I. Введение
Данная работа посвящена ветерану Великой Отечественной войны, жителю нашего города Михаилу Ивановичу Кабанову. В 2016 году в составе делегации фронтовиков он принял участие в марше памяти жертв концлагеря Маутхаузен в столице Австрии Вене. Участники акции возложили венки к памятникам и мемориальным доскам, а также посетили могилы воинов Красной Армии на центральном кладбище Вены. Его участие в данном мероприятии не случайна. В составе 100-й дивизии 60-й Армии 1-го Украинского фронта в январе 1945 года участвовал в освобождении Аушвица.
Целью данной работы стал сбор сведений о жизни, боевом пути и воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Кабанова Михаила Ивановича.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Узнать о детстве ветерана, сделать копии имеющихся фотографий из семейного архива.
2.Описать военную биографию ветерана, изучить имеющиеся в архиве семьи документы.
3.Собрать материал о жизни Кабанова Михаила Ивановича в послевоенное время.
4.Узнать об участии Кабанова в общественной жизни сегодня.
5.Провести опрос среди учеников о влиянии встреч с ветераном на их формирование.
6.Обобщить собранный материал, подготовить текст работы и компьютерную презентацию.
7.Выступить перед учащимися с подготовленными результатами своего исследования.
8. Записать видео в архив с воспоминаниями Михаила Ивановича для школьного краеведческого музея.
II.Методика исследования
В процессе изучения жизни и боевого пуиь Кабанова М.И., использовала следующие методы:
1.Запись воспоминаний ветерана войны. Была сделана видеозапись воспоминаний ветерана, которая хранится в личном архиве автора и в архиве школьного краеведческого музея МОУ «СОШ №2»
2.Проведение опроса среди старшеклассников о роли Кабанова М.И. в формировании у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма.
3.Создание фотоархива документов и фотографий, имеющихся в семье Кабановых
4.Работа с архивом школьного краеведческого музея.
5. Поиск информации о бойцах и командирах стрелковых дивизий на сайтах «Подвиг народа», «Память народа», обобщенный банк данных «Мемориал», «Освободители».
6. Изучение различных статей в газетах, интернет-ресурсах с упоминанием личности ветерана.
7. Изучение художественной и документальной литературы, мемуаров, сайтов в сети интернет о боевом пути и личном составе стрелковых дивизий, освобождавших Аушвиц.
8. Систематизация и обобщение собранного материала.
Изучив фронтовую биографию ветерана Великой Отечественной войны полковника Кабанова М.И. я раскрываю неизвестные страницы военной истории. К сожалению, многие ветераны уже очень старые люди и надо успеть записать воспоминания об их боевом пути, о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Данную работу считаю актуальной, так как необходимо сохранять историю страны и знакомить с ней молодёжь.
III. Основная часть
3.1 Детство и юность Михаила Кабанова
Каждый день по широкой дорожке возле Кремлёвской стены, твёрдо чеканя шаг, к Вечному огню направляется почётный караул. Вечный огонь напоминает поколениям живых о подвиге нашей страны – победе в смертельной схватке с фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Всех героев нашей страны не перечесть. Дети, студенты, рабочие, солдаты, учёные, все встали стеной за свою родину! В этот день убелённые сединой ветераны Великой Отечественной войны нашего подмосковного города Реутова встречаются на городском митинге, вспоминают своих фронтовых товарищей, суровые будни войны. (Приложение №1).
С полковником Кабановым Михаилом Ивановичем мы познакомились благодаря городскому Совету ветеранов и мероприятиям патриотической направленности, проводимых в нашей школе. Ведь Михаил Иванович является частым и почетным гостем каждого мероприятия в школе. С первой встречи мы поняли, что перед нами настоящий военный человек: подтянутый, немногословный, умный, разбирающийся в современной международной обстановке, с богатым жизненным опытом. Нам захотелось изучить его жизнь и боевой путь, записать воспоминания военных лет и познакомить как можно больше людей с судьбой подростка, попавшего в 1941 году в самое пекло войны.
Михаил Иванович Кабанов родился 18 июля 1925 года. Родина Михаила – посёлок Овцино Ржевского района Тверской области. «Ржев – старинный русский город - всегда становился преградой на пути захватчиков, шедших на Москву. В октябре 1941 года город был захвачен гитлеровцами, и здесь полтора года не утихало сражение».1 (Приложение №2).
