Культура Урала. Музыка души. Уральский композитор Елена Самарина

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Культура Урала. Музыка души. Уральский композитор Елена Самарина

Новоселов А.С. 1
1МАОУ-Гимназия №13 г.Екатеринбург
Сафонова Н.В. 1
1МАОУ-Гимназия №13
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Как выжить человеку в современном меняющемся мире, в котором больше не существует универсальных ответов и моделей, правил, а зачастую и норм? [1]

Человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.Различные эмоции зачастую переполняют нас.Музыка является одним из факторов, имеющих огромное влияние на эмоциональную сферу человеческой деятельности,на интеллектуальные и иные возможности человека, ведь мелодия музыки содействует созданию внутренней гармонии.

Она является неотъемлемой частью жизни человека, музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику классическая музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, поэтому приобщение к классической музыке, знакомство с современными композиторами приобретает сегодня особую актуальность.

Цель проекта: познакомить сверстников с творчеством современных композиторов нашего города. Создать фильм «Музыка души. Уральский композитор Елена Самарина».

Для достижения цели мною были сформулированы задачи:

изучить литературу по проблеме исследования;

провести опрос среди сверстников, выпускников гимназии и наших родителей с целью выявления музыкальных предпочтений;

собрать информацию о творчестве композиторов – наших современников, живущих в Екатеринбурге;

создать видеофильм о творчестве Елены Самариной и представить его моим одноклассникам;

в перспективе продолжить работу в данном направлении и создать фильмы, знакомящие зрителя с творчеством Александра Пантыкина и Евгения Карамзина.

Объект исследования – классическая музыка.

Предмет исследования – творчество современных екатеринбургских композиторов. Создание видеофильма «Музыка души. Уральский композитор Елена Самарина».

ГЛАВА 1. ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА

Говорят, что любовь к классической музыке прививается с детства или приходит потом, в сознательном возрасте.

Мне посчастливилось родиться в творческой семье. Моя бабушка – композитор Елена Самарина, моя мама музыкант, она хорошо играет и поет.

Я с детства слушаю и люблю хорошую настоящую музыку.

На уроках музыки мы часто слушали и анализировали произведения музыкальной классики. К сожалению, я заметил, что некоторым моим одноклассникам это занятие представляется скучным и неинтересным. Пытаясь найти этому оправдание, я обратил внимание на то, что многие с раннего детства не слышат в доме классическую музыку, не часто можно получить удовольствие от общения с чудесными звуками по телевидению и радиоканалам. А многим нужно просто дорасти до ее понимания.

Классическую музыку невозможно пропагандировать, а вот популяризировать, на мой взгляд, можно. В наше время можно найти и показать школьникам замечательные клипы и видеоролики, которые сопровождает классическая музыка, можно создать видео и слайд фильмы, которые заинтересуют подростков.

Мои одноклассники и их родители с большим теплом вспоминают поход нашего класса в театр оперы и балета на спектакль «Снежная королева», но не многие знают, что музыку к спектаклю написала Елена Самарина – моя бабушка. Поэтому мне вдвойне обидно,что окружающие меня люди мало знают о современных композиторах классической и академической музыки.

Посоветовавшись со своей семьей и учителями, я решил познакомить ребят с творчеством композиторов – наших земляков. И начать я решил с создания фильма о моей бабушке – Елене Самариной. Я надеялся, что моя искренняя любовь, огромное желание рассказать о ее музыке, заинтересуют моих зрителей и слушателей.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Для выяснения музыкальных предпочтений людей различных возрастных категорий был проведен устный опрос и анкетирование. Анкета представлена в приложении 1.

Количество респондентов – 149

Из них мужчин – 50, женщин – 99.

Возрастные категории. Социальный статус респондентов:

обучающиеся гимназии – 55,

студенты и молодежь (до30 лет) – 34,

родители учащихся (35 – 45 лет) – 45,

учителя (26 – 66 лет)– 15.

Проанализировав результаты анкетирования, можно отметить широкий спектр музыкальных предпочтений всех категорий опрошенных.

На рис. 1 приведены результаты опроса наших гимназистов и моих друзей – учеников соседних школ.

Рисунок 1.

Среди всех респондентов приверженцев классической музыки оказалось порядка 21%. При этом многие взрослые респонденты отметили необходимость знакомства детей с классической музыкой с раннего детства, именно они рассказали в свободной краткой форме, какие произведения давали слушать своим детям.

