ВВЕДЕНИЕ
Как выжить человеку в современном меняющемся мире, в котором больше не существует универсальных ответов и моделей, правил, а зачастую и норм? [1]
Человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.Различные эмоции зачастую переполняют нас.Музыка является одним из факторов, имеющих огромное влияние на эмоциональную сферу человеческой деятельности,на интеллектуальные и иные возможности человека, ведь мелодия музыки содействует созданию внутренней гармонии.
Она является неотъемлемой частью жизни человека, музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику классическая музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, поэтому приобщение к классической музыке, знакомство с современными композиторами приобретает сегодня особую актуальность.
Цель проекта: познакомить сверстников с творчеством современных композиторов нашего города. Создать фильм «Музыка души. Уральский композитор Елена Самарина».
Для достижения цели мною были сформулированы задачи:
изучить литературу по проблеме исследования;
провести опрос среди сверстников, выпускников гимназии и наших родителей с целью выявления музыкальных предпочтений;
собрать информацию о творчестве композиторов – наших современников, живущих в Екатеринбурге;
создать видеофильм о творчестве Елены Самариной и представить его моим одноклассникам;
в перспективе продолжить работу в данном направлении и создать фильмы, знакомящие зрителя с творчеством Александра Пантыкина и Евгения Карамзина.
Объект исследования – классическая музыка.
Предмет исследования – творчество современных екатеринбургских композиторов. Создание видеофильма «Музыка души. Уральский композитор Елена Самарина».
ГЛАВА 1. ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА
Говорят, что любовь к классической музыке прививается с детства или приходит потом, в сознательном возрасте.
Мне посчастливилось родиться в творческой семье. Моя бабушка – композитор Елена Самарина, моя мама музыкант, она хорошо играет и поет.
Я с детства слушаю и люблю хорошую настоящую музыку.
На уроках музыки мы часто слушали и анализировали произведения музыкальной классики. К сожалению, я заметил, что некоторым моим одноклассникам это занятие представляется скучным и неинтересным. Пытаясь найти этому оправдание, я обратил внимание на то, что многие с раннего детства не слышат в доме классическую музыку, не часто можно получить удовольствие от общения с чудесными звуками по телевидению и радиоканалам. А многим нужно просто дорасти до ее понимания.
Классическую музыку невозможно пропагандировать, а вот популяризировать, на мой взгляд, можно. В наше время можно найти и показать школьникам замечательные клипы и видеоролики, которые сопровождает классическая музыка, можно создать видео и слайд фильмы, которые заинтересуют подростков.
Мои одноклассники и их родители с большим теплом вспоминают поход нашего класса в театр оперы и балета на спектакль «Снежная королева», но не многие знают, что музыку к спектаклю написала Елена Самарина – моя бабушка. Поэтому мне вдвойне обидно,что окружающие меня люди мало знают о современных композиторах классической и академической музыки.
Посоветовавшись со своей семьей и учителями, я решил познакомить ребят с творчеством композиторов – наших земляков. И начать я решил с создания фильма о моей бабушке – Елене Самариной. Я надеялся, что моя искренняя любовь, огромное желание рассказать о ее музыке, заинтересуют моих зрителей и слушателей.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Для выяснения музыкальных предпочтений людей различных возрастных категорий был проведен устный опрос и анкетирование. Анкета представлена в приложении 1.
Количество респондентов – 149
Из них мужчин – 50, женщин – 99.
Возрастные категории. Социальный статус респондентов:
обучающиеся гимназии – 55,
студенты и молодежь (до30 лет) – 34,
родители учащихся (35 – 45 лет) – 45,
учителя (26 – 66 лет)– 15.
Проанализировав результаты анкетирования, можно отметить широкий спектр музыкальных предпочтений всех категорий опрошенных.
На рис. 1 приведены результаты опроса наших гимназистов и моих друзей – учеников соседних школ.
Рисунок 1.
Среди всех респондентов приверженцев классической музыки оказалось порядка 21%. При этом многие взрослые респонденты отметили необходимость знакомства детей с классической музыкой с раннего детства, именно они рассказали в свободной краткой форме, какие произведения давали слушать своим детям.
Определенные противоречия вызвали ответы школьников, которые в силу своей детской прямоты, отметили тот факт, что родители иной раз были навязчивы в своем стремлении обратить внимание ребят на классические музыкальные произведения, а сами в свою очередь с «превеликим удовольствием» слушали «попсу».
