Введение
История края, его людей, память о них, должны стать
достоянием как ныне живущих, так и будущих поколений наших.
И.П. Захаров
Сургут – настоящий долгожитель среди северных городов. В 2019 году мы перелистываем 425-ю страницу его 4-х вековой летописи. История нашего города – это, прежде всего, судьбы людей, которые внесли незабываемый вклад в его становление и развитие. В 1961 году в Сургутском крае были открыты первые месторождения нефти и газа, и из поселка Сургут превратился в город геологов, нефтяников, газовиков, строителей и энергетиков. Сегодня облик нашего города стремительно меняется, возводятся красивые жилые кварталы, парки, устанавливаются детские площадки, строятся новые школы и детские сады, и в память о первооткрывателях нашего края им дают имена. Но часто ли мы, современные дети и взрослые, задумываемся над тем, кем были эти люди в истории нашего города? Почему память о них увековечена в названиях улиц, школ, аэропортов, мемориальных досках на зданиях домов и предприятий, где они жили и трудились? Поискам ответов на эти вопросы и посвящена моя работа.
С рождения я живу в микрорайоне Железнодорожников. Моему поколению трудно представить, что чуть больше 50 лет тому назад в Сургут можно было добраться только самолетом или по реке Обь в летний период. О железной дороге местные жители в то время и не думали. Сейчас город Сургут – это большая железнодорожная станция, каждый день принимающая пассажирские и грузовые поезда, идущие с севера на юг и с юга на север. Десять лет шагала к Сургуту стальная тюменская магистраль. Сегодня от станции Сургут отправляется и прибывает почти 3,5 миллиона тонн грузов и более 700 тысяч пассажиров ежегодно. Сургутское отделение Свердловской железной магистрали самое молодое, ему немного больше 40 лет. На здании вокзала открыта именная мемориальная доска памяти Бокову Анатолию Александровичу. Мама, которая работает инженером в Сургутском отделении Свердловской железной дороги, рассказала мне о том, что это один из тех людей, благодаря которым это отделение было создано и успешно развивалось. Мне стало интересно узнать о человеке, его судьбе, который одним из первых начал возводить новую дорогу среди болот и топей, рек и речушек. Почетный гражданин нашего города, журналист и краевед Иван Прокопьевич Захаров, внёсший неоценимый вклад в сохранение и приумножение истории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, сказал: «История края, его людей, память о них, должны стать достоянием как ныне живущих, так и будущих поколений наших». Актуальность исследования мы связываем с тем, что, история жизненного и трудового пути человека, который с огромной командой единомышленников строил будущее жителей нашего микрорайона, должна стать достоянием моего поколения.
Объект исследования: жизненный и трудовой путь Бокова Анатолия Александровича, первого начальника Сургутского отделения Свердловской Железной Дороги.
Предмет исследования: роль Бокова Анатолия Александровича в истории города Сургута.
Целью работы является определение роли Бокова Анатолия Александровича в истории города Сургута.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить жизненный и трудовой путь Бокова Анатолия Александровича.
Выяснить какой вклад в становление и развитие города Сургута внес Боков А.А.
Проанализировать и обобщить полученную информацию.
Представить результат своего исследования одноклассникам, заинтересовать их изучением истории нашего города и идеей создания Книги о выдающихся людях нашего микрорайона.
Методы исследования: получение и сбор информации, беседа, интервьюирование, систематизация полученных результатов.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования дополняют знания об истории развития нашего края и родного города и могут быть использованы на классных часах, уроках истории, воспитательных патриотических мероприятиях.
Глава I. Дело жизни.
3 января 2019 года Анатолию Александровичу Бокову исполнилось бы 90 лет. Это событие занесено в Краеведческий календарь знаменательных дат и памятных событий города Сургута на 2019 год, а это говрит о том, Анатолий Александрович был выдающимся человеком, имя и судьба которого были связаны с развитием и становлением нашего города. [3]
Родился Боков А.А. 3 января 1929 года в городе Маринке Кемеровской области в династии железнодорожников. Дед его еще до революции работал путейским рабочим. Отец, после окончания Томского техникума путей сообщения, стал бригадиром путейцев на Красноярской дороге, а затем начальником дистанции гражданских сооружений. [1]
Анатолий Александрович не сразу продолжил дело своих родных, но трудиться он начал еще мальчишкой на Кемеровской железной дороге разнорабочим. Зимой, работал молотобойцем, летом трудился в подсобном хозяйстве, где научился пахать, сеять, боронить, молотить. Во время Великой Отечественной войны отца мобилизовали на восстановление разрушенных путей, старший брат попал в авиационное училище, на руках у матери осталось трое детей. О школе ему пришлось на время забыть, в 12 лет он остался за старшего в семье. После возвращения отца Анатолий закончил школу-десятилетку, правда, учиться ему пришлось уже в вечерней школе. [5]
В 1948 году он поступил в Томский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта. Годы, проведенные в институте, запомнились Анатолию Александровичу не только учёбой. Он с теплотой вспоминал о доброй дружеской атмосфере между преподавателями и студентами. Особое его уважение вызывала постоянная поддержка и готовность помочь во всём. Каждое лето студенты ездили в колхоз и, Бокову, пришлось обучать своих однокурсников работе на земле. Будучи студентом, Анатолий Александрович, познакомился со своей будущей женой, студенткой педагогического института Валентиной. Поженились они после пяти лет дружбы.
