ВВЕДЕНИЕ
Не секрет, что правильная рабочая поза очень важна для растущего организма. Учащиеся большую часть времени проводят сидя за школьной партой. В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу учащихся за школьной партой. К сожалению многие не соблюдают простые правила для соблюдения правильной рабочей позы, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.
Цель работы:
изучить и провести оценку рабочей позы учеников моего класса во время занятий.
Задачи:
- определить рост каждого ученика
- определить причины, влияющие на рабочую позу
- оценить рабочее место (ученический стол, ученический стул)
- определить рабочую позу ученика
- дать оценку полученным результатам
- сделать выводы
Описание правильной рабочей позы учащихся за школьной партой:
Итак, что такое рабочая поза ученика? Это такое положение тела, головы и конечностей в пространстве и относительно друг друга, которое обеспечивает выполнение задания.
Почему так важна правильная рабочая поза?
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию (ученик не утомляется)
Как-же все-таки нужно правильно сидеть?
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30º . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
Описание причин влияющих на рабочую позу учащихся:
Какие причины влияют на рабочую позу? Основными факторами, влияющими на рабочую позу являются:
- учебная мебель
- освещенность учебных мест
- наличие физкультминуток во время уроков.
Определение рабочей позы учащихся 3 «β» класса во время учебного процесса
Для определения рабочей позы учащихся 3 «β» класса во время учебного процесса были сделаны фотографии учеников. Измерен их рост и измерена высота столешницы и сиденья каждой парты.
Оценка мебели проведена в соответствии с нормативными документами. Вся мебель поделена на 6 групп в соответствии с высотой крышки парты и высотой сиденья стула. Для каждой группы мебели соответствует определенная группа роста учеников.
Размеры мебели
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 |
Группа роста (в мм) |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 |
1000 - 1150 |
460 |
260 |
2 |
1150 - 1300 |
520 |
300 |
3 |
1300 - 1450 |
580 |
340 |
4 |
1450 - 1600 |
640 |
380 |
5 |
1600 - 1750 |
700 |
420 |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
460 |
В итоге, в классе учащиеся в соответствии со своим ростом разделились на 3 группы:
- ко 2 группе (с ростом от 115 см до 130 см) относятся 6 человек;
- к 3 группе (с ростом от 130 см до 145 см) относятся 22 человека;
- к 4 группе (с ростом от 145 см до 160 см) относятся 4 человека.
Были соотнесены рост учащихся с размером парты и вот что вышло:
№п/п |
Вид мебели (парты, столы, стулья и др.) |
Высота стола, стула (мм) |
п.5.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Количество мебели |
Количество детей |
||
Фактически |
Норма по п.5.3. СанПиН 2.4.2.2821- 10 |
Группа мебели |
Группа роста (мм) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 - |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 класс - списочный состав 32 человека |
|||||||
Стол 1-о местный |
520 |
520 |
2 |
1150-1300 |
0 |
6 |
|
Стул |
300 |
300 |
2 |
1150-1300 |
0 |
6 |
|
Стол 1-о местный |
580 |
580 |
3 |
1300-1450 |
0 |
22 |
|
Стул |
340 |
340 |
3 |
1300-1450 |
0 |
22 |
|
Стол 1-о местный |
640 |
640 |
4 |
1450-1600 |
28 |
4 |
|
Стул |
380 |
380 |
4 |
1450-1600 |
28 |
4 |
|
Стол 1-о местный |
760 |
760 |
6 |
Свыше 1750 |
4 |
0 |
|
Стул |
460 |
460 |
6 |
Свыше 1750 |
4 |
0 |
Для 6 учащихся с группой роста 115 -130 см отсутствует мебель 2 группы (учащиеся сидят за партами 4 группы), для 22 учащихся с группой роста 130 -145 см отсутствует мебель 3 группы (учащиеся сидят за партами 4 группы), для 4 учащихся с группой роста 145-160 см мебели 4 группы не хватает и они сидят за партами 6 группы.
В результате:
- у 23 учащихся отмечена неправильная рабочая поза, которая сопровождается большим наклоном корпуса и головы вперед; в такой позе у человека напряжены мышцы спины и шеи, сдавлена грудная клетка. Эта поза способствует быстрому утомлению человека, нарушению зрения, и возникновению изменений в позвоночнике.
- у 4-х учеников отмечена рабочая поза с отклонением в сторону;
такая поза способствует напряжению мышц одной части тела и, одновременно, растяжению мышц другой части тела, что неизбежно приведет к искривлению позвоночника, возникновению болей в позвоночнике и различных заболеваний.
ВЫВОД:
Исходя из вышеизложенного, мною сформулированы следующие предложения для соблюдения правильной рабочей позы во время уроков:
- ученик должен сидеть за партой, которая соответствует его росту;
- ученик должен контролировать свою рабочую позу и позу соседа по парте;
- необходимо проводить физкультминутки на уроках.
Считаю, данные предложения будут способствовать соблюдению правильной рабочей позы во время уроков, что позволит избежать, в дальнейшем, многих проблем со здоровьем.
ЛИТЕРАТУРА:
Болшаков А.М., Маймулов В.Г. Общая гигиена — М., 2006.
Демина Э.М. Проблема сколеоза у детей. — М., 1980.
Иванов М.И. Гиподинамия и состояние осанки у школьников. — М., 1981.
Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков – М. «Медицина» 1983.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков – М., 1991.
Журнал «Здоровье» - 2001 г.
Журнал «Гигиена и санитария» - 2011 г.