Введение
Украинцы в Российской Федерации живут в крупных и малых городах, селах и деревнях от Калининграда до Владивостока. Однако имеется в России несколько регионов, в которых украинцы проживают компактно, являясь здесь основным коренным населением. Помимо Кубани, Воронежской и Белгородской областей, Дальнего Востока, Башкирии, Западной Сибири, одним из таких регионов является Поволжье.
История появления первых украинцев на самарской земле восходит к XVII веку, однако, по преданию, на месте будущего города Самары в 1357 году побывал сын черниговского боярина Феодора Бяконта митрополит Алексий. Живописные берега Волги и впадающей в него Самары понравились святителю, и он объявил, что со временем «будет воздвигнут тут город велий, в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет».1 Впоследствии благодарные самарцы признали Алексия покровителем города, воздвигли в честь него часовню и основали братство, назвали его именем городскую площадь и улицу.
Проблема.
В братском нам государстве Украине последние 5 лет происходят массовые беспорядки. СМИ сообщают о военных действиях, происходящих на Донбассе, где больше половины населения- русские. Есть среди моих знакомых люди, которые считают, что украинский народ – воинственный по сути, что они всегда ненавидели русских и делали всё, чтобы отношения были непростыми. В последнее время среди моих знакомых часто возникают споры по поводу того, украинцы – нам друзья или враги.Спор между русскими и украинцами ведётся в так называемой исторической плоскости. Обе стороны ссылаются на факты истории или, по крайней мере, на такие, которые они считают историческими. К сожалению, сейчас существуют три главных исторических сюжета, по которым у российских и украинских ученых существуют наиболее серьезные разногласия: происхождение Древнерусского государства, возникновение и развитие национального движения на Украине в XIX-XX веках и история Великой Отечественной войны. По моему мнению, разные трактовки событий прошлого не должны мешать полноценному научному общению между Россией и Украиной. Международный опыт показывает, что культура, наука, искусство и образование всегда сильнее политических противоречий и конфликтов.
Актуальность: Проживая в небольшом посёлке Николаевка, где коренным населением является украинский народ, я задумался над вопросами: откуда в нашем селе, а также во всем Поволжье появились украинцы, действительно ли они ненавидят русских и на самом ли деле это воинственная нация.Какими были украинцы «вчера» и какие они «сегодня».
Знание истории народов своего края, их прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям разных национальностей. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Гипотеза: В связи с тем, что в селе Николаевка проживают люди разных национальностей, среди которых большинство считает себя украинцами, их 56 %, я предполагаю, что украинцы на Волжской земле обосновались давно. В селе также много русских, их– 31 % , считаю, что эти два народа связаны между собой не только историческими узами, но и родственными, и неприязни между ними быть не может.
Цель:
Изучить историю появления украинцев на Волжской земле, возникновения украинских поселений, в частности села Николаевка Волжского района. Узнать, как жили украинцы раньше и какие проблемы сегодняволнуют украинцев, проживающих на территории Самарской области, как они относятся к событиям, происходящим в современной Украине.
Задачи:
1.Изучить имеющиесялитературные и архивные материалы о возникновении украинских поселений в Самарской области, о культуре украинцев в школьном краеведческом уголке, в поселковой администрации, в школьной и сельской библиотеке, в церкви Святого Николая в с. Николаевка;
2. Организовать встречи с жителями деревни, побеседовать об украинской культуре и жизненном укладе: об обычаях, традициях, праздниках и др. украинского народа , о вопросах и проблемах, волнующих их, и событиях, происходящих в последние годы на Украине.
3. Оформить материалы встреч и пополнить школьный краеведческий уголок.
Объект исследования: жизнь украинского народа поселений Самарской области.
Предмет исследования: анализ сведений архивных документов, литературных сведений, воспоминаний старожилов.
Для реализации поставленных целей и задач исследовательской работы яиспользовал следующие методы исследования.
Методы исследования:
Теоретический (изучение и анализ литературы, постановка цели и задач)
Эмпирический (наблюдение, интервьюирование, описание и объяснение результатов исследований).
Значение исследовательской работы состоит в том, что она позволяет оценить вклад украинского народа в историю России, в её творческое наследие. Данную работу можно использовать на уроках краеведения в общеобразовательных школах Самарской области.
