Географические профессии

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Географические профессии

Черников А.П. 1
1Бюджетное образовательное учреждение г.Омска « Средняя общеобразовательная школа№45»
Иванько О.А. 1
1Бюджетное образовательное учреждение г.Омска « Средняя общеобразовательная школа№45»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность.

География -одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Профессии, связанные с географией, по моему мнению, очень интересны и важны, так как наша страна нуждается в высококвалифицированных кадрах. К сожалению, мы мало информированы об огромном разнообразии специальностей в этой сфере.

На уроках географии мы слышим названия некоторых профессий: геолог, геодезист, метеоролог, топограф и др.

Работа таких людей очень необходима. Но географических профессий существует немало.

Я хотел бы получить ответы на следующие вопросы: «Какие существуют редкие профессии в области географии? Насколько они престижны? В каких учебных заведениях их можно получить? Какими качествами должен обладать человек, выбравший ту или иную специальность?».

Таким образом, целью работы является обобщение информации о редких профессиях, связанных с географией.

Содержание:

В мире профессии

Редкие географические профессии

Заключение

Список использованных источников

Объект:

профессиональная сфера деятельности человека.

Предмет:

классификация редких профессий в области географии.

Задачи работы:

1. Проанализировать научную литературу по теме проекта.

2. Изучить различные профессии в которых используются знания и законы географии.

3. Выявить профессиональные интересы старшеклассников, связанные с географией.

Гипотеза:

Выбор профессии будет наиболее осознанным, если мы получим подробную информацию о различных специальностях, связанных с географией, необходимых качествах личности специалистов, престиже профессии,высших образовательных учреждениях.

Методы исследования:

• анализ информации;

• социологическое исследование;

• обобщение и классификация информации;

Глава I. В мире профессий

1.1. Профессия - жизненный путь

Правильно выбранная профессия способствует достижению более высоких показателей в трудовой деятельности, лучшему эмоциональному настрою, осуществлению всех жизненных планов.

В последнее время появились новые способы накопления и переработки информации, большое число новых профессий и специальностей, Россия стремится к экономической интеграции. Поэтому сейчас наиболее актуальна проблема профориентационного информирования, консультирования, подбора, профессионального становления как комплексного процесса, направленного на подготовку старшеклассников к трудовой деятельности. На данном этапе развития российского общества возросла значимость разработки теории, методологии и технологии, системы развития у старшеклассников интереса к будущим профессиям средствами конкретных учебных дисциплин: географии, биологии, химии, физики.

Профессии естественнонаучной направленности на рынке труда реально востребованы в различных научных, производственных, сельскохозяйственных, коммерческих сферах. Специалисты в области естествознания востребованы и за рубежом.

Интерес к профессиям - это комплекс психических свойств и состояний, стимулирующих деятельность человека, однако следует подчеркнуть, что взаимосвязаны и взаимообусловлены характеристики устойчивости и интенсивности каждого из протекающих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

Понятие «интерес старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности» определяется как положительное эмоциональное отношение к предмету, форма проявления познавательной потребности. развитие интереса к будущей профессии - важное социальное явление и основной мотив, оказывающий влияние на профессиональное становление старшеклассников. Интерес рассматривается как мотивация высшей формы регуляции психических процессов и движущаяся сила учебной деятельности, как один из элементов мотивационно-потребностной сферы он может способствовать усилению внимания к различным видам профессиональной деятельности, в том числе к профессиям естественнонаучной направленности.

Определены уровни устойчивого интереса к профессиям естественнонаучной направленности на основе географических знаний:

а) низкий уровень устойчивости характеризуется фрагментарностью, эпизодичностью восприятия той или иной профессии, при этом возрастные особенности не играют особой роли, наблюдается частая смена профессиональных взглядов, интереса;

б) средний уровень устойчивости характеризуется некоторым сочетанием яркости, престижности профессии, здесь определенную роль играют возрастные особенности, интерес может подвергаться корректировке;

в) высокий уровень устойчивости глубоко отражает слияние особенностей профессии, личностных качеств и жизненных перспектив, интересы к будущей профессии стабильны.

Одним из факторов педагогического воздействия на профориентацию являются возрастные особенности старшеклассников (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн).

Старшеклассник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, задача выбора своего профессионального пути осознается им первостепенной, жизненно важной. Выбор профессии становится психологической доминантой ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Таким образом, старший школьный возраст чувствителен для определения первоначальных профессиональных интересов.

Географические знания формируют в сознании старшеклассников научно-объективную картину родного края и всего мира и одновременно воспитывают его как личность, готовую к активной деятельности. Умения и навыки, сформированные на основе географических знаниях, предусматривают применение их в различных жизненных ситуациях. Географические знания являются важным компонентом многих профессий и специальностей, они рассматриваются как основа развития интереса старшеклассников в учебном процессе. Географические знания помогают старшекласснику знакомиться с профессиональной деятельностью человека, обеспечивают многие элементы профессионального кругозора через содержание прикладных задач, и создают педагогические предпосылки для развития, стабилизации интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности.