Студенческие годы быстро пролетели. С отличием окончив институт в 1953 году, Анатолий Александрович по направлению приехал на Свердловскую железную дорогу. Сильный характер, железная воля, насточивость, упорство и творческое мышление молодого специалиста не остались незамеченными. Он прошел удивительный карьерный путь в Свердловском отделении железной дороги с 1953 по 1978 год: кочегар, помощник машиниста, машинист паровоза, бригадир, инженер, заместитель начальника, главный инженер. Тяга к знаниям, уважение ко всему новому и прогрессивному заставляли Анатолия Александровича постоянно учиться, и повышать свой профессиональный уровень. В 1965 году он заочно окончил Уральский электромеханический институт железнодорожного транспорта по специальности «Электрификация железнодорожного транспорта». Работая главным инженером Свердловского отделения железной дороги, он занимался строительством железной дороги, хорошо узнал и путейское дело, и работу людей, отвечающих за движение грузов по железной дороге.
Глава II. Живая память.
В начале 1978 года начался новый этап в жизни этого человека. 5 января, «в морозный четверг», как вспоминал Анатолий Александрович, он прибыл в Сургут в качестве первого начальника станции с первым десантом железнодорожников из 400 человек. С 12 января новое отделение дороги приступило к работе под его руководством. Ему было тогда 49 лет, и для него работа в Сургуте становилась главным делом всей его жизни. В наш город Анатолий Александрович приехал со старшим сыном, который продолжил династию. Сергей во многом помогал отцу, работал заместителем начальника депо. [8]
В одном из интервью журналистам газеты «Гудок», Анатолий Александрович рассказывал, что самая важная задача, которая стояла перед ним и его командой – это люди и развитие станции. [6] Рабочих рук катастрофически не хватало, не было машинистов, помощников, стрелочников, путейцев. В Сургуте Анатолий Боков принял отделение, которого, по сути, еще не было, его пришлось создавать с нуля. На станциях было только два пути, чтобы пропускать поезда, а вместо станционных домов стояли балки и сараи. Вскоре дело заспорилось. В Сургуте начали работать локомотивное и вагонное депо, пункты техосмотра железнодорожного транспорта, рос поток грузов, росла протяженность железной дороги. Анатолий Александрович, как грамотный руководитель, с первых дней понимал, что, прежде всего, нужно создать хорошие условия для жизни работников железной дороги. И ему пришлось сразу же взяться за строительство жилья, детских садов, школы и больницы. Когда в марте 1978 года начали сдавать дома на улице Мечникова, Боков отказался занимать жилплощадь в числе первых, хотя это полагалось ему как руководителю. Продолжал жить в вагончике. И только когда развернулось масштабное жилищное строительство, переехал в новую квартиру. Из железнодорожного поселка, состоящего из деревянных балков, в Сургуте вырос целый микрорайон для железнодорожников.
Отделение Бокова Анатолия Александровича шаг за шагом становилось мощным транспортно-производственным комплексом, который успешно справлялся с главной задачей – в короткие сроки обеспечивал доставку грузов на север, способствовал ускоренному развитию нефтегазовой промышленности Тюменской области. По воспоминаниям коллег Анатолия Александровича «хозяйство Бокова» всегда работало на «отлично». Через десять лет в коллективе отделения работало почти шесть тысяч человек. Появилось более десяти новых станций.