22 июня 1941 года Мише Кабанову и всем ребятам в школе вручали табеля об окончании 8 класса, когда по радио объявили о нападении фашисткой Германии на Советский Союз. Михаил Иванович рассказывал во время нашей встречи: «Помню, окончили 8 класс, зашли в столовую, а в это время выступает Молотов – война. Мы такими сильными себе казались. Грозили: «Мы им дадим!» Как дали, знают теперь все».2
Пятнадцатилетний паренёк был очень способным учеником, хорошо знал немецкий язык, прекрасно ходил на лыжах, отмахивая зимой по шесть километров до школы и обратно, участвовал в спортивных соревнованиях в этом виде спорта, завоёвывал первые места. Учитель немецкого языка, выходец из автономной республики немцев Поволжья, Павел Константинович Грипп очень хвалил Михаила за его способности к языку, но был очень требователен. Ветеран вспоминает: «Два года по всем предметам у меня было «отлично», а по немецкому – «тройка». И только по окончании 8 класса он поставил мне «четвёрку»».3
При изучении фронтовой биографии полковника узнали, что представители советской разведки заметили смышленного подростка и направили его на курсы по разведработе в тылу врага перед самым приходом фашистов в город. «Началась война, меня вызвали в особый отдел штаба Конева и отправили изучать немецкий с уклоном в военную специфику. Когда территорию заняли немцы, я остался в диверсионной группе в качестве разведчика. В 16 лет!»,- эти воспоминания Михаила Ивановича я прочитал в газете «Реут» №18 от 4 мая 2012 в статье «Опалённые войной».4 Так комсомолец Кабанов Михаил стал разведчиком в диверсионной группе, под руководством Апполинария М. Заместителем руководителя группы был Степан Гончаренко. Именно он давал задания Михаилу.
3.2 Кабанов М.И. в начале войны
Основные задачи партизанского движения были изложены в Директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 18 июля 1941 года «Об организации борьбы в тылу германских войск». Основной целью партизанской войны был подрыв фронта в немецком тылу, нарушение связи и коммуникаций, работы его автомобильного и железнодорожного сообщения и другое. Используя специальную диверсионную технику, существенный урон противнику могли наносить небольшие группы партизан и даже одиночки. В общей сложности, в 1941 – 1944 годы на оккупированной территории действовали 6200 партизанских отрядов и соединений, численность партизан и подпольщиков оценивается в 1 млн. человек. За годы войны советские партизаны пустили под откос около 1800 составов, из них 15000 в 1943 – 1944 годах.
Михаилу был дан приказ остаться в посёлке и жить как прежде. С ним также остались мать Екатерина Юстиновна и сестра Клавдия.«Впоследствии,- вспоминает Михаил Иванович,- Клавдия окончила педагогический институт и работала в школе учителем математики, занималась научной работой, стала кандидатом технических наук, доцентом. Был у меня и старший брат Анатолий, который воевал на фронте в Военно - воздушных войсках, войну закончил в Калининграде, по – старому в Кенинсберге в звании майора. Мама после войны взяла на свои плечи тяжкий груз – стала председателем колхоза. Отец мой, Кабанов Иван Никитьевич, был до войны начальником милиции, но в 1929 году его убили в одной из оперативных спец - операций и мать поднимала нас одна».
Легенда для Миши была такая: он нищий местный паренёк, выпрашивающий у немцев сигаретки, хлебушка или сахара. Из газеты «Реут» от 24 июля 2009 года я узнал, что «Задания Мише Кабанову давались на первый взгляд простые: слушать, о чем говорят оккупанты, не выдавая, что знает немецкий язык. На самом деле это было не так-то просто – надо слушать, понимать и не выдавать себя ни мимикой, ни глазами, ни поведением, что ты понимаешь. А кроме того враг был весьма хитер, и у него тоже была контрразведка!
