабыкин данный стиль не любил, тем не менее большинство его работ выполнены именно в модном тогда стиле модерн. Во время работы над отделкой фасада, модерн выходит из моды, и Бабыкин принимает решение оформить здание в стиле эклектика с элементами барокко.

Дровяная площадь, на которой был выстроен театр, до революции оставалась неблагоустроенной, только к его входу подвели каменный тротуар. Величественное здание резко контрастировало с окружением. Одна из актрис первой труппы театра М. Ростовская-Ковалевская вспоминала: «...Новый театр нас глубоко порадовал. Серебристо-серый, он гордо высился на большой площади, и скромные одноэтажные деревянные особнячки робко отступали перед ним»26.

Данный пример очень хорошо иллюстрирует, насколько короток был век модерна и насколько этот стиль был подвержен влиянию времени и моды.

Спасенная красота модерна

На сегодняшний день в Екатеринбурге довольно остро стоит проблема сохранения и реставрации нашего архитектурного наследия, но, тем не менее, многим зданиям в стиле модерн удалось дожить до наших дней. В послереволюционный период большая доля старого города сохранилась только благодаря спасительному штампу «памятник эпохи большевистского подполья». В более позднее время многие строения были вовремя отреставрированы или даже перенесены на другое место, если для них представляли угрозу строительные проекты либо другие действия «извне».

Например, здание в стиле модерн, образец деревянного зодчества, построенное в XIX веке и украшенное фигурным железным орнаментом и деревянной резьбой27. перенесено с ул. Толмачева 40 на ул. Пролетарская, 10. Сейчас здесь находится Объединенный музей писателей Урала.

Также сохранить удалось здание аптеки28 на улице Пушкина, 16. В конце прошлого ХIХ века здесь находилось одноэтажное здание с мезонином – каменное здание аптеки, оно имело симметрическую композицию. К входу в высокий первый этаж, расположенному в центре фасада, вело до 2 метров высотой каменное распашное крыльцо, облеченное полуциркульной аркой и кованным металлическим ограждением. В 1910-м году на месте этого здания был построен двухэтажный каменный доходный дом, также с аптекой, размещенной на первом этаже, сохранившееся до наших дней.

Еще одним спасенным зданием может считаться жилой дом с башенками на улице Шейнкмана, 83. Этот полукаменный двухэтажный дом построен на участке, принадлежавшем мастеровому И. С. Корепину. Здание отличается оригинальным декором. Над входами во втором этаже расположены крупные окна с наличниками, украшенные накладной деревянной резьбой в виде решетки и карнизом с изломом, а также подоконной доской с бегунцом29, над боковыми ризалитами – четырехгранные куполы. Двери с фрамугами30 украшены рельефами в форме круга.

Дом является образцом жилой полукаменной застройки Екатеринбурга конца XIX века и служит примером искусного соединения мотивов архитектуры модерна с резным декором.

Символ модерна – водонапорная башня на Плотинке

Наряду с Белой башней и домом Севастьянова водонапорная башня в Историческом сквере на Плотинке (улица Горького, 4г) является одним из символов Екатеринбурга.

Башня находится в месте, откуда начиналась уральская столица – Историческом сквере, или Плотинке (Ленинский район Екатеринбурга). Здесь же находится памятник основателям города – В.Н. Татищеву и Г. В. Де Геннину, установленный в1998 году (скульптор П. П. Чусовитин). Прежде здесь были старый Монетный двор и заброшенная механическая фабрика, с помощью которой проводилось техобслуживание железнодорожных мастерских. В 1946 году, по инициативе инженера-технолога завода № 37 Бориса Денисова, стенки металлического водоёмного бака были срезаны, а дно бака закрыли досками пола. Второй этаж башни переделали под жилое помещение – коммунальную квартиру.

В 1973 году, в год двухсотпятидесятилетия города, всю территорию Исторического отреставрировали. Жильцов из башни расселили, а в башне организовал Метальную лавку известный художник Виктор Махотин. Он принимал от жителей города любые исторические металлические находки. Выставка «Метальная лавка» проходила сезонно, с мая по октябрь, так как в башне не было отопления.

В 1995 году года башня официально передана в ведение Музея истории Екатеринбурга, а после смерти Махотина в 2002 году хранителем башни стал фотограф и художник Иван Рыжков.