Глава I
История возникновения украинских поселений на территории
Самарской области.
В процессе работы над проблемой мной была изучена и проанализирована научно- познавательная и художественная литература. Я узнал, чтов 1586 году была построена самарская крепость, а в 1670-м ее жители открыли ворота отрядам Степана Разина, уроженца казацкой "малороссийской" станицы Зимовейской. В войске атамана служило много украинцев. Один из них, Алексей Хромый, известный как Леско Черкашенин, стал побратимом и ближайшим сподвижником Разина. Отряд Черкашенина некоторое время находился в Самаре, а сам он был избран городским атаманом. Предание повествует, что после поражения Разина под Симбирском в 1670 году 50 украинских казаков ушли на реку Большой Кинель, основав первое украинское поселение. Официальной же датой появления украинцев в тех местах принято считать 1744 год, когда была построена Черкасская слобода (ныне село Кинель-Черкассы). Здесь осело 46 семей из большой партии украинцев, навербованных российским правительством для освоения оренбургско-самарского края. Свое название слобода получила от употреблявшегося в России наименования украинцев и украинских казаков - черкасы (вероятно, по городу Черкассы - центру украинского казачества). Широко употреблялось и другое название украинцев – “малороссияне”.
Примерно в те же годы правительство пригласило на Волгу для транспортировки соли с озера Эльтон украинских чумаков, занимавшихся торгово-перевозным ремеслом. Они основали несколько поселений - слобод, в том числе Пестравку (ныне райцентр Самарской области) и Покровскую слободу, ставшую столицей волжских украинцев (сейчас г. Энгельс Саратовской области). К 1816 году в Поволжье насчитывалось 17 слобод солевозов, в которых проживало более 26 тысяч человек. Рачительные хозяева, украинцы смогли быстро наладить свой быт и достигнуть немалого благосостояния. Они отличались материальным достатком, добродушным, общительным нравом, внушительностью основанных ими поселений.
В 1773 году в Поволжье заполыхала крестьянская война под руководством казака «малороссийской» Зимовейской станицы Емельяна Пугачева. И в его армии было немало украинцев. Повстанческий отряд был создан в Кинель-Черкасской слободе, к пугачевцам присоединились около 900 покровских украинцев. Значительная часть волжских украинцев, однако, отказалась принимать участие в кровавой гражданской войне XVIII века.
Следующее столетие (ХIХ в.) ознаменовалось интенсивным переселением украинцев в Среднее Поволжье. На свободные земли двинулись крестьяне из густонаселенных уездов Киевской, Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний, украинцы из-под Воронежа и Курска. Основанным селам и хуторам зачастую давались "говорящие" названия: Киевский, Черниговский, Харьковка, Новая Полтавка, Черкасский, Новая Волынь... К концу XIX века в Самарской губернии насчитывалось около 120 тысяч украинцев. В начале следующего столетия они проживали почти в 300 селах, деревнях, слободах и хуторах.
Пальму первенства держали Николаевский и Новоузенский уезды - соответственно 94 и 83 поселения. Далее следовали Бугурусланский, Бузулукский и Самарский уезды. В Бугульминском было всего 5 населенных пунктов, где проживали "малороссияне", а Ставропольский так и остался в стороне от украинской колонизации. Городское украинское население было немногочисленным.
Жизнь и деятельность украинцев на Волжской земле.
Вплоть до конца 20-х годов XX века переселенцы с Украины сохраняли основные черты своей традиционной культуры.Любопытно, что в 196 случаях украинцы предпочитали жить обособленно от других этнических групп, в 79 - допускали соседство с русскими. Основным занятием украинцев в самарском Заволжье было земледелие. В заволжских степях нашло развитие характерное для южнорусского и украинского населения двуполье или перелог.
