Оценка рабочей позы учеников 3 β класса за школьной партой

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оценка рабочей позы учеников 3 β класса за школьной партой

Магасумов А.Р. 1
1МАОУ "Гимназия № 6"
Короткова А.Ю. 1
1МАОУ «Гимназия №6» г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Не секрет, что правильная рабочая поза очень важна для растущего организма. Учащиеся большую часть времени проводят сидя за школьной партой. В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу учащихся за школьной партой. К сожалению многие не соблюдают простые правила для соблюдения правильной рабочей позы, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Цель работы:

изучить и провести оценку рабочей позы учеников моего класса во время занятий.

Задачи:

- определить рост каждого ученика

- определить причины, влияющие на рабочую позу

- оценить рабочее место (ученический стол, ученический стул)

- определить рабочую позу ученика

- дать оценку полученным результатам

- сделать выводы

Описание правильной рабочей позы учащихся за школьной партой:

Итак, что такое рабочая поза ученика? Это такое положение тела, головы и конечностей в пространстве и относительно друг друга, которое обеспечивает выполнение задания.

Почему так важна правильная рабочая поза?

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию (ученик не утомляется)

Как-же все-таки нужно правильно сидеть?

Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30º . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

Описание причин влияющих на рабочую позу учащихся:

Какие причины влияют на рабочую позу? Основными факторами, влияющими на рабочую позу являются:

- учебная мебель

- освещенность учебных мест

- наличие физкультминуток во время уроков.

Определение рабочей позы учащихся 3 «β» класса во время учебного процесса

Для определения рабочей позы учащихся 3 «β» класса во время учебного процесса были сделаны фотографии учеников. Измерен их рост и измерена высота столешницы и сиденья каждой парты.

Оценка мебели проведена в соответствии с нормативными документами. Вся мебель поделена на 6 групп в соответствии с высотой крышки парты и высотой сиденья стула. Для каждой группы мебели соответствует определенная группа роста учеников.

Размеры мебели

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000 - 1150

460

260

2

1150 - 1300

520

300

3

1300 - 1450

580

340

4

1450 - 1600

640

380

5

1600 - 1750

700

420

6

Свыше 1750

760

460

В итоге, в классе учащиеся в соответствии со своим ростом разделились на 3 группы:

- ко 2 группе (с ростом от 115 см до 130 см) относятся 6 человек;

- к 3 группе (с ростом от 130 см до 145 см) относятся 22 человека;

- к 4 группе (с ростом от 145 см до 160 см) относятся 4 человека.

Были соотнесены рост учащихся с размером парты и вот что вышло:

№п/п

Вид мебели

(парты, столы,

стулья и др.)

Высота стола, стула (мм)

п.5.3. СанПиН 2.4.2.2821-10

Количество мебели

Количество детей

   

Фактически

Норма по

п.5.3.

СанПиН

2.4.2.2821-

10

Группа мебели

Группа роста (мм)

   

1

2

3

4 -

5

6

7

8

1 класс - списочный состав 32 человека

 

Стол 1-о местный

520

520

2

1150-1300

0

6

 

Стул

300

300

2

1150-1300

0

6

 

Стол 1-о местный

580

580

3

1300-1450

0

22

 

Стул

340

340

3

1300-1450

0

22

 

Стол 1-о местный

640

640

4

1450-1600

28

4

 

Стул

380

380

4

1450-1600

28

4

 

Стол 1-о местный

760

760

6

Свыше 1750

4

0

 

Стул

460

460

6

Свыше 1750

4

0

Для 6 учащихся с группой роста 115 -130 см отсутствует мебель 2 группы (учащиеся сидят за партами 4 группы), для 22 учащихся с группой роста 130 -145 см отсутствует мебель 3 группы (учащиеся сидят за партами 4 группы), для 4 учащихся с группой роста 145-160 см мебели 4 группы не хватает и они сидят за партами 6 группы.

В результате:

- у 23 учащихся отмечена неправильная рабочая поза, которая сопровождается большим наклоном корпуса и головы вперед; в такой позе у человека напряжены мышцы спины и шеи, сдавлена грудная клетка. Эта поза способствует быстрому утомлению человека, нарушению зрения, и возникновению изменений в позвоночнике.

- у 4-х учеников отмечена рабочая поза с отклонением в сторону;

такая поза способствует напряжению мышц одной части тела и, одновременно, растяжению мышц другой части тела, что неизбежно приведет к искривлению позвоночника, возникновению болей в позвоночнике и различных заболеваний.

ВЫВОД:

Исходя из вышеизложенного, мною сформулированы следующие предложения для соблюдения правильной рабочей позы во время уроков:

- ученик должен сидеть за партой, которая соответствует его росту;

- ученик должен контролировать свою рабочую позу и позу соседа по парте;

- необходимо проводить физкультминутки на уроках.

Считаю, данные предложения будут способствовать соблюдению правильной рабочей позы во время уроков, что позволит избежать, в дальнейшем, многих проблем со здоровьем.

ЛИТЕРАТУРА:

Болшаков А.М., Маймулов В.Г. Общая гигиена — М., 2006.

Демина Э.М. Проблема сколеоза у детей. — М., 1980.

Иванов М.И. Гиподинамия и состояние осанки у школьников. — М., 1981.

Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков – М. «Медицина» 1983.

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков – М., 1991.

Журнал «Здоровье» - 2001 г.

Журнал «Гигиена и санитария» - 2011 г.

Просмотров работы: 302