Интересы к профессиям естественнонаучной направленности, умения и навыки сформированные на основе географических знаний, классифицированы по различным признакам: функциональному, характеру деятельности, научным принципам, лежащих в основе деятельности.

Географические знания направленные на развитие интереса к профессиям естественнонаучной направленности, обладают значительным потенциалом при выборе старшеклассниками будущей сферы деятельности.

Сейчас я учусь в 8 классе, буквально через три года мне предстоит поступление в университет, и уже сейчас я должен окончательно определиться со своей будущей профессией. Для меня интересны вопросы «Что же такое профессия?», «Для чего она нужна в жизни?».

Профе́ссия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Как таковых профессий в доисторические времена (до начала создания оседлых поселений) не было.

Профессия – это очень важная часть жизни человека, и чем удачнее ты сделаешь выбор, тем больше достигнешь чего – либо, тем больше ощутишь себя успешным и счастливым. Ещё один из самых важных принципов выбора профессии – чтобы она тебе нравилась. Ведь работу, которую выполняешь с удовольствием, всегда делаешь легко, не испытывая усталости, и не замечаешь времени, которое на неё затрачено. Нет плохих профессий. Все профессии хороши! И прежде чем выбрать свою, человек должен знать, чего он хочет. Профессия должна быть не только высокооплачиваемой, но и творческой, интересной, и тогда успех тебе будет гарантирован. Конечно, в жизни не плохо бы найти «свою» профессию, ту, которая ближе к тебе, к твоей душе, чтобы не мучиться и не убиваться всю жизнь. Но зачастую мы выбираем не то, что нам хочется, а то, что приходится: несмотря на возможность выбора, мы смело идем за друзьями и тем самым несознательно губим свою жизнь.

Уже с ранних лет у деток возникают идеи о том, кем они хотят быть, когда вырастут. Некоторые хотят быть похожими на маму или папу и поэтому выбирают такие же профессии. А кто-то хочет обрести навыки для того, чтобы начать во взрослой жизни собственную деятельность. Каждый житель планеты в жизни стоит перед выбором. Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний. Есть много профессий. Каждая из них важна и нужна.

 

1.2. Редкие географические профессии

1.Первая профессия – Вулканолог.

Функции:

Вулканолог разрабатывает методы предсказания извержений и использование вулканического тепла и горячих вод для нужд народного хозяйства. Изучать вулканы довольно проблематично. Наблюдение за жизнью вулканов ведется круглосуточно. Сейсмостанции фиксируют вулканические землетрясения. Это самые надежные предвестники грядущего извержения. Вулканологи исследуют так же потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких наблюдений и знаний очень важно для геологии. Кроме научных наблюдений вулкано-станция приносит и иную пользу. Когда идет извержение, вулканологи следят за направлением пеплового шлейфа и по их прогноза авиаторы корректируют маршруты самолетов.

Профессионально важные качества:

Физическая выносливость

Аналитический ум

Логическое мышление

Наблюдательность

Склонность к естественным наукам

Хороший слух и зрение.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

Институт вулканологии в Петропавловске

Московский Государственный университет Имени М. В. Ломоносова

2.Океанолог.

Океанологи изучают воды океанов и морей. Они исследуют их состав, свойства и строение. Отслеживают физические, химические и биологические процессы, происходящие в морях и океанах. Необходимо хорошо разбираться в технике, т.к. большинство исследований проводится с использованием специального оборудования. Глубина Мирового океана изучена плохо, поэтому специальсты-океанологи пользуются и хорошими знаниями английского, океанологи имеют все шансы работать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии

Профессионально важные качества:

Физическая выносливость

Хорошая память

Внимательность

Логическое мышление

Любовь к природе

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

3. Эколог

Современная экология — это быстро развивающаяся наука, ее объекты относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций. Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой. Современная экология – наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

       Выделяют несколько разделов экологии:

- общая экология – исследование целых экосистем и частных разделов (экология растений, животных и др.);
- полевая экология – исследование живых организмов в естественной обстановке;
- экспериментальная экология – изучение влияния отдельных факторов среды на живые организмы с использованием лабораторных приборов и установок.

       В настоящее время выделяют близкие и родственные этой профессии виды деятельности: инженер-эколог, физик-эколог, химик-эколог, инженер по безопасности технологических процессов и др. 

Профессионально важные качества:

аналитические способности;

математические способности;

логическое мышление;

хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная память);

гибкость ума (способность изменять планы, способы решения задач в соответствии с меняющимися обстоятельствами);

способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях;

ответственность;

инициативность;

самостоятельность;

добросовестность;

наблюдательность

принципиальность

аккуратность. 

