Увлечение наушниками - дорога к глухоте.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Увлечение наушниками - дорога к глухоте.

Соловьев Т.С. 1
1МОУ-ГИМНАЗИЯ №15
Борзова Е.В. 1
1МОУ-ГИМНАЗИЯ №15
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность. В жизни каждого человека слух имеет огромное значение. Он является одним из самых главных чувств человека, наряду со зрением и обонянием. Мы не задумываемся, какое это богатство - хороший слух. Слух играет важную роль в общении, получении знаний. Через звук человек воспринимает окружающий мир и познает его. Слух предупреждает об опасности. Из этого следует, что нарушение слуха доставляет человеку массу неудобств и проблем.

В современном мире с развитием электронных технологий появилась масса разнообразных гаджетов. Стало модным постоянно использовать наушники для прослушивания музыки. На улицах города, в школе, в общественном транспорте встречаешь молодых людей в наушниках. Таким образом, наушники для многих людей стали привычным атрибутом повседневной жизни. И надо заметить, что возраст у людей разный, это и молодежь, и даже возрастные люди. Специалисты бьют тревогу: все больше школьников жалуются на проблемы со слухом. И если не рассматривать различные травмы, то шумовая нагрузка - основная причина повреждения звукочувствительных клеток внутреннего уха.

Но так ли уж безобидны новинки технического прогресса? Очень часто можно наблюдать в школьном коридоре большое количество учеников с наушниками. Сняв наушники, школьники начинают громко, чуть ли не крича разговаривать между собой. Тогда и появился вопрос: «Влияют ли наушники на слух?»

Объект исследования: наушники.

Предмет исследования: влияние наушников на слух человека.

Цель: исследовать влияние наушников на слух школьников 4 класса.

Задачи:

изучить имеющуюся литературу и информацию в интернете по данному вопросу;

рассмотреть распространенные виды наушников и их влияние;

провести анкетирование учащихся;

исследовать влияние громкости музыки на слух;

разработать памятку по безопасному использованию наушников.

Гипотеза: предполагаю, что при превышении допустимого уровня громкости и неправильного подбора конструкции, наушники будут отрицательно влиять на слух человека.

Методы исследования:

- анализ специальной литературы по теме;

- работа с интернет источниками;

- анкетирование;

- наблюдение;

- анализ и обобщение.

Практическая значимость:

Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира.

Собранная информация данной работы позволит расширить представление школьников о влиянии наушников на слух человека.

Разработанные памятки о безопасном использовании наушников помогут избежать несчастных случаев.

Строение человеческого уха.

Ухо является сложным вестибулярным слуховым органом. Оно выполняет две основные важные функции:

1- улавливает звуковые импульсы;

2- удерживает равновесие (поддержание тела в определенном положении).

Ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего, внутреннего. Каждое из отделов имеет собственное строение. Соединенные вместе, отделы формируют удлиненную своеобразную трубу, которая уходит вглубь головы. Рассмотрим каждый из отделов уха человека.

Наружное ухо. Строение уха человека данной области начинается с ушной раковины и продолжается наружным слуховым проходом. Ушная раковина работает в качестве приемника звуковых волн, которые впоследствии перемещаются во внутреннюю область слухового аппарата. Основная функция ушной раковины заключается в улавливании звуков. Продолжением является хрящ наружного прохода (длина колеблется от 25 до 30 мм). Постепенно хрящевая область переходит в костную. Наружное ухо от среднего разделяет барабанная перепонка. Звуки, которые улавливает ушная раковина, ударяясь о барабанную перепонку, вызывают определенные колебания. Далее колебания барабанной перепонки посылаются в полость среднего уха.

Среднее ухо. Барабанная полость является основной частью среднего уха. Здесь располагаются три маленькие слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Их функция заключается в передаче звуковых колебаний из области наружного уха во внутреннее ухо. Во время передачи косточки усиливают колебания. Основная функция среднего уха заключается в проведении звуковых вибраций от барабанной перепонки к овальному отверстию, которое ведет в область внутреннего уха.

Внутреннее ухо. Внутреннее ухо из всех отделов является самым сложным. Оно представлено тремя основными частями: преддверие, улитковый проток, улитка. Каждый их указанных основных отделов состоит из нескольких, более мелких частей. Вместе они образуют преобразователь звука в электрические импульсы для мозга. Строение внутреннего уха позволяет человеку хорошо улавливать идущую с любого направления звуковую волну и посылать ее в точку сосредоточения нервных преобразователей звука в электрический импульс.

История создания наушников.

