Осанка и здоровье ученика

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Осанка и здоровье ученика

Шимарев Е.К. 1
1МОБУ "Средняя общеобразовательная школа № 31" г. Оренбурга
Гамова О.Н. 1Шимарева Ю.С. 2
1МОБУ "Средняя общеобразовательная школа № 31" г. Оренбурга
2МБДОУ № 112 г. Оренбурга
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Тема: «Осанка и здоровье ученика».

Актуальность: в последние годы в нашей стране у значительной части детей выявляются отклонения в развитии позвоночника. Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.

Гипотеза: если выработать у учащихся стойкие навыки правильной посадки за партой, то

можно избежать искривлений позвоночника.

Проблема: проблема правильной осанки у учащихся, стоит на первом месте в нашем классе. У некоторых учеников выявлены отклонения в развитии позвоночника.

Цель. Выявить причины нарушения осанки у учеников нашего класса, найти конкретные

рекомендации для сохранения и улучшения осанки.

Объект исследования: учащиеся 4а класса, школы № 31, у которых определяли медицинские аспекты осанки.

Задачи исследования.

Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

Ознакомиться с нормативами СанПин 2.4.2 1178-02 «О введении санитарно – эпидемиологических правил и нормативов».

Провести наблюдения и исследования на правильную осанку.

Найти рекомендации и советы ученикам и родителям нашего класса для сохранения осанки.

Методы исследования

Наблюдение, сбор информации из книг, анализ, опрос, эксперимент.

Основная часть.

Осанка и её значение.

Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.

Это положение может быть правильным (хорошая осанка), или неправильным (плохая осанка).[6]

Правильная осанка делает фигуру человека красивой, и способствует нормальному развитию всего организма. При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги прямые.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм.

Костная система ребёнка существенно отличается от костной системы взрослых людей большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей, поэтому их кости менее крепки и тверды, но гибки и эластичны (легко поддаются искривлению).Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20 – 23 годам.

Позже всего формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течении школьного периода костная система у учащихся остаётся ещё не сформированной. Это значит, чтопри неправильном положении тела

( осанка, походка, посадка за учебным столом, положение во время сна) легко образуются искривления скелета и нарушение его развития.

При нарушении осанки, особенно в период роста могут возникнуть стойкие деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, появляются головные боли, повышается утомляемость. [3]

На формирование осанки негативно влияют несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическаяактивность школьников, нерациональное питание, избыточный вес, а также неправильнаяпосадка за партой при письме и чтении, при выполнении уроков дома, не соблюдение гигиенических норм при просмотре телевизора.

Одно из ведущих мест при профилактических осмотрах у учащихся, заняли нарушение опорно-двигательного аппарата. Среди функциональных отклонений - нарушение осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз.[6]

На всё есть свои нормы.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Вес ранца с

учебниками у учеников начальной школы превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его.[8]

С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Для учащихся 1 – 4 классов – 300 граммов. [4] Для того чтобы сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему нужно учитывать ежедневно тяжесть поклажи за спиной.

Одной из главных причин от чего зависит правильная осанка – это

соответствие столов и стульев росту ребёнка.

Государственным стандартом России, утверждены размеры

ученических столов и стульев.Этими стандартами необходимо пользоваться. По ним столы и стулья имеют цветовую маркировку.

Таблица размеров школьной мебели, изготовленной по новым ГОСТам 1993 года. [5]

Группа

Мебели

Группа роста

школьников в мм

Высота заднего края стола над полом в мм

Высота переднего края стула над полом в мм

Цветовая маркировка

1

1000-1150

460

260

Оранжевый

2

1150-1300

520

300

Фиолетовый

3

1300-1450

580

340

Жёлтый

4

1450-1600

640

380

Красный

5

1600-1751

700

420

Зелёный

6

Свыше 1750

760

460

Голубой

Методы исследований.

Для того,чтобы определить причины неправильной посадки за партой некоторых детей

моего класса, я провёл свои наблюдения и микроисследования. Цель моих мероприятий

– привлечь как можно больше детей в мою работу, научить думать о своём здоровье.

Микроисследование №1.