Подсобный характер у малороссийских крестьян играло скотоводство, хотя нередко оно занимало важное место в хозяйстве. Большие селения - слободы, станицы - располагались на открытых степных пространствах, где немаловажную роль играло наличие воды - реки, озера. Изначально украинские селения по форме представляли хаотичную планировку, где усадьбы не имели строгой ориентации. Однако со временем селения приобретали линейный характер (рядовый, уличный). Это отмечено в XIX веке автором очерка «Слобода Покровская»: «Расположение слободы не везде правильное, но в последнее время приняты меры к введению порядка в расположении улиц и домов: прежде строились, кто как хотел...»1
Украинская усадьба, представляющая собой комплекс жилища (хаты) и надворных построек, мало отличалась от подобных на Украине или в российском Черноземье. Жили просто: хата с сенями и камора (амбар), а двор огорожен в 3 жерди. «Дома почти все вымазаны снаружи глиной, печи «битыя», а трубы от них отводятся из-под чела в бок, к сенной стене, и дым выходит в сделанное в ней отверстие прямо в сени. Для удержания тепла отверстие снаружи затыкается. Внутренность печи хохлушки вымазывают раз в неделю. Очень немногие дома покрыты тесом или соломой на глине, преимущественно же одною соломою. Дома и надворные строения стеснены; переулки весьма редки. По недостатку и дороговизне дров начинается отапливание домов кизяком»2. В описаниях встречается и этническая самобытность украинского жилища: «Отличительная черта малороссиян от русских - опрятность и лучшая обстановка жилья: в их хатах, хотя иногда и нет совершенного деревянного пола, но он всегда чисто выметен, горница светлее, так как у каждого малоросса, даже в небольшой хате, три-четыре окна; у всех изб есть дымовые трубы, и черной топки, как у русских, нет. Каждый год к Троицыну дню все хаты без изъятия хохлушки обмазывают снаружи, часто и внутри, глиной, белят и расписывают какой-нибудь яркой краской; солома на их крышах подвязана всегда аккуратно».3
Главной пищей украинцев были: щи, приправленные пшеном и свиным салом; хлеб; вареники; галушки; борщ, состоящий из бураков или квашенной свеклы, заправленный репчатым луком, пшеном и салом или говядиной. Кашу ели только пшенную. Праздничный обед состоял из пирогов, «до которых они были большие охотники», начиненных мясом, картофелем, капустой и свежей свеклой с маком; пампушек, жареных в масле (их ели с медом или тертым маком). Пили в основном, воду, реже квас, называемый сыровец.
Традиционный украинский костюм долгое время сохранял свою этническую специфику. В описаниях ХVIII века П.С.Палласа костюм украинок выглядел следующим образом: «Платье носят казацкое, с польским сходственное. Бабы летом ничего больше не носят, как одну только рубаху, с вышитым воротом, и вместо топки обертывают около себя клетчатую пеструю каразею, которую они сами ткут, и подвязывают широким поясом. Сие одеяние называется у них плахта, и как в цвете, так и в полосах великое имеет сходство с запаном горных шотландцев, который они планд называют. Черкаския жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитыя лопости. Девки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но в две косы, обвивают около головы, и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером»4.
Особое место в жизнедеятельности украинок занимало приготовление краски для окрашивания одежды в «червонный» цвет, который играл определенную роль в обрядовой одежде украинцев: в сочетании трех цветов (белый-красный-черный) он символизировал собою жизнь, доминировал в свадебном костюме - был символом непорочности невесты.
Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев: взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, степными народами края неизбежно вело к выработке универсальных черт, нередко к утрате национальной самобытности костюма. Так, уже в ХIХ веке было отмечено, что «прежний костюм сохраняется только у женщин; в более зажиточных домах делается заметною склонность к московскому сарафану, платьям и бурнусам».
Выше всего украинская народная мораль ставила такие качества, как трудолюбие, доброжелательность, щедрость, чуткость, взаимопомощь. Основой народной педагогики было трудовое, физическое и духовное воспитание. Детей приучали к труду с младенчества: в 5-6 лет они уже выполняли несложные задания. Детям с малолетства прививали глубокое уважение к родителям и старшим, к семейным и общественным традициям.
Положение женщины в большой и малой семье было одинаково, но её имущественное положение во втором случае оказывалось лучше. Здесь дочь-невеста не была стеснена контролем остальных членов семьи в сборе коробья (приданого). Из долей льна, пеньки и поскони как матери, так и холостых братьев, девушка копила себе коробью под их зорким оком, «ревниво наблюдающих, чтобы бабы брали не более того, сколько нужно для одежи, остатки же шерсти составляют достояние семьи и учитываются хозяином дома».