Появление первых наушников. Изобрёл самые первые в истории наушники Натаниэль Болдуин, причём дома на кухне. Собрал он их из разных частей телефона, а изобретение это датируется 1910 годом. Но первые мониторные наушники были созданы не так давно, в 1958 году. Свою новинку тогда представили Джон Косс и Мартин Лангом, первые наушники были созданы для авиации и очень быстро стали настоящим хитом.

В следующие годы наушники постоянно совершенствовались внешне и с технологической точки зрения, но все еще оставались громоздкими и неудобными. Более приятный «фасон» они обрели с появлением маленького плеера в 1980 году. Компании разработчики приложили все усилия в создании «уличного» варианта наушников, результат превзошел ожидания - маленькие, удобные наушники с приятным дизайном стали мечтой каждого подростка. 90 годы были ознаменованы появлением беспроводных радионаушников. Это дало новые возможности, теперь человек получил «лучшие наушники для ди-джея», он не был привязан к аудиосистеме, он мог свободно перемещаться по комнате или квартире, наслаждаясь любимыми мелодиями.

Сейчас трудно найти сферу человеческой деятельности, где не нашлось бы применения наушникам. Наиболее важная роль отводится им в процессе звукозаписи.

Классификация и технические характеристики наушников.

По типу внешней конструкции:

- накладные наушники. Хорошо прилегают к уху. Динамик находится вне ушной раковины,

- вставные наушники. Размещаются в слуховом канале уха. Такие наушники чаще покупают для повседневного использования, они занимают мало места, легко убрать, не мешают носить шапку,

- мониторные наушники. Полностью обхватывают ухо. Предназначены для очень точного воспроизведения звука. В этих наушниках качество звука близится к уровню профессиональных аудиосистем. Звук попадает в ушную раковину и не утомляет слух. Их принято считать самыми комфортными.

По способу подключения:

- проводные наушники. Классическая модель,

- беспроводные наушники. Передача сигнала осуществляется посредством инфракрасного канала, радиоканала или цифрового канала. Качество звука гораздо хуже, чем в проводных.

По способу крепления:

- специальные дужки. Классическое крепление,

- затылочные дужки. Крепление огибает затылочную часть головы,

- специальные заушины или клипсы.

- без крепления. Вставляются непосредственно в слуховой канал.

По количеству каналов:

- монофонические, стереофонические.

По акустическому типу:

- закрытые, полностью изолируют уши от внешних шумов,

- открытые, в корпусе имеются прорези щели, за счет чего отсутствует полная звукоизоляция.

Основными техническими характеристиками являются: частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность, уровень искажений в процентном соотношении.

Исследования влияния наушников на слух человека.

Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники, где только можно, неизбежно ведет к снижению слуха. Их использование наносит непоправимый вред здоровью, в лучшем случае упоминания об этом содержатся в инструкциях. Впрочем, в Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 децибелами, а та же компания Sony, опомнившись, стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости.

Громче всех забили тревогу американские ученые, и это не случайно: всем хотя бы по кинофильмам знаком образ "типичного американского подростка", который не расстаётся с наушниками ни на улице, ни в спортзале, ни в библиотеке. Научный сотрудник университета Пердью Роберт Новак заявляет, что американские врачи начали диагностировать у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей лишь пожилым пациентам. В ряде случаев это снижение слуха оказывается необратимым и приводит к полной глухоте. Новак напрямую связывает эту тенденцию с постоянным использованием наушников, воспроизводящих музыку с опасной для здоровья громкостью. Все дело в том, что большие наушники самые безопасные они концентрируют звук и не приводят его к усилению. Принципиальное же отличие вкладышей от других типов наушников заключается в том, что они максимально приближают источник звука к внутреннему уху.

Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо: при воздействии громких низких и высокочастотных звуков две мышцы, стременная и напрягающая барабанную перепонку сокращаются и, при помощи слуховых косточек, перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и они перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки (точнее, т.н. органа Корти), ответственных за передачу импульсов в мозг. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Находясь на переднем фронте сенсорной зоны внутреннего уха, чувствительные элементы, ответственные за высокие частоты, страдают в первую очередь, поэтому неудивительно, что проблемы со слухом обычно начинают проявляться на высоких частотах (3-6 кГц).

Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор - в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Иными словами, любой поп- или рок-концерт с уровнем 100-120 дБ - это серьезное испытание для ушей. Такого же звукового давления с легкостью можно достичь в любых современных наушниках. В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. После кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно, и восстановление их становится невозможным. По мнению медиков, возрастные изменения слуха начинаются примерно с тридцати лет, но длительное воздействие громкого звука способно привести к гораздо более трагическим последствиям еще в совсем нежном возрасте. Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, так как в основе этого явления лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.

