ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI века всё большее влияние на развитие общества оказывают глобальные проблемы, заключающиеся в возникновении противоречий во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. Также развитие цивилизации и осознание человеком взаимосвязанности и взаимозависимости сегодняшнего мира не оставили войну, как средство разрешения межгосударственных, религиозных, этнических, классовых и других противоречий.
Наличие и усугубление этих проблем создаёт серьёзные угрозы для человечества. В связи с этим в жизни современного человечества всё большее место занимают заботы, связанные с преодолением этих кризисных явлений, для которых сегодня свойственна высокая степень риска.
Следовательно, основная наша цель - это определение статуса гражданской обороны в системе обеспечения национальной безопасности.
В широком понимании, безопасность – это положение, при котором кому-либо или чему-либо не угрожает опасность. Можно предположить, что безопасность предметна и не существует без объекта угроз. Национальная безопасность – понятие многогранное. Она, например, общественная, экономическая, духовная, политическая, социальная и т.д.
Таким образом, национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Национальные интересы – объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.
Угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.
Обеспечение национальной безопасности – реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.
Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности.
Система обеспечения национальной безопасности – совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящиеся в их распоряжении инструментов.
1. СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Данную обстановку представим с позиции Российской Федерации и тезисов из статьи Президента РФ В.В. Путина «Россия и меняющийся мир».
Рассмотрим основные внешние угрозы и их составляющие. К ним относятся:
1. Расширение зоны оперативной ответственности НАТО за пределы изначально определенных Североатлантическим договором границ на страны Балтии, Восточной Европы и Балкан, прямое участие вооруженных контингентов стран-участниц НАТО в военных операциях далеко за пределами границ ответственности блока (Балканы, Афганистан, Ирак, Северная Африка), завершение формирования Евросоюза, играющего все более серьезную геополитическую и экономическую роль на Европейском континенте и в мире в целом.
2. Осуществляются шаги по реализации плана размещения элементов стратегической системы противоракетной обороны (ПРО) США на территории некоторых стран Восточной Европы: Польши, Румынии, в недавнем прошлом – Чехии.
3. Происходит подготовленный десятилетиями внутренних реформ экономический и военно-политический прорыв Китая в сферу глобальной экономики и геополитики.
4. Идут войны, вооруженные конфликты и военно-политические кризисы на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
5. Происходит повышение военно-политической напряженности на Среднем Востоке вокруг Афганистана и Ирана.
6. Сохраняются традиционные очаги военно-политической напряженности и межгосударственных противоречий в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР): Корейский полуостров; Китай-Тайвань; Япония и ее разногласия с соседями.
7. Происходит рост сепаратизма, реанимация морского пиратства и последовательное наращивание масштабов терроризма.
8. Политические события, вооруженные конфликты вызывают геополитические изменения и процессы на постсоветском пространстве (страны Балтии, Белоруссия, Украина, Молдова, Южный Кавказ, Центральная Азия).
9. Не мало важную роль играют миграционные потоки из стран Африки и Ближнего Востока в Европу.
Немало в каждой стране и внутренних угроз безопасности населению и территории. Внутри стран постоянно существует опасность, которая сама по себе может появиться не только вследствие деятельности человека, но и природных, техногенных и стихийных катастроф.
К основным из них относятся:
1. Экономический кризис.
2. Крупномасштабные ЧС природного, техногенного, экологического характера.
3. Коррупция, организованная преступность.
4. Терроризм.
5. Демографическая напряженность.
6. Информационное противоборство.
7. Компьютеризация общества (хакерские атаки).
8. Незаконное распространение наркотиков.
9. Низкое духовно-нравственное воспитание.
В последнее время все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории.
Таким образом, анализ внешних и внутренних угроз вызывает необходимость:
- разработки новых подходов, оптимальных моделей к решению вопросов обеспечения национальной безопасности;
- сосредоточения усилий на укрепление внутреннего единства общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранения структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации;
- проводить открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию (том числе новую гонку вооружений);
- выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия культур, традиций и интересов;
- в развитии взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества;
- использовать в области международной безопасности политические и правовые инструменты, механизмы дипломатии и миротворчества;
- применения военной силы для защиты национальных интересов только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными.
2. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Система обеспечения национальной безопасности – это, совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящиеся в их распоряжении инструментов.
Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов:
- оборона страны;
- государственная и общественная безопасность;
- повышение качества жизни граждан;
- экономический рост;
- наука, технологии и образование;
- здравоохранение;
- культура;
- экология живых систем и рациональное природопользование;
- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
Проанализировав систему обеспечения национальной безопасности, выявили, что система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени реализуется посредством двух стратегических национальных приоритетов, а именно оборона и государственная, общественная безопасность страны. Можно сделать вывод, что этим объясняется разделение в нашей стране данной системы на мирное (Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)) и военное время (гражданская оборона).
Сегодня Войска гражданской обороны – это одна из составляющих сил МЧС. Войска ГО состоят из отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков, батальонов и вертолетных отрядов.
В мирное время Войска ГО предназначены для решения следующих задач:
участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
участие в обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также в результате военных действий;
проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших чрезвычайных ситуаций;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы;
доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны;
оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости;
борьба с пожарами, возникшими в результате чрезвычайных ситуаций, а также крупными лесными, торфяными и другими пожарами.
Задачи Войск гражданской обороны в военное время связаны с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения:
строительство укрытий для населения;
проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления;
борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению;
поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы жизнеобеспечения населения, инфраструктуры тыла – аэродромов, дорог, переправ и т. д.
Согласно Женевским конвенциям Войска гражданской обороны не должны участвовать в боевых действиях. В то же время они должны быть готовы к отражению нападения противника. Поэтому Войска ГО имеют на вооружении легкое стрелковое оружие. Но основное вооружение Войск ГО – спасательный инструмент, приборы поиска пострадавших, средства жизнеобеспечения населения, инженерная и химическая техника. Войска гражданской обороны называют еще «Войска спасения», «Войска без оружия», «Войска мирных сражений».
РСЧС является составной частью государственной, общественной безопасности страны.
Гражданская оборона является составной частью обороны страны.
Анализ данных стратегических национальных приоритетов показал, что целью РСЧС является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера в мирное время. А гражданская оборона нацелена на удовлетворение потребностей государства и нужд населения в защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Следовательно, государственная политика в данных областях является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых государственными органами управления, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера.
3. Оценка состояния защиты населения и территорий от ЧС, основные проблемы и тенденции развития
Поддержание состояния системы защиты населения и территорий от ЧС на требуемом уровне необходимо для эффективной защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС.
На состояние защиты населения и территорий от ЧС оказывают существенное влияние следующие факторы:
- нарастание рисков возникновения крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;
- увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных ЧС и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
- угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации;
- сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных;
- растущая угроза экстремизма.
В целях повышения уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, необходимо проводить следующие мероприятия:
- привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовую и нормативно-техническую базы в области защиты населения и территорий от ЧС;
- обучение населения в данной области в рамках единой системы подготовки населения;
- совершенствование системы управления, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
- планирование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также мероприятий по инженерной, радиационной, химической, биологической и медицинской защите населения;
- разрабатывать и внедрять современные средства и технологии защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
- приводить в соответствие с задачами, структуры, состава и численности органов управления ГОЧС, сил и средств, а также их уровня готовности к использованию по предназначению;
- создавать высокоэффективные группировки сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- повышать оперативность реагирования органов управления и сил на крупномасштабные ЧС природного и техногенного характера;
- совершенствовать системы обеспечения выполнения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что основными тенденциями развития защиты населения и территории от ЧС в настоящее время являются:
а) повышение оперативности реагирования сил ГОЧС на крупномасштабные ЧС;
б) дифференцированный подход к защите населения, материальных и культурных ценностей на определенных территориях от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, который позволит оптимизировать финансовые и материальные ресурсы и обеспечит необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей;
в) повышение роли защиты населения и территорий от ЧС в системе обеспечения национальной безопасности;
г) формирование новых подходов на основе внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС.
