Семь чудес Альшеевского района

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семь чудес Альшеевского района

Гареев А.З. 1
1МБОУ башкирский лицей им. М.Бурангулова с. Раевский Альшеевского района Республики Башкортостан
Гареева З.Н. 1Гареев З.Я. 1
1МБОУ башкирский лицей им. М.Бурангулова с. Раевский Альшеевского района Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Что такое чудеса света? Это что-то необычное, чудотворное, то, чему мы можем удивляться. Семь чудес света придумали древние греки во II веке до нашей эры. 7 – это магическое число. Оно всегда использовалось в сказках, поговорках, мифах (например, в сказках 7 гномов, 7 Симеонов; в пословицах: «7 раз отмерь, один раз отрежь»; в неделе 7 дней, потому что в библейском мифе бог 7 дней творил Землю; после дождя – 7 цветов в радуге, в музыке 7 нот).

Две тысячи лет назад люди создали перечень чудес света – необычных достопримечательностей, уникальных (единственных в своём роде) сооружений, которые обязательно стоило посмотреть (Приложение 1).

В 2009 году в стране проводился общенациональный конкурс «Семь чудес России» (Приложение 2), в нашей республике - конкурс «Семь чудес Башкортостана» (Приложение 3). Но в семерку чудес не вошло ни одно чудо из нашего района. Я задался вопросом: «Почему? Неужели в нашем родном Альшеевском районе нет ничего чудесного, загадочного и удивительного? Может это из-за того, что люди мало знают о нашем районе?» Я решил ответить на эти вопросы и провести исследовательскую работу по определению семи достойных восхищения чудес Альшеевского района.

Цель исследования – создание перечня семи чудес Альшеевского района.

Задачи:

1) привлечь внимание людей к рукотворным и природным чудесам Альшеевского района;

2) вызвать чувство гордости, патриотизма и любви к Башкортостану и своей малой родине у тех, кто будет так или иначе участвовать в моем проекте;

3) вовлечь учеников моей школы, их друзей и родителей в творческую деятельность, помочь им развить познавательную активность к изучению родного края;

4) собрать краеведческий материал о достопримечательностях Альшеевского района, знаменитых земляках;

5) составить карту с указанием семи чудес Альшеевского района.

Актуальность проведенного исследования не вызывает сомнения. Известный географ Карл Риттер утверждал: «Существование человека связано с землей тысячами цепких корней, которые невозможно вырвать» [4;33]. Я с ним согласен и считаю, что такими корнями являются знания о своей истории, этапах развития родного края. Поэтому я хочу поделиться со своими знаниями о нашем районе, о чудесах, в которых отразилась история родного края, чтобы вызвать у людей чувство гордости, патриотизма и любви к своей малой родине.

Методы исследования:

- сбор и изучение краеведческого материала, материалов районной газеты «Альшеевские вести»;

- анкетирование учеников МБОУ башкирский лицей им. М.Бурангулова по выявлению претендентов на звание «Чудо Альшеевского района», в результате чего сформирование списка претендентов;

- сбор фотоматериалов и документальной информации о претендентах на звания «Чудо Альшеевского района» для представления их на голосовании;

- голосование учащихся и учителей МБОУ башкирский лицей им. М.Бурангулова по выбору семи чудес Альшеевского района;

- компьютерная обработка собранного материала с целью дальнейшего его применения на уроках ИКБ, классных часах.

Основная часть

Проведение исследования по определению семи чудес Альшеевского района

1. Подготовительный этап: изучение объектов исследования Альшеевского района

Я живу в живописном уголке Башкортостана – в Альшеевском районе. У нас тоже есть свои чудеса. Прежде чем начать искать их, я изучил территорию исследования – Альшеевский район. Это позволило мне оценить масштабы и географию поиска, а также сформировать свое представление о претендентах на звание «Чудо Альшеевского района».

В результате изучения специальной литературы и информации на сайтах сети Интернет установлено следующее: Альшеевский район - муниципальный район в составе Республики Башкортостан. Административный центр - село Раевский. Альшеевский район образован 31 января 1935 года.

География. Муниципальный район расположен в юго-западной части Башкортостана, в среднем течении реки Дёма, площадь его территории составляет 2415 кв. км.

Протяженность с севера на юг составляет — 38 км, с запада на восток — 66 км.

Район пересекают железная дорога Челябинск — Уфа — Самара и автомобильные дороги Чишмы — Давлеканово — Киргиз-Мияки, Раевский — Стерлитамак.