Доктор Брайан Флайгор из Гарвардской медицинской школы провел исследование влияния различных типов наушников на здоровье потребителей. Ученый пришел к выводу, что, как правило, чем меньше головные телефоны, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от заданных значений громкости. Наушники-вкладыши (earphones) многократно усиливают отрицательный эффект, т.к. при их использовании звук излучается в замкнутый объем слухового канала, который на низких частотах работает как пневматический поршень, усиливая звук почти на 50 дБ. Это приводит к перегрузке барабанной перепонки (величина ее смещения возрастает в тысячу раз) и срабатыванию акустического рефлекса в среднем ухе, что ослабляет слух. В ходе другого исследования, проведенного австралийской Национальной акустической лаборатории из Сиднея уже в этом году, выяснилось, что из-за открытого типа массовых наушников-вкладышей, они позволяют слышать то, что происходит вокруг, а это служит стимулом повышения громкости на шумных городских улицах или в транспорте. Результаты исследования, в котором принимали участие австралийские владельцы плееров iPod в возрасте от 18 до 54 лет, показали, что около четверти из них выставляют такой уровень громкости, который способен вызвать долговременные повреждения слуха. Как говорится в пресс-релизе Национальной акустической лаборатории, у некоторых поклонников iPod были зафиксированы такие превышения допустимого уровня громкости, которые уже должны были вызвать повреждения слуха.

Молодежь и наушники.

Специалисты забили тревогу: теперь и у нас появился прообраз когда-то типичного американского подростка, который не расстается с наушниками. Наше поколение уже и спит в наушниках. У нас, все больше школьников страдают от проблем со слухом. Если отбросить разного рода травмы, то шумовая нагрузка (дискотеки, портативные воспроизводящие устройства) основная причина повреждения слуха. Использование наушников на дороге - смертельно опасно. Эксперты отмечают, что в момент, когда человек передвигается пешком по улице, при этом, слушая музыку в наушниках, он сильно отвлекается от ситуации в окружающем мире, поскольку мозг больше сосредотачивается на музыке, а не на внешних стимулах. Число пострадавших от наушников за последние годы увеличилось втрое, 70% случаев заканчивались смертью.

Еще один фактор риска - увлечение компьютерными играми: играя, ребята надевают наушники, чтобы лучше слышать виртуальные выстрелы и взрывы, и тем самым подставляют под удар свой слух.

Мне очень понравилось высказывание первого заместителя председателя комитета Госдумы по охране здоровья Александра Чухраева: ”Необходимо проводить разъяснительную работу, воспитывать культуру людей. Школьники должны понять: чем громче слушать музыку в детстве, тем глуше станешь в старости”.

Экспериментальная работа.

Для решения поставленных задач по выяснению, как влияют наушники на школьников и как часто они используют наушники, было проведено анкетирование среди 27 школьников в возрасте 9-10 лет.

Вопросы анкеты и результаты:

Вопрос 1. У кого есть с собой наушники?

А. Есть - 78% Б. Нет - 22%

Вопрос 2. Как часто вы используете наушники в своей жизни?

А. Ежедневно - 78% Б. Еженедельно - 18% В. Ежемесячно - 4%

Вопрос 3. Сколько времени, в среднем, в день вы проводите в наушниках?

А. Менее часа - 26% Б. 1 час - 18% В. 2 часа - 52% Г. Более 3 часов - 4%

Вопрос 4. Какие ощущения у вас возникают после того, как вы снимаете наушники?

А. Удовольствие, успокоение - 24%

Б. Притупление слуха и глухота - 12%

В. Боль и шум в ушах - 4%

Г. Головная боль - 4%

Д. Ничего – 56%

Вопрос 5. Как вы думаете, наушники приносят вред?

А. Да - 60% Б. Нет - 32% В. Затрудняюсь ответить - 8%

Вопрос 6. Какое направление в музыке вы предпочитаете?

А. Рок - 8% Б. Рэп - 64% В. Поп - 24% Г. Классич. муз. - 4%

Вопрос 7. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

А. Да-44% Б. Нет-32% В. Иногда-24%

Вопрос 8. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку?

А. Динамики - 20% Б. Наушники - 68% В. Когда как - 12%

Вопрос 9. Раздражает ли вас посторонний шум?

А. Да - 32% Б. Нет - 52% В. Иногда - 16%.