«Сбор данных о состоянии осанки учеников 4 класса у медицинского работника»

На первом этапе моих исследований я обратился к школьному врачу, Татьяне

Александровне, чтобы получить информацию о состоянии двигательной системы, в частности, об осанке, ребят моего класса.

Узнал, что пять человек имеют нарушение осанки, с этими показателями они пришли в первый класс.

Микроисследование №2.

«Наблюдение за посадкой учеников на первом и последнем уроках»

 

Первый урок

Последний урок

Правильно

сидят

21

17

Неправильно

сидят

0

5

Я наблюдал в течение дня как сидят дети за партой на первом уроке и последнем уроке.

Вывод: к концу дня пять человек сидят неправильно, как им удобно. Это показатель того, что у этих детей слабо развиты мышцы спины и шеи, поэтому они быстро устают.

Микроисследование №3.

«Проверяем соответствие гигиеническим нормам вес портфеля»

Что лучше? Сумка, портфель, рюкзак или ранец.

Выяснил, в чём носят учебники ученики моего класса.

Рюкзак – 14 человек

Ранец – 6 человек

Сумка – 2 человек

Провёл рейд «Что лежит в твоём портфеле?

Все дети активно участвовали в работе, взвешивали портфели, выкладывали лишнее.

Сначала я измерил вес портфеля до урока. Самый тяжёлый портфель весит

5 кг. Это ранец и рюкзак.

Измерил вес пустого портфеля. Самый легкий (сумка) – 200 граммов. Самый тяжёлый (ранец) – 1 кг.

Взвесил портфель с учебниками по расписанию. Самый тяжёлый ранец – 3 кг 400г. Самый лёгкий рюкзак – 2 кг.

Вывод: в ранцах и рюкзаках лежит много лишних вещей, не предназначенных для учебной деятельности, ранцы тяжеловесы могут стать причиной заболеваний опорно – двигательной системы .

Врачи рекомендуют – средний вес пустого ранца – 300 г.[8]

В нашем классе нет правильных ранцев. У трёх человек моего класса вес рюкзака, соответствует норме, но выявлены функциональные изменения позвоночника.

Тяжёлые ранцы – это не единичная причина нарушения осанки. Есть и другие.

Микроисследование №4.

«Соответствие санитарным правилам и нормам наших учебников, а также соответствие школьной мебели нормам СанПина»

Я измерил вес каждого учебника на электронных весах в школьной столовой.

Вес одного учебника составляет 310 граммов при норме (300г). [ см. приложение], [4]

Проверить соответствие школьной мебели нормам СанПина мне помогли ребята.

Каждый ученик измерил высоту своей парты и стула, сравнил с таблицей, которую я взял у учителя.

Вывод: в нашем классе парты и стулья можно регулировать в зависимости от роста

учеников; есть цветовая маркировка. За этим следит наш учитель, а помогают родители.

Микроисследование №5.

«Проверка двигательной активности детей в школе»

По расписанию в нашем классе проводится, 3 урока физкультуры и 1 раз в неделю мы посещаем бассейн.

На уроках учитель проводит физминутки и упражнения, для укрепления мышц спины и шеи. Плавание, катание на лыжах, способствуют формированию правильной осанки. [7]

Микроисследование №6.

«Тестовый опрос : проверка стойких навыков правильной посадки»

Знаешь ли ты, как правильно сидеть за партой?

Да – 21 человек

Нет – 0 человек

Правильно ли ты сидишь за партой?

Да – 14 человек

Нет – 7 человек

Выполняешь ли ты упражнения для формирования правильной осанки?

Дома – 7 человек

В школе – 21 человек

Следишь ли ты за посадкой при просмотре телевизора, у компьютера?

Да – 9 человек

Нет – 12 человек

Заключение.

Выводы.

Мои исследования не подтвердили выдвинутую гипотезу. Для того, чтобы выработать стойкие навыки правильной осанки надо не только правильно сидеть за партой в школе, но укреплять мышцы спины специальными упражнениями.

Контролировать вес ранца. Помнить о гигиенических правилах просмотра телевизора. Обращать внимание на размеры мебели дома, где выполняешь уроки.

Способы решения проблемы.

Для начала я рассчитал вес ранца, рюкзака индивидуально для каждого ученика по формуле: вес ранца меньше на 10% веса ученика.

