Мусор. Проблема века (на примере исследования бытового мусора жителей п. Северный)

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мусор. Проблема века (на примере исследования бытового мусора жителей п. Северный)

Воробьев Д.Н. 1
1МБОУ "ОШ № 27"
Пышненко Л.И. 1
1МБОУ "ОШ № 27"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Экологическое образование и экологическая культура – одни из составляющих культуры современного человека. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения экологического образования и воспитания, которые предполагают обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром.

Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д. За одну человеческую жизнь его скапливается очень много.В среднем на каждого жителя Земли в год накапливается около тонны отходов, а в целом это ни много, ни мало 5 миллиардов тонн [3]. Данная проблема актуальна и для нашего поселка.

Гуляя по поселку, можно увидеть фантики от конфет, пластиковые бутылки, а иногда и целые мешки с мусором вдоль дорог, в канавах, возле домов и др.

Целью моего исследования стало выявление влияния бытовых отходов на экологию поселка.

В связи с этим я поставил следующие задачи:

- изучить литературу по данному аспекту исследования;

- описать влияние отходов на окружающую среду;

- узнать, как утилизируют мусор в разных странах;

- выявить места свалок мусора в поселке;

- провести анкетирование семей учащихся нашей школы;

- провести наблюдения за состоянием стихийных свалок с бытовым мусором в поселке;

- показать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.

Объект исследования: влияние бытовых отходов на экологию поселка и способы их утилизации.

Предмет исследования: бытовые отходы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, наблюдение.

По структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. Основные вредные факторы

Жизнедеятельность человека тесно связана с возникновением продуктов распада, пищевых и производственных отходов. Некоторые из них должны подвергаться правильному способу обработки, иначе они могут нанести серьезный вред окружающей среде. Кроме того, время распада многих материалов зашкаливает за 100 лет. [5]

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде: на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.) в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки) в магазине (масса чеков, оберток) на прогулке (бумажные обертки и др.). Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.

Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых [3].

Экологическая проблема мусора затрагивает не только сушу, но даже Мировой океан. Пластиковые отходы заполняют водное пространство все больше. Площадь такой мусорной свалки превышает площадь США. Самое большое скопление мусора замечено у Калифорнийского побережья. Это самая большая в мире куча с бытовыми отходами массой около 100 миллионов тонн. Мусор плавает на глубине до 10 м в самых разнообразных формах: от зубочисток и бутылок до обломков кораблей. Весь мусор, приносимый течением, образует своеобразную водную свалку. [5]

Мусор бывает бытовой, спецотходы и промышленный.

В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру.

В бытовые отходы идут:

- бумага, книги, тетради, журналы;

- стеклянные банки и бутылки;

- металлические банки из - под консервов;

- овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);

- пластиковые упаковки;

- картонные пакеты из-под молока или сока;

- полиэтиленовые мешки и пакеты;

- изношенный текстиль (носки, колготки и т.д.)

- изделия из древесины;

- металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.

Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не превращать в игрушки. Это спецотходы (батарейки; остатки красок, лаков, клеев; остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака); неиспользованные или просроченные медикаменты; остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.); ртутные термометры; автокосметика).

Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)

Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.

Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий (радиоактивные отходы; ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности; мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций; соединения свинца и др.) [1].

В последнее время проблема мусора стала столь серьезной, что появилось новое научное направление – гарбология, что в переводе означает «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество [4].

В результате исследований установлено, что состав наших свалок представляет собой сложное сочетание химических элементов. Среди них обнаружены всевозможные металлы, такие как железо, медь, свинец, алюминий, невообразимое количество пластмасс и синтетических волокон.

В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.

Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:

-рост производства товаров одноразового использования;

- увеличение количества ярких, синтетических упаковок;

- повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.

А ведь большинство вещей, попадающих в мусорные контейнеры имеют длительный период полураспада (Приложение 1) и в связи с этим, необходимы различные способы их утилизации.

Вопрос «куда деть мусор?» становится все актуальнее. В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:

1. Устройство специально оборудованных свалок (самый распространенный в нашей стране, дешевый, но не лучший способ);

2. Компостирование мусора;

3. Утилизация на мусороперерабатывающих заводах. [1]

Проблема утилизации мусора касается абсолютно всех типов отходов: от бытовых до химических. Более того, многие из них имеют опасные продукты распада, что существенно усложняет способы переработки. Мусор, разлагаясь, выделяет спирты и альдегиды, которые затем просачиваются в почву, жилые дома и попадают в воздух. И без того загрязненная окружающая среда терпит еще одно вторжение токсичных веществ. И это ведь происходит не раз в год, а каждый день и во многих местах [5]