Население. В районе 3 посёлка городского типа (Раевский, Аксеново, Шафраново) и 122 сельских населённых пункта. Население 44,2 тыс. человек, в том числе в районном центре Раевский проживает 20,3, Шафраново — 2,6, Аксеново — 1,1. Средняя плотность населения 20,0 чел. на 1 кв. км. Преобладают башкиры (37 %), татары (33,7 %), русские [6;7].

2. Второй этап: анкетирование

Одной из основных задач моей исследовательской работы является привлечение внимания сверстников, а по возможности и взрослых, к чудесам Альшеевского района, уникальным местностям и проявлениям альшеевской природы. Поэтому я решил привлечь своих одноклассников и учеников других классов к поиску объектов, которые могут считаться чудесами нашего района, и вовлечь их в творческую деятельность по изучению родного края. Для этого на втором этапе исследования мною был проведен опрос учеников нашей школы, в том числе и для того чтобы выяснить, знают ли они что-нибудь о чудесах Альшеевского района и могут ли они их назвать.

Опрос учеников проводился путем анкетирования. Ответы на вопросы анкеты позволили мне определить, насколько хорошо учащиеся нашей школы знают свой родной край, хотят ли они больше узнать об Альшеевском районе или им это неинтересно?

При ответе на вопрос №4 ребятам предлагалось написать, что они считают чудом нашего района. Это могли быть природные объекты, архитектурные памятники, загадочные и таинственные объекты, а также знаменитые земляки.

В анкетировании приняли участие 170 человек (ученики 5-9 классов). Им было предложено самостоятельно или с помощью родителей, друзей, учителей ответить на семь вопросов и заполнить анкету (Приложение 4).

Результаты анкетирования показали следующее:

1) О том, что в России и в Башкортостане проводились конкурсы «Семь чудес России», «Семь чудес Башкортостана» знают 65 человек (38% опрошенных), а чудеса, которые вошли в семерку лучших, знают 48 человек (28%).

105 человек из 170 не знали о проведенных конкурсах.

2) 114 учеников, участвовавших в опросе (67 % опрошенных), считают, что в нашем Альшеевском районе тоже есть такие чудеса. При этом назвать объекты, которые можно было бы считать чудом района, смогли 90 человек.

3) Побольше узнать о чудесах Альшеевского района хотят 143 человека. При этом 27 человек (16% опрошенных) на 5-й вопрос анкеты ответили «нет, мне это не интересно».

Для наглядности результаты анкетирования приведены в виде диаграмм (Приложение 5).

Мне удалось привлечь внимание не только учеников родного лицея, но и их друзей и родителей, а также вовлечь их в творческую деятельность, развить познавательную активность к данной теме и к изучению родного края.

5) Опрошенные ученики считают, что в Альшеевском районе есть чудеса и к ним можно отнести:

1. Санаторий им. А.П. Чехова

51 человек

2. Курорт «Шафраново»

49 человек

3. Реку Дему

34 человек

4. Килен-Таш (Скалу невест)

33 человек

5. Сусак-тау и Сатыр-тау (горы-останцы)

30 человек

6. Братские могилы в с. Шафраново

29 человек

7. Сэсэнию Розалию Султангарееву

8. Спортсменку Ляйсан Утяшеву

28 человек

26 человек

9. Слаковское водохранилище

25 человек

10. Мечеть в дер. Старо-Васильевка

16 человек

11. Мечеть, где работал М. Бурангулов, первый народный сэсэн Башкортостана

16 человек

12. Бездонное озеро в дер. Балгазы

5 человек

3. Третий этап: формирование списков претендентов

на звание «Чудо Альшеевского района»

Из множества объектов, названных участниками опроса, отбор претендентов на звание «Чудо Альшеевского района» я не проводил и решил выставить на голосование все предложенные ребятами объекты. Основным критерием, которым я пользовался при отборе претендентов, было ощущение чуда, уникальности объекта и то, что этим объектом можно гордиться.

4. Четвертый этап: изучение претендентов на звания «Чудо Альшеевского района»

Для сбора детальной информации о претендентах в чудеса, а также для подготовки к этапу голосования и выбору семи чудес Альшеевского района мною была изучена специальная литература, материалы, представленные в районной газете «Альшеевские вести», в краеведческой литературе и на сайтах сети Интернет, опрошены старожилы района. По результатам исследований мною были сформированы описания претендентов на звания «Чудо Альшеевского района» для представления их на школьном голосовании.