Справляться с массой проблем и вопросов Анатолию Александровичу позволяли энергия, энтузиазм, ответственность, требовательность и непререкаемый авторитет. В книге «Живая легенда» Г. В. Решетниковой и И.В. Кондряковой ветераны Сургутского отделения железной дороги, вспоминали о добром, внимательном отношении к себе со стороны Анатолия Александровича. [1] Помнят о том, как он глубоко вникал в судьбы коллег, искренне интересовался их проблемами, для простого железнодорожника дверь в его служебный кабинет была всегда открыта. Заместитель начальника Свердловской железной дороги по Сургутскому региону Роман Лаврененко на торжественной церемонии открытия мемориальной доски памяти первого начальника Сургутского отделения Анатолия Бокова в июне 2016 года, рассказывал, что лично с ним знаком не был, но рассказы об этом человеке его впечатляют. «У него была колоссальная внутренняя энергия. Он мог объединять вокруг себя людей, единомышленников. И пока по Сургутскому региону ходят поезда, регион и его работники всегда будут помнить и чтить первого руководителя отделения». [7]
Его не стало в 2009 году. Боков Анатолий Александрович, первый начальник Сургутского отделения СвЖД – дважды почетный железнодорожник, ветеран труда, лауреат премии им. В. И. Муравленко за личный вклад в развитие транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса Тюменской области, награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1980), «Знак Почета», медалями, знаком «За заслуги перед городом Сургутом». [4]
Его нет среди живых, но память о выдающемся руководителе живёт и сегодня. В Музее истории, науки и техники Сургутского отделения Свердловской железной дороги хранится целая коллекция его личных вещей. В честь Бокова в Сургуте планируют назвать улицу. А одному из тепловозов локомотивного депо Сургут присвоено имя Бокова. Когда я узнала об этом, мне пришла идея назвать работу «Человек-локомотив». Слово «локомотив» в переводе с латинского языка означает сдвигающий с места. Для меня Анатолий Боков – человек-локомотив, который делом своей жизни двигал вперед развитие города Сургута, пробивал ему дорогу в будущее, где живу сейчас я.
Заключение
В нашем городе много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. Имя ветерана-железнодорожника Бокова Анатолия Александровича, чья жизнь была неразрывно связана со строительством и дальнейшей эксплуатацией железнодорожной магистрали, золотыми буквами вписаны в ее историю. Роль А.А. Бокова в истории города Сургута велика: запуск в работу одной из важнейших транспортных артерий – железной дороги; строительство и развитие микрорайона Железнодорожников. Благодаря его умелому руководству был возведен важнейший участок Свердловской железной дороги, который дал импульс развитию нефтегазового комплекса Западной Сибири, а значит – и всей страны. Под перестук колес его дело продолжается. История жизни и труда Анатолия Александровича – это первая страница Книги о выдающихся людях нашего микрорайона, которую мы создадим вместе с ребятами из моего класса. Начало уже положено.
Список используемых источников и литературы:
1. Анатолий Боков / [авт. текста: Г. В. Решетникова, И. В. Кондрякова]. - Сургут ; Екатеринбург : Типография ДЛЯ ВАС, 2016. - 31 c.
2. Архивные материалы Музея истории, науки и техники Сургутского отделения Свердловской железной дороги.
3. Краеведческий календарь : памятные даты города Сургута на 2019 год / МБУК ЦБ ; [Сургут. центр. гор. б-ка им. А. С. Пушкина; автор-сост.: Г. Н. Библая ; ред. Н. В. Жукова]. – 2018. – 44с.
4. http://энциклопедия-урала.рф
5. Сургутский рывок. https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=766852
6. Первопроходец Боков.
https://www.gudok.ru/zdr/181/?page_print_=Y&ID=1406422&archive=45998 7. Станция «Сургут» встретила ветеранов-железнодорожников.
https://ugra-news.ru/article/date/14539/
8. Главное дело жизни. https://www.gudok.ru/zdr/181/?ID=1450824&archive=49036
Приложения.
Сургут – большая железнодорожная станция
Боков Анатолий Анатольевич – первый Сургутского отделения Свердловской железной дороги
Мемориальная доска памяти Бокову Анатолию Александровичу
Приказ о назначении Бокова А.А. начальником Сургутского отделения СвЖД. 1978 год.
Боков А.А. с командой первопроходцев. 1978 год.
Поселок Железнодорожников.1978 год.
Железная дорога проложена до г. Нижневартовска.
Главное дело жизни. Фото: из архива Николая Мельникова
Музей истории, науки и техники Сургутского отделения Свердловской железной дороги
Музей истории, науки и техники Сургутского отделения Свердловской железной дороги. Первый начальник Сургутского отделения СвЖД Боков А.А.
Музей истории, науки и техники Сургутского отделения Свердловской железной дороги
Музей истории, науки и техники Сургутского отделения Свердловской железной дороги
Улица им. Бокова А.А.
Боков Анатолий Анатольевич – Человек-локомотив