Определенные противоречия вызвали ответы школьников, которые в силу своей детской прямоты, отметили тот факт, что родители иной раз были навязчивы в своем стремлении обратить внимание ребят на классические музыкальные произведения, а сами в свою очередь с «превеликим удовольствием» слушали «попсу».

Абсолютное большинство опрошенных возрастной категории до 35 лет отметили, что выбранный музыкальный жанр влияет на стиль поведения, стиль одежды. Респонденты старшего возраста в большинстве своем (89%) отметили, что музыкальные предпочтения не влияют на их стиль поведения.

При ответе на вопрос о наличии музыкального образования 48% ответили, что имеют музыкальное образование, из них14% сказали, что музыкальное образование влияет на выбор предпочитаемой музыки, а именно в пользу классической музыки.

В результате обработки анкет я с удивлением отметил, что 18% моих сверстников любит и слушает классическую музыку, занимаются в музыкальных школах, играют в ансамблях, посещает музыкальные театры и концерты. К сожалению, современных композиторов из числа своих земляков почти не знают. Абсолютное большинство опрошенных в той или иной степени интересуются музыкой (рис.2).

Рисунок 2.

ГЛАВА 3.КОМПОЗИТОР ЕЛЕНА САМАРИНА.

МАТЕРИАЛЫ, ВОШЕДШИЕ В ФИЛЬМ

3.1. Творческий путь Елены Самариной

Елена Николаевна Самарина родилась 1 июня 1955 г. в Курской области. В 1974 г. окончила среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по классу фортепиано (преп. Н.П. Холоденко) и в этом же году поступила на факультет композиции (класс Л.Б. Никольской). Ее дипломной работой стал Первый фортепианный концерт, в июне 1979 г. исполненный в зале Свердловской филармонии Уральским академическим филармоническим оркестром (дирижер А. Чистяков). После окончания консерватории Е. Самарина стала преподавать в этой же консерватории на кафедре теории музыки. В 1983 г. проходила  ассистентуру-стажировку в Институте им. Гнесиных в классе  Н.И. Пейко.

В 1988 Елена Самарина стала членом Союза композиторов СССР. В её душе есть особое место для опусов для фортепиано и фортепианных ансамблей. Она нередко выступает в качестве исполнителя со своими произведениями. В вокальных жанрах представлено фольклорное направление ее творчества («Трудовые припевки енисейских лесосплавщиков», «Причитания и песни уральских горных заводов»).

В год создания театра балета «Щелкунчик» (1988 г.) на сцене Свердловского государственного академического театра оперы и балета была показана премьера невероятно успешного балета «Муха-Цокотуха» в постановке Михаила Когана.В 1993-м театр «Щелкунчик» стал муниципальным, а городские власти и Оперный театр стали его учредителями, всегда и всем помогавшие младшему коллеге. В тот же год у «Щелкунчика» появился свой первый эксклюзив: Елена Самарина написала музыку балета “Снежная Королева” по заказу театра, и в следующем сезоне «Снежная королева была показана в Детском театре Наталии Сац Москве.

В Екатеринбургском академическом театре оперы и балета много лет с успехом шел ее балет для детей по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Авторскому концерту Е.Н. Самариной был посвящен один из вечеров в Екатеринбургской музыкальной гостиной «ЛЕЯ» (23. 03. 2006). 

Е.Н. Самарина не раз становилась лауреатом международных премий: первая премия и Национальная премия Кодама на III Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио в 1995 году; специальный приз на исполнительском конкурсе фортепианных дуэтов в Токио, в обязательную программу которого входило ее сочинение «Образы Древней Руси» 1996 года; первая премия на IV Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио в 1997 году; Гран-при  на Международном конкурсе композиторов в Токио в 2005–2006 годах; лауреат 2-го международного конкурса «Современное искусство и образование» в номинации «Композитор-исполнитель» в 2007 году в Москве); победитель Международного конкурса композиторов на создание обязательного сочинения для III Всероссийского конкурса ансамблей духовых инструментов в 2010 году в Казани.

Музыка Елены Самариной звучала не только в России (Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Пермь, Нижний Тагил, Алапаевск), но и за рубежом (Германия, Япония, Хорватия, Австралия, Болгария, США, Бразилия).

Елена Самарина достойно представляла Россию на международных конкурсах, и как композитор, и как исполнитель.Бабушка обладатель двух первых премий и Гран-при на международном конкурсе композиторов в Токио, она получила первое место в номинации «Композитор- исполнитель» (Кипр), лауреат международного конкурса композиторов имени Рахманинова (Дармштадт).