Абсолютное большинство опрошенных возрастной категории до 35 лет отметили, что выбранный музыкальный жанр влияет на стиль поведения, стиль одежды. Респонденты старшего возраста в большинстве своем (89%) отметили, что музыкальные предпочтения не влияют на их стиль поведения.
При ответе на вопрос о наличии музыкального образования 48% ответили, что имеют музыкальное образование, из них14% сказали, что музыкальное образование влияет на выбор предпочитаемой музыки, а именно в пользу классической музыки.
В результате обработки анкет я с удивлением отметил, что 18% моих сверстников любит и слушает классическую музыку, занимаются в музыкальных школах, играют в ансамблях, посещает музыкальные театры и концерты. К сожалению, современных композиторов из числа своих земляков почти не знают. Абсолютное большинство опрошенных в той или иной степени интересуются музыкой (рис.2).
Рисунок 2.
ГЛАВА 3.КОМПОЗИТОР ЕЛЕНА САМАРИНА.
МАТЕРИАЛЫ, ВОШЕДШИЕ В ФИЛЬМ
3.1. Творческий путь Елены Самариной
Елена Николаевна Самарина родилась 1 июня 1955 г. в Курской области. В 1974 г. окончила среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по классу фортепиано (преп. Н.П. Холоденко) и в этом же году поступила на факультет композиции (класс Л.Б. Никольской). Ее дипломной работой стал Первый фортепианный концерт, в июне 1979 г. исполненный в зале Свердловской филармонии Уральским академическим филармоническим оркестром (дирижер А. Чистяков). После окончания консерватории Е. Самарина стала преподавать в этой же консерватории на кафедре теории музыки. В 1983 г. проходила ассистентуру-стажировку в Институте им. Гнесиных в классе Н.И. Пейко.
В 1988 Елена Самарина стала членом Союза композиторов СССР. В её душе есть особое место для опусов для фортепиано и фортепианных ансамблей. Она нередко выступает в качестве исполнителя со своими произведениями. В вокальных жанрах представлено фольклорное направление ее творчества («Трудовые припевки енисейских лесосплавщиков», «Причитания и песни уральских горных заводов»).
В год создания театра балета «Щелкунчик» (1988 г.) на сцене Свердловского государственного академического театра оперы и балета была показана премьера невероятно успешного балета «Муха-Цокотуха» в постановке Михаила Когана.В 1993-м театр «Щелкунчик» стал муниципальным, а городские власти и Оперный театр стали его учредителями, всегда и всем помогавшие младшему коллеге. В тот же год у «Щелкунчика» появился свой первый эксклюзив: Елена Самарина написала музыку балета “Снежная Королева” по заказу театра, и в следующем сезоне «Снежная королева была показана в Детском театре Наталии Сац Москве.
В Екатеринбургском академическом театре оперы и балета много лет с успехом шел ее балет для детей по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Авторскому концерту Е.Н. Самариной был посвящен один из вечеров в Екатеринбургской музыкальной гостиной «ЛЕЯ» (23. 03. 2006).
Е.Н. Самарина не раз становилась лауреатом международных премий: первая премия и Национальная премия Кодама на III Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио в 1995 году; специальный приз на исполнительском конкурсе фортепианных дуэтов в Токио, в обязательную программу которого входило ее сочинение «Образы Древней Руси» 1996 года; первая премия на IV Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио в 1997 году; Гран-при на Международном конкурсе композиторов в Токио в 2005–2006 годах; лауреат 2-го международного конкурса «Современное искусство и образование» в номинации «Композитор-исполнитель» в 2007 году в Москве); победитель Международного конкурса композиторов на создание обязательного сочинения для III Всероссийского конкурса ансамблей духовых инструментов в 2010 году в Казани.
Музыка Елены Самариной звучала не только в России (Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Пермь, Нижний Тагил, Алапаевск), но и за рубежом (Германия, Япония, Хорватия, Австралия, Болгария, США, Бразилия).
Елена Самарина достойно представляла Россию на международных конкурсах, и как композитор, и как исполнитель.Бабушка обладатель двух первых премий и Гран-при на международном конкурсе композиторов в Токио, она получила первое место в номинации «Композитор- исполнитель» (Кипр), лауреат международного конкурса композиторов имени Рахманинова (Дармштадт).
Начиная с 2011 года, Елена Самарина стала регулярно участвовать в конкурсе «Хоровая лаборатория век. Музыка для детей и юношества», её хоровой цикл: «Детям на потеху» получил первое место в номинации « Детская музыка». Многие её произведения, по результатам, конкурсов были изданы в Санкт- Петербурге, например: «AveMaria» («Хоровая лаборатория век (Ноты): Музыка для детей и юношества.- Вып. 7- Ч.1/ сост. И.В. Роганова.- СПб.: Композитор.* Санкт - Петербург, 2017.- 128 с.). Полный перечень сочинений можно увидеть в приложении 2.
