1.Введение.
Цель проекта:
1.Собрать информацию о здоровом образе жизни.
2. Убедить одноклассников вести здоровый образ жизни, в том числе и на собственном примере.
3. Создать памятку школьнику по ведению здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Объяснить одноклассникам - что же такое «здоровый образ жизни».
2. Представить составляющие компоненты здорового образа жизни.
3. Показать, как я веду здоровый образ жизни и мои достижения.
4.Повысить мотивацию одноклассников вести здоровый образ жизни.
Гипотеза –«Здоровый образ жизни – это простое сочетание трёх слов или комплекс правил, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья, увеличения качества и продолжительности жизни?»
2.Основная часть.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье людей зависит:
-на 50-55% именно от образа жизни, -на 20% - от окружающей среды, -на 18-20% - от наследственности, -и лишь на 8-10% - от здравоохранения.
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных и требует к себе особого внимания.
Здоровый образ жизни школьника – это не только залог здоровья, но и дальнейшей успешной учёбы, работы, семейной жизни.
2.1Компоненты здорового образа жизни.
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
соблюдение личной гигиены
рациональное питание
режим дня
движение и спорт
отказ от вредных привычек
закаливание
формирование положительных эмоций.
2.1.1.Соблюдение личной гигиены.
Личная гигиена школьника - гигиенические правила, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
Не секрет, что каждому человеку необходимо содержать в чистоте своё тело, бельё, одежду, жилище.
Необходимо тщательно умываться и принимать душ утром и вечером. Причем умываться лучше проточной водой. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа не только очищается, но ещё и массируется, что улучшает ее кровоснабжение.
Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливаются под ногтями, поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь специальной щеткой. Руки необходимо мыть с мылом несколько раз в день – после школы, работы и туалета, перед едой. Ноги следует мыть перед сном.
Важное место в личной гигиене занимает соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков.
Что нужно делать, чтобы твои зубы были всегда здоровыми?
соблюдай гигиену полости рта. Устранение пищевых остатков с помощью зубочистки или зубной нити, удаление налёта зубной щёткой, полоскание рта после еды, массаж дёсен, употребление твёрдой пищи — всё это является надёжной защитой от кариеса;
правильно питайся. Очень важен для нормального состава слюны правильный режим питания, приём пищи через определённые интервалы 4 раза в сутки. Необходимо ограничить употребление сахара, печенья, конфет, пирожных, сладкой газированной воды и мучных изделий;
посещай стоматолога 2—3 раза в год. Ходи на осмотр к врачу, даже если тебе кажется, что с зубами и дёснами у тебя всё в порядке;
ешь много овощей и фруктов. Организм должен получать все необходимые минеральные вещества и витамины, чтобы зубы всегда были крепкими и здоровыми;
чисти зубы после каждого приёма пищи. Если в школе у тебя нет возможности почистить зубы после еды, то дома после завтрака и ужина чистить зубы надо обязательно;
если у тебя заболели зубы или дёсны, скажи об этом родителям. Они запишут тебя на приём к стоматологу — все проблемы легче решаются, когда к врачу обращаются вовремя.
Лично я – мою руки всегда перед едой, когда прихожу со школы, с улицы. Каждый день вечером принимаю душ, а по субботам хожу в баню. Обязательно чищу зубы 2 раза в день хорошей зубной щёткой с пастой. Посещаю стоматолога 3-4раза в год. И у меня зубы не болят! Ежедневно слежу за порядком в своей комнате, а по субботам помогаю маме проводить влажную уборку в доме.
2.1.2. Рациональное питание.Рациональное питание - полноценное питание здорового человека, учитывающее его пол, возраст, трудовую деятельность и климатические условия проживания. Такое питание обеспечивает потребности растущего организма в питательных веществах, способствует сохранению и укреплению здоровья, повышает физическую и умственную работоспособность.
Принципы рационального питания:
Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
Оптимальный режим питания.
Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
Учет индивидуальных особенностей детей.
Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Лично я – принимаю пищу 5-6 раз в день. Всегда по утрам ем молочную кашу(овсяную, рисовую, пшенную). Еще очень люблю гречневую кашу, она вкусная и полезная. Всегда в обед я ем суп с мясом. Я каждый день кушаю овощи и фрукты. Каждый день я пью чай с травами(липа, иван-чай, мята, чабрец, листья черной смородины). Я не принимаю пищу поздно вечером, практически не пью кока-колу и газировку. Стараюсь как можно меньше кушать конфет и сладостей.
2.1.3.Режим дня.
Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем, но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Нужно правильно распределить все свои дела в течении дня, и тогда обязательно останется время для отдыха!
Лично я дорожу своим временем, стараюсь использовать его с пользой. Ниже приведен мой режим дня.
2.1.4.Движение и спорт.
