Военная служба в моей семье- аспекты истории. Родословная

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Военная служба в моей семье- аспекты истории. Родословная

Горбачева Ю.А. 1
1Белгородский ГАУ
Жигалова Л.И. 1
1Бел ГАУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Давно умолк войны набат,

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне

И человечеству всему

Покой и счастье мирных дней.

Введение.

И ты со своею судьбою

Осталась один на один

Один на один со слезами

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну

И все без конца и без счета

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Можно ли было победить народ, женщины которого в самый трудный час тащили с поля боя и своего и чужого раненого солдата? Можно ли было победить народ, женщины которого делились с врагом последним куском хлеба, жалели и понимали вражеских солдат, как собственных детей? Нет! Тысячу раз нет!

Годы войны были временем больших раздумий о жизни, о Родине, о человеке. Как бы ни был скуден солдатский быт, как бы ни был человек оторван от центров культурной жизни, он жил в полную силу, он в сердце своем носил целый мир.

На протяжении всей жизни детям стараются дать патриотическое воспитание, основой которого является память о предках, отстаивавших нашу Родину.

Поэтому в последнее десятилетие к генеалогии обращается все большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются ученые и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. Не знать историю своего рода – признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание – близок к искоренению.

Это вдохновило меня узнать о мужчинах из моей семьи, воевавших во время Великой Отечественной войны. Для этого я собрала информацию о своих предков, собрала ордена и медали, орденские книжки, присланные из военных частей.

Материал, найденный в домашних архивах бабушек и дедушек, вызывал гордость и восхищение: мой прадед был одним из тех, благодаря кому мы сейчас живем под мирным небом!

1.1 Главная цель моей работы – узнать как можно больше информации о своих предках, об их службе в армии и участии в Великой Отечественной войне.

1.2 Объект исследования: история моей семьи.

1.3 Предмет исследования: фотографии, ордена и документы, свидетельствующие об истории моей семьи.

1.4 Выдвигаем гипотезу: Если провести социологический опрос студентов первого курса СПО , то можно убедиться в том что среди них есть немалое количество ребят, которые заинтересованы изучением своей семьи и историей Великой Отечественной войны.

В работе были использованы следующие методы научного исследования:

1. Анкетирование студентов I курса факультета СПО.

2. Систематизация и классификация полученных данных в виде таблиц, диаграмм.

3. Анализ полученных результатов и формулирование выводов по теме исследования.

План исследования:

Подготовить вопросы теста и провести социологический опрос студентов I курса факультета СПО.

Обработать полученные данные, сделать выводы.

Мотивировать ребят на подробное изучение истории своей семьи.

1.Исследовательская часть.

Каждая семья имеет свою неповторимую историю и особенности. Каждый человек должен знать историю своей семьи и своей страны. Великая Отечественная война затронула каждую семью России. Мы должны чтить и помнить тех, кто отстаивал нашу Родину. Все ли интересуются этой темой? Знают ли они своих героев? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я провела опрос.

2.1Чтобы доказать или опровергнуть эту гипотезу, я решила провести исследование, направленное на рассмотрение тему « Защитники Отечества в моей семье» моих однокурсников, в виде анкетирования по пунктам:

1)В опросе на тему « Основы военной службы» приняли участие 90 человек из 6 групп 1 курса СПО Белгородского ГАУ им. В.Я. Горина. Они ответили на 23 вопроса.

Результаты опроса составили 77% ответов студентов, затруднения вызвали такие вопросы как : воинское подразделение, несущее охрану чего- нибудь или кого- нибудь, место расположение военачальника, войсковая часть расположенная в городе, крепости, место расположения войск к бою. Оставшиеся 23 % вызвали затруднения среди студентов.

2)В следующем опросе на тему « В ходе войны» приняли участие 34 человека из 3 групп 1 курса СПО Белгородского ГАУ им. В.Я. Горина. Они ответили на 10 вопросов.