По описанию 1872 года в Кинель-Черкасской слободе «малороссийские девушки поют стройно, стоя в кружок, с паузами, по-казацки; манера их пения та же, что и у мужчин. Древнего малороссийского напева уже нет, но в песнях еще сохранилась казацкая манера. Зимою у них устраиваются вечерницы, на которые сходятся молодые девушки и парни, чтобы провести повеселее время. Крестьяне в вечерницах не видят ничего дурного, так как оба пола тут ревниво следят за соблюдением благопристойности».5
О быте и общественной жизни самарских украинцев имеются свидетельства авторов Х1Х-начала ХХ веков. Они отмечают трудолюбие, честность и живой ум «малороссиян», их приверженность традициям дедов и отцов.
С самарской землей связана жизнь и деятельность многих выдающихся украинцев. В сентябре 1857 года, возвращаясь из ссылки, Самару посетил Т.Г. Шевченко. Поэт оставил запись в своем дневнике: «Огромнейшая хлебная пристань на Волге, приволжский Новый Орлеан! И нет порядочного трактира! О, Русь!..».6 В 1873 - 1875 годах в Самаре служил судебным следователем и публиковал театральные рецензии в «Самарском справочном листке» популярный впоследствии киевский фельетонист П.А.Андреевский.
В 1883 году в Самаре жил и работал знаменитый журналист В.А. Гиляровский, а писатель В.Г. Короленко в 1888 году сделал рисунок "Начало Жигулей у Ставрополя". С 1901 по 1910 год архитектором Самарской городской управы был Ф.А. Черноморченко, построивший ряд примечательных зданий города.
Первая мировая война резко увеличила численность украинского населения Самарской губернии. В результате эвакуации и размещения воинских частей число украинцев достигло 320 тысяч человек. 29 марта в зале Самарского общественного собрания была организована Самарская украинская Рада, а через месяц в Самаре появилось Украинское войсковое товарищество имени гетмана Дорошенко. Война продолжалась, и украинцы из дислоцированных в Самаре и губернии воинских подразделений добились формирования национальных частей и отправки их на фронт.
С установлением большевистской диктатуры Самарская украинская Рада прекратила свое существование. Зато появились секция украинских коммунистов при губкоме РКП(б) и украинский подотдел губернского отдела народного комиссариата по делам национальностей. Они вели большевистскую пропаганду в губернии, формировали коммунистические группы из «украинцев без различия пола и национальности» для отправки на Украину и пытались даже создать Первую Червонную Днепровскую дивизию. Украинская интеллигенция отказывалась сотрудничать с коммунистами, а крестьянство украинских сел участвовало в мощных антибольшевистских восстаниях, сотрясавших Среднее Поволжье.
Ужасный голод в Поволжье жители Украины приняли близко к сердцу. Одна только Полтавщина приютила 10 тысяч детей с Волги. Многие из них так и остались потом на Украине. В 1921 - 1922 годах Украина направила в Поволжье и другие регионы России более 31 миллиона пудов хлеба. Кстати, организация борьбы с голодом в Самарской губернии легла на плечи тогдашнего председателя губисполкома и горсовета украинца В.А. Антонова-Овсеенко.
В 1920-1921 годах в губернии еще работали 22 украинских школы первой ступени, 3 детских дома, 32 народных дома и избы-читальни, клуб, 7 библиотек и 10 пунктов ликвидации безграмотности. В последующие годы упоминается лишь 12-15 украинских школ, которым уже был отмерен недолгий век. Сократилась и численность украинского населения губернии. В 1926 году здесь проживало 80 тысяч украинцев.
Надо отметить и такие факты культурной жизни Самары-Куйбышева. В 1931 году ведущей солисткой только открытого здесь оперного театра стала выдающаяся украинская певица, будущая народная артистка Украины О.А. Петрусенко. И в том же же году на должность главного хормейстера театра был принят сын основоположника украинского профессионального театра В.М. Кропивницкий. А одним из самых популярных артистов был украинец П.Я. Свичеревский, расстрелянный в разгар сталинских репрессийв 1938 году.
Во время Великой отечественной войны в Куйбышевскую область поступило оборудование Первомайского, Черкасского и Одесского сахаро-песочных заводов, Очаковского кирпичного завода, в Сызрань эвакуировали Днепропетровский завод химпластмассы, в Похвистнево – Павлоградский обозостроительный завод и Киевскую фабрику головных уборов. Украинцы самоотверженно трудились на оборонных предприятиях области.