Лично я – ежедневно делаю дома зарядку, с удовольствием посещаю уроки физкультуры, веду активный образ жизни. Летом много бегаю на улице, катаюсь на велосипеде. Люблю играть с друзьями в футбол! Принимаю участие в «Кроссе наций», в том числе мы участвуем в нём всей семьёй.
Зимой очень люблю кататься на лыжах, каждый год принимаю участие в «Лыжне России» и уже 2 раза занимал призовые места.
2.1.5.Отказ от вредных привычек.
Каждый должен понимать, что вредные привычки(курение, прием алкоголя и наркотиков) служат причиной множества заболеваний. Они отравляют весь организм. Вредные привычки снижают работоспособность и успеваемость в школе, сокращают продолжительность жизни, негативно отражаются на здоровье будущих детей, вызывают как физическую, так и психологическую зависимость. При воздержании от никотина или алкоголя возникает ощущение, будто чего-то не хватает. Просыпается резкая потребность помчаться в магазин и купить желаемую пачку сигарет или спиртное. Но зачастую люди, которые страдают от вредоносной привычки, даже и не догадываются, насколько пагубное воздействие она оказывает на их организм.
В нашей семье никто не курит, не принимает наркотики и я не буду!
2.1.6.Закаливание.
Закаливание – это гигиеническое мероприятие, благодаря которому организм человека становится более устойчивым к неблагоприятному воздействию окружающей среды, а также становится выносливее. Отмечено, что если человек систематически закаливается, то вероятность заболеть простудой в таком случае снижается в целых 4 раза! А в некоторых случаях и вовсе простуда не наступает, настолько крепким становится организм.
Большинство из нас задумывались о том, чтобы начать закаляться. Однако мало кому захочется сразу прыгать в ледяную воду. Здесь необходимо проявить терпение, и отнестись к этому делу без фанатизма. Помните, что закаливание, это не только обливание холодной водой, но также и обтирание и принятие воздушных ванн, с которых, кстати, и стоит начинать новичкам.
Этапы закаливания.
Шаг первый: воздушные ванны
Шаг второй: обтирание
Шаг третий: контрастные процедуры
Шаг четвертый: босиком по снегу
Шаг пятый: бегом в баню!
Шаг шестой: в последний бой (купание в проруби)!
Внимание!!! Перед тем, как начать закаляться, посоветуйтесь со своим врачом и пройдите медицинское обследование.
Лично я тоже закаляюсь – хожу париться в баню, а затем обтираюсь снегом или обливаюсь холодной водой!
2.1.7.Формирование положительных эмоций.
Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на состояние его здоровья. Заключенная в эмоциях энергия может разрушать или восстанавливать организм. Испытывая каждый день негативные эмоции, человек сам того не ведая, разрушает свое здоровье. Стоит нам побыть в хорошем настроении, порадоваться жизни, как мы начинаем чувствовать прилив сил, наше самочувствие улучшается. Своим отрицательным состоянием, человек угнетает органы своего тела. Если это продолжается долгое время, происходит расстройство организма. Из-за нехватки жизненных сил, начинают появляться болезни. Каждый орган функционирует настолько, насколько это ему позволяют эмоции человека.
Ключом к здоровью, является понимание тесной взаимосвязи эмоций с внутренними органами. Избавляясь от отрицательных эмоций, и переживая только положительные, человек может в определённой мере восстановить свое здоровье.
Я имею активную жизненную позицию! Стараюсь не унывать и не огорчаться, даже когда сталкиваюсь с трудностями.
Дома, в свободное от занятий время, я помогаю родителям, играю с младшим братом. Кроме спортивных занятий, я занимаюсь в музыкальной школе – учусь играть на аккордеоне, трубе, фортепиано, а так же занимаюсь хореографией, пою в хоре. Мне нравится выступать на сцене!
3.Заключение.
Итак, учитывая выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
Здоровый образ жизни является важной составляющей полноценной жизни в современном быстро меняющемся мире.
Только соблюдение каждым человеком принципов здорового образа жизни – позволит защитить нас от неблагоприятных воздействий окружающей среды, сохранить и укрепить свое здоровье, хорошо учиться, работать и дожить до глубокой старости счастливым человеком!
Приложением 1 к моей работе является Памятка школьнику по ведению здорового образа жизни.
4. Список использованных источников и литературы.
1. Артемьева, Т. Система Амосова // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.
2. Дик Н. Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Нестерова И.А. Здоровый образ жизни // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/zdorovyi-obraz-zhizni.html .
4. Филиппов, П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 288 с.
5. Царев, И. В своей тарелке: Как поднять иммунитет, не вставая из-за обеденного стола // Российская газета. – 2010. – № 11. – С.
6. Яковлева, Т. Не займемся профилактикой – замучаемся с болезнями // Российская Федерация сегодня. – 2010. – № 14. – С. 21-22.
7. Ресурсы интернета.
Приложение 1.