Но Михаил Кабанов успешно действовал в течение 3-х месяцев, до 15.01.1942 г., - до дня изгнания фашистов из поселка Овцино».5
Вскоре в посёлок после ухода советского гарнизона вкатили на мотоциклах немцы. При воспоминании об этом страшном эпизоде из своей жизни Михаил Иванович сказал: «А ведь меня чуть не убили фашисты, когда въезжали в село. Дело было так: мне наши военные выдали форму – хотели, наверное, чтобы я был одет и обут, но не подумали о том, что я остаюсь на оккупированной врагом территории. Так вот, все жители села и я, конечно, копали противотанковые рвы на окраине села, и никто не знал о прорыве немцев, и вдруг мы их увидели. Немецкая разведка на велосипедах катила прямо на нас. Жители стали спешно покидать укрепления, а так как я был в форме в меня стали стрелять прицельным огнём. Но, слава богу, не попали – я был шустрым пареньком и мне удалось убежать».
Получил Миша и первое задание от своего руководителя: узнать примерную численность фашистов и их вооружение. Мальчик подмечал всё. Увидел он и бронетранспортёры, прикрытые соломой, сброшенной с крыш домов. Старался ничего не пропустить и вечерами докладывал обо всём увиденном и услышанном своим командирам. Одного них - Степана Гончаренко, он позже разыскал и встретился в 1946 году. Я уверен, что благодаря таким ребятам, как Михаил, военное руководство получало ценную информацию для дальнейших боевых действий.
Ещё одним из заданий, данным Михаилу, было разведать - охраняется ли мост ночью через реку Итомля, по которому гнали машины с вооружением и продовольствием и, если есть охрана, то, когда происходит смена часовых. Рядом с мостом располагался небольшой молокозавод, где работала знакомая родителей Михаила – тётя Клава. Окна завода выходили на мост. Это был прекрасный наблюдательный пункт для юного разведчика. Тётя Клава разрешила подростку переночевать. Обо всех наблюдениях было доложено руководству группы. Мост был вскоре взорван, и фашистам потребовалось немало времени на его восстановление.
При отступлении немецких войск ему было дано задание: выявить в какой из колонн, и в какой повозке будет следовать переводчик немецкой комендатуры Павел Грипп, бывший учитель Михаила, и дать сигнал. Вероятно, его хотели уничтожить. Но, увидев подростка, стоявшего на улице, учитель, спрыгнув с повозки, подошёл к нему и тихо сказал: «Миша, меня ты не видел… Я делаю то, что надо для победы. О тебе наслышан: молодец!» Сигнала Михаил дать не решился. За то, что он не дал сигнала, из диверсионной группы Михаил был исключён, так как руководителям диверсионной группы на тот момент о деятельности П.К. Гриппа как советского разведчика ничего не было известно. Встреча эта многие годы не давала Михаилу покоя. И только после 1970 года полковник Кабанов М.И. нашёл в архивах Ржева сведения, что П.К. Грипп, как советский разведчик, был расстрелян фашистами в 1944 году вместе со своей семьёй.
3.3 Боевой путь
В январе 1943 года подошло время служить в Красной Армии и Михаилу. Ему исполнилось 17 лет. После окончания школы младших командиров пехоты он попал в марте 1943 на Воронежский фронт в звании сержанта, где получил своё первое боевое ранение, а после восстанавливался в госпитале города Москвы. (Приложение №3). К этому времени армия фельдмаршала Паулюса под Сталинградом была окружена советскими войсками, и главной задачей дивизий фронта было сковать немецкие соединения, не дать возможности перебросить их на освобождение окружённой группировки.
Во время интервью Михаил Иванович поделился с нами своими воспоминаниями о пребывании на фронте, а также о своих боевых товарищах, с которыми он служил в пехоте: «Все они были настоящими патриотами, сплоченными огромным желанием разгромить врага и победить! К молодым очень тепло и бережно, по-отечески, относились «старики», уже хлебнувшие смертельных опасностей боев. Учили, защищали, а подчас и погибали сами. Это была норма поведения, царившая на фронте, интуитивно перенимавшаяся следующими поколениями, участниками боев».6 Они были настоящими патриотами, воевавшими с одним огромным желанием победить! На мой вопрос: «Что же помогло вам всем победить?» ветеран ответил: «Самоотдача. Родину отстоять – значит, все свои знания, весь свой опыт, все свои физические возможности отдавать, чтобы враг был уничтожен».
