Введение
Актуальность. Приобщение молодежи к здоровому образу жизни, к занятиям спортом является актуальной проблемой современности. Правительство РФ и РС (Якутия) уделяют большое внимание развитию спорта и спортивного движения. Имеются много нормативных актов и постановлений, посвященных данному вопросу. С другой стороны, национальные спортивные игры дают возможность познакомиться с народными традициями. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самопознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.
В русле нашей работы представляют интерес якутские национальные спортивные игры, которые развивались с древнейших времен и снискали славу и популярность в спортивном мире не только Якутии, но и в России, и за рубежом. Истоки зарождения национальных видов спорта мы находим в старинных легендах, сказках и народного эпоса – олонхо. Герои сказок и олонхо – богатыри, способные защищать Родину и семью от врагов. Они олицетворяют мечту народа о народном идеале мужчины, каким он должен быть, какими качествами должен обладать.
Тема про этноспорт мне интересна, т.к. я сам занимаюсь национальными видами спорта и посещаю детскую юношескую школу.
Цель работы: рассмотреть и описать якутские национальные спортивные игры.
Задачи:
- изучить литературу о якутских национальных видах спорта;
- проанализировать историю развития якутского этноспорта;
- популяризировать якутские национальные спортивные игры.
Объект исследования: приобщение детей к традициям родного народа саха.
Предмет исследования: Якутские народные спортивные игры.
Практическая значимость работы: состоит в популяризации якутских национальных видов спорта.
Методы исследования: поиск материалов об истории развития этноспорта в Якутии, изучение литературы, беседа.
Якутские национальные виды спорта
Правительство РС (Я) уделяет большое внимание здоровому образу жизни молодежи, привлечения к спорту и пропаганде национальных видов спорта в республике, в России и за рубежом.
К национальным видам спорта Якутии относятся борьба «хапсагай», мас-рестлинг, якутские прыжки «куобах», «ыстанга». «кылыы», «тутум эргиирэ», поднятие камня и др.
Хапсагай – традиционная якутская борьба, представляет собой борьбу вольного стиля с захватами руками за любую часть одежды и тела. Целью схватки является вынуждение соперника коснуться земли третьей точкой. Слово «хапсагай» в дословном переводе с якутского языка означает «ловкий», «быстрый», «проворный» [3].
Знаменитыми чемпионами по борбе «хапсагай» являются олимпийские чемпионы Роман Дмитриев, Павел Пинигин, Александр Иванов. Их называют легендой якутского спорта. В 2010 г. якутская борьба «Хапсагай» была официально признана как вид борьбы.
Одним из самых популярных видов спорта является перетягивание палки (мас-рестлинг). Уникальность этого вида единоборств состоит в том, что такого вида спорта нет нигде в мире. Два спортсмена садятся напротив друг друга, упираясь ступнями в доску, и стремятся перетянуть палку на свою сторону.
Корни мас-рестлинга уходят в далекое прошлое. В старинных легендах, сказках, героическом эпосе олонхо прославляются якутские богатыри - боотуры, обладающими такими физическими качествами, как ловкость, сила, выностивость, упорство. Настоящий мужчина должен обладать таким качествами.
Якутские национальные прыжки — национальный вид спорта, известный в Якутии (также во многих тюркских народах) с древних времён. В 2003 году признан как вид спорта ГК РФ по физической культуре и спорту.
На ежегодном празднике Ысыах традиционно проводятся соревнования до по якутским национальным прыжкам.
«Кылыы» — выполняются одиннадцать безостановочных прыжков с разбега на одной ноге с приземлением на обе ноги.
«Ыстаҥа» — выполняются одиннадцать попеременных прыжков с разбега с ноги на ногу с приземлением на обе ноги.
«Куобах» — выполняются одиннадцать безостановочных прыжков одновременно, отталкиваясь двумя ногами с места или с разбега с приземлением на обе ноги. «Куобах» переводится с якутского яхыка – «заяц» [4].