3.2.Бабушка в моей жизни
По мнению многих, историю можно рассказатьтолько словами, однако моя бабушка открыла мне другой способ рассказывать истории - с помощью музыки, ведь для понимания музыки не нужно знание языков, а простое проявление фантазии. Ничто, даже чтение сказок Андерсена не приносило мне столько удовольствия, как прослушивание музыки балета моей бабушки “Снежная королева”. У меня и моей сестры была одна любимая колыбельная, которая,как оказалось, была частью монооперы моей бабушки «Небылицы в лицах», которую она написалаещё для моей мамы, когда та маленькой.
Моей бабушке с детства привили любовь к музыке, ведь родилась она в семье педагогов. Её мама, моя прабабушка, очень хорошо пела и играла на фортепиано. А бабушка была учителем в Уральской консерватории, сейчас она работает в Мужском хоровом колледже. Помимо своих сочинений, она с интересом работает с детьми и молодёжью, помогая им с раскрытием их музыкальных талантов. Моя бабушка не только композитор, она и прекрасно играет на фортепиано, так, она вместе с юной пианисткой на Международном конкурсе исполнителей фортепианных дуэтов в Японии успешно представила нашу великую страну - Россию. При подготовке конкурса «Музыкальные звёздочки» Уральским отделением Союза композиторов РФ были организованы онлайн трансляции с известными композиторами Свердловской области, и в одной из них принимала участия моя бабушка (Приложение 4).
Орган и фортепиано являются любимыми инструментами моей бабушки, и она написала немало сочинений для них. «Токката» для органа Елены Самариной было обязательным сочинением на Международном конкурсе органистов имени Браудав Санкт-Петербурге, а «Образы древней Руси» было одним из обязательных сочинений на Международном конкурсе исполнителей фортепианных дуэтов в Токио. Побывав на концерте «Знакомство с клавишными для детей» в филармонии 28 января я был удивлён, что моя бабушка играла на пяти клавишных инструментах: фортепиано, орган, клавесин, колокольчики, челеста.
Мне очень повезло, бабушка занималась со мной музыкой, я даже выступал вместе с ней в дуэте в Доме музыки на фестивале Павермана, и этим я очень горжусь(Приложение 3). Я благодарен ей за поддержку, когда писал своё первое музыкальное сочинение «Таинственная ночь».
Я очень люблю свою бабушку, и считаю, что её успех в творчестве связан с её духовными ценностями, которые она передала всей нашей семье, а именно: доброта, искренность, душевная щедрость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У современных композиторов, работающих в классическом стиле, на современном этапе много сложностей и преград по пути к своему слушателю, к своей аудитории. Сочинение серьезной музыки – нелегкое, требующее напряжения внутренних сил, дело.
Одной из причин слушательского оттока – конкуренция. Композитор Владимир Мартынов говорит: «Слишком много «музык» возникло в современном мире, слишком много вариантов «легкой» музыки, слишком быстро это привело к расслоению музыкальных интересов». Возросла притягательность всего, что связано с развлекательным искусством.
Многим родителям моих ровесников вполне достаточно безрадостных впечатлений от современных реалий: в искусстве они ищут легкости и праздника, хотя многие отмечали, что с детства прививали своим детям хороший музыкальный вкус путем знакомства с классической музыкой. Но давно известно, что дети воспринимают не столько наши слова, сколько наш пример. Если родитель говорит одно, включает, а иногда заставляет слушать классическую музыку, а сам чаще всего получает удовольствие от «попсы», то ребёнок сделает вывод из поступков, а не слов.
Считаю, что мой проект, начало которого положено созданием фильма о моей бабушке, о современных композиторах нашего города и знакомство моих сверстников с их творчеством, будет актуален.
В нашей гимназии большое внимание уделяется изучению русского и английского языков. А музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем сознании они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.[2]
Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута, задачи выполнены. Мной создан первый фильм о творчестве Елены Самариной. С материалом фильма познакомлены учащиеся многих классов гимназии. Я услышал много благодарных и просто добрых слов. Получил огромный заряд энергии и продолжу работу созданием фильма об Александре Пантыкине – российском композиторе, драматурге, основателе нового направления в музыкальном театре «лайт-опера», председатель союза композиторов Свердловской области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Бауман З. Текучая современность. – СПб.:Питер, 2008. – 238 с.