С июля 2018 года на первом этаже с работает Гостевой центр Екатеринбурга для туристов и жителей города, где можно приобрести «Карту гостя» (Sity Pass), получить консультацию по музеям и достопримечательностям города. Также там находятся кофейня и сувенирные лавки.

13 ноября 2018 года состоялось торжественное открытие обновленной башни. Была отреставрирована лестница и открыт доступ на второй этаж, где сейчас располагается постоянная экспозиция филиала Музея истории Екатеринбурга.

Архитектурная особенность символа Екатеринбурга, характерная для построек в стиле модерн на Урале, проявляется в том, что башня состоит из двух частей: верхней, сделанной из деревянных балок и нижней (шестигранной), которая построена из гранитных блоков. Сверху объект венчает фонарь.

Примечательно, что до наших дней водонапорная башня на Плотинке сохранилась практически в первозданном виде, не претерпевая грандиозных реконструкций.

Дом доктора Сяно – объект культурного наследия

В настоящее время это здание не только не разрушено, но и является объектом культурного наследия регионального значения. Известен этот объект как Дом доктора Сяно. В 1991 году здание было внесено в реестр памятников архитектуры и сейчас считается объектом культурного наследия и охраняется государством.

В начале ХХ века о докторе Исааке Абрамовиче Сяно в Екатеринбурге знали все. К нему на консультации и лечение приезжали из Верхотурья, Каменска, Кушвы, Нижне-Тагильского завода и даже из Перми и Тюмени. Он был настоящей звездой для женщин, которых в основном и лечил. К нему приходили и очень обеспеченные дамы, которые рассказывали личные секреты. Вероятно, поэтому, будучи очень известным в городе, в то же время доктор был отшельником – скрытным и сторонящимся общественной жизни человеком. Он очень удивил местное объединение медиков и обычных горожан, взяв в банке ссуду и заказав себе огромный дом. Хотя в те времена большинство частных врачей получали довольно большие деньги, покупать или строить роскошные особняки было не принято.

Дом был построен в 1910 году по проекту Ивана Казимировича Янковского – последнего дореволюционного архитектора Екатеринбурга, чья жена лечилась у Исаака Абрамовича.

С самого начала было запланировано, что первый этаж дома будет сдан в аренду. Поэтому по завершении строительства Сяно сразу же организовал свою больницу втором этаже и начал принимать пациентов, а нижний этаж сдал конторе немца Отто Шмидта и голландца Герарда Гармсена. Фирма предлагала немецкие локомобили, шведские нефтяные двигатели, паровые турбины и прочие технические новинки. А в 1913 году ей на замену пришла компания немецкого коммерсанта Рихарда Штроля, открывшего в доме магазин по продаже германских автомобилей и мотоциклеток.

У него можно было не только купить любое средство передвижения, но и взять в аренду или сдать в ремонт. Параллельно Штроль продавал ещё и зарубежные средства контрацепции, начав их реализацию одним из первых на Урале.

С началом Первой мировой войны многие екатеринбургские врачи были призваны на фронт, но Сяно из-за слабого здоровья призыву не подлежал. Помимо частной практики, Исаак Абрамович проводил операции в эвакуационных госпиталях, работал в Верх-Исетской больнице, выезжал в другие города уезда. Приезжал он и в Нижний Тагил, где проводил операции в земской больнице и в заводском госпитале.

История дома Сяно в советский период известна лишь фрагментарно. По-видимому, Исааку Абрамовичу удавалось некоторое время сохранять дом за собой, подобное в первые десятилетия существования советской власти случалось не раз. В 1930-1940-е года профессор, вероятно, лишился своего дома и после этого времени судьба здания уже не была связана с жизнью доктора Исаака Абрамовича.

С конца 40-х годов здесь разместилась детская художественная школа, созданная в 1946 году по инициативе Павла Петровича Хожателева31. Основная задача школы состояла в обучении детей основам рисования и живописи для последующего поступления в художественное училище. До 1983 года Детская художественная школа была подразделением Свердловского художественного училища, а затем обрела самостоятельный статус.  

Выпускниками школы в разные годы были многие известные на Урале и в России деятели искусства и культуры: художники Герман Метелёв, Алексей Лопато, Вячеслав Вишняков и Алексей Рыжков, скульптор Андрей Антонов, театральные художники Зоя Малинина и Ольга Меньщикова, ювелир Владимир Сочнев, художник-аниматор Сергей Айнутдинов.