Вопрос 10. Громкую или тихую музыку вы любите?

А. Громкую - 78% Б. Тихую - 22 %.

Вопрос 11. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

А. Да - 48% Б. Нет - 52%.

Подведем итог. Большинство школьников любят слушать громкую музыку (рок, рэп, поп), которая больше всего раздражает ушные перепонки. В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа стало «сваренным» всмятку). Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Благоприятная музыка не пользуется любовью у учащихся.

Многие учащиеся делают уроки под музыку, что приводит к снижению качества умственной работы. Например, если работать при шуме интенсивностью 70 дБ, то сделанных ошибок окажется вдвое больше, чем при работе в нормальной обстановке. Работоспособность при постоянном шуме снижается на треть.

Часть школьников слушают музыку через колонки. Они поступают правильно, т.к. звук в этом случае поступает в ухо рассеянным и не оказывает высокого давления.

Задумываемся ли мы о том, что постоянное увеличение уровня звука может привести к печальным последствиям? Очень жаль, но многие из школьников не задумываются над этой важной проблемой. Однако мы считаем, что с возрастом начнем понимать ее значимость. Главное, не было бы поздно!

Практические рекомендации.

Проанализировав различные мнения врачей, ученых, студентов о влиянии наушников на слух человека, мы считаем лучше предостеречься от опасности снижения слуха, чем затем лечить данные заболевания. Если вы все-таки решились продолжать использовать наушники с плеером или телефоном, обязательно познакомьтесь с рекомендациями по использованию наушников и правилами слуховой гигиены.

1. Грамотно выбирайте марку наушников при покупке.

2. Не делайте громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум, а чуть-чуть прибавив громкости, можно получить опасный для здоровья уровень в 110 дБ.

3. Давайте своим ушам отдыхать и время прослушивания музыки выбирайте от 40 до 60 мин, не больше. Иначе ваш слух не будет успевать восстанавливаться.

4. Пользуйтесь закрытыми наушниками, позволяющими не достигать опасной громкости.

5. Откажитесь от наушников-вкладышей, заменив их накладными.

6. При постоянном прослушивании наушника-вкладыша в одном ухе раз в час переставляйте наушник в другое ухо.

7. Раз в два часа устраивайте перерыв продолжительностью от пятнадцати минут до получаса.

8. Не закручивайте шнур вокруг шеи слишком туго.

9. Не продевайте провода под одежду: от них исходит радиоизлучение, которое оказывает вредное воздействие на организм, особенно при непосредственном контакте с телом.

10. После умственной работы, ни в коем случае, не слушайте громкую музыку (особенно рок), так как басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации теряется.

11. Отдыхайте на природе («слушайте тишину»)

12. Периодически проверяйте слух у врача.

Заключение.

Мы проанализировали данные исследований ученых, своих наблюдения по воздействию наушников на слух человека и пришли к выводу, что использование данного прибора наносит непоправимый вред органам слуха. Человеческое ухо – единственный орган, при помощи которого мы можем услышать звук. Оно нуждается в защите от звукового давления. Перепады звукового давления, создаваемые наушниками, наносят вред нашему организму незаметно для нас.

В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что наушники отрицательно влияют на здоровье человека.

Конечно, полностью отказаться от использования наушников в повседневной жизни невозможно, но необходимо выполнять простые правила, которые помогут сохранить слух. Мы считаем, что необходимо рассказывать и объяснять ребятам, родителям, что неправильное их использование наносит непоправимый вред организму. Для этой цели мы разработали памятку, в которой представлены основные выводы проведённого нами исследования.

Список используемой литературы:

1. Билич Г.А., Назарбо Л.В.//Популярная медицинская энциклопедия. Человек и его здоровье – Мвече, 2002.

2. Справочник врача общей практики Н.П. Бочнов, В.А. Насанова и др.//Под редакцией Н.Р. Палеева – М. Издательство Эксмо 2002 – 2 тома

3. Вуджат Дж. Настольная книга по громкоговорителям и наушникам, Изд-во Hearnet, 1988.

4. http://softhelp.org.ua/article/Monster%20Beats.html

5. http://www.chinapads.ru/c/s/naushniki_-_tehnicheskie_harakteristiki

6. http://www.chinapads.ru/c/s/naushniki_-_klassifikatsiya_naushnikov

7. http://www.studfiles.ru/preview/1843403/

8.http://nsportal.ru/shkola/klassnoerukovodstvo/library/2013/11/10/vliyanienaushnikov-na-slukh-podrostkov.

Просмотров работы: 448