Результаты опроса составили 82 % правильных ответов, этот опрос затруднения почти не вызвал, лишь 3 наиболее распространненых среди ошибочных вариантов ответов, например : сколько дней продлилась оборона Брестской крепости, назовите фамилию командующего гитреловскими войскам, сдавшегося в плен под Сталинградом, сколько салютов было произведено в Москве в период Великой Отечественной войны?

3) В опросе на тему« Защитники Отечества» приняли участие 108 человек из 6 групп 1 курса СПО Белгородского ГАУ им. В.Я. Горина. Они ответили на 12 вопросов.

Результаты опроса составили 67% верных ответов, в данном опросе многие студенты ошибались в таких вопросах как: назовите фамилию автора музыки гимна России, кто автор известного крылатого выражения: « Пришел, увидел- победил!», какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил летчик капитан Николай Гастелло, название какой форменной одежды состоит из названия морского животного и хвойного дерева, памятник этим людям стоит в самом центре Москвы, на Красной площади, свой подвиг они совершили в 1612 году; назовите их имена.

К сожалению немногие знают ответы на такие вопросы.

4)В опросе на тему «Семейные реликвии» приняли участие 37 человек из 3 групп 1 курса СПО Белгородского ГАУ им. В.Я. Горина. Они ответили на 7 вопросов.

На первый вопрос: «Сохраняет ли ваша семья какую- либо реликвию?» из 37опрошенных студентов более 72 % ответили положительно, оставшиеся 28 % не сохраняют семейные реликвии.

Семейные реликвии – это частицы семейного единения, связующие звенья между поколениями. Соприкосновение с семейной реликвией даёт ощущение опоры времени. Практически в каждой семье есть картина, статуэтка, старинный шкаф или пианино, которые передавались из поколения в поколение. Мы храним семейные реликвии и порой даже не представляем себе истинную ценность «бабушкиного наследства».

Подводя итоги, можно сделать вывод, что многие ребята увлечены историей своей семьи, они активно собирают информацию о своих родственниках, проводят интервьюирования своих родных, собирают фотографии, выписки с фронта, ордена, награды.

2.2.Была произведена систематизация и классификация полученных данных в виде диаграмм (прилагаются).

2.3.По теме исследования из результатов анкетирования можно сделать следующие выводы:

2.4. Работая над исследовательской работой, я задумалась об истории своей семьи.

1)Свой рассказ о моем папе мне хочется начать со слов, посвященных ему, защитнику Отечества:

В юности ты, знаю, в армии служил.

Значит, тоже воин, хоть не командир.

Для меня ты - главный, мне не дашь пропасть.

Я Отчизны славной маленькая часть.

Я хочу рассказать о самом необыкновенном человеке на земле. Мой папа Горбачев Андрей Васильевич родился 15 марта 1969 года в селе Поповка Корочанского района, Белгородской области. Закончив 8 классов Поповской средней школы, поступил учиться в Корочанский сельскохозяйственный техникум на факультет агрономия. В 1988 году его призвали в ряды Советской Армии. Службу он проходил во внутренних войсках нашей страны в Архангельской области. Сначала находился в учебном батальоне. Их обучали обращению и стрельбе из автомата, ходить строем, копать окопы. Через две недели службы он принял присягу. Спустя месяц папу перевели в поселок Дальний, где он продолжил дальнейшую службу. Сначала папа был вожатым караульных служебных собак, затем дрессировщиком и инструктором служебного собаководства. Папа научился ставить собаку на след, наблюдать за ее поведением на стрельбищах, приучать собаку не бояться выстрелов. Службу нес вместе с собакой по кличке «Цыган». Во время службы собаку обучали задерживать нарушителей, проводить досмотр транспорта, находить вещи по запаху, преодолевать препятствия, ходить по бревну. Папа служил в армии два года. Уволился в запас в мае 1990 года в должности инструктора служебного собаководства. Служба в армии научила папу ценить дружбу, разбираться в людях.