Находившиеся в Куйбышеве киевские художники помогали оформлять «Окна ТАСС», на куйбышевской сцене пел народный артист СССР И.С. Козловский. С пламенной речью на антифашистком митинге в феврале 1942 года здесь выступил украинский кинорежиссер и драматург А.П.Довженко.
Украинцы-волжане мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Героями Советского Союза стали Сергей Зинченко из Большечерниговского района, исаклинец Иван Зиненко, уроженец села Павловки Алексеевского района Иван Ефременко.
Распад огромной многонациональной империи, образование Украинской державы и демократические преобразования в России благоприятствовали пробуждению национального самосознания российских украинцев: появлялись национально-культурные центры, создано объединение украинцев России, в ряде мест открываются украинские школы.
Самарский областной украинский национально-культурный центр "Проминь" был создан 27 декабря 1992 года. В мае 1993 года его руководители активно участвовали в подготовке и проведении встречи представительной делегации из Днепропетровска, которая подписала с руководством Самары договор о побратимстве.
Вскоре при "Промине" появилась библиотечка украинской литературы, был организован хор, открыта воскресная украинская школа для взрослых. Начала свои передачи украинская радиопрограммма “Веселка” на областном радио и украинская редакция многонационального независимого "Радио-7 из Самары», вышли первые номера областной украинской газеты "Проминь".
Значительными событиями в жизни украинской диаспоры были гастроли украинских певцов Е.С.Мирошниченко и А.Б.Соловьяненко, Национального оркестра народных инструментов Украины и Национальной заслуженной капеллы бандуристов Украины, выступления народного ансамбля песни и танца "Заграва" из города Смела Черкасской области.
"Проминь" хорошо знают в России и Украине. Активную роль в установлении контактов самарских украинцев с Киевом, Москвой и украинскими организациями Уфы, Оренбурга, Казани сыграл организатор создания Центра А.В. Бондаренко. Самарцы были представлены на Всемирных форумах украинцев в Киеве и Конрессах украинцев России в Москве. Хоровой коллектив "Проминя" стал дипломантом Международного украинского фестиваля в Киеве в 2000 году и завоевал второе место во втором всероссийском фестивале-конкурсе имени А.Кошица.
Таким образом, изучив литературу, я выяснил, что на Самарской земле украинцы живут давно, примерно с ХVIIвека. Несмотря на то, что первоначально украинцы держались обособленно, но со временем «срослись» с русским народом, чему способствовали и общая беда, и общая радость, и творческие интересы.
Глава 2
Исследовательская деятельность: изучение истории возникновения
с. Николаевка Волжского района Самарской области.
Из церковной книги «История с. Николаевка» (См. Приложение 1-4), хранящейся в местном Доме культуры и рассказов старожилов удалось узнать, что первые хаты на хуторе Осокорники (ныне с. Николаевка) появились именно тогда, когда стали завершаться работы по добыче соли на озере Эльтон, в 1882 году. Это были хаты переселенцев из села Красный Яр Камышинского уезда Саратовской области. «Домов было всего несколько. Жили как истинные малороссы, с великороссами не «мешались», т.е. не вступали в брак», - вспоминают старожилы села.