4. Цель государственной политики РФ в области гражданской обороны
Целью государственной политики РФ в области гражданской обороныявляется обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения данной цели, гражданской обороне как системе, сформулированы следующие задачи:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в рассматриваемой области в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
б) реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц государственных органов власти, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
г) координация деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от ЧС;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением, оборудованием и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по защите населения и территорий от ЧСс учетом экономических, географических и других особенностей стран;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и ЧС;
к) формирование новых подходов к организации и ведению защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивающих необходимый уровень защищенности, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Для повышения качества их выполнения задачи объединены в следующие приоритетные направления:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области защиты населения и территорий от ЧС;
б) совершенствование системы управления, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
г) развитие сил и средств путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения;
е) развитие международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от ЧС.
Для каждого приоритетного направления, в государственной политике в области гражданской обороны, выработаны конкретные мероприятия по их реализации.
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе: принятие нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧСс учетом современных подходов,
б) совершенствование системы управления, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС, в том числе: обеспечение эффективного взаимодействия; подготовка специалистов по управлению рисками; в) совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, в том числе: развитие методов, средств и способов проведения мероприятий направленных на повышение защищенности населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС; г) развитие спасательных сил, в том числе: обеспечение готовности спасательных формирований и их взаимодействия с другими формированиями и органами при подготовке и проведении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; д) повышение качества подготовки населения по действиям ЧС, в том числе: разработка и внедрение новых форм, программ и методов подготовки с использованием современных технических средств обучения, информационных технологий и тренажеров; повышение эффективности использования средств массовой информации и современных информационных технологий в целях подготовки населения; организация и проведение обязательной подготовки соответствующих групп населения в образовательных организациях, учебно-методических центрах, на курсах гражданской обороны и в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне;
е) развитие международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе: расширение международного сотрудничества по вопросам защиты населения и территорий от ЧСи обеспечение продвижения пожарно-спасательных технологий и подходов к антикризисному управлению; изучение передовых технологий иностранных государств и международных организаций в области защиты населения и территорий от ЧС;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение рассмотрим основные показатели, необходимые для оценки состояния национальной безопасности и эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны: - удовлетворенность граждан степенью защищенности своих прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств; - доля современных образцов вооружений, военной, специальной техники, имущества и экипировки в войсках, формированиях и органах управления; - ожидаемая продолжительность жизни; - валовой внутренний продукт на душу населения; - децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения); - уровень инфляции; - уровень безработицы; - доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования; - доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру; - доля территории государства, не соответствующая экологическим нормативам.
Перечень данных основных критериев уточняется по результатам мониторинга, в том числе проводимого независимыми экспертами.
Таким образом, гражданская оборона по своему статусу занимает одну из лидирующих позиций в системе обеспечения национальной безопасности. Является важной составляющей обороноспособности страны, оказывает влияние на развитие национальной экономики, улучшение качества жизни граждан и их культуры, укрепление политической стабильности в обществе, повышение международного престижа страны.
Использованные источники;
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ:
1. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. № 68-ФЗ 21.12.1994.
2. Об обороне. № 61-ФЗ от 31.05.1996.
3. О гражданской обороне. № 28-ФЗ от 12.02.1998.
4. О радиационной безопасности населения. № 3-ФЗ от 09.01.1996 .
5. О пожарной безопасности населения. № 69-ФЗ от 21.12.1994.
6. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. № 116-ФЗ от 21.07.1997.
7. О безопасности гидротехнических сооружений. № 117-ФЗ от 21.07.1997.
8. О воинской обязанности и военной службе. № 53-ФЗ от 28.03.1998.
9. О безопасности. № 2416-1 от 05.03.1992.
10. О военном положении. № 1-ФЗк от 30.01.2002.
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
1. О гражданской обороне. № 643 от 08.05.1993.
2. Вопросы гражданской обороны РФ. № 784 от 27.05.1996.
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ:
1. О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. № 178 от 01.03.1993.
2. О декларации безопасности промышленного объекта РФ. № 675 от 01.07.1995.
3. О единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. № 1113 от 05.11.1995.
4. О силах и средствах РСЧС. № 924 от 03.08.1996. 5. О классификации ЧС природного и техногенного характера. № 1094 от 13.09.1996.
6. О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера. № 547 от 04.09.2003.
7. Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО. № 841 от 02.11.2000.
8. О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. № 334 от 24.03.1997.