Начиная с 2011 года, Елена Самарина стала регулярно участвовать в конкурсе «Хоровая лаборатория  век. Музыка для детей и юношества», её хоровой цикл: «Детям на потеху» получил первое место в номинации « Детская музыка». Многие её произведения, по результатам, конкурсов были изданы в Санкт- Петербурге, например: «AveMaria» («Хоровая лаборатория  век (Ноты): Музыка для детей и юношества.- Вып. 7- Ч.1/ сост. И.В. Роганова.- СПб.: Композитор.* Санкт - Петербург, 2017.- 128 с.). Полный перечень сочинений можно увидеть в приложении 2.

3.2.Бабушка в моей жизни

По мнению многих, историю можно рассказатьтолько словами, однако моя бабушка открыла мне другой способ рассказывать истории - с помощью музыки, ведь для понимания музыки не нужно знание языков, а простое проявление фантазии. Ничто, даже чтение сказок Андерсена не приносило мне столько удовольствия, как прослушивание музыки балета моей бабушки “Снежная королева”. У меня и моей сестры была одна любимая колыбельная, которая,как оказалось, была частью монооперы моей бабушки «Небылицы в лицах», которую она написалаещё для моей мамы, когда та маленькой.

Моей бабушке с детства привили любовь к музыке, ведь родилась она в семье педагогов. Её мама, моя прабабушка, очень хорошо пела и играла на фортепиано. А бабушка была учителем в Уральской консерватории, сейчас она работает в Мужском хоровом колледже. Помимо своих сочинений, она с интересом работает с детьми и молодёжью, помогая им с раскрытием их музыкальных талантов. Моя бабушка не только композитор, она и прекрасно играет на фортепиано, так, она вместе с юной пианисткой на Международном конкурсе исполнителей фортепианных дуэтов в Японии успешно представила нашу великую страну - Россию. При подготовке конкурса «Музыкальные звёздочки» Уральским отделением Союза композиторов РФ были организованы онлайн трансляции с известными композиторами Свердловской области, и в одной из них принимала участия моя бабушка (Приложение 4).

Орган и фортепиано являются любимыми инструментами моей бабушки, и она написала немало сочинений для них. «Токката» для органа Елены Самариной было обязательным сочинением на  Международном конкурсе органистов имени Браудав Санкт-Петербурге, а «Образы древней Руси» было одним из обязательных сочинений на Международном конкурсе исполнителей фортепианных дуэтов в Токио. Побывав на концерте «Знакомство с клавишными для детей» в филармонии 28 января я был удивлён, что моя бабушка играла на пяти клавишных инструментах: фортепиано, орган, клавесин, колокольчики, челеста.

Мне очень повезло, бабушка занималась со мной музыкой, я даже выступал вместе с ней в дуэте в Доме музыки на фестивале Павермана, и этим я очень горжусь(Приложение 3). Я благодарен ей за поддержку, когда писал своё первое музыкальное сочинение «Таинственная ночь».

Я очень люблю свою бабушку, и считаю, что её успех в творчестве связан с её духовными ценностями, которые она передала всей нашей семье, а именно: доброта, искренность, душевная щедрость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У современных композиторов, работающих в классическом стиле, на современном этапе много сложностей и преград по пути к своему слушателю, к своей аудитории. Сочинение серьезной музыки – нелегкое, требующее напряжения внутренних сил, дело.

Одной из причин слушательского оттока – конкуренция. Композитор Владимир Мартынов говорит: «Слишком много «музык» возникло в современном мире, слишком много вариантов «легкой» музыки, слишком быстро это привело к расслоению музыкальных интересов». Возросла притягательность всего, что связано с развлекательным искусством.

Многим родителям моих ровесников вполне достаточно безрадостных впечатлений от современных реалий: в искусстве они ищут легкости и праздника, хотя многие отмечали, что с детства прививали своим детям хороший музыкальный вкус путем знакомства с классической музыкой. Но давно известно, что дети воспринимают не столько наши слова, сколько наш пример. Если родитель говорит одно, включает, а иногда заставляет слушать классическую музыку, а сам чаще всего получает удовольствие от «попсы», то ребёнок сделает вывод из поступков, а не слов.

Считаю, что мой проект, начало которого положено созданием фильма о моей бабушке, о современных композиторах нашего города и знакомство моих сверстников с их творчеством, будет актуален.

