Введение.
Тема: «Осанка и здоровье ученика».
Актуальность: в последние годы в нашей стране у значительной части детей выявляются отклонения в развитии позвоночника. Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.
Гипотеза: если выработать у учащихся стойкие навыки правильной посадки за партой, то
можно избежать искривлений позвоночника.
Проблема: проблема правильной осанки у учащихся, стоит на первом месте в нашем классе. У некоторых учеников выявлены отклонения в развитии позвоночника.
Цель. Выявить причины нарушения осанки у учеников нашего класса, найти конкретные
рекомендации для сохранения и улучшения осанки.
Объект исследования: учащиеся 4а класса, школы № 31, у которых определяли медицинские аспекты осанки.
Задачи исследования.
Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
Ознакомиться с нормативами СанПин 2.4.2 1178-02 «О введении санитарно – эпидемиологических правил и нормативов».
Провести наблюдения и исследования на правильную осанку.
Найти рекомендации и советы ученикам и родителям нашего класса для сохранения осанки.
Методы исследования
Наблюдение, сбор информации из книг, анализ, опрос, эксперимент.
Основная часть.
Осанка и её значение.
Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.
Это положение может быть правильным (хорошая осанка), или неправильным (плохая осанка).[6]
Правильная осанка делает фигуру человека красивой, и способствует нормальному развитию всего организма. При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги прямые.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм.
Костная система ребёнка существенно отличается от костной системы взрослых людей большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей, поэтому их кости менее крепки и тверды, но гибки и эластичны (легко поддаются искривлению).Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20 – 23 годам.
Позже всего формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течении школьного периода костная система у учащихся остаётся ещё не сформированной. Это значит, чтопри неправильном положении тела
( осанка, походка, посадка за учебным столом, положение во время сна) легко образуются искривления скелета и нарушение его развития.
При нарушении осанки, особенно в период роста могут возникнуть стойкие деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, появляются головные боли, повышается утомляемость. [3]
На формирование осанки негативно влияют несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическаяактивность школьников, нерациональное питание, избыточный вес, а также неправильнаяпосадка за партой при письме и чтении, при выполнении уроков дома, не соблюдение гигиенических норм при просмотре телевизора.
Одно из ведущих мест при профилактических осмотрах у учащихся, заняли нарушение опорно-двигательного аппарата. Среди функциональных отклонений - нарушение осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз.[6]
На всё есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Вес ранца с
учебниками у учеников начальной школы превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его.[8]
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Для учащихся 1 – 4 классов – 300 граммов. [4] Для того чтобы сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему нужно учитывать ежедневно тяжесть поклажи за спиной.
Одной из главных причин от чего зависит правильная осанка – это
соответствие столов и стульев росту ребёнка.
Государственным стандартом России, утверждены размеры
ученических столов и стульев.Этими стандартами необходимо пользоваться. По ним столы и стулья имеют цветовую маркировку.
Таблица размеров школьной мебели, изготовленной по новым ГОСТам 1993 года. [5]
Группа Мебели |
Группа роста школьников в мм |
Высота заднего края стола над полом в мм |
Высота переднего края стула над полом в мм |
Цветовая маркировка |
1 |
1000-1150 |
460 |
260 |
Оранжевый |
2 |
1150-1300 |
520 |
300 |
Фиолетовый |
3 |
1300-1450 |
580 |
340 |
Жёлтый |
4 |
1450-1600 |
640 |
380 |
Красный |
5 |
1600-1751 |
700 |
420 |
Зелёный |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
460 |
Голубой |
Методы исследований.
Для того,чтобы определить причины неправильной посадки за партой некоторых детей
моего класса, я провёл свои наблюдения и микроисследования. Цель моих мероприятий
– привлечь как можно больше детей в мою работу, научить думать о своём здоровье.
Микроисследование №1.
«Сбор данных о состоянии осанки учеников 4 класса у медицинского работника»
На первом этапе моих исследований я обратился к школьному врачу, Татьяне
Александровне, чтобы получить информацию о состоянии двигательной системы, в частности, об осанке, ребят моего класса.
Узнал, что пять человек имеют нарушение осанки, с этими показателями они пришли в первый класс.
Микроисследование №2.