2)Коптев Павел Иванович ( 1906- 1943)гг.

Мой прадедушка Коптев Павел Иванович родился в 1906 году в селе Севрюково. Родители прадедушки держали скотину, обрабатывали землю, и он помогал им по хозяйству, выполняя посильную работу, которую давали ему старшие.

В 1928 году он женился на моей прабабушке Лупандиной Марии Григорьевне. В следующем году у них родился сын Дмитрий.

В 1937 прадедушка с женой и сыном уехал в город Харьков на Украину. Там он работал на заводе «Свет Шахтера» плотником, столяром. Прабабушка Маша тоже работал на этом заводе техничкой. В июне 1940 года у прадедушки и прабабушки родился второй ребенок- моя бабушка Коптева ( Никулина) Алла Павловна. Всего у них родилось четверо детей, но двое из них умерли от болезни – дочь Лида и сын– Павел. На Украине мой прадедушка со своей семьей прожил четыре года.

Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, его семья вернулась в своё село, а прадедушка Павел ушел на войну. Воевал против фашистов почти два года. В 1943 в одном из боев на Курской дуге был тяжело ранен. Его отправили в госпиталь, военные врачи лечили его, но ранение оказалось слишком серьезным и 21 мая 1943 года он умер.

3) Мой дедушка по линии папы Горбачев Василий Гаврилович родился в селе Поповка, Корочанского района, Белгородской области 13 февраля 1940 года.

Он служил в рядах Советской армии на территории Германии в городе Дрездене. Дедушка служил в танковых частях 3 года с 1959 по 1962 год. Город Дрезден один из крупных городов Германии. В этом городе находится одна из самых известных картинных галерей мира. Советские солдаты не только обучались военному мастерству, занимались различными видами спорта, но и оказывали шефскую помощь близлежащим совхозам. Население к нашим солдатам относилось доброжелательно. Еще дедушка говорил, что очень чисто в селах и городах, ухоженные постройки, много деревьев и цветов. Солдаты Советской Армии вели себя достойно. Они понимали, что защищают интересы нашей страны.

Забирали его в армию вместе с другом Бычихиным Иваном Александровичем. Он тоже служил в Германии, но только в другом городе. За 3 года службы они ни разу не встречались. Встретились на вокзале. Когда уже ехали домой в Россию по окончанию службы в армии.

Раньше был обычай устраивать прощальный вечер в честь уходящих на службу в армию.

Родственники и друзья дарили носовые платки, молодые девушки дарили кисеты для табака.

За добросовестное отношение к воинскому долгу дедушке объявляли несколько раз благодарность командованием части. Его маме Горбачевой Ольге Васильевне (моей прабабушке) командование части присылало Благодарственное письмо.

4) Никулин Иван Леонтьевич, дедушка по линии мамы.

Родился в селе Заячье Корочанского района, Белгородской области 15 апреля 1939 года. Окончил 8 классов. После школы получил профессию водителя. Всю жизнь проработал шофером на грузовых автомобилях на разных предприятиях нашей области. Четыре года работал водителем – дальнобойщиком. Он возил разные продовольственные товары во многие союзные республики бывшего Советского Союза. Дедушка Ваня с бабушкой Аллой вырастили троих детей: двоих дочерей и сына. Одна из их дочерей Елена – это моя мама.

Никулин Леонтий Дмитриевич - прадедушка по линии мамы,

Коптев Павел Иванович -прадедушка по линии мамы.

5) В результате интервьюирования моей бабушки Разиньковой Марии Петровны, я выяснила подробности из ее жизни. Это интервью было записано мной с ее слов зимой 2017 года, а в апреле 2018 года ее не стало.