2. https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2016/01/22/zachem-sovremennomu-shkolniku-muzyka.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Укажите, пожалуйста, Ваш пол ______________________
Укажите, пожалуйста, число полных лет ______________
Ваш социальный статус ____________________________
Ваше образование _________________________________
Любите ли Вы слушать музыку? _____________________
Оцените музыкальные жанры по степени привлекательности для Вас.
|
Абсолютно не нравится |
Скорее не нравится |
Отношусь нейтрально |
Скорее нравится |
Очень нравится |
Затрудняюсь ответить Эстрадная музыка |
|
|
|
|
|
Шансон |
|
|
|
|
|
Классическая музыка |
|
|
|
|
|
Народная,этническая музыка |
|
|
|
|
|
Танцевальная музыка |
|
|
|
|
|
Ска |
|
|
|
|
|
Джаз |
|
|
|
|
|
R'n'b |
|
|
|
|
|
Хип-хоп, рэп |
|
|
|
|
|
Бардовская,авторская песня |
|
|
|
|
|
Электронная музыка |
|
|
|
|
|
Рок |
|
|
|
|
|
Регги |
|
|
|
|
|
Металл,тяжелый рок |
|
|
|
|
|
Блюз |
|
|
|
|
|
Является ли выбранный вами музыкальный жанр определяющим фактором вашего образа жизни ______________________________
Сколько времени в день Вы тратите на прослушивание музыки? __________________
Считаете ли Вы, что статус семьи оказывает значительное влияние на музыкальные предпочтения молодежи? ____________________
Имеете ли Вы музыкальное образование? _____________________
Что в семье играет основополагающую роль в формировании музыкального вкуса? (для ответа отведена оборотная сторона листа)
Приложение 2
Произведения для музыкального театра
1988 |
«Небылицы в лицах», монооп. для меццо-сопр. и фп, сл. нар. |
|
|
30’ |
1993 |
«Снежная королева», балет в 3 д., либр. М. Когана. |
п-ракл. |
|
100’ |
Симфонические произведения
1979 |
Концерт № 1 для фп и симф. орк. в 3 ч. |
п-ракл. |
|
22’ |
1983 |
Концерт № 2 для фп, трубы, литавр и камер. орк. в 3 ч. |
п-ракл. |
ББ (к.р.) |
11’ |
1989 |
Маленькая сюита для камер. орк. в 3 ч. |
п-ра |
ББ (р.) |
9’ |
1990 |
Концерт № 3 для фп и симф. орк., 1-ч. |
п-ра л. |
ББ (к.р.) |
14’ |
1995 |
«Гимны», симф.-фреска для 2 фп, органа и симф. орк., 1-ч. |
п-ракл. |
|
18’ |
2002-2003 |
«Сёгун» для 2 фп с орк. |
п-ра кл. |
|
|
2003 |
«Гимны», симф.-фреска для 2 фп, органа и орк. (2-я ред.) |
п-ра кл. |
ББ (р.) |
18’ |
2005 |
«Пассакалья» для фп и стр. орк. |
п-ра |
|
6’ |
2008 |
«Звездная радуга» для фп и стр. орк. (версия орган. соч.) |
п-ра |
|
6’ |
2009 |
«Пересвет» для фп и стр. орк. |
п-ра |
|
6’ |
Вокально-симфонические произведения
1979 |
«Трудовые припевки енисейских лесосплавщиков», кант. для баса, муж. хора и симф. орк., сл. нар., 1-ч. |
п-ра. кл. |
|
12’ |
1986 |
«Уральские свадебные сцены», кант. для меццо-сопр., тенора, баритона и симф. орк. в 5 ч., сл. нар. |
п-ра. кл. |
АСК (р.) |
15’ |
2003 |
«Аллилуйя» для хора, органа и орк. |
п-ра |
|
|
Хоровые произведения
1980 |
«Орленок», поэма для хора а’ cappella на ст. Б. Ручьева. |
|
|
5’ |
1985 |
«Весна-красна», сюита для хора а’ cappella в 7 ч., сл. нар. |
|
ББ (к.р.); АСК (р.) |
13’ |
1996 |
«Четыре ветра», обр. рус. нар. песни для жен. хора и фп |
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2006; ББ (р.) |
5’ |
Камерно-вокальные произведения
1981 |
«Небылицы в лицах», вок. цикл для меццо-сопр. и фп, сл. нар. |
|
|
12’ |
1984 |
«Причитания и песни уральских горных заводов», вок. цикл для меццо-сопр. и фп в 5 ч., сл. нар. |
|
АСК (р.) |
13’ |
1986 |
Вок. трипт. для тенора и фп на ст. К. Курбаннепесова |
|
ББ (к.р.) |
11’ |
1990 |
Вок. цикл для тенора и ф-п на ст. Г. Георгиева в 4 ч. |
|
|
10’ |
Камерно-инструментальные произведения
1978 |
«Три наигрыша» для фп |
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2006; ББ (к.р.); АСК; УГК |
7’
|
1983 |
Соната для фагота и фп в 3 ч. |
|
// Произв. сов. комп., вып 5. М.: Сов. комп., 1990. (1-я ч.); АСК (р.) |
13’
|
1984 |
Трио для кларн., фагота и фп в 2 ч. |
п-ра
|
ББ (к.р.)