При подготовке своей исследовательской работы поняла, как непредсказуема жизнь солдата на фронте. Каждую минуту может измениться! Всё зависит от обстановки, от приказа командира. Однажды, когда Михаил находился в штабе батальона с докладом, в землянку вошёл офицер – медик, у которого погиб водитель при обстреле гитлеровцами машины с ранеными, направлявшейся в госпиталь. Срочно стали искать военнослужащего с правами водителя. Узнав, что у Михаила имеется удостоверение шофёра, полученные им в 1942 году на водительских курсах после освобождения села перед самым призывом, командир роты приказал ему заменить погибшего водителя. С этого дня сержант Кабанов становится профессиональным автомобилистом и позднее зачисляется в 22 - ой автополк центрального подчинения ставки верховного командующего. «В полку была тысяча «студебеккеров» для переброски одновременно одной стрелковой дивизии по дорогам фронтов на усиление объединений, проводивших наступательные операции в 1944 – 1945 годов» 7. Судьба хранила Михаила, наверное, за его мужество и верность родине. Довелось побывать Михаилу Ивановичу и на Кавказе, перевозя военную технику и людей. Он тепло вспоминает своих однополчан. Особенно своего напарника Андрея Будкова, который был старше него и оберегал Михаила, как мог в пути, подменяя его за рулём. «В этом случае,- говорит Михаил Иванович,- машины сцеплялись между собой, а один их водителей мог на короткое время отдохнуть».
Сколько раз попадал он под бомбёжки и обстрелы при перегоне из Ирана на наши фронты колонн американских машин - «студебеккеров!» В Польше старшина Кабанов (Приложение №4) своими глазами увидел печально известный Освенцим.
Освенцим 27 января 1945 года в воспоминаниях Кабанова Михаила Ивановича
В конце марта 1943 года, став сержантом, Михаил прибыл на Воронежский фронт. Затем этот фронт с 1944 года переименован на 1-ый Украинский. В должности заместителя командира 27 января 1945 года он участвовал в освобождении лагеря смерти Освенцим (Аушвиц-Биркенау).
Из воспоминаний Михаила Ивановича об этом дне: «Мы входим в северо-восточную часть, в ней было больше всего уничтоженных немцами людей, так как здесь построена была баня, где гибли люди, а в остальных частях сжигали в печах.
Людей привозили железнодорожным транспортом, размещали по 350 человек в одноэтажных сараях, такова была вместительность бани. Вели к бане всех вместе: мужчин, женщин и детей. При входе всех женщин стригли, отбирали ценности, а затем в баню… В бане сверху их поливал мелкий дождик, затем он отключался и вводился угарный газ. Через 3-5 минут – все мертвы! А мужчины их выносили через другую дверь и сбрасывали в ров для сжигания. Это процесс от сарая до сжигания длился всего один час. Да 1 час и 350 человек. За сутки – более 84 тысяч. Поляки говорили нам: «С 1940 года мы солнца вообще не видели!»
До сих пор перед глазами фронтовика стоит лагерь, обнесенный тремя рядами колючих проволок, средний – под электротоком. А там… много, много трупов людей , пытавшихся вырваться из лагеря. В мешках - волосы женщин, размером в один кубический метр (из этих волос фашистским подводникам делали одежду и обувь!!!). А в 20 метрах от бани сброшена обувь, детская...»
В этот день примерно 20 тысяч узников были освобождены.
Данный лагерь в настоящее время существует в том же виде в каком его стены освобождали от фашистов. Все оставлено как было в смертельном лагере на территории Польши.
На глазах полковника Михаила Ивановича, мужественного и волевого человека, появляются слёзы при воспоминании о зверствах фашистов над беззащитными людьми. Вечная им память!
Слушая его воспоминания, перед нашими глазами проходили немыслимые картины ужаса и жестокости.
3.4 Послевоенная жизнь ветерана Великой Отечественной войны Кабанова М.И.
«Победу праздновал, - говорит Михаил Иванович, - на Эльбе в районе Торгау, там, где Красная Армия соприкоснулась с союзниками». Но война для него закончилась 14 мая 1945 года в Чехословакии, западнее Праги на 1 – ом Украинском фронте, куда автополк доставил стрелковую дивизию для усиления советских войск, добивавших упорное сопротивление немецкой армии генерала Шернера, прорывавшегося в американскую зону боевых действий.