Самый старый житель села Николаевка, участник Великой Отечественной войны Наточеев Константин Иванович, рассказал о том, каким было село, когда его семья поселилась здесь, в Осокорниках (историческое название села).Место низменное, около луговых озер, кругом росли осокори- трава болотистых мест, отсюда и название Осокорники. «Село я помню ещё довоенное, оно было небольшое. Глиняные дома–хаты, расположенные «кучками». Жили только украинцы. Потом стали заселяться русские, потому что в селе создавались сельскохозяйственные коммуны, артели. Трудились не покладая рук на полях. Держали много коров и овец. В селе была кузница, деревянная школа. В центре собирались построить церковьСв. Николая. Позже «Село Николаевка получило своё название от того, что предполагалось построить церковь во имя Св. Николая. Оно же именовалось Хутор Осокорники по первоначальному селению около осокорей на низменном месте внизу реки Самары и Черной речки на луговых озерах, но по неудобству места переселились на настоящее место»7,- читаем мы в церковной книге. (См. Приложение 3). Собирали деньги всем селом, закладывали фундамент, но когда начались гонения на церкви, забросили строительство», -вспоминает Константин Иванович. (И только через много лет, в 2018 году, церковь в селе построена!) Постепенно в село приезжали иоставались жить люди разных национальностей. Беда всегда сближает людей. Так, когда началась Великая Отечественная война, никто не думал, какой человек какой национальности, все воевали против общего врага- против фашизма. Горе было общее. И победа тоже была общая. Константин Иванович говорит, что он не может понять, как через 70 с небольшим лет после окончания войны люди, связанные общими корнями, общими победами и поражениями, русские и украинцы, которые вместе, бок о бок, ковали победу на фронте и в тылу, могут быть врагами. Он беспокоится за народ Украины, которому выпала такая беда из-за тех событий и беспорядков, которые творятся сегодня в Украине. Константин Иванович уверен, что разум победит, и украинский и русский народ снова будут вместе.Он рассказывает, что раньше, до войны, украинцы предпочитали жить обособленно от других этнических групп, иногда допускали соседство с русскими. Эту характерную особенность подметили и авторы капитального географического описания России: «Малоруссы живут частью отдельными слободами, частью вместе с великоруссами, но почти никогда с другими народностями».8 Показательна и запись в церковной летописи села Николаевки ныне Волжского района: «Живут, как истые малороссы, с великороссами не мешаются, т.е. не вступают в брак с великороссиянами, если и берут некоторые на воспитание детей у земского благотворительного заведения, они в среде воспитывающих их становятся истыми малороссами».9 (См. приложение 3)
Другой старожил, Кветкина Антонина Ивановна, помнит, какими маленькими были украинские поселения -хутора, окружавшие город Самару, но не все они сохранились. Сама она, еще совсем молоденькой девчушкой, вместе с семьей переехала из Домашкиных Вершин (это тоже украинское село Волжского района) в Николаевку, потому что через Николаевку в г.Самару проходила дорога. В Волжском районе жители таких посёлков как Дудачный, Озерки, Подлесный, Тридцатый, Малороссы, Лопатино и др. идентифицируют себя с украинцами и сохраняют традиционную культуру своих предков.
Культура и быт украинцев-волжан.
Живя на Волжской земле, украинцы очень быстро усвоили многие обычаи великорусов. Украинцы жили большими семьями, что подтверждается следующим описанием: «Внутренний распорядок в доме находится во власти отца и матери. Работами по хозяйству располагает отец, а домашними - мать, имея в своем подчинении невесток, которые беспрекословно исполняют её приказания. Братья живут вместе при жизни отца, но с его смертью они тотчас делятся и расходятся по разным домам. Причиною дележа являются не распри и раздоры, а стародавний наследственный обычай - жить независимо, в силу которого всякий, отделяясь, больше и охотнее радеет о своем хозяйстве».10 Постепенно большая семья разрушалась, ее заменяла малая семья, которая состояла из мужа, жены и холостых детей.
Положение женщины в большой и малой семье было одинаково, но её имущественное положение во втором случае оказывалось лучше. Здесь дочь-невеста не была стеснена контролем остальных членов семьи в сборе коробья (приданого). Из долей льна, пеньки и поскони как матери, так и холостых братьев, девушка копила себе коробью под их зорким оком, «ревниво наблюдающих, чтобы бабы брали не более того, сколько нужно для одежи, остатки же шерсти составляют достояние семьи и учитываются хозяином дома».11
Из этого следовал обычай брать кладку за невесту, который усвоили малороссы. При всем сходстве кладки с калымом между ними есть одно существенное различие: калым - это покупка или выкуп невесты, а кладка - выкуп коробьяневесты и возмещение свадебных расходов ее семьи. По народному представлению, девушка в семье считалась пустокормом. Крестьяне говорили: «Отца-мать кормлю - долг плачу, сыновей в люди вывожу - взаймы даю, дочь снабжаю - за окно бросаю». Поэтому семья, снаряжая дочь замуж, тратилась на нее неохотно. Все расходы на свадебное гуляние должна была нести семья жениха, которая приобретала себе работницу. Между поселенцами из Малороссии препятствием для вступления в брак считалось родство не только кровное, но и духовное, не только кумовство, но и крестное братство.