5. Пятый этап: голосование

На этом этапе исследования проведено голосование по выбору семи чудес Альшеевского района. В голосовании приняли участие 156 учеников 5-9 классов МБОУ башкирского лицея им. М. Бурангулова, а также 28 учителей.

Голосование проводилось путем заполнения бюллетеней для голосования (Приложение 6).

Для проведения голосования мною была подготовлена презентация, представляющая иллюстрации и описания претендентов на звание «Чудо Альшеевского района». Данная презентация была представлена ученикам на классном часе, поэтому им было легче сделать свой выбор.

В ходе голосования каждый участник должен был выбрать из списка претендентов свою семерку чудес и отметить их значком «V» или «Х». Каждое «чудо», за которое проголосовал участник, получало 1 голос. Мнения взрослых и детей относительно семерки чудес во многом совпали. Для наглядности и сравнения результаты голосования взрослых и детей можно представить диаграммами (Приложение 7).

Семерка чудес Альшеевского района совпала по шести объектам:

Санаторий им. А.П. Чехова,

Килен-Таш,

Сусак-тау и Сатыр-тау,

Братские могилы умерших от ран в эвакогоспитале № 2576 в годы Великой Отечественной войны в с. Шафраново,

Мечеть, где учительствовал первый народный сэсэн Башкортостана Мухаметша Бурангулов,

Розалия Султангареева.

Седьмым чудом дети выбрали Слаковское водохранилище (44 чел.), а взрослые – курорт «Шафраново» (12 чел.). Слаковское водохранилище замкнуло семерку чудес, так как оно получило больше голосов.

Семь чудес Альшеевского района

1. Санаторий им. А.П. Чехова

В 1901 году великий русский классик Антон Павлович Чехов находился на кумысолечении в Башкирии. Его эпистолярное наследие этого периода, мемуарная литература о писателе и некоторые другие материалы позволяют воссоздать «башкирскую страницу» жизни и творчества Чехова [2;8].

К весне 1901 года здоровье Чехова значительно ухудшилось, и он, понимая необходимость серьезного лечения и желая посоветоваться с видными столичными врачами, приехал из Ялты в Москву. Известный терапевт профессор В. А. Щуровский нашел болезнь очень серьезной и посоветовал Чехову как можно скорее ехать в Башкирию [8;24].

Приезд Чехова в Башкирию совпал с важным событием в его личной жизни – женитьбой на видной московской актрисе Ольге Леонардовне Книппер. «Милая мама, благословите, женюсь. Все останется по-старому. Уезжаю на кумыс. Адрес: Аксеново, Самаро- Златоустовский. Здоровье лучше»,- телеграфирует он Евгении Яковлевне 25 мая 1901 года [8;75]. Обвенчавшись в тот же день, 31 мая рано утром прибыли в Уфу. Затем 6 часов ехали по железной дороге до станции Аксеново, оттуда еще 12 верст на лошадях до частного кумысного заведения.

Санаторий основал М. И. Дурилин в 1900 году на средства умершего от туберкулеза брата Андрея Исидоровича, по его завещанию, и назвал в память брата «Андреевским». Потом в своих воспоминаниях О. Л. Книппер-Чехова писала:

«В центре усадьбы стояло большое деревянное одноэтажное здание, в котором размещалась столовая. Там мы завтракали, обедали, ужинали. Мы с Антоном Павловичем поместились в небольшом домике (скорее беседке) на две крошечных комнатки-кабинки. В каждой было по одному столу, стулу и кровати. Причем, как оказалось, подушки постельное белье мы должны были привезти с собой, так как казенного инвентаря там не полагалось. Мне пришлось на другой же день ехать в Уфу и покупать подушки, простыни, наволочки и прочие мелочи. Кровать для Антона Павловича была очень коротка, он, как известно, был высокого роста. Для того, чтобы ему было удобней спать, я каждый вечер подставляла к кровати табуретку, на которую он и просовывал свои ноги сквозь спинку кровати» [9;73] .

Всего  месяц  жил Чехов в санатории, но уехал из  Башкирии  окрепшим, поправившимся аж на 8 фунтов. Кумыс и наш благодатный климат сделали то, что не могли сделать курорты Ниццы. 1 июля 1901 года Чеховы покинули санаторий.

