Все начинается с малого!

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Все начинается с малого!

Плоских С.А. 1Тыщенко А.Е. 1Савельев И.А. 1Костенко И.Г. 1
1МАОУ СОШ №211 имени Л.И.Сидоренко
Хмелинина И.Н. 1Либиков Н.Н. 1
1МАОУ СОШ №211 имени Л.И.Сидоренко
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

В последнее время мы часто слышим с различных трибун слово «патриотизм». По этому вопросу Президент РФ В.В. Путин сказал: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма … это и есть национальная идея» [1].

Патриоти́зм - чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость за достижения и героизм своего народа , желание сохранять его культурные особенности, стремление защищать интересы своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства [2].

А что же способствует развитию этой гордости, этого желания и стремления, этой любови и привязанности?

Толчком для данного размышления послужило исследование «С чего начинается патриотизм?», проведенное в 2016/2017 учебном году нашим одноклассником Коротаевым Артёмом, учеником 6 класса МАОУ СОШ № 211имени Л.И. Сидоренко г. Новосибирска (руководитель: Хмелинина И.Н., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 211имени Л.И. Сидоренко). Проект был представлен в 2018 году на V всероссийской научно-инновационной конференции «Открой в себе ученого» в г. Санкт-Петербург и занял первое место в секции «Философия и социология». [3].

Результаты этого же исследования показали, что более половины анкетируемых - 56 % (110 из 196) - не смогли назвать героя сегодняшнего времени, что указывает на несформированный образ патриота (в анкетировании приняли участие 196 человек: учащиеся 5,9,11 классов МАОУ СОШ №211 им. Л. И. Сидоренко г. Новосибирска и взрослые с высшим образованием - юристы, экономисты, бухгалтера, инженеры и другие в возрасте от 21 года до 63 лет).

И этот факт нас насторожил! Как можно говорить о любви к Родине, не зная ее героев!?

Мы согласны с Артемом, что развивать чувство гордости и любви к своему народу, к своей родине нужно с малого - хотя бы со знаний подвигов тех героев, чьими именами названы улицы, на которых мы живем.

Мы считаем, что мы можем способствовать получению таких знаний учащимися начальной школы.

Мы часто проводим с учащимися начальной школы различные мероприятия. Ребята с желанием вступают с нами в диалоги на различные темы. В рамках тематических бесед мы иногда используем и презентационные материалы. Они помогают украсить наши мероприятия и продемонстрировать важные элементы.

Мы предполагаем, что беседы с использованием презентационных материалов о подвигах тех героев, чьими именами названы улицы, на которых мы живем, поспособствуют развитию чувства гордости за наш микрорайон, желанию сохранять его культурные особенности, привязанности к тому месту, где мы живем.

Цель, основная идея и задачи работы

Цель работы: изучение истории малой Родины через судьбы конкретных людей, их дел и поступков для формирования патриотического сознания у ребят младших классов.

Патриотическое сознание – составляющая патриотического воспитания наряду с патриотическим убеждением (знания) и патриотической деятельностью (готовность действовать) [4].

Основная идея работы: показать школьникам на конкретных примерах, что наш микрорайон достоин чувства гордости и уважения уже за то, что его улицы и организации названы именами тех людей, которые совершили подвиги не только в военное, но и в мирное время.

Для решения данной цели сформулированы следующие задачи:

Определить через анкетирование, что знают ребята о тех героях, в честь которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона, и понять какого отношение ребят к нашему микрорайону.

Найти информацию о героях, в честь которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона.

Сформировать электронную базу презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!» для последующего использования на уроках окружающего мира, истории, обществознания; тематических классных часов, посвященных родному микрорайону, юбилейным датам организаций микрорайона и людям, чьи имена увековечены в названиях улиц и мемориальных доска.

Провести беседы с учащимися начальной школы с использованием презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!»

Составить и провести повторное анкетирование с целью понять, способствовали ли наши беседы с использованием презентационных материалов на знание о судьбах и подвигах тех, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона, и оказали ли эти знания влияние на развитие у слушателей чувства гордости за наш микрорайон.

Определить перспективу дальнейшей работы по развитию чувства гордости и любви к своему краю, своему народу.

Значимость работы и предполагаемый результат

Данная работа помогает решить следующий проблемный вопрос:

- развитие чувства патриотизма, формирование патриотического сознания

через положительное восприятие своей истории, героических поступков людей;

Социальный эффект:

развитие чувства гордости за наш микрорайон; желание сохранять его культурные особенности и традиции; привязанность к тому месту, где мы живем.