У трёх учеников реальный вес ранца не соответствует норме ( у одного ученика есть нарушения осанки). [см. приложение]

Познакомил детей с доступными способами контроля правильной осанки: у стены, при письме и чтении, как правильно выбрать стул и стол.

На родительском собрании рассказал о том, как важно выбрать правильный ранец для ребёнка и контролировать вес ранца.

Организовал конкурс рисунка «Портфель моей мечты», рисунок Ангелины Красновой занял первое место. Это портфель, в котором нет учебников. А учебная информация находится на дисках.

В процессе работы у меня накопился хороший материал для создания памятки для родителей и учеников. Оформить эту памятку мне помог учитель.

Список литературы.

Биология для школьников. №1 2008г.

Учебник. Биология. 8 класс. Д.Колесов.

Ротенберг Р. Расти здоровым. (Детская энциклопедия здоровья.Москва «Физкультура и спорт», 1992г.)

Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования, 1998-120с.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02.

Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия М. 1991.

Коростелёв Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва: «Просвещение», 1983г

Правда, о школьных портфелях. (Сайт «Здоровье»)

Приложение

Результаты исследования:

Список уч-ся

Вес пустого ранца, рюкзака, сумки.

Вес с учебниками по расписанию уроков.

 

БаранчукСумайя

1кг

3кг

Рюкзак

Балашова Софья

600г

2кг 600г

Рюкзак

Бычина Дарья

1кг

3кг

Рюкзак

Габзалилов Альберт

400г

2кг 400г

Рюкзак

Глухов Егор

200г

2 кг 200г

Рюкзак

Грызунова Ксения

200г

2 кг 200г

Сумка

Климов Дима

1кг

3 кг

Ранец

Колесникова Арина

1кг

3 кг

Ранец

Краснова Ангелина

1кг

3 кг

Ранец

Лаштабо Данил

400г

2кг 400г

Сумка

МухамбетоваАлия

800г

2кг 800г

Рюкзак

Орлова Екатерина

1кг

3 кг

Ранец

Попов Владислав

600г

2кг 600 г

Рюкзак

Проскурин Олег

1кг

3 кг

Ранец

Рязанов Артемий

1кг

3 кг

Рюкзак

Сыромятникова Дарья

400г

2 кг 400г

Рюкзак

Тюрина Марина

1кг

3 кг

Ранец

Храпков Роман

1кг

3 кг

Рюкзак

Шимарев Егор

400г

2 кг 400г

Рюкзак

Фаустова Ангелина

400г

2 кг 400г

Рюкзак

Ялчина Диана

600г

2кг 600г

Рюкзак

Список уч-ся

Вес тела (кг)

Правильный вес ранца.(кг)

Реальный вес ранца (кг)

 

БаранчукСумайя

33,9

3,39

3,0

норма

Балашова Софья

36,1

3,61

2,4

норма

Бычина Дарья

29,3

2,93

3,0

Не соответствует

Габзалилов Альберт

59,2

5,92

2,2

норма

Глухов Егор

26

2,6

2,4

норма

Грызунова Ксения

31,3

3,13

2,5

норма

Климов Дима

32,8

3,28

3,4

Не соответствует

Колесникова Арина

30,9

3,09

3,0

норма

Краснова Ангелина

27,3

2,73

3,4

Не соответствует

Лаштабо Данил

22,6

2,26

2,2

норма

МухамбетоваАлия

33,2

3,32

2,6

норма

Орлова Екатерина

39,4

3,94

2,4

норма

Попов Владислав

31

3,1

2,0

норма

Проскурин Олег

24,5

2,45

2,4

норма

Рязанов Артемий

29,4

2,94

2,4

норма

Сыромятникова Дарья

26,7

2,67

2,3

норма

Тюрина Марина

29.7

2.97

2,3

норма

Храпков Роман

33,6

3,36

2,4

норма

Шимарев Егор

43,5

4,35

2,6

норма

Фаустова Ангелина

36,6

3,36

2,3

норма

Ялчина Диана

33,6

3,36

2,1

норма

Рассчитал вес ранца, рюкзака индивидуально для каждого ученика по формуле : вес ранца меньше на 10% веса ученика.

Просмотров работы: 53