Я, Разинькова Мария Петровна, родилась 24 декабря 1930 года в селе Поповка Корочанского района Белгородской области. Наша семья на то время состояла из 6 человек: мамы - Разинькова Ольга Васильевна, папы - Разиньков Петр Архипович, 4 детей- меня, моей старшей сестры Нины, младшей сестры Вали, и брата Василия. Вместе с нами жила наша бабушка Матрена Трофимовна и прадедушка Роман Григорьевич. В 1933 году наш папа сильно простудился, получил осложнение и из-за развившегося воспаления легких, вскоре умер. Мама осталась без мужа с четырьмя детьми на руках.

Детство наше было трудным. Досыта мы никогда не ели. Мама работала в колхозе и ей давали по 200 граммов овса. Этот овес мы веяли, толкли на муку, заварили водой и ели как кашу. Летом мы питались свежими овощами и фруктами со своего огорода, а зимой ели соленья, которые мама заготавливала осенью, пекли лепешки из кукурузной муки, которую сами готовили, варили картошку в шкурках, очищали и ели ее. Мама держала корову и то, что у нас были свое молоко, сметана, творог было большим подспорьем и радостью для всей нашей семьи. Большую часть дня мама трудилась в колхозе, ее не было дома и мы- дети помогали взрослым дома по хозяйству: пасли корову, работали на огороде, в течение дня выполняли всю домашнюю работу.

Зимой 1937 года мне исполнилось 7 лет и осенью следующего года я пошла в первый класс Поповской семилетней школы. Весной 1941 года я закончила 3 класса, а летом началась Великая Отечественная война. Но еще один учебный год мы учились спокойно, так как наше село Поповка было оккупировано фашистами в июле 1942 года. Боевых действий в селе не было. Немецкие солдаты ходили по Поповке и собирали с местных жителей еду для своих войск- молоко, яйца, хлеб. Мы очень боялись немцев и прятались по домам, на улицу без крайней надобности и нужды старались не выходить.

Мне очень запомнился один эпизод из нашего военного детства. Летом 1942 года, когда немецко- фашистские войска вошли в Поповку, вместе с ними приехал немецкий фотограф. Всех жителей нашей улицы Писаревка немцы собрали возле дома наших соседей. Они показали где и как нам надо стать. Мама держала одной рукой мою младшую сестру Валю, а меня взяла другой рукой. Братик Вася держал меня за руку. Так мы и стояли вместе с другими людьми, боясь пошевелиться или что-то сказать друг другу, ведь мы не знали зачем и для чего нас здесь собрали. Мы очень сильно боялись, что нас могли расстрелять, но немцы ничего не стали делать, а только сфотографировали нас. Зачем это нужно было немцам мы так и не узнали, но испугались мы тогда очень сильно. Моей старшей сестры Нины с нами не было. Она находилась в селе Яблоново на рытье окопов, чтобы немцы не смогли подобраться к аэродрому, на котором находились советские военные самолеты. В это время ей было 14 лет.

В феврале 1943 года наше село Поповку освободили от немцев советские войска, начала налаживаться мирная жизнь, а после Победы все жители стали восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Проучившись 3 класса школы в трудное, но мирное время и 4 класса в страшные военные годы я закончила Поповскую семилетнюю школу. В сентябре 1945 года я поступила в Корочанский сельскохозяйственный техникум по специальности агроном- полевод. По окончании техникума меня распределили на практику в курскую область село Лозовое, где я работала агрономом в колхозе, отработав там 3 года я поехала в Крым город Джанкой, там я работала на железнодорожной стрелочником- переводила стрелки, встречала и провожала поезда. По указанию старшего стрелочника открывала семафор, для того чтобы загорался условный знак и поезда могли свободно проехать по железной дороге. Через некоторое время я вернулась в Поповку. Спустя несколько лет я вместе со своими знакомыми поехала на Украину, в город Енакиево. Там я устроилась работать на хладокомбинат кладовщиком по отпуску мороженого и проработала на этой должности 20 лет. Потом перевелась рабочей в цех по изготовлению мороженого. После выхода на пенсию работала еще 12 лет. Вернулась в село Поповку из- за болезни мамы в 1997 году. В настоящее время живу в своем родном селе Поповка.