Утилизация –это переработка материалов для их повторного использования. Это экономит не только материалы, но и энергию, так как утилизация требует меньших затрат, чем изготовление материала заново. Например, вторичная переработка алюминиевых банок от напитков требует в 20 раз меньше энергии, чем изготовление их из бокситов. Сталь всегда подвергалась переработке, поэтому в металлургических заводах специально собирают металлолом. В каждом новом автомобиле почти четверть материалов изготовлена из старого сырья. Очень трудно избавиться от автомобильных шин, потому, что они содержат резину, сталь и ткань, разделить не так уж просто. Часто старые шины сваливают огромными грудами, которые легко загораются и могут гореть целыми неделями, загрязняя воздух. В Англии построили теплоэлектростанцию работающую на тепле, выделяющемся при сгорании шин. [3, 4]

2. Исследовательская часть

Я очень люблю свой поселок и хочу, чтобы он был чистым. В нашем поселке этими вопросами занимается служба ЖКХ. Вывоз мусора производится 2 дня в неделю (вторник и суббота). Для сбора и транспортировки мусора использовались мусоровозы малой вместимости или тракторы.

В любой семье каждый день что-нибудь выбрасывают. Мусор вывозится на полигоны. А нерадивые жители могут выбросить пакет с мусором под ближайший куст. Весь этот мусор годами гниёт под открытым небом, загрязняя атмосферу, подземные воды, портит внешний вид. Вдоль дорог, в лесу можно увидеть не только пакеты с мусором, но и сломанную мебель.

Tвepдыe бытoвыe oтхoды являютcя иcтoчникoм нeпpиятнo зaпaхa и cpeдoй для paзмнoжeния пepeнocчикoв paзличных инфeкциoнных зaбoлeвaний (бaктepий, гpызyнoв и нaceкoмых). Ocoбyю oпacнocть пpeдcтaвляeт cжигaниe oтхoдoв, в peзyльтaтe кoтopoгo пpoиcхoдит выбpoc тoкcичных вeщecтв. Oтхoды зaгpязняют oкpyжaющyю cpeдy, дeлaя ee внeшнe нeпpивлeкaтeльнoй. Пpи этoм, paзлoжeниe oтхoдoв – этo oчeнь длитeльный пpoцecc.

В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. К сожалению, у нас этот опыт пока не работает.

Гуляя на одной из площадей города, я обратил внимание на то, что и у нас появились подобные контейнеры для сбора мусора.

В Администрации города мы выяснили, что данные мусорные контейнеры установлены в рамках программы «Бережливое правительство» по направлению «Чистый город». Кроме того, и в самой Администрации мусор сортируется по видам, а также установлены экобоксы для утилизации промышленных отходов.

На сайте «интерактивная карта свалок» можно отметить места несанкционированного выброса мусора в г. Майкопе.

Работая над темой, мной были проведены следующие исследования:

1. По статистике на одного человека приходиться примерно 250-300 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%. Я решил узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.

Виды мусора

Масса мусора

всего

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

бумага

0,7 кг

0,8 кг

0.5 кг

0,6кг

2.6 кг

пластик

0,3 кг

0,5 кг

0,6 кг

0,4 кг

1.8 кг

стекло

0,2 кг

-

0,3 кг.

0,1 кг

0,6 кг

органические остатки

2 кг

3 кг

5 кг

3 кг

13 кг

Металлы (консервные банки, батарейки)

0,1 кг

-

0,1 кг

-

0,2 кг

всего

3.3 кг

4.3 кг

1.9 кг

2.4 кг

17,2 кг

Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 17,2 кг мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 4,3 кг мусора, а за год примерно 206 кг, без учета бытового мусора на огороде и на улице в летний сезон.

Анализ школьного мусора показал, что в нем, в основном, оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. Сто килограмм макулатуры сохраняет 1 дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса.

В нашей школе вся бумага собирается отдельно и затем сдается в макулатуру. В этом учебном году наша школа приняла участие в экологической акции «Сдай макулатуру – спаси дерево».

2. Исследование скорости разложения бытовых отходов во влажной и сухой почве

В горшочки были закопаны: зубочистка, картон, бумага, кожура (яблока, банана), железо, полиэтиленовый пакет. Горшочки я разделил на две группы. В первой группе на протяжении всего опыта земля была всегда влажная. Во второй группе, сухая. Спустя три месяца я раскопал отходы. В первой группе кожура разложились полностью, картон стал более мягким, бумага расползлась, зубочистка, железо и полиэтиленовый пакет изменились слабо. Во второй группе кожура яблока высохла и разделились на части, кожура банана изменила свою форму и внешний вид стала тоньше, покрылись мхом. (Приложение 3)

В связи с этим, я пришел к выводу, что пищевые отходы можно использовать как компост. Компост применяют в огороде для того, чтобы удобрить почву, а также для проращивания семян и рассады.

3. Анкетирование учащихся школы и их родителей.