В нашей гимназии большое внимание уделяется изучению русского и английского языков. А музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем сознании они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.[2]

Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута, задачи выполнены. Мной создан первый фильм о творчестве Елены Самариной. С материалом фильма познакомлены учащиеся многих классов гимназии. Я услышал много благодарных и просто добрых слов. Получил огромный заряд энергии и продолжу работу созданием фильма об Александре Пантыкине – российском композиторе, драматурге, основателе нового направления в музыкальном театре «лайт-опера», председатель союза композиторов Свердловской области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Бауман З. Текучая современность. – СПб.:Питер, 2008. – 238 с.

2. https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2016/01/22/zachem-sovremennomu-shkolniku-muzyka.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

АНКЕТА. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Укажите, пожалуйста, Ваш пол ______________________

Укажите, пожалуйста, число полных лет ______________

Ваш социальный статус ____________________________

Ваше образование _________________________________

Любите ли Вы слушать музыку? _____________________

Оцените музыкальные жанры по степени привлекательности для Вас.

 

Абсолютно не нравится

Скорее не нравится

Отношусь нейтрально

Скорее нравится

Очень нравится

Затрудняюсь ответить Эстрадная музыка

 

 

 

 

 

Шансон

 

 

 

 

 

Классическая музыка

 

 

 

 

 

Народная,этническая музыка

 

 

 

 

 

Танцевальная музыка

 

 

 

 

 

Ска

 

 

 

 

 

Джаз

 

 

 

 

 

R'n'b

 

 

 

 

 

Хип-хоп, рэп

 

 

 

 

 

Бардовская,авторская песня

 

 

 

 

 

Электронная музыка

 

 

 

 

 

Рок

 

 

 

 

 

Регги

 

 

 

 

 

Металл,тяжелый рок

 

 

 

 

 

Блюз

 

 

 

 

 

Является ли выбранный вами музыкальный жанр определяющим фактором вашего образа жизни ______________________________

Сколько времени в день Вы тратите на прослушивание музыки? __________________

Считаете ли Вы, что статус семьи оказывает значительное влияние на музыкальные предпочтения молодежи? ____________________

Имеете ли Вы музыкальное образование? _____________________

Что в семье играет основополагающую роль в формировании музыкального вкуса? (для ответа отведена оборотная сторона листа)

Приложение 2

Произведения для музыкального театра

1988

«Небылицы в лицах», монооп. для меццо-сопр. и фп, сл. нар.

 

 

30’

1993

«Снежная королева», балет  в 3 д., либр. М. Когана.

п-ракл.

 

100’

 

Симфонические произведения

1979

Концерт № 1 для фп и симф. орк. в 3 ч.

п-ракл.

 

22’

1983

Концерт № 2 для фп, трубы, литавр и камер. орк. в 3 ч.

п-ракл.

ББ (к.р.)

11’

1989

Маленькая сюита для камер. орк. в 3 ч.

п-ра

ББ (р.)

9’

1990

Концерт № 3 для фп и симф. орк., 1-ч.

п-ра л.

ББ (к.р.)

14’

1995

«Гимны», симф.-фреска для 2 фп, органа и симф. орк., 1-ч.

п-ракл.

 

18’

2002-2003

«Сёгун» для 2 фп с орк.

п-ра

кл.

 

 

2003

«Гимны», симф.-фреска для 2 фп, органа и орк. (2-я ред.)

п-ра

кл.

 

ББ (р.)

18’

2005

«Пассакалья» для фп и стр. орк.

п-ра

 

6’

2008

«Звездная радуга» для фп и стр. орк. (версия орган. соч.)

п-ра

 

6’

2009

«Пересвет» для фп и стр. орк.

п-ра

 

6’

 

Вокально-симфонические произведения

1979

«Трудовые припевки енисейских лесосплавщиков», кант. для баса, муж. хора и симф. орк., сл. нар., 1-ч.

п-ра. кл.

 

12’

1986

«Уральские свадебные сцены», кант. для меццо-сопр., тенора, баритона и симф. орк. в 5 ч., сл. нар.

п-ра. кл.

АСК (р.)

15’

2003

«Аллилуйя» для хора, органа и орк.

п-ра

 

 

 

Хоровые произведения

1980

«Орленок», поэма для хора а’ cappella на ст. Б. Ручьева.

 

 

5’

1985

«Весна-красна», сюита для хора а’ cappella в 7 ч., сл. нар.

 

ББ (к.р.); АСК (р.)