Вот так описывает А. Завальный малороссийские праздники: «В сочельник, накануне Рождества, малороссы варят свару и кутью; в этот день они ничего не едят до вечерней зари, лишь взойдет звезда, они ставят кутью и свару на стол, зажигают перед образами свечу, все становятся на колени и просят Бога о ниспослании им хорошего урожая хлебов, благополучия скоту и здоровья себе; затем садятся за стол и едят приготовленную кутью и свару, оставшееся же ставят под образа, подослав предварительно сено; кутья и сварь стоят до крещенского сочельника; в этот день малороссы съедают все, сено же, бывшее под сварой и кутьей, расстилают по столу. Хохлы уверяют, что в этом сене является, неизвестно откуда, шерсть разного цвета, которую разбирают по мастям и раскладывают на несколько кучек, по цвету: в которой кучке шерсти больше, то этой масти следует держать и скота больше. Сено отдают потом коровам, чтобы ведьмы не могли их доить. Малороссы с рождественского сочельника до крещенского метут свои хаты, начиная от дверей (порога) к переднему углу, под образа, и все это время сора не выкидывают; в крещенский же сочельник жгут этот сор и золу с хлебными семенами, для того, чтобы пустых колосьев и сорных трав не было.
На первый день Рождества Христова малороссиянки, женщины и девицы, ходят вечером под окнами и колядуют. При этом хозяева дома выносят колядующим хлеб (паляницу), крендели, пироги, колбасу и иногда деньги. Ранним утром первого января мальчики обсыпают избу зерном, приговаривая: пошли, Господи, урожай «на жито, на горох, на пшеницу, чечевицу; доброму хозяину на доброе здоровье.»12 Затем идет поздравление с праздником, причем поздравителям дают деньги.
У малороссов заведено «со старины» приносить в церковь для освящения в Светлое Христово Воскресенье всю свою провизию или непременно поросенка и свиное сало в добавление к куличу и сыру, вместо приносимых русскими лишь кулича, пасхи и яиц.
Девушки-украинки почитают день Ивана Купалы (Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня). Накануне этого дня они берут секиру (топор) и идут в лес, где срывают кленовые листья (по-украински чибытки) и вырубают длинную палку черноклена; все это приносят домой; тут часть девушек плетут из «чибытков» венок, а другая лепят из глины человечью фигуру в виде женщины, выделывая ей нос, рот, глаза и груди, румянят щеки и одевают в женское платье, а на голову надевают венок из чибытков и живых цветов, и оставляют ее до утра у которой-либо из дивчин. Утром, в день Ивана Купалы, матери пекут блины, сносят их к той хате, где ночевала слепленная фигура, и кладут принесенное на завалину; сюда собираются старухи и едят блины; дивчины идут в хату к глиняной чучеле, которой дают имя Морынка (вероятно искаженная Морана), сажают ее на скамью, берутся за руки, и, составляя круг, ходят возле «морынки» и поют. Потом берут Морынку, насаживают на прежде приготовленную палку черноклена и идут с песнями к реке. По приходе к реке, бросают Морынку в воду, а венок с ее головы берут домой; малороссы верят, что цветы и листья из венка Морынки отгоняют нечистую силу из того дома, где хранится хотя один из этих цветов; они помогают также в недугах, для чего их настаивают на воде и последней поят больного; кроме того, цветы и чибытки (листья) из венка Морынки спасают от громового удара».
У многих самарских украинцев в Украине живут родственники. Они рассказывают, что в связи с последними политическими событиями, приведшими к военному конфликту, отношение к русским братьям –простому народу, у них не изменилось, но находятся такие, кто ненавидит русский народ и пытается всячески препятствовать русским, живущим в Украине.
В моем родном селе ведется большая плодотворная работа по сохранению культуры украинского народа,которую возглавляет Галина Николаевна Попова-Анипченко. Благодаря ей в селе организованы и активно действуют 4 самодеятельных украинских коллектива.Ведется плодотворная работа по сохранению культурных наследий украинского народа и укреплению дружеских отношений украинцев с другими народами нашей страны. В селе проводятся такие мероприятия, как «Осенний праздник на улице Дружбы», «Село моё родное» и др.