6) Моя мама, Горбачева( Никулина) Елена Ивановна родилась в городе Белгороде 8 января 1971 года. В 1978 году она пошла в первый класс, а через 10 лет закончила школу. В 1988 году поступила в Белгородский индустриальный техникум и закончила его в 1991 году. 3 года работала на заводе «Сокол» сборщиком телефонной аппаратуры. В 1998 году мама вышла замуж и переехала жить в село Поповка. Работала на консервном заводе. В 2000 году родилась моя старшая сестра Анна, в 2002 году родилась я.

С 2007 года мама работает младшим воспитателем в дошкольной группе при МБОУ « Поповская СОШ».

7) Моя бабушка Горбачева( Бронникова) Зинаида Андреевна родилась 8 ноября 1941 года в селе Поповка. В 1949 году пошла в школу, закончила 7 классов. Работала в совхозе Искра 7 лет разнорабочей : пололи грядки, собирали плоды. 3 года работала в колхозе имени Кочановича, выполняла различные сезонные работы, упаковывала в ящики яблоки. После образования совхоза- завода « Корочанский» продолжала работать- полола сахарную и кормовую свеклу, выращивала овощи, сажала сады и делала в них обрезку веток. 3 года до выхода на пенсию работала в конторе техничкой.

В 1965 году моя бабушка Зина вышла замуж за моего дедушку Горбачева Василия Гавриловича и вместе с ним они вырастили двоих сыновей, один из них- мой папа Горбачев Андрей Васильевич.

3 мая 2018 года бабушка Зина умерла.

8) Моя бабушка, Никулина( Коптева) Алла Павловна, родилась 19 июня 1940 года в городе Харькове, через год после ее рождения началась Великая Отечественная война и бабушкин папа- Павел Иванович ушел на фронт. Он погиб в 1943 году в боях на Курской дуге. Бабушка Алла вместе со своей мамой- Марией Григорьевной и братом Дмитрием уехали в село Севрюково Белгородского района. Здесь она пошла в школу в 1 класс и училась там 7 лет. После окончания школы она работала помощником учетчика в тракторной бригаде- мерила аршином вспаханную трактористами землю, а также работала дояркой.

В 1955 году она вместе с семьей уехала в Казахстан на освоение целины. Там она в 1961 году поступила на заочное отделение Актюбинского кооперативного техникума по специальности « Товароведение продовольственных и промышленных товаров» и закончила его в 1964 году. Во время учебы в техникуме она работала в книжном складе рабочей, затем токсировщицей- выписывала счета на отпуск товаров. После окончания техникума работала товароведом по ценам на Актюбинской базе Областного Потребительского союза. В 1967 года бабушка Алла вместе с мамой и братом уехали в город Белгород. Здесь она устроилась на оптовую торговую базу « Росторгодежда» старшим товароведом и работала там 28 лет. В 1967 году бабушка Алла вышла замуж за моего дедушку Никулина Ивана Леонтьевича. Вместе они вырастили троих детей.

Сейчас моя бабушка Никулина Алла Павловна находится на заслуженном отдыхе.

3.Заключение. Многое  для  меня  было  тайной. По мере исследования, с помощью родителей, по воспоминаниям бабушек я сделала исследовательскую работу на тему « Военная служба в моей семье - аспекты истории. Родословная» Узнала,  кем были и чем занимались мои родные. Своей жизнью я обязана многим поколениям, поэтому важно - бережно относиться к истории своих близких, к памяти о них. Считаю, сохранить семейную историю -  долг каждого человека. Поэтому я постараюсь продолжить начатую работу.