За более чем 100 лет существования дом пережил множество ремонтов и реконструкций. После них из старины внутри здания остались лишь несколько печей, две двери да лестница, ведущая на второй этаж. Все резные элементы интерьера дома теперь надёжно спрятаны под толстыми слоями разномастной штукатурки и побелки.

Дом доктора Сяно является одним из немногих в России и единственным в Екатеринбурге, построенном в стиле «уральский модерн», для которого характерны орнаменты элементов стальных каркасов, железных решёток, декоративность рельефов и росписей в сочетании с деревянным «верхом», резными наличниками и различными формами оконных проёмов32. Широкий декоративный пояс визуально чётко делит фасад на хозяйский и арендный этажи. Раньше дом имел не только главный вход, но и угловой – к нему вёл деревянный тротуар и гранитные ступени крыльца. Но он не сохранился, как и декоративный балкон, который был над ним.

Необходимо подчеркнуть, что перед архитектором Янковским стояла задача не только оформить пространство площади на пересечении бывших Покровского и Вознесенского проспектов (ныне улица Малышева и Карла Либкнехта), но и создать образ, подчиненный форме римско-католического костела Святой Анны, в то время расположенного напротив дома. Этим и объясняется его форма «срезанного квадрата», характерная для западноевропейской архитектуры XIX века, и протяженные фасады.

В настоящее время почти всё здание занимает Детская художественная школа № 1 им. П. П. Чистякова.

Заключение

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

С. Есенин «Стансы»

В заключение хотелось бы вернуться к теме экологии души. Так получилось, что через всю мою работу красной нитью проходит мысль о роли искусства в воспитании чувства патриотизма. Рассказывая об архитектурных особенностях, стилистических приемах, приводя факты из истории, я говорила не только о каменных домах-постройках. Я говорила о нашем общем доме - малой Родине, о том, как архитектура может рассказать нам намного больше, чем мы привыкли думать, проходя мимо старинных зданий и порой не замечая их ускользающей красоты.

Вспоминаются «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева. Так в сорок третьем письме Дмитрий Сергеевич пишет: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению.

Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле».33

Его слова во многом отражают главную цель всей моей работы- решение проблемы патриотического воспитания молодежи, повышения у моих сверстников интереса к истории и культуре Родины.

На основе материалов этой работы могут быть составлены планы для проведения уроков краеведения, классных часов, посвященных истории родного города. Пускай на этих уроках не будут ставится оценки, главное, чтобы они были, чтобы подрастающее поколение знало и гордилось своим Отечеством. Тем более, что сами дети признают важность введения подобных новшеств. При проведении анкетирования 30% опрошенных предложили такой путь воспитания патриотизма в детях: больше говорить об этом на уроках в школе, чаще выезжать на экскурсии. Участники анкетирования предложили также большое количество других путей решения поставленной цели.34 Основываясь на представленных в ответах идеях и предложениях, составлена практическая часть работы - «эко-экскурсия» по историческим достопримечательностям Екатеринбурга, названнаястрокой из «Свердловского вальса» уральского композитора Евгения Родыгина: «Мы по городу нашему вместе, красотою любуясь, пройдем».35 В перспективе предполагается найти единомышленников и реализовать экскурсию как социальный проект.

Таким образом, высказанная мной в начале работы гипотеза подтверждается. При совершении велоэкскурсии, видя красивые, необычные памятники архитектуры, каждый ее участник может приобщиться к истории Екатеринбурга, почувствовать гордость за родной город.

Такое чувство как патриотизм не возникает из воздуха, оно должно прививаться ребенку с самого раннего детства, когда он только начинает исследовать этот мир. И снова вспоминаются Дмитрия Сергеевича из его сорокового письма: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».36

Я считаю, что это богатство находится совсем рядом с нами, оно заключено в тех самых старинных постройках – каменной и деревянной летописи Екатеринбурга.

Библиография

Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979. — 162 с.

Беркович А. Деревянное зодчество старого Екатеринбурга, ж. "Домо-строй", № 12, 2000 год

Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн.-М.: Советский художник, 1990. – 360с.: ил.