После войны Михаил Иванович решил связать свою судьбу с армией, о чём никогда не пожалел. После досрочного окончания Рязанского автомобильного училища с отличием он получил назначение в Южную группу войск, в Румынию, в автомобильный батальон, начальником гаража при штабе группы войск, которой командовал Маршал Советского Союза Ф.И. Толбухин. Стране нужны были машины, и лейтенант Кабанов вместе со своими подчинёнными копался в агрегатах, не чурался тяжёлой работы, восстанавливал автомобили.
Однажды Михаил во время работы получил ожог на лице, от какой – едкой жидкости. Надо было идти в госпиталь. Там медсестра Мария по указанию врача оказала лейтенанту медицинскую помощь и навсегда забрала сердце Михаила.
Они оказались земляками. В октябре 1941 г., не имея еще полных 18-ти лет, Мария добровольно ушла в Красную Армию. Принимала участие в боевых действиях на передовой, работала в госпиталях Карельского фронта. Мария прошла фронтовыми дорогами Румынию, Венгрию, Австрию. Дважды была ранена в ноги и лечилась здесь в Констанце, в госпитале группы войск. В Констанце и сыграли свадьбу в 1949 году, на которой лично присутствовал начальник штаба объединения – генерал-лейтенант, Герой Советского Союза И.Т. Шлемин. Радости и счастью молодожёнов не было границ. (Приложение №5).
Уже будучи в звании майора на должности военпреда на горьковском автозаводе Михаил Иванович стал отцом. У него родилась дочь Светлана и сын Михаил. Светлана стала медиком, как мама, а Михаил принял военную эстафету отца, дослужился до полковника.
Военная служба бросала Михаила Ивановича в разные города страны и зарубежья. Побывал он в длительной командировке в Китае в 1953 году, затем окончил Военную академию тыла и транспорта в Ленинграде, служил в группе советских войск в Германии, в городе Наро-Фоминске. Прошёл все ступени роста: заместитель, затем командир батальона, начальник штаба и командир бригады, начальник Центральной базы Минобороны.
Уволился Михаил Иванович из Вооружённых сил в 1985 году по возрасту и болезни в звании полковника. Родина наградила его многими орденами и медалями, среди которых ордена «Отечественной войны 2 –ой степени», «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооружённых силах 3 –ей степени», медалью «За боевые заслуги» и ещё 12 – ю другими медалями.
Каждая медаль ветерана – это часть его души, отданная за Победу над фашистской Германией.
После увольнения Михаил Иванович долго работал начальником Управления делами администрации в нашем городе Реутове, где его все знают и уважают.
3.5 Участие полковника Кабанова в общественной жизни города
Сегодня полковник Кабанов Михаил Иванович желанный гость не только в нашей школе, но и в других школах города Реутова. Он входит в городской Совет ветеранов, часто встречается с молодёжью на уроках мужества, на краеведческих конференциях, беседует с ребятами и интересуется их мнением по самым разным вопросам современности, рассказывает о своём боевом пути, выступает на телевидении, перед новобранцами в армию. Администрация нашего города приглашает Михаила Ивановича на городские мероприятия. Его главным пожелания нам, новому поколению победителей в Великой Отечественной войне: «Быть честными и любить свою Родину, быть готовыми к её защите». (Приложение №6).
В 2016 году накануне Дня Победы с группой ветеранов Подмосковья в составе 13 человек во главе с Олегом Харламовым, заместителем председателя Московской областной общественной организации «Бывшие несовершеннолетние узники фашизма», вылетел Михаил Иванович для участия в Марше памяти жертв фашистской Германии в австрийскую столицу Вену. По австрийской традиции 8 мая в центре города на площади Шварценберг-платц проходят народные гуляния, посвященные освобождению Австрии от нацистской оккупации. Для Михаила Кабанова это было несколько неожиданно, но очень приятно.
Я записала впечатления некоторых моих сверстников после встреч с Михаилом Ивановичем.
Костарева Алёна, ученица 10 «А» класса 2002 года рождения: «Если бы у каждого из нас были бы такой боевой дух и мужество, как у Михаила Ивановича, то все трудности и проблемы нашего времени были бы преодолены, а мир на нашем маленьком зелёном шарике – сохранён».