Знание родословной помогает открыть новые перспективы для развития, скрытые таланты и подсознательные желания. Есть вероятность того, что сведения, полученные вами о своих предках, подтолкнут вас к новой профессии или увлечению. Информация про свой род является связующим звеном для поколений, делает каждого представителя частью единого целого, помогает обрести чувство сопричастности. Кроме того, история семьи непременно таит в себе загадки и много всего интересного, о чем вы даже не подозревали. Вы узнаете о происхождении, вероисповедании, сословии и материальном положении своих предков. Это поможет понять, из чего складывается  В настоящее время можно изучить свою родословную до 10 - 11 колена, отследив при этом до 250 имен . Результаты работы оправдывают средства, они станут настоящей летописью вашего рода, семейной реликвией для настоящих и будущих поколений.

4. Список литературы

1) Краеведческий журнал № 13 « Корочанский край».

2) https://sinp.com.ua/work/141086/Znachenie-Velikoj-Otechestvennoj-vojny.

3) http://www.vrodu.ru/pages/zachem-nuzhna-genealogiya.html.

4) https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/17/issledovatelskaya-rabota-na-temu-istoriya-moey-semi.

5) http://zhuravushka-sad.ru/vse-dlya-roditeley/kopilka-dlya-roditeley/news302.html

6) https://www.ronl.ru/referaty/istoriya/110610/

7) http://dodiplom.ru/ready/122078

8) http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/3424

9) http://alcala.ru/slovar-ozhegova/slovar-V/16634.shtml

10)https://obd-memorial.ru/html/ - Обобщенный банк данных «Мемориал» - банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

АНКЕТА

для студентов по теме «Основы военной службы»

■ Солдат, охраняющий рубежи Родины. Ответ: Пограничник.

■ Бывает сторожевая, походная, пограничная. Ответ: Застава.

■ Ручной разрывной снаряд. Ответ: Граната.

■ Мужское имя и пулемет в гражданскую войну. Ответ: Максим.

■ Холодное оружие. Ответ: Меч.

■ Команда стрелять. Ответ: «Пли».

■ Укрытие, из которого солдаты стреляют. Ответ: Окоп.

■ Воинское подразделение, несущее охрану чего-нибудь или кого-нибудь. Ответ: Караул.

■ Место расположения военачальника. Ответ: Ставка.

■ Войсковая часть, расположенная в городе, крепости. Ответ: Гарнизон.

■ Отборная часть армии. Ответ: Гвардия.

■ Передвижение войск на новое направление с целью нанесения удара. Ответ: Маневр.

■ Место расположения войск к бою. Ответ: Позиция.

■ Крупное соединение войск. Ответ: Корпус.

■ Военное укрепление, которое состоит из вала и рва перед ним. Ответ: Редут.

■ Военный термин, обозначающий внезапное нападение. Ответ: Атака.

■ Краткий доклад военнослужащего старшему по званию. Ответ: Рапорт.

■ Солдатское пальто. Ответ: Шинель.

■ Место, где можно пострелять по мишеням. Ответ: Тир.

■ Тяжелая боевая машина (из четырех букв). Ответ: Танк.

■ Торжественный смотр войск. Ответ: Парад.

■ Передвижение войск. Ответ: Маневр.

■ Набег отряда военных в тыл противника. Ответ: Рейд.

АНКЕТА

Для студентов по теме «В ходе войны»

1)Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?

(Иосиф Сталин.)

2)Против какой страны в гитлеровской Германии был разработан план « Барбаросса»? ( СССР)

3)Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская?

(Сталинградская.)

4)Назовите битву, которая завершилась 23 августа 1943 года взятием советскими войсками Харькова?

(Курская битва.)

5) Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?

(Ленинград, ныне Санкт-Петербург.)

6)Кто во время взятия Берлина командовал Первым Белорусским фронтом?

(Маршал Г.К. Жуков.)

7)Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?

(Парад Победы.)

8)Сколько салютов было произведено в Москве в период Великой Отечественной войны?

(354 салюта в честь побед Вооружённых Сил.)

9)Когда в нашей стране День Победы – 9 мая – стал выходным днём?

(С 1965 года.)

10)Кто стал первым кавалером ордена Суворова 1-й степени, учреждённого в 1942 году?

Просмотров работы: 378