Введение (актуальность).
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами: политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. По результатам статистика, 75% работающих женщин и 52% мужчин испытывают физические и психологические стрессы. По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связано со стрессом. По статистике стресс испытывают 60% детей.
Довольно долго считалось, что пластичность психики ребенка препятствует формированию у него устойчивых когнитивных или эмоциональных нарушений, полученных в результате психологической травмы. Но исследования ученых последних лет подтверждают, что некоторые виды стресса, пережитые в детском возрасте, необратимо влияют на изменение активности генов, на модель развития мозга. Причем, это изменение сохраняется пожизненно.
Недостаточность исследования в отечественной литературе, посвященных исследованию степени травматизации личности, пострадавшей от травматических стрессовых ситуаций в детстве, а также ее взаимосвязи с рядом личностных особенностей, выраженности психофизиологической устойчивости к стрессу в зрелом возрасте, обусловило потребность в проведении данной работы. В работе рассмотрены механизмы возникновения стресса и последствия его воздействия на организм человека. Проведен анализ современных исследований физиологического влияния стресса на организм ребенка.
Цель
В выявление взаимосвязи сильных либо продолжительных стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте с психофизиологической устойчивостью к стрессу и методов преодоления стресса во взрослом возрасте.
Задачи
Провести теоретический анализ исторического опыта и современной литературы по проблеме развития психофизиологических стрессовых расстройств.
Выявить наличие перенесенных травмирующих стрессогенных жизненных событий в детском возрасте и определение возрастного периода, когда эти события имели место быть.
Провести диагностику степени выраженности психофизиологической реакции опрашиваемых на стресс и степени контроля в стрессовых условиях.
Определить доминирующие копинг-стрессовые поведенческие стратегии опрашиваемых.
Изучить рейтинг деструктивных и конструктивных способов преодоления стрессов.
Рассмотреть взаимосвязь перенесенных стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте с психофизиологической устойчивостью к стрессу и методов преодоления стресса во взрослом возрасте.
Методика выполнения работы
В работе использовались следующие методики: для выявления наличия перенесенных травмирующих событий в детском возрасте – авторский опросник (Приложение 1), для оценки степени выраженности психофизиологической реакции – опросник Дж.С. Гринберга, для оценки степени контроля в стрессовых ситуациях – опросник «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» К. Шрайнера, для диагностики копинг-стратегий - опросник «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, для определения деструктивных и конструктивных способов преодоления стресса - авторское анкетирование (Приложение 2). Статистическую обработку полученных результатов проводили при помощи пакета прикладных программ Microsoft Office 2010.
Результаты и обсуждение
Термин «стресс» ввел в биологию канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. в статье, опубликованной в журнале «Nature» впервые обозначил это явление как «общий адаптационный синдром», т.е. «общую неспецифическую нейрогормональную реакцию организма на любое предъявленное ему требование». Стресс – это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие на него стресс-фактора, или стрессора. Стресс может быть вызван как негативными, так и позитивными факторами-стрессорами. В ответ на стрессоры различного рода в организме всегда запускаются однотипные реакции адаптации. После начала действия стрессора мгновенно активизируется симпато-адреналовая система, которая вызывает мобилизацию различных систем организма и вскоре прекращает свою деятельность. При этом происходит выброс в кровь гормонов – дофамина, стимулирующего психические и двигательные процессы, норадреналина, вызывающего спазм мелких сосудов, увеличение силы сердечных сокращений и адреналина, вызывающего эмоциональное напряжение, повышение частоты сердечных сокращений, снижение тонуса сосудов сердца и мышц. Далее включается гипоталамо-гипофизарная система. Она может действовать длительное время: от нескольких часов до нескольких дней. При этом происходит выброс в кровь гормонов минералокортикоидов и глюкокортикоидов (в первую очередь кортизола), повышающих артериальное давление, увеличивающих уровень содержания глюкозы и жирных кислот в крови, необходимых для энергетического обеспечения работоспособности мышц, смягчающих реакцию иммунной системы, подавляющих пищеварительную и репродуктивную системы, а также посылающих сигналы участкам мозга, которые контролируют когнитивную функцию, настроение, мотивацию и страх.
