Влияние стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте, на психофизиологическую устойчивость к стрессу во взрослом возрасте.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте, на психофизиологическую устойчивость к стрессу во взрослом возрасте.

Данилина В.А. 1
1ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) Ресурсный Центр Медицинский Сеченовский Предуниверсарий
Доброхотов Д.А. 1Дегтяревская Т.Ю. 2
1Институт Фармации ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
2ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение (актуальность).

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами: политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. По результатам статистика, 75% работающих женщин и 52% мужчин испытывают физические и психологические стрессы. По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связано со стрессом. По статистике стресс испытывают 60% детей.

Довольно долго считалось, что пластичность психики ребенка препятствует формированию у него устойчивых когнитивных или эмоциональных нарушений, полученных в результате психологической травмы. Но исследования ученых последних лет подтверждают, что некоторые виды стресса, пережитые в детском возрасте, необратимо влияют на изменение активности генов, на модель развития мозга. Причем, это изменение сохраняется пожизненно.

Недостаточность исследования в отечественной литературе, посвященных исследованию степени травматизации личности, пострадавшей от травматических стрессовых ситуаций в детстве, а также ее взаимосвязи с рядом личностных особенностей, выраженности психофизиологической устойчивости к стрессу в зрелом возрасте, обусловило потребность в проведении данной работы. В работе рассмотрены механизмы возникновения стресса и последствия его воздействия на организм человека. Проведен анализ современных исследований физиологического влияния стресса на организм ребенка.

Цель

В выявление взаимосвязи сильных либо продолжительных стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте с психофизиологической устойчивостью к стрессу и методов преодоления стресса во взрослом возрасте.

Задачи

Провести теоретический анализ исторического опыта и современной литературы по проблеме развития психофизиологических стрессовых расстройств.

Выявить наличие перенесенных травмирующих стрессогенных жизненных событий в детском возрасте и определение возрастного периода, когда эти события имели место быть.

Провести диагностику степени выраженности психофизиологической реакции опрашиваемых на стресс и степени контроля в стрессовых условиях.

Определить доминирующие копинг-стрессовые поведенческие стратегии опрашиваемых.

Изучить рейтинг деструктивных и конструктивных способов преодоления стрессов.

Рассмотреть взаимосвязь перенесенных стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте с психофизиологической устойчивостью к стрессу и методов преодоления стресса во взрослом возрасте.

Методика выполнения работы

В работе использовались следующие методики: для выявления наличия перенесенных травмирующих событий в детском возрасте – авторский опросник (Приложение 1), для оценки степени выраженности психофизиологической реакции – опросник Дж.С. Гринберга, для оценки степени контроля в стрессовых ситуациях – опросник «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» К. Шрайнера, для диагностики копинг-стратегий - опросник «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, для определения деструктивных и конструктивных способов преодоления стресса - авторское анкетирование (Приложение 2). Статистическую обработку полученных результатов проводили при помощи пакета прикладных программ Microsoft Office 2010.

Результаты и обсуждение

Термин «стресс» ввел в биологию канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. в статье, опубликованной в журнале «Nature» впервые обозначил это явление как «общий адаптационный синдром», т.е. «общую неспецифическую нейрогормональную реакцию организма на любое предъявленное ему требование». Стресс – это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие на него стресс-фактора, или стрессора. Стресс может быть вызван как негативными, так и позитивными факторами-стрессорами. В ответ на стрессоры различного рода в организме всегда запускаются однотипные реакции адаптации. После начала действия стрессора мгновенно активизируется симпато-адреналовая система, которая вызывает мобилизацию различных систем организма и вскоре прекращает свою деятельность. При этом происходит выброс в кровь гормонов – дофамина, стимулирующего психические и двигательные процессы, норадреналина, вызывающего спазм мелких сосудов, увеличение силы сердечных сокращений и адреналина, вызывающего эмоциональное напряжение, повышение частоты сердечных сокращений, снижение тонуса сосудов сердца и мышц. Далее включается гипоталамо-гипофизарная система. Она может действовать длительное время: от нескольких часов до нескольких дней. При этом происходит выброс в кровь гормонов минералокортикоидов и глюкокортикоидов (в первую очередь кортизола), повышающих артериальное давление, увеличивающих уровень содержания глюкозы и жирных кислот в крови, необходимых для энергетического обеспечения работоспособности мышц, смягчающих реакцию иммунной системы, подавляющих пищеварительную и репродуктивную системы, а также посылающих сигналы участкам мозга, которые контролируют когнитивную функцию, настроение, мотивацию и страх.