Эти зрелищные виды спорта можно отнести к легкой атлетике. Им тоже много лет: быстрые и ловкие молодые люди лучше других справлялись с домашним хозяйством, держали огромный скот, были хорошими охотниками. «Быстроногим людям» посвящено немало страниц героического эпоса Олонхо.
Виды прыжков были заимствованы людьми у природы, к которой всегда были близки якуты. Куобахтыы ойуу – это прыжки по-заячьи, табалыы ойуу - прыжки по-оленьи, кылыйыы - скачки на одной ноге, ыстаналыы - попеременные прыжки с ноги на ногу. Скачки на одной ноге сходны с манерой движения журавля и стерха. Ыстанга - попеременные прыжки с ноги на ногу напоминают широкий шаг скачущего оленя. "Куобах" - "заячий прыжок" выполняется отталкиванием двумя ногами одновременно.
Программа соревнований на Международных Играх «Дети Азии» проводится в форме троеборья (прыжки «кылыы», «ыстаҥа» и «куобах»).
Другой оригинальный вид спорта - якутский мостик «тутум эргиир» (якутская вертушка). Юноша на деревянном помосте держится за короткую толстую палочку, вставленную в паз. Его задача – не выпуская палочки из рук и из паза, за две минуты сделать как можно больше оборотов вокруг себя. Мастера это вида спорта за 120 секунд успевают обернуться до 50 раз, демонстрируя ловкость и выносливость. Следует отметить, что не каждый юноша сможет сделать такие обороты. Здесь нужна сила рук, гибкость, выносливость.
В наше время стало традицией во время праздника Ысыах проводить конкурс юношей Урун Уолан. Урун Уолан герой якутского героического эпоса олонхо. Юноши состязаются во всех видах национальных спортивных игр. Победитель получает номинацию Урун Уолан.
Самым тяжелейшим испытанием является конкурсе в поднятии и переноске огромного тяжелого камня. Для этого находится самый крупный в окрестностях валун (в 2012 году вес камня на ысыахе в Нерюнгри составил 136 килограмм, в Чурапче – 131 килограмм). Задача участника многоборья – не только поднять его (что само по себе подвиг), но и пронести на определенное расстояние. Вес камня, как правило, превышает собственный вес участников, и не каждому удается поднять его, а только самым сильнейшим.
«Игры Дыгына» - традиционные соревнования по северному многоборью. Здесь спортсмены также соревнуются по национальным видам спорта и поднятию тяжелого камня. Абсолютный чемпион во всех видах соревнований становится победителем и завоевывает главный приз – автомобиль.
Таблица
Развитие физических качеств с помощью национальных видов спорта
№ |
Вид спорта |
Какие качества развивает |
1 |
Национальная борьба «Хапсагай |
» Средство воспитания силовых качеств, двигательнокоординационных способностей, гибкости. Комплексное развитие всех мышечных групп. |
2 |
Якутские национальные прыжки «Куобах», «Кылыы», «Ыстанга» |
Средство воспитания скоростных, скоростно-силовых качеств. |
3 |
Северное многоборье |
Средство воспитания скоростных, скоростно-силовых качеств, специальной выносливости. Средство развития двигательно-координационных способностей, силовых способностей верхнего плечевого пояса Средство воспитания общей выносливости |
4 |
Мас-рестлинг (перетягивание палки) |
Средство воспитания скоростно-силовых, силовых качеств, силовой выносливости. Комплексное развитие всех групп мышц |
5 |
5 Национальные настольные игры |
Средство воспитания ловкости движений, мелкой моторики. |
Из истории развития национальных видов спорта
Якутские национальные виды спорта проводились с давних времен во время празднования национального праздника цсыах. В фольклорных материалах и олонхо имеются сведения о проведении таких состязаний.
В 50-ые годы прошлого века стали проводиться официальные соревнования по национальным видам спорта. В 1955 г. Тарским Н.Н. и Кочневым В.П. были изданы Правила по национальным видам спорта и утверждена классификация (разрядные нормативы) по национальным видам спорта. В 1968 г. по предложению ДСО «Урожай» состоялась 1 Спартакиада по национальным видам спорта на призы Василия Манчаары, ставшая традиционным спортивным мероприятием в РЯ (Я).