|
|
1986 |
Соната №1 для фп в 2 ч. |
|
ББ (р.) |
9’ |
1987 |
Соната для флейты и фп в 3 ч. |
|
ББ (к.р.) |
14’ |
1988 |
Соната-фантазия для фп, 1-ч. |
|
ББ (р.) |
6’ |
1989 |
Три прелюд. и фуги (a-moll, C-dur, e-moll) для фп |
|
ББ (к.р.) |
15’ |
1990 |
Соната № 3 для фп в 3 ч. |
|
ББ (р.) |
15’ |
1991 |
Прелюдия и фуга g-moll для фп |
|
ББ (к.р.) |
5’ |
1991 |
«Весенние зарисовки», цикл пьес для фп в 4 ч. |
|
ББ (к.р.) |
9’ |
1991 |
Соната № 4 для фп в 3 ч. |
|
|
14’ |
1993 |
Соната № 5 (полифон.) для фп в 4 ч. |
|
ББ (р.) |
15’ |
1994 |
«Образы древней Руси», конц. фантазия для 2 фп |
|
ББ (к.р.); АСК |
12’ |
1995 |
Соната для фп в 4 руки, 1 ч. |
|
ББ (р.) |
12’ |
1996 |
Партита для 2 фп в 8 рук в 5 ч. (версия орган. партиты) |
|
|
12’ |
1997 |
«Японские эскизы», цикл пьес для фп в 5 ч. |
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2005; ББ (к.р.); АСК; УГК |
10’ |
1999 |
«Японская рапсодия» для 2 фп |
|
|
12’ |
2000 |
«Интродукция и ричеркар» для 2 фп |
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2003; АСК; УГК |
7’ |
2005 |
Концертный трипт. для фп в 4 руки |
|
АСК (к.н.) |
12’ |
2006 |
Токката для 2 фп (версия орган. токкаты) |
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2007; АСК; УГК |
6’ |
2007 |
«Маяк на краю света» для фп |
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2007 |
5’ |
2007 |
«Голгофа», прелюд. и фуга для фп |
|
|
7’ |
2008 |
«Снежная королева», балет. сцены для 2 фп по мотивам Г.Х. Андерсена |
|
Екатеринбург: УрОСКР, 2008 |
14’ |
2009 |
«Былина» для фп (обяз. соч. на втором Междунар. конкурсе фп подготовки студ. муз. вузов) |
|
|
5’ |
2010 |
Квинт. для дерев. дух. |
п-ра |
|
4’ |
2010 |
Квинт. для медн. дух. «Русь изначальная» |
п-ра |
|
6’ |
Органные произведения
1988 |
Прелюдия и фуга d-mol |
|
ББ (р.) |
7’ |
1990 |
Прелюдия и двойная фуга с-moll на тему рус. нар. Песни |
|
|
10’ |
1991 |
Концерт для органа соло в 3 ч. |
|
ББ (к.р.) |
18’ |
1994 |
Пять фантазий на темы протестант. Хоралов |
|
ББ (к.р.) |
12’ |
1994 |
Партита для орг. в 4 руки в 5 ч. |
|
ББ (к.р.) |
15’ |
1998 |
«Halleluja» для орг. в 4 руки |
|
|
13’ |
2001 |
Токката для орг. в 4 руки |
|
|
5’ |
2004 |
Вар. для орг. в 4 руки |
|
|
29’ |
2008 |
«Лунная радуга» для орг. в 4 руки |
|
|
7’ |
Дискография
«Образы древней Руси» для 2 фп // Камерная музыка урал. комп., CD 2 (Студ. «Урал», 2007). Исп. В. Игнатенко и авт.
Приложение 3
Дуэт
Приложение 4
Онлайн трансляция с А. Пантыкиным
Приложение 5
Награды Елены Самариной
Приложение 6