К сожалению, собственно санатория имени Чехова с его очень богатой «звездной» историей уже не существует. Санаторий перепрофилировали под… пионерский лагерь (Приложение 8). В нашем Альшеевском районе сохранились памятные чеховские места – домик, в котором жили Антон Павлович и Ольга Леонардовна. Рядом – бюст А.П. Чехова (Приложение 9). На крутой горе, где он отдыхал, построена беседка. Деревни, в которых бывал писатель, носят прежние названия. А вот бывший Андреевский санаторий стал носить имя А.П. Чехова.

2. «Килен-Таш» – Скала невест

Мой рассказ будет неполным, если я не упомяну одну легенду. В ташлинском ка­ньоне у подножия скалистой горы Улутау (Ве­ликая гора) недалеко от Балкантау уютно раз­местился башкирский аулТашлы. Легенда, которую знает каждый ташлинец, включая детей, рассказывает: «В Ташлах у старика и старухи была единственная кра­савица дочь, добрая, старательная, надежда и любовь родителей. Лунными поздними вечерами она обычно отправлялась с ведрами на коромысле на речку за водой. Однажды «вечер был так тих и прекрасен, месяц светил так ясно, что девушка невольно залюбовалась его блес­тящим видом». Красавица горячо влюбилась в луну (на башкирском языке месяц, луна - ай, мужского рода). Стремясь быть ближе к лю­бимому, девушка, одевшись в лучшие одеж­ды, украшенные бисером, кораллами и сереб­ряными монетами, каждый вечер забиралась на вершину горы, любовалась луной и мечта­ла о том, чтобы родить от него сына - бога­тыря. Она так привыкла к своей любви, что считала себя невестой (килен) луны. Но шли дни, недели, месяцы ай (луна) не забирал не­весту к себе. Однажды поднялся сильный ветер, черные тучи закрыли луну. Казалось, луна навсегда заслонилась от башкирки-кра­савицы. Далее случилось нечто страшное: то ли ураган снес девушку с вершины горы, то ли она сама от несчастной любви бросилась со скалы вниз, но упало ее бездыханное тело к подножью Улутау и превратилось в скалу. Скалу эту назвали «Килен-Таш» (Скала-невес­та), а ташлинские дети до сих пор находят около нее и между камней вокруг серебря­ные монеты: кораллы, бисер» [2;18] .

Килен-Таш - это огромная песчаниковая глыба высотой 1м 70 см, вросшая в землю (Приложение 10); какая часть скалы под землей, сказать трудно. Но что поразительно: «Килен-Таш» со всех сто­рон испещрен изображением башкирских тамг. В данном случае тамга это родовой (или племенной) знак, символ. Тамги на «Килен-Таш» наносились острым предметом, которым выскабливали изображение тамги канавкой глубиной 6-7 мм. Тамгами был покрыт не только «Килен-Таш», но и все близлежащие крупные камни. Оказалось, что здесь целая «долина тамг» длиной примерно 500, шириной 100 шагов. Здесь можно насчитать 110 тамг. Вероятно, их здесь несколько больше.

Откуда известно, что в «долине тамг» изображены башкирские родоплеменные тамги, а не случайные или просто нерасшифрован­ные знаки? Деревня Ташлы имеет три кладбища. Одно из них старинное; здесь не хоронят уже лет 200. Надгробные камни высе­чены из плотного известняка. На 17 плитах вы­сечены тамги умерших. Это модификации двух основных тамг. Обе тамги принадлежат роду Яиксыбы-мин, однако одна из них явля­ется старинной тамгой племени Канлы-Канлы. Два кладбища действующие. На втором кладбище всего лишь две тамги, как видно, варианты тех же тамг. На третьем кладбище тамг нет. Как широко распространена традиция вы­секать тамги умерших на надгробных плитах? Эта проблема недостаточно изучена. Известно, что знаки на Килен-Таш вызывают интерес и у ученых, географов. В 2004 году здесь побывали и представители ЮНЕСКО (Приложение 11). Побывали у Килен-Таш и мы, ученики МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова вместе с нашими учителями (Приложение 12).

3. Сусак-тау и Сатыр-тау – горы-останцы

Если ехать в Стерлитамак из села Раевский, то нельзя не заметить эти горы-останцы, выделяющиеся на привычном ландшафте. Горы-останцы – это обособленно стоящие возвышенности, сложенные относительно твердыми породами и уцелевшие от разрушения. Отсутствие деревьев на склонах и степной ветер придали необычную форму этим холмам. Но для степей эти невысокие по абсолютной высоте холмы считаются горами (например, по башкирски сусак - сопка, Сусак-тау - гора-сопка).