В 2009 г. на 8 Спартакиаде по национальным видам спорта «Игры Манчаары» в г. Вилюйске приняли участие спортсмены из России, Украины, Белоруссии, Литвы, Словении.
Соревнования по якутским национальным видам спорта стали включаться в программы всероссийских и международных соревнований. Например, с 2003 г. якутские национальные прыжки были включены в программы Всероссийских турниров по легкой атлетике, с 2009 г. в программу Международных турнира по легкой атлетике в г.Баку.
С марта 2011 г. мас-рестлинг был признан как вид единоборств.
В мае 2011 г. в г.Шауляй (Литовская Республика) на 2 Европейских играх «Спорт для всех» состоялся первый чемпионат Европы по борьбе «Хапсагай» и мас-рестлингу. (с.57)
Якутские национальные игры мас-рестлинг, борьба «Хапсагай», якутские прыжки включены в программу Международных спортивных игр «Дети Азии». Все это говорит о повышенном интересе к нашим национальным видам спорта.
В 2006 г. в Якутске создан Республиканский центр национальных видов спорта им. В.Манчаары на базе спортивного комплекса «Модун». В центре обучают детей следующим видам спорта: мас-рестлинг, борьба «Хапсагай», якутские прыжки, северное многоборье, гиревой спорт, настольные игры хабылык и хаамыска. (с.61)
По подсчетам преподавателей Чурапчинского института физической культуры мас-рестлингом занимаются 4222 человека, из них школьников 1119; борьбой «хапсагай» - 3561 человек, из них школьников до 14 лет - 1179; якутскими прыжками – 2263, из них школьников - 849, северным многоборьем – 1450 человек, школьников – 632; гиревым спортом 1165 человек, из них школьников – 175; настольными играми хабылык и хаамыска 1359 человек, школьников – 784. Таким образом, охват школьников, занимающихся национальными видами спорта составил 4729 человек. Такая целенаправленная работа Республиканского центра национальных видов спорта Якутии способствует активному сохранению национальных культурных ценностей РС (Якутия).
24-25 ноября 2018 г. в Якутске состоялся III чемпионат мира по мас-рестлингу, в котором приняли участие спортсмены из Азербайджана, Армении, Бразилии, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Монголии, России, Словакии, США, Узбекистана, Украины, Чехии, Финляндии. Сборная России заняла 1 место в командном зачете по мас-рестлингу.
В данном чемпионате принимали участие и девушки. Мировыми чемпионами по мас-рестлингу стали Черноградская Наталья (Якутия), Севрюк Ирина (Россия), Седалищева Саина (Якутия), Васкова Яна (Словакия), Ваарманмаа Аннина (Финляндия).
С 15 по 17 марта 2019 г. в Якутске состоялось проведение Кубка мира по вольной борьбе, в котором приняли участие 160 спортсменов из разных стран.
Настольные национальные игры
Наряду со спортивными играми широко использовались в народе настольные национальные игры, по которым также проводится много соревнований. Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом (Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре/ Р.И.Жуковская. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1963
Игры коренных народов республики Саха (Якутия) необходимо рассматривать в органическом единстве со всей духовной культурой современного общества и как одно из важных средств воспитания подрастающего поколения республики [с.59].
Народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.
Игры являются одним из больших разделов нашей общенациональной культуры. Они разносторонне отражают все области материального и духовного творчества.
Настольные игры народов Якутии имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI - XVII веков. В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты [4].
С переменой всех сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годах вновь начали культивировать их. Сегодня народные настольные игры наших предков получили популярность. В 1992 г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр.
Наши предки долгими зимними вечерами любили играть вместе с детьми настольные игры: «Тыксаан» (фишки), «Хаамыска» (камешки), «Хабылык» (лучинки), «Баайа» (волчок), «Тырыынка» (палочки) [4].
Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.
«Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».