Цель этих изменений – приспособить организм именно к конкретному изменению среды. Гормоны стресса, такие как кортизол и адреналин, помогают адаптироваться только если они работают сбалансированным образом: включаются, когда организм в них нуждается и выключатся, когда проблема решена. Исследования группы ученых в Бристольском университете под руководством профессора Стаффорда Лайтмана подтверждают, что при накапливании этих гормонов в организме, нарушается функционирование головного мозга, повышается утомляемость, начинается депрессия, глюкоза и жирные кислоты в крови вместе с повышенным кровяным давлением увеличивают риск сердечно-сосудистой недостаточности, угнетение иммунной системы, снижение ответной реакции на внешние раздражители.

Таким образом, короткий или умеренный стресс (так называемый эустресс) – это благоприятный стресс, в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого стресса. Его итог – обогащение организма новыми эффективными способами реагирования на стрессовые события и здоровое приспособление к ним. Стресс, вызванный продолжительными негативными воздействиями, становящийся хроническим и/или чрезмерно интенсивным (так называемый дистресс) – это неблагоприятный стресс, в результате которого истощаются защитные силы организма. В результате – срыв адаптационных механизмов по принципу слабого звена и как результат, нарушение согласованности деятельности систем организма.

Большое количество проведенных исследований показывает, что острый эмоциональный стресс, частые повторы стресс-реакций, неудачные стрессовые адаптации могут вызывать заболевания, проявляющиеся как в нарушениях психических функций, так и в психосоматических расстройствах, которые вызваны комплексным повреждающим воздействием стресса на практически все системы организма.

Люди по-разному реагируют на стресс, и "стимулирующий" стресс для кого-то может тоже оказаться "разрушающим". По мнению исследователей, это объясняется унаследованными генами и нашим опытом в раннем детстве. Дети, так же как и взрослые, подвергаются негативному воздействию как внезапного экстремального события-стрессора, так и хронической психотравмирующей ситуации. Исследования группы ученых из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) доказали, что некоторые виды стресса, пережитые в детском возрасте, могут изменить развития тех областей головного мозга ребенка, которые несут ответственность за обучение, память и обработку стресса и эмоций. Дети, перенесшие травмирующие стрессовые события, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм. На более поздних этапах жизни эти изменения могут быть связаны с негативным влиянием на поведение, здоровье, занятость и даже на выбор романтических партнеров. Стрессовые ситуации, пережитые в раннем детстве, приводят к ускорению созревания некоторых отделов головного мозга в подростковом периоде. Такой вывод сделала группа исследователей из Университета Радбоуд во главе с профессором Карин Руловс. Вывод ученых однозначный: раннее созревание мозга делает его менее пластичным в психическом плане. Дети, перенесшие стресс, тяжелее адаптируются к жизни в обществе в более зрелом возрасте. Исследователи из Института неврологии при Университете штата Джорджия (Georgia State University Neuroscience Institute) обнаружили, что стресс, который испытывает ребенок в раннем детстве из-за боли, приводит к необратимым изменениям в головном мозге ребенка в тех нейронных сетях, которые несут ответственность за регулирование ответа на стресс. Ученые отмечают, что это навсегда изменяет реакцию ребенка на беспокойство, стресс и боль. Лабораторные исследования Майкла Мини и его коллег из Университета Макгилла в Канаде подтверждают, что стрессы, полученные в раннем возрасте, влияют на нарушения развития мозга, задержку роста, изменение активности генов. После рождения происходит тонкая подстройка генетического аппарата под условия среды. И стрессовые условия также влияют на перестройку. Если в раннем возрасте у ребенка или животных (это показано при исследовании крыс/мышей) возникают стрессовые ситуации, то его гены меняют уровень своей активности. Причем, это изменение сохраняется пожизненно. Дети, пережившие длительные стрессы, в зрелом возрасте при высоком уровне стресса оказываются более подвержены заболеваниям, более чувствительны и менее устойчивы к стрессовым ситуациям, труднее восстанавливаются после травмирующих ситуаций.