Романов Иван, ученик 10 «А» класса 2002 года рождения: «Мы в вечном долгу перед тем поколением: если бы ни они, то неизвестно сохранила бы наша страна суверенитет. Я восхищаюсь силой воли пятнадцатилетнего подростка, его преданностью Родине. Его жизненный путь для меня является примером».
Пасечник Дмитрий, ученик 10 «А» класса 2002 года рождения: «Я высказываю глубочайшее уважение Михаилу Ивановичу, как солдату России и гражданину нашей страны».
Бузаладзе Георгий, ученик 10 «Б» класса 2003 года рождения: «Такое великое и тяжёлое испытание войной не каждый человек выдержит, но Михаил Иванович всей своей жизнью доказал, что это возможно. Благодаря таким «железным» людям, наша страна победила фашизм. Владимир Маяковский сказал: «Гвозди бы делать из этих людей...».
IV. Выводы
1.Собраны сведения о жизни и боевом пути ветерана Великой Отечественной войны Кабанова Михаила Ивановича в процессе подготовки к написанию своей работы.
2.Узнали о детстве ветерана, сделали копии имеющихся фотографий из семейного архива.
3.Описали военную биографию ветерана, изучили имеющиеся в архиве семьи документы.
4.Собрали материал о жизни Кабанова Михаила Ивановича в послевоенное время.
5.Узнали об участии Кабанова в общественной жизни сегодня.
6.Провели опрос среди учеников о влиянии встреч с ветераном на формирование у молодёжи гражданственности и патриотизма.
7.Обобщили собранный материал, подготовили текст работы и компьютерную презентацию.
8.Выступили перед учащимися и родителями с подготовленными результатами своего исследования.
V. Заключение
«А нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!»
Эта фраза послевоенной песни из кинофильма «Белорусский вокзал» стала крылатым выражением. Можно сказать, что это было девизом всех фронтовиков и граждан нашей страны во время Великой Отечественной войны. И это, безусловно, не может не вызвать уважения и восхищения к этим стойким людям.
И, несомненно, нам было интересно узнать, что такие героические люди, имеются и в нашем городе Реутове. Мы чувствуем гордость за наших земляков, которые принесли победу и славу нашей Родине в битве с фашизмом.
Встречи с этими выдающимися людьми, а именно с Кабановым Михаилом Ивановичем, интервью с ними обогатили меня лично новыми впечатлениями, вселили веру в будущее страны.
Сейчас ведутся ожесточенные дискуссии о патриотизме и его месте в жизни человека. Что значит быть сегодня патриотом? На этот вопрос нельзя ответить и в целой книге. Однако, мне кажется, что если мы будем помнить о таких славных людях, как Михаил Иванович Кабанов, ставить их себе в пример и передавать эти примеры потомкам, то именно это будет являться патриотизмом, маленьким, но ярким подвигом каждого гражданина в мирное время. Всей своей исследовательской работой я показал, что жизнь и боевой путь Кабанова Михаила Ивановича может быть примером для современной молодёжи.
Воспоминания полковника Кабанова Михаила Ивановича мы записали и передали в городской краеведческий музей, чтобы помнили люди!
Конечно, нельзя в десяти страницах описать весь жизненный путь боевого офицера и его переживания во время боевых операций.
VI. Источники информации
Устные источники
1.Воспоминания полковника Кабанова М.И. Записаны автором в сентябре 2018 года.
Архивные источники
2.Фотографии и материалы из семейного архива Михаила Ивановича (копии). Сделаны автором работы при встрече с ветераном в сентябре 2018 года.
3. Материалы из архива школьного музея МБОУ «СОШ №2 с УИОП»
4. Материалы из личного архива автора работы
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР №204/53 «О награждении орденами и медалями Союза ССР офицерского, сержантского и рядового состава Вооруженных Сил СССР» за отвагу и храбрость, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне от 06.08.1946 г.
6.Материалы из личного архива Харламова О.А., заместителя председателя МООО БНУФ
Список использованной литературы
7. История второй мировой войны 1939—1945 гг. Том 7. Завершение коренного перелома в войне. — М.: Воениздат, 1976
8. Живульская К. Я пережила Освенцим. — М.: Издательство иностранной литературы, 1960. — 270 с.
9. Автор статьи «Свадьба после сражений» Евгений Якушенко, генерал – майор в отставке, кандидат военных наук. Статья – в газете «Реут» № 28 от 24 июля 2009 года.