В анкетировании приняли участие 30 человек: 16 обучающихся нашей школы и 14 взрослых (учителей и родителей). По результатам анкетирования было выявлено следующее:

На вопрос «Вы когда-нибудь бросали мусор на улице?» положительно ответили 80 % респондентов, 20 ответили отрицательно, причем все это были взрослые.

На вопрос «Считаете ли вы, что наш поселок достаточно чистый?» 45% ответили «да», столько же «нет» и 10 % сказали, что поселок относительно чистый.

На вопрос «Что нужно сделать, чтобы в нашем поселке было чисто?» ответы разделились следующим образом: убирать мусор (75%), поставить больше контейнеров для мусора (70 %), устраивать субботники (70%), не мусорить (65%) и др.

Наиболее замусоренными местами по мнению респондентов являются обочины дорог (70 %) и улицы (60%).

Главной причиной замусоривания опрошенные считают недостаточное количество урн и контейнеров для мусора (55 % опрошенных), - отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора (50 %), низкий уровень культуры жителей поселка (70 %).

Чаще всего на улицах, по мнению опрошенных, мусорят подростки. Так считают 85% от числа опрошенных.

В основном мусор жителями поселка выносится 2 раза в неделю, средний вес его составляет около 4 кг.

62% опрошенных бытовые отходы не выбрасывают, а используют в качестве корма для животных.

С целью ликвидации несанкционированных свалок обучающимися школы каждую неделю проводится акция «Чистый четверг» и рейды по уборке территории школы и поселка от мусора, а также различные экологические акции.

Заключение

Проблема глобального загрязнения отходами планеты в данный момент очень актуальна и таковой она будет оставаться на протяжении многих лет – до того времени, пока люди не придумают совершенно новые методы утилизации мусора, которые дадут возможность навсегда покончить с отходами. А до тех пор каждый человек должен помнить о важности переработки отходов, а также придерживаться нехитрых правил, позволяющих хотя бы немного уменьшить количество мусора на Земле [6]

Проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел:

- воспитывать культуру поведения у людей. Не сорить на улице, выкидывать мусор только в специальные контейнеры;

- поддерживать чистоту территории;

- строить сортировочные и перерабатывающие заводы;

-организовать сбор металлолома и макулатуры.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!

Список использованной литературы

1. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема и И. Майнке. – М.: Дрофа, 1999

2. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора //Химия в школе 1998, №1.

3. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь – справочник. М.: Просвещение – 1992г.

4. http://www.Wikipedia.org

5. http://fb.ru/article/161257/problema-musora-ekologicheskaya-problema-musora

6. http://tainy.net/55024-musor-globalnaya-problema-sovremennosti.html

Приложение 1.

Период разложения некоторых веществ

Наименование

Период разложения

Стеклянные бутылки

1000 лет

Изделия из пластмасс

100 лет

Консервные банки

50 - 80 лет

Резиновые подошвы ботинок

50 - 40 лет

Кожа

50 лет

Изделия из нейлона

30 - 40 лет

Полиэтиленовый пакет

10 - 20 лет

Батарейки

10 лет

Окурки

1 - 5 лет

Шерстяной носок

1 - 5 лет

Бумага

2 года

Пищевые отходы

от 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

от 1 месяца до 1 сезона

Листья, семена, веточки

от 1 месяца до 1 сезона

Доски со стройки

до 10 лет

Приложение 2.

Анкета

Укажите ваш статус (ребенок, взрослый)

1. Вы когда-нибудь бросали мусор на улице?

 

2. Считаете ли вы, что наш поселок достаточно чистый?

 

3. Что нужно сделать, чтобы в нашем поселке было чисто?

- убирать мусор

- поставить больше контейнеров для мусора

- чаще вывозить мусор

- нанять больше дворников

- проводить экологические марафоны

- не мусорить

- устраивать субботники

- позорить тех, кто мусорит

Другое (предложите свой вариант ответа)

___________________________________

4. Укажите наиболее замусоренные места

- улицы

- дворы жилых дворов

- обочины дорог

Другое (предложите свой вариант ответа)

___________________________________

5. Назовите главную причину замусоривания

- недостаточное количество урн и контейнеров для мусора;

- плохая работа дворников;

- отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора;

- низкий уровень культуры жителей поселка;

Другое (предложите свой вариант ответа)

___________________________________

6. Кто больше всего мусорит?

- дошкольники и ученики младших классов;

- подростки

- взрослые

7. Как часто Вы выносите мусор?

 

8. Сколько весит Ваш пакет мусора?

 

9. Все ли Ваши бытовые отходы попадают в мусор?

 

Примечание: на вопросы 7-9 отвечают только взрослые

Приложение 3.

СУХАЯ ПОЧВА

ВЛАЖНАЯ ПОЧВА

Просмотров работы: 913