Цель этих изменений – приспособить организм именно к конкретному изменению среды. Гормоны стресса, такие как кортизол и адреналин, помогают адаптироваться только если они работают сбалансированным образом: включаются, когда организм в них нуждается и выключатся, когда проблема решена. Исследования группы ученых в Бристольском университете под руководством профессора Стаффорда Лайтмана подтверждают, что при накапливании этих гормонов в организме, нарушается функционирование головного мозга, повышается утомляемость, начинается депрессия, глюкоза и жирные кислоты в крови вместе с повышенным кровяным давлением увеличивают риск сердечно-сосудистой недостаточности, угнетение иммунной системы, снижение ответной реакции на внешние раздражители.
Таким образом, короткий или умеренный стресс (так называемый эустресс) – это благоприятный стресс, в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого стресса. Его итог – обогащение организма новыми эффективными способами реагирования на стрессовые события и здоровое приспособление к ним. Стресс, вызванный продолжительными негативными воздействиями, становящийся хроническим и/или чрезмерно интенсивным (так называемый дистресс) – это неблагоприятный стресс, в результате которого истощаются защитные силы организма. В результате – срыв адаптационных механизмов по принципу слабого звена и как результат, нарушение согласованности деятельности систем организма.
Большое количество проведенных исследований показывает, что острый эмоциональный стресс, частые повторы стресс-реакций, неудачные стрессовые адаптации могут вызывать заболевания, проявляющиеся как в нарушениях психических функций, так и в психосоматических расстройствах, которые вызваны комплексным повреждающим воздействием стресса на практически все системы организма.
Люди по-разному реагируют на стресс, и "стимулирующий" стресс для кого-то может тоже оказаться "разрушающим". По мнению исследователей, это объясняется унаследованными генами и нашим опытом в раннем детстве. Дети, так же как и взрослые, подвергаются негативному воздействию как внезапного экстремального события-стрессора, так и хронической психотравмирующей ситуации. Исследования группы ученых из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) доказали, что некоторые виды стресса, пережитые в детском возрасте, могут изменить развития тех областей головного мозга ребенка, которые несут ответственность за обучение, память и обработку стресса и эмоций. Дети, перенесшие травмирующие стрессовые события, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм. На более поздних этапах жизни эти изменения могут быть связаны с негативным влиянием на поведение, здоровье, занятость и даже на выбор романтических партнеров. Стрессовые ситуации, пережитые в раннем детстве, приводят к ускорению созревания некоторых отделов головного мозга в подростковом периоде. Такой вывод сделала группа исследователей из Университета Радбоуд во главе с профессором Карин Руловс. Вывод ученых однозначный: раннее созревание мозга делает его менее пластичным в психическом плане. Дети, перенесшие стресс, тяжелее адаптируются к жизни в обществе в более зрелом возрасте. Исследователи из Института неврологии при Университете штата Джорджия (Georgia State University Neuroscience Institute) обнаружили, что стресс, который испытывает ребенок в раннем детстве из-за боли, приводит к необратимым изменениям в головном мозге ребенка в тех нейронных сетях, которые несут ответственность за регулирование ответа на стресс. Ученые отмечают, что это навсегда изменяет реакцию ребенка на беспокойство, стресс и боль. Лабораторные исследования Майкла Мини и его коллег из Университета Макгилла в Канаде подтверждают, что стрессы, полученные в раннем возрасте, влияют на нарушения развития мозга, задержку роста, изменение активности генов. После рождения происходит тонкая подстройка генетического аппарата под условия среды. И стрессовые условия также влияют на перестройку. Если в раннем возрасте у ребенка или животных (это показано при исследовании крыс/мышей) возникают стрессовые ситуации, то его гены меняют уровень своей активности. Причем, это изменение сохраняется пожизненно. Дети, пережившие длительные стрессы, в зрелом возрасте при высоком уровне стресса оказываются более подвержены заболеваниям, более чувствительны и менее устойчивы к стрессовым ситуациям, труднее восстанавливаются после травмирующих ситуаций.