13’

1996

«Четыре ветра», обр. рус. нар. песни для жен. хора и фп

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2006;

ББ (р.)

5’

 

Камерно-вокальные произведения

1981

«Небылицы в лицах», вок. цикл для меццо-сопр. и фп, сл. нар.

 

 

12’

1984

«Причитания и песни уральских горных заводов», вок. цикл для меццо-сопр. и фп в 5 ч., сл. нар.

 

АСК (р.)

13’

1986

Вок. трипт. для тенора и фп на ст. К. Курбаннепесова

 

ББ (к.р.)

11’

1990

Вок. цикл для тенора и ф-п на ст. Г. Георгиева в 4 ч.

 

 

10’

 

Камерно-инструментальные произведения

1978

«Три наигрыша» для фп

 

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2006;

ББ (к.р.); АСК; УГК

7’

 

1983

Соната для фагота и фп в 3 ч.

 

 

// Произв. сов. комп., вып 5. М.: Сов. комп., 1990. (1-я ч.); АСК (р.)

13’

 

1984

Трио для кларн., фагота и фп в 2 ч.

п-ра

 

ББ (к.р.)

 

 

 

 

1986

Соната №1 для фп в 2 ч.

 

ББ (р.)

9’

1987

Соната для флейты и фп в 3 ч.

 

ББ (к.р.)

14’

1988

Соната-фантазия для фп, 1-ч.

 

ББ (р.)

6’

1989

Три прелюд. и фуги (a-moll, C-dur, e-moll) для фп

 

ББ (к.р.)

15’

1990

Соната № 3 для фп в 3 ч.

 

ББ (р.)

15’

1991

Прелюдия и фуга g-moll для фп

 

ББ (к.р.)

5’

1991

«Весенние зарисовки», цикл пьес для фп в 4 ч.

 

ББ (к.р.)

9’

1991

Соната № 4 для фп в 3 ч.

 

 

14’

1993

Соната № 5 (полифон.) для фп в 4 ч.

 

ББ (р.)

15’

1994

«Образы древней Руси», конц. фантазия для 2 фп

 

ББ (к.р.); АСК

12’

1995

Соната для фп в 4 руки, 1 ч.

 

ББ (р.)

12’

1996

Партита для 2 фп в 8 рук в 5 ч. (версия ор­ган. партиты)

 

 

12’

1997

«Японские эскизы», цикл пьес для фп в 5 ч.

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2005;

ББ (к.р.); АСК; УГК

10’

1999

«Японская рапсодия» для 2 фп

 

 

12’

2000

«Интродукция и ричеркар» для 2 фп

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2003; АСК; УГК

7’

2005

Концертный трипт. для фп в 4 руки

 

АСК (к.н.)

12’

2006

Токката для 2 фп (версия орган. токкаты)

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2007; АСК; УГК

6’

2007

«Маяк на краю света» для фп

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2007

5’

2007

«Голгофа», прелюд. и фуга для фп

 

 

7’

2008

«Снежная королева», балет. сцены для 2 фп по мотивам Г.Х. Андерсена

 

Екатеринбург: УрОСКР, 2008

14’

2009

«Былина» для фп (обяз. соч. на втором Междунар. конкурсе фп подготовки студ. муз. вузов)

 

 

5’

2010

Квинт. для дерев. дух.

п-ра

 

4’

2010

Квинт. для медн. дух. «Русь изначальная»

п-ра

 

6’

 

Органные произведения

1988

Прелюдия и фуга d-mol

 

ББ (р.)

7’

1990

Прелюдия и двойная фуга с-moll на тему рус. нар. Песни

 

 

10’

1991

Концерт для органа соло в 3 ч.

 

ББ (к.р.)

18’

1994

Пять фантазий на темы протестант. Хоралов

 

ББ (к.р.)

12’

1994

Партита для орг. в 4 руки в 5 ч.

 

ББ (к.р.)

15’

1998

«Halleluja» для орг. в 4 руки

 

 

13’

2001

Токката для орг. в 4 руки

 

 

5’

2004

Вар. для орг. в 4 руки

 

 

29’

2008

«Лунная радуга» для орг. в 4 руки

 

 

7’

Дискография

«Образы древней Руси» для 2 фп // Камерная музыка урал. комп., CD 2 (Студ. «Урал», 2007). Исп. В. Игнатенко и авт.

Приложение 3

Дуэт

Приложение 4

Онлайн трансляция с А. Пантыкиным

Приложение 5

Награды Елены Самариной

Приложение 6

Просмотров работы: 434