Предполагаемый результат работы

По итогу курса бесед с использованием электронных материалов о подвигах тех, чьими именами названы улицы и организации нашего микрорайона, у школьников появится интерес к истории нашего микрорайона, чувство гордости, а отсюда и желание сохранять его культурные особенности и традиции.

Будет сформирована электронная база презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!» для последующего использования на уроках окружающего мира, истории, обществознания, тематических классных часов, посвященных родному микрорайону, юбилейным датам организаций микрорайона и людям, чьи имена увековечены в названиях улиц и мемориальных досках.

Методы исследования

В процессе работы использовались следующие методы:

Общенаучные методы: поисковый, сравнение, анализ, анкетирование, обобщение.

Математические методы: статистические методы, метод визуализации данных (таблицы и графики).

Основная часть

Этапы реализации и их результаты

Этап

Цель

Результат

Изучение теории вопроса

Проанализировать имеющийся опыт, исследования по вопросу развития патриотических чувств, формирования патриотического сознания у школьников

Сформировано представление (понимание), что такое патриотические чувства, сознание. Определены цели, задачи и направления работы

Создать и провести анкетирование «А что ты знаешь об их подвиге?»

Определить наличие знаний у ребят касательно выдающихся людей, в честь которых названы улицы нашего микрорайона .

Опрошено 160 учащихся 4а,4б,4к,4и,4з и 3з

Результаты анкетирования показали, что многим ребятам все равно, в честь кого названы учреждения и улицы нашего микрорайона;

большинство из них не задумывались о своем отношении к микрорайону, некоторым наш микрорайон нравится, но о чувстве гордости за район никто не сказал. (Приложение 5.1.)

Незнание подвигов тех, чьими именами названы наши улицы, приводит к равнодушному отношению к месту, в котором ты живешь

3. Найти информацию и составить (на основе уже существующего шаблона, разработанного в Коротаевым Артемом (нашим одноклассником) в рамках проекта «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!» конкурса «Доброволец Росии-2018» Приложение 5.2. ) презентации о тех героях, чьими именами названы улицы и организации нашего микрорайона

Сформирована единая электронная база презентационных материалов для последующего использования на уроках окружающего мира, истории, тематических классных часов, посвященных родному микрорайону, юбилейным датам организаций микрорайона и людям, чьи имена увековечены в названиях улиц и мемориальных досках;

Создано 6 презентаций

о Л. В. Мясниковой,

А.В. Гребенщикове, М.Ю. Немыткине, И.В. Курчатове, Ф.В. Краузе, Л. И. Сидоренко.

(Приложение 5.3.)

4.Провести беседы с использованием презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!»

Развитие интереса у слушателей к истории своего микрорайона и чувства гордости за тех людей, именами которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона;

развитие у лекторов ораторских и коммуникативных способностей

Проведены беседы в 4а,4б,4к,4и,4з и 3з классах

5.Составить и провести повторное анкетирование «А что ты знаешь об их подвиге?»

Определить, оказало ли влияние у слушателей знание о судьбах и подвигах тех, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона на развитие чувства гордости за наш микрорайон.

Возросло количество ребят, знающих всех героев, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона;

Эти знания повлияли на развитие чувства любви и гордости за наш микрорайон (Приложение 5.4)

6.Провести анализ работы

Наметить перспективные направления дальнейшей работы

Разработан план проведение мероприятий с целью развития патриотизма у подростков через развитие чувства гордости за свой микрорайон.

Заключение

Результат работы

Результаты анкетирования показали, что у ребят появилось чувство гордости, за тех, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона (см. Приложение 5.4).

В ходе 6 бесед в каждом классе 4а,4б,4к,4и,4з и 3з выяснилось, что 55 % заинтересовались историей своего микрорайона и высказали желание продолжить беседы на подобные темы с целью познакомиться с родственниками героев, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона, сходить на экскурсию по всему микрорайону всем классом.

Мы, создатели данной работы, стали уверенней выступать перед публикой и у нас появилось желание продолжить работу, направленную на развитие чувства гордости и любви за свой микрорайон.

Сформирована электронная база презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!» для последующего использования на уроках окружающего мира, истории, обществознания, тематических классных часов, посвященных родному микрорайону, юбилейным датам организаций микрорайона и людям, чьи имена увековечены в названиях улиц и мемориальных досках – 6 презентационных материалов.