Изучение психической травмы в детском возрасте занимает особое важное место, в связи с тем, что, чем меньше возраст человека, пережившего травму, тем больше вероятность появления расстройства, вызванного этой травмой, по причине неразвитых компенсаторных возможностей. Дети, пережившие длительные стрессы, в зрелом возрасте при высоком уровне стресса оказываются более подвержены заболеваниям, раннему старению, более чувствительны и менее устойчивы к стрессовым ситуациям, труднее восстанавливаются после травмирующих ситуаций, более склонны к депрессии. Оценка события как психотравмирующего может быть сделана только на основании знания о том, какое воздействие на нее оказало переживание этого события. При этом ребенок оценивает эти травматические события необъективно, в зависимости не от их тяжести, а от своего эмоционального вовлечения. Такая оценка возможна только спустя некоторое время после завершения события. Согласно данным исследователей, наиболее объективная оценка степени психической травматизации в детском возрасте возможна только у взрослой личности (Шитов, 2007)
В нашем исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 20 до 55 лет, среди них 29 мужчин и 36 женщин, различных профессий и социальных групп.
Все включенные в исследование лица были разделены на две группы: респонденты 1-й группы перенесли психотравмирующие стрессовые события в детском возрасте, респонденты 2-й группы не имели таких событий в детстве. Анализ ответов показал, что 62% опрашиваемых отмечают, что перенесенные стрессовые события в детском возрасте были для них психотравмирующими, причем 27% их них – приходится на возраст 6-11 лет (рис.1).
Рис. 1. Наличие травмирующих событий (%)
В качестве основных травмирующих событий в детском возрасте, приводящих к длительным стрессам, респонденты отмечали: перемену места жительства (24%), утрату и тяжелую болезнь близкого человека (16%), напряженные отношения с одноклассниками (12%), алкоголизм родителей (11%) (рис.2)
Рис. 2. Детские стрессогенные события (%)
В результате сравнения групп респондентов с наличием и отсутствием травмирующих событий в детском возрасте по показателям степени выраженности психофизиологической реакции на стресс и степени контроля в стрессовых условиях были получены следующие результаты. (рис.3)
Рис. 3. Сравнение показателей психофизиологической реакции на стресс и стрессоустойчивости
Анализ ответов показал, что респонденты, пережившие сильные стрессовые ситуации в детстве, более подвержены заболеваниям, связанными с стрессом, чаще обращаются за помощью к психологу. По показателю стрессоустойчивости и в той, и в другой группе показатели соответствовали уровню очень высоких, однако в группе респондентов, имевших стрессогенные события, они оказались ниже, чем у респондентов, не имевших таких событий.
Неотъемлемой частью работы было определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий. Копинговые стратегии — это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Согласно теории американских психологов (Folkman, 1964; Folkman, Lazarus, 1980, 1984) первый шаг - научиться распознавать определенные признаки, которые сообщают человеку что его организм испытывает стресс. Второй шаг – это определение методов влияния на негативные события и их последствия, определение и выбор способов преодоления стрессовой ситуации и необходимых для этого ресурсов. Каждый человек вырабатывает индивидуальные способы борьбы со стрессом. Отличными в двух сравниваемых группах оказались и стили преодолевающего поведения (рис.4).