Сусак-тау и Сатыр-тау (Приложение 13) представляют собой отдельные горы круглой формы с относительной высотой от 30 до 600м. Они возникли в конце нижнепермской эпохи на пологих отмелях существовавшего здесь моря и были выведены на дневную поверхность в результате поднятий участка земной коры. Сложены преимущественно белыми массивными известняками. На Башкирском (Южном) Урале выявлено около 60 гор-одиночек, которые протянулись через всю республику с севера на юг.

Гора Сусак-тау высотою в 500 м находится в 13км от Раевки в Стерлитамакском (юго-восток) направлении. Словно «гоголевский нос» торчит она на равнине. Местные жители считают его святым местом.

Сатыр-тау расположен в пяти километрах от Сусак-тау, возле деревни Кипчак-Аскарово Альшеевского района РБ. Сатыр - с татарского переводится как шатер. Гора названа так, потому что имеет форму шатра. Этот холм представляет собой классический шихан, которых много в Среднем и Нижнем Поволжье.

Горы-останцы Сусак-тау и Сатыр-тау являются особо охраняемыми природными территориями. На их склонах произрастает множество редких видов растений.

4. Сэсэния Розалия Султангареева

Альшеевский район знаменит и своими сэсэснами. Сэсэн - это (башк. cәсән) — народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий традиционные сказания и импровизации в форме песенного речитатива под аккомпанимент думбыры — традиционного струнного инструмента [1;555].

Имя сэсэнии Розалии Султангареевой известно не только в районе и в республике, но и далеко за пределами Башкортостана. Она единственная сэсэния в республике, автор более 230 научных трудов, председатель общества башкирских женщин.

В деревне Новый Сепяш в семье служащих 28 марта 1955 года родилась ведущий фольклорист РБ, научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук, доктор филологических наук, кавалер ордена Салавата Юлаева Розалия Асфандияровна Султангареева (Приложение 14). Ею проведено более 30 экспедиций и научных командировок в РБ, Пермскую, Челябинскую, Саратовскую, Самарскую области (первая экспедиция по сбору фольклора и этнографического материала состоялась в 1982 г.), в архиве собрано более 10 томов фольклорного материала. Особые достижения: впервые в комплексном плане исследовала башкирский обрядовый фольклор; открыла мифологические, практические, социологические и художественно-эстетические реалии этнокультурного феномена. Султангареевой Р.А. принадлежит историческая заслуга возрождения и популяризации древнего словесно-поэтического искусства башкир – сказительства. Известная сэсэния является лауреатом и дипломантом многих международных, российских и республиканских конкурсов.

5. Братские могилы умерших от ран в эвакогоспитале № 2576 в годы Великой Отечественной войны в с. Шафраново

Место расположения братских могил – с. Шафраново, ул. Космонавтов, рядом с территорией лесничества.

В помещениях санатория «Шафраново» в годы Великой Отечественной войны был развернут эвакогоспиталь № 2576, где с августа 1941 года до 1945 года лечились раненые, затем больные туберкулезом. Умерших солдат хоронили на братском кладбище. После войны по инициативе Шафрановского поссовета было принято решение о строительстве обелиска на братских могилах умерших в годы второй мировой войны. 5 мая 1948 года силами организаций и учреждений поселка Шафраново состоялось открытие памятника.

Вид объекта: трехметровая стела из кирпича, облицованная мраморными плитами размером 100смХ200см. На ней надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» Ограждение из якорных цепей на металлических столбиках периметром 5мХ5м (Приложение 15).

Ряды могил 365 участников Великой Отечественной, 3 могилы – участников войны в Афганистане и одна могила воина, погибшего в локальных войнах в Чечне. На надгробных плитах высечены имена героев, звания, годы их жизни. Ограда кладбища металлическая, высота 2 метра (Приложение 16).

Ежегодно проводится косметический ремонт памятника и надгробных плит. 23 февраля и 9 Мая возле памятника проводится митинг, возложение венков и цветов.

6. Мечеть, где учительствовал первый народный сэсэн Башкортостана Мухаметша Бурангулов

Есть в нашем Альшеевском районе места, связанные с именем первого народного сэсэна Башкортостана Мухаметши Бурангулова (Приложение 17).