Данилюк А. Я., Кондаков A. М., Тишков B. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Москва: Издательство Просвещение, 2009. – 23 с.

Звагельская В.Е. Гражданская архитектура Урала второй половины XIX – начала XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. [специальность] 18.00.01. Звагельская Валерия Евгеньевна. – Москва: [б. и.], 1985. – 24 с.

Звагельская В.Е. Модерн в памятниках архитектуры Свердловской области. – Екатеринбург: 2008. – 158 с. (Стили в архитектуре Свердловской области)

Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – vi, 128 с.

Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – vi, 120 с.

Крживицкая Е.Э., Сергеев А.Ю., Аллахвердиева Н.Б. Художественная культура Урала: Книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2003. – 248 с.: ил.

Лихачев, Дмитрий Сергеевич. Письма о добром и прекрасном. / Дмитрий Сергеевич Лихачев. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 192 с. – (Экслюзив: Русская классика).

Мурзина И.Я. Художественная культура Урала: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999. – 176с.: ил.

Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург. Отв. Ред. В.Е. Звагельская. – Екатеринбург: «Издательский Дом «СОКРАТ», 2007. – 536 с., ил.

Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 2. Екатеринбург. Отв. Ред. В.Е. Звагельская. – Екатеринбург: «Издательский Дом «СОКРАТ», 2008. – 648 с., ил.

Стариков А.А., Екатеринбург. История города в архитектуре. Стариков, Звагельская, Токменинова, Черняк. – Екатеринбург : Сократ, 1998. – 239 с.

Электронные ресурсы

https://www.e1.ru/news/spool/news_id-418394.html

http://emodern.ru/modern-v-iskusstve/modern-v-arhitekture/spetscificheskie-osobennosti-ekaterinburgskogo-moderna.html

http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/stil_modern_v_rossii/

http://www.ekbredline.ru/objects/vodonapornaya_bashnya

https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65614911.html?fbclid=IwAR2sQW56_DKrNVhsBvHT1EfA2rMZErqoENTShgVZ3-oW4RmoG1z7k5Fhs04

https://www.hobbysalon.ru/russia/sverdlovskaya-oblast/ekaterinburg/vodonapornaya-bashnya-ekaterinburg

http://ekaterinburg-guide.ru/ekaterinburg-excursions/bashni

https://www.culture.ru/materials/51611/yugendstil-on-zhe-tiffani-on-zhe-secession-on-zhe-liberti-on-zhe-modern

https://www.syl.ru/article/201138/new_stil-modern-v-arhitekture-osobennosti-moderna-v-arhitekture

ttps://ozlib.com/800298/tehnika/arhitektura_moderna_rossii

https://mstrok.ru/znakomstvo-s-ekaterinburgom-dom-doktora-syano

http://nedv.info/articles/759.html

https://arzamas.academy/materials/1201

https://bigenc.ru/fine_art/text/2221741

http://istoriya-iskusstva.ru/stil-modern/

Приложение № 1

Фотографии

Павлинья комната Джеймса Уистлера, 1877 г.

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево,1881 – 1882 гг.

Здание кинотеатра «Лоранж», 1913 г.

Здание второго вокзала, 1914 г.

Дом доктора Сяно, улица Карла Либкнехта, 2

Водонапорная башня, улица Горького, 4В

Здание аптеки, улица Пушкина, 16

Жилой дом с башенками, улица Шейнкмана, 83

Музей Литературной Жизни Урала XX века, улица Пролетарская, 10

Приложение № 2

Сгруппировать предложенные здания Екатеринбурга по стилям

Приложение № 3

Назовите известные вам здания

Приложение № 4

Можете ли вы назвать себя патриотом?

Приложение № 5

Предложите свои пути решения проблемы незнания культуры родного края

Устраивать бесплатные выставки, ввести предмет «искусство России» (10 «и»)

Устраивать прогулки по исторически значимым местам в сопровождении гида (10 «и»)

Создание курсов по 3D моделированию в архитектуре и лекции по культуре родного края; детям предложить игры об искусстве в России (10 «и»)

Проводить «вечера русской культуры» (10 «и»)

Разместить на улицах и в соцсетях социальную рекламу с интересными фактами о домах в Екатеринбурге (8 «б»)

На исторических зданиях повесить таблички с информацией о них (8 «а»)

Создать «архитектурные кружки» (8 «а»)

Показ короткометражных фильмов об истории города (8 «м»)

«Дни открытых дверей» в памятниках архитектуры (8 «м»)

Проводить тематические квесты и викторины (8 «м»)

Приложение № 6

«Эко-экскурсия» по Екатеринбургу

«Мы по городу нашему вместе, красотою любуясь, пройдем»

Условия проведения: велосипед, маршрутный лист, экскурсовод, либо аудиогид; возле каждого пункта остановки находится табличка с фотографией здания из прошлого и информацией о нем.