Рис. 4. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (%)
На первом месте по частоте использования у респондентов, не имевшие стрессовых ситуаций, находится стратегия «Разрешение проблемы». Они склонны к разрешению проблем за счет осуществления конкретных действий, направленных на изменение ситуации с помощью осмысления проблемы, за счет использования всех имеющихся личностных ресурсов для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Респонденты, пережившие в детстве сильные стрессовые ситуации, чаще используют стратегию «Социальная поддержка». Они в большей степени склонны к разрешению проблем за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов (семья, друзья, значимые люди), более ориентированы на ожидание внимания, совета, сочувствия. Также следует отметить, что респонденты, пережившие в детстве сильные стрессовые ситуации, чаще используют стратегию «Избегания проблемы». Использование этой стратегии предполагает отрицание проблемы, избегание контакта с окружающей действительностью, уклонение от действий по разрешению возникших трудностей, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения.
Способы преодоления стрессовых ситуаций могут быть как конструктивными, приводящими к восстановлению баланса в организме, так и деструктивными, снимающими стресс на короткое время, но при этом негативно воздействующими на организм в целом. Респонденты, переживших стрессовые ситуации в детстве, значительно реже справляются со стрессом с помощью деструктивных способов и при этом используют большее количество конструктивных способов (рис.5, рис.6)
Рис. 5. Детализация деструктивных способов
Рис. 6. Детализация конструктивных способов
Выводы, сделанные в результате исследований.
Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что критические события и хронические стрессовые расстройства, перенесенные в детском возрасте, находят свое отражение в особенностях психофизиологической устойчивости к стрессу взрослой личности. Мы не можем обратить вспять последствия положительного или отрицательного опыта у ребенка, поведение близкого взрослого человека, его непосредственная реакция на стрессор и качество дальнейшего взаимодействия играет важнейшую роль в развитии хороших адаптационных способностей у ребенка. Мы можем как снизить психотравмирующее воздействие стрессора, так и усилить его воздействие на организм ребенка. Мы можем способствовать восстановлению и перенаправлению, можем помочь ребенку развивать устойчивость за счет эпигенетических изменений.
Список литературы:
Гафаров В.В., Громова Е.А., Кабанов Ю.Н, Гагулин И.В. Личность и
ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. –
Новосибирск: СО РАН, 2008
Добряков И.В. Острые и посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте. – Бишкек : Папирус-Print, 2013.
Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. – Москва : Институт психологии РАН, 2012
Гафаров В.В., Громова Е.А., Кабанов Ю.Н, Гагулин И.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. – Новосибирск : СО РАН, 2008
Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб : ТОО «Лейла», 1994.
Игуменов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стрсс-зависимые заболевания. – Спб : Речь, 2011
Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – Спб : прайм-Еврознак, 2003
Приложение 1
Авторский опросник для выявления наличия перенесенных травмирующих событий в детском возрасте
Ваш пол: |
|||||
Ваш возраст: |
|||||
Испытывали ли Вы в детстве перемены в жизни, вызвавшие у Вас длительный стресс? |
|||||
Травматическое событие |
0-1 года |
2-3 года |
4-5 лет |
6-11 лет |
12-18 лет |
1. Перемена места жительства |
|
|
|
|
|
2. Тяжелая болезнь близкого человека |
|
|
|
|
|
3. Воспитание мачехой/отчимом |
|
|
|
|
|
4. Утрата близкого человека |
|
|
|
|
|
5. Неполная семья |
|
|
|
|
|
6. Алкоголизм родителя/ей |
|
|
|
|
|
7. Резкое ухудшение условий жизни |
|
|
|
|
|
8. Развод родителей |
|
|
|
|
|
9. Несчастный случай |
|
|
|
|
|
10. Природная катастрофа |
|
|
|
|
|
11.Военные действия |
|
|
|
|
|
12. Преступное поведение, совершенное на глазах |
|
|
|
|
|
13. Пожар |
|
|
|
|
|
14. Травма или болезнь |
|
|
|
|
|
15. Длительные напряженные отношения с одноклассниками/учителями |
|
|
|
|
|
16. Длительные конфликтные отношения с родителями |
|
|
|
|
|
15. Прочие события (укажите) |
|
|
|
|
|
16. Не было |
|
|
|
|
|
Приложение 2
Авторское анкетирование: определение деструктивных и конструктивных способов преодоления стресса
|