Биографическая справка. Мухаметша Абдрахманович Бурангулов родился 15 декабря 1888 года в деревне Верхне-Ильясово Самарской губернии. Рано лишился родителей. После окончания школы переехал в Оренбург, учился в медресе. Был учителем, преподавал башкирский язык.

Всю свою жизнь был собирателем, популяризатором фольклора. На базе фольклора создал пьесы «Ашкадар», «Ялан Яркэй», «Башкирская свадьба», «Идукай и Мурадым». Записывал и обрабатывал эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша», сказки, песни, кубаиры.

Сын сэсэна Н.М. Бурангулов вспоминает: «Это случилось в двадцать шестом году. Однажды между отцом и матерью вышел довольно шумный скандал. Оказалось, что он вновь собрался на несколько недель в близлежащие районы за фольклорной «данью». Для этого нужны были деньги. И он решил сплавить единственную оставленную на зиму телку. Мать, конечно, противилась, но он был непреклонен, и мать должна была уступить» [3;2].

В 1946 году появилось постановление ЦК ВКП(б), в котором были ошельмованы Михаил Зощенко, Анна Ахматова. Репрессивные круги пошли и по республикам. В число националистов был зачислен Мухаметша Бурангулов, записавший эпос «Идукай и Мурадым» и создавший на его основе драму.

Бурангулова арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы по обвинению в принадлежности к антисоветской националистической группе и антисоветской агитации.

Мухаметша Бурангулов прожил большую и сложную жизнь. Он умер 9 марта 1966 года. Его старший сын Нажиб живет в городе Сибае. Младший сын Зуфар 1914 года рождения на два года моложе старшего брата, прожил всего 25 лет. Есть предположение, что его толкнули под поезд. Дочь Наккар с 1915 года, умерла в возрасте 71 год.

На одной из старых улиц села Раевский - на пересечении улиц Ленина и Краснобашкирская - стоит старая башкирская школа (Раевская школа № 1). Здесь в 1930-е годы преподавал Мухаметша Бурангулов, а затем его сын, Зуфар Мухаметович, ставший директором этой школы. Эти малоизвестные страницы из жизни великого сэсэна – гордость нашего района.

В 1935-36 гг. Раевская школа №1 (Приложение 18) стала называться башкирской образцовой, общеобразовательной неполной средней школой. На первом этаже размещалась учительская, раздевалка и два класса, в одном из них был кабинет по трудовому обучению. На втором этаже размещались 4 классные комнаты и библиотека. Занимались в две смены. В школе по вечерам работали кружки самодеятельности, велись занятия со взрослыми по ликвидации безграмотности.

1934 год. Директором Раевской школы № 1 был назначен выпускник исторического факультета БГПИ Зуфар Бурангулов, сын М. Бурангулова. В это же время начала работать его сестра Наккар, окончившая математический факультет института. Чуть позже, в пору жестоких репрессий, альшеевская земля стала пристанищем и для их отца - великого башкирского сэсэна Мухаметши Бурангулова. Тогда никто и не ведал о его величии. Как все истинные мудрецы, он был удивительно простым и скромным. Жил со своей семьей на улице Свободы, был завучем, вел уроки башкирского языка и литературы, фольклорный кружок, где дети с большим интересом изучали народное творчество демских, асылыкульских башкир, историю деревень, топонимические названия (Приложение 19). Так, например, вместе со своим учителем они на Старосепяшевском кладбище нашли место захоронения Альшей-батыра, основоположника села Альшей. Ребята привели в порядок могилу батыра, сэсэн Бурангулов прочитал им надпись на надгробном камне.

В 1936 году на сцене районного клуба была поставлена пьеса М. Бурангулова «Башкирская свадьба», имевшая большой успех. На следующий день состоялась встреча с сельчанами. В 1938 году Мухаметша Абдрахманович был арестован по политическим мотивам.

После создания определенной учебной базы в 1940 году Раевская башкирская школа № 1 была преобразована в среднюю школу. Здесь учились не только раевские дети, но и из многих башкирских и татарских населенных пунктов.

В 1965 году школа переехала в новое здание по адресу: ул. Кирова, 88А (сегодня МБОУ башкирский лицей им. Мухаметши Бурангулова).