Цель: поиск ускользающей красоты в архитектуре Екатеринбурга.

Время: 1,5-2 часа с учетом остановок.

Расчет стоимости:

Проезд из Верхней Пышмы на автобусе в обе стороны – 36*2=72 рубля

Проезд на метро в обе стороны – 28*2=56 рублей

Аренда велосипеда на 2 часа – 250 рублей

Итого: 72+56+250= 378 рублей

В данной экскурсии рассматриваются не только здания в стиле модерн, но и здания в стилях классицизм, эклектика, конструктивизм.

Экскурсия начинается от станции метро «Динамо». По адресу Дзержинского 2, расположился пункт проката, где можно арендовать велосипед.

1. По улице Шевченко выезжаем на улицу Карла Либкнехта. Проехав чуть дальше Екатеринбургского муниципального театра юного зрителя, увидим знаменитую усадьбу Расторгуева-Харитонова выполненную в стиле классицизм. О ней я подробно рассказывала в своей работе «Малая Родина. Архитектурный облик дореволюционного Екатеринбурга» (2016 г.). Проехав Свердловскую государственную академическую филармонию, оказываемся у Фотографического музея «Дом Метенкова» - единственного музея фотографии на Урале (улица Карла Либкнехта, 36). Напротив этого музея расположились типичные для конструктивизма жилые дома, словно составленные из больших кубиков.

2. Делаем остановку у Свердловского театра музыкальной комедии. В начале ХХ века на этом месте находилось кирпичное здание кинотеатра «Лоранж» в стиле модерн, в советское время переименованного в «Совкино». Теперь от здания не осталось и следа.

3. Проезжаем по проспекту Ленина и делаем остановку у Дома печати, расположенного адресу проспект Ленина, 49. Дом печати – это бывшее здание редакции и типографии газеты «Уральский рабочий» выполнено в стиле конструктивизм с типичными для этого стиля ленточными окнами: длинные ряды узких окон напоминают газетные полосы, а их протяжённость вдоль всего фасада здания символизирует непрерывность и оперативность газетной работы. Об особенностях этого здания рассказано в работе «Малая родина. Архитектурный облик «Большого Свердловска» (2017 г.). На правой стороне проспекта можно увидеть здание Театра оперы и балета (проспект Ленина, 46а). То самое, которому не суждено было увидеть мир в оболочке стиля модерн – современный фасад здания выполнен в стиле эклектика с элементами венского барокко.

4. Далее маршрут проходит по проспекту Ленина и следующее здание, около которого мы задержимся, - это серповидная гостиница «Исеть» - бывшее общежитие для чекистов (проспект Ленина, 69/1). Сама гостиница является частью Городка чекистов – комплекса зданий в стиле конструктивизм, построенного в 1929-1936 гг., который лучше видно с улицы Луначарского.

5. Продолжаем движение по проспекту Ленина. По адресу проспект Ленина 69/10 находится Музей истории и археологии Урала, тоже выполненный в стиле конструктивизм. Главная особенность здания в том, что винтовая лестница внутри закручена против часовой стрелки вопреки правилам. Про здание музея и гостиницу «Исеть» я рассказывала в своей работе «Малая родина. Архитектурный облик «Большого Свердловска» (2017 г.).

6. По улице Бажова выезжаем на улицу Малышева и отправляемся в обратный путь. Проезжаем мимо НПО автоматики, бизнес-центра «Высоцкий» и делаем остановку на улице Малышева, 47 околодома доктора Сяно. Дом выполнен в типичном для уральского модерна ключе: нижний этаж каменный, а вот верхняя часть здания выполнена из дерева и деревом же обшита. По мнению столичных архитекторов, дом доктора Сяно является одним из немногих в России и единственным в Екатеринбурге, построенном в стиле «уральский модерн», В 1991 году здание было внесено в реестр памятников архитектуры и сейчас считается объектом культурного наследия и охраняется государством. 