«Наблюдение за посадкой учеников на первом и последнем уроках»
Первый урок |
Последний урок |
|
Правильно сидят |
21 |
17 |
Неправильно сидят |
0 |
5 |
Я наблюдал в течение дня как сидят дети за партой на первом уроке и последнем уроке.
Вывод: к концу дня пять человек сидят неправильно, как им удобно. Это показатель того, что у этих детей слабо развиты мышцы спины и шеи, поэтому они быстро устают.
Микроисследование №3.
«Проверяем соответствие гигиеническим нормам вес портфеля»
Что лучше? Сумка, портфель, рюкзак или ранец.
Выяснил, в чём носят учебники ученики моего класса.
Рюкзак – 14 человек
Ранец – 6 человек
Сумка – 2 человек
Провёл рейд «Что лежит в твоём портфеле?
Все дети активно участвовали в работе, взвешивали портфели, выкладывали лишнее.
Сначала я измерил вес портфеля до урока. Самый тяжёлый портфель весит
5 кг. Это ранец и рюкзак.
Измерил вес пустого портфеля. Самый легкий (сумка) – 200 граммов. Самый тяжёлый (ранец) – 1 кг.
Взвесил портфель с учебниками по расписанию. Самый тяжёлый ранец – 3 кг 400г. Самый лёгкий рюкзак – 2 кг.
Вывод: в ранцах и рюкзаках лежит много лишних вещей, не предназначенных для учебной деятельности, ранцы тяжеловесы могут стать причиной заболеваний опорно – двигательной системы .
Врачи рекомендуют – средний вес пустого ранца – 300 г.[8]
В нашем классе нет правильных ранцев. У трёх человек моего класса вес рюкзака, соответствует норме, но выявлены функциональные изменения позвоночника.
Тяжёлые ранцы – это не единичная причина нарушения осанки. Есть и другие.
Микроисследование №4.
«Соответствие санитарным правилам и нормам наших учебников, а также соответствие школьной мебели нормам СанПина»
Я измерил вес каждого учебника на электронных весах в школьной столовой.
Вес одного учебника составляет 310 граммов при норме (300г). [ см. приложение], [4]
Проверить соответствие школьной мебели нормам СанПина мне помогли ребята.
Каждый ученик измерил высоту своей парты и стула, сравнил с таблицей, которую я взял у учителя.
Вывод: в нашем классе парты и стулья можно регулировать в зависимости от роста
учеников; есть цветовая маркировка. За этим следит наш учитель, а помогают родители.
Микроисследование №5.
«Проверка двигательной активности детей в школе»
По расписанию в нашем классе проводится, 3 урока физкультуры и 1 раз в неделю мы посещаем бассейн.
На уроках учитель проводит физминутки и упражнения, для укрепления мышц спины и шеи. Плавание, катание на лыжах, способствуют формированию правильной осанки. [7]
Микроисследование №6.
«Тестовый опрос : проверка стойких навыков правильной посадки»
Знаешь ли ты, как правильно сидеть за партой?
Да – 21 человек
Нет – 0 человек
Правильно ли ты сидишь за партой?
Да – 14 человек
Нет – 7 человек
Выполняешь ли ты упражнения для формирования правильной осанки?
Дома – 7 человек
В школе – 21 человек
Следишь ли ты за посадкой при просмотре телевизора, у компьютера?
Да – 9 человек
Нет – 12 человек
Заключение.
Выводы.
Мои исследования не подтвердили выдвинутую гипотезу. Для того, чтобы выработать стойкие навыки правильной осанки надо не только правильно сидеть за партой в школе, но укреплять мышцы спины специальными упражнениями.
Контролировать вес ранца. Помнить о гигиенических правилах просмотра телевизора. Обращать внимание на размеры мебели дома, где выполняешь уроки.
Способы решения проблемы.
Для начала я рассчитал вес ранца, рюкзака индивидуально для каждого ученика по формуле: вес ранца меньше на 10% веса ученика.
У трёх учеников реальный вес ранца не соответствует норме ( у одного ученика есть нарушения осанки). [см. приложение]
Познакомил детей с доступными способами контроля правильной осанки: у стены, при письме и чтении, как правильно выбрать стул и стол.
На родительском собрании рассказал о том, как важно выбрать правильный ранец для ребёнка и контролировать вес ранца.
Организовал конкурс рисунка «Портфель моей мечты», рисунок Ангелины Красновой занял первое место. Это портфель, в котором нет учебников. А учебная информация находится на дисках.