Мог ли представить гонимый сэсэн, что на этой земле, спустя семь десятилетий, дети, внуки его учеников будут чтить его память, а школу, где работал, отныне, с 2004 года, будут называть башкирским лицеем имени М. Бурангулова. В 2005 году состоялось торжественное открытие бюста народному сэсэну перед нашим лицеем (Приложение 20). Для участия в торжествах из Уфы приехал и внук Мухаметши Абдрахмановича Ирек Зуфарович Бурангулов (Приложения 21-22).

Заходим в школу. В летопись нашего башкирского лицея годы учительствования М. Бурангулова вписаны золотыми буквами. В коридоре школы мы знакомимся со стендом о славном сыне башкирского народа (Приложение 23). Проходим в школьный музей, где собрано очень много ценных экспонатов (Приложение 24), рассказывающих о жизни и творчестве Мухаметши Абдрахмановича, составлена его родословная (Приложение 25).

7. Слаковское водохранилище

Водохранилище на реке Слак было построено в 1987 году как резервуар воды для нужд Раевского сахарного завода.

Технические характеристики Слаковского водохранилища (Приложение 26):

1.Глубина - 17 м.

2.Площадь зеркала - до 190 га.

3.Обьем воды -13,5 млн. куб. м.

4.Высота плотины – 15 м.

5.Длина плотины – 550 м.

6.Имеется ГЭС.

7. Происхождение водоема – искусственное.

8. Источники водоснабжения – река Курсак (приток Демы), ручьи.

9. Вытекающие реки – река Дема.

10. Дно – песчаное.

11. Рыба: Водоем является популярным местом любительской рыбалки среди жителей окрестных сёл. Основа улова – караси белые, окунь, лещ, пелядь, карп, белый амур, толстолобик и другая речная рыба. Кроме всего прочего, в запруде водятся раки.

12. В окрестностях много сурков, сусликов.

13. Географические координаты: 53°59"46" с.ш. 54°39'49" в.д.; 53°59'05" с.ш. 54°40'46" в.д.; 53°58'35" с.ш. 54°41'37" в.д.

14. Название и особенности: Искусственно созданное на реке Курсак Слаковское водохранилище получило свое имя в честь села Слак, расположенного в 1 км к югу от него в Альшеевском районе. Плотина водоема и функционирующая при ней Слаковская малая ГЭС расположены в его южной оконечности.

Ежегодно ребята МБОУ СОШ с. Слак и обучающиеся МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова в рамках экологической акции «Чистый берег» проводят экологический субботник по очистке берегов Слаковского водохранилища от антропогенного мусора (Приложение 27).

Заключение

В рамках исследовательской работы я, используя различные источники, познакомился со многими природными и культурными достопримечательностями Альшеевского района, и из них определены 12 самых лучших. При этом я понял самое главное: в нашем районе есть все - красота и величие природы, природные богатства, тайны и загадки, знаменитые земляки, а также великая духовная культура, обычаи и традиции народов нашего края.

Я надеюсь, что моя исследовательская работа поможет всем, кто с ней познакомится, расширить свои представления о достопримечательностях Альшеевского района, об интересных природных и рукотворных объектах.

В процессе исследования

я определил, что в Альшеевском районе есть замечательные природные и культурные достопримечательности малой родины, знаменитые земляки, достойные считаться чудесами района.

установил, что их можно изучать исходя из географических, социологических и исторических аспектов.

составил карту с указанием семи чудес Альшеевского района.

смог привлечь внимание людей, как моих сверстников, так и взрослых, к чудесам Альшеевского района и вызвать у них чувство гордости и любви к своей малой родине.

вовлек учеников моей школы, их друзей и родителей в творческую деятельность, помог им развить познавательную активность к изучению родного края.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996, 670с.

Воспевая край родной. Альшеевский район. – Нефтекамск: изд-во ООО «Меридиан», 2006, 25с.

Киреева Альмира. Имя его – в сердце народном // «Альшеевские вести», 2004, 31 января, № 10, с. 2.

Кузеев Р. Иске йорт – старая родина. // «Памятники Отечества», 1997,

№ 2, с. 32-36.

Лотфуллина Сажи29. С9с9н исемен9 лайы3 м9кт9п // «Й9шлек», 2004, 29 январь, № 9, 5-се бит.

Люблю тебя, мой край родной! – Альшеевский район, 1995.

Солтанг9р9ева Розалия. Х9тере ны3ты4 – иле ны3 // «Ватандаш», 1999, № 11, 14-18 б.