7. На улице Пушкина, мимо которой проходит наш маршрут велопрогулки, находится здание аптеки в стиле модерн (улица Пушкина, 16). Интересно, что и до этого на этом месте было здание аптеки, построенное для нее специально. Дом является образцом использования фасадной композиции скульптурно-лепного декора в стиле классического модерна.

8. Продолжаем движение по улице Малышева. По адресу улица Малышева, 46 расположен дом Поклевских-Козелл, выполненный в стиле эклектика; ныне здесь находится Свердловский областной краеведческий музей. Дом был построен в середине 1870-х годов, и его первым владельцем был поляк — миллионер Альфонс Поклевский-Козелл, чья благотворительная деятельность оказала значительное влияние на развитие культуры, просвещения, здравоохранения нашего края.

9. Следующую остановку можно сделать на въезде на улицу Вайнера. Если посмотреть налево, можно увидеть особняк мещанина Блинова (улица Вайнера, 38). Каменное здание выделяется своей модернистской лепниной: в его декоре есть разнообразие растительных мотивов, активно используемых в модерне.

10. Мимо многочисленных конструктивистских домов, совсем недавно отреставрированных, двигаемся по пешеходной зоне Вайнера в сторону Площади 1905 года. Наш путь лежит через проспект Ленина на улицу 8 Марта. Проехав несколько метров, увидим слева первый уральский небоскреб - Второй дом советов в стиле конструктивизм (улица 8 Марта, 2) – о нем подробно рассказано в работе «Малая Родина. Архитектурный облик «Большого Свердловска» (2017 г.).

11. Через улицу Химиков мы направляемся в сторону набережной Рабочей Молодежи и оказываемся около дома купца Пшеничникова. Этот двухэтажный дом выполнен в стиле классицизма первой половины XIX века и имеет вытянутую прямоугольную форму с мезонином. Первый этаж украшают небольшие выступы, на одном из которых установлен 4-х колонный портик, который охватывает второй этаж и доходит до мезонина. Красивый балкон расположен между этими колоннами. Он выделяется своими коваными чугунными решетками. На стенах второго этажа выделяются ниши над окнами, в которых можно видеть тонкий и красивый рисунок из лепнины.

В наши дни здесь расположена приёмная Президента РФ в Уральском федеральном округе (набережная Рабочей Молодежи, 2).

12. Выезжаем на проспект Ленина, двигаемся в сторону улицы Толмачева.

Во время проезда по проспекту можем увидеть дом Севастьянова (проспект Ленина, 35), выполненный в стиле необарокко и водонапорную башню в Историческом сквере – символ модерна в Екатеринбурге. Проезжая Музей истории камнерезного и ювелирного искусства можно вспомнить, что это бывшее здание Аптеки горного ведомства, построенное знаменитым архитектором Малаховым в стиле классицизм (расположено по адресу проспект Ленина, 37).

13.Сделаем остановку около Дома связи, выполненного в стиле конструктивизм (проспект Ленина, 39). Главпочтамт (его второе название) был крупнейшим на Урале комбинатом связи, где горожане могли получить любые почтовые услуги. Здесь разместилось почтовое отделение, междугородная телефонная станция и телеграф. Кроме того, в структуре Дома связи были запроектированы радиотеатр на 800 человек, базовые мастерские, помещения детского сада и яслей, комнаты для кружковой работы. На этой остановке можно еще раз увидеть здание аптеки на улице Пушкина, 16.

14. По улице Толмачева, минуя Первомайскую, задерживаемся около памятника Пушкину. Здесь начинается Объединенный музей писателей Урала, известный также как Литературный квартал. Именно в этом месте, по адресу улица Пролетарская, 10 расположено спасенное здание в стиле модерн, перенесенное с улицы Толмачева, 40. Сейчас в нем функционирует музей «Литературная жизнь Урала XX века».

15. По улице Пролетарской возвращаемся на улицу Дзержинского, откуда началась экскурсия.

Таким образом, за 1,5-2 часа экскурсии мы увидели более 16 прекрасных зданий, узнали об их архитектурном своеобразии, истории создания, людях, чья жизнь была с ними связана.