Перспективы

С целью развития чувства гордости и любви у учащихся нашей школы к нашему району (как следствие к городу и стране в целом) мы планируем:

Составить и провести квесты на тему «Мы гордимся своим районом» (март, 2019);

Организовать экскурсии по интересным местам нашего микрорайона (июнь, 2019 в рамках летнего оздоровительного лагеря);

Организовать встречи с семьями героев, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона (первое полугодие 2019/2020 учебного года);

Организовать 20 октября 2019 (в день рождения района) в развлекательных центрах нашего района фотовыставки или выставки рисунков «С днем рождения, родной район!», отображающие любимые и красивые уголки нашего микрорайона, интересные события и трудовую деятельность родниковцев.

В последнее время от многих слышишь, что «в такой-то стране люди живут богаче, улицы чище, дороги лучше» и так далее. Но только ли комфортное проживание формирует гордость за свою страну? Люди просто, не зная истории, не понимают, что наша страна знаменита подвигами ради независимости и свободы, счастья и благополучия. И этим нужно гордиться в первую очередь! В России всегда были и есть люди, готовые совершать подвиги ради Родины как в военное, так и в мирное время – патриоты. Герои живут с нами рядом. Для этого просто надо посмотреть вокруг – почему улица названа именем этого человека, что за мемориальная доска на доме рядом и т.д.

А человеку, гордящемуся своей страной, хочется сделать её еще лучше и с таким же настроем воспитать своих детей – поколение неравнодушных к своей стране. Поэтому необходимо начинать с малого - возобновлять интерес к самой стране, к ее развитию, как великого Государства через интерес к истории родного города, микрорайона, улицы.

Список использованных источников и литературы

1.Советы лидерам. Владимир Путин поддержал инициативы бизнеса

и назвал патриотизм национальной идеей / Российская газета

[Электронный документ] URL:

https://rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-

nazval-patriotizm-edinstvennoj-nacionalnoj-ideej.html

2.Патриотизм [Электронный документ] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

3.Сборник тезисов V Всероссийской научно-инновационной конференции школьников «Открой в себе ученого», Коротаев А.А. «С чего начинается патриотизм?», 2018 г.

4.Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны. Марченко Елена Владимировна, преподаватель-организатор ОБЖ

[Электронный документ] URL: открытый урок.рф/статьи/ 611668/

Приложения

Приложение 5.1 Анкета «на входе»

«А что ты знаешь об их подвиге?»

(в опросе приняло участие 160 учащихся 4а,4б,4к,4и,4з и 3з)

Вопросы анкеты

Результат опроса

1

Назови имена тех героев, в честь которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона

-ни одного не назвали-1%

-назвали 1-2 героев-20%

-назвали 3-4 героев-36%

-всех назвали -15 %

2

Напиши, что ты знаешь о тех героях, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона на развитие чувства гордости за наш микрорайон.

- 12% учащихся смогли назвать только профессии героев;

- 5% учащихся знают подвиг, который герой совершил

3

Как ты относишься к своему району

Распространенные ответы:

Не думал об этом-7%

Не знаю-16%

Никак-21%

Есть и лучше-8%

Я недавно приехал. Мне все равно-12

Красивый район-16%

Здесь хорошо-17%

Я люблю свой район-3%

Приложение 5.2.

Шаблон презентации

Шаблон презентации нацелен на максимальную зрительную фиксацию информации через образы и иллюстрации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Приложение 5.3.

База презентационных материалов

Презентационные материалы, созданные в рамках работы размещены в открытом доступе в группе волонтерского отряда «ПЕлагус-211» https://vk.com/pelagus211

Приложение 5.4. Анкета «на выходе»

Анкета

«А что ты знаешь об их подвиге?»

(в опросе приняло участие 142 учащихся 4а,4б,4к,4и,4з и 3з)

Вопросы анкеты

Результат опроса

1

Назови имена тех героев, в честь которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона

-ни одного не назвали-0%

-назвали 1-2 героев-10%

-назвали 3-4 героев-55%

-всех назвали -45 %

2

Напиши, что ты знаешь о тех героях, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона

- 57% смогли назвать и подвиг, и профессию героев, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона

- 17% правильно указали только профессию

3

Как ты относишься к своему району

Не знаю-5

Никак-11%

Интересный район-8%

Улицы носят имя героев-25%

Есть, чем гордиться-12%

Красивый район-16%

Здесь хорошо-17%

Я стал любить свой район-3%

 
Просмотров работы: 67