Земляки рассказали, что 24 мая 1994 года в селе Николаевка состоялся первый областной праздник украинской культуры, в организации которого большую помощь оказали украинцы – начальник областного управления культуры С.П.Хумарьян (Белоноженко) и глава администрации района В.И. Явон.На деревянной эстраде напротив сельского Дома культуры прошёл большой концерт украинской народной песни и танца, после которого стали проводиться такие праздники и в других населенных пунктах: Тольятти, селе Малороссы и поселке Стройкерамика Волжского района, в Богдановке Кинельского района и райцентре Исаклы и др. Проходят учредительные конференции украинского землячества «Днипро». В последние годы уже в Тольятти проводятся впечатляющие шевченковские фестивали с участием артистов из Украины.
Приметой последних лет в Самарской области стали праздники украинской культуры: «Шевченковские дни», которые проводились в Самаре и Тольятти, в селах Николаевка и Малороссы и поселке Стройкерамика Волжского района, в Богдановке Кинельского района и райцентре Исаклы. Значительными событиями в жизни украинской диаспоры были гастроли выдающихся украинских певцов народных артистов Украины и СССР Е.С.Мирошниченко и А.Б.Соловьяненко, Национального оркестра народных инструментов Украины.
Заключение: Таким образом, проведенные мной исследования показывают, что украинцы на Волжской земле обосновались давно: первые переселенцы в ХVII веке построили слободы. Я пришел к выводу, что разные трактовки событий прошлого и настоящего не должны мешать полноценному общению между братскими народами: русскими и украинцами, т.к. история этих двух народов тесно переплетается и родственными узами, и общими интересами. Исследования позволяют судить о том, что большинство украинцев с.Николаевка и других населенных пунктов Самарской области сожалеют о тех разногласиях, которые наблюдаются в последние годы между властями Украины и России. Украинцы и русские, мои земляки, желают жить в мире и согласии с народом Украины.Я выяснил, что вчерашние самарские украинцы сегодня не стали чужими, они «смешались с великороссами» крепко, прочными узами и, думаю, навсегда.
Список литературы
Борисенко В.И. Курс украинской истории - М.,«Наука» ,1997 г.
Газета Самарской регионально городской организации «Проминь» №39 2008г.
Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки –М., «Просвещение»,1999 г.
Завальный А.Н. и др. Самарский краевед. Куйбышев. Кн. Изд-во 1990 г.
Завальный А.Н. и др. Путешествие в прошлое. Самара. Кн. изд-во, 1991 г.
Завальный А.Н. и др. Украинские этюды. Самара. Кн. изд-во, 1996 г.
Завальный А.Н. и др.Самарские украинцы и русская революция. Самара. Кн. изд-во, 1997 г.
Завальный А.Н. и др. Украина в сердце моем . Самара. ПО «СамВен», 2000 г.
Кабытов П.С. и др. Земля Самарская. Куйбышев, Кн. Изд-во, 1990 г.
Сергийчук В.И. Судьба украинской национальной символики .М., Т-во «Знание» 1991 г.
Церковная книга «Исторические очерки» 1924 г.
Приложение 1. Глава из церковной книги «Храм».
Приложение 2. Глава из церковной книги «Притча»
Приложение 3 Главы из церковной книги «Притча» и «Приход и прихожане»
Приложение 4 Глава из церковной книги «Статистические выводы»
1Газета Самарской городской организации «Проминь» № 39 2008 г. Статья А.Завальный «Самарские украинцы в контексте российской истории»
2 А. Завальный и др. «Украина в сердце моем». Самара ПО «СамВен» 2000г.
3 А. Завальный и др. «Украина в сердце моем». Самара ПО «СамВен» 2000г.
4 А. Завальный и др. «Украина в сердце моем». Самара ПО «СамВен» 2000г
5 А. Завальный и др. «Украинские этюды». Самара Кн. Изд-во, 1996 г.
6 П. Кабытов и др. «Земля Самарская» Куйбышев Кн. Изд-во 1990 г.
7 Церковная книга «Историческиiочеркъ» с 1921-1924
8 А. Завальный и др. «Украинские этюды». Самара Кн. Изд-во, 1996 г.
9 Церковная книга «Историческиiочеркъ» с 1921-1924
10 А. Завальный и др. «Украинские этюды». Самара Кн. Изд-во, 1996 г
11 А. Завальный и др. «Украинские этюды». Самара Кн. Изд-во, 1996 г
12 А. Завальный и др. «Украинские этюды». Самара Кн. Изд-во, 1996 г