В процессе работы у меня накопился хороший материал для создания памятки для родителей и учеников. Оформить эту памятку мне помог учитель.
Список литературы.
Биология для школьников. №1 2008г.
Учебник. Биология. 8 класс. Д.Колесов.
Ротенберг Р. Расти здоровым. (Детская энциклопедия здоровья.Москва «Физкультура и спорт», 1992г.)
Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования, 1998-120с.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02.
Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия М. 1991.
Коростелёв Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва: «Просвещение», 1983г
Правда, о школьных портфелях. (Сайт «Здоровье»)
Приложение
Результаты исследования:
Список уч-ся |
Вес пустого ранца, рюкзака, сумки. |
Вес с учебниками по расписанию уроков. |
|
БаранчукСумайя |
1кг |
3кг |
Рюкзак |
Балашова Софья |
600г |
2кг 600г |
Рюкзак |
Бычина Дарья |
1кг |
3кг |
Рюкзак |
Габзалилов Альберт |
400г |
2кг 400г |
Рюкзак |
Глухов Егор |
200г |
2 кг 200г |
Рюкзак |
Грызунова Ксения |
200г |
2 кг 200г |
Сумка |
Климов Дима |
1кг |
3 кг |
Ранец |
Колесникова Арина |
1кг |
3 кг |
Ранец |
Краснова Ангелина |
1кг |
3 кг |
Ранец |
Лаштабо Данил |
400г |
2кг 400г |
Сумка |
МухамбетоваАлия |
800г |
2кг 800г |
Рюкзак |
Орлова Екатерина |
1кг |
3 кг |
Ранец |
Попов Владислав |
600г |
2кг 600 г |
Рюкзак |
Проскурин Олег |
1кг |
3 кг |
Ранец |
Рязанов Артемий |
1кг |
3 кг |
Рюкзак |
Сыромятникова Дарья |
400г |
2 кг 400г |
Рюкзак |
Тюрина Марина |
1кг |
3 кг |
Ранец |
Храпков Роман |
1кг |
3 кг |
Рюкзак |
Шимарев Егор |
400г |
2 кг 400г |
Рюкзак |
Фаустова Ангелина |
400г |
2 кг 400г |
Рюкзак |
Ялчина Диана |
600г |
2кг 600г |
Рюкзак |
Список уч-ся |
Вес тела (кг) |
Правильный вес ранца.(кг) |
Реальный вес ранца (кг) |
|
БаранчукСумайя |
33,9 |
3,39 |
3,0 |
норма |
Балашова Софья |
36,1 |
3,61 |
2,4 |
норма |
Бычина Дарья |
29,3 |
2,93 |
3,0 |
Не соответствует |
Габзалилов Альберт |
59,2 |
5,92 |
2,2 |
норма |
Глухов Егор |
26 |
2,6 |
2,4 |
норма |
Грызунова Ксения |
31,3 |
3,13 |
2,5 |
норма |
Климов Дима |
32,8 |
3,28 |
3,4 |
Не соответствует |
Колесникова Арина |
30,9 |
3,09 |
3,0 |
норма |
Краснова Ангелина |
27,3 |
2,73 |
3,4 |
Не соответствует |
Лаштабо Данил |
22,6 |
2,26 |
2,2 |
норма |
МухамбетоваАлия |
33,2 |
3,32 |
2,6 |
норма |
Орлова Екатерина |
39,4 |
3,94 |
2,4 |
норма |
Попов Владислав |
31 |
3,1 |
2,0 |
норма |
Проскурин Олег |
24,5 |
2,45 |
2,4 |
норма |
Рязанов Артемий |
29,4 |
2,94 |
2,4 |
норма |
Сыромятникова Дарья |
26,7 |
2,67 |
2,3 |
норма |
Тюрина Марина |
29.7 |
2.97 |
2,3 |
норма |
Храпков Роман |
33,6 |
3,36 |
2,4 |
норма |
Шимарев Егор |
43,5 |
4,35 |
2,6 |
норма |
Фаустова Ангелина |
36,6 |
3,36 |
2,3 |
норма |
Ялчина Диана |
33,6 |
3,36 |
2,1 |
норма |
Рассчитал вес ранца, рюкзака индивидуально для каждого ученика по формуле : вес ранца меньше на 10% веса ученика.