Шмаков В. В. А. П. Чехов. Я в Аксенове, Уфимской губернии. – Уфа, 2010, 123с.

Узиков Ю. Письма с кумыса. // «Бельские просторы», 2011, № 5, с. 72-78.

Интернет-ресурсы:

http://7chydessveta.com/

http://is.park.ru/print_doc.jsp?urn=32946862

http://is.park.ru/print_doc.jsp?urn=32946862

Приложения

Приложение 1

Семь чудес света

Приложение 2

Семь чудес России

Приложение 3

Семь чудес Башкортостана

Приложение 4

АНКЕТА

Вопрос 1.

Знаешь ли ты, что в России проводился конкурс «Семь чудес России», а в нашей республике – «Семь чудес Башкортостана»?

Варианты ответов:

Да.

Нет.

Вопрос 2.

А знаешь ли ты, какие чудеса вошли в семерку лучших?

Варианты ответов:

Да.

Нет.

Вопрос 3.

Как ты думаешь, есть ли у нас в Альшеевском районе такие чудеса?

Варианты ответов:

Да, думаю, есть.

Ничего чудесного у нас нет.

Затрудняюсь ответить.

Вопрос 4.

Какие чудеса Альшеевского района ты знаешь?

Варианты ответов:

Не знаю никаких.

Я думаю, чудесами Альшеевского района являются (перечисли)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 5.

Хотели бы вы побольше узнать о чудесах Альшеевского района?

Варианты ответов:

Да, конечно.

Нет, это мне неинтересно.

Приложение 5

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Приложение 6

БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

ПО ВЫБОРУ СЕМИ ЧУДЕС АЛЬШЕЕВСКОГО РАЙОНА

Выбери семь претендентов на звание «Чудо Альшеевского района» и поставь напротив них значок V или X

в столбце «Я голосую за…»

 

Претендент на звание

«Чудо Альшеевского района

Я голосую за…

1

Санаторий им. А.П. Чехова

 

2

Курорт «Шафраново»

 

3

Река Дема

 

4

Килен-Таш (Скала невест)

 

5

Сусак-тау и Сатыр-тау (горы-останцы)

 

6

Братские могилы в с. Шафраново

 

7

Сэсэния Розалия Султангареева

 

8

Спортсменка Ляйсан Утяшева

 

9

Слаковское водохранилище

 

10

Мечеть в дер. Старо-Васильевка

 

11

Мечеть, где работал М. Бурангулов, первый народный сэсэн Башкортостана

 

12

Бездонное озеро в дер. Балгазы

 

Приложение 7

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ

Приложение 8

Главная «кумысная» улица тогда….

… и сейчас (здесь располагается пионерский лагерь)

Приложение 9

Бюст А.П. Чехова в санатории им. Чехова

Приложение 10

«Килен-Таш» - Скала невест. Дер. Ташлы.

Приложение 11

Фотокорреспондент ЮНЕСКО из Франции Эндрю Виллер
у Килен-Таш. 2004 год

Приложение 12

Учащиеся башкирского лицея у Скалы невест

Приложение 13

Горы-останцы Сусак-тау и Сатыр-тау

Приложение 14

Сэсэния Розалия Султангареева

Приложение 15

Обелиск в селе Шафраново

Приложение 16

Братские могилы умерших от ран
в эвакогоспитале № 2576

Приложение 17

Первый народный сэсэн Башкортостана Мухаметша Бурангулов

Приложение 18

Старое здание Раевской школы № 1 по улице Ленина

Приложение 19

Мухаметша Бурангулов с учителями и учениками

Приложение 20

Год 2005. Торжественное открытие памятника М. Бурангулову

Приложение 21

Внук М. Бурангулова Ирек Зуфарович у нас в гостях

Приложение 22

Известные фольклористы
Р. Султангареева, Рашит Шакур И Мирас Идельбаев во время открытия бюста первому народному сэсэну

Приложение 23

Стенд в коридоре лицея

Приложение 24

Экспонаты музея

Приложение 25

Родословная М. Бурангулова

Приложение 26

Слаковское водохранилище

Приложение 27

Учащиеся 11 в класса МБОУ башкирский лицей им. М.Бурангулова на экологическом субботнике у Слаковского водохранилища, проводимом в рамках экологической акции «Чистый берег»

Приложение 28

Семь чудес на карте Альшеевского района

Просмотров работы: 6305