10.Авторы статьи «Опалённые войной»: Карина Тиванова, Стелла Марченкова. Статья – в газете «Реут» №18 от 4 мая 2012года.
11..Автор статьи «У каждого свои дороги» - Петр Алтунин. Статья – в газете «Красная звезда» №22 от 13-19 апреля 2011 года.
Электронные ресурсы
12. http://osvoboditeli.com
13.http://proreutov.ru/news/2018/09/09/9550
14.http://in-reutov.ru/novosti/k_70letiyu_velikoy_pobedy/veteran-mihail-kabanov-iz-reutova-primet-uchastie-v-parade-pobedy-na-krasnoy-ploshchadi
15.http://in-reutov.ru/novosti/daty/pomnit-vena-pomnyat-alpy-i-dunay
16. http://gazetasudba.ru/?p=2321
VII. Приложения
Приложение 1
Фото №1
Ветераны вспоминают суровые будни войны.
(В центре – полковник Кабанов М.И., фото сделано автором в мае 2012 г. на городском митинге в честь Дня Победы).
Фото №2
Встреча с Кабановым Михаилом Ивановичем во время проведения интервью. (Фото сделано научным руководителем автора в октябре 2018 г.).
Приложение 2
Фотографии М. И. Кабанова в военные годы
Фото №3 Фото №4
3. Михаил Иванович – в госпитале города Москвы после ранения на Воронежском фронте. (Фото из архива семьи Кабановых 1943 г.).
4. Старшина Кабанов М. И. после командировки на Кавказ. (Фото из архива семьи Кабановых).
Приложение 3
Фотографии из семейного архива М. И. Кабанова с супругой Марьей Ильиничной
Фото №5
Чета Кабановых отпраздновала 60-тилетие совместной жизни в 2009 году. (Фото из семейного архива Кабановых).
Приложение 4
Фотографии из школьного краеведческого музея с мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с участием М. И. Кабанова
Фото №6
Урок Мужества с учащимися нашей школы. (Фото сделано автором работы в феврале 2012 г.).
Фото №7
Школьная конференция, посвященная Великой Победе. (Фото сделано в мае 2012 г.)
продолжение прил. 4
Мероприятие, посвященное «Битве за Москву». М.И. Кабанов с учащимися 8-9 классов. Фото из архива школьного краеведческого музея.
Приложение 5
Фотографии с мемориальной поездки в Австрию в 2016 г., фото из архива заместителя председателя МООО БНУФ Харламова О.А. руководителя группы в поездке
Приложение 6
Изучение информации и документов из семейного архива М.И. Кабанова, сентябрь 2018 г.
Продолжение прил. 6
Фото из личного архива автора. Интервью с М.И. Кабановым. Октябрь 2018г.
Фото из личного архива автора. Встреча с ветерном у него дома, сентябрь 2018г.
Приложение 7
72-й годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Фото из семейного архива Кабанова М.И.
Фото из сайта газеты «Про Реутов», 3 мая 2017 г.
Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Кабанов из Реутова примет участие в Параде Победы на Красной площади в Москве в честь 72-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.
Приложение 8
11-Статья «У каждого свои дороги» Автор Пётр Алтунин. Газета Красная Звезда №22 от 13 апреля 2011 года
22- Статья «Опалённые войной». Авторы: Карина Тиванова, Стелла Марченкова. Газета «Реут» №18 от 4 мая 2012года.
33- Статья «Опалённые войной». Авторы: Карина Тиванова, Стелла Марченкова. Газета «Реут» №18 от 4 мая 2012года.
44- Статья «Опалённые войной». Авторы: Карина Тиванова, Стелла Марченкова. Газета «Реут» №18 от 4 мая 2012года.
55-Статья «Свадьба после сражений». Автор Евгений Якушенко ,генерал-майор в отставке, кандидат военных наук. Газета «Реут» №28 от 24 июля 2009 года.
66- Статья «Свадьба после сражений». Автор Евгений Якушенко ,генерал-майор в отставке, кандидат военных наук. Газета «Реут» №28 от 24 июля 2009 года.
77- Статья «Свадьба после сражений». Автор Евгений Якушенко ,генерал-майор в отставке, кандидат военных наук. Газета «Реут» №28 от 24 июля 2009 года.