Существуют еще несколько вариантов игры. Со временем правила этой игры усложнялись, и сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты.
Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в народе мы тоже считаем «хаамыска» своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие от других стран, только наша «хаамыска» развита как спортивный вид и популярна среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в «хаамыска». Играют не только 5, но и 7, 9 камешками.
Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, то начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз, подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает их со стола: по одному в 1-ый раз, по 2 – во второй раз, вначале 1, затем остальные 3 одновременно – в 3-ий раз, сразу все 4 кубика – в 4-ый раз.
5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех.
6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.
7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.
8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх, засовывает через запястье левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик. Не задевая его, играющий, каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота правой рукой время полета «главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема, где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.
Правила игры «Хаамыска»:
Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи (судья, который ведет счет игры хаамыска).
2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе пять кубиков. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд.
3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь все кубики.
По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время и участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты.
5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры.
6. Если участник допустил ошибку, то игру он продолжает с того приема, который не смог выполнить.
7. Во время подхвата нельзя ронять кубики. Если участник выронил кубик, то сам должен его поднять.
8. По сигналу «Бyттэ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру.
9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве очков в соответствующей графе судейского протокола. Если участник пройдет все 6 этапов игры, то получает 5 очков. Если участник за 2 минуты повторит все 6 этапов три раза и ошибется на пятом этапе, то записывается так: 15/ 4.
10. Победитель определяется по наибольшему количеству очков
Игра «Баайа» (волчок) – надо просверлить посередине деревянный кубик размером 7 см на 7 см, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок крутят против солнца все по очереди, независимо от того, выиграл игрок или нет. Волчок надо раскрутить и опустить на стол. Остановившись, он упадет на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест. 3 линии, 5 линий, прорубь. Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящимся волчком игрок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь!». Если волчок упадет 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом- он отдает3, «прорубью»- отдает 7,5 линий – забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто-то «обанкротится», он может взять долг у друга.
Игра «Тырыынка» (палочки) –нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной «тырыынка» делают наподобие ложечки.
Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.
После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.
Игра «Тыксаан» (фишки) – для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек.
Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными».
При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остались лишние фишки – победитель.
Для данных настольных игр необходимы специальные атрибуты, которые изготавливали практически из бросового материала, например, из дерева, из костей. Эти игры интересны, так как имеют состязательный характер. В играх развиваются такие качества, как мелкая моторика рук, мышление, ловкость, быстрота и выносливость, благодаря чему дети овладевают навыками счета. Такие игры полезны также для подготовки руки к письму.
Заключение
Изучение литературы по теме исследования позволило нам прийти к следующим выводам.
Якутские национальные игры завоевывают все большую популяроность .
Число занимающихся национальными видами спорта увеличивается с каждым годом не только в РС (Якутия), но и в мире.
Проведена большая работа Национальным центром по национальным видам спорта по популяризации этноспорта в республике.
Мы провели классификацию национальных игр, изложенную в таблице 1.
В статье рассмотрены также якутские интеллектуальные настольные игры.
Литература
1.Акимов В.В., Макаров И.П. Северное многоборье. 2007
2.Гуляева С.С., Гуляев П.Д., Собакин П.И. Анализ развития национальных видов спорта и традиционных средств физической активности в Республике Саха (Якутия) // Актуальные проблемы науки.- Чурапча, 2013. https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-natsionalnyh-vidov-sporta-i-traditsionnyh-sredstv-fizicheskoy-aktivnosti-v-respublike-saha-yakutiya
3. Григорьев И.Ю., Тарасов А.Е, Бандеров С.А. Национальные виды спорта РС (Якутия): программа для ДЮШ. Якутск, 2010. 62 стр.
4. Григорьев И., Коротов В., Шеломова С. Якутские прыжки. Правила соревнований. Якутск, 2012. – 24 стр.
5. Готовцев, И. Якутские настольные игры /И. Готовцев- Якутск, 2012.
6. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре/ Р.И.Жуковская. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1963
Приложение