Изучение психической травмы в детском возрасте занимает особое важное место, в связи с тем, что, чем меньше возраст человека, пережившего травму, тем больше вероятность появления расстройства, вызванного этой травмой, по причине неразвитых компенсаторных возможностей. Дети, пережившие длительные стрессы, в зрелом возрасте при высоком уровне стресса оказываются более подвержены заболеваниям, раннему старению, более чувствительны и менее устойчивы к стрессовым ситуациям, труднее восстанавливаются после травмирующих ситуаций, более склонны к депрессии. Оценка события как психотравмирующего может быть сделана только на основании знания о том, какое воздействие на нее оказало переживание этого события. При этом ребенок оценивает эти травматические события необъективно, в зависимости не от их тяжести, а от своего эмоционального вовлечения. Такая оценка возможна только спустя некоторое время после завершения события. Согласно данным исследователей, наиболее объективная оценка степени психической травматизации в детском возрасте возможна только у взрослой личности (Шитов, 2007)

В нашем исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 20 до 55 лет, среди них 29 мужчин и 36 женщин, различных профессий и социальных групп.

Все включенные в исследование лица были разделены на две группы: респонденты 1-й группы перенесли психотравмирующие стрессовые события в детском возрасте, респонденты 2-й группы не имели таких событий в детстве. Анализ ответов показал, что 62% опрашиваемых отмечают, что перенесенные стрессовые события в детском возрасте были для них психотравмирующими, причем 27% их них – приходится на возраст 6-11 лет (рис.1).

Рис. 1. Наличие травмирующих событий (%)

В качестве основных травмирующих событий в детском возрасте, приводящих к длительным стрессам, респонденты отмечали: перемену места жительства (24%), утрату и тяжелую болезнь близкого человека (16%), напряженные отношения с одноклассниками (12%), алкоголизм родителей (11%) (рис.2)

Рис. 2. Детские стрессогенные события (%)

В результате сравнения групп респондентов с наличием и отсутствием травмирующих событий в детском возрасте по показателям степени выраженности психофизиологической реакции на стресс и степени контроля в стрессовых условиях были получены следующие результаты. (рис.3)

Рис. 3. Сравнение показателей психофизиологической реакции на стресс и стрессоустойчивости

Анализ ответов показал, что респонденты, пережившие сильные стрессовые ситуации в детстве, более подвержены заболеваниям, связанными с стрессом, чаще обращаются за помощью к психологу. По показателю стрессоустойчивости и в той, и в другой группе показатели соответствовали уровню очень высоких, однако в группе респондентов, имевших стрессогенные события, они оказались ниже, чем у респондентов, не имевших таких событий.

Неотъемлемой частью работы было определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий. Копинговые стратегии — это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Согласно теории американских психологов (Folkman, 1964; Folkman, Lazarus, 1980, 1984) первый шаг - научиться распознавать определенные признаки, которые сообщают человеку что его организм испытывает стресс. Второй шаг – это определение методов влияния на негативные события и их последствия, определение и выбор способов преодоления стрессовой ситуации и необходимых для этого ресурсов. Каждый человек вырабатывает индивидуальные способы борьбы со стрессом. Отличными в двух сравниваемых группах оказались и стили преодолевающего поведения (рис.4).

Рис. 4. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (%)

На первом месте по частоте использования у респондентов, не имевшие стрессовых ситуаций, находится стратегия «Разрешение проблемы». Они склонны к разрешению проблем за счет осуществления конкретных действий, направленных на изменение ситуации с помощью осмысления проблемы, за счет использования всех имеющихся личностных ресурсов для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Респонденты, пережившие в детстве сильные стрессовые ситуации, чаще используют стратегию «Социальная поддержка». Они в большей степени склонны к разрешению проблем за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов (семья, друзья, значимые люди), более ориентированы на ожидание внимания, совета, сочувствия. Также следует отметить, что респонденты, пережившие в детстве сильные стрессовые ситуации, чаще используют стратегию «Избегания проблемы». Использование этой стратегии предполагает отрицание проблемы, избегание контакта с окружающей действительностью, уклонение от действий по разрешению возникших трудностей, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения.

Способы преодоления стрессовых ситуаций могут быть как конструктивными, приводящими к восстановлению баланса в организме, так и деструктивными, снимающими стресс на короткое время, но при этом негативно воздействующими на организм в целом. Респонденты, переживших стрессовые ситуации в детстве, значительно реже справляются со стрессом с помощью деструктивных способов и при этом используют большее количество конструктивных способов (рис.5, рис.6)

Рис. 5. Детализация деструктивных способов

Рис. 6. Детализация конструктивных способов

Выводы, сделанные в результате исследований.