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

СПбГУ - Санкт-Петербургский государственный университет

ТПУ - Национальный исследовательский Томский политехнический университет

4.Геолог

Геолог-разведчик и первопроходец. Он находит и отмечает на карте месторождения полезных ископаемых, составляет «портрет» изучаемого района в виде схем, карт, планов и диаграмм. Работа геолога начинается с изучения сопоставленных горных пород, взятых с поверхности земли, со дня моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования. Геолог должен понять, есть ли в данном районе полезные ископаемые, какие именно, как они расположены и насколько целесообразна их промышленная разработка.

Работа для мужественных, решительных и одновременно романтических людей. Твердая рука товарища - единственное, на что приходится рассчитывать в экстремальных ситуациях, которые здесь – дело обычное

Профессионально важные качества:

Физическая выносливость.

Пространственное воображение.

Наблюдательность.

Внимание.

Логическое и наглядно-образное мышление.

Эмоционально-волевая устойчивость.

Математические способности.

Самостоятельность и гибкость мышления.

Способность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

Упорство.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

ТГУ - Национальный исследовательский Томский государственный университет

КФУ - Казанский (Приволжский) федеральный университет

5.Метеоролог.

Профессия метеоролога окружена ореолом романтики, ведь они – непременные участники различных экспедиций; ведут наблюдения на полярных станциях и высокогорных плато, с самолетов, аэростатов и океанских лайнеров. Однако не романтика, а строгая объективность при проведении измерений и высокая точность их записи выходят на первый план профессии метеоролога. Метеорологи изучают состав и строение атмосферы; теплооборот и тепловой режим в атмосфере и на земной поверхности, влагооборот и фазовые превращения воды в атмосфере, движения воздушных масс; электрические, оптические и акустические явления в атмосфере. Скрасить некоторую монотонность работы позволяет большое разнообразие и изменчивость погодных условий; каждый раз приходится иметь дело с новой ситуацией и решать вновь возникающие задачи. 

Профессионально важные качества:

Аналитические способности.

Аккуратность.

Ответственность.

Терпение.

Упорство.

Наблюдательность.

Умение работать в команде.

Предусмотрительность.

Большой объем кратковременной памяти.

Способность к прогнозированию.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

Российский государственный

гидрометеорологический университет

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - МГУ

6.Гидролог - исследует круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализирует режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвует в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляет каталоги водных объектов

суши.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

МГУ имени М.В. Ломоносова - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ТГУ - Национальный исследовательский Томский государственный университет

7.Маркшейдер — горный инженер или техник, специалист по пространственно-геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геолого - разведочных работах

Профессионально важные качества:

аналитический ум

хороший глазомер

внимательность

ответственность

аккуратность.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

Национальный минерально-сырьевой

университет «Горный»

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (Московский институт стали и сплавов) (НИТУ МИСиС Горный институт)

Заключение.

География -одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира.

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. В своей работе я разобрал профессии, связанные с географией и узнал для чего они служат нам. Выяснил, какие нужны человеку качества для работы. Я понял что работа, связанная с географией не только полезная и сложная, но еще и интересная. Я думаю, моя работа заинтересует многих людей, не определившихся с профессией и возможно подтолкнет к выбору одной из выше рассмотренных.

Список использованных источников:

1. Вулканолог: http://www.profguide.ru/professions/vulkanolog.html [Электронный ресурс]

2. Вулканология: https://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]

3. Геолог: http://enjoy-job.ru/professions/geolog/ [Электронный ресурс]

4. Геология: https://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]

5. География: https://ru.wikipedia.org/wiki[Электронный ресурс]

6. Геофизик: http://www.profguide.ru/professions/geofizik.html [Электронный ресурс]

7. Геофизика: http://www.profguide.ru/professions/geofizik.html [Электронный ресурс]

8. Картография: https://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]

9. Левиева С.Н. Мир профессий. – М.: Просвещение, 2005. –316 с.

10. Метеоролог: http://www.profguide.ru/professions/view/?id [Электронный ресурс]

11. Метеорология: http://www.profguide.ru/professions/view/?id [Электронный ресурс]

12. Новиков В.И., Рассада А.Б. Основы геодезии и картографии. – Саратов: СГТУ, 2007. – 412 с.

13. Океанолог: http://www.profguide.ru/professions/Okeanolog.html [Электронный ресурс]

14. Океанология: http://www.profguide.ru/professions/Okeanolog.html [Электронный ресурс]

15. Пергаменщик Б.К. Геодезист. – М.: Геодезия, 2008.–346 с.

16. Профессия: http://www.profguide.ru/professions/ [Электронный ресурс]

17. Пчелов Е.В. В мире профессий. – М.: Русское слово, 2002. –280 с.

18. Радчук Д. Профессии, связанные с географией [Электронный ресурс] //Карьера. - М: 26.02.15. –URL : http://fb.ru/article/171273/professii-svyazannyie-s-geografiey -geolog-geodezist-i-ekolog (дата обращения: 18.10.2017).

19. Старых Л.К. В мире удивительных географических профессий //Учительский журнал. –2013. -No6. –С.36-38.

20. Геодезист. https://www.profguide.ru/professions/Geodezist.html [Электронный ресурс]

Просмотров работы: 547