Так можно с пользой для нравственного и физического здоровья провести досуг не только современной молодежи, но и людям других возрастов, которым интересна история и культура родного города.

Приложение № 7

Анкета

Сгруппируйте здания по стилям: классицизм, модерн, конструктивизм.

Определите названия зданий, которые вы узнали.

Считаете ли вы себя патриотом?

Предложите свои пути решения проблемы незнания культуры родного края.

Приложение № 8

Перспектива дальнейшей работы

Превращение практической части работы в социальный проект

Создание аудиогида для «эко-экскурсии» на 2 языках (русский, английский)

Привлечение единомышленников и волонтеров к проведению «эко-экскурсий»

Установка табличек с информацией о памятниках архитектуры Екатеринбурга на остановках общественного транспорта

Фото- и видеоотчет об «эко-экскурсиях» в социальных сетях

1Дмитрий Сергеевич Лихачёв (28 ноября 1906 годаСанкт-ПетербургРоссийская империя — 30 сентября 1999годаСанкт-ПетербургРоссийскаяФедерация) — российский филологискусствоведсценарист, общественный деятель, академик РАН (до 1991 — АНСССР).

2Лихачев, Дмитрий Сергеевич. Письма о добром и прекрасном. / Дмитрий Сергеевич Лихачев. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 192 с. – 163 с.

3 Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – vi, 128 с.

4 См. Приложение №2

5 См. Приложение №3

6Данилюк А. Я., Кондаков A. М., Тишков B. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Москва: Издательство Просвещение, 2009. – 23 с.– 7 с.

7 См. Приложение №4

8 См. Приложение №7

9Михаил Александрович Врубель (5 [17] марта 1856ОмскОбласть Сибирских Киргизов, Российская империя — 1 [14] апреля 1910Санкт-Петербург) — русский художник, предшественник символизма рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

10См. Приложение №1

11 Алексей Викторович Щусев (1873 — 1949) — русский и советский архитектор, лидер неорусского стиля в архитектуре

12 Виктор Александрович Гартман (23 апреля [5 мая1834Санкт-Петербург — 23 июля [4 августа1873, с. Киреево под Москвой) — русский архитекторсценограф, художник и орнаментист, один из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре

13Из статьи Артема Берковича «Деревянное зодчество старого Екатеринбурга», журнал "Домострой". № 12, 2000 год – 18 с.

14 См. Приложение №1

15Контрфорс — каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия.

16 Абрамцевский художественный кружок (мамонтовский кружок) — неформальное объединение русской интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей и др.). Просуществовал с 1878 по 1893 год, развиваясь в Абрамцево — усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова, расположенной близ Сергиева Посада.

17Гипертрофировать – чрезмерно развиватьизлишне усиливать какие-либо качествасвойства и тп.

18Изразец – плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.

19 Майолика – разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури.

20 Панно – картина или рельеф, украшающие какой-либо участок стены, потолка.

21 Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или лентыувенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

22Владимир Петрович Апышков (23 января 1871Москва — 13 мая 1939Ленинград) — русский и советский военный инженерархитектор. Преподаватель, критик и теоретик архитектуры.

23Ризалит (резалит) — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания

24См. Приложение №1

25См. Приложение №1

26Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979. — 162 с. – 88 с.

27См. Приложение №1

28 См. Приложение №1

29 Бегунец – орнамент, состоящий из продольных торцевых сторон кирпичей или каменных блоков, расположенных зигзагом и образующих на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращенных вершинами то вверх, то вниз.

30Фрамуга — горизонтальная верхняя глухая часть окна, боковая или верхняя часть проема двери.

31Хожателев Павел Петрович (18(30). 06.1895, Самара - 19.04. 1987, Свердловск) - директор Свердловского художественного училища (1937 — 1959) и основатель единственной на Урале вечерней художественной школы для взрослых, которая с 2004 года носит его имя

32Информация из агентства новостей «Между строк»

33 Лихачев, Дмитрий Сергеевич. Письма о добром и прекрасном. / Дмитрий Сергеевич Лихачев. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 192 с. – 171 с.

34 См. Приложение №5

35 См. Приложение №6

36Лихачев, Дмитрий Сергеевич. Письма о добром и прекрасном. / Дмитрий Сергеевич Лихачев. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 192 с. – 150 с.

Просмотров работы: 209