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что критические события и хронические стрессовые расстройства, перенесенные в детском возрасте, находят свое отражение в особенностях психофизиологической устойчивости к стрессу взрослой личности. Мы не можем обратить вспять последствия положительного или отрицательного опыта у ребенка, поведение близкого взрослого человека, его непосредственная реакция на стрессор и качество дальнейшего взаимодействия играет важнейшую роль в развитии хороших адаптационных способностей у ребенка. Мы можем как снизить психотравмирующее воздействие стрессора, так и усилить его воздействие на организм ребенка. Мы можем способствовать восстановлению и перенаправлению, можем помочь ребенку развивать устойчивость за счет эпигенетических изменений.

Список литературы:

Гафаров В.В., Громова Е.А., Кабанов Ю.Н, Гагулин И.В. Личность и

ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. –

Новосибирск: СО РАН, 2008

Добряков И.В. Острые и посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте. – Бишкек : Папирус-Print, 2013.

Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. – Москва : Институт психологии РАН, 2012

Гафаров В.В., Громова Е.А., Кабанов Ю.Н, Гагулин И.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. – Новосибирск : СО РАН, 2008

Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб : ТОО «Лейла», 1994.

Игуменов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стрсс-зависимые заболевания. – Спб : Речь, 2011

Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – Спб : прайм-Еврознак, 2003

Приложение 1

Авторский опросник для выявления наличия перенесенных травмирующих событий в детском возрасте

Ваш пол:

         

Ваш возраст:

         
           
           

Испытывали ли Вы в детстве перемены в жизни, вызвавшие у Вас длительный стресс?

 

Травматическое событие

0-1 года

2-3 года

4-5 лет

6-11 лет

12-18 лет

1. Перемена места жительства

 

 

 

 

 

2. Тяжелая болезнь близкого человека

 

 

 

 

 

3. Воспитание мачехой/отчимом

 

 

 

 

 

4. Утрата близкого человека

 

 

 

 

 

5. Неполная семья

 

 

 

 

 

6. Алкоголизм родителя/ей

 

 

 

 

 

7. Резкое ухудшение условий жизни

 

 

 

 

 

8. Развод родителей

 

 

 

 

 

9. Несчастный случай

 

 

 

 

 

10. Природная катастрофа

 

 

 

 

 

11.Военные действия

 

 

 

 

 

12. Преступное поведение, совершенное на глазах

 

 

 

 

 

13. Пожар

 

 

 

 

 

14. Травма или болезнь

 

 

 

 

 

15. Длительные напряженные отношения с одноклассниками/учителями

 

 

 

 

 

16. Длительные конфликтные отношения с родителями

 

 

 

 

 

15. Прочие события (укажите)

 

 

 

 

 

16. Не было

 

 

 

 

 

 Приложение 2

Авторское анкетирование: определение деструктивных и конструктивных способов преодоления стресса

Приемы снятия стресса

Чаще всего

Иногда

Очень редко

1. Времяпровождение в компании

 

 

 

2. Вкусная еда

 

 

 

3. Сигареты, наркотические вещества

 

 

 

4. Агрессия (выплеснуть зло на другого человека)

 

 

 

5. Физическая активность / спорт/ активный отдых

 

 

 

6. Внешние источники силы (природа, музыка, книги)

 

 

 

7. Ничего не делаю, откладываю решение проблемы

 

 

 

8. Сон, отдых

 

 

 

9. Смена деятельности

 

 

 

10. Алкоголь

 

 

 

11. Обращение за помощью к специалисту / психологу

 

 

 

12. Просмотр любимых фильмов/передач/видеороликов

 

 

 

13. Отвлечение себя от негативных мыслей, думая о хорошем

 

 

 

14. Общение с близкими, с друзьями, любимыми

 

 

 

15. Йога / медитация /релаксация

 

 

 

16. Анализ своих действий, поиск других вариантов

 

 

 

17. Веду личный дневник

 

 

 

18. Хобби / творчество

 

 

 

19. Ем больше/меньше обычного

 

 

 

20. Многочасовое просиживание за телевизором/компьютером

 

 

 

21. Посещение театров / концертов /выставок

 

 

 

22. Сплю больше обычного

 

 

 

23. Принимаю снотворное

 

 

 

24. другое (укажите